ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРА ПТУ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы
В соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы особое развитие получает сеть средних профтехучилищ. В связи с этим возрастает роль мастера производственного обучения в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. Обучение и воспитание молодых рабочих невозможно без совершенствования подготовки самих мастеров производственного обучения. Перед психологией тем самым стоит задача дать научно обоснованный анализ профессионального становления мастера ПТУ как активного субъекта собственной деятельности. Реализация этой задачи представляет собой один из путей решения общей проблемы профессионального становления личности, разрабатываемой лабораторией психологии профессионального обучения и воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Т.В. Кудрявцева.
В психолого-педагогической литературе уделено значительное место проблеме профессиональной деятельности мастера производственного обучения (Ф.Н. Гоноболин, А.А. Ерошенко, Н.В. Кузьмина, А.Т. Маленко, Ю.П. Платонов, А.Г. Соколов, Е.И. Шарова и др.).
Описаны некоторые виды деятельности и функции мастера производственного обучения; специальные знания, навыки и умения, необходимые мастеру; профессионально значимые свойства и качества личности; психологические характеристики мастера, влияющие на эффективность руководства учебной группой ПТУ. Вместе с тем, проблема становления мастера ПТУ как профессионала изучена явно недостаточно. Имеющиеся сведения об уровнях профессионализации, их показателях и условиях нуждаются в уточнении, конкретизации и дальнейшей разработке.
В ряде работ (О.В. Борденюк, В.Н. Козиев, Н.В. Кузьмина) имеются сведения о том, что достижение специалистом мастерства в профессии детерминировано особенностями его профессионального самосознания и, в частности, самооценки как его компонента. Однако, анализ соответствующей литературы показывает, что роль самооценки в профессиональном становлении мастера производственного обучения не была предметом специального изучения, что подтверждает актуальность нашего исследования.
Эти положения определили цель нашего исследования — изучить основные показатели профессионального становления мастера производственного обучения, определяющие профессионализм данной категории специалистов.
Аспекты производственного обучения в системе профессионального ...
... личный педагогический опыт мастера производственного обучения Лошкарева О. Ю. БПОУ УР «Сарапульский промышленно-строительный техникум». В ходе подготовки реферата использованы такие методы исследования как наблюдение, опрос, анализ, изучение продуктов ...
Предмет исследования — профессиональное становление мастера ПТУ. В исследовании приняли участие мастера производственного обучения, администрация училищ №56 г. Красноярска, №22 г. Таганрога, а также слушатели университета психолого-педагогических знаний для мастеров ПТУ г. Красноярска (всего 118 человек).
Гипотеза исследования — конечным результатом профессионального становления мастера ПТУ является достижение им профессионализма — высшего уровня профессиональной деятельности, при котором он достигает наибольшего успеха в работе. Профессионализм характеризуется не только наивысшим уровнем овладения операционной стороной деятельности, но и высокой степенью удовлетворенности профессией и стремлением к дальнейшему самосовершенствованию. Уровень профессионализма детерминирован особенностями профессиональной мотивации мастеров ПТУ, а также особенностями самооценки профессионально значимых качеств. Самооценка профессионально значимых качеств, являясь своеобразной «проекцией» эталона-профессионала, выступает как один из существенных психологических регуляторов профессионального становления мастера ПТУ. Цель и сформулированная гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Выявить основные показатели профессионального становления мастера производственного обучения.
2. На основе выявленных показателей определить уровни профессионализма мастеров производственного обучения.
3. Исследовать взаимосвязь основных показателей профессионального становления мастеров ПТУ, определяющих различные .уровни их профессионализма.
4. Определить роль самооценки профессионально значимых качеств в профессиональном становлении мастера ПТУ.
В исследовании использовались следующие методы: выборочное наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, анализ сочинений учащихся и мастеров ПТУ.
Научная новизна и теоретическое значение исследования определяются тем, что в нем профессиональное становление мастера ПТУ рассматривается в единстве операционных и мотивационных компонентов его деятельности. Теоретически обоснованы и экспериментально выявлены основные показатели профессионального становления мастера производственного обучения (продуктивность деятельности, выраженность профессионально значимых качеств, сформированность профессиональной мотивации, самооценка профессионально значимых качеств).
Установлено, что уровень профессионализма мастеров ПТУ детерминирован особенностями профессиональной мотивации (преобладание мотивов общественно-социального содержания и профессионального плана) и особенностями самооценки профессионально значимых качеств (ее структурой и высотой).
Полученные в ходе исследования данные позволяют определить условия формирования высокого уровня профессионализма мастеров ПТУ (педагогическая направленность их деятельности, критичность самооценки профессионально значимых качеств); уточнить представление об адекватности самооценки.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования материалы позволили дать научно обоснованные рекомендации по повышению качества подготовки и самосовершенствование мастеров ПТУ, осуществлять дифференцированный подход в системе повышения квалификации данной категории инженерно-педагогических кадров.
Филипас 1. Термодинамическое исследование скважин
... пласта для определения его параметров. Эти исследования также можно применять и для изучения газовых скважин. 1. Термодинамическое исследование скважин. Известно, что колебания температуры на земной ... геотерма. Термограмма - распределение температуры в работающей скважине имеет отклонения от геотермы, которые связаны с термодинамическими и гидродинамическими процессами, происходящими в продуктивном ...
Надежность полученных в исследовании данных обеспечивалась длительным и интенсивным изучением профессиональной деятельности мастеров производственного обучения с применением различных методов и использованием статистических методов обработки данных (данные обрабатывались на ЭВМ).
Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование является составной частью целевой программы «Психологические основы профессионального становления личности учащегося», осуществляемой лабораторией психологии профессионального обучения и воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (номер государственной регистрации 0I8400I8023).
Теоретические и экспериментальные результаты исследований обсуждались на заседаниях лаборатории психологии профессионального обучения и воспитания НИИ ОПП АПН СССР, кафедры педагогики и психологии Красноярского государственного педагогического института. Основные идеи и результаты диссертационного исследования были изложены автором на X. Годичном собрании работников народного образования Красноярского края (г. Красноярск,1984 г.); научно-практических конференциях работников профессионально-технического образования Красноярского края (г. Красноярск, 1985, 1987 гг.); на Всесоюзной научно-практической конференции «Развитие прикладных психологических исследований и разработок» (г. Красноярск,1986) г) Полученные в ходе исследования данные нашли отражение в курсе лекций и практических занятий со слушателями университета психолого-педагогических знаний для мастеров ПТУ г. Красноярска, а также в разработке практических рекомендаций для Управления ПТО г. Красноярска.
Положения, выносимые на защиту:
1. Профессиональное становление мастера ПТУ — это динамический процесс формирования его как субъекта профессиональной деятельности, конечным результатом которого является достижение профессионализма. Основными показателями профессионализма мастера производственного обучения являются: продуктивность его деятельности, выраженность профессионально значимых качеств, сформированность профессиональной мотивации, самооценка профессионально, значимых качеств.
2. Уровень профессионализма мастеров ПТУ детерминирован особенностями профессиональной мотивации (преобладание мотивов общественно-социального содержания и профессионального плана).
3. Самооценка профессионально значимых качеств является одним из существенных психологических регуляторов профессионального становления мастера ПТУ. В частности, уровень профессионализма мастеров ПТУ определяется структурой самооценки и ее высотой.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДИ ИССЛЕДОВАНИЯ., Во введении, В первой главе
В последнее время проблема профессионального становления личности находится в центре внимания психологов, педагогов, социологов, так как от ее решения во многом зависит повышение эффективности и качества деятельности специалистов.
В современной психолого-педагогической литературе выполнено большое количество работ, посвященных теоретическому и экспериментальному исследованию проблемы профессионального становления человека, формированию его как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, Е.М. Борисова, М.Д. Голомшток, К.М. Гуревич, В.И. Жуковская, Е.А. Климов, Л.Л. Кондратьева, Н.И. Крылов, Т.В. Кудрявцев, М.Х. Титма, П.А. Шавир, В.В. Чебышева и др.).
Организация производственного обучения в профессиональном образовании
... профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач. На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы была определена тема исследования: «Организация производственного обучения в профессиональном образовании». Объект исследования: процесс организации производственного обучения. ...
Многие авторы понимают профессиональное становление личности как длительный и динамический процесс, имеющий свои этапы, стадии (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Д. Сьюпер).
Анализ литературы по данной проблеме позволил нам остановиться на концепции профессионального становления личности, разрабатываемой Т.В. Кудрявцевым и его сотрудниками. Достоинством данной концепции является то, что проблема профессионального становления человека рассматривается как неотъемлемая часть изучения общего профессионального развития личности в ходе обучения, воспитания и труда. В этом процессе учитывается единство мотивационно-потребностной и операционной сторон деятельности. Становление профессионала понимается как длительный, динамический, многоуровневый процесс формирования субъекта деятельности, охватывающий четыре основные стадии.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной деятельности мастера производственного обучения (Ф.Н. Гоноболин, А.А. Ерошенко, В.Н. Келасьев, А.Т. Маленко, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Платонов, А.А. Русалинова, А.Г. Соколов, Е.И. Шарова, В.В. Якунин и др.) позволил прийти к выводу о том, что проблема профессионального становления мастера ПТУ изучена в настоящее время недостаточно. Способы описания и анализа профессиональной деятельности мастера производственного обучения, составы выделяемых компонентов далеко не тождественны в различных источниках. Остается невыясненным вопрос о становлении мастера производственного обучения как профессионала, о показателях уровней профессионализации, о факторах и механизмах формирования его как субъекта собственной профессиональной деятельности. Все сказанное выше позволило рассматривать профессиональное становление мастера ПТУ как длительный процесс формирования его как субъекта собственной профессиональней деятельности, конечным результатом которого является достижение профессионализма (мастерства).
В подходе к анализу проблемы мастерства можно выделить два направления: I) функционально-операциональное, 2) личностно-мотивационное.
Сторонники первого направления главное внимание сосредоточивают на анализе операционной стороны деятельности (А.А. Ярошенко, Н.В. Кузьмина, Г.П. Немченко, В.В. Якунин), считая основным показателем профессионализма мастера производственного обучения сформированность общепедагогических умений (гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, проектировочных).
Представители второго направления основное внимание уделяют мотивационной стороне деятельности, качествам личности работника (О.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина, Ю.П. Платонов и др.).
Проведенный анализ работ позволил определить профессионализм как результат процесса профессионального становления субъекта деятельности, при котором он достигает наибольшего успеха в работе. Отмечается, что профессионализм характеризуется не только наивысшим уровнем овладения операционной стороной деятельности, но и высокой степенью удовлетворенности своим трудом и стремлением к дальнейшему самосовершенствованию.
По предмет «Метрология, стандартизация и сертификация» ...
... цикла разрабатываемой продукции. Цель реферата: изучить эко-инновационную деятельность повышения качества продукции Задачи: дать определение основным терминам, рассмотреть виды инноваций, узнать цель системы ... по разработке, внедрению и развитию экологических инноваций. В соответствии с определением, приведенным в руководящих принципах ОЭСР, под инновациями понимают «реализацию новой и значительно ...
Изучение различных инструктивных документов, касающихся деятельности мастера производственного обучения, а также опрос работников профессионально-технического образования позволил нам выделить следующие показатели профессионального становления мастера производственного обучения (показатели его профессионализма): 1)продуктивность деятельности, 2) выраженность профессионально значимых качеств, 3)сформированность профессиональной мотивации, 4) самооценка профессионально значимых качеств.
Продуктивность деятельности мастеров является объективным показателем, выделение которого имеет свои трудности, кроющиеся в специфике его профессии (педагогическая деятельность, сдвоенный предмет труда).
О продуктивности текущей деятельности мастера ПТУ молено судить по: успеваемости учащихся, сохранению их контингента, посещаемости и дисциплине в группе, результатам производственной практики, результатам экзаменов (переводных и выпускных).
Профессионально значимые качества личности мастера производственного обучения выделяются исходя из специфики его деятельности. Эта специфика состоит в том, что мастер ПТУ выполняет функции инструктора-наставника, обучающего учащихся базовой профессии, и функции воспитателя и организатора учебно-воспитательного процесса, т.е. работа мастера носит двоякий характер она и техническая, и педагогическая. В нашем исследовании основное внимание сосредоточено на выделении таких профессионально значимых качествах, которые присущи всем мастерам производственного обучения, независимо. От их базовой профессии, т.е. на качествах, обеспечивающих реализацию педагогических функций мастера. Профессионально значимые качества личности мастера ПТУ гипотетически структурируются следующим образом: 1) личностные, 2) организационно-коммуникативные, 3) дидактические. Данная структура профессионально значимых качеств, соответствуя структуре педагогических способностей (В.А. Крутецкий), наилучшим образом обеспечивает выполнение основных функций мастера ПТУ (организаторской, коммуникативной, воспитывающей, обучающей).
Анализ профессиональной мотивации позволяет определить значимость профессиональной деятельности для специалиста, раскрыть те аспекты, которые являются источником трудовой активности любого работника. Уровень профессиональной мотивации определяется всей системой потребностей личности, а с другой стороны — возможностями по удовлетворению потребностей личности, которые несет в себе профессия (В.Д. Шадриков, В.А. Ядов).
Поэтому о сформированности профессиональной мотивации мастера ПТУ можно судить по степени удовлетворенности профессией и работой, структуре и динамике профессиональных мотивов.
Проблема самооценки получила достаточно широкое освещение в психолого-педагогической литературе. Многие авторы посвятили свои работы изучению самооценки как компонента самосознания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Ламата, И.И. Чеснокова, Е.В. Горохова) и исследованию становления самооценки в онтогенезе ( Б.Г. Ананьев, Л.В. Берцфаи, М.И. Боришевский, Д.В. Демина, А.В. Захарова, Ф.И. Иващенко, А.И. Липкина, Г.И. Морева, Е.И.Савонько, А.И. Сильвестру, А.И. Соловьева, С.Ф. Спичак и др).
Результаты этих исследований показывают, что самооценка, выражая отношение субъекта к своей деятельности, выполняет ряд функций: ориентирующую, стимулирующую, регулирующую (регулирует моральное поведение детей; познавательную, учебную и учебно-профессиональную деятельность учащихся; взаимоотношения в коллективе школьников; процесс самовоспитания; профессиональное самоопределение школьников и учащихся ПТУ).
Роль мастера на х производственного обучения презентация
... к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихся ; Ознакомиться с основными этапами деятельности мастера производственного обучения в течение учебного года ; Описать свой личный педагогический опыт мастера производственного обучения. В ходе подготовки работы использованы ...
На различных возрастных этапах меняются источники формирования самооценки, а также различные ее характеристики (содержание, высота, степень адекватности и мера устойчивости).
Вместе с тем, в экспериментальном плане недостаточно изучен вопрос о роли самооценки в становлении профессионала. Анализ немногочисленных работ, посвященных этой проблеме (О.В. Борденюк, В.Н. Козиев, Н.В. Кузьмина, Н.Е. Шафажинская и др.) позволяет прийти к выводу о том, что самооценка выполняет регулирующую функцию профессиональной деятельности. Причем, самооценка понимается двояко: как показатель профессионализма специалиста и одновременно как фактор формирования этого профессионализма. Содержанием самооценки профессионала (так называемой профессиональной самооценки) являются профессионально значимые качества или профессиональные способности (О.М. Анисимова, О.В. Борденюк, Н.А. Климов, В.Н. Козиев, Т.Л. Миронова, В.В. Овсянникова, Е.Н. Прощицкая, Л.В. Фаустова, К.Е. Ящишин), профессиональная самооценка, являясь своеобразной «проекцией» эталона-профессионала, складывается под влиянием оценок специалиста представителями профессиональной среды и оценкой самим работником результатов собственной деятельности. Осуществляя профессиональную деятельность, ее субъект всегда имеет представления о том, каким профессионалом он был раньше, каким является сейчас, каким воображает себя в будущем. Соответственно этому, вербализовать эти представления можно, выделив следующие виды самооценок: ретроспективная, актуальная, идеальная. Рассматривал вышеуказанные теоретические положения применительно к профессиональной самооценке мастера производственного, обучения, мы предположили, что самооценка профессионально значимых качеств является существенным психологическим регулятором его профессионального становления.
Во второй главе диссертации
На основе изучения директивных документов, регламентирующих труд мастеров производственного обучения, нами обоснованы критерии оценки продуктивности их текущей деятельности (успеваемость учащихся, сохранение их контингента, посещаемость и дисциплина в группе, результаты производственной практики, результаты переводных и выпускных экзаменов); количественная наполняемость этих критериев. Оценка показателей продуктивности текущей деятельности мастеров ПТУ производилась администрацией училищ по пятибалльной системе. Результаты проведенного нами исследования показали, что по уровням продуктивности текущей деятельности всех мастеров производственного обучения можно разделить на три группы — с высоким, средним и низким уровнями (соответственно 31,2%, 44,4%, 24,4%).
Вторым показателем, характеризующим уровень профессионализма мастеров производственного обучения, является выраженность профессионально значимых качеств. Перечень этих качеств был выявлен нами при помощи ряда методик: контен-анализа сочинений мастеров ПТУ, анализа бесед и интервью с работниками системы профессионально-технического образования. На основе статистической обработки данных было выделено 16 профессионально значимых качеств, объединенных в три условные группы:
Контроль качества при устройстве кровли
... качеству и приемке работ Производственный контроль качества работ по устройству рулонных кровель включает входной контроль рабочей документации и используемых материалов, операционный контроль технологических процессов и приемочный контроль кровли (акт скрытых работ, ... кровельных работ, выданы наряды на особо опасные работы с мероприятиями по технике безопасности; указаны производителем работ ...
1. Личностные качества — расположенность к учащимся, требовательность, принципиальность, справедливость, выдержка и самообладание, настойчивость, стремление к самосовершенствованию.
2. Организационно-коммуникативные качества — умение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, понимание учащихся, умение организовать учащихся, умение влиять на учащихся.
3. Дидактические качества — владение базовой профессией, умение объяснять, умение показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.
В перечисленных выше профессионально значимых качествах отражается единство операционной и мотивационной сторон деятельности мастера производственного обучения. Так, личностные качества относятся к мотивационным, определяющим педагогическую направленность его личности. Организационно-коммуникативные и дидактические качества относятся к операционным, выполняющим функции организации, общения и обучения.
По уровню выраженности профессионально значимых качеств, который определялся с помощью метода компетентных судей (администрация училища, коллеги мастера) всех мастеров разделили на три группы с высоким, средним и низким уровнями (соответственно 31,2%, 44,4%, 24,4% мастеров).
Следует отметить, что продуктивность деятельности мастеров ПТУ и выраженность у них профессионально значимых качеств представляют собой объективные показатели их профессионального становления, свидетельство чему совпадение % распределения мастеров всей выборки на уровни по двум показателям.
Анализ уровней выраженности профессионально значимых качеств показал, что у начинающих мастеров производственного обучения (с низким уровнем) слабо выражены следующие качества: умение организовать учащихся, справедливость, умение влиять на учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, владение базовой профессией, умение показывать трудовые операции, умение объяснять, т.е., организационно-коммуникативные и дидактические качества. Вместе с тем, по оценкам судей у них наиболее выражены расположенность к учащимся, культура речи и общая эрудиция. У группы мастеров со средним уровнем слабо выражены следующие качества; умение организовать учащиеся, культура речи, общая эрудиция, умение влиять на учащихся. Наиболее выражены у данной группы мастеров дидактические качества: умения объяснять и показывать трудовые операции, владение базовой профессией; личностные качества: расположенность к учащимся, справедливость. У группы мастеров с высоким уровнем все три группы качеств (личностные, организационно-коммуникативные, дидактические) выражены в достаточной степени. Самые высокие судейские оценки получили следующие качества: расположенность к учащимся, умение организовать учащихся, понимание учащихся, владение базовой профессией (средняя судейская оценка каждого из этих качеств 4,8 балла).
Результаты корреляционного анализа показали, что выделенные профессионально значимые качества действительно структурируются в три группы: личностные, организационно-коммуникативные (процент значимых коэффициентов корреляции в целом значительно выше внутри группы качеств, чем между группами).
Экономическая эффективность и стимулирование повышения качества продукции
... затраты. Однако оценка экономической эффективности повышения качества продукции имеет определенные особенности. Общепринятым условием равноценности сравниваемых вариантов является равенство приведенных затрат. С учетом этого рассмотрим особенности повышения качества27. Экономическая эффективность повышения качества промышленной продукции оценивается для ...
Так, внутри группы личностных качеств процент значимых коэффициентов корреляции составляет 61,2%, внутри группы организационно-коммуникативных качеств — 75%, внутри группы дидактических качеств – 85%. Процент значимых коэффициентов корреляции между группами качеств: личностные — организационно-коммуникативные составляет 39,2%; личностные — дидактические качества — 51,4%. Исключение составляет связь между группами качеств: организационно-коммуникативные — дидактические (процент значимых коэффициентов корреляции составляет 60%).
Третьим показателем профессионального становления мастера производственного обучения является сформированность профессиональной мотивации. Мы судили о ней по степени удовлетворенности профессией мастерами, а также по ведущим мотивам выбора этой профессии. Результаты анализа полученных в ходе исследования данных свидетельствуют, что 73,39% мастеров исследуемой выборки удовлетворены профессией, а 26,7% мастеров не удовлетворены своей профессией. Сравнение индекса удовлетворенности профессией мастеров ПЗУ с разным стажем работы по специальности показывает, что с увеличением стажа работы индекс удовлетворенности профессией повышается(0,34 — у мастеров со стажем работы от 1 до 5 лет; 0,73 — со стажем от 6 до 10 лет; 1,0 — со стажем более 15 лет).
Среди мастеров, неудовлетворенных профессией — все начинающие (стаж работы 1-2 года) и, как правило, молодые ( в возрасте от 20 до 30 лет).
Следует отметить, что удовлетворенность профессией не тождественна удовлетворенности работой — профессиональной деятельностью в конкретных условиях. Так, наши испытуемые указывали, что в их работе встречаются трудности, мешающие достижению успеха в деятельности (недостаточная оснащенность мастерских, затруднения в устройстве учащихся на практику, конфликты с администрацией и учащимися).
Однако, общий индекс удовлетворенности профессией не дает информации о том, почему мастера ПТУ удовлетворены или не удовлетворены своей профессией. Чтобы выяснить это, мы проанализировали мотивы выбора профессии мастерами. Подученный в результате опроса (анкетирования, беседы, интервью) материал показал, что выбор профессии мастерами производственного обучения полимотивирован. При выборе профессии ведущими оказались мотивы, связанные с внешними обстоятельствами («зарплата», «летний отпуск», «предоставление жилой площади» и др.).
Мотивы общественно-социального содержания («понимание общественной важности работы мастера производственного обучения», «желание работать с молодежью»), а также мотивы профессионального плана («убежденность в своих педагогических способностях», «проявление творчества в работе», «интересная работа по содержанию») оказались слабо выраженными при выборе профессии мастерами. Исключение составляет мотив «желание работать с молодежью», его назвали в качестве ведущего 52,4% мастеров ГИУ. В связи с этим, мы предположили, что данный мотив, свидетельствуя о педагогической направленности личности мастеров производственного обучения, является условием достижения ими высокого уровня профессионализма.
Самооценка профессионально значимых качеств является четвертым показателем профессионального становления мастера ПТУ. Наши испытуемые оценивали выраженность у себя 16 профессионально значимых качеств по трем видам самооценок: «ретроспективная» — какими качествами обладал мастер на начальных этапах своей работы; «актуальная» — какими качествами обладает мастер в настоящее время; «идеальная» — какими качествами хотел бы он обладать в будущем. Анализ полученных материалов показал, что по величине «ретроспективной» самооценки можно судить о трудностях начинающих мастеров ПТУ. По их самооценкам у них недостаточно выражены следующие качества: умение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, умение влиять на учащихся, выдержка и самообладание, умение организовать учащихся, владение базовой профессией, уменья объяснять и показывать трудовые операции, т.е., в начале профессиональной деятельности у мастеров производственного обучения слабо выражены прежде всего организационно-коммуникативные и дидактические качества. Это согласуется с мнением компетентных судей, оценивающих выраженность профессионально значимых качеств у начинающих мастеров. Анализ полученных нами данных показал также, что «ретроспективная» самооценка в отношении к «актуальной» дает мастеру ПТУ шкалу собственных профессиональных достижений. Сравнение средних «ретроспективных» и «актуальных» самооценок мастеров свидетельствует об осознании ими собственного профессионального роста — все «актуальные» самооценки оказались выше, чем «ретроспективные». Но этот процесс неодинаков для различных качеств: разница между «ретроспективной» и «актуальной» самооценками выше по тем качествам, которые осознаются мастерами ПТУ как наиболее слабо выраженные у них на начальных этапах работы (это относится прежде всего к организационно-коммуникативным и дидактическим качествам).
Управление инновационной деятельностью в ОАО «Магнитогорский ...
... Магнитогорский металлургический комбинат" - российский металлургический комбинат в городе Магнитогорске Челябинской области. Один из крупнейших металлургических комбинатов ... железорудного сырья высокого качества. 2. Значимые факторы внутренней и ... ОАО "ММК" в своей деятельности руководствуется международными и российскими ... финансовые трудности, новые условия работы, которые отягощались сильной степенью ...
Величина «актуальной» самооценки свидетельствует о тех трудностях, которые испытывают мастера производственного обучения в настоящее время. Отношение между «актуальной» и «идеальной» самооценками может служить показателем потенциала саморазвития (на что ориентируется мастер ПТУ в своем профессиональном развитии и какова величина этой ориентации); чем больше расхождение между этими видами самооценок, тем сильнее тенденция к самосовершенствованию. Сравнение средних «актуальных» и «идеальных» самооценок показало, что по всем трем группам профессионально значимых качеств «идеальные» самооценки выше, чем «актуальные». Причем, в своем саморазвитии мастера в большей степени ориентируются на те качества, которые осознаются ими как недостаточно развитые в прошлом и настоящем (организационно-коммуникативные и дидактические качества).
Об этом свидетельствуют и результаты корреляционного анализа основных взаимосвязей в структуре самооценок. Они показывают, что в самосознании мастеров производственного обучения происходят определенные изменения. Эти изменения идут по следующей линии: от осознания взаимосвязи, взаимозависимости отдельных качеств, входящих в группу (личностных, организационно-коммуникативных, дидактических) — к осознанию тесной взаимосвязи всех качеств, входящих в данную группу. Исключение составляет группа организационно-коммуникативных качеств, в которой все качества по всем трем видам самооценок тесно связаны между собой (коэффициенты корреляции от 0,55 до 0,88).
Это понятно, ведь именно данные качества вызывают наибольшие трудности у мастеров в прошлом и настоящем, а это приводит к осознанию необходимости их развития.
В третьей главе диссертации
Уровень профессионализма мастеров производственного обучения определялся, прежде всего, по двум объективным показателям их деятельности: продуктивности текущей деятельности мастеров и выраженности профессионально значимых качеств. Вся выборка мастеров ПТУ (всего 45 человек) распределилась по уровням профессионализма следующим образом: высокий уровень — 14 человек (31, 2%), средний уровень — 20 человек (44, 4%), низкий — 11 человек (24, 4%).
В ходе исследования установлено, что по мере профессионализации мастеров производственного обучения повышаются объективные показатели их деятельности, изменяется структура этих качеств. Развитие той или иной группы профессионально значимых качеств определяется ориентацией на мнение референтной для мастера ПТУ группы. Так, при ориентации на мнение учащихся больше выражена тенденция развивать у себя личностные качества; при ориентации на мнение коллег организационно-коммуникативные качества; при ориентации на мнение администрации — дидактические качества. Знание этих ориентации помогает лучше понять путь профессионального самосовершенствования мастеров ПЗУ. В зависимости от ориентации у мастера складывается определенный эталон-профессионала (какими профессионально значимыми качествами он хотел бы обладать для достижения успеха в деятельности).
С позиций этого эталона идет оценка своих прошлых и настоящих достижений. В связи с этим рассматривается вопрос об адекватности самооценок мастеров ПТУ. В нашем исследовании адекватность самооценки определялась сравнением судейской оценки и «актуальной» самооценки мастера. На основании данных вычислений все мастера ПТУ были разделены на три группы: с адекватной, заниженной и завышенной самооценкой (соответственно 40%, 24,4%, 36,6% от общей выборки).
Сравнение адекватности самооценок с уровнями профессионализма мастеров показало, что для мастеров с низким уровнем профессионализма характерна завышенная самооценка(63,6% от общего числа мастеров, входящих в данную группу).
Среди мастеров со средним уровнем профессионализма большая часть (55%) оценивали себя адекватно. В группе мастеров с высоким уровнем профессионализма — большая часть(71,4%) имели заниженную самооценку. Таким образом, прослеживается в нашем исследовании линия изменения адекватности самооценки в зависимости от уровня профессионализма: от завышенной — через адекватную — к заниженной. Проведенное исследование показало, что неадекватность самооценки мастеров обусловлена двумя причинами: I/ неосознанностью специфики профессии, требований ее к профессионально значимым качествам, отсутствием четко представляемого эталона-профессионала (завышенная самооценка); 2/ ориентацией на собственные ценности, эталон-профессионала, с позиций которого мастер оценивает свои прошлые и настоящие достижения(заниженная самооценка).
В связи с этим, на наш взгляд, целесообразнее употреблять термин » критичность» самооценки, а те термин «адекватность» самооценка. По мере профессионализации мастеров ПТУ самооценка профессионально значимых качеств изменяется, становится все более
критичной. Это объясняется следующим: в ходе профессионализации у мастеров ПТУ складывается и уточняется эталон-профессионала. В ходе исследования установлено, что у начинающих мастеров ПТУ (с низким уровнем профессионализма) эталон-профессионала еще не сложился окончательно. Мастера этой группы плохо представляют специфику своей профессиональной деятельности, недостаточно осознают свои личностные качества в соответствии с требованиями профессии. В соответствии с этим, самооценка этих мастеров некритичная (как правило, завышенная), У мастеров со средним и высоким уровнями профессионализма эталон-профессионала отличается большей реалистичностью, осознанностью, дифференцированностью.
С ростом профессионализма изменяются также профессиональные мотивы мастеров производственного обучения. Результаты исследования показали, что по мере профессионализации повышается степень удовлетворенности профессией у мастеров. Так, в группе мастеров с низким уровнем профессионализма индекс удовлетворенности профессией равен 0,1; в группе мастеров со средним уровнем профессионализма — 0,45; с высоким — 0,8. Показано также, что по мере формирования профессионализма у мастеров П1У происходит изменение мотивов их профессиональной деятельности. Если при выборе профессии преобладают мотивы, связанные с внешними обстоятельствами, то с повышением уровня профессионализма эти мотивы переносятся как бы «внутрь» профессиональной деятельности («интересная работа по содержанию», «проявление творчества в работе», «убежденность в своих педагогических способностях»).
Необходимым условием достижения профессионализма мастерами является педагогическая направленность их личности, судить о которой мы можем по представленности мотива «желание работать с молодежью». Если при выборе профессии этот мотив оказывался ведущим, то это способствовало формированию высокого уровня профессионализма и высокой степени удовлетворенности профессией. Если же данный мотив был выражен слабо или вовсе отсутствовал, то мастера ПТУ оставались на низком уровне профессионализма или меняли профессию. Этому способствовала их низкая удовлетворенность профессией.
В исследовании также рассмотрен вопрос о влиянии самооценки профессионально значимых качеств на основные показатели профессионального становления мастеров ПТУ. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что критичная (заниженная) самооценка коррелирует с высокими показателями продуктивности деятельности, высоким уровнем выраженности профессионально значимых качеств, высокой степенью удовлетворенности профессией. Адекватная самооценка коррелирует со средним уровнем выраженности профессионально значимых качеств, низким уровнем продуктивности деятельности, со средней степенью удовлетворенности профессией. Некритичная (завышенная) самооценка коррелирует с низкими показателями продуктивности деятельности, низким уровнем выраженности профессионально значимых качеств, низкой степенью удовлетворенности профессией ( все данные значимы на 1% уровне).
Таким образом, в процессе профессионализации происходит смена причинно-следственных связей личности, деятельности и самосознания. Применительно к профессиональному становлению мастера производственного обучения это выражается в следующем: самооценка профессионально значимых качеств, выступая своеобразной «проекцией» эталона-профессионала, является фактором, регулирующим формирование профессионализма мастеров ПТУ. Осознание своих профессиональных качеств с позиций этого эталона приводит к изменению профессиональной мотивации, установлению «личностного смысла» деятельности, что в свою очередь ведет к дальнейшему развитию и формированию профессионально значимых качеств, а их выраженность сказывается на продуктивности деятельности мастеров производственного обучения. С одной стороны, эталон-профессионала, вербализованный в «идеальной» самооценке, способствует формированию профессионализма мастеров ПТУ. С другой стороны, по мере профессионализации этот эталон все более осознается, дифференцируется, что находит отражение в самооценках профессионально значимых качеств мастеров производственного обучения, которые становятся все более; критичными.
Выводы исследования:
1. Анализ соответствующей литературы и проведенное нами исследование позволило определить профессиональное становление мастера производственного обучения как динамический процесс формирования его как субъекта деятельности, конечным результатом которого является достижение профессионализма.
2. Определены основные показатели профессионализма становления мастера производственного обучения. К ним относятся: продуктивность деятельности, выраженность профессионально значимых качеств, сформированность профессиональной мотивации, самооценка профессионально значимых качеств.
3. Уровни профессионализма мастеров исследуемой выборки определены на основе объективных показателей их деятельности (продуктивности текущей деятельности и выраженности профессионально значимых качеств).
4. Рассмотрена взаимосвязь основных показателей профессионального становления мастеров ПТУ, определяющих различные уровни их профессионализма:
- повышение объективных показателей деятельности мастеров ПТУ приводит к повышению уровня их профессионализма;
- развитие той или иной группы профессионально значимых качеств определяется, в конечном итоге, ориентацией на мнение референтной для мастера ПТУ группы.
Так, при ориентации на мнение учащихся в большей степени развиваются личностные качества, при ориентации на мнение коллег — организационно-коммуникативные качества, при ориентации на мнение администрации — дидактические качества;
— повышается степень удовлетворенности профессией с ростом профессионализма, происходит изменение профессиональной мотивации мастеров ПТУ. В начале профессиональной деятельности мотивы, как правило, лежат вне профессии. В основном это материальные стимулы («зарплата», «летний отпуск», «предоставление жилой площади» и др.).
Для мастеров с высоким уровнем профессионализма характерно преобладание мотивов общественно-социального содержания («понимание общественной важности работы мастера», «желание работать с молодежью») и мотивов профессионального плана («убежденность в своих педагогических способностях», «проявление творчества в работе», «интересная работа по содержанию» и др.).
5. Самооценка профессионально значимых качеств, выступая своеобразной «проекцией» эталона-профессионала, осуществляет регулирующую функцию профессионального становления мастера ПТУ. В частности, формирование профессионализма определяется структурой самооценки («ретроспективная», «актуальная», «идеальная») и ее высотой. По мере профессионального становления мастера ПТУ:
- «ретроспективная» самооценка в отношении к «актуальной» дает мастеру шкалу собственных профессиональных достижений. Высота «ретроспективной» самооценки позволяет судить о трудностях начинающих мастеров ПТУ;
- «актуальная» самооценка — показатель трудностей мастеров в настоящем. С ростом профессионализма «актуальная» самооценка становится более критичной. Это объясняется тем, что оценка мастером себя в настоящем происходит с позиций эталона-профессионала, который вербализуется в «идеальной» самооценке;
- расхождение между «актуальной» и «идеальной» самооценками свидетельствует о тенденции к самосовершенствованию своего профессионализма (чем больше это расхождение, тем сильнее тенденция).
6.Проведенное исследование позволило дать некоторые рекомендации, направленные на совершенствование подготовки мастеров ПТУ:
- при отборе кандидатов на профессию мастера производственного обучения необходимо учитывать педагогическую направленность их личности;
- осуществлять работу по формированию эталона-профессионала у начинающих мастеров ПТУ. Лакомить их со спецификой профессии, ее требованиями, трудностями;
- при подведении итогов аттестации мастеров производственного обучения учитывать показатели их текущей деятельности.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:
1. К вопросу о значении личностного компонента в деятельности мастера ПТУ // Пути совершенствования содержания и методов коммунистического воспитания учащихся: Тезисы докладов краевой научно-методической конференции. Красноярск,1984.-С.150-153.
2. Изучение самооценки профессионально значимых качеств мастера ШУ // Развитие прикладных психологических исследований и разработок: Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции.- М.,1986,- С.37-33.
3. О профессиональном становлении мастера ПТУ,- М.,1986.-17с. Рукопись представлена НИИ ОПП АПН СССР. Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика» 11 августа 1985, №198-86.
4. Психологические особенности профессионального становления мастера ПТУ // Вопросы психологии,- 1387.-N’1,- С.