дизель двигатель кинематический уравновешенность
Расчётно-графическая работа необходима для закрепления теоретических знаний получение опыта расчёта двигателей.
В пояснительной записке приводятся расчёты двигателя Д-245: тепловой расчёт, динамический и кинематические расчёты, проведено уравновешивание двигателя. В графической части помещены: свёрнутая и развёрнутая индикаторные диаграммы, графики перемещения скорости и ускорения поршня от угла поворота коленчатого вала, графики сил действующих на КШМ.
1. Тепловой расчет дизеля без наддува
Исходные данные:
- тип двигателя — Д-245, четырехтактный, четырёхцилиндровый, рядный, с наддувом;
п = 1750 мин
степень сжатия е = 17;
эффективная мощность N e = 62,7 кВт ;
коэффициент избытка воздуха б = 1,75 ;
давление наддува p к = 1,52 МПа;
С = 85,7%, Н = 13,3%, О = 1%.
Параметры рабочего тела
Определяем теоретически необходимое количество воздуха для сгорания
кг топлива по формуле (1.1) и (1.2)
, (1.1)
,(1.2)
Определяем количество свежего заряда
- (1.3)
Определяем общее количество продуктов сгорания
- (1.4)
Параметры окружающей среды и остаточные газы
Принимаем атмосферные условия: p 0 = 0,1 МПа, То = 288 К.
Определяем давление и температуру остаточных газов:
Р к = (1,2… 2,5)·ро = 1,7·0,1 = 0,17 МПа.
Определяем температуру воздуха за компрессором
где n к — показатель политропы сжатия в компрессоре nк =1,65.
Определяем давление и температуру остаточных газов
р r = (0,75… 0,95) рк = 0,85·0,17 = 0,145 МПа.
Принимаем Тr = 800 К.
Процесс впуска
Принимаем температуру подогрева свежего заряда Дt = 30°.
Определяем плотность заряда на впуске по формуле:
, (1.5)
где R B = 287 Дж/кг-град — удельная газовая постоянная для воздуха.
Определяем потери давления на впуске в двигатель по формуле:
- (1.6)
В соответствии со скоростным режимом работы двигателя и качеством обработки внутренней поверхности принимаем коэффициент (в 2 +овп )=3,3, а скорость движения заряда щвп = 90 м/с.
Тюнинг двигателей в автомобилях
... проконтролировать легкость вращения распред.вала. При наполнение цилиндров воздухом возникает перепад давлений между цилиндрами двигателя и атмосферой. Двигатель в этой части цикла работает как насос ... зависят от конструкции камеры сгорания. Конструкция камеры сгорания должна обеспечить перемешивание свежего заряда - для улучшения процессов сгорания, быть компактной - для уменьшения тепловых потерь ...
Определяем давление в конце впуска:
р а = рк — Дра = 0,17 — 0,023 = 0,147 МПа, (1.7)
Определяем коэффициент остаточных газов
- (1.8)
Определяем температуру в конце впуска:
- (1.9)
Определяем коэффициент наполнения:
, (1.10)
Процесс сжатия
Определяем показатель адиабаты сжатия к 1 в функции е и Та , по номограмме:1 = 1,362.
Определяем показатель политропы сжатия n, в зависимости от к 1 , который устанавливается в пределах:
1 = (k1 + 0,02)… (k1 — 0,02) = 1,36.
Определяем давление в конце сжатия:
- (1.11)
Определяем температуру в конце сжатия:
- (1.12)
Определяем среднюю молярную теплоемкость заряда (воздуха) в конце сжатия (без учёта влияния остаточных газов):
,(1.13)
Определяем число молей остаточных газов:
(1.14)
Определяем число молей газов в конце сжатия до сгорания:
М с = М1 + Мr = 0,752+ 0,024 = 0,776 кмоль. (1.15)
Процесс сгорания
Определяем среднюю молярную теплоёмкость продуктов сгорания в дизеле при постоянном давлении, при а>1
(1.16)
Определяем число молей газов после сгорания:
М z = М2 + Мr = 0,790 + 0,024 = 0,814. (1.17)
Определяем расчётный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
- (1.18)
Принимаем коэффициент использования теплоты о = 0,8.
Тогда количество теплоты, передаваемое газом на участке cz’z индикаторной диаграммы при сгорании 1 кг топлива определится, как:= о·Q Н = 0,85 ·42500 = 36125 кДж/кг.
Принимаем степень повышения давления л = 1,7.
Температуру в конце сгорания определяют из уравнения сгорания
, (1.19)
Подставляем имеющиеся значения величин, решаем полученное квадратное уравнение относительно T z :
Определяем давление в конце процесса сгорания:
р z = рс ·л = 5,90·1,7 = 10,03 МПа.
Определяем степень предварительного расширения:
(1.20)
Процесс расширения
Определяем степень последующего расширения:
(1.21)
Показатель политропы расширения для дизеля определяем по номограмме учитывая, что его значение незначительно отличается от значения показателя адиабаты расширения к 2 :2 = 1,29,2 = k2 = 1,29.
Определяем давление процесса расширения:
- (1.22)
Определяем температуру процесса расширения:
- (1.23)
Проверяем правильность ранее принятого значения температуры остаточных газов (погрешность не должна превышать 5% для номинального скоростного режима):
, (1.24)
Индикаторные параметры рабочего цикла дизеля
Определяем среднее индикаторное давление цикла для не-скругленной индикаторной диаграммы по формуле:
(1.25)
=.
Принимаем коэффициент полноты индикаторной диаграммы н = 0,92 .
Определяем среднее индикаторное давление цикла для скругленной индикаторной диаграммы:
(1.26)
Определяем индикаторный КПД:
- (1.27)
Определяем индикаторный удельный расход топлива:
- (1.28)
Эффективные показатели дизеля
Принимаем предварительно среднюю скорость поршня Wn.cp = 10 м/с
Определяем среднее давление механических потерь:
p M = a + b ·Wncp = 0,089 + 0,0118
- 10 = 0,207 МПа. (1.29)
Определяем среднее эффективное давление:
р е = рi — рм = 0,95 — 0,207 = 0,743 МПа. (1.30)
Определяем механический КПД:
. (1.31)
Определяем эффективный КПД:
- (1.32)
Определяем эффективный удельный расход топлива:
, (1.33)
Основные размеры цилиндра и удельные параметры двигателя
Исходя из величин эффективной мощности, частоты вращения коленчатого вала, среднего эффективного давления и числа цилиндров определяем рабочий объем одного цилиндра по формуле (1.33):
, (1.34)
гдеф дв — тактность двигателя;e — эффективная мощность;e — среднее эффективное давление;
- i- число цилиндров;
- частота вращения.
Выбираем значение
Определяем диаметр цилиндра
, (1.35)
Определяем ход поршня S = D ·с= 110 ·1,136 =125 мм,(1.36)
Определяем площадь поршня
(1.37)
Определяем рабочий объем цилиндра
,(1.38)
Определяем среднюю скорость поршня
,(1.39)
Определяем значение эффективной расчётной мощности
,(1.40)
Сравниваем полученное значение мощности с заданным значением
2. Построение индикаторных диаграмм
Свёрнутую диаграмму работы двигателя строим в масштабе в прямоугольных координатах по данным теплового расчёта. Для этого находим давление в цилиндре при различных перемещениях поршня через 10 мм по формуле (2.1) для политропы сжатия, и по формуле (2.2) для политропы расширения:
,(2.1)
,(2.2)
где S c — высота камеры сжатия, определяется по выражению (2.3)
,(2.3)
Абсциссу точки z определяем по уравнению (2.4)
, (2.4)
Таблица 1 — Расчётные данные для построения диаграммы
Sx, мм |
Px, МПа сжатие |
Px, МПа расширение |
|
12,5 |
1,82 |
4,72 |
|
25 |
0,97 |
2,69 |
|
37,5 |
0,63 |
1,83 |
|
50 |
0,46 |
1,36 |
|
62,5 |
0,35 |
1,08 |
|
75 |
0,28 |
0,88 |
|
87,5 |
0,23 |
0,75 |
|
100 |
0,20 |
0,64 |
|
112,5 |
0,17 |
0,56 |
|
125 |
0,15 |
0,50 |
|
Масштаб давления м p = 0,07 МПа/мм, масштаб перемещения м s = 1 мм S /мм.
3. Динамический расчёт двигателя
Определяем массы движущихся частей КШМ по формуле (3.1)
,(3.1)
гдеm’ — конструктивная масса детали. Отнесённая к площади поршня, кг/м 2 ;
F n — площадь поршня, м2 .
Масса частей, движущихся возвратно-поступательно:
m j = mn + mшп ,(3.2)
где m шп — масса шатуна, приведенная к поршню,
m ШП =(0,2..0, З) ·mш (3.3)
Масса вращающихся деталей:
m R = mK + mшк, (3.4)
где m шк — масса шатуна, приведенная к коленчатому валу,
m шк = (0,7…0,8) ·mш ,(3.5)
m n = 262,5 ·0,0095 = 2,495 кг
т ш = 362,5 ·0,0095 = 3,445 кг
т шп = 0,25 ·3,445 = 0,861 кг
m j = 2,495 + 0,861 = 3,356 кг
m K = 350 ·0,0095 = 3,326 кг
т шк = 0,75 ·3,445 = 2,584 кг
m R = 3,326 + 2,584 = 5,910 кг
Определяем силы действующие в КШМ, Н:
силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс
Pj = — mj ·R ·щ 2 ·(cosц + л ·cos2ц),(3.6);
центробежной силы инерции вращающихся масс
K R = — mR ·R ·щ2 (3.7)
силы инерции вращающихся масс шатуна
K r .ш = — mшк ·R ·щ2 (3.8)
суммарной силы, действующей на поршень
P У = Pr + Pj ,(3.9);
боковой силы, перпендикулярной оси цилиндра
N = P — tgв,(3.10);
силы, действующей вдоль шатуна
,(3.11);
нормальной силы, действующей вдоль радиуса кривошипа
,(3.12);
тангенциальной силы, касательной окружности кривошипа
,(3.13)
Расчет всех действующих сил проводим через 20° поворота коленчатого вала, а данные заносим в таблицу 2. По рассчитанным данным строим графики изменения сил, в зависимости от угла поворота коленвала.
Таблица 2 — Расчётные данные для построения графиков сил
ц, град |
P j , Н |
p j , МПа |
p У , МПа |
P У , Н |
N, кН |
S, кН |
K, кН |
T, кН |
|
0 |
-12943,40 |
-1,36 |
-1,32 |
-12553,78 |
0,00 |
-12553,78 |
-12553,78 |
0,00 |
|
20 |
-11676,66 |
-1,23 |
-1,19 |
-11287,04 |
-1070,25 |
-11337,67 |
-10240,30 |
-4866,10 |
|
40 |
-8256,71 |
-0,87 |
-0,83 |
-7854,49 |
-1415,92 |
-7981,10 |
-5106,75 |
-6133,43 |
|
60 |
-3672,03 |
-0,39 |
-0,34 |
-3256,47 |
-801,61 |
-3353,67 |
-934,02 |
-3220,98 |
|
80 |
869,39 |
0,09 |
0,14 |
1300,16 |
367,22 |
1351,02 |
-135,87 |
1344,17 |
|
100 |
4392,27 |
0,46 |
0,51 |
4837,72 |
1366,37 |
5026,98 |
-2185,67 |
4526,96 |
|
120 |
6471,70 |
0,68 |
0,73 |
6929,75 |
1705,81 |
7136,61 |
-4942,15 |
5148,43 |
|
140 |
7284,39 |
0,77 |
0,82 |
7751,84 |
1397,42 |
7876,79 |
-6836,50 |
3912,31 |
|
160 |
7387,32 |
0,78 |
0,83 |
7860,52 |
745,34 |
7895,78 |
-7641,40 |
1988,06 |
|
180 |
7344,06 |
0,77 |
0,82 |
7819,21 |
0,00 |
7819,21 |
-7819,21 |
0,00 |
|
200 |
7387,32 |
0,78 |
0,83 |
7903,52 |
-749,42 |
7938,97 |
-7683,20 |
-1998,94 |
|
220 |
7284,39 |
0,77 |
0,84 |
7939,91 |
-1431,32 |
8067,89 |
-7002,36 |
-4007,22 |
|
240 |
6471,70 |
0,68 |
0,78 |
7409,60 |
-1823,93 |
7630,79 |
-5284,37 |
-5504,94 |
|
260 |
4392,27 |
0,46 |
0,62 |
5869,37 |
-1657,75 |
6098,98 |
-2651,77 |
-5492,34 |
|
280 |
869,39 |
0,09 |
0,36 |
3433,16 |
-969,66 |
3567,46 |
-358,77 |
-3549,38 |
|
300 |
-3672,03 |
-0,39 |
0,14 |
1323,41 |
-325,77 |
1362,92 |
379,58 |
-1308,99 |
|
320 |
-8256,71 |
-0,87 |
0,34 |
3239,36 |
-583,96 |
3291,57 |
2106,13 |
-2529,55 |
|
340 |
-11676,66 |
-1,23 |
1,91 |
18157,67 |
-1721,73 |
18239,12 |
16473,77 |
-7828,19 |
|
360 |
-12943,40 |
-1,36 |
4,56 |
43304,85 |
0,00 |
43304,85 |
43304,85 |
0,00 |
|
370 |
-11676,66 |
-1,23 |
6,47 |
61531,12 |
5834,44 |
61807,12 |
55824,85 |
26527,46 |
|
380 |
-8256,71 |
-0,87 |
2,43 |
23068,27 |
4158,49 |
23440,10 |
14998,29 |
18013,59 |
|
400 |
-3672,03 |
-0,39 |
1,32 |
12540,99 |
3087,07 |
12915,36 |
3597,02 |
12404,35 |
|
420 |
869,39 |
0,09 |
1,11 |
10594,09 |
2992,20 |
11008,55 |
-1107,10 |
10952,74 |
|
440 |
4392,27 |
0,46 |
1,17 |
11090,13 |
3132,30 |
11523,98 |
-5010,49 |
10377,73 |
|
460 |
6471,70 |
0,68 |
1,22 |
11619,38 |
2860,21 |
11966,24 |
-8286,70 |
8632,58 |
|
480 |
7284,39 |
0,77 |
1,22 |
11603,32 |
2091,72 |
11790,34 |
-10233,19 |
5856,12 |
|
500 |
7387,32 |
0,78 |
1,19 |
11292,53 |
1070,77 |
11343,18 |
-10977,73 |
2856,08 |
|
520 |
7344,06 |
0,77 |
1,17 |
11126,26 |
0,00 |
11126,26 |
-11126,26 |
0,00 |
|
540 |
7387,32 |
0,78 |
1,15 |
10932,94 |
-1036,67 |
10981,97 |
-10628,16 |
-2765,13 |
|
560 |
7284,39 |
0,77 |
1,08 |
10220,96 |
-1842,52 |
10385,71 |
-9014,06 |
-5158,45 |
|
580 |
6471,70 |
0,68 |
0,91 |
8643,85 |
-2127,75 |
8901,88 |
-6164,61 |
-6421,92 |
|
600 |
4392,27 |
0,46 |
0,62 |
5846,42 |
-1651,26 |
6075,14 |
-2641,40 |
-5470,86 |
|
620 |
869,39 |
0,09 |
0,19 |
1778,26 |
-502,25 |
1847,82 |
-185,83 |
-1838,45 |
|
640 |
-3672,03 |
-0,39 |
-0,33 |
-3093,92 |
761,59 |
-3186,27 |
-887,40 |
3060,21 |
|
660 |
-8256,71 |
-0,87 |
-0,82 |
-7825,94 |
1410,77 |
-7952,08 |
-5088,19 |
6111,13 |
|
680 |
-11676,66 |
-1,23 |
-1,19 |
-11283,38 |
1069,90 |
-11333,99 |
-10236,98 |
4864,52 |
|
700 |
-12943,40 |
-1,36 |
-1,32 |
-12553,78 |
0,00 |
-12553,78 |
-12553,78 |
0,00 |
|
720 |
-12943,40 |
-1,36 |
-1,32 |
-12553,78 |
0,00 |
-12553,78 |
-12553,78 |
0,00 |
|
4. Кинематический расчёт
Определяем значения перемещения, скорости и ускорения поршня, рассчитанных через 20 градусов поворота коленчатого вала.
При расчете значений, для двигателя с центральным кривошипно-шатунным механизмом, следует воспользоваться формулами:
перемещения поршня
,(4.1)
скорости поршня
,(4.2)
ускорения поршня
,(4.3)
Таблица 3 — Значения перемещения, скорости и ускорения
ц |
S 1 , мм |
S 2 , мм |
S, мм |
W 1 , м/с |
W 2 , м/с |
W, м/с |
J 1, м/с2 |
J 2 , м/с2 |
J, м/с 2 |
|
0 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2703,10 |
2445,31 |
257,79 |
|
36 |
0,015 |
0,012 |
0,003 |
8,08 |
1,80 |
9,88 |
259,12 |
934,02 |
-674,90 |
|
72 |
0,051 |
0,043 |
0,008 |
13,07 |
1,11 |
14,19 |
-1608,93 |
-934,02 |
-674,90 |
|
108 |
0,090 |
0,082 |
0,008 |
13,07 |
-1,11 |
11,96 |
-2187,52 |
-2445,31 |
257,79 |
|
144 |
0,116 |
0,113 |
0,003 |
8,08 |
-1,80 |
6,27 |
-2188,34 |
-3022,57 |
834,23 |
|
180 |
0,125 |
0,125 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-2187,52 |
-2445,31 |
257,79 |
|
216 |
0,116 |
0,113 |
0,003 |
-8,08 |
1,80 |
-6,27 |
-1608,93 |
-934,02 |
-674,90 |
|
252 |
0,090 |
0,082 |
0,008 |
-13,07 |
1,11 |
-11,96 |
259,12 |
934,02 |
-674,90 |
|
288 |
0,051 |
0,043 |
0,008 |
-13,07 |
-1,11 |
-14,19 |
2703,10 |
2445,31 |
257,79 |
|
324 |
0,015 |
0,012 |
0,003 |
-8,08 |
-1,80 |
-9,88 |
3856,79 |
3022,57 |
834,23 |
|
360 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
-2170,56 |
-2315,42 |
144,86 |
|
5. Уравновешивание двигателя
Условия уравновешенности двигателя с любым числом цилиндров (при соблюдении равенства масс движущихся частей и идентичности протекания рабочего процесса во всех цилиндрах, а также обеспечении статической и динамической уравновешенности коленчатого вала) принято записывать в следующем виде:
а) результирующие силы инерции первого порядка и их моменты равны нулю: УР JI = 0 и УМ JI = 0 ;
б) результирующие силы инерции второго порядка и их моменты равны нулю: УР JII = 0 и УМ JII = 0;
в) результирующие центробежные силы инерции и их моменты равны нулю: УK r = 0 и УМ R = 0.
Таким образом, решение вопроса уравновешивания двигателей сводится к уравновешиванию лишь наиболее значительных сил и их моментов.
Четырехцилиндровый рядный двигатель с кривошипами, расположенными под углом 180°. Порядок работы двигателя 1-2-4-3 или 1-3-4-2. Промежутки между вспышками равны 180°. Коленчатый вал двигателя имеет кривошипы, расположенные под углом 180°.
Силы инерции первого порядка и их моменты при указанном расположении кривошипов взаимно уравновешиваются: УР J I =0 и УМ J i = 0. Силы инерции второго порядка для всех цилиндров равны и направлены в одну сторону. Их равнодействующая
(5.1)
Силы инерции второго порядка можно уравновесить лишь с помощью дополнительных валов. Суммарный момент этих сил равен нулю: УМ JII = 0. Центробежные силы инерции для всех цилиндров равны и направлены попарно в разные стороны. Равнодействующая этих сил и момент равны нулю: УKr = 0 и УМR = 0.
Для снижения нагрузки на коренные подшипники на коленчатый вал можно установить противовесы для уменьшения центробежных сил.
Уравновешивание двигателя снижает шумы и вибрации в двигателе, увеличивает его долговечность, но также увеличивает металлоемкость и трудоемкость производства
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/raschet-dvigatelya-vnutrennego-sgoraniya/
1) Лиханов В.А., Деветьяров Р.Р. Расчёт двигателей внутреннего сгорания: Учебное пособие. — Киров: Вятская ГСХА, 2005.-69 с.
2) Колчин А.И., Демидов В.П. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей. — М.: Высшая школа. 2002.-496 с.
3) Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчёт автотракторных двигателей. — М.: Колос, 1984. — 335 с.
4) Расчёт автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. Пособие для вузов./ А.И. Колчин, В.П. Демидов — 3-е изд. Перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2003.