Стандартизация и сертификация услуг

Процесс развития экономики включает, как стихийное формирование рыночных связей, так и сознательное, целенаправленное регулирование производства, товарно-денежных отношений государственными органами и общественными организациями.

Областью социально-экономических отношений, в которой в течение нескольких последних десятилетий существенно усилилось государственное регулирование, является сфера формирования безопасности и качества продукции, технологических процессов, услуг.

Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестности производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.

Элементами системы регулирования безопасности товаров и услуг являются:

  • системы выдачи лицензий на право ведения какой-либо деятельности;
  • нормативы безопасности и качества;
  • процедура оценки и подтверждения соответствия товаров и услуг установленным требованиям.

Одним из направлений реализации государственной защиты прав и интересов потребителей является стандартизация.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих или потенциальных задач.

Сертификация неразрывно связана со стандартизацией. В силу этого сертификация не может эффективно выполнять свою функцию повышения уровня конкурентоспособности предприятий и их продукции, если будет опираться на малоподвижную, жесткую систему стандартизации.

1. Цели, принципы и задачи стандартизации и сертификации

1.1 Цели принципы и задачи стандартизации

Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации; измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т. д. Существуют различные варианты решения этих задач.

10 стр., 4610 слов

Стандартизация товаров и услуг в Российской Федерации

... и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандартизация осуществляется в целях /6/: повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и ...

Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих:

  • ь безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
  • ь совместимость и взаимозаменяемость изделий;
  • ь качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
  • ь единство измерений;
  • ь экономию всех видов ресурсов;
  • ь безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
  • ь обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т. д.

Основными задачами стандартизации являются:

  • ь установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
  • ь развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства;
  • комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
  • ь обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
  • ь разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • ь принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;
  • ь формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
  • ь создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

11 стр., 5042 слов

Стандартизация услуг и штриховое кодирование товаров

... числе международной). Действующие нормативные законодательные акты определяют основные функции стандартизации: доступность информации о качестве товаров и услуг. предоставление достоверной информации о продукции; обеспечение безопасности потребителей продукции и услуг; обеспечение общения и взаимодействия людей путем личного обмена или использования ...

1. Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов).

Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.

2. Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции и услуг, изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами — эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной творческой и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).

7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

1.2 Цели принципы и задачи сертификации

Под сертификацией процедура подтверждения соответствия продукции установленным к ней определенным требованиям: качества, безопасности и пр. Сертификация осуществляется независимыми от изготовителя или продавца организациями, аккредитованными соответствующими министерствамииведомствами. ИСО/МЭК предлагает термин «соответствие», указывая, что эта процедура, в результате которой может быть представлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. В оценке соответствия участвуют три стороны. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов в успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. В условиях рыночной экономики большинство потребителей предпочитают качество цене. Это связано с ростом культуры, образования, потребностейчеловека.

9 стр., 4416 слов

Порядок и правила сертификации в области пожарной безопасности

... возможности признания соответствия продукции установленным требованиям пожарной безопасности. 10.5. Анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата. 11. Подача и рассмотрение заявки 11.1. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет ...

Сертификация продукции является одной из важных мер повышения качества продукции. В сертификации заинтересованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявления изготовителя), но и общественные, и частные производственные,потребительскиеорганизации.

Семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества. Система качества по стандартам ИСО 9000 растет и сегодня занимает прочное место в рыночном механизме. Важнейшим признаком того, имеется ли на предприятии система качества, является сертификат на систему. Наличие сертификата на систему качества по международным стандартам ИСО 9000 повышает конкурентоспособность предприятия, его надежность. Многие компании требуют от своих поставщиков обязательного внедрения системыкачествапоМСИСО9000. Различают следующие виды сертификации:

1. Сертификат соответствия.

2. Сертификат пожарной безопасности.

3. Гигиеническое заключение.

4. Другие виды сертификационных и прочих документов:

Сертификат соответствия продукции предназначен для сертификации партии товара, поставляемого в КР фирмой-импортером, либо для сертификации импортной продукции серийного производства

В первом случае сертификат оформляется для фирмы поставщика продукции на кыргызский рынок. Срок действия сертификата зависит от условий договора о продаже. Во втором случае заявителем и получателем сертификата является иностранная фирма-производитель поставляемого товара, где сертификат действителен в течение срока, что указанно в сертификационном документе. Сертификация проводится на объекте производства фирмы, выпускающей сертифицируемый продукт.

По результатам лабораторных тестов образцов продукции выдается сертификат соответствия серийного производства.

Сертификат соответствия на продукцию выдается при наличии необходимых для данной продукции документов (гигиеническое заключение, ветеринарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.)

Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности проводится с целью подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям пожарной безопасности и осуществляется в соответствии с законодательством КР.

Сертификат пожарной безопасности является обязательной составной частью сертификата соответствия продукции .

Объектами сертификации по пожарной безопасности являются:

— продукция промышленности, строительной индустрии и предпринимательской деятельности, в том числе и импортируемая в КР (вещества и материалы, строительные конструкции, средства производства и обеспечения пожарной безопасности, технологические установки, процессы, транспортные средства, электронные, электротехнические изделия, их элементы и совокупности)

  • услуги в области пожарной безопасности (огнезащита строительных конструкций, ремонт и зарядка огнетушителей, монтаж, наладка, техническое обслуживание систем противопожарной защиты и т.п.)
  • объекты, включенные в Перечень, на которые в действующих нормативных документах установлены требования, пожарной безопасности и методы испытаний и их контроля.

Гигиеническое заключение подтверждает соответствие продукции и товаров санитарным нормам в случае неукоснительного соблюдения установленных правил при производстве, хранении, транспортировке и реализации продукции и товаров

10 стр., 4953 слов

Сертификация пищевой продукции

... существует сертификация в форме принятия производителем декларации соответствия. Данный документ подлежит регистрации в органе, осуществляющем сертификацию. 3. Сертификация пищевой продукции: цели ... сертификации Выделяют различные системы сертификации в зависимости от вида продукции (услуг) - например пищевых продуктов, сырья для пищевой промышленности, электротехнической продукции или бытовых услуг. ...

В зависимости от типа продукции может возникнуть необходимость не только в получении сертификатов соответствия на отечественную и импортную продукцию на партию, контракт или серийное производство, проведения испытаний в аккредитованных лабораториях, получения результатов лабораторного тестирования, санитарно-эпидемиологического заключений и сертификатов пожарной безопасности.

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом но сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.

В отличие от обязательной сертификации, объекты которой и подтверждение их соответствия связаны с законодательством, добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях).

Правила и процедуры систему добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в системах обязательной сертификации, они базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области.

Среди основных принципов сертификации можно выделить следующие:

  • принятие таких процедур оценки, которые не создают дискриминации для иностранных поставщиков как по самой процедура так и по оплате за эту услугу;
  • поставщик должен иметь возможность проводить оценку соответствия на месте изготовления с получением знака системы;
  • процедуры оценки «не должны быть более строгими или применяться более строго, чем это необходимо», для удостоверения соответствия товара техническому регламенту (стандарту);
  • соблюдение конфиденциальности информации об испытуемом товаре необходимо для защиты законных коммерческих интересов;
  • если продукция, которая признана соответствующей техническому регламенту (стандарту), модифицирована, то следует процедуру ее оценки ограничить.Лифиц И.М.

«Основы стандартизации, метрологии, сертификации»: Учебник — М.: Юрайт, 1999. — 285 с

4 стр., 1523 слов

Стандартизация и сертификация услуг общественного питания

... по сертификации услуг проводят сертификацию услуг общественного питания в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами Органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания. Сертификация услуг предприятий общественного питания ...

В качестве нормативной основы для процедуры оценки соответствия необходимо применять международные стандарты, руководства и рекомендации, изданные или находящиеся на завершающей стадия разработки в международных организациях.

Странам-участницам рекомендуется расширять круг партнеров по признанию результатов оценки соответствия. Соглашение рекомендует им по просьбе других стран-участниц проводить переговоры с целью подписания соглашения о взаимном признании результатов оценки соответствия. Такие соглашения могут касаться отдельных видов продукции для содействия развитию торговли ими. Соглашение рекомендует также странам-участницам без каких-либо дискриминирующих ограничений допускать к участию в оценке соответствия органы других стран-участниц, выполняющие адекватную работу.

В области информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия Соглашение обязывает каждую страну-участницу организовать справочную службу. Эта служба должна обеспечить связь между странами-участницами, отвечая на их запросы и предоставляя заинтересованным органам стран-участниц документы, которые касаются, технических регламентов или стандартов (принятых на любом уровне); любых процедур оценки соответствия, действующих или предлагаемых на их территории; членства или участия в международных (региональных) организациях по стандартизации или системах оценки соответствия, двусторонних и многосторонних соглашениях; места расположения справочных служб и печатных изданий, в которых публикуется уведомление, относящееся к предмету данного Соглашения.

Для достижения таких целей как охрана здоровья потребителей и содействия добросовестной торговле пищевыми продуктами, защита корпоративных интересов мировых рынков фармацевтической и пищевой промышленности была создана комиссия «Кодекс Алиментариус».

Кодекс Алиментариус (CodexAlimentarius) — это свод международных пищевых стандартов, принятых Международной комиссией по внедрению кодекса стандартов и правил по пищевым продуктам. Стандарты Кодекса охватывают основные продукты питания — как обработанные и полуфабрикаты, так и необработанные.

Для достижения своих целей, данная комиссия устанавливает «пищевые стандарты» для Всемирной Торговой Организации, которые не под силу мелким производителям и развивающемся странам. В то время как развивающиеся страны исключаются из зоны «свободной торговли» на всемирном рынке по причине часто слишком высоких стандартов, фармацевтическая промышленность использует «Кодекс Алиментариус» в своих целях, чтобы объявить вне закона все непатентоспособные, естественные терапии, угрожающие их глобальному рынку для запатентованных синтетических препаратов, объявляя их правонарушителями или «передозировщиками».

2. Стандартизация и сертификация услуг

2.1 Стандартизация услуг

Сфера услуг занимает значительное место в экономике и жизни общества:

  • в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более двух третей валового внутреннего продукта и занятости населения;
  • по прогнозу специалистов, объем торговли услугами как на международном, так и на внутреннем рынке страны превысит соответствующий объем торговли товарами;
  • доля работающего населения страны, занятого в сфере услуг, превышает 30% и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

В 1995 году вступило в действие Генеральное соглашение о торговле в сфере услуг (ГАТС), которое ставит целью стимулирование и правовое обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг.

5 стр., 2443 слов

Сертификация услуг. Стандартизация, подтверждение соответствия, метрология

... возможности выдачи сертификата соответствия; 11) оформление и выдачу сертификата соответствия; 12) инспекционный контроль за сертифицированной услугой (в соответствии со схемой сертификации); 13) ... сертификации услуги является наличие информации от федеральных органов исполнительной власти, от местных органов управления или от потребителей услуги о несоответствии качества предоставляемой услуги ...

Расширяется перечень оказываемых услуг. К традиционным для нашей страны услугам добавляются новые: фрахтовые, аудиторские, трастовые, рекламные и др.

Работы по стандартизации услуг начали проводиться в 1992 году. Толчком к развитию стандартизации в этой сфере стали Закон КР «О защите прав потребителей» и вытекающая из него необходимость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг. Одним из механизмов, выбранных Кыргызстандартом, стала обязательная сертификация.

Используемые в сфере услуг многочисленные подзаконные акты (правила, инструкции и пр.) не могли стать основной нормативной базой сертификации — были необходимы государственные стандарты с обязательными требованиями. Таким образом, обязательная сертификация, начатая в стране, инициировала работы по стандартизации в сфере услуг.

Для разработки комплекса государственных стандартов в сфере услуг стали создавать технические комитеты, так как стандарты требовалось разработать по 16 группам (видам) потенциально опасных услуг. Как и по товарам, задача решалась поэтапно. Первоочередность стандартизации конкретных услуг определялась в основном заинтересованностью в решении проблемы сертификации тех министерств и ведомств, которые отвечали за развитие конкретной сферы услуг.

В сфере услуг населению более 40 государственных стандартов (главным образом ГОСТ Р), в том числе: основополагающие (на термины в области услуг, модель обеспечения качества услуг, номенклатуру показателей качества); конкретные группы услуг (ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств, радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов, туристских услуг и услуг гостиниц, услуг общественного питания, химическая чистка и крашение, перевозка пассажиров автомобильным транспортом), на процессы (проектирование туристских услуг), персонал (по услугам общепита розничной торговли), на классификацию предприятий сферы услуг (предприятия общепита, гостиницы).

По уровню стандартизации услуг наша страна существенно отстает от стран СНГ, где действуют более 160 стандартов. Причем в Кыргызстане совершенно не охвачены стандартами услуги связи, учреждений культуры, банков, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги.

С 1 января 2010 года введен в действие ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию». Настоящий стандарт устанавливает общие требования к оформлению, построению и содержанию технологических документов на продукцию общественного питания. К технологическим документам относят следующие документы: технологические карты на продукцию общественного питания (ТК); технологические инструкции по производству (и/или доставке и реализации) продукции общественного питания (ТИ); технико-технологические карты на новую продукцию общественного питания (ТТК).

4 стр., 1928 слов

Сертификация и подтверждение соответствия в обеспечении качества продукции

... формой обязательного подтверждения соответствия. Ответственность за нарушение правил сертификации Ответственность за нарушение правил сертификации определена Конституцией РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О техническом регулировании» и другими федеральными законами. Продажа товаров, не ...

Технологические документы утверждает руководитель организации (предприятия) общественного питания. Стандарт распространяется на технологические документы на продукцию, изготавливаемую предприятиями общественного питания различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

С 1 января 2011 года вводится в действие ГОСТ Р 50764-2009 «Услуги общественного питания. Общие требования». Настоящий стандарт устанавливает перечень услуг общественного питания, общие требования к услугам, методы оценки качества услуг, а также требования безопасности услуг общественного питания для потребителей. ГОСТ Р 50764-2009 распространяется на услуги общественного питания, оказываемые предприятиями общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.2 Сертификация услуг

Наличие сертификата ИСO говорит о том, что деятельность компании и ее услуги отвечают всем требованиям «Закона о правах потребителей» и другим правилам и нормам, принятым в международной практике (ТУ, ГОСТам и др.).

Сертификация проводится по решению руководства организации с целью продемонстрировать высокое качество предоставляемых услуг и повысить собственную конкурентоспособность. По результатам маркетинговых исследований, услуги компаний, прошедших сертификацию добровольно либо же в обязательном порядке, пользуются наибольшим спросом у потребителя, ведь именно популярность среди потребителей и высокое качество услуг выводят компанию на более высокий уровень.

В сфере услуг, сертификации подлежат предоставляющие услуги организации, сами услуги, системы менеджмента качества.

Система сертификации услуг формируется по «Правилам по проведению сертификации в КР», в соответствии с этими правилами определяются и участники сертификации. В соответствии с правилами участниками сертификации становятся в качестве руководящего органа Кыргызстандарт.

Схема сертификации материальных видов услуг, как правило, включает в себя инспекционный контроль и аттестацию уровня профессионализма и мастерства лиц, предоставляющих услуги (для малых предприятий и предпринимателей); аттестацию процесса оказания услуг, контроль за их результатами (выборочно), который осуществляется посредством периодических инспекций; аттестацию самого процесса и инспекционный контроль; сертификацию систем качества предоставления услуг и инспекционный контроль.

Нематериальные услуги сертифицируются преимущественно по следующей схеме: сертификация системы обеспечения качества предоставляемых услуг и инспекционный контроль за работой предприятия в дальнейшем; сертификация всего предприятия и последующий инспекционный контроль за его работой.

Сертификация услуг осуществляется, исходя из нормативной базы национальных, региональных и международных стандартов, действующих санитарно-гигиенических правил и норм, нормативных документов, утвержденных органами государственного управления для разных видов услуг. Все нормативные документы для проведения сертификации должны отвечать ряду требований. В них прописываются нормы безопасности для здоровья и жизни потребителей, а также их имущества; параметры экологичности; требования к методике проверки качества предоставляемых услуг и системе менеджмента качества. Если заявитель проходит сертификацию добровольно, он сам имеет право предложить нормативный документ для сертификации.

4 стр., 1572 слов

Стандартизация и сертификация услуг, их правовые основы

... в соответствии с Законами РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" и принятыми во их исполнение постановлениями Правительства РФ, нормативными документами уполномоченных федеральных органов ... выполнения работ или оказания услуг. Он также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Сертификат соответствия -- ...

Проверка качества услуг в рамках сертификации идентична сертификационным испытаниям продукции и осуществляется экспертами-аудиторами, которые прошли регистрацию в Государственном реестре Системы сертификации ГОСТ Р. Проверки проводятся на месте непосредственного предоставления услуги. Сертификат соответствия, а при необходимости, и лицензия на применение знака соответствия, который в дальнейшем может быть проставлен на ярлыках предприятия, его квитанциях и прочей документации, выдается в случае, если результаты проверки органами по сертификации оказываются положительными, при отрицательном результате заявитель получает отказ в сертификации. Лицензия на применение знака соответствия может также быть использована в рекламных целях в течение максимум трех лет, пока сертификат считается действительным.

К объему специальных знаний экспертов, их эрудиции и практическому опыту, грамотности, компетентности предъявляются особые требования. Они должны быть готовы ответить на все вопросы, касающиеся сертификации, дать рекомендации по устранению выявленных несоответствий и улучшению технологического процесса предоставления услуг.

Для ИCO главными требованиями к качеству предоставляемых услуг относятся время ожидания, соблюдения срока исполнения услуги, количество персонала и оборудования и другие количественные характеристики, а также степень доверия потребителя, безопасность процесса, эстетичность, вежливость персонала, удобство, гигиеничность и прочие характеристики качества.

стандартизация сертификация услуга соответствие

3. Оценка соответствия услуг

3.1 Процедура проведения сертификации

Для проведения сертификации услуги заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации однородных услуг. При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его услуги он может получить ее в территориальном органе по стандартизации и метрологии или в Кыргызстандарт. При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии на момент подачи заявки в регионе органа по сертификации интересующей заявителя услуги он может направить заявку в Кыргызстандарт или орган по сертификации указанной услуги, которые определят орган по сертификации, уполномоченный на проведение работ по сертификации данной услуги. Орган по сертификации рассматривает заявку и в срок, не позднее одного месяца после ее получения, сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной услуги, в том числе указывается схема сертификации.

Сертификация услуг в общем случае включает:

  • подачу заявки на сертификацию;
  • принятие решения по заявке;
  • выбор схемы сертификации;
  • определение аккредитованной испытательной лаборатории (при необходимости);
  • проведение проверки соответствия процесса оказания услуги установленным требованиям и испытаний (проверки) результата услуги в соответствии с выбранной схемой сертификации;
  • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  • выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;
  • инспекционный контроль за сертифицированной услугой (в соответствии со схемой сертификации);
  • информацию о результатах сертификации.

Проверка результата услуги для сертификации выполняется экспертами органа по сертификации на месте производства услуг (на предприятии-заявителе), с использованием технологического и контрольно-измерительного оборудования заявителя. Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам осуществляется органом по сертификации в период действия сертификата на услуги с целью подтверждения соответствия сертифицированной услуги требованиям соответствующей нормативной документации. Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым.

Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации. Период проведения планового инспекционного контроля не может быть менее чем один раз в год.

Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие Сертификата соответствия в следующих случаях:

  • по результатам инспекционного контроля;
  • изменения нормативного документа на услугу или методов испытаний (проверок);
  • изменения процесса оказания услуги и условий обслуживания.

Информация о приостановлении действия или аннулировании Сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшего, до сведения заявителя, потребителя услуг и других участников данной Системы сертификации. Повторная выдача сертификата соответствия на оказываемые услуги осуществляется в соответствии-с порядком, установленным данной Системой.

В случае несогласия Заявителя с результатами сертификации или инспекционного контроля он имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию. Если Заявитель неудовлетворен принятым решением, то он может обратиться в Центральную апелляционную комиссию.

Испытания результата услуги для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в системе ГОСТ, или на базе заявителя экспертами по сертификации органа по сертификации с использованием испытательного и технологического оборудования.

При проведении испытаний (проверки) осуществляется выборочная проверка изделий и услуг требованиям безопасности, а также оформление заключений по протоколам испытаний (проверок).

Для нематериальных услуг методом экспертной или социологической оценки. При условии его метрологической поверки количество проверяемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативно-методическими документами Системы. Протокол испытаний (проверок) направляется органу по сертификации и в копии — заявителю.

По требованию органа по сертификации, Заявитель обязан представить документы о соответствии услуги установленным требованиям, выданные органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными актами КР. Заявитель может представить в орган по сертификации другие документы, содержащие результаты оценки услуги, в том числе от зарубежных организаций (протоколы, сертификаты).

Орган по сертификации при положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации и экспертизы, представленных документов, оформляет сертификат соответствия и регистрирует его в Государственном реестре и выдает лицензию на право применения знака соответствия.

В случае необходимости исполнитель услуги может использовать копии сертификата, заверенные подлинной подписью уполномоченного лица и печатью органа, выдавшего сертификат, или территориального органа Кыргызстандарта, или нотариальной конторы. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание (электрографическим, фотографическим и т.п.).

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на услугу, а также срока, на который выдан сертификат на систему качества, но не более чем на три года.

При внесении изменений в условия обслуживания и технологию исполнения услуги, которые могут повлиять на ее соответствие требованиям нормативных документов, заявитель извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверок. При отрицательных результатах сертификационных испытаний (проверок), несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицируемой услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации, орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

При получении сертификата соответствия исполнитель услуги обязан обеспечить маркировку документации знаком соответствия. Изображение и технические требования к знаку соответствия установлены ГОСТ Р 50460-92. Применением знака соответствия для сертифицируемой услуги считается маркирование им тары, упаковки, квитанции, другой сопроводительной документации, а также использование знака соответствия в рекламных, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках. Маркировку знаком соответствия осуществляет исполнитель услуги.

Право использования знака соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой при оформлении сертификата соответствия. В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуги при использовании знака соответствия нормативным документам (образцу-модели).

При проведении сертификации в рамках международной системы или соглашения форма сертификата и сроки его действия определяются с учетом правил этой системы или соглашения.

При нарушении соответствия услуги или условий обслуживания установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия осуществляются корректирующие мероприятия.

При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

  • приостанавливает действие сертификата и временно запрещает применение знака соответствия;
  • информирует заинтересованных участников сертификации;
  • устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
  • контролирует выполнение корректирующих мероприятий;
  • уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности (или нежелательности) использования услуги и порядке устранения выявленных нарушений.

После выполнения корректирующих мероприятий орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомления о снятии приостановления действия сертификата и запрета маркирование знаком соответствия. При невыполнении исполнителем корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия.

В Системе сертификации должно осуществляться информирование исполнителей услуг, потребителей, общественных организаций, органов но сертификации, испытательных и социологических лабораторий, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации. Однако, орган по сертификации должен обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения сертификации.

3.2 Контроль и надзор в области сертификации

Контроль в области сертификации осуществляется по трем направлениям:

  • за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
  • за соблюдением правил обязательной сертификации;

(проверка, осуществляемая с целью установления, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий продоает соответствовать правилам системы)

* за сертифицированной продукцией.(контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации).

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукции. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами сертифицированной продукции установлены в документах, определяющих правила аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий и правила сертификации однородных групп продукции.

Государственный контроль и надзор в области сертификации продукции осуществляют Кыргызстандарт и другие государственные органы управления в пределах своей компетенции. Целью государственного надзора является государственная защита прав потребителей и интересов государства.

При проведении контроля продукции, подлежащей обязательной сертификации, проверяются наличие, подлинность и правильность оформления сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом; наличие документов, подтверждающих проведение и результаты инспекционного контроля; правильность применения знака соответствия; правильность доведения до потребителя информации о сертификации продукции; своевременность извещения органа по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции.

В законе КР “О сертификации продукции и услуг” предусмотрена уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность, которую несут в соответствии с действующим законодательством юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации. Ответственность за нарушение этих правил устанавливается также для органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

В дополнение к законам органы государственного управления разрабатывают свои нормативные документы, устанавливающие определенные правила выдачи предписаний и применения штрафов.

Органы Кыргызстандарта могут выдавать следующие предписания: 1. О прекращении выпуска и реализации товаров или услуг; 2. О снятии с производства товаров; 3. Об изъятии из оборота и отзыве от потребителей товаров или услуг.

Кыргызстандарту предоставлено право налагать штрафы на изготовителей (продавцов) за следующие нарушения: за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний; за причинение ущерба потребителем товарами — в размере суммы ущерба. Факт причинения ущерба и сумма ущерба должны быть подтверждены вступившими в законную силу решениями суда, арбитражного суда.

Причинение ущерба потребителям товарами может быть результатом: продажи товаров с просроченными сроками годности; реализации товаров без разработанных изготовителем или не доведенных продавцом до сведения потребителя специальных правил, соблюдение которых требуется для безопасного их использования; реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата и др.

Заключение

Стандарты, определяющие основные требования к каждому изделию, исключающие анархию при их проектировании и изготовлении, не лишают изделия их собственного лица, не обедняют их красок.

Для того чтобы правильно оценить роль и значение стандартов, необходимо понять, что они, устанавливая требования к качеству каждого изделия, например, одежды, обуви, определяют лишь точные нормы, показатели требуемого качества, но выбор фасона одежды, обуви и других изделий не ограничивают.

Прогрессивные стандарты не тормозят научно-технического прогресса. Напротив, они отражают не только достигнутый уровень техники, но и перспективу ее развития и поэтому способствуют ускорению технического прогресса. Соответствие стандарту должно быть высшей похвалой каждому изделию.

Активное и рациональное применение стандартов, в том числе и международных, позволяет обеспечить требуемое качество продукции и услуг, организовать отлаженный и непрерывный технологический процесс, а также приводит к преодолению технических барьеров на внешних рынках, расширению базы производственного сотрудничества с зарубежными партнёрами, установлению более высокого уровня цен на продукцию и услуги и повышает уровень конкурентоспособности предприятий на мировом рынке.

Сертификация услуг торговли в Кыргызстане сводиться к добровольной и обязательной сертификации.

При сертификации проверяются характеристики (показатели) услуг, условия обслуживания и используются методы, позволяющие:

  • полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечении безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги;
  • провести идентификацию услуги — принадлежность к классификационной группировке.

Сертификация услуг включает проверку:

  • технологического процесса оказания услуг;
  • соответствие условий обслуживания установленным требованиям;
  • наличие достоверной и необходимой информации о реализованных товарах;
  • соблюдение требований охраны окружающей среды;
  • подтверждение типа предприятия.

При сертификации работ и услуг применяют:

  • законодательные актыКР;
  • правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные постановлениями Правительства КР.

В процессе написания курсовой работы:

  • изучен порядок проведения стандартизации и сертификации услуг;
  • рассмотрены основные виды стандартизации и сертификации услуг;
  • изучен процесс контроля за сертифицированными услугами.

Таким образом, цели и задачи курсовой работы полностью достигнуты и решены.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/standartizatsiya-i-sertifikatsiya-uslug/

1. Закон КР от 2004 «О техническом регулировании».

2. Елиферов В.Г. Управление качеством/сказки, мифы и проза жизни.- М.: Вершина, 2006. — с.65-79

3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. — М.: ЮРАЙТ, 2004.

4. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2003.

5. Крылова, Галина Дмитриевна. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. — 3-е издперераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 671с.

6. Лифиц И.М. «Основы стандартизации, метрологии, сертификации»: Учебник — М.: Юрайт, 1999. — 285 с

7. Мазур, Иван Иванович. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов

8. М.Г. Миронов «Управление качеством»: учеб. Пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.-288с.

9. Мишин В.Н. Управление качеством. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 303с.

10. Николаева М.А. Оценка и подтверждение соответствия продукции и услуг. — М.: ОЦПКРТ, 2003.

11. Сергеев А.Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб.пособие для вузов. — М.: Логос, 2005.

12. Стандартизация и управление качеством продукции. В.А. Швандара. Москва 2000 ЮНИТИ

13. «Стандарты и качество» — М., 2001, №3, с.74-78