Дипломный проект : Создание методического пособия «Методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики для начальной школы»

Содержание скрыть

ВВЕДЕНИЕ, Актуальность выбранной темы исследования

Современное художественное конструирование из бумаги – это очень разнообразная и обширная область деятельности, соединяющая искусство с трудом и техникой.

Художественное конструирование всегда, так или иначе, связанно с различными способами пространственных преобразований, в частности с превращением двумерного – плоскостного материала в трехмерную – объемную форму. Для этого наиболее доступным для учащихся начальной школы будет листовой материал, прежде всего различные виды бумаги и тонкого картона. [3, с. 40].

Теорию и практику конструирования в начальной школе разрабатывали следующие педагоги: Б.Г. Гагарин, Н.А. Конышева, С.И. Ишимцева, Н.И. Роговцева, Е.А. Лутцева и другие [5].

Кроме того конструирование, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, за раннее обдумывать ход своей работы, планировать ее, формировать точность и ловкость достижений. Теоретические знания по конструированию необходимо с младшего школьного возраста. Никто не оспаривает то что конструирование, как вид художественного творческой деятельности не терпит шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем учителя на практике сталкиваются именно с таким положением.

То есть возникает противоречие между необходимостью обучения учеников конструированию и недостаточностью методических средств для этого.

На основе актуальности проблемы и выявленного противоречия, нами была определена тема исследования: Создание методического пособия «Методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики для начальной школы».

27 стр., 13091 слов

Обучение конструированию из бумаги в младшем школьном возрасте

... использования техники квиллинг в занятиях по конструированию из бумаги в классах начальной школы; разработка программы занятий по конструированию из бумаги для младших классов МБОУ СОШ № ... плана занятий по конструированию из бумаги в технике оригами; разработка программы обучения детей конструированию из бумаги в технике квиллинг. Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы ...

Проблема исследования:, Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:

гипотеза исследования:

задачи исследования:

  1. Изучить историческую и методическую литературу по изучаемой проблеме в современных условиях;

  2. Освоить основные приемы художественной обработки бумаги в технике бумажной пластики;

  3. Разработать методическое пособие «Методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики для начальной школы» для внеурочной деятельности в начальной школе;

  4. Провести апробацию и сделать выводы о целесообразности применения данного методического пособия в начальной школе.

методы исследования:

  1. Метод теоретического исследования:

— изучение и анализ литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/konstruirovanie/

— систематизация;

— обобщение;

— классификация.

  1. Методы эмпирического исследования:

— тестирование;

— апробация;

— беседа;

— тестирование;

— проектирование.

Мы уверены, что тема нашего дипломного проекта является перспективным направлением в обучении младших школьников. И поэтому разработанное нами методическое пособие «Методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики для начальной школы» внесет свой вклад в создание методических разработок для учителей начальной школы и студентов педагогического колледжа.

Структура ВКР:

  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение

  4. Основная часть

  5. Заключение

  6. Список использованной литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/konstruirovanie/

  7. Приложения

Степень освоения конструирования в технике бумажной пластики младшими школьниками показывают результаты апробации методического пособия.

14 стр., 6512 слов

История бумаги и бумажного производства

... производства бумаги в России следует считать 1817 г., когда на Петергофской бумажной фабрике была установлена первая бумагоделательная машина. Однако в царской России бумажная промышленность была ... В России производство бумаги зародилось в XVI веке. На протяжении XVII века действовали пять бумажных предприятий. В XVIII веке по указу Петра I бумажные мельницы были построены близ Москвы, в Петербурге ...

Глава 1. Теоретические и практические аспекты создания методического пособия «Методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики для начальной школы»

    1. История возникновения бумаги

105 году н.э. Цай Лунем

«До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки , а еще раньше из шёлка , который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Все это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука).

После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги» [9,27].

После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т.д.

размалывающего аппарата – ролла

Технология производства бумаги:

«Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную, т.е. бумажную массу. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить:

-древесная масса или целлюлоза;

-макулатура;

-тряпичная полумасса;

-для специальных видов бумаги: асбест, шерсть и другие текстильные волокна.» [10].

«Производство бумаги складывается из следующих процессов:

1.приготовление бумажной массы (размол и смешение компонентов, проклейка, наполнение и окраска бумажной массы);

2.выработка бумажной массы на бумагоделательной машине (разбавление водой и очистка от загрязнений, отлив прессование и сушка, а также первичная отделка);

3.окончательная отделка (каландрирование, резка);

4.сортировка и упаковка» [10,30].

«Бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой и сушильной частей, каландра и наката. Бумажная масса непрерывным потоком вытекает на движущуюся замкнутую в кольцо сетки машину, где происходит отлив, обезвоживание и уплотнение бумажного полотна. Дальнейшее обезвоживание и уплотнение полотна производится в прессовой части, образуемое несколькими вальцовыми прессами, между валами которых бумажное полотно транспортируется цельным в течении всего процесса сукном, служащим эластичной прокладкой. Окончательное удаление воды происходит в сушильной части, где полотно бумаги попеременно соприкасается своими поверхностями с обогреваемыми изнутри паром сушильными цилиндрами, расположенными в шахматном порядке в двух ярусах. Поверхность бумаги получается гладкой благодаря тому, что она прижимается к цилиндрам верхними и нижними сукнами. Получаемое полотно бумаги наматывается на рулоны на накате, представляющем собой принудительно вращаемый цилиндр, к которому прижимается валик с наматываемой на него бумагой» [6,103].

16 стр., 7565 слов

Конструирование из бумаги с детьми 5-7 лет

... постройки и конструкции, различают: конструирование из строительных материалов; конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; конструирование из природного материала. Конструирование из игровых строительных материалов является ... назначению. «Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно ...

Затем бумага может обрабатывать в суперкаландре, представляющему собой вертикальную батарею из 5-8 металлических валов. При движении между валами сверху вниз полотно становится белее гладким, уплотняется и выравнивается по толщине.

    1. Классификация свойств и приемов работы с бумагой

«Бумага (от итал. bambagia – хлопок), материал из растительных волокон, соответствующим образом обработанных и беспорядочно соединенных в тонкий лист, в котором волокна связанны между собой поверхностными силами сцепления» [8,14].

Из этого определения вытекают основные свойства бумаги:

механические

2.прочность на излом;

3.жесткость;

4.упругость при сжатии и т.д.

Нашей промышленностью выпускается большое разнообразие бумаги по толщине фактуре, цвету в зависимости от ее назначения. Для конструирования мы рекомендуем бумагу определенного качества – плотную рисовальную или чертежную, которая позволяет выполнить такие операции как сгибание, скручивание, прорезы, гофрирование и т.д. «Работа с бумагой требует знания об нее текстурных особенностей. Например, от направления волокон она по-разному поддается сгибанию. Скручивая ее поперек волокон, мы увидим поверхность измельченную трещинами и надломами» [4.13].

Определить направление волокон не сложно. Для этого следует, отрезать от листа две узкие полоски произвольной длинны, одну по вертикальному краю, другую по горизонтали. С помощью шила или карандаша обе полоски скрутите в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной, другая покрыта мелкими трещинами. Опыт подскажет вам путь правильного выбора текстуры бумаги для изготовления изделий цилиндрического характера.

Знание основных свойств наиболее часто используемых на уроках труда видов и сортов бумаги не только поможет правильному выбору материала для определенного изделия, но и подскажет приемы его обработки.

Пластичность –, Упругость –, Старение –, Глянцевость –, Прочность –, Водонепроницаемость –, Деформация –

Учащиеся должны знать:

— свойства материала, из которого будут выполнять задание;

— способы обработки;

4 стр., 1537 слов

Определение, назначение и задачи деятельности аэропортов

... или коммерческой деятельности. ЧИКАГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ О'ХАРА. На переднем плане - вышка КДП аэропорта. Коммерческие аэропорты второго ... до конечного пункта маршрута. 2 Аэропорт – сущность и задачи АЭРОПОРТ - авиатранспортное предприятие, обеспечивающее быструю, ... транспорта и автостоянки. Аэропорты классифицируют в соответствии с их назначением, функциями, размером, типами самолетов, ...

— линии чертежа;

— инструменты, необходимые, для работы с бумагой;

— технику безопасности работы с инструментами.

Учащиеся должны уметь:

— рационально расходовать материал;

— читать чертеж;

— выполнять практическую работу;

— подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;

— эстетично оформлять изделие.

Приемы работы с бумагой.

Основные приемы работы с бумагой – складывание, разрезание, изгибание, разрывание. Техники, используемые в этих приемах:

Оригами – техника основана на приеме складывания бумаги. В традиционном оригами ножницы вообще не используются, но одна из ветвей оригами – кирикоми оригами – допускает выполнение надрезов.

Аппликация, мозаика –, Художественное вырезание –, Бумажная пластика –

Одним из видов бумажной пластики является такой нетрадиционный для начальной школы прием работы с бумагой как конструирование.

    1. Основные приемы и методы обучения конструированию из бумаги

Все в детстве выполняли различные изделия из картона, но не все знают, что из обычной чертежной бумаги можно выполнить сложные фигуры: зверей, птиц, животных, модели машин, элементы архитектуры и т.п. Такой вид творчества близок к скульптуре. В бумажной пластике все изделия пустотелы, что и отличает ее от скульптур, где происходит постепенное наращивание объема.

Термин «конструирование» — не новый в методике трудового обучения, скорее, наоборот, он воспринимается как один из самых привычных, когда речь идет об уроках труда.

«Конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук. Это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность. Наиболее существенным признаком конструктивной деятельности является целеполагание, т.е более или менее четкое осознание конечной цели работы, того, что должно в результате получиться» [4, 18].

Процесс конструирования предусматривает следующее: каждая деталь изделия тоже создается, разрабатывается, т.е. конструируется. Сконструировать изделие, значит не только представить в материале его внешний вид, но и определить форму каждой детали, цвет, фактуру материала и т.д.; значит также, что конструктор продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т.е. полностью разрабатывает его. При этом он может и не доводить изделие до вещественного вида: по его чертежам, рисункам, описаниям ткань окрасит красильщик, детали выкроет закройщик и сошьет швея. Следовательно, главный вывод таков: беря на вооружение конструирование как инструмент обучения, мы включаем в педагогический процесс активное мышление ученика. Конструктивная деятельность является творческой.

10 стр., 4745 слов

Контрольная работа: Методы и средства контроля давления. Поплавковые ...

... для работы в комплекте с первичными измерительными устройствами. Первичные измерительные устройства часто называют датчиками. Датчик прибора ... давления в сужающем устройстве. Существуют следующие методы измерений: 1) метод непосредственной оценки, в котором значение ... Контроль уровня часто имеет важное значение для безаварийной работы оборудования. Например, на водородных станциях понижение уровня ...

Определив основную особенность конструирования – его творческое начало, мы должны иметь в виду, что в своем настоящем, абсолютно творческом виде этот процесс присущ сравнительно небольшому числу людей. Что касается младших школьников, то конструктивные способности у них предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать. Но развивать эти особенности можно именно в конструктивной деятельности. В этом смысле учебное конструирование, безусловно, будет отличаться от деятельности взрослого конструктора.

Сведения о процессе, принципах и правилах конструирования педагог дает в виде объяснения, рассказа, беседы. Для создания чувственной основы приобретаемых знаний применяют методы демонстрации. Формированию конструкторских умений и навыков способствуют методы практической работы: инструктаж, упражнение в решении задач, коллективное обсуждение, самостоятельная работа, подведение итогов.

Выбор методов и их сочетаний на занятии зависит от содержания изучаемого материала и цели занятия. Остановимся на специфических методах обучения конструированию.

Упражнения в решении технических задач: решение задач – эффективное средство развития творческих возможностей учащихся, т.к. активная мыслительная деятельность является условием всякого творческого процесса. По содержанию технические задачи делятся на конструкторские и технологические, кроме того, условно из можно подразделить на типовые и творческие.

В настоящее время активно разрабатывается методика поиска вариантов решения творческих задач. Наиболее часто применяют такие методы, как «мозговая атака», алгоритм решения изобретательных задач.

Суть этого метода «мозговая атака» основывается на психологическом эффекте цепной реакции идет во время сеанса мозговой атаки, которая приводит к интеллектуальному взрыву.

Организация методы мозговой атаки включает в себя следующие действия:

-Разделить учеников на 2 группы – «генераторов идей» и «экспертов».

-Ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы «дикой» она ни казалась.

-Провести мозговой штурм. За отведенное время «генераторы» должны выдать как можно больше идей, которые фиксируются в протоколе.

«Эксперты» должны провести экспертизы и отбор идей, в наибольшей степени способствующий решению поставленной проблемы.

Смысл АРИЗа состоит в том, что сначала в задаче выявляют техническое противоречие, а затем, применив в определенной последовательности совокупность логических приемов и правил, рассматриваю относительно небольшое число вариантов и устраняют его.

Конструкторские задачи в зависимости от общей цели деятельности классифицируют следующим образам:

-задачи на моделирование-создание объекта по уже известному или по рисунку, чертежу, схеме, эскизу;

6 стр., 2981 слов

Методы организации работ и управления реконструкцией зданий и сооружений

... реконструкции необходимы методы организации работ, методы управления реконструкцией зданий и сооружений, о чем и пойдет речь в данной работе. 1. Организация работ и управление реконструкцией 1.1 Применяемые методы организации работ При реконструкции промышленных предприятии наиболее целесообразен узловой метод ...

-задачи на доконструирование – доработка или поиск отсутствующего звена, изделия;

-задачи на усовершенствование или переконструирование – внесение конструктивных изменений для улучшения отдельных показательных работы изделия;

-задачи на конструирование по заданию или собственному замыслу.

Коллективное обсуждение вариантов конструкции: этот метод является разновидностью беседы и применяется на различных этапах конструирования объекта в зависимости от формы организации труда.

Мозговая осада: этот метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но, в отличие от «мозговой атаки», каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и названия «осада».

Карикатура: метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения, способствует развитию творческого воображения.

Метод фокальных объектов: «Этот метод относится к ассоциативным методам поиска технологических решений. Слово «фокальный» означает, что объект находится в фокусе вашего внимания» [13,37].

Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.

Алгоритмический метод: направлен на решение задач в строго определенной последовательности. Направленность, исследовательский характер и активизация мышления достигаются при этом ориентацией на идеальный конечный продукт.

Суть метода в том, что при сравнении идеального и реального можно выделить технологическое противоречие или его причину и устранить их, перебрав относительно небольшое число вариантов при помощи уже существующей последовательности действий.

Метод внезапных запрещений: состоит в том, что на определенном этапе запрещается использовать в своих действиях механизмы (детали и т.д.) что ведет к разрушению привычных штампов и конструкторской деятельности, возможности применения хорошо знакомых типов устройств, узлов деталей.

Метод скоростного экскизирования: предполагает рисование всего того что ученик представляет в тот или иной момент проектирования. В процессе использования приема требуется, как можно чаще делать зарисовки возникающих идей. Это способствует более строгому контролю своей деятельности, регулированию посредством образов процесса конструкторского творчества.

Метод новых вариантов: заключается в требовании выполнить задание по другому, найти новые варианты его решения, когда уже имеется несколько вариантов.

Метод абсурда: заключается в том, что предлагается решать заведомо невыполнимую конструкторскую задачу.

14 стр., 6760 слов

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

... изготовления бумаги. Сырьем для бумажной промышленности служили в старину папирус, хлопок, конопля и др. Бумага из ... и техники, внедрения безотходных технологий, расширения объемов использования вторичных ресурсов и отходов производства. 1. ИСТОРИЯ ЛЕСНОГО ... методов транспортировки, накопления древесины у временных транспортных путей и т.д. Основное направление ресурсосбережения в лесной промышленности ...

Метод «черного ящика»: предполагает решение проблем посредством анализа конкретных ситуаций, которые подбираются таким образом, что при их анализе участники дискуссии невольно затрагивают вопросы возникновения дефектов. К этому участников побуждают специальные вопросы, например: «К чему может привести данная ситуация?», «Насколько устойчива работа механизма?» и т.п.

Метод 6-6: не менее 6 членов группы качества в течении 6 минут стараются сформулировать конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей конкретной проблемы. Каждый участник на отдельном листе записывают свои соображения в лаконичной форме, после чего организуется групповое обсуждение всех подготовленных списков. В процессе обсуждения отсеиваются явно ошибочные, уточняются спорные мнения, оставшиеся группируются по определенным признакам. Задача – отработать несколько важных альтернатив, причем их количество должно быть меньше числа участников дискуссии.

Самостоятельная работа учащихся: педагогическая эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от качества руководства ею на всех этапах выполнения заданий со стороны учителя. Он должен за ранее продумать порядок выполнения заданий на каждом его этапе, обучить рациональным приемам умственного труда, инструктировать перед выполнением очередной работы, наблюдать за ее ходом, оказывать помощь в преодолении возникающих трудностей, в исправлении допущенных ошибок.

Подведение итогов: «После каждого практического занятия необходимо анализировать результаты работы: выявлять отступления от намеченных планов, устанавливать причины и выявлять пути устранения недостатков, вносить коррективы в план работы» [13,48].

Итак, мы рассмотрели основные методы обучения конструированию, которые должен использовать учитель на уроках труда.

    1. Бумажная пластика, как современная обработка бумаги

Бумажная пластика сегодня является перспективным направлением изучения формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумажной пластики не исчерпан.

На занятиях по конструированию применяют различные методы и приемы обучения. Чем сложнее и обширнее деятельность педагога и обучаемых, тем разнообразнее методы и приемы его проведения.

Бумагопластика — наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумагопластика. Стоит сразу отметить, что наиболее интересные работы выходят у мастеров, комбинирующих самые разные приемы творческой работы с бумагой.

10 стр., 4591 слов

Переработка отходов бумаги и картона

... ОТХОДОВ БУМАГИ И КАРТОНА ОТ КАНЦЕЛЯРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА Норматив образования отходов производства - предельно допустимое количество отходов, образуемое при переработке единицы сырья, производстве единицы продукции или энергии, при выполнении работы, ... отходов бумаги и картона, следовательно и объем их сбора и использования, напрямую зависит от объема выработки картонно-бумажной ...

«Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция» [4, 30].

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другому.

Бумагопластика – это возможность увидеть необычные возможности бумаги. Это простой вид рукоделий, не требующий больших затрат. Для него не требуются дорогостоящие инструменты и специально оборудованное рабочее место. Для того чтобы сделать любую композицию достаточно иметь под рукой бумагу.

«Лучшим клеем в работе с бумагой является ПВА, в настоящее время он нашел широкой применение в промышленности и быту. В продаже он бывает в самой различно расфасовке: капроновые флаконы, тубы, баночки. Клей обладает всеми качествами необходимыми в работе с бумагой. Быстрота высыхания – одно из преимуществ ПВА перед другими клеями. При высыхании он превращается в прозрачную плёнку, невидимую как на белой, как и на цветной бумаге. Клей не имеет запаха, гигиеничен легко смывается с рук» [4,15].

Лучшее приспособление для хранения клея и использования в его работе – капроновый баллончик из-под парфюмерных жидкостей, моющих средств и т.д. Промойте сосуд тёплой водой, сделайте в крышке отверстие шилом по диаметру капронового стержня, взятого из использованной шариковой ручки или соломинки для коктейля длиною в 5-6 раз сантиметров. Вставьте трубочку в отверстие колпачка и слегка «приварите» ее с помощью нагретого над пламенем шила – и баллончик с клеем готов. При работе достаточно легкого сжатия такого сосуда в ладони чтобы клей поступал в нужном количестве, а длина стержня позволит донести его в трудоспособные участки выполняемой конструкции. При заправке баллончика следует предварительно процедить клей, в котором зачастую образуются сгустки, затрудняющие прохождение его через отверстие стержня. Водой следует регулировать консистенцию клея, доводя ее до густоты сметаны.

«Для работы в данной технике из инструментов вам потребуется:

1) резак;

2) шило;

3) спицы;

4) ножницы;

5) зажимы;

6) угольники линейки;

7) пробойники» [4,15].

« Резак – это простейший инструмент для резания бумаги можно изготовить из ножовочного полотна по металлу. Полотно длиною в 10-12 см на наждачном круге отрезать под углом 45градусов и этот срез заточить как лезвие с двух сторон. Оставьте 2-3 см обнаженного металла со стороны лезвия, остальной участок обмотайте изоляционной лентой» [4,15]. Лезвие резака заточите на бруске затем на мелкой наждачной шкуре.

Шило (канцелярское) необходимо для следующих операций:

1) прокалывание отверстий;

2) протяжка полосок бумаги для получения спиралевидных форм;

3) для нанесения клея в малом количестве в труднодоступные участки изделий.

Спицы (вязальные)любого диаметра длиной 15-25 см используются для изготовления завитков, спиралей, пружинок и т.п.

Ножницы нужны для того чтобы разрезать бумагу, выкройку и т.п. В комплекте можно иметь полукруглые медицинские ножницы удобные для вырезания криволинейных деталей.

Зажимы необходимы при конструировании любого изделия из бумаги. Он надежно освободит склеивающие части и освободит руки мастера для других операций.

Угольники, линейки

«Пробойники

Таким образом работа с бумагой трудоёмкая, хотя не требует специальной подготовки. У нас в России специалистов в этой технике нет, в основном занимаются бумагопластикой с детьми на уроках трудового обучения или рисования.

«Технология конструирования из бумаги имеет ряд специфических особенностей. Любое изделие создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. Создавая сложные формы не обойтись без линий криволинейного характера их можно получить с помощью резака, для этого стоит выполнить произвольный криволинейный надрез на листе от края до края и прогнуть его, получится довольно четкая и пластичная линия сгиба. Следует помнить, что глубина надреза не должна превышать половину толщины листа. В случае недостаточной глубины лист не согнется, а сомнется, или сформируется не четко. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез заготовки» [4,28].

«Другим примером конструктивных свойств бумаги может служить картон, который представляет собой определенное количество слоев спрессованной бумаги. В основе картона заложена бумага. Многочисленные рёбра гофрированной бумаги, зажатые между двумя листами, способны выдерживать вес человеческого тела. Если наступить на него в плоской обуви. Следовательно, конструктивные свойства всяких изделий из бумаги и картона зависят от характера, количества и направления ребер жесткости» [4,29].

Одно из самых особых свойств бумаги, заключается в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в скульптуру с помощью особых приёмов. Объемную форму можно получить из простого листа следующими способами: сминанием и скручиванием, изгибанием и сгибанием, гофрированием. Сгибая лист бумаги с обеих сторон в разных направлениях можно получить самые разнообразные простые и сложные объемные предметы.

Приемы бумажной пластики:

«Рыба». Выполняется произвольный надрез по диагонали и два надреза с другой стороны. Лёгким усилием, сжимая заготовку к центру, согните ее по намеченным линиям.

«Гармошка».

«Стиральная доска».

«Спираль».

«Воронка».

«Волна». С интервалом 1-1,5 см с лицевой стороны илиста выполнить надрезы, после чего тс помощью круглого карандаша скрутить заготовку разрезом во внутрь. Карандаш вынуть, а трубочку скатать еще плотнее, после чего ее развернуть и легкими движениями пальцев обозначить места надрезов.

«Лодочка».

«Крылья бабочки».

«Косичка». Зигзагообразные симметричные линии, пересекающиеся в точках, расположенным с равным интервалом на осевой линии» [4,42].

Фактура «шубы, меха, травы».

Поскольку нашей конечной целью было не просто изучить технологию работы с бумагой в нетрадиционной форме, для начальной школы, а еще и создание в будущем методического пособия для учителей и обучающихся школы, то в следующем разделе мы рассмотрим особенности структуры и методику использования пособия по усвоению конструирования в технике бумажной пластики на уроках технологии в начальной школе.

    1. Особенности структуры и методика использования пособия «Методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики для начальной школы» на уроках технологии в начальной школе

В настоящее время накоплен достаточно большой материал по технологии бумажной пластики, который не систематизирован и не оформлен для практического использования в общеобразовательной школе для начального звена. На решение этой проблемы направлен наш дипломный проект.

Цель методического пособия:, Задачи методического пособия:

  • на основе изучения методической и специальной литературы, отобрать технологические приёмы бумажной пластики доступные младшим школьникам;

  • создать наглядные пособия для обучающихся.

Материал классифицирован по степени сложности. Отобранный нами материал доступен для выполнения обучающимися начальной школы.

Пособие включает в себя:

      1. Материал для проведения бесед, представляющий собой стихи, загадки и материал познавательного характера;

      2. Теоретические основы техники бумажной пластики:

а) определение техники бумажной пластики;

б) последовательность выполнения данной техники;

в) материалы и инструменты, необходимые при работе;

г) секреты мастерства (возможные варианты выполнения данной техники, способы оформления изделия, способы подачи учебного материала (введение игры в урок).

3) Практические основы бумажной пластики:

а) технологические карты;

б) фотографии готовых изделий;

в) готовые изделия.

Разработанное нами пособие соответствует основному документу РФ (Государственному стандарту) и функциям методического комплекта. В его основу положены принципы:

  • Систематичности (регулярное проведение занятий согласно расписанию);

  • Последовательности (от простого к сложному, давать задания постепенно переходя от простых к более сложным, учитывая индивидуальные особенности детей, от знакомого к незнакомому, только после полного усвоения);

  • Доступности (не усложнять задания, не убедившись в том, что ученик сможет с ним справиться).

Для освоения приемов конструирования нами обобщены теоретические и технологические особенности техники бумажной пластики.

    1. Ход и результаты апробации методического сборника по усвоению техники бумажной пластики на уроках технологии в начальной школе

Задачи и методика апробации

Наша апробация предполагает решение следующих задач:

1. Создать блок уроков с целью проведения апробации методического пособия методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики, для внеурочной деятельности по технологии в 3 классе;

2. Организовать апробацию с целью проверки усвоения данной технологии;

3. Обосновать результативность апробации по усвоению проемов конструирования в технике бумажной пластики и сделать выводы о целесообразности использования методического пособия в обучении младших школьников.

Методика проведения апробации

Цели и задачи блока уроков:

1. Познакомить обучающихся с основными понятиями, свойствами бумаги; обучать различным приемам работы с бумагой; формировать умение следовать устным инструкциям и создавать композиции с изделиями, выполненными конструированием в технике бумажной пластики.

2. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.

3. Воспитывать интерес к изучению бумажной пластики; совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Технологическая карта уроков представлена в таблице 1.1

Таблица 1.1

Технологическая карта практической деятельности в педагогической апробации, Срок апробации с 20 февраля по 25 марта 2017 года

Знакомство с историей возникновения бумаги

Лабораторная работа на определенные свойства бумаги

Познакомить и историей возникновения бумаги, с различными свойствами.

— тест;

— беседа;

— наблюдение;

— образцы бумаги с разными свойствами;

— лабораторная работа.

Констатирующий этап:

— тест;

— анализ работ.

25.02

Тема: «Фигурки их сжатой бумаги»

Тема: «Разрезание бумаги»

Тема: «Парикмахер»

Познакомить с приемами работы техники бумагопластики (сминанием, разрезанием, упражнения бумажной пластики).

— беседа;

— практические упражнения.

Формирующий этап:

— анализ творческих работ.

04.02

Техника бумагопластика.

«Подводный мир»

Создание работы в технике бумагопластики.

— беседа;

— практические упражнения;

Формирующий этап:

— анализ творческих работ.

11.03

Техника бумагопластика.

«Чудесный луг»

Создание работы в технике бумагопластики.

— беседа;

— практические упражнения;

Формирующий этап:

— анализ творческих работ.

18.03

Техника бумагопластика.

«Животные»

Создание работы в технике бумагопластики.

— беседа;

— практические упражнения;

Формирующий этап:

— анализ творческих работ.

21.03

Техника бумагопластика.

Коллективная работа «Город бумагопластики»

Создание работы в технике бумагопластики.

Создание коллективной работы из разных форм бумаги, обработанной в технике бумагопластики.

Контрольный этап:

— анализ творческих работ.

25.03

Упражнения на развитие творческих способностей

Познакомить с простыми упражнениями на развитие творческих способностей.

Обобщить результаты апробациию

— беседа;

— практические упражнения.

Контрольный этап:

— анализ творческих работ.

Методический инструмент отслеживания результатов апробации

В своей практической работе мы разработали и использовали тест, который позволил определить уровень усвоения технологических приемов конструирования в технике бумажная пластика на теоретическом этапе.

Тест «Бумажная пластика»

1. Что такое бумажная пластика?

а) Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на бумагу кусков цветной бумаги, материи.

б) Вид творческой деятельности, направленной на конструирование и создание работы из бумажного материала.

в) Декорирования различных предметов.

2. Выберите материалы и инструменты которые понадобятся на занятиях по конструированию в технике бумажная пластика.

а) бумага

б) ножницы

в) линейка

г) клей

д) цветная бумага

е) канцелярский нож

ж) пластилин

з) простой карандаш

и) цветной картон

к) гофрированный картон

 что такое бумажная пластика  1

 что такое бумажная пластика  2

 что такое бумажная пластика  3

5. Вы бы хотели заниматься этой техникой?

а) да

б) нет

Так же для проверки усвоения технологических приемов бумажной пластики, мы использовали практические упражнения которые помогли нам увидеть наглядно – усвоили ли обучающиеся технологические приемы бумажной пластики, или нет.

Их работы мы оценивали по критериям, показателям и уровням сформированности, которые представлены в таблицах 1.2 и 1.3.

Таблица 1.2

Критерии оценки сформированности умений и технологического навыка по конструированию в технике бумажной пластики у младших школьников

— аккуратность выполнения форм.

— правильность выполнений линий чертежа.

Качество выполнения работ в целом

— правильная последовательность при сборке элементов.

— оформление работы.

Творческие проявления

— творческое предложение.

Таблица 1.3

Уровни сформированности умений и технологического навыка конструирования по технике бумажной пластики у младших школьников

Элементы конструирования выполнены аккуратно, аккуратно приклеены, есть навыки работы с бумагой, ножницами; умеют обводить по шаблонам бумагу, видоизменять их форму, и составлять из полученных объемные или плоскостные композиции.

Частично

Детали из бумаги выполнены не аккуратно, ошибки в последовательности при видоизменении формы; неточная последовательность при сборке, не до конца развиты навыки работы с бумагой, ножницами.

Репродуктивный

Детали из бумаги выполнены неточных размеров; значительные ошибки в последовательности при сборке элементов; не сформированы навыки работы с бумагой, ножницами, не может склеить детали из бумаги между собой; не умеет пользоваться технологическими картами; не внесены творческие и технологические предложения.

Характеристика базы практики

Теоретически изучив весь материал по методике преподавания проектной деятельности, необходимо проверить результаты научно-педагогической деятельности. Для проведения апробации нами была выбрана МКОУ ООШ №14 города Коркино.

Для проведения апробации нами был выбран 3 класс. Класс состоит из 9 человек, в апробации участвовало 6 человек. По своему развитию дети отличаются друг от друга. Отношение каждого ребенка к учебе было свое. Все обучающиеся занимаются в разных секциях школы: легкая атлетика, хореография, изобразительное искусство. Почти все дети, успевающие по всем образовательным предметам. Всегда творчески относятся к урокам технологии. При работе с бумагой обучающиеся проявляют свои способности владения различными техниками (оригами, обрывная аппликация, мозаика, симметричное вырезание и др.

Нами были определены сроки апробации: с 20 февраля по 25 марта 2017 года. Для проведения апробации мы решили взять 6 обучающихся из класса.

В соответствии с планом нами было запланировано 6 занятий. Все занятия проведены. Апробация проходила в три этапа:

  • Констатирующий – 25.02.2017;

  • Формирующий – 11.03.2017;

  • Контрольный – 25.03.2017.

В констатирующем срезе была проведена следующая работа: обучающимся на внеурочной деятельности по технологии было предложено задание творческого характера – придумать и выполнить разные элементы из бумаги, дать им названия, выполнить из данных элементов композицию и придумать название этой техники.

Работы обучающихся представлены в приложении 1.

Результаты констатирующего среза представлены в таблице 1.4.

Таблица 1.4, Показатели сформированности технологических умений (констатирующий срез)

Критерии

Апроб.

Качество выполнения осваемого технологического приема (выполнение форм)

Качество выполнения работы в целом

Творческое решение

Выражение в уровнях

Алина Ш.

3

3

3

Продуктивный

Дарья Д.

3

3

2

Продуктивный

ЕлизаветаА.

3

1

3

Частично-продуктивный

Анжрей С.

2

1

1

Репродуктивный

Максим К.

3

3

1

Частично- продуктивный

Стас В.

1

1

2

Репродуктивный

«3» — продуктивно-творческий

«2» — репродуктивно-продуктивный

«1» — репродуктивный

На формирующем этапе из запланированных 6 занятий, проведено 6 занятий. На внеурочной деятельности нами были проведены творческие работы на основе конструирования в технике бумажная пластика. Подробнее вы можете ознакомиться с работами в приложении 1.

Обучающиеся очень заинтересованы конструированием в технике бумажной пластики. Бумажная пластика вообще не изучается в этой школе, а инициативы и интерес придали нам уверенность в правильности нашего выбора. У некоторых ребят еще не очень получались элементы, а получаемые результаты, при ходе работы обменивались мнениями и открытиями: «Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделать!». Но к концу этого этапа дети творили настоящие чудеса.

На контрольном этапе 25 марта 2017 использовался практический метод «самостоятельная творческая работа». Обучающиеся самостоятельно выполняли творческую работы на основе технологии бумажной пластики на тему «Город бумагопластики».

Результаты контрольного среза приведены в таблице 1.5.

Таблица 1.5, Показатели сформированностей технологических умений (контрольный срез)

Критерии

Апроб.

Качество выполнения осваемого технологического приема (выполнение форм)

Качество выполнения работы в целом

Творческое решение

Выражение в уровнях

Алина Ш.

3

3

3

Продуктивный

Дарья Д.

3

3

2

Продуктивный

ЕлизаветаА.

3

2

3

Частично-продуктивный

Анжрей С.

2

2

3

Частично-продуктивный

Максим К.

3

3

2

Частично- продуктивный

Стас В.

1

2

3

Частично-продуктивный

Рис 1. Гистограмма Сравнительные показатели сформированности технологических умений при освоении техники бумажной пластики у обучащихся 3 класса

Таблица  1

Рис 2. Динамика уровня сформированности технологических умений при освоении бумажной пластики у обучающихся 3 класса на констатирующем и контрольном этапах

Вывод: в результате проведенной апробации можно сделать вывод, что применение методического пособия «Методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики для начальной школы» на внеурочной деятельности по технологии влияет на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, что повышает интерес к изучению предмета и качество технологической подготовки обучающихся. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза: если разработать методическое пособие по технологии освоения бумажной пластики и с помощью него организовать учебную внеурочную деятельность, то уровень освоения технологических приемов конструирования в технике бумажной пластики возрастет, верна.

Вывод по главе 1

В данной главе мы рассмотрели: понятия конструирования, основные свойства, приёмы, правила работы при конструировании из бумаги и методы обучения конструированию. Мы пришли к выводу, что при конструировании из бумаги эффективнее использовать конструирование по заданным условиям. Это один из самых творческих видов конструктивной деятельности обучающихся, приближающих их к условиям работы настоящего конструктора. Другим продуктивным способом конструирования может быть конструирование по образцу и по условиям. Это связанно с тем, что самостоятельная разработка изделия как целостный процесс младшим школьникам не всегда доступен, но почти всегда возможно включить в работу задачи на изменение или дополнение образца в соответствии с определенными требованиями.

Рассмотрев требования конструирования, мы пришли к выводу, что все из них можно использовать на занятиях по технологии в школе. Выбор методов и их сочетание зависит от содержания изученного материала и цели занятия.

Заключение

Выбранная нами тема исследования «Создание методического пособия «Разработка занятий по конструированию в технике бумажной пластике» для начальной школы», актуальна на сегодняшний день, чем и был обусловлен ее выбор для исследования.

Конструирование в технике бумажной пластики – необычайно увлекательное занятие, которое может быть интересно человеку любого возраста.

Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к выводу, что в ходе создания дипломного проекта нами были выполнены намеченные задачи:

  • Изучение истории возникновения бумаги, исторической и методической литературы по художественной обработке и использование изучаемой проблемы в современных условиях;

  • Освоение ее технологических приемов для разработки программы кружка и создания наглядных пособий;

  • Разработка методического пособия по технологии бумажной пластики в начальных классах;

  • Проведение апробации с подведением итогов о целесообразности использования методического пособия при работе с младшими школьниками.

Работать в технике бумажной пластики способен ребенок любого возраста и может достичь очень многого. Постепенно осваивая конструирование работ и совершенствуя их. Нужно лишь привлечь детей, сделать занятия интересными, увлекательными, что позволит побуждать интерес к новым знаниям, проявлять инициативу в их поиске, и кроме того улучшается общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.

Мы уверены, что тема нашего дипломного проекта является

Результатом проделанной работы является создание методического пособия «Методика разработки занятий по конструированию в технике бумажной пластики» для начальной школы.

Целью нашего исследования было создать методическое пособие по технологии. Проанализировав нашу работу мы пришли к выводу что добились поставленной цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/konstruirovanie/

  1. Барышников, А. П., Лямин И. В. Основы композиции./-М.: Трудрезервиздат, 1951.- 189с.

  2. Борухович, В.Г. В мире античных свитков/Под ред. Э.Д. Фролова. – Саратов, Издательство Саратовского университета./.- М.,1999. — 107с.

  3. Блохин, В. В. Архитектура интерьера промышленных зданий./.- М.: Стройиздат, 1973.-148 с.

  4. Брун, В., Тильке, М. История костюма. М.,2000 — 384 с

  5. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги / Б.Г. Гагарин. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988. – 32 с.

  6. Гомозова, Ю. Б., Гомозова С. А. «Праздник своими руками» — поделки к праздникам./ Ярославль. Академия развития,-М., 2001.-110 с.

  7. Дадашова, З.Р. Резные открытки / З.Р. Дадашова. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2013. – 32 с.

  8. Зеленова, С. В. Анализ формы целлюлозных волокон в структуре бумажного листа / С. В. Зеленова, Я. В. Казаков, В. И. Комаров / Новые достижения химии и химической технологии растительного сырья: материалы II Всероссийской конф. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2005. – Книга I . – 223с.

  9. Иконников, А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции./- М.: Искусство, 1971.-223с.

  10. Конышева, Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: пособие для учителей и студентов педвузов / Н.М. Конышева. – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 99 с.

  11. Мунчаева, Ш.М. Истории мировой цивилизации./ — М., 1998.-412 с.

  12. Орлов, А. С., Гергиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен да н.э../-М.:Проспект, 2006.- 528 с.

  13. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование / Л.А. Парамонова – М.: издательский дом «Карапуз», 1999. – 80 с.

  14. Переверетень, Г. И. «Самоделкин из разных материалов»./ М.: Просвещение, 1985.- 57с.

  15. Шилкова, Е. А. История бижутерии с древних времен до нашего времени./М.: Питер, 2008.- 248с

Интернет ресурсы

  1. stranamasterov. ru/find/nodes/ модульное ;

  2. stranamasterov. ru/technie/swan$

  3. planetaorigami. ru/2011/05/modulnoe-origami ;

  4. www. babyblog. ru/community/post/rukodelie;

  5. ru. wikipedia. org/wiki/ Киригами ;