Стандартизация товаров и услуг в Российской Федерации

стандартизация качество стандарт продукция

Самой важной и актуальной проблемой для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики является проблема качества.

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандартизация является частью современной предпринимательской стратегии. Ее влияние и задачи охватывают все сферы общественной жизни. Так, стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технические) содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок.

Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Все товары, которые мы покупаем, все вещи, которыми мы пользуемся, должны соответствовать определенным требованиям. Иногда это делается с целью обеспечения комфорта, а иногда — для нашей же безопасности. И ни для кого не секрет, что чаще всего эти требования выражены государственными или иными стандартами. В современном мире постоянно растет значение стандартов. Основной причиной этого являются изменения в экономике и общественной жизни, связанные с глобализацией мирового рынка, стиранием границ на пути движения капитала, товаров, идей и информации. Научно-технический прогресс, стремительное развитие информационных технологий и активное их внедрение — все это также способствовало активизации процесса разработки и внедрения международных стандартов во все сферы человеческой деятельности, в т. ч. и в управлении документацией.

Цель работы — изучение деятельности по стандартизации в России.

1. Понятие стандартизации, ее роль в повышении качества продукции и услуг

Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

7 стр., 3403 слов

Классы точности средств измерений. Нормативные документы по стандартизации. ...

... два или более класса точности. Средствам измерений, предназначенным для измерений двух или более физических величин, допускается присваивать различные классы точности для каждой измеряемой величины. С целью ограничения номенклатуры средств измерений по точности для СИ ...

Стандартизация осуществляется в целях /6/:

  • повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
  • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечения научно-технического прогресса;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • рационального использования ресурсов;
  • технической и информационной совместимости;
  • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемости продукции.

Нормативно — правовую базу стандартизации составляют:

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3. Он обязателен для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений. В нем отражены меры государственной защиты интересов потребителей и государства путем разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Положение об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечении единства измерений и обязательной сертификации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287;

  • Правила по стандартизации. Порядок проведения Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора. Утверждены Постановлением Госстандарта России от 23 сентября 2002 г. № 91.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе).

При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

7 стр., 3070 слов

Основы стандартизации молочной продукции

... требований и правилах безопасности использования продукции. В Федеральном законе «О техническом регулировании» технические условия (ТУ) не представлены как документы по стандартизации. Технические условия как ... 5,2-8 - Органолептические показатели идентификации продуктов переработки молока Молочная продукция Органолептические показатели идентификации продуктов переработки молока внешний вид ...

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Эти принципы реализуются при выполнении определяемых основополагающими стандартами задач /8/:

  • обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
  • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;
  • определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости -продукции;
  • унификация конструктивных частей изделий;
  • разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;
  • оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;
  • создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

— организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

2. Категории, виды стандартов, используемые в отечественной и зарубежной практике

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования и т.д. касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Рекомендуемые разновидности нормативных документов /4/:

  • стандарты;
  • документы технических условий;
  • своды правил;
  • регламенты.

Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Упорядочиваются общие принципы, правила касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт — это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а так же тех, кто может его применить.

Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности принятия стандарта.

Документ технических условий — устанавливает технические свойства продукции, услуги процессу. В обычном документе технических условий должны быть указаны методы или процедуру, которую следует использовать для проверки соблюдения требований, данного нормативного документа.

Свод правил — может быть самостоятельным документом, а так же частью стандарта, разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания или эксплуатации объектов. Технические правила, содержащиеся в документе носят рекомендательный характер.

Регламент — это документ в котором содержаться обязательные правовые нормы. Принимают регламент орган власти. Разновидностью регламента является технический регламент, который содержит технические требования к объекту стандартизации.

19 стр., 9357 слов

Международная стандартизация в области управления документацией

... государственных) и информационной деятельности. Задачи курсовой работы: 1. Определение понятия международной стандартизации. 2. Характеристика деятельности, структуры, порядка разработки стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО). 3. Изучение международной стандартизации в области электронного документооборота. 4. Изучение международной стандартизации метаданных ...

Обращая международный опыт можно представить возможные виды стандартов.

Основополагающий стандарт — это нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Используется как стандарт или методический документ на основе которого разрабатываются другие стандарты.

Терминологический — объектом которого является терминология.

Стандарт на методы испытаний — устанавливает методы, правила, процедуры различных испытаний и сопреженных с ними дейстивий.

Стандарт на продукцию — содердит требования продукций, которые обеспечивают соответствие продукции ее назначению. Он может быть полным или не полным. Полный стандарт — устанавливает так же правила отбора проведения. Не полный стандарт — содержит часть продукции.

Стандарт на процесс или услугу — которым объектом стандартизации является соответственно процесс или услуга.

Стандарт на совместимость — устанавливает требования касающиеся совместимости продуктов в целом, а так же отдельных частей.

Положение — может носить методический или описательный характер.

а) Методическое положение — это методика, способ осуществления процесса той или иной операции с помощью чего можно достигнуть соответствие требованиям н.у.

б) Обычно содержит описание конструкции детали конструкций, размер — описательное положение.

в) Эксплуатационное — описывает поведение объекта стандартизации по его использованию.

Стандарт с открытыми значениями — этот стандарт содержит перечень характеристик которые конкретизуется в договорных отношениях.

Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Работы по стандартизации в области строительства организует Государственный комитет по жилищной и строительной политике (Госстрой России).

По закону «О техническом регулировании Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в области стандартизации решает следующие вопросы:

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки национальных стандартов;
  • организует экспертизу проектов национальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
  • организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
  • участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

3. Тенденции и основные направления развития стандартизации в Российской Федерации

Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы. К территориальным органам Госстандарта относятся центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых на территории РФ более 100 (например, в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске и в других центрах экономических районов) /7/.

4 стр., 1669 слов

По стандартизации на темму «Роль стандартизации в улучшении ...

... (объединений) действуют только на предприятии, утвердившем данный стандарт. Роль стандартизации в повышении качества товаров Что вкладывают в понятие "качество" специалисты Госстандарта России? Качество сегодня - главный критерий оценки продукции, работ, услуг, оно определяет уровень жизни каждого ...

К российским службам стандартизации относятся научно-исследовательские институты Госстандарта России (20 институтов) и технические комитеты по стандартизации.

К научно-исследовательским институтам Госстандарта, например, относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) — головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (ВНИИС) — головной институт в области сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) — головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении; ВНИИ комплексной информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) — головной институт в области разработки и дальнейшего развития Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, стандартизации научно-технической терминологии.

Деятельность по стандартизации осуществляется и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Эти органы в своих стандартах могут устанавливать обязательные требования к качеству продукции (работ, услуг), т. е. создавать технические регламенты. В частности, роль технических регламентов выполняют санитарные нормы и правила (СанНиП), вводимые Минздравом России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России, государственные образовательные стандарты Министерства образования Российской Федерации и пр.

Для организации и координации работ по стандартизации в отраслях экономики и иных сферах деятельности государственные органы управления в пределах их компетенции создают, при необходимости, подразделения (службы) стандартизации и (или) назначают головные организации по стандартизации.

Субъекты хозяйственной деятельности также организуют и проводят работы по стандартизации. Их подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологический, научно-исследовательский отдел, лаборатория, бюро) выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями предприятия, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии.

По ГОСТу Р 1.2 разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами (планами) работ ТК и договорами на разработку стандартов или в инициативном порядке.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-тех-нологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

4 стр., 1608 слов

Стандартизация животноводческой продукции

... особенности интернета выдвигают принципиально новые требования к стандартам и стандартизации. Фактически, существование современной глобальной экономической системы ... массовой информации. В экономике России, как и во всех странах, качество продукции, ее безопасность играют большую ... и дублирование НТД и их требований, недостаточный научно-технический уровень и др.), неоднократно подвергавшихся критике ...

Предусмотрен следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия — организация разработки стандарта;

2-я стадия — разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия — разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия — принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия — издание стандарта.

Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов — по ГОСТу Р 1.5.

Организация разработки стандарта заключается в подготовке и представлении заявки на разработку стандарта в технический комитет (ТК), которую могут подавать ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели.

На разработку стандарта с разработчиком заключается договор, к которому в качестве приложения или в виде самостоятельного документа разрабатывается техническое задание.

Технический комитет (ТК) определяет подкомитет (ПК), в котором будет разрабатываться стандарт, и формирует рабочую группу (РГ) или определяет предприятие для разработки стандарта.

Разработка проекта стандарта (первой редакции) производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации, а также прогрессивными национальными стандартами других стран.

Подготовленный проект стандарта проверяет секретариат ТК (ПК) и рассылает его членам ТК (ПК) на отзыв, с учетом которых затем подготавливает первую редакцию и направляет ее заказчику стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России).

Кроме того, этот проект рассылается заинтересованным предприятиям и специалистам на отзыв.

Разработку проекта (окончательной редакции) и представление его для принятия осуществляет ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов. Заключение по этому проекту дают члены ТК (ПК), органы государственного контроля и надзора и научно-исследовательская организация Госстандарта России (Госстроя России).

Согласование и принятие решения по проекту стандарта проводится по процедуре, изложенной в ГОСТе Р 1.2.

Принятие и государственная регистрация стандарта, а также введение в действие производится Госстандартом России (Госстроем России) после проверки проекта стандарта на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

Издание стандарта и распространение его осуществляет Госстандарт России (Госстрой России) в установленном им порядке. Обновление (изменение, пересмотр) стандарта производится по инициативе членов ТК, других предприятий, предпринимателей, общественных объединений, государственных органов управления. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

11 стр., 5468 слов

Процесс реформирования стандартизации в России

... систем стандартизации и оценки соответствия к выполнению требований Всемирной торговой организации, связанных с Соглашением по техническим барьерам в торговле. Однако по-прежнему недостаточно широко внедряются международные стандарты ... или юридических лиц, государственного или муниципального ... качества и конкурентоспособности продукции, работ и ... промышленных предприятий России, торгово-экономического, ...

Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

Отмена стандарта производится Госстандартом России (Госстроем России): в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту; при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа; в других обоснованных случаях.

Информация о принятых стандартах, изменениях, пересмотре и отмене стандартов публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

Вопросы применения нормативных документов в России касаются:

  • использования национальных стандартов и других нормативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности;
  • применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ;
  • применения нормативных документов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использования отечественных стандартов зарубежными странами.

Российские нормативные документы применяют государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности. В зависимости от объекта стандартизации и вида деятельности пользователя нормативные документы необходимы при выполнении различного рода работ или оказании услуг; при создании проектов; разработке технической документации, условий технологического процесса; регламентации видов деятельности, связанных с реализацией всех фаз жизненного цикла любого объекта стандартизации. Могут быть такие ситуации, когда продукция была освоена и выпускается предприятием раньше принятия нового или пересмотра государственного (отраслевого) стандарта. Российское законодательство в таких случаях допускает нераспространение новых нормативных документов на данную продукцию, если в них содержатся соответствующие указания (примечания).

Для экспортируемой продукции российского производства применимость нормативных документов определяется контрактом, но возможны исключения, обусловленные законодательством РФ. При этом соблюдается приоритет потребителя, т.е. допускаются изготовление и поставка продукции за рубеж в соответствии с требованиями международных, региональных стандартов, а также национальных либо фирменных стандартов принимающей страны. Выбор нормативного документа фиксируется в контракте.

10 стр., 4970 слов

Стандартизация и сертификация продукции предприятия

... являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Участники работ по стандартизации, а также национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и ...

Для импортируемой продукции российское законодательство устанавливает следующие правила. Импортируемая продукция не может быть реализована или передана для реализации, если она не соответствует обязательным требованиям на такую продукцию в отечественных действующих нормативных документах. Подтвердить это соответствие необходимо путем сертификации. Если импортируемая продукция подлежит обязательной сертификации по российскому законодательству, она должна сопровождаться сертификатом соответствия и знаком соответствия. Сертификат и знак соответствия должны быть либо выданы российским уполномоченным на то органом, либо признаны этим органом в порядке, соответствующем Закону РФ «О техническом регулировании».

Применение международных, региональных и национальных стандартов других стран в России возможно на основе международных соглашений о сотрудничестве, а также по разрешению региональных организаций, национальных органов по стандартизации. Кроме правовой основы, нужно учитывать и целесообразность применения указанных нормативных документов, которая прежде всего диктуется потребностями внутри страны либо во внешнеэкономической деятельности. Очень важно также, что требования указанных выше стандартов должны способствовать научно-техническому прогрессу, не уступать нормам и требованиям отечественных стандартов и соответствовать условиям их выполняемости российскими предприятиями и организациями.

Международные, региональные стандарты, правила, нормы ЕЭК ООН и других международных организаций, занимающихся стандартизацией, а также национальные зарубежные стандарты вводятся в России через принятие государственного стандарта РФ (ГОСТ Р).

В этот стандарт включается полный текст указанных нормативных документов в русском переводе либо еще и дополнения, если это необходимо для учета специфики внутренних потребностей и др. Российское законодательство допускает также применение международных, региональных, зарубежных национальных стандартов, правил и норм, разработанных международными организациями, отечественными отраслями, предприятиями и общественными объединениями до их принятия в качестве ГОСТ Р. В таком случае, как правило, они используются как соответствующие категории стандартов.

Необходимо иметь в виду, что действующие стандарты любого уровня могут содержать ссылки на другие стандарты. В ситуации принятия в национальный стандарт международных и других указанных выше стандартов на содержащиеся ссылки необходимо обратить особое внимание, чтобы они не ввели в заблуждение пользователей нормативного документа.

Ссылки могут носить двоякий характер:

  • в том стандарте, который решено применить, могут быть ссылки на другие стандарты, которые уже применяются в стране. Тогда нужно убедиться, аналогичны ли их требования соответствующим государственным стандартам. Если это так, то в оформляемом нормативном документе должна быть ссылка на государственный стандарт;

— ссылка может указывать на стандарт, который не принят в России. В этом случае принятие международного стандарта осложняется, поскольку требуется решение вопроса о возможности и целесообразности использования того стандарта, на который ссылаются.

Разновидность региональных стандартов, принятых в РФ, составляют межгосударственные стандарты, действующие в рамках СНГ. Если РФ присоединилась к этим стандартам, то они применяются на ее территории без переоформления и вводятся постановлением Госстандарта РФ или Госстроя РФ.

6 стр., 2716 слов

Государственная система стандартизации

... и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др. Рассмотрим некоторые из них. Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) начала формироваться ...

Применение российских стандартов другими странами предусмотрено отечественным законодательством, что не противоречит правовым международным нормам в данной области. Юридические и физические лица зарубежных государств имеют право пользоваться в своей деятельности российскими нормативными документами на основании соглашений, договоров, заключаемых на соответствующих уровнях. Кроме того, правовой основой могут служить и официальные разрешения, полученные иностранным юридическим или физическим лицом от органов, организаций или предприятий, принявших норматирный документ.

Характер требований нормативных документов. Нормативные документы могут содержать: обязательные требования (Mandatory requirement), подлежащие обязательному выполнению в соответствии с законом или действующим регламентом (техническим регламентом), и альтернативные требования (Optional requirement) и положения.

Инструкции обычно излагаются в повелительном наклонении, рекомендации — в сослагательном, требования содержат критерии, которые должны быть соблюдены.

Альтернативные требования представляются в форме выборочных либо дополнительных норм. Альтернативные требования могут рассматриваться как обязательные в договорных отношениях, а также при сертификации продукции на знак соответствия национальному (или другой категории) стандарту, когда подтверждается полное соответствие всех характеристик испытуемого изделия всем требованиям нормативного документа.

В сущности положение — обобщающее понятие, оно может быть изложено в форме сообщения, инструкции, рекомендации или требования.

Государственный контроль и надзор проводится в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в области стандартизации, подтверждения соответствия (сертификации), качества и безопасности продукции (товаров), работ и услуг.

Государственный контроль и надзор проводится:

  • у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, изготовление, реализацию (поставку, продажу), использование (эксплуатацию), транспортирование, хранение и утилизацию продукции;
  • выполняющих работы и оказывающих услуги;
  • в органах по сертификации, осуществляющих деятельность по подтверждению соответствия;
  • в испытательных лабораториях (центрах), осуществляющих испытания продукции, работ и услуг для целей подтверждения соответствия.

По содержанию контроль и надзор идентичны. Различие заключается в полномочиях субъектов, их осуществляющих. В отличие от контроля надзор осуществляется в отношении объектов, не находящихся в ведомственном подчинении органам, которые его осуществляют. Например, должностные лица Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии могут осуществлять в пределах своей компетенции надзор на любом промышленном предприятии или предприятии сферы услуг. Это же касается других государственных органов, которым дано право административного надзора в определенной области деятельности, — комитетов, федеральных служб, инспекций в области экологии, противопожарной безопасности, охраны труда, лекарственных веществ, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, горного дела и промышленности, воздушных, морских и речных судов, архитектуры и строительства, торговли, ветеринарии и др.

В современных условиях государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и среды обитания. Одной из его основных задач следует считать предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации.

Правовой основой Государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов (далее — госнадзор) являются законы Российской Федерации: «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора».

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

  • а) государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам;
  • б) государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией;
  • в) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности;
  • г) государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;
  • д) государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений.

При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:

  • продукция или товары (далее — продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;
  • техническая (конструкторская, технологическая, эксплуатационная, ремонтная и пр.) документация на продукцию, работы и услуги;
  • системы управления качеством;
  • работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции, работ и услуг органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами).

Государственный контроль и надзор осуществляется за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

  • обязательных требований на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
  • правил обязательной сертификации;
  • правил подтверждения соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям путем принятия декларации о соответствии.

Государственный контроль и надзор осуществляется в порядке, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

  • а) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;
  • б) федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии РФ (центры стандартизации, метрологии и сертификации);
  • в) организациями со статусом государственного научного метрологического центра, находящимися в ведении ) Госстандарта России и осуществляющими государственный метрологический контроль (государственные научные метрологические центры).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный контроль и надзор от имени органов стандартизации, метрологии и сертификации, являются:

  • а) председатель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России — главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;
  • б) заместитель председателя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и руководитель структурного подразделения в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля и надзора, — (заместители главного государственного инспектора Российской Федерации);
  • в) руководители центров стандартизации, метрологии и сертификации — главные государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации и их заместители, назначаемые и освобождаемые от должности председателем Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  • г) работники указанного структурного подразделения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — государственные инспекторы;
  • д) работники структурных подразделений центров стандартизации, метрологии и сертификации — государственные инспекторы субъектов (регионов) Российской Федерации.

Госнадзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией осуществляют государственный инспектор или комиссия, им возглавляемая.

Заключение

Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию производства.

Кроме того, действующая система стандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/standartizatsiya-i-prioritet-potrebitelyaskachat/

1. ФЗ РФ от 27. 12. 2002 № 184 «О техническом регулировании».

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования: дата внедрения- 13 ноября 2009.

3. Аристов О.В. Управление качеством: учеб. / О.В. Аристов. М.: ИНФРА-М, 2009. 238 с.

4. Бузов Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учеб. пособие / Б.А. Бузов. 3-е изд., доп. М.: Академия, 2008. 173 с.

5. Волошко Н.И. Эстетика и дизайн товаров: учеб.-практ. пособие / Н.И. Волошко. М.: Дашков и К, 2008. 254 с.

6. Герасимов Б.И. Управление качеством. М.: КноРус, 2007. 269 с.

7. Горбашко Е.А. Управление качеством: учеб. пособие / Е.А. Горбашко. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 382 с.

8. Иванова В.Я. Основы эстетики потребительских товаров: учеб. пособие / В.Я. Иванова. 3-е изд. М.: Дашков и К, 2008. 242 с.

9. Ильенкова С.Д. Управление качеством / С.Д. Ильенкова. М.: ЮНИТИ, 2004. 437 с.

10. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник. 7 — е изд., перераб и доп. М.: Юрайт — Издат, 2007. 399 с.

11. Логанина В.И. Системы качества: учеб. пособие / В.И. Логанина, А.А. Федосеев. М.: Книжный Дом Университет, 2008. 358 с.

12. Сергеев А.Г. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учеб. пособие / А.Г. Сергеев, М.В. Латышев, В.В. Терегеря. [Изд. 2-е, перераб. и доп.]. М.: Логос, 2009. 559 с.

13. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. / М.М. Кане [и др.]. СПб. [и др.]: Питер, 2009. 559 с.

14. Техническое регулирование: учеб. / [И.З. Аропов [и др.]; под ред.: В.Г. Версана, Г.И. Элькина. [М.]: Экономика, 2008. 678 с.

15. Эванс Дж. Управление качеством. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 671 с.