Восприняв от Византии христианство, Киевская Русь во многом предопределила облик древнерусского государства, в том числе и в строительстве храмов — византийских, крестово-купольных.
Храмовое многоглавие — яркий признак своеобразия русской церковной архитектуры. Его не было в Византии, не получило оно развития и в христианских странах Западной и Центральной Европы.
Возникнув и распространившись только у нас, многоглавые храмы (условно, более 5 глав) стали гордостью и символами Руси-России. Кто не знает, например, соборов Святого Василия Блаженного в центре Москвы или Святой Софии в центре Киева? Но многоглавые храмы во множестве украшали не только древние столицы Киевской или Московской Руси. Построенные в пограничных землях, городах, они в XVI-XVIII веках гигантским ожерельем окружили всю Русскую землю. В разное время такие храмы появились в Киеве, Полоцке, Пскове, Новгороде, Петрозаводске, Твери, Ярославле, Тюмени, Тобольске, Иркутске и других городах. В пограничных землях храмы встречали чужеземцев ликующим множеством своих цветных глав, золотых или деревянных крестов, достойно, на высшем архитектурно-символическом уровне представляя Святорусскую землю всему миру.
Но все это — в итоге. А как храмовое многоглавие зарождалось, откуда взялось, когда начиналось, что означало? Проблема сложная и до сих пор окончательно не решенная. В этой связи целесообразно еще раз вспомнить три наших древнейших уникальных многоглавых храма во имя Святой Софии Киева, Полоцка и Новгорода, появившихся еще в X-XI веках при самом начале распространения на Руси христианства. Особенно — первую киевскую деревянную Софию — предшественницу всех других софийских храмов.
Монументальность и масштаб первых храмов объясняются следующим:
ü для крещения всего населения и регулярного его участия в отправлении церковного культа были необходимы действительно обширные сооружения;
ü новая вера насаждалась с трудом, нередко силой, и богатые, украшенные мозаиками и фресками храмы должны были облегчать этот процесс, поражая воображение язычников и наглядно убеждая в превосходстве новой религии;
ü еще одной целью было утверждение авторитета, власти и могущества киевского князя, а заодно и молодого древнерусского государства, которое еще недавно было всего лишь территорией, заселенной различными племенами язычников. Для этого и были приглашены греческие мастера.
Градостроительство Древней Руси. IX-XIII вв
... храмы домонгольской Руси: собор Софии в Киеве (1037 г.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.) и собор Софии в ... Есть основания предполагать, что типы деревянных храмов уже на первых этапах строительства каменных зданий оказывали существенное влияние ... в несколько деревень. А на Севере так называли и заезжий постоялый двор, и селение лопарей. Но наиболее распространенное на Древней Руси ...
Целью данной работы является анализ соборов Святой Софии, истории их существования, технологии построения их архитектуры.
Объектом моей курсовой работы являются Софийские соборы разных городов и стран.
Предметом исследования в работе является искусство, архитектура и история Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке.
Основными задачами моей работы являются: изучение архитектур и интерьеров Софийских соборов; рассмотрение истории их возникновения.
1. Софийский собор в Киеве
1 Описание собора
Собор Святой Софии (Софийский собор) — выдающийся памятник древнерусского зодчества, построенный в первой половине XI века <#»justify»>Сооружениям присуща праздничность, гармония форм с природой, выразительный национальный характер. Находясь во дворе, в окружении этих прекрасных сооружений, на мгновение погружаешься в древности с ощущением далекого эха тихой монастырской жизни.
Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде — фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов).
Мозаики, на которых изображена Евхаристия (Приложение №2) и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью.
Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство. Фрески, как орнамент вышивки, украшают стены, столбы, своды; среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия.
В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках (Приложение №2) в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты — среди них портреты семьи Великого князя Ярослава Мудрого (к сожалению, некоторые из них повреждены).
Именно Ярослав Мудрый, согласно летописям, заложил фундамент собора Святой Софии.
Живопись ХI века, которая украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображены жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц.
Более поздние фрески собора (XVII <#»justify»>1.2 История Софийского собора в Киеве
Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 <#»justify»>1.3 Архитектура и интерьер Софийского собора в Киеве
Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился многокупольный Софийский собор (начат в 1037 г.- окончен в конце XI в.), сооруженный князем Ярославом как главный храм.
Первоначально Собор Святой Софии (Софийский собор) представлял собой пятинефный <#»center»>арка купол каменный храм
2. Софийский собор в Новгороде
1 Описание собора
Софийский собор в Великом Новгороде — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси. На площади перед собором проходили бурные веча. Здесь новгородцы выбирали себе владыку. Для его выбора собиралось новгородское духовенство. Обычно на вече выбирали трех кандидатов, а затем бросали между ними жребий. Слепец или мальчик брали два жребия с церковного престола, и тот, чей жребий оставался, становился новгородским владыкой.
Храмовая архитектура XII – конца XIX веков
... от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную ... Строганова (1656-1715). Строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносится крайне пышный и дробный, словно вылепленный от руки барочный ...
Новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Собор построен в 1045 — 1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Новгородский Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София — тут и Новгород!».
Храм Святой Софии — главное сооружение города; он олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию». Собор в представлении жителей олицетворял независимость города.
Софийский собор на протяжении своего многовекового существования являлся кафедральным архиепископским храмом всей Новгородской земли. Начиная с XII века работы по ремонту, перестройке и украшению собора проводились по инициативе и на средства новгородского владыки.
Постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве.
Разумеется, за свою долгую жизнь собор много раз переделывался, перестраивался и значительно изменил свой внешний облик.
2.2 История Софийского собора в Новгороде
В 1046 году <#»justify»>Первое разорение Софийского собора, снятие колоколов и паникадил отмечено в Новгородской первой летописи под 1066 г. В 1108 г. началась роспись собора. К этому времени большинство исследователей относят сохранившуюся древнюю роспись в верхних частях храма и фрески центрального купола. В 1144 г. расписали притворы.
Первый большой ремонт произведен в 1151 г.: храм покрыли свинцом (первоначальное покрытие было предположительно черепичное) и обмазали известью, устроили престол и первый мозаичный пол. В 1408 г. позолотили купол центрального барабана. В 1706 г. кровлю покрыли новым тесом, а в 1740 г. собор впервые покрыли железом.
Самой крупной и значительной явилась реставрация 1893-1900 гг. под руководством академика архитектуры В.В. Суслова. Главным поводом для нее явилось устройство отопительной системы. Исследовательские работы, в которых участвовал помощник В.В. Суслова архитектор П.А. Дмитриев, состояли в обмерах, удалении поздних закладок, снятии поздней штукатурки, раскрытии и копировании древней фресковой росписи, раскопках и исследовании фундаментов. В это время заново была сделана роспись собора и выполнены мозаичные украшения в алтаре.
В 2002 г. выяснилось местонахождение креста с центрального купола, изготовленного во время реставрации 1893-1900 гг. В 1942 г., после прямого попадания снаряда в купол, крест был снят испанскими солдатами из 250-ой добровольческой пехотной дивизии, увезен в Испанию и хранился в музее военно-инженерной академии близ г. Бургос. 11 декабря 2004 г. крест с голубем, сохранившийся в идеальном состоянии, возвращен в собор и установлен перед алтарем, а в Испанию отправлена его точная копия.
Освящение собора после реставрации состоялось в августе 1900 г.
К середине XI века, времени постройки собора, относится начало формирования Софийской библиотеки. В 1775 г. статус библиотеки Софийского собора учредил митрополит Гавриил (Петров).
Храмы, разрушенные в первой половине 20 века и восстановленные
... памятников русского зодчества, причем не всегда это можно было объяснить требованиями реконструкции. Храм Христа Спасителя Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось ... факт современности об Исаакиевском соборе. Работа выполнена в форме презентации и реферата. Бондарь Алина - сбор материала в библиотеке, городском храме; компоновка собранной информации в ...
В 1783 г. была составлена первая опись собора, в которую вошла и часть составленного двумя годами ранее реестра книг. Работу над древними и старинными книгами из Софии впервые начал в 1823 г. член специальной комиссии из Москвы П.М.Строев. Тогда были составлены и первые каталоги.
В 1859 г. наиболее ценная часть библиотеки Софийского собора передана в Санкт-Петербургскую Духовную Академию: 1570 рукописных и 585 старопечатных книг. Это собрание сейчас хранится в Российской Национальной Библиотеке (РНБ).
В 1996 г. библиотека Софийского собора возродилась как приходская. Древних книг и рукописей здесь нет, но из приходских библиотек Софийская по традиции — самая крупная. Книжный фонд ее составляет около 8 000 единиц.
В 1930 г. Софийский собор стал музеем. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) он был варварски разграблен и разрушен: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. Многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно. После войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.
В годы Советской власти Софийский собор был частью Новгородского государственного музея-заповедника.
августа 1991 г. сессия областного совета утвердила решение облисполкома о передаче Новгородской епархии Русской Православной Церкви Софийского собора в постоянное и безвозмездное пользование. 15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Софийский собор вновь стал действующим. Ценнейшие раритеты, такие как Успенский и Рождественский иконостасы с иконами XV-XVII вв., гробницы с мощами основателя собора — новгородского князя Владимира Ярославича, святых Никиты и Федора, икона XII в. — хранительница города — «Знамение Божией Матери», паникадило, подаренное собору Борисом Годуновым, и другие, доступны для осмотра.
В 2000 г. новгородский собор Софии Премудрости Божией отметил свое 950-летие.
И в наши дни, в условиях многоэтажной застройки, Софийский собор не утратил главенствующего значения в силуэте Великого Новгорода.
В 2005 <#»justify»>2.3 Архитектура и интерьер Софийского собора в Новгороде
Повторяя в общих чертах Софию Киевскую, новгородский храм заметно от нее отличался, особенно внешним архитектурным обликом.
Внешний облик первого каменного храма города строг и лаконичен: фасады здания лишены декоративного убранства, а выразительность и художественное совершенство памятника достигнуты прекрасно найденными пропорциями монументального архитектурного объема. Стены Софии Новгородской первоначально не имели штукатурки, но, сложенные из плинфы и природного камня, производили сильное впечатление монументальной декоративностью естественного материала. Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича.
Огромный пятинефный крестово-купольный храм Софии, с тремя апсидами с востока, завершен не тринадцатью главами, как в Софии Киевской, а более простым, но великолепно скомпонованным пятиглавием. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов <#»justify»>В арках и сводах уложено больше кирпичей в той же технике скрытого ряда. Кирпич был использован при кладке всех арок и арочных перемычек над оконными и дверными проемами, а также в кладке сводов. Своды куполов выложены из одного кирпича. Во внутренних сводах употреблен камень.
История строительства в России до 1917 года
... Подлинное развитие индустриальной строительной техники стало возможным только после победы в Великой Октябрьской революции в условиях социалистического государства. 1. Нормирование строительства и кадры в строительном деле Первый в России нормативный справочник на ...
Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).
До реставрации 1900 г. входов в собор было три (с западной, северной и южной сторон), а потом вместо окна с северо-восточной стороны был устроен еще один вход — для духовенства. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI-XVII вв.).
Большие окна были только над входами, все остальные окна были более узкими.
Конструктивной особенностью Софии, не встречающейся в других русских памятниках XI века, является наличие четвертьциркульных арок (аркбутанов) в южном притворе (Мартирьевской паперти).
Они были и в северном притворе, но исчезли при восстановлении северной стены в последней четверти XIII века.
3. Софийский собор в Полоцке
1 Описание собора
Один из первых православных оборонных храмов — Собор святой Софии в Полоцке также претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО <#»justify»>В планировке собора четко прослеживается отход от обычных планировочных схем, свойственных Киевскому и Новгородскому Софийским Соборам. Собор входил в состав Верхнего замка — деревянного кремля с княжескими палатами, монастырем и площадью.
Изначально, собор, был деревянным. При Князе Всеславе Брячиславовиче собор приобрел вид каменного храма, так как деревянный сгорел.
Построенный мощный храм являлся крепостью, которая во времена опасности оберегала князя с дружиной. Храм представлял собой воплощение государственности, политической и экономичной мощности Полоцкого княжества. Софийский собор постоянно украшался и часто перестраивался. Своей прелестью храм впечатлил и царя Ивана Грозного, когда тот в 1563 г. вошел с армией в границы Великого княжества Литовского.
Храм являлся не только главным храмом западнославянского православия, но и крупным культурно-просветительским центрам, усыпальницей полоцких князей (раскопано 16 саркофагов).
В нем принимали послов, провозглашали войну и мир, сохраняли государственную казну и религиозные святыни.
2 История и архитектура Софийского собора в Полоцке
Оригинальное здание Софийского собора не сохранилось, остались его руины: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Известно, что в плане он повторял Софийский собор Киева, также как и Софийский собор Новгорода, это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном, с куполом диаметром 5,85 метра.
К храму прилегали пристройки: крещальня и лестничная башня на княжеские хоры. По летописям, можно предположительно сказать, что храм имел 7 глав. 4 купола располагались симметрично от главного, а крещальня и лестничная башня имели свои главы, что создавало свой композиционный образ общего вида. Главные отличия от Киева и Новгорода, это отсутствие галерей. Храм имел 3 апсиды, а не 5 апсид. Княжеские хоры открывались в центральное помещение двойными арками, опирающиеся на 1 промежуточный столб. Храм был расписан только фресками.
Великие реформы Александра II в 1860-1870 гг
... на престол 18 февраля 1855 года. Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля. Вхождение Александра II на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах. По ... внутренние язвы нашего отечества. В обществе поднималось недовольство от растущего понимания отсталости Российского государства от более передовых западноевропейских стран. Не только прогрессивно мыслящая часть ...
После захвата Полоцка в 1579 году войсками Стефана Батория Софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежавшим православным. После подписания Брестской унии в 1596 году собор перешёл к униатам. После пожара 1607 года собор был в запустении, в 1618 году архиепископ Иосафат Кунцевич восстановил и значительно перестроил собор.
В 1642 году собор вновь пострадал от пожара, но был вскоре восстановлен. В ходе русско-польской войны Полоцк был взят войсками царя Алексея Михайловича, который в 1654 году посетил собор. До 1667 года Софийский собор был православным, а затем вновь перешёл к униатам.
июля 1705 года, во время Северной войны 1700-1721 годов, собор был закрыт российской армией.
Согласно польскому историку XVIII века Духинскому, пьяный Пётр I вторгся вместе с солдатами в Собор Святой Софии в Полоцке, принадлежавший униатам, где хранились мощи Иосафата Кунцевича. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда васильяне отказались их дать, лично убил настоятеля и четырех монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. В храме по приказу царя разместили пороховой склад.
В 1710 году пороховой склад взорвался, после чего храм пролежал в руинах до 1738 года.
Восстановление собора осуществил архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на месте Софийского собора была возведена двухбашенная базилика в стиле барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм был осквернён французскими войсками, которые использовали его как конюшню.
В 1839 году собор был возвращён православным. В 1911-1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.
После перестройки собор стал представлять собой трёхнефную одноапсидную базилику, ориентированную на север. С южной стороны на высоту 50 м. поднялись две симметричные башни. Перестроенный в стиле позднебелорусского или виленского барокко собор получил и новое решение интерьера. Кроме барочных колонн появилось много лепных украшений, фигурные карнизы и несколько непривычная цветовая гамма. Алтарная часть храма была отделена от центрального нефа высокой трёхъярусной преградой, к которой на своде примыкало барельефное изображение Троицы Новозаветной. Второй и первый ярусы были расписаны и украшены деревянной скульптурой.
Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. В одном из приделов собора по церковным праздникам совершаются православные богослужения.
Заключение
Древнерусское государство не было однородным в отношении социально-экономического строя и культуры. Однако существовали общие тенденции в развитии ее культуры.
Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевскую Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, таким образом, на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской и византийской культур. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народов. В данной работе я попытался отразить некоторые аспекты, связанные с историей создания и открытия Софийских соборов, а также показать, насколько уникальны эти сооружения. Также провел анализ некоторых точек зрения, связанных с историей данных соборов. Данная работа позволила мне более подробно вникнуть во все тонкости, связанные с великими архитектурными сооружениями Древней Руси, а именно — храмами.
Актуальные проблемы в проведении занятий по физической культуре ...
... 1. Актуальные проблемы современного физкультурного образования Важнейший элемент физической культуры - двигательная культура, включающая в себя ... физкультурного образования. Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но учащиеся не получают его в достаточном объеме. В результате они оказываются не подготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры ...
Выполняя данную курсовую работу, я пришел к выводу, что Софийские соборы Киева, Новгорода и Полоцка — это величайшие сооружения Х -ХI вв. Также я считаю необходимым еще раз подчеркнуть грандиозность достижений Древнерусского искусства. Оно до сих пор привлекает совершенством своих пропорций и форм, которые возникли не как результат стремления к «чистой» бездумной красоте, а отражали в первую очередь, функциональность возводимых сооружений, характеризуя всю проблематику общественного строя.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/stroitelstvo-sofiyskogo-sobora-v-novgorode/
1. Брунов Н.А., Травин. Н.Е. Собор Софии в Новгороде. Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947. — 41 <http://www.russiancity.ru/books/b31.htm> с.
- Брюсова В.Г. Софийский собор Великого Новгорода. — М.:Просвещение, 1941. — 231 с.
- Лихачев Д.С.
Древнерусское зодчество конца Х — начала ХII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. — М.: Наука, 1987. — 320 с.
- Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. — 116 с.
- Никитина Ю.И.
Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 2009. — 80 с.
- Никитенко Н.Н. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0>
- Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. — М.: ИЗОГИЗ, 2009. — 294 с.
- Никитенко Н.Н., Корниенко В.В. Новая датировка Софии Киевской: конструктивная критика или профанация концепции? — Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2012. — 48 с.
- Никитенко Н.Н.
Собор Святой Софии в Киеве: История, архитектура, живопись, некрополь. — М.: Северный паломник, 2008. — 272 с.
- Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. <http://www.russiancity.ru/books/b57.htm>
- Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1986, 162 с.
- Слюнченко В.
Г. Полоцкий Софийский собор: историко-архитектурный очерк <http://mirknig.com/knigi/history/1181441498-polockiy-sofiyskiy-sobor-istoriko-arhitekturnyy-ocherk.html >.. — М.: Полымя, 2007. — 48 с.
Развитие производства строительных материалов в России, и роль ...
... риального обеспечения построения коммунистического общества. В.И.Куприянов 2 . Исторические этапы развития строительного материаловедения. Наука о материалах имеет глубочайшую историю развития. Истоком ее служат первые ... по основам стекольного производства. Для первого этапа становления и развития строительного материаловедения, который, как отмечалось, начался с глубокой древности и продолжался до ...
- Тульев В.А. История России в архитектуре. 70 самых известных памятников. — М.:ЭКСМО, 2011. — 119 с.
- Шахматов А.А.
Софийский Собор в Киеве. — М.: Искусство, 2008. — 249 с.