Разработка ИС диспетчерской службы такси производится на примере составленного каталога диспетчерская служба такси. Каталог покажет автомобили, их водителей, клиентов, даты заказов, выполнение заказа, стоимость заказа, адреса заказов.
1. Предметная область
Областью рассмотрения является деятельность диспетчеров службы такси, которые должны:
Вести список клиентов, в котором вводится номер карточки, фамилия и имя, домашний адрес и мобильный телефон.
Список автомобилей, в котором вводится номер автомобиля, марка автомобиля, государственный номер автомобиля, водитель автомобиля.
Список заказов, в который вводится код заказа, дата заказа, номер автомобиля, номер карточки, сумма заказа, состояние заказа.
Список водителей, в котором вводится фамилия водителя, имя, стаж работы.
2. Постановка задачи
Разработка моделей процесса приведена на примере создания базы данных «Диспетчерская служба такси».
Моделирование элементов системы.
Диаграммы IDEF0
Рис. 1
Диаграммы DFD
Рис .2
3. Концептуальные требования
Для проектирования базы данных выбран универсальный методы проектирования ER-метод (метод “сущность-связь”).
При использовании этого метода необходимо, прежде всего, создать ER- модель, отражающую связи сущностей заданной предметной области. Далее, на основании ER-диаграммы, строится базы данных.
Сущности — концептуальные требования, которые необходимо учесть при разработке БД: каталоги клиентов, заказов, автомобилей, водителей.
Нормализация
Для создания базы данных необходимо раскрыть сущности концептуальных требование и нормализовать их. Нормализация таблицы представляет собой последовательное изменение структуры таблицы до тех пор, пока она не будет удовлетворять требованиям последней формы нормализации.
I нормальная форма
Таблица находится в первой нормальной форме тогда и только когда, когда ни одно из полей не содержит более одного значения и любое ключ.поле не пусто.
Раскрываем сущности концептуальных требований:
Автомобили (НомерАвто, МаркаАвто, ГосНомерАвто, Водитель).
Клиент (Номеркарточки, ФамилияИмя, ДомашнийАдрес, НомерТелефона).
Заказ (КодЗаказа, ДатаЗаказа, ВремяЗаказа, НомерАвто, НомерКарточки, СуммаЗаказа, СостояниеЗаказа).
Водитель (Фамилия, Имя, СтажРаботы).
II нормальная форма
Автоматизация системы учета заказов на предприятии
... к файлам. Целью данной дипломной работы является разработка базы данных с использованием средств Microsoft Access для автоматизации процедур учета и формирования заказов на предприятии ООО «Кортереал», ... Microsoft Word, что, естественно, никак не способствует повышению эффективности работы менеджеров. Единой базы данных по поступившим заказам на предприятии нет, лишь в бухгалтерии можно найти более ...
Таблица находится во второй нормальной форме, если она удовлетворяет требованиям первой нормальной формы и все её поля, не входящие в первичный ключ, связаны полной функциональной зависимостью с первичным ключом:
Таблица 1 — Автомобиль
Номер Авто |
|
Марка Авто |
|
ГосНомер Авто |
|
Водитель |
|
Таблица 2 — Заказы
Номер Карточки |
|
Фамилия Имя |
|
Домашний Адрес |
|
Номер Телефона |
|
Таблица 3 — Клиенты
Код Заказа |
|
Дата Заказа |
|
Время Заказа |
|
Номер Авто |
|
Номер Карточки |
|
Сумма Заказа |
|
Состояние Заказа |
|
Таблица 4 — Водитель
Фамилия |
|
Имя |
|
Стаж Работы |
|
III нормальная форма
Таблица находится в третьей нормальной форме, если она удовлетворяет требованиям второй нормальной формы и ни одно из ее не ключевых полей не зависит функционально от любого другого не ключевого поля:
Рисунок 3 — Таблица Автомобиль
Рисунок 4 — Таблица Заказы
Рисунок 5 — Таблица Клиенты
Рисунок 6 — Таблица Водитель
4. Структурная схема
На основании третьей нормальной формы создаем структурную схему базы данных «Диспетчерская служба такси».
Создание структурной схемы базы данных.
Войти в схему данных: вкладка Работа с базами данных.
На панели инструментов нажать «Схема данных».
Рисунок 7
Окно с перечнем таблиц
Двойным щелчком по имени таблицы добавить таблицы на поле
Рисунок 8
Установить связь между таблицами
Рисунок 9
5. Порядок выполнения работы
Для начала создадим базу данных, нажав «Файл — Создать — Новая база данных». Задаем имя базы, место сохранения, щелкаем Создать.
Рисунок 10
Теперь задаем структуру таблиц.
На закладке главная выбираем режим «Конструктор».
Рисунок 11
Сохраняем таблицу под выбранным именем.
Рисунок 12
Создаем таблицу в окне конструктора.
Рисунок 13
6. Создание таблиц в режиме конструктора
Нажать «Создать таблицу в режиме конструктора».
Ввести имя поля.
Выбрать тип данных.
Поставить первичный ключ, щелкнув по кнопке «Ключ» на панели инструментов, предварительно установив курсор на поле слева от нужного имени (ключевое поле должно находиться на первом месте списка полей).
Задать имя таблицы призакрытие после ввода всех требуемых полей и их типов.
Аналогичным способом построены таблицы:
Автомобиль.
Водитель.
Заказы.
Клиенты.
Создание связи между таблицами.
Щелкнуть по значку «Схема данных» на панели инструментов, открыть схему данных.
Из появившегося дополнительного окна «Добавить таблицы» выделить щелчком необходимые имена таблиц и щелкнуть по кнопке «Добавить».
Объединить ключевые поля таблиц: щелчком мыши выделить в одной из таблиц поле, которое будет соединяться в одноименном поле другой таблицы, и, зажав мышь, перетащить это поле на соединяемое поле. Отпустить мышь, при этом откроется окно «Изменение связей» с указанием соединяемых полей соответствующих таблиц и тип связи этих полей: «один-к-одному», «один-ко-многим»:
При типе связи «один-к-одному» ставим флажок в поле обеспечения целостности данных и щелкаем кнопку ОК.
При типе связи «один-ко-многим».
Обеспечение целостности данных.
Каскадное обновление связанных полей.
Каскадное удаление связанных полей.
Нажимаем кнопку ОК.
В результате имеем схему связей между таблицами БД «Диспетчерская служба такси».
7. Создание форм
Переходим на вкладку Создание. Жмем на кнопку «Форма» на панели сверху. Создается форма на заполнение. Сохраняем форма под название «Форма ввода». Сохраняем. Жмем правой кнопкой мыши по названию формы и выбираем «Режим формы». Либо во вкладке «Создание» выбираем «Мастер форм»:
8. Создание запросов
база данная такси конструктор
Типы запросов:
Простой запрос — создание запроса из определенных полей.
Перекрестный запрос — создание запроса, выводящего данные в компактном формате, подобному формату электронной таблицы.
Повторяющиеся записи — создание запроса на поиск повторяющихся записей в простой таблице или запросе.
Записи безподчиненных — создание запроса на поиск записей, которым не соответствует ни одна запись в подчиненной таблице.
Простой запрос
На вкладке Создание в группе Запросы щелкните Мастер запросов.
Рисунок 14
В диалоговом окне Новый запрос выберите вариант Простой запрос и нажмите кнопку ОК.
Рисунок 15
Рисунок 16
В группе Таблицы и запросы выберите таблицу, содержащую нужные данные. Обратите внимание на то, что в качестве источника данных можно использовать другой запрос. После выбора таблицы ее поля отображаются в области Доступные поля.
9. Перекрестный запрос
На вкладке Создание в группе Другие щелкните Конструктор запросов.
Рисунок 17
В диалоговом окне Добавление таблицы дважды щелкните каждую таблицу или запрос, которые следует использовать в качестве источников записей.
Включите поля, которые хотите использовать, в список «Выбранные поля» и затем щелкните мышью кнопку «Далее». Теперь следует задать критерий группировки, применяемый для разделения ваших строк на столбцы
Включите поля, которые хотите использовать, в список «Выбранные поля» и затем щелкните мышью кнопку «Далее». Теперь следует задать критерий группировки, применяемый для разделения ваших строк на столбцы. В этот момент можно выбрать одно поле.
Выберите поле для группировки столбцов и щелкните мышью кнопку «Далее». На последнем шаге вы должны подобрать вычисление, которое хотите выполнять для получения итогов. Выберите поле для вычисления и затем функцию для подсчета сводных данных.
10. Создание отчетов
Для того чтобы создать отчет нужно перейти на вкладку «Создание» и выбрать «Отчет»
Отчеты можно создать при помощи:
Конструктор отчетов.
Мастера отчетов.
И вручную.
В нашей базе данных отчет создается при помощи мастера отчетов. Нужно нажать на «мастер отчетов». Откроется окно.
Рисунок 18
Переносим доступные поля по одному нужно нажать кнопку «>».
Чтобы перенести все поля сразу нужно нажать кнопку «>>»
Рисунок 19
В следующем окне можно распределить уровни группировки.
Рисунок 20
Жмем кнопку «Далее». В следующем окне вы можете выбрать сортировку записей по возрастанию или убыванию. Сортировка включает в себя до 4х полей.
В следующем шаге можно выбрать вид макета отчета, а так же выбрать ориентацию книжную или альбомную.
Жмем «Далее». Здесь можно выбрать стиль:
Жмем «Далее». В последнем окне задаем имя отчета. Жмем кнопку «Готово». Отчет готов.
К отчету можно прикрепить наклейки. Так же можно создать пустой отчет.
В конце создания базы данных должен быть создан общий отчет, включающий в себя все поля.
Заключение
Разработка модели процесса диспетчерская служба такси произведена на примере составление каталога диспетчерская служба такси
Каталог диспетчерская служба такси показывает автомобили их водителей, клиентов, даты заказов, выполнение заказа, стоимость заказа, адреса заказов.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/slujba-taksi-dispetcherskaya/
1. Гвоздева В.А., Лаврентьева И.Ю., основы построения автоматизированных информационных систем — Москва, ИД Форум — ИНФРА — М, 2007. — 320с.
2. Фуфаев Д.Э., Фуфаев Д.Э. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем — Москва, издательский центр Академия, 2010. — 304с.
3. Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Е.Л. Федотова. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем — Москва, ИД Форум — ИНФРА — М, 2009. -384с.
4. Димов Ю.В. Метрология, Стандартизация и Сертификация — Питер, 2005
5. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирования: учеб. Пособие — СПБ.БВХ- Петербург, 2009. -528с.
6. Харитонова И.А., Михеева В.Д. MicrosoftAccess 2000 — СПБ. : БВХ- Петербург, 1999. — 1088с.
7. Максимов Н.В. и др. Современные информационные технологии. Учебник- М: “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2011.