Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом ныне необходимо, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие. Семья — ячейка социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.
Значительный педагогический потенциал оптимизации
В этой связи закономерным становится обращение к осмыслению содержательных характеристик досугового пространства современной семьи, механизмов взаимодействия семьи и досуговых учреждений, особенностей разработки федеральных и региональных программ семейной политики в России. Особое значение имеет анализ социально-культурных условий развития семейного досуга, которые представляют собой совокупность технологических компонентов современной социально-культурной деятельности, включающих педагогические технологии культуротворчества и рекреации, охраны здоровья, развития просветительства, менеджмента клубной работы.
Научный интерес к изучению семьи как социального
Основные функции семьи
... семьи, мера использования семьей общественно-бытовых учреждений. Характер выполнения семьей хозяйственно-бытовой функции оказывает самое непосредственное влияние на нравственно-психологический климат семейной группы, на семейное ... Историческая форма семьи, определяется социально-экономическими условиями жизни общества, определяет функции семьи, ее назначение. Через свои функции семья связана с одной ...
Объектом исследования послужил
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие досуговых интересов в качестве семейных традиций отдыха современной семьи в условиях модернизации российского общества будет зависеть от создания многоуровневой системы организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы в зависимости от типа семьи, ее уровня потребления и созидания духовных ценностей. Ключевым средством развития этих традиций может стать игровая досуговая программа.
Соответственно цель исследования: выявить роль игровых досуговых программ в процессе формирования семейных традиций отдыха.
Задачи:
- описать сущность семьи и ее функции в сфере досуга;
- проанализировать социальную роль семейного досуга и его влияние на укрепление взаимоотношений в семье;
- определить основы технологии организации семейного досуга;
- исследовать игровые досуговые программы как условие формирования семейных традиций отдыха.
Ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.) [17].
Ряд исходных методологических вопросов, связанных с изучением брака, семьи в современной отечественной социологии и демографии, духовно-нравственных проблем семьи, досуговых интересов, культуры семейных отношений, поставлен учёными И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, А.Г. Волковым, СИ. Голодом, В.И. Добрыниной, И.С. Коном, М.С. Мацковским, С.Д. Лаптенок, Н.Я. Соловьёвым, П. Сорокиным, А.Г. Харчевым, З.А. Янковой, В.Я. Ядовым и др [12].
Методы исследования: анализа и синтеза, индуктивный, сравнения, обобщения и систематизации, исторический, статистический.
Практическая значимость: материал данного исследования
может быть применен специалистами учреждений культуры по организации
семейного досуга во всех регионах России. Основные положения исследования по проблемам работы клубов с семьей могут использоваться при формировании региональной семейной политики, лекционной работе среди различных категорий населения, на курсах повышения квалификации, семинарских занятиях в школах, училищах, вузах культуры при подготовке специалистов социально-культурной деятельности.
Глава 1 Семья как социально-культурный институт
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного
Филипас 1. Термодинамическое исследование скважин
... пласта для определения его параметров. Эти исследования также можно применять и для изучения газовых скважин. 1. Термодинамическое исследование скважин. Известно, что колебания температуры на земной ... геотерма. Термограмма - распределение температуры в работающей скважине имеет отклонения от геотермы, которые связаны с термодинамическими и гидродинамическими процессами, происходящими в продуктивном ...
Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Это фундамент, на котором строится вся жизнь,
В Словаре русского языка С.И. Ожегова под семьей понимается «группа живущих вместе близких родственников и объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни» [12] .
Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью «как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [12].
Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей «основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Тем не менее, в рассмотренных дефинициях семьи исследователи в качестве семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизни.
Разнообразие подходов к определению понятия «семьи» дают основания представлять ее как сложное, социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы.
На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей
1) по количеству детей: бездетная семья, малодетная и многодетная семья;
2) по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
3) по структуре: с одной брачной парой, с детьми или без детей, с одним из
4) по структуре лидерства в семье: эгалитарные (
Традиционная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания ...
... подчеркивается ее изначальная бережливость. Сам процесс изготовления обрядовой текстильной куклы символизирует выделение объекта из мира природы. В ... материал, «проживший» в доме, в семье, защитит, закроет ребенка от опасности. Роль куклы определялась использованной старой вещью: скатерть, ... могла передавать знания истории и навыки из поколения в поколение. На Руси культ Великой Матери сохранился ...
5) по однородности социального состава: в зависимости от
6) по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского
7) по качеству отношений и атмосфере в семье:
8) по географическому признаку; городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в
9) по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;
10) по характеру проведения досуга; открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг);
11) по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, викгимогенная семья.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах [6].
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал
Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Существуют следующие общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья–такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной семье – семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений. Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно[4].
Быт и бытовые отношения
... человека. Вот почему быт и бытовые отношения стали предметом изучения различных наук. Социология рассматривает бытовые отношения на различных уровнях общественной организации: семья, соседи; изучает сложившиеся стандарты быта. Бытовые отношения изучает и социальная психология. Ее ракурс ...