Технические регламенты (3)

технический регламент стандартизация

Проект технического регламента имеет право разработать любое лицо независимо от вида продукции или процесса, формы собственности и юридического статуса разработчика. Это, несомненно, демократично и позволит полнее использовать интеллектуальный потенциал без ограничений.

Федеральный закон «О техническом регулировании» в качестве одного из основных принципов заложил публичность подготовки и прохождения проектов технических регламентов. Это принципиальное новшество. Важно, чтобы на каждом из этапов разработки новой нормативной базы общество в целом и структуры государственной власти были подробно информированы о том, как идет процесс, какие есть противоречия, кто автор тех или иных предложений.

Итак, чтобы исключить возможность проведения через Государственную думу технических регламентов в целях некорректной конкурентной борьбы, Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» предусматривает специальную процедуру подготовки и рассмотрения проектов технических регламентов. Данная процедура включает ряд обязательных этапов, без которых проект не может быть внесен в Государственную думу. Это, в частности, публикация, уведомления об его разработке в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего использования в электронно-цифровой форме (Интернете).

Уведомление должно содержать информацию о продукции, для которой разрабатывается регламент. Сюда также требуется внести обоснование необходимости разработки, указание отличий разрабатываемого регламента от международных стандартов или от требований, действующих на территории Российской Федерации. Необходимы также сведения о способе ознакомления с проектом регламента и, кроме того, реквизиты разработчика.

Кстати, обязанность последнего — обеспечить доступность проекта регламента для ознакомления с момента опубликования уведомления. Более того, он должен будет дорабатывать проект технического регламента с учетом полученных замечаний, проводить не менее чем в течение двух месяцев публичное обсуждение проекта.

По существу обсуждение проекта технического регламента начинается с момента опубликования уведомления о разработке технического регламента. Настоящий закон обязывает разработчика предоставлять копию технического регламента любому заинтересованному лицу. Заинтересованные лица направляют разработчику свои, замечания и предложения. Разработчик рассматривает эти замечания и предложения, принимает решение об их принятии, частичном принятии или отклонении. Завершается этот этап разработки технического регламента публичным обсуждением редакции технического регламента, в которой учтены принятые замечания и предложения. Настоящим законом установлена длительность этого этапа — менее двух месяцев.

25 стр., 12316 слов

Проект участка по производству газовых труб из поливинилхлорида ...

... диаметром 3000 мм [7]. Целью данного курсового проекта является выбор и разработка современного способа изготовления ... 3]. В табл. 2 приводятся технические характеристики линий для производства труб из ПВХ ... практике с каждым годом увеличиваются скорости экструзии пленок и достигают в настоящее время ... расплавом полимера, должны быть отполированы, а при работе с ПВХ - отхромированы. Во избежание ...

Этап обсуждения проекта технического регламента завершается публикацией федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию уведомления, в котором содержится информация о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также сведения о разработчике технического регламента.

Девятой статьей закона установлен 10-дневный срок уведомления федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в своем печатном издании о разработке проекта технического регламента и о завершении публичного обсуждения этого проекта с момента оплаты опубликования уведомлений. Подобным образом обеспечивается информирование заинтересованных лиц о разрабатываемом техническом регламенте с момента начала его разработки и в ходе разработки. Это дает возможность исполнителям технического регламента выражать свое мнение по существу разрабатываемого технического регламента и заблаговременно начинать подготовку к его применению и исполнению.

В соответствии с законом время от момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до момента опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения должно быть не менее двух месяцев.

С внесения субъектом права законодательной инициативы проекта Федерального закона о техническом регламенте в Государственную думу начинается этап принятия технического регламента. Регистрация проекта Федерального закона о техническом регламенте осуществляется при наличии следующих основных документов:

  • обоснование необходимости принятия;
  • финансово-экономическое обоснование;
  • документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта;
  • документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта;
  • перечень полученных в письменной форме замечаний всех заинтересованных лиц.

Внесенный проект Федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной думой в Правительство Российской Федерации.

На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Период времени на подготовку Государственной думой к принятию закона о техническом регламенте в первом чтении после получения отзыва от Правительства Российской Федерации настоящим законом не установлен. Принятый в первом чтении проект Федерального закона о техническом регламенте должен быть опубликован в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи должны быть опубликованы не позднее, чем за месяц до рассмотрения Государственной думой проекта технического регламента втором чтении. Проект закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, Государственная дума направляет в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за месяц до рассмотрения проекта Государственной думой во втором чтении. На проект Федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца посылает в Государственную думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

В состав экспертных комиссий на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Как указано в пп.7 и 8 данной статьи, эти комиссии дважды участвуют непосредственно в процессе принятия технического регламента — при подготовке закона о техническом регламенте в первом и во втором чтении. Члены экспертных комиссий имеют возможность готовить свое мнение о разрабатываемом техническом регламенте на более ранней стадии: разработчик обязан предоставлять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц на проект технического регламента по их запросам, и сам проект должен быть доступен всем заинтересованным лицам с момента опубликования уведомления о его разработке.

Внесение изменений и дополнений в технический регламент или его отмена рассматривается как разработка нового технического регламента. Внесение изменений может быть осуществлено принятием Федеральным законом, указом Президента РФ, международным договором, постановлением правительства.

В исключительных случаях при возникновении особых обстоятельств (угроза жизни или здоровью граждан, окружающей среде и т.д.) Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

При принятии технического регламента международным договором применяется порядок его разработки, предписанный п.6 ст.9 ФЗ «О техническом регулировании».

При необходимости сокращения срока введения в действие технического регламента он может быть введен постановлением Правительства РФ. При этом проект закона направляется на экспертизу в соответствующую экспертную комиссию по техническому регулированию. При принятии постановления об издании технического регламента учитывается заключение экспертной комиссии.

Отметим, что в последнее время соответствующими техническими комитетами разработаны проекты группы технических регламентов, а также составлены и опубликованы методические рекомендации по разработке общих и специальных технических регламентов Р 50.1.044-2003 «Рекомендации по разработке технических регламентов» [3].

Статус

Дата вступления в силу

Номер

Наименование технического регламента

Действует

15.02.2012

ТР ТС 006/2011

О безопасности пиротехнических изделий

Действует

01.06.2012

ТР ТС 019/2011

О безопасности средств индивидуальной защиты

Действует

01.07.2012

ТР ТС 005/2011

О безопасности упаковки

Действует

01.07.2012

ТР ТС 007/2011

О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

Действует

01.07.2012

ТР ТС 008/2011

О безопасности игрушек

Действует

01.07.2012

ТР ТС 009/2011

О безопасности парфюмерно-косметической продукции

Действует

01.07.2012

ТР ТС 017/2011

О безопасности продукции легкой промышленности

Действует

31.12.2012

ТР ТС 013/2011

О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

Действует

15.02.2013

ТР ТС 004/2011

О безопасности низковольтного оборудования

Действует

15.02.2013

ТР ТС 010/2011

О безопасности машин и оборудования

Действует

15.02.2013

ТР ТС 011/2011

Безопасность лифтов

Действует

15.02.2013

ТР ТС 012/2011

О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах

Действует

15.02.2013

ТР ТС 016/2011

О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе

Действует

15.02.2013

ТР ТС 020/2011

Электромагнитная совместимость технических средств

Принят

01.07.2013

ТР ТС 015/2011

О безопасности зерна

Принят

01.07.2013

ТР ТС 021/2011

О безопасности пищевой продукции

Принят

01.07.2013

ТР ТС 022/2011

Пищевая продукция в части её маркировки

Принят

01.07.2013

ТР ТС 023/2011

Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей

Принят

01.07.2013

ТР ТС 024/2011

Технический регламент на масложировую продукцию

Принят

01.07.2013

ТР ТС 027/2012

О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания

Принят

01.07.2013

ТР ТС 029/2012

Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств

Принят

01.02.2014

ТР ТС 026/2012

О безопасности маломерных судов

Принят

01.03.2014

ТР ТС 030/2012

О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям

Принят

01.07.2014

ТР ТС 025/2012

О безопасности мебельной продукции

Принят

01.07.2014

ТР ТС 028/2012

О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе

Принят

02.08.2014

ТР ТС 001/2011

О безопасности железнодорожного подвижного состава

Принят

02.08.2014

ТР ТС 002/2011

О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта

Принят

02.08.2014

ТР ТС 003/2011

О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта

Принят

01.01.2015

ТР ТС 018/2011

О безопасности колесных транспортных средств

Принят

15.02.2015

ТР ТС 014/2011

Безопасность автомобильных дорог

Принят

15.02.2015

ТР ТС 031/2012

О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним

Внутригосударственное согласование

Технический регламент на молоко и молочную продукцию

Внутригосударственное согласование

О безопасности химической продукции

Внутригосударственное согласование

О безопасности мяса и мясной продукции

Внутригосударственное согласование

О требованиях к удобрениям

Внутригосударственное согласование

О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии

Внутригосударственное согласование

О безопасности лакокрасочных материалов

Внутригосударственное согласование

О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий

Внутригосударственное согласование

О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением

Внутригосударственное согласование

Технический регламент на табачную продукцию

Внутригосударственное согласование

О безопасности алкогольной продукции

Внутригосударственное согласование

Об информировании потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств

Внутригосударственное согласование

О безопасности рыбы и рыбной продукции

Публичное обсуждение

О безопасности кормов и кормовых добавок

Публичное обсуждение

О требованиях к средствам измерений показателей нефти и продуктов её переработки

Публичное обсуждение

О требованиях к колесным транспортным средствам по обеспечению их безопасной утилизации

Примечания:

Внутригосударственное согласование — проект технического регламента прошел публичное обсуждение и внесен на внутригосударственное согласование.

Публичное обсуждение — проект технического регламента внесен на публичное обсуждение

1. Фомин В.Н. Комментарий к Федеральному закону РФ «О техническом регулировании»: Постатейный. М.: Ось-89, 2010

2. Электронный ресурс http://ru. wikipedia.

3. Обыденов А.Ю. Техническое регулирование: мировой опыт и российское законодательство // Информационно-аналитический бюллетень, 2003, №49

4. Саламатов В., Формирование системы Технического регулирования стран Таможенного союза // Стандарты и качество. — 2011 — №1

5. Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, . pdf

6. Саламатов В., Таможенный союз: Новые интеграционные и инновационные возможности на постсоветском пространстве // Стандарты и качество. — 2009 — №6

Приложение 1

Таблица 1 Программа разработки технических регламентов.

Наименование технического регламента

Федеральные органы исполнительной власти, участвующие в организации разработки технического регламента

1. Общие технические регламенты

1.

О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования

Минпромэнерго России Ростехнадзор Минздравсоцразвития России МЧС России Минобороны России

2.

О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий

Минрегион России Минпромэнерго России МЧС России Минздравсоцразвития России МПР России Минобороны России Ростехнадзор Росгидромет МВД России

3.

О пожарной безопасности

МЧС России Ростехнадзор Минобороны России

Минпромэнерго России ФСКН России Минрегион России

4.

О биологической безопасности

Минздравсоцразвития России Минсельхоз России МПР России Минпромэнерго России ФСКН России Минрегион России Минкультуры России

5.

Об электромагнитной совместимости

Мининформсвязи России Минпромэнерго России Минздравсоцразвития России Минобороны России МВД России

6.

Об экологической безопасности

МПР России Минздравсоцразвития России Ростехнадзор Росгидромет Минсельхоз России МЧС России Минобороны России Минпромэнерго России Минкультуры России ФСКН России Минрегион России МВД России

7.

О ядерной и радиационной безопасности

Ростехнадзор Росатом Минздравсоцразвития России Росгидромет МЧС России Минпромэнерго России Минрегион России

8.

О требованиях к безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации

Минздравсоцразвития России Минпромэнерго России Минрегион России Мининформсвязи России

9.

О требованиях к безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения ветеринарно-санитарного и фитос анитарного благополучия на территории Российской Федерации

Минсельхоз России Минздравсоцразвития России Минпромэнерго России

10.

О безопасности химической продукции, процессов перевозки, реализации, ее хранения, применения и утилизации

Минпромэнерго России Минздравсоцразвития России МЧС России Минобороны Росси МВД России Ростехнадзор Росгидромет ФСКН России Минтранс России

11.

О безопасности химических производств

Минпромэнерго России Минздравсоцразвития России МЧС России Ростехнадзор Росгидромет ФСКН России

12.

О безопасности процессов производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации токсичных и высокотоксичных веществ

Ростехнадзор Минздравсоцразвития России Минтранс России МЧС России Минобороны России МВД России Росгидромет Минпромэнерго России ФСКН России

13.

О безопасности горючих, окисляющих и воспламеняющихся веществ, процессов их производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации

Ростехнадзор Минздравсоцразвития России Минтранс России МЧС России Минобороны России МВД России Минпромэнерго России Росгидромет

14.

О безопасности взрывчатых веществ и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации

Минпромэнерго России Ростехнадзор МЧС России Минобороны России МВД России Росгидромет ФСКН России Минтранс России

15.

О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации

Минпромэнерго России Ростехнадзор МЧС России Минобороны России МВД России ФСКН России Минкультуры России Минтранс России

16.

О ядерной и радиационной безопасности объектов ядерного топливного цикла

Росатом Ростехнадзор Минздравсоцразвития России Росгидромет МЧС России Минобороны России Минпромэнерго России

17.

О ядерной и радиационной безопасности объектов, сооружений и комплексов с ядерными реакторами

Ростехнадзор Росатом Минздравсоцразвития России Росгидромет МЧС России Минобороны России Минпромэнерго России

18.

О ядерной и радиационной безопасности при обращении с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиационными источниками

Ростехнадзор Росатом Минздравсоцразвития России МЧС России Минобороны России Минпромэнерго России Росгидромет

19.

О безопасности машин и оборудования

Минпромэнерго России Ростехнадзор Минздравсоцразвития России Минобороны России МЧС России Минрегион России

20.

О безопасности низковольтного оборудования

Минпромэнерго России Минздравсоцразвития России Мининформсвязи России МЧС России

21.

О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением свыше 0,07 МПа или при температуре нагрева воды свыше 115?С