Определение степени загрязнения воздуха школьных помещений по микробиологическому показателю

Курсовая работа
Содержание скрыть

Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на значительные расстояния. Количество микроорганизмов в воздухе колеблется в значительных пределах и зависит от метеорологических условий, расстояния от поверхности земли, от близости населенных пунктов и т. д. Особенно много бактерий находится в воздухе помещений, где неизбежно массовое хождение людей (кинотеатры, театры, школы, вокзалы), сопровождающееся поднятием в воздух пыли. Несмотря на разнообразие присутствующих в воздухе частиц органического происхождения, наибольшее влияние на здоровье человека оказывают содержащиеся в воздухе учебных помещений микроорганизмы.

Состав микрофлоры воздуха различен. В нем обнаружено до 100 различных видов сапрофитных микроорганизмов: споры гнилостных бактерий; споры плесневых грибов, дрожжей, актиномицет; из вегетативных форм микробов — пигментные и беспигментные кокки и бактерии.

В закрытых помещениях накапливается микрофлора, выделяемая человеком и животными: стрептококки, пневмококки, дифтероиды, стафилококки, т. е. обитатели верхних дыхательных путей. Кроме представителей носоглоточной микрофлоры в воздухе помещений иногда можно обнаружить микобактерии туберкулеза, вирусы.

Бактерии — широко распространенная в природе группа одноклеточных организмов с примитивной формой клеточной организации.

Бактерии делят на непатогенные и патогенные. Непатогенные бактерии (nonpathogenic bacteria) [греч. pathos — порождающий, рождающийся; греч. bacterion — палочка] — бактерии нормальной микрофлоры организма, не вызывающие развитие заболеваний, а часто и помогающие организму (лактобактерии, бифидумбактерии, энтерококки, кишечная палочка и др.).

воздух патогенный седиментационный

Yersinia pestis

Плесень (плесневые грибки) — особое царство живой природы. Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными.

Так же как и растения, грибки всасывают питательные вещества всей своей поверхностью, а не заглатывают, как животные. Однако, в отличие от растений грибки не могут использовать солнечную энергию, питаться углекислым газом из воздуха и синтезировать органические молекулы вещества из углекислого газа, но употребляют также как и животные готовые органические вещества в виде разнообразных растений и животных останков.

20 стр., 9799 слов

Устройства очистки воздуха от загрязняющих веществ

... курсовом проекте представлены основные устройства по очистки воздуха от загрязняющих веществ, их принцип работы и эффективность очистки. 1 . Характеристика промышленной вентиляции вентиляция очистка воздух примесь фильтр В помещении все вредности ...

Подобно бактериям грибки имеют клеточное строение.

Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде. Плесень и ее споры вместе с другими микроорганизмами (вирусами, бактериями) обнаруживаются в воздухе любого помещения, как отдельно, в виде мелких частиц, так и в виде агрегатов различного размера, а также в форме микровключений в другие пылевые частицы. И на улице, и в помещении существуют сезонные изменения в количествах спор или других частиц плесени.

Микрофлора воздуха сравнительно немногочисленна и довольно случайна, поэтому в отличие от почвы, воздух не может являться подходящей средой для развития микроорганизмов, т.к. он не содержит питательных веществ для них.

В связи с этим целью данной исследовательской работы стало определение степени загрязнения воздуха школьных помещений по микробиологическому показателю. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить сведения по теме исследования, используя научную литературу, ресурсы Интернета;
  • определить количественное содержание микроорганизмов в воздухе различных школьных помещений и сравнить полученные данные с нормативом;
  • определить культуральные особенности микроорганизмов;
  • узнать о влиянии микроорганизмов, содержащихся в воздухе, на здоровье человека.

    1.

Обзор литературы, .1 Методы изучения микрофлоры воздуха

Существуют два основных способа отбора проб воздуха для исследования:

  • седиментационный — основан на механическом оседании микроорганизмов;
  • аспирационный — основан на активном просасывании воздуха (этот метод дает возможность определить не только качественное, но и количественное содержание бактерий).

Пробы воздуха отбирают аспирационным методом с помощью аппарата Кротова, который состоит из трех основных частей: основания, корпуса и крышки. В крышке укреплен диск из прозрачного органического стекла с клиновидной щелью для засасывания воздуха. Для определения количества воздуха, прошедшего через прибор, на наружной стенке корпуса помещен ротаметр.

В верхней части корпуса расположен вращающийся диск, на который устанавливается чашка Петри. Засасывание воздуха в прибор осуществляется центробежным вентилятором, насаженным на ось электродвигателя. Поступающая в прибор струя воздуха ударяется о поверхность находящейся в чашке питательной среды, оставляя на ней микроорганизмы, и, обтекая электродвигатель, выходит через ротаметр наружу.

Скорость протягивания воздуха составляет 25 литров в минуту. Количество пропущенного воздуха должно составлять 100 литров для определения общего содержания бактерий и 250 литров для определения наличия золотистого стафилококка.

При отборе проб в разных помещениях необходимо обрабатывать поверхность аппарата, столик, внутренние стенки дезинфицирующим раствором 70° спиртом.

1.1.1 Седиментационный метод

Для исследования общего количества микроорганизмов в воздухе применяют наиболее простой, хотя и недостаточно точный, метод «оседания» (седиментационный метод), предложенный Кохом (1881).

Стерильные чашки Петри с питательной средой (МПА (мясопептонный агар) — для бактерий, СА (сусловый агар) — для грибов) открывают в исследуемом помещении на 5 минут (чашки располагают на высоте, соответствующей уровню дыхания сидящего или стоящего человека).

Следят за тем, чтобы при открывании крышки чашки Петри не было движения воздуха. После этого чашки закрывают и помещают на сутки в термостат при 37 °С, что дает возможность развиться бактериальной флоре. Затем чашки переставляют в термостат и выдерживают при температуре 25 °С. В таких условиях прорастают бактерии, требующие для своего развития более низкие температуры, а также плесневые грибы. Обычно опыт ставится в двух повторностях. Затем подсчитывают выросшие колонии микроорганизмов. Счет колоний на чашках производят с помощью прибора для счета колоний бактерий или лупы. Для лучшей видимости считают колонии на темном фоне (под чашку кладут темную бумагу), чашки помещают дном кверху. Каждую колонию отмечают на две чашки чернилами или тушью.

Седиментационный метод — самый простой метод для суждения о зараженности воздуха микроорганизмами, но он позволяет иметь лишь ориентированное представления о содержании микрофлоры в воздухе. С его помощью определяется только 35-60 % микроорганизмов в воздухе. Хотя этот метод и не дает полного представления ни о количестве микроорганизмов, находящихся в воздухе, ни об их видовом разнообразии, однако с его помощью можно учесть микрофлору тяжелой оседающей пыли, которая не захватывается и не учитывается другими аспирационными методами. Метод не точен и абсолютно не пригоден для изучения атмосферного воздуха, где имеют место большие колебания в скорости его движения. Этот метод может быть использован для анализа микрофлоры воздуха в закрытых помещениях в тех случаях, когда отсутствуют более совершенные приборы или нет электроэнергии. Используя данный метод можно рассчитать количество микроорганизмов в 1 м 3 воздуха. Обычно производят перерасчет по Омелянскому: допускают, что на площадь в 100 см 2 за 5 мин осаждается примерно столько бактерий, сколько их содержится в 10 л воздуха (0,01 м 3).

Зная площадь чашки Петри, определяют количество микроорганизмов в 1 м 3 воздуха. Для этого:

определяют площадь агаровой пластинки в чашке Петри по формуле

S= πхr2= 3,14хr2

(радиус чашки Петри равен 0,5 дм, соответственно, площадь агаровой пластинки равна 0,785 дм 2);

  • вычисляют количество колоний на площади 1 дм 2;
  • пересчитывают количество бактерий на 1 м 3 воздуха, умножая найденное количество колоний на площади 1 дм 2 на 100;
  • результаты определения микробного числа воздуха оценивают по суммарному числу колоний, выросших на обеих чашках;
  • обязательно учитывают, что полученные показатели занижены примерно в 3 раза. Чтобы судить о степени загрязненности воздуха жилых помещений, можно воспользоваться таблицей 1.

Таблица 1 — Критерии для санитарной оценки воздуха жилых помещений (число микроорганизмов в 1 м 3 по А.И. Шафиру)

Оценка воздуха

Летний режим

Зимний режим

чистый

Менее 1500

Менее 4500

грязный

Более 2500

Более 7000

1.1.2 Определение микробного числа

Для определения общего содержания бактерий в 1 м 3 воздуха забор проб проводят на 2 % питательный агар. Посевы инкубируют при температуре 37 °С в течение 24 часов, затем оставляют на 24 часа при комнатной температуре, подсчитывают количество выросших колоний и производят перерасчет на 1 м 3 воздуха. Если на пластинах питательного агара выросли колонии плесневых грибов, их подсчитывают и делают перерасчет на 1 м 3 воздуха. В протоколе количество плесневых грибов указывают отдельно.

1.2 Характеристика основных типичных представителей микрофлоры воздуха

1.2.1 Плесневые грибы

Плесневые грибы постоянно обитают в воздухе, почве, навозе, на поверхности различных предметов, стен сырых помещений и пр. От бактерий они отличаются более сложным строением и способом размножения. К плесневым грибам относятся организмы, вегетативное тело которых представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из переплетающихся тонких нитей — гиф. Различают низшие и высшие совершенные и несовершенные грибы. Гифы низших грибов не имеют перегородок (несептированные), гифы высших — многоклеточные (септированные).

У некоторых плесневых грибов мицелий совсем отсутствует или развит слабо. Плесневые грибы, у которых мицелий не септирован, называются фикомицетами, а те у которых септирован — микомицетами.

Наиболее благоприятные условия для их развития — свободный доступ кислорода и кислая реакция среды. Они могут развиваться и при влажности окружающей среды 10-15 %, рН 1,5-11, температуре до — 1ГС, высоком осмотическом давлении, а отдельные виды плесневых грибов — и при ограниченном доступе кислорода. Плесневые грибы обладают ферментативной активностью (протеолитической, липолитической).

Фикомицеты (Мукоровые грибы)

Мuсоr, Thamnidium, Rhizopus

Thamnidium

Сумчатые плесневые грибы (аскомицеты).

Рenicillium

Реnicillium

Аspergillus

Конидии — покоящиеся клетки, с минимальным содержанием воды, шаровидной или элипсовидной формы, средним размером в поперечнике 4 мкм. Окраска конидий определяет цвет всей конидиеносящей поверхности. Число конидий на каждой головке достигает 10 тысяч.

Зрелые конидии очень легко отделяются от головок током воздуха или струей воды. Попав в жидкую питательную среду, они сначала набухают, а затем прорастают, образуя одновременно один или два проростка (гифы), на твердой среде прорастают при наличии капельно-жидкой влаги, почти не набухая. Гифа растет на свободном конце; удлиняясь, дает боковые отростки, которые в свою очередь также удлиняются, ветвятся, переплетаются между собой, образуя колонии, видимые невооруженным глазом. Через 16-20 ч в центральной гифе начинают появляться обособленные клетки, из которых вырастают конидиеносцы. Образование зрелых конидий заканчивается через 3-4 суток.

Высшие несовершенные грибы

Сladosporium

Аlternaria.

2.2 Бактерии

Micrococcus

Micrococcus

Micrococcus

Micrococcus − облигатные аэробы, сапрофиты или факультативные паразиты, патогенных видов нет. Все хорошо растут на питательном агаре. Пигменты, образующиеся микрококками, не диффундируют в среду и нерастворимые в воде. Деление клетки происходит в любом направлении. Как правило, микрококки неподвижны и не образуют эндоспор. Все микрококки содержат «животный крахмал» гликоген, который выполняет роль запасного вещества клетки. У большинства видов оптимум температуры роста 25-30 °С. Многие виды микрококков могут развиваться при 5-8 °С. Отдельные виды выдерживают нагревание до 63-65 °С в течение 30 мин. и кратковременную пастеризацию при высокой температуре. Микрококки могут быть обнаружены на коже, в ротовой полости, дыхательных путях человека и животных, иногда на коньюктиве и половых органах. В природе распространены повсеместно — в почве, воздухе, пресных и соленых водоемах, а также в пищевых продуктах.

Сарцины (от греч. sarcina — тюк, связка) — это микроорганизмы округлой формы, деление которых происходит в трех взаимно перпендикулярных плоскостях с образованием пакетов (тюков) из 8, 16, 32 и большего числа особей. Сарцины являются в основном сапрофитами, заболеваний у человека не вызывают.

Деление клеток рода Sarcina в трех взаимно перпендикулярных направлениях обусловливает образование правильных пакетов кокков, характерных для представителей этого рода. Следует отметить, что род этот весьма гетерогенный. В него входят как неподвижные, так и подвижные виды (Sarcina ureae ), как аэробные, так и облигатно анаэробные виды.

Бациллы (лат. Bacillus ) − обширный (около 217 видов) род грамположительных палочковидных бактерий, образующих внутриклеточные споры. Большинство бацилл — почвенные сапрофиты. Некоторые бациллы вызывают болезни животных и человека, например сибирскую язву, токсикоинфекции

Bacillus cereus

Bacillus anthracis

2. Объект, программа и методика исследований

Объектом исследования явилась микрофлора воздуха ГУО «Гимназия № 56» г. Гомеля .

Тестировали 3 класса начальной школы 2-6, 2-9, 2-10, в период осенних каникул: с 3 по 6 ноября 2014 года.

Питательные агаризованные среды готовили следующим образом.

Приготовление 100 мл питательного агара для культивирования бактерий:

1) в 50 мл дистиллированной воды (холодной) добавили 2 г микробиологического агара. Для лучшего набухания и расплавления агара отстояли эту суспензию 10 минут;

  • в 50 мл дистиллированной воды добавили 2 г питательного бульона;
  • раствор с питательным бульоном смешали с раствором, где отстаивали агар. Затем колбу с полученным раствором поставили на холодную плитку и по мере нагревания постоянно взбалтывали. Таким образом раствор довели до кипения;
  • колбу с питательной средой стерилизовали на водяной бане в течение 1 часа;
  • остудив среду до 45 ºC, разлили ее в заранее простерилизованные чашки Петри.

Приготовление 100 мл среды Чапека: на 100 мл требуется 5 г среды Чапека. Взвешенную в необходимом количестве сухую среду добавили в холодную дистиллированную воду. Отстояли раствор 5 минут. Затем нагрели его до полного растворения агара и закипания. Полученную среду стерилизовали на водяной бане в течение 1 часа. Остудив среду до 45 ºC, разлили ее в заранее простерилизованные чашки Петри.

Для ориентировочного и сравнительного определения загрязненности воздуха использовали седиментационный метод, при котором учитывается общее количество микроорганизмов, осевших на агаровую пластинку за единицу времени (метод Коха).

Согласно данному методу, стерильные чашки Петри с питательной средой открывали в исследуемом помещении на 5 минут, после этого их закрывали и помещали в термостат для культивирования при температуре 36 ºС в течение одних суток, а затем при температуре 25 ºС в течение трех-пяти суток.

По истечению данного срока подсчитывали выросшие колонии бактерий. Для облегчения подсчетов донышко чашки Петри делили на несколько секторов и в каждом из них подсчитывали колонии отдельно, затем цифры суммировали.

Зная площадь чашки Петри, можно определить количество микроорганизмов в 1 м 3 воздуха. Для этого:

  • определяли площадь питательной среды в чашке Петри по формуле πr2 ;

2) вычисляли количество колоний на площади 100 см 2;

  • пересчитывали количество микроорганизмов на 1 м 3 воздуха согласно работе [3].

Далее исследовали культуральные и морфологические особенности микроорганизмов. Культуральные признаки колоний описывали согласно схеме, предложенной в работе [3].

Затем готовили окрашенные фиксированные препараты каждой колонии по Граму.

Приготовление фиксированных препаратов для исследования.

На поверхности предметного стекла равномерным тонким слоем распределяли при помощи бактериологической петли (круговыми движениями) исследуемый материал в капле стерильного физиологического раствора.

Приготовленный мазок сушили при комнатной температуре до получения матового налета. Затем мазок фиксировали. Для этого стекло с мазком, обращённым вверх, проводили трёхкратно через пламя горелки (с таким расчётом, чтобы мазок подвергался воздействию пламени не более 2-3 секунд).

После охлаждения стекла на фиксированный мазок нанесли карболовый раствор генцианфиолетового на 1-2 минуты. Затем в данный краситель добавили раствор Люголя (йод в йодистом калии) на 2 минуты. Красители осторожно слили и на мазок нанесли спирт 96 % на 30-45 секунд. Спирт быстро смыли водой. Мазок дополнительно окрасили основным водным фуксином (1-2 минуты).

Краску смыли водой, препарат высушили. Микроскопировали препарат при увеличении 1000х на микроскопе, модель которого XSP-136.

3. Результаты исследований и их обсуждение

3.1 Результаты визуального обследования тестируемых помещений

Государственное учреждение образования «Гимназия 56 г. Гомеля, расположено по адресу: г. Гомель, ул. Новополесская, 34. В данном здании мы исследовали 3 кабинета: 2-6, 2-9, 2-10, которые располагались в начальном блоке гимназии, на втором этаже.

Общая площадь помещений — 171,09 м 2, каждый кабинет из которых имеет площадь: 2-6 площадью 57,39 м 2, кабинет 2-9 — 58,04 м 2, 2-10 площадью 55,66 м 2 (рис.1)

На момент обследования в кабинете не проветривали, т.к. обследование проводили во время осенних каникул.

В обследуемых помещениях здания не наблюдали визуально очагов поражения плесневыми грибами.

А)  результаты визуального обследования тестируемых помещений 1 Б)  результаты визуального обследования тестируемых помещений 2

В)  результаты визуального обследования тестируемых помещений 3

Рисунок 1 — Вид классных комнат:

А) класс 2-6; Б) класс 2-9; В) класс 2-10

3.2 Результаты анкетирования школьников по состоянию здоровья

Анкетирование проводили среди школьников 3-го и 4-го классов начальной школы, обучающихся в гимназии № 56.

Анкета для родителей

1. Болеет ли Ваш ребенок/другой член семьи бронхиальной астмой?

  • Наблюдается ли у Вашего ребёнка/других членов семьи аллергически реакции?
  • При наличии аллергических реакций, перечислите факторы, которые их вызывают (например, антибиотики, пыльца, перо птиц, шерсть животных, нитраты и др.)?
  • Сколько раз в течении учебного года Ваш ребёнок болеет простудными заболеваниями и/или гриппом?
  • Наблюдается ли у Вашего ребёнка осложнения бронхита, пневмонии, лор-заболеваний, при заболевании ОРЗ, ОРВИ, гриппом?
  • Страдает ли Ваш ребёнок хроническим насморком?
  • Как часто в течение года у Вашего ребёнка появляется сыпь на коже?

Ответ: часто, иногда, очень редко, не появляется.

  • Ваш ребёнок родился 7-месячным, 8-месячным, 9-месячным?
  • Ваш ребёнок родился естественным путём или в результате кесарево сечения?
  • Есть ли у Вас дома плесень?

Ответ: часто, иногда, очень редко.

Выборка: всего было опрошено 66 родителей учащихся.

Метод заполнения анкеты — индивидуальная форма ответов респондента на вопросы анкеты.

На вопрос 1 «Болеет ли Ваш ребенок/ другой член семьи бронхиальной астмой?» родителями учеников младших классов был дан положительный ответ в 7 %, отрицательный ответ был дан в 93 %. Полученные цифры свидетельствуют о том, что не все люди, на которых действуют аллергены, заболевают. Подтверждением тому является невысокий процент респондентов, которые категорически дали на вопрос 1 ответ «нет» на момент опроса (рис.2).

Анкета для родителей 1

Рисунок 2 — Заболеваемость детей бронхиальной астмой, %

На вопрос 2 «Наблюдается ли у Вашего ребёнка/ других членов семьи аллергические реакции?» утвердительно ответили 57,6 %. Родители, которые дали ответ «нет» составляют 42,4 % (рис.3).

Такое количество утвердительных ответов связано с тем, что аллергические болезни развиваются у лиц со здоровой иммунной системой, особенностью которой является ее повышенное реагирование на генетически чужеродные для организма вещества антигенной природы, к которым относятся в том числе компоненты грибковой клетки. От 57,6 % дали положительный ответ на то, что у них имеются различные факторы при аллергический реакциях, 42,4 % — отрицательный ответ, это связано с тем, что у них не имеется аллергический реакций.

Рисунок заболеваемость детей бронхиальной астмой 1

Рисунок 3 — Заболеваемость детей аллергией, %

Следуя ответам на вопрос 4 «Сколько раз в течении учебного года Ваш ребёнок болеет простудными заболеваниями и/или гриппом?» была составлена таблица 2 в процентном соотношении.

Таблица 2 — Заболеваемость детей простудными заболеваниями в течение года

Количество простудных заболеваний, шт.

Процентное соотношение

0

3,03

1

12,12

2

33,33

3

31,81

4

9,09

5

3,03

6

4,54

7

1,51

8

1,51

9 и более

0

До 1/3 детей, согласно результатам анкетирования, болели по 2-3 раза в год простудными заболеваниями. Абсолютно невосприимчивыми к простудным заболеваниям оказалось только двое учащихся. Были двое детей, которые переболели по 7-8 раз простудой в течение года.

Ответ на вопрос 5 «Наблюдается ли у Вашего ребёнка осложнения бронхита, пневмонии, лор-заболеваний, при заболевании ОРЗ, ОРВИ, гриппом?» представлен на рисунке 4.

Таблица заболеваемость детей простудными заболеваниями в течение года 1

Рисунок 4 — Осложнения бронхита, пневмонии, лор-заболеваний, при заболевании ОРЗ, ОРВИ, гриппе

Больше половины родителей ответило, что очень редко, 7,6 % ответило, что часто и 36,4 % — иногда, результаты данного вопроса были отображены на рисунке 4. Около 20 % детей не страдает хроническим насморком. 80 % родителей ответили утвердительно, что их ребёнок страдает хроническим насморком. Установлено, что у одного ребёнка на теле сыпь появляется часто, у 14 % — иногда, 35 % ответили, что очень редко, и 50 % — не появляется. Данные отображены на рисунке 5.

Рисунок осложнения бронхита 1

Рисунок 5 — Появление сыпи на коже

В результате ответов на вопросы 8-9, которые касаются момента рождения ребёнка, можно отметить, что на развитие иммунитета ребёнка влияет способ появления ребёнка на свет естественным путем или путем хирургического вмешательства (рисунок 6-7).

Рисунок появление сыпи на коже 1

Рисунок 6 — Срок появления ребёнка на свет

Как видно из рисунка 6, преимущественное большинство детей родились 9-месячными (95,45 %), трое ребят родились 8-месячными. Естественным путём родились 81,81 % детей, в результате хирургического вмешательства — 18,18 %.

Рисунок срок появления ребёнка на свет 1

Рисунок 7 — Рождение ребёнка естественным путем или в результате кесарево сечения

Следует подчеркнуть, что ребёнок во время естественных родов, проходя по родовым путям инфицируется бактериями матери, которые составляют нормальную микрофлору человека. В то время как при кесаревом сечении ребёнок из стерильных условий стерильным образом попадает в атмосферу больницы, где велика вероятность инфицирования патогенными бактериями, которые относятся к внутрибольничным инфекциям. В результате ребёнок заражается, например, золотистым стрептококком. Данные ответы этих вопросов можно наблюдать на рисунках 6 и 7.

3.3 Исследование микрофлоры воздуха

Для обследования были выбраны три помещения в гимназии № 56, расположенные в разных сторонах света. Эти три помещения на 2-м этаже — кабинет 2-6, кабинет 2-9, кабинет 2-10.

Анализ воздуха был выполнен в трех точках каждого помещения во время каникул на уровне около 100 см от пола. Для этого на партах размещали по 1 чашке Петри с питательной средой для бактерий и по одной чашке Петри со средой для плесневых грибов (среда Чапека).

Забор воздуха проводили по методу «оседания», расчет выполняли по методике Омелянского.

3.3.1 Количественный анализ

Выполнен расчет количества микроорганизмов в микрофлоре воздуха обследуемых помещений.

Данные обследования представлены в таблице 3.

Таблица 3 — Общее число микроорганизмов в 1 м 3 воздуха обследуемых помещений

Помещения/повторности

Общее число микроорганизмов в 1 м 3 воздуха, КОЕ/м 3

Плесневые грибы, %

2-6/1

382,1-1146,4

2-6/2

127-382

2-6/3

382,2-1146, 5

2-6/4

127,4-382,2

Среднее число микроорганизмов по 2-6

254,7-764,3

0

2-9/1

5,1-1528,6

2-9/2

2-9/3

254,7-764,1

2-9/4

127,4-382,2

Среднее число микроорганизмов по 2-9

160,5-480,8

0

2-10/1

254,7-764,1

2-10/2

382,2-1146,6

2-10/3

382,1-1146,3

2-10/4

2038,2-6114,6

Среднее число микроорганизмов по 2-10

764,3-2292,9

4,2

Общее число микроорганизмов в 1 м 3 в помещении 2-6 составило 254,7-764,3 КОЕ/м 3 . Плесневые грибы отсутствовали. Общее число микроорганизмов в 1 м 3 в помещении 2-9 составило 160,5-480,8 КОЕ/м 3 . Плесневые грибы не были обнаружены. В помещении 2-10 общее число микроорганизмов в 1 м 3 составило 764,3-2292,9 КОЕ/м 3 . Плесневые грибы были представлены в 4,2 %.

Для сравнения по микробиологическим критериям: в зимний период времени допускается в закрытом помещении до 4,5 тыс. клеток микроорганизмов на 1 м 3 воздуха, и такое помещение классифицируется как чистое. Превышение числа микроорганизмов свыше 7 000 классифицируется как грязное. В летний период времени допускается в закрытом помещении до 1,5 тыс. клеток микроорганизмов на 1 м 3 воздуха, следовательно можно утверждать, что помещение является чистым, превышая 2,5 тыс. микроорганизмов помещение является загрязненным.

На рисунке 8 представлен рост колоний микроорганизмов в чашках Петри в различных классах.

А Таблица общее число микроорганизмов в м воздуха обследуемых помещений 1 БТаблица общее число микроорганизмов в м воздуха обследуемых помещений 2

В Таблица общее число микроорганизмов в м воздуха обследуемых помещений 3

Рисунок 8 — Рост колоний микроорганизмов в чашках Петри, по классам:

3.3.2 Культуральные особенности микроорганизмов

Следует отметить, что один и тот же вид и род микроорганизмов может иметь различные культуральные характеристики и отличаться по одному, либо ряду признаков. В таблице 4 можно наблюдать культуральные особенности колоний выявленных микроорганизмов.

Микрофлора воздуха помещения 2-10 характеризуется наличием наибольшего числа микроорганизмов (7 типов колоний) по сравнению с классом 2-6 (насчитывает 6 типов колоний) и классом 2-9 (3 типа колоний).

Таблица 4 — Культуральные особенности микроорганизмов

Класс

Соотношение колоний по культуральным признакам

2-6

1 округлая, желто-коричневая, матовая, непрозрачная, гладкая, с однородной структурой: 3 округлые, желтые, неблестящие, непрозрачные, гладкие, с однородной структурой: 1 круглая с фасеточным краем, коричневая, матовая, непрозрачная, шероховатая, с однородной структурой: 1 округлая с бубочкой вверху, белая, блестящая, непрозрачная, шероховатая, с однородной структурой: 1 округлая, белая, блестящая, непрозрачная, гладкая, с однородной структурой: 1 круглая с неровными краями, жетая, неблестящая, непрозрачная, шероховатая, с однородной структурой

2-9

2 округлые, желтые, гладкие, непрозрачные, блестящие, с однородной структурой: 2 округлые, белые, гладкие, непрозрачные, блестящие, с однородной структурой: 3 круглая с валиком по краю, желтые, гладкие, непрозрачные, блестящие, с однородной структурой

2-10

2 округлые, белые, гладкие, блестящие, непрозрачные, с однородной структурой: 9 округлые, желтые, гладкие блестящие, непрозрачные, с однородной структурой: 2 округлые, белые, блестящие, непрозрачные, гладкие, с однородной структурой: 5 округлые, оранжевых, блестящие, непрозрачные, гладкие, с однородной структурой: 3 округлые, белые, блестящие, непрозрачные, гладкие, с однородной структурой: 1 неправильная, коричневая, неблестящая, непрозрачная, шероховатая, с волокнистой структурой: 1 круглая с валиком по краю, белая, блестящая, непрозрачная, гладкая, с однородной структурой

Анализируя данные, которые представлены в таблице 4, можно сказать, что 45 % колоний микроорганизмов в классе 2-6 имеют следующие культуральные особенности: округлой формы, желтого цвета, с гладкой, неблестящей поверхностью. Все остальные колонии микроорганизмов представлены в 15 % случаев.

В классе 2-9 50 % колоний микроорганизмов имели следующие культуральные особенности: круглой формы с валиком по краю, желтого цвета, с гладкой, неблестящей поверхность.

Культуральные особенности колоний микроорганизмов класса 2-10 имели следующее процентное соотношение: 45 % колоний микроорганизмов были округлой формы, желтого цвета, с гладкой, блестящей поверхностью; 20 % — округлой формы, оранжевого цвета, с гладкой блестящей поверхностью. В 15 % случаев культуральные особенности колоний микроорганизмов были следующими: округлой формы, белого цвета, с гладкой, блестящей поверхностью. 10 % колоний микроорганизмов были округлой формы, белого цвета, с гладкой, блестящей поверхностью.

3.3.3 Микроскопический анализ

Выполнен микроскопический анализ на наличие плесневых грибов и других микроорганизмов в микрофлоре воздуха.

Micrococcus

На основании вышесказанного следует отметить, что обследуемые помещения по биологическим нормам для бактериальных клеток можно классифицировать как условно-чистые.

 микроскопический анализ 1

Рисунок 9 — Грамположительные кокки

Рисунок грамположительные кокки 1

Рисунок 10 — Представитель рода Alternaria

Микогенные аллергии — сборное понятие [5], включающее заболевания, в основе которых лежит сходный механизм — аллергизация организма человека антигенами плесневых грибов.

Самая частая форма аллергии, зависящей от влияния биоповреждений зданий — микогенная бронхиальная астма. В России пока нет статистики этого заболевания, а в других странах Европы и Американских континентов от 50 до 80 % больных бронхиальной астмой положительно реагируют на пробы с антигенами плесневых грибов.

Это означает, что грибы являются основной причиной или являются компонентом совокупности причин развития данного заболевания.

Кроме бронхиальной астмы, развиваются аллергические микогенные коньюнктивиты, риниты, назофарингиты.

Они могут быть самостоятельными или сопровождать бронхиальную астму. Многие больные, страдающие бронхиальной астмой, помнят о том, что заболевание у них начиналось с хронического насморка, с трудом поддававшегося лечению. Во многих случаях астма присоединяется постепенно, сначала в виде эпизодического бронхоспазма, больной это ощущает как свист в груди, затем в виде выраженного приступа удушья или неуклонно прогрессирующего нарушения дыхательной функции [13].

Аллергические болезни развиваются у лиц со здоровой иммунной системой, особенностью которой является ее повышенное реагирование на генетически чужеродные для организма вещества антигенной природы, к которым относятся компоненты грибковой клетки. Среди всей человеческой популяции только 20 % людей могут заболеть бронхиальной астмой или другими аллергическими болезнями. Этим объясняется то, что не все люди, на которых действуют аллергены, в том числе и живущие в неблагоприятных условиях, заболевают.

В настоящее время признано, что при грибковых заболеваниях основные защитные механизмы связаны с клеточными факторами и меньше — с гуморальными. Неспецифические тканевые реакции на присутствие грибного антигена, препятствующие проникновению патогена в органы и ткани, проявляются в виде развития эпителиоидной гранулематозной реакции, фагоцитоза, иногда — тромбоза кровеносных сосудов за счет действия грибных протеаз, обеспечивающих ускорение реакций свертывания крови.

Histoplasma capsulatum

В то же время при врожденных и приобретенных иммунодефицитах иммунный ответ несовершенен или совсем не эффективен. При этом возрастает роль, так называемых оппортунистических (глубоких) микозов, вызываемых условно-патогенными грибами.

В случаях контакта грибкового антигена с клеточным компонентом иммунной системы при микозах развивается гиперчувствительность замедленного типа, выявляемая через 10-14 дней после заражения, а также накапливаются иммуноглобулины различных классов (антитела).

Заключение

Обследуемые помещения ГУО «Гимназия № 56 г. Гомеля» характеризуются следующей степенью инфицирования воздуха: класс 2-6 имеет 254,7-764,3 КОЕ/м 3; 2-9 — 160,5-859,8 КОЕ/м 3; 2-10 — 764,3-2292,9 КОЕ/м 3.

Обследуемые помещения здания Гимназии по улице Новополесская, 34 по биологическим нормам для бактериальных клеток можно классифицировать как условно-чистые.

Среди выявленных микроорганизмов определены бактерии и плесневые грибы, типичные для воздуха закрытых помещений.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/sanitarnoy-mikrobiologicheskie-pokazateli-vozduha/

1. Лабинская, А.С. Микробиология с техникой микробиологических методов исследования / А.С. Лабинская. — М.: Медицина, 1968. — 392 с.

2. Бетина, В. Путешествие в страну микробов / В. Бетина. — М.: Мир — 1976. — 271с.

3. Сивоглазов, В.И. Биология в школе / В.И. Сивоглазов. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.

4. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. — М.: Просвещение,1976. — 382с.

5. Борисов, Л.Б. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Л.Б. Борисов. — М.: Медицина, 1984. — 256 с.

6. Желдакова, Р.А. Выделение и идентификация микроорганизмов; учебно-методическое пособие / Р.А. Желдакова. — Минск.: БГУ, 2003. — 36 с.

7. Павлович, С.А. Микробиология с вирусологией и иммунологией / С.А. Павлович. — Минск.: Вышэйшая школа. 2008. — 799 с.

8. Нетрусов, А.И. Практикум по микробиологии /А.И. Нетрусов. — М.: Академия, 2005. — 604 с.

9. Теппер, Е.З. Практикум по микробиологии / Е.З. Теппер. — М.: Колос, 1979. — 216 с.

11. Гусев, М.В. Микробиология: Учебник для вузов / М.В. Гусев. — М.: Академия, 2007. — 464с.

12. Емцев, В.Т. Микробиология: Учебник для вузов / В.Т. Емцев. — 4-е издание. — М.: Дрофа, 2005. — 448с.

13. Нетрусов, А.И. Экология микроорганизмов / А.И. Нетрусов. — М.: Академия, 2007. — 272с.

14. Гусев, М.В. Микробиология / М.В. Гусев, Л.А. Минеева. — М., 2003. — 464с.

15. Бакулина, Н.А. Микробиология / Н.А. Бакулина, Э.Л. Краева. — М.: Медицина, 1980. — 350с.

16. Аникеев, В.В. Руководство к практическим занятиям по микробиологии / В.В. Аникеев, Н.А. Лукомская. — М.: Просвещение, 1977. — 127с.

17. Блинкин, С.А. Фитонциды вокруг нас / С.А. Блинкин. — М.: 1981. — 185 с.

18. Волина, Е.Г. Основы общей микробиологии, иммунологии и вирусологии: Учебное пособие / Е.Г. Волина. — М.: Медицина, 2004. — 256 с.

19. Минх, А.А. Справочник по санитарно-гигиеническим исследованиям / А.А. Минх. — М.: Медицина, 1973. — 400с.

20. Ведьмина, Е.А. Санитарно-бактериологическое исследование воздуха / Е.А. Ведьмина. — М.: Наука, 1978. — 467с.

21. Дощенко, И.И. Воздушная среда и здоровье / И.И. Дощенко. — Львов, 1991. — 576с.

22. Концевая, И.И. Микробиология: практическое пособие для студентов / И.И. Концевая. — Министерство образования РБ, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2010. — 122с.

23. Чермисионов, Н.А. Практикум по микробиологии / Н.А. Чермисионов, Л.И. Боева, О.А. Семихатова. — М.: Высшая школа, 1967. — 168с.

  • Петрова-Никитина, А.Д. Акарологическое и микологическое исследование помещений как основа профилактики аллергических заболеваний / А.Д. Петрова Никитина. — М.: Просвещение, 2002. — 32 с.