Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ

Курсовая работа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МАСТЕРА ПТУ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы

В соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы особое развитие получает сеть средних профтехучилищ. В связи с этим возрастает роль мастера производст­венного обучения в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. Обучение и воспитание молодых рабочих невозможно без совершенствования подготовки самих мастеров производственного обучения. Перед психологией тем самым стоит задача дать научно обоснованный анализ профессионального становления мастера ПТУ как активного субъекта собственной деятельности. Реализация этой задачи представляет собой один из путей решения общей проблемы профессионального становления личности, разрабатываемой лабораторией психологии профессионального обучения и воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР под руководством Т.В. Кудрявцева.

В психолого-педагогической литературе уделено значительное место проблеме профессиональной деятельности мастера прои­зводственного обучения (Ф.Н. Гоноболин, А.А. Ерошенко, Н.В. Кузьмина, А.Т. Маленко, Ю.П. Платонов, А.Г. Соколов, Е.И. Шарова и др.).

Описаны некоторые виды деятельности и функции мастера производственного обучения; специальные знания, навыки и умения, необходимые мастеру; профессионально значимые свойства и качества личности; психологические характеристики мастера, влияющие на эффективность руководства учебной группой ПТУ. Вместе с тем, проблема становления мастера ПТУ как профессионала изучена явно недостаточно. Имеющиеся сведения об уровнях профессионализации, их показателях и условиях нуждаются в уточнении, конкретизации и дальнейшей разработке.

В ряде работ (О.В. Борденюк, В.Н. Козиев, Н.В. Кузьмина) име­ются сведения о том, что достижение специалистом мастерства в профессии детерминировано особенностями его профессионального самосознания и, в частности, самооценки как его компонента. Однако, анализ соответствующей литературы показывает, что роль самооценки в профессиональном становлении мастера производственного обучения не была предметом специального изучения, что подтверждает актуальность нашего исследования.

Эти положения определили цель нашего исследования — изучить основные показатели профессионального становления мас­тера производственного обучения, определяющие профессионализм данной категории специалистов.

20 стр., 9859 слов

Аспекты производственного обучения в системе профессионального ...

... личный педагогический опыт мастера производственного обучения Лошкарева О. Ю. БПОУ УР «Сарапульский промышленно-строительный техникум». В ходе подготовки реферата использованы такие методы исследования как наблюдение, опрос, анализ, изучение продуктов деятельности ...

Предмет исследования — профессиональное становление мастера ПТУ. В исследовании приняли участие мастера производственного обуче­ния, администрация училищ №56 г. Красноярска, №22 г. Таганрога, а также слушатели университета психолого-педагогических знаний для мастеров ПТУ г. Красноярска (всего 118 человек).

Гипотеза исследования — конечным результатом профессионального становления мастера ПТУ является достижение им профессионализ­ма — высшего уровня профессиональной деятельности, при котором он достигает наибольшего успеха в работе. Профессионализм хара­ктеризуется не только наивысшим уровнем овладения операционной стороной деятельности, но и высокой степенью удовлетворенности профессией и стремлением к дальнейшему самосовершенствованию. Уровень профессионализма детерминирован особенностями профес­сиональной мотивации мастеров ПТУ, а также особенностями само­оценки профессионально значимых качеств. Самооценка профессио­нально значимых качеств, являясь своеобразной «проекцией» эталона-профессионала, выступает как один из существенных психоло­гических регуляторов профессионального становления мастера ПТУ. Цель и сформулированная гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить основные показатели профессионального становления мастера производственного обучения.

2. На основе выявленных показателей определить уровни професси­онализма мастеров производственного обучения.

3. Исследовать взаимосвязь основных показателей профессиональ­ного становления мастеров ПТУ, определяющих различные .уровни их профессионализма.

4. Определить роль самооценки профессионально значимых качеств в профессиональном становлении мастера ПТУ.

В исследовании использовались следующие методы: выборочное наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, анализ сочинений уча­щихся и мастеров ПТУ.

Научная новизна и теоретическое значение исследования определя­ются тем, что в нем профессиональное становление мастера ПТУ рассматривается в единстве операционных и мотивационных компо­нентов его деятельности. Теоретически обоснованы и экспериментально выявлены основные показатели профессионального становления мастера производственного обучения (продуктивность деятельности, выраженность профессионально значимых качеств, сформированность профессиональной мотивации, самооценка профессионально значимых качеств).

Установлено, что уровень профессионализма мастеров ПТУ детерминирован особенностями профессиональной мо­тивации (преобладание мотивов общественно-социального содержания и профессионального плана) и особенностями самооценки профес­сионально значимых качеств (ее структурой и высотой).

Полученные в ходе исследования данные позволяют определить условия формирования высокого уровня профессионализма мастеров ПТУ (пе­дагогическая направленность их деятельности, критичность самооценки профессионально значимых качеств); уточнить представле­ние об адекватности самооценки.

Практическая значимость исследования. Полученные в ходе иссле­дования материалы позволили дать научно обоснованные рекомен­дации по повышению качества подготовки и самосовершенствование мастеров ПТУ, осуществлять дифференцированный подход в системе повышения квалификации данной категории инженерно-педагогичес­ких кадров.

27 стр., 13254 слов

Профессиональные качества специалистов единых дежурно-диспетчерских служб

... осуществляемых едиными дежурно- диспетчерскими службами, повышение квалификационных требований к должностным лицам, специалистам этих служб требуют от них соответствующего уровня теоретической, служебной, профессиональной, методической ... входит: начальник ЕДДС; дежурно-диспетчерский персонал: оперативный дежурный и четыре - помощника оперативного дежурного. Пункт управления (далее - ПУ) представляет ...

Надежность полученных в исследовании данных обеспечивалась дли­тельным и интенсивным изучением профессиональной деятельности мастеров производственного обучения с применением различных ме­тодов и использованием статистических методов обработки данных (данные обрабатывались на ЭВМ).

Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование является составной частью целевой программы «Психологические основы профессионального становления личности учащегося», осуществляемой лабораторией психологии профессионального обучения и воспитания НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (номер государственной регистрации 0I8400I8023).

Теоретические и экспериментальные результаты исследований обсуждались на заседаниях лаборатории психологии профессиональ­ного обучения и воспитания НИИ ОПП АПН СССР, кафедры педагогики и психологии Красноярского государственного педагогического института. Основные идеи и результаты диссертационного иссле­дования были изложены автором на X. Годичном собрании работников народного образования Красноярского края (г. Красноярск,1984 г.); научно-практических конференциях работников профессионально-технического образования Красноярского края (г. Красноярск, 1985, 1987 гг.); на Всесоюзной научно-практической конференции «Развитие прикладных психологических исследований и разработок» (г. Красноярск,1986) г) Полученные в ходе исследования данные нашли отражение в курсе лекций и практических занятий со слу­шателями университета психолого-педагогических знаний для мастеров ПТУ г. Красноярска, а также в разработке практических рекомендаций для Управления ПТО г. Красноярска.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное становление мастера ПТУ — это динамический процесс формирования его как субъекта профессиональной деятель­ности, конечным результатом которого является достижение про­фессионализма. Основными показателями профессионализма мастера производственного обучения являются: продуктивность его деятельности, выраженность профессионально значимых качеств, сформированность профессиональной мотивации, самооценка профессио­нально, значимых качеств.

2. Уровень профессионализма мастеров ПТУ детерминирован особен­ностями профессиональной мотивации (преобладание мотивов обще­ственно-социального содержания и профессионального плана).

3. Самооценка профессионально значимых качеств является одним из существенных психологических регуляторов профессионального становления мастера ПТУ. В частности, уровень профессионализ­ма мастеров ПТУ определяется структурой самооценки и ее высо­той.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДИ ИССЛЕДОВАНИЯ., Во введении, В первой главе

В последнее время проблема профессионального становления личности находится в центре внимания психологов, педагогов, социологов, так как от ее решения во многом зависит повышение эффективности и качества деятельности специалистов.

29 стр., 14330 слов

Организация производственного обучения в профессиональном образовании

... профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач. На основании анализа актуальности, противоречий и проблемы была определена тема исследования: «Организация производственного обучения в профессиональном образовании». Объект исследования: процесс организации производственного обучения. ...

В современной психолого-педагогической литературе выпол­нено большое количество работ, посвященных теоретическому и экспериментальному исследованию проблемы профессионального ста­новления человека, формированию его как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, Е.М. Борисова, М.Д. Голомшток, К.М. Гуревич, В.И. Жу­ковская, Е.А. Климов, Л.Л. Кондратьева, Н.И. Крылов, Т.В. Кудрявцев, М.Х. Титма, П.А. Шавир, В.В. Чебышева и др.).

Многие авторы понимают профессиональное становление личности как длительный и динамический процесс, имеющий свои этапы, стадии (Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Д. Сьюпер).

Анализ литературы по данной проблеме позволил нам остановиться на концепции профессионального стано­вления личности, разрабатываемой Т.В. Кудрявцевым и его сотруд­никами. Достоинством данной концепции является то, что проблема профессионального становления человека рассматривается как неотъемлемая часть изучения общего профессионального развития личности в ходе обучения, воспитания и труда. В этом процессе учитывается единство мотивационно-потребностной и операционной сторон деятельности. Становление профессионала понимается как длительный, динамический, многоуровневый процесс формирования субъекта деятельности, охватывающий четыре основные стадии.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной деятельности мастера производственного обучения (Ф.Н. Гоноболин, А.А. Ерошенко, В.Н. Келасьев, А.Т. Маленко, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Платонов, А.А. Русалинова, А.Г. Соколов, Е.И. Шарова, В.В. Якунин и др.) позволил прийти к выводу о том, что проблема профессионального становления мастера ПТУ изучена в настоящее время недостаточно. Способы описания и анализа про­фессиональной деятельности мастера производственного обучения, составы выделяемых компонентов далеко не тождественны в раз­личных источниках. Остается невыясненным вопрос о становлении мастера производственного обучения как профессионала, о показа­телях уровней профессионализации, о факторах и механизмах формирования его как субъекта собственной профессиональной деятельности. Все сказанное выше позволило рассматривать профес­сиональное становление мастера ПТУ как длительный процесс формирования его как субъекта собственной профессиональней деятельности, конечным результатом которого является достижение профессионализма (мастерства).

В подходе к анализу проблемы мастерства можно выделить два направления: I) функционально-операциональное, 2) личностно-мотивационное.

Сторонники первого направления главное внимание сосредото­чивают на анализе операционной стороны деятельности (А.А. Ярошенко, Н.В. Кузьмина, Г.П. Немченко, В.В. Якунин), считая основным показателем профессионализма мастера производственного обучения сформированность общепедагогических умений (гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных, проектировочных).

Представители второго направления основное внимание уделяют мотивационной стороне деятельности, качествам личности работника (О.Г. Вершловский и Л.Н. Лесохина, Ю.П. Платонов и др.).

Проведенный анализ работ позволил определить профессионализм как результат процесса профессионального становления субъекта деятельности, при котором он достигает наибольшего успеха в ра­боте. Отмечается, что профессионализм характеризуется не только наивысшим уровнем овладения операционной стороной деятельности, но и высокой степенью удовлетворенности своим трудом и стремлением к дальнейшему самосовершенствованию.

13 стр., 6115 слов

Роль мастера на х производственного обучения презентация

... к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихся ; Ознакомиться с основными этапами деятельности мастера производственного обучения в течение учебного года ; Описать свой личный педагогический опыт мастера производственного обучения. В ходе подготовки работы использованы ...

Изучение различных инструктивных документов, касающихся деятельности мастера производственного обучения, а также опрос работников профессионально-технического образования позволил нам выделить следующие показатели профессионального становления мастера производственного обучения (показатели его профессионализма): 1)продуктивность деятельности, 2) выраженность профессионально значимых качеств, 3)сформированность профессиональной мотивации, 4) самооценка профессионально значимых качеств.

Продуктивность деятельности мастеров является объективным показателем, выделение которого имеет свои трудности, кроющиеся в специфике его профессии (педагогическая деятельность, сдвоенный предмет труда).

О продуктивности текущей деятельности мастера ПТУ молено судить по: успеваемости учащихся, сохранению их контингента, посещаемости и дисциплине в группе, результа­там производственной практики, результатам экзаменов (переводных и выпускных).

Профессионально значимые качества личности мастера производственного обучения выделяются исходя из специфики его деятельности. Эта специфика состоит в том, что мастер ПТУ выполняет функции инструктора-наставника, обучающего учащихся базовой профессии, и функции воспитателя и организатора учебно-воспитательного процесса, т.е. работа мастера носит двоякий характер она и техническая, и педагогическая. В нашем исследовании основное внимание сосредоточено на выделении таких профессионально значимых качествах, которые присущи всем мастерам производственного обучения, независимо. От их базовой профессии, т.е. на качествах, обеспечивающих реализацию педагогических функций ма­стера. Профессионально значимые качества личности мастера ПТУ гипотетически структурируются следующим образом: 1) личностные, 2) организационно-коммуникативные, 3) дидактические. Данная структура профессионально значимых качеств, соответствуя структуре педагогических способностей (В.А. Крутецкий), наилучшим образом обеспечивает выполнение основных функций мастера ПТУ (организаторской, коммуникативной, воспитывающей, обучающей).

Анализ профессиональной мотивации позволяет определить значимость профессиональной деятельности для специалиста, раскрыть те аспекты, которые являются источником трудовой активности любого работника. Уровень профессиональной мотивации определяется всей системой потребностей личности, а с другой сторо­ны — возможностями по удовлетворению потребностей личности, ко­торые несет в себе профессия (В.Д. Шадриков, В.А. Ядов).

Поэтому о сформированности профессиональной мотивации мастера ПТУ мож­но судить по степени удовлетворенности профессией и работой, структуре и динамике профессиональных мотивов.

Проблема самооценки получила достаточно широкое освещение в психолого-педагогической литературе. Многие авторы посвятили свои работы изучению самооценки как компонента самосознания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Ламата, И.И. Чеснокова, Е.В. Горохова) и исследованию становления самооценки в онтогенезе ( Б.Г. Ананьев, Л.В. Берцфаи, М.И. Боришевский, Д.В. Демина, А.В. Захарова, Ф.И. Иващенко, А.И. Липкина, Г.И. Морева, Е.И.Савонько, А.И. Сильвестру, А.И. Соловьева, С.Ф. Спичак и др).

50 стр., 24872 слов

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных ...

... и усиление познавательной деятельности специалистов. Смысл “профессионального образования “достаточно широк. К конкретным задачам относятся такие, как приобретение воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических – психофизиологических и личностных качеств, прикладных специальных качеств, ...

Результаты этих исследований показывают, что самооценка, выражая отношение субъекта к своей деятельности, выполняет ряд функций: ориентирующую, стимулирующую, регулирующую (регулирует моральное поведение детей; познавательную, учебную и учебно-профессиональную деятельность учащихся; взаимоотношения в коллективе школьников; процесс самовоспитания; профессиональное самоопределение школьников и учащихся ПТУ).

На различных возрастных этапах меняются источники формирования самооценки, а также различные ее характеристики (содержание, высота, степень адекватности и мера устойчивости).

Вместе с тем, в экспериментальном плане недостаточно изучен вопрос о роли самооценки в становлении профессионала. Анализ немногочисленных работ, посвященных этой проблеме (О.В. Борденюк, В.Н. Козиев, Н.В. Кузьмина, Н.Е. Шафажинская и др.) позволяет прийти к выводу о том, что самооценка выполняет регулирующую функцию профессиональной деятельности. Причем, самооценка понимается двояко: как показатель профес­сионализма специалиста и одновременно как фактор формирования этого профессионализма. Содержанием самооценки профессионала (так называемой профессиональной самооценки) являются профессионально значимые качества или профессиональные способности (О.М. Анисимова, О.В. Борденюк, Н.А. Климов, В.Н. Козиев, Т.Л. Миронова, В.В. Овсянникова, Е.Н. Прощицкая, Л.В. Фаустова, К.Е. Ящишин), профессиональная самооценка, являясь своеобразной «проекцией» эталона-профессионала, складывается под влиянием оценок спе­циалиста представителями профессиональной среды и оценкой са­мим работником результатов собственной деятельности. Осуществ­ляя профессиональную деятельность, ее субъект всегда имеет пре­дставления о том, каким профессионалом он был раньше, каким яв­ляется сейчас, каким воображает себя в будущем. Соответственно этому, вербализовать эти представления можно, выделив следующие виды самооценок: ретроспективная, актуальная, идеальная. Рассматривал вышеуказанные теоретические положения применительно к профессиональной самооценке мастера производственного, обучения, мы предположили, что самооценка профессионально значимых качеств является существенным психологическим регулятором его профессионального становления.

Во второй главе диссертации

На основе изучения директивных документов, регламентирую­щих труд мастеров производственного обучения, нами обоснованы критерии оценки продуктивности их текущей деятельности (успеваемость учащихся, сохранение их контингента, посещаемость и ди­сциплина в группе, результаты производственной практики, результаты переводных и выпускных экзаменов); количественная наполняемость этих критериев. Оценка показателей продуктивности текущей деятельности мастеров ПТУ производилась администрацией училищ по пятибалльной системе. Результаты проведенного нами исследования показали, что по уровням продуктивности текущей деятельности всех мастеров производственного обучения можно разделить на три группы — с высоким, средним и низким уровнями (соответственно 31,2%, 44,4%, 24,4%).

Вторым показателем, характеризующим уровень профессионализма мастеров производственного обучения, является выражен­ность профессионально значимых качеств. Перечень этих качеств был выявлен нами при помощи ряда методик: контен-анализа сочинений мастеров ПТУ, анализа бесед и интервью с работниками системы профессионально-технического образования. На основе статистической обработки данных было выделено 16 профессионально значимых качеств, объединенных в три условные группы:

31 стр., 15043 слов

Контроль качества при устройстве кровли

... качеству и приемке работ Производственный контроль качества работ по устройству рулонных кровель включает входной контроль рабочей документации и используемых материалов, операционный контроль технологических процессов и приемочный контроль кровли (акт скрытых работ, ... кровельных работ, выданы наряды на особо опасные работы с мероприятиями по технике безопасности; указаны производителем работ ...

1. Личностные качества — расположенность к учащимся, требовательность, принципиальность, справедливость, выдержка и самообладание, настойчивость, стремление к самосовершенствованию.

2. Организационно-коммуникативные качества — умение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, понимание учащихся, умение организовать учащихся, умение влиять на учащихся.

3. Дидактические качества — владение базовой профессией, умение объяснять, умение показывать трудовые операции, культура речи, общая эрудиция.

В перечисленных выше профессионально значимых качествах отражается единство операционной и мотивационной сторон деятельности мастера производственного обучения. Так, личностные качества относятся к мотивационным, определяющим педагогическую направленность его личности. Организационно-коммуникативные и дидактические качества относятся к операционным, выполняющим функции организации, общения и обучения.

По уровню выраженности профессионально значимых качеств, который определялся с помощью метода компетентных судей (администрация училища, коллеги мастера) всех мастеров разделили на три группы с высоким, средним и низким уровнями (соответ­ственно 31,2%, 44,4%, 24,4% мастеров).

Следует отметить, что продуктивность деятельности мастеров ПТУ и выраженность у них профессионально значимых качеств представляют собой объективные показатели их профессионального становления, свидетельство чему совпадение % распределения мастеров всей выборки на уровни по двум показателям.

Анализ уровней выраженности профессионально значимых качеств показал, что у начинающих мастеров производственного обучения (с низким уровнем) слабо выражены следующие качества: умение организовать учащихся, справедливость, умение влиять на учащихся, умение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, владение базовой профессией, умение показывать тру­довые операции, умение объяснять, т.е., организационно-коммуни­кативные и дидактические качества. Вместе с тем, по оценкам судей у них наиболее выражены расположенность к учащимся, ку­льтура речи и общая эрудиция. У группы мастеров со средним уровнем слабо выражены следующие качества; умение организовать учащиеся, культура речи, общая эрудиция, умение влиять на уча­щихся. Наиболее выражены у данной группы мастеров дидактические качества: умения объяснять и показывать трудовые операции, владение базовой профессией; личностные качества: расположенность к учащимся, справедливость. У группы мастеров с высоким уров­нем все три группы качеств (личностные, организационно-коммуни­кативные, дидактические) выражены в достаточной степени. Самые высокие судейские оценки получили следующие качества: расположенность к учащимся, умение организовать учащихся, понимание учащихся, владение базовой профессией (средняя судейская оценка каждого из этих качеств 4,8 балла).

Результаты корреляционного анализа показали, что выделен­ные профессионально значимые качества действительно структури­руются в три группы: личностные, организационно-коммуникативные (процент значимых коэффициентов корреляции в целом значите­льно выше внутри группы качеств, чем между группами).

44 стр., 21784 слов

Особенности системы управления качеством продукции на ООО ‘Фундамент-строй’

... в том числе осуществляющих свою деятельность в отрасли Цель работы - оценка эффективности внедрения системы менеджмента качества строительной продукции, выявление путей совершенствования системы управления качеством производства строительно-монтажных работ на примере ...

Так, внутри группы личностных качеств процент значимых коэффициентов корреляции составляет 61,2%, внутри группы организационно-коммуникативных качеств — 75%, внутри группы дидактических качеств – 85%. Процент значимых коэффициентов корреляции между группами качеств: личностные — организационно-коммуникативные составляет 39,2%; личностные — дидактические качества — 51,4%. Исключение составляет связь между группами качеств: организационно-коммуникативные — дидактические (процент значимых коэффициентов корреляции составляет 60%).

Третьим показателем профессионального становления масте­ра производственного обучения является сформированность профессиональной мотивации. Мы судили о ней по степени удовлетворенности профессией мастерами, а также по ведущим мотивам вы­бора этой профессии. Результаты анализа полученных в ходе исс­ледования данных свидетельствуют, что 73,39% мастеров исследуе­мой выборки удовлетворены профессией, а 26,7% мастеров не удовлетворены своей профессией. Сравнение индекса удовлетворенности профессией мастеров ПЗУ с разным стажем работы по специальности показывает, что с увеличением стажа работы индекс удовлет­воренности профессией повышается(0,34 — у мастеров со стажем работы от 1 до 5 лет; 0,73 — со стажем от 6 до 10 лет; 1,0 — со стажем более 15 лет).

Среди мастеров, неудовлетворенных профессией — все начинающие (стаж работы 1-2 года) и, как правило, молодые ( в возрасте от 20 до 30 лет).

Следует отметить, что удовлетворенность профессией не тождественна удовлетвореннос­ти работой — профессиональной деятельностью в конкретных усло­виях. Так, наши испытуемые указывали, что в их работе встреча­ются трудности, мешающие достижению успеха в деятельности (недостаточная оснащенность мастерских, затруднения в устройс­тве учащихся на практику, конфликты с администрацией и учащимися).

Однако, общий индекс удовлетворенности профессией не дает информации о том, почему мастера ПТУ удовлетворены или не удовлетворены своей профессией. Чтобы выяснить это, мы про­анализировали мотивы выбора профессии мастерами. Подученный в результате опроса (анкетирования, беседы, интервью) материал показал, что выбор профессии мастерами производственного обу­чения полимотивирован. При выборе профессии ведущими оказались мотивы, связанные с внешними обстоятельствами («зарплата», «летний отпуск», «предоставление жилой площади» и др.).

Моти­вы общественно-социального содержания («понимание общественной важности работы мастера производственного обучения», «желание работать с молодежью»), а также мотивы профессионального пла­на («убежденность в своих педагогических способностях», «проявление творчества в работе», «интересная работа по содержанию») оказались слабо выраженными при выборе профессии масте­рами. Исключение составляет мотив «желание работать с молодежью», его назвали в качестве ведущего 52,4% мастеров ГИУ. В связи с этим, мы предположили, что данный мотив, свидетельствуя о педагогической направленности личности мастеров произво­дственного обучения, является условием достижения ими высокого уровня профессионализма.

Самооценка профессионально значимых качеств является чет­вертым показателем профессионального становления мастера ПТУ. Наши испытуемые оценивали выраженность у себя 16 профессиональ­но значимых качеств по трем видам самооценок: «ретроспективная» — какими качествами обладал мастер на начальных этапах своей работы; «актуальная» — какими качествами обладает мастер в настоящее время; «идеальная» — какими качествами хотел бы он обладать в будущем. Анализ полученных материалов показал, что по величине «ретроспективной» самооценки можно судить о труднос­тях начинающих мастеров ПТУ. По их самооценкам у них недостаточно выражены следующие качества: умение устанавливать правиль­ные взаимоотношения с учащимися, умение влиять на учащихся, вы­держка и самообладание, умение организовать учащихся, владение базовой профессией, уменья объяснять и показывать трудовые операции, т.е., в начале профессиональной деятельности у мастеров производственного обучения слабо выражены прежде всего органи­зационно-коммуникативные и дидактические качества. Это согласуется с мнением компетентных судей, оценивающих выраженность профессионально значимых качеств у начинающих мастеров. Анализ полученных нами данных показал также, что «ретроспективная» са­мооценка в отношении к «актуальной» дает мастеру ПТУ шкалу соб­ственных профессиональных достижений. Сравнение средних «ретроспективных» и «актуальных» самооценок мастеров свидетельствует об осознании ими собственного профессионального роста — все «актуальные» самооценки оказались выше, чем «ретроспективные». Но этот процесс неодинаков для различных качеств: разница между «ретроспективной» и «актуальной» самооценками выше по тем качествам, которые осознаются мастерами ПТУ как наиболее слабо выраженные у них на начальных этапах работы (это относится прежде всего к организационно-коммуникативным и дидактическим качествам).

58 стр., 28754 слов

Пути повышения качества продукции

... «качество продукции». рассмотреть современный уровень качества продукции на исследуемом объекте. выявить недостатки в управлении качеством продукции на предприятии и потери, связанные с неудовлетворительным качеством. разработать ряд предложений по повышению качества на ЧУП «Универсал Бобруйск». При написании дипломной работы использованы ...

Величина «актуальной» самооценки свидетельствует о тех трудностях, которые испытывают мастера производственного обу­чения в настоящее время. Отношение между «актуальной» и «идеальной» самооценками может служить показателем потенциала саморазвития (на что ориентируется мастер ПТУ в своем профессиональном развитии и какова величина этой ориентации); чем больше расхождение между этими видами самооценок, тем сильнее тенденция к самосовершенствованию. Сравнение средних «актуальных» и «идеальных» самооценок показало, что по всем трем группам профессионально значимых качеств «идеальные» самооценки выше, чем «актуальные». Причем, в своем саморазвитии ма­стера в большей степени ориентируются на те качества, которые осознаются ими как недостаточно развитые в прошлом и настоящем (организационно-коммуникативные и дидактические качества).

Об этом свидетельствуют и результаты корреляционного анализа ос­новных взаимосвязей в структуре самооценок. Они показывают, что в самосознании мастеров производственного обучения происходят определенные изменения. Эти изменения идут по следующей ли­нии: от осознания взаимосвязи, взаимозависимости отдельных ка­честв, входящих в группу (личностных, организационно-коммуника­тивных, дидактических) — к осознанию тесной взаимосвязи всех качеств, входящих в данную группу. Исключение составляет груп­па организационно-коммуникативных качеств, в которой все каче­ства по всем трем видам самооценок тесно связаны между собой (коэффициенты корреляции от 0,55 до 0,88).

Это понятно, ведь именно данные качества вызывают наибольшие трудности у мастеров в прошлом и настоящем, а это приводит к осознанию необхо­димости их развития.

В третьей главе диссертации

Уровень профессионализма мастеров производственного обу­чения определялся, прежде всего, по двум объективным показате­лям их деятельности: продуктивности текущей деятельности мас­теров и выраженности профессионально значимых качеств. Вся вы­борка мастеров ПТУ (всего 45 человек) распределилась по уров­ням профессионализма следующим образом: высокий уровень — 14 человек (31, 2%), средний уровень — 20 человек (44, 4%), низкий — 11 человек (24, 4%).

В ходе исследования установлено, что по ме­ре профессионализации мастеров производственного обучения по­вышаются объективные показатели их деятельности, изменяется структура этих качеств. Развитие той или иной группы профессионально значимых качеств определяется ориентацией на мнение референтной для мастера ПТУ группы. Так, при ориентации на мнение учащихся больше выражена тенденция развивать у себя ли­чностные качества; при ориентации на мнение коллег организационно-коммуникативные качества; при ориентации на мнение ад­министрации — дидактические качества. Знание этих ориентации помогает лучше понять путь профессионального самосовершенство­вания мастеров ПЗУ. В зависимости от ориентации у мастера складывается определенный эталон-профессионала (какими профессиона­льно значимыми качествами он хотел бы обладать для достижения успеха в деятельности).

С позиций этого эталона идет оценка своих прошлых и настоящих достижений. В связи с этим рассматривается вопрос об адекватности самооценок мастеров ПТУ. В на­шем исследовании адекватность самооценки определялась сравне­нием судейской оценки и «актуальной» самооценки мастера. На основании данных вычислений все мастера ПТУ были разделены на три группы: с адекватной, заниженной и завышенной самооцен­кой (соответственно 40%, 24,4%, 36,6% от общей выборки).

Срав­нение адекватности самооценок с уровнями профессионализма ма­стеров показало, что для мастеров с низким уровнем профессио­нализма характерна завышенная самооценка(63,6% от общего числа мастеров, входящих в данную группу).

Среди мастеров со средним уровнем профессионализма большая часть (55%) оценивали себя адекватно. В группе мастеров с высоким уровнем профессионализ­ма — большая часть(71,4%) имели заниженную самооценку. Таким образом, прослеживается в нашем исследовании линия изменения адекватности самооценки в зависимости от уровня профессионализ­ма: от завышенной — через адекватную — к заниженной. Проведен­ное исследование показало, что неадекватность самооценки мас­теров обусловлена двумя причинами: I/ неосознанностью специфи­ки профессии, требований ее к профессионально значимым качест­вам, отсутствием четко представляемого эталона-профессионала (завышенная самооценка); 2/ ориентацией на собственные ценнос­ти, эталон-профессионала, с позиций которого мастер оценивает свои прошлые и настоящие достижения(заниженная самооценка).

В связи с этим, на наш взгляд, целесообразнее употреблять термин » критичность» самооценки, а те термин «адекватность» самооцен­ка. По мере профессионализации мастеров ПТУ самооценка профес­сионально значимых качеств изменяется, становится все более

критичной. Это объясняется следующим: в ходе профессионализа­ции у мастеров ПТУ складывается и уточняется эталон-профессионала. В ходе исследования установлено, что у начинающих масте­ров ПТУ (с низким уровнем профессионализма) эталон-профессионала еще не сложился окончательно. Мастера этой группы плохо пред­ставляют специфику своей профессиональной деятельности, недос­таточно осознают свои личностные качества в соответствии с требованиями профессии. В соответствии с этим, самооценка этих ма­стеров некритичная (как правило, завышенная), У мастеров со сре­дним и высоким уровнями профессионализма эталон-профессионала отличается большей реалистичностью, осознанностью, дифференцированностью.

С ростом профессионализма изменяются также профессиональные мотивы мастеров производственного обучения. Результаты исследования показали, что по мере профессионализации повышается степень удовлетворенности профессией у мастеров. Так, в группе мастеров с низким уровнем профессионализма индекс удовлетворенности профессией равен 0,1; в группе мастеров со средним уровнем профессионализма — 0,45; с высоким — 0,8. Показано также, что по мере формирования профессионализма у мастеров П1У происходит изменение мотивов их профессиональной деятельности. Если при выборе профессии преобладают мотивы, связанные с внешними обстоятельствами, то с повышением уровня профессионализ­ма эти мотивы переносятся как бы «внутрь» профессиональной деятельности («интересная работа по содержанию», «проявление твор­чества в работе», «убежденность в своих педагогических способ­ностях»).

Необходимым условием достижения профессионализма мастерами является педагогическая направленность их личности, су­дить о которой мы можем по представленности мотива «желание ра­ботать с молодежью». Если при выборе профессии этот мотив ока­зывался ведущим, то это способствовало формированию высокого уровня профессионализма и высокой степени удовлетворенности профессией. Если же данный мотив был выражен слабо или вовсе отсутствовал, то мастера ПТУ оставались на низком уровне про­фессионализма или меняли профессию. Этому способствовала их низкая удовлетворенность профессией.

В исследовании также рассмотрен вопрос о влиянии самооцен­ки профессионально значимых качеств на основные показатели про­фессионального становления мастеров ПТУ. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют, что критичная (заниженная) самооценка коррелирует с высокими показателями продуктивности деятельности, высоким уровнем выраженности профессионально значимых качеств, высокой степенью удовлетворенности професси­ей. Адекватная самооценка коррелирует со средним уровнем выра­женности профессионально значимых качеств, низким уровнем про­дуктивности деятельности, со средней степенью удовлетворенно­сти профессией. Некритичная (завышенная) самооценка коррелирует с низкими показателями продуктивности деятельности, низким уровнем выраженности профессионально значимых качеств, низкой степенью удовлетворенности профессией ( все данные значимы на 1% уровне).

Таким образом, в процессе профессионализации происходит смена причинно-следственных связей личности, деятельности и самосознания. Применительно к профессиональному становлению мастера производственного обучения это выражается в следующем: самооценка профессионально значимых качеств, выступая своеобразной «проекцией» эталона-профессионала, является фактором, регулирующим формирование профессионализма мастеров ПТУ. Осоз­нание своих профессиональных качеств с позиций этого эталона приводит к изменению профессиональной мотивации, установлению «личностного смысла» деятельности, что в свою очередь ведет к дальнейшему развитию и формированию профессионально значимых качеств, а их выраженность сказывается на продуктивности дея­тельности мастеров производственного обучения. С одной сторо­ны, эталон-профессионала, вербализованный в «идеальной» самооценке, способствует формированию профессионализма мастеров ПТУ. С другой стороны, по мере профессионализации этот эталон все более осознается, дифференцируется, что находит отражение в самооценках профессионально значимых качеств мастеров производственного обучения, которые становятся все более; критичными.

Выводы исследования:

1. Анализ соответствующей литературы и проведенное нами иссле­дование позволило определить профессиональное становление мастера производственного обучения как динамический процесс форми­рования его как субъекта деятельности, конечным результатом которого является достижение профессионализма.

2. Определены основные показатели профессионализма становления мастера производственного обучения. К ним относятся: продуктивность деятельности, выраженность профессионально значимых качеств, сформированность профессиональной мотивации, самооценка профессионально значимых качеств.

3. Уровни профессионализма мастеров исследуемой выборки опре­делены на основе объективных показателей их деятельности (продуктивности текущей деятельности и выраженности профессиональ­но значимых качеств).

4. Рассмотрена взаимосвязь основных показателей профессиональ­ного становления мастеров ПТУ, определяющих различные уровни их профессионализма:

  • повышение объективных показателей деятельности мастеров ПТУ приводит к повышению уровня их профессионализма;
  • развитие той или иной группы профессионально значимых ка­честв определяется, в конечном итоге, ориентацией на мнение референтной для мастера ПТУ группы.

Так, при ориентации на мнение учащихся в большей степени развиваются личностные ка­чества, при ориентации на мнение коллег — организационно-коммуникативные качества, при ориентации на мнение администрации — дидактические качества;

— повышается степень удовлетворенности профессией с ростом профессионализма, происходит изменение профессиональной мотивации мастеров ПТУ. В начале профессиональной деятельности мотивы, как правило, лежат вне профессии. В основном это ма­териальные стимулы («зарплата», «летний отпуск», «предостав­ление жилой площади» и др.).

Для мастеров с высоким уровнем профессионализма характерно преобладание мотивов общественно-социального содержания («понимание общественной важности работы мастера», «желание работать с молодежью») и моти­вов профессионального плана («убежденность в своих педаго­гических способностях», «проявление творчества в работе», «интересная работа по содержанию» и др.).

5. Самооценка профессионально значимых качеств, выступая своеобразной «проекцией» эталона-профессионала, осуществляет регулирующую функцию профессионального становления мастера ПТУ. В частности, формирование профессионализма определяется структу­рой самооценки («ретроспективная», «актуальная», «идеальная») и ее высотой. По мере профессионального становления мастера ПТУ:

  • «ретроспективная» самооценка в отношении к «актуальной» дает мастеру шкалу собственных профессиональных достижений. Высота «ретроспективной» самооценки позволяет судить о трудностях начинающих мастеров ПТУ;
  • «актуальная» самооценка — показатель трудностей мастеров в на­стоящем. С ростом профессионализма «актуальная» самооценка становится более критичной. Это объясняется тем, что оценка мастером себя в настоящем происходит с позиций эталона-про­фессионала, который вербализуется в «идеальной» самооценке;
  • расхождение между «актуальной» и «идеальной» самооценками свидетельствует о тенденции к самосовершенствованию своего профессионализма (чем больше это расхождение, тем сильнее тенденция).

6.Проведенное исследование позволило дать некоторые рекоменда­ции, направленные на совершенствование подготовки мастеров ПТУ:

  • при отборе кандидатов на профессию мастера производственного обучения необходимо учитывать педагогическую направленность их личности;
  • осуществлять работу по формированию эталона-профессионала у начинающих мастеров ПТУ. Лакомить их со спецификой профессии, ее требованиями, трудностями;
  • при подведении итогов аттестации мастеров производственного обучения учитывать показатели их текущей деятельности.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях автора:

1. К вопросу о значении личностного компонента в деятельности мастера ПТУ // Пути совершенствования содержания и методов коммунистического воспитания учащихся: Тезисы докладов краевой научно-методической конференции. Красноярск,1984.-С.150-153.

2. Изучение самооценки профессионально значимых качеств мастера ШУ // Развитие прикладных психологических исследований и раз­работок: Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции.- М.,1986,- С.37-33.

3. О профессиональном становлении мастера ПТУ,- М.,1986.-17с. Рукопись представлена НИИ ОПП АПН СССР. Деп. в ОДНИ «Школа и педагогика» 11 августа 1985, №198-86.

4. Психологические особенности профессионального становления мастера ПТУ // Вопросы психологии,- 1387.-N’1,- С.