q0 |
число тонн на 1 см осадки |
4,85 т/см |
|
-7,78 м |
|||
ZС0 |
аппликата центра величины |
4,44 м |
|
Хf0 |
абсцисса Ц.Т. площади ватерлинии |
-7,61 м |
|
r0 |
поперечный метацентрический радиус |
0,17 м |
|
R0 |
продольный метацентрический радиус |
678 м |
|
При отсутствии на чертеже величины q её можно рассчитать по формуле:
3. Находятся поправки к водоизмещению, определенному по грузовой шкале:
- поправка на плотность воды:
=—26,3 т
r0 и r — соответственно измеренная и стандартная плотность воды, стандартная r = 1,025 т/м3;
- поправка на дифферент:
= 59,34 т
q0 — число тонн на 1 см осадки,
Хf0 — абсцисса ц.т. площади ватерлинии.
- поправка на обводы корпуса в оконечностях:
= 11,62 т
где:
- lН и lК — отстояние марок углубления от носового и кормового перпендикуляров соответственно, определяется по боковому виду судна;
- поправка на изгиб корпуса:
- = 621 т;
- f — стрелка прогиба корпуса, см.
= -173 см.
4. Водоизмещение судна с учетом поправок при начальной посадке судна:
= 1934,3 т
5. Определяется положение центра величины по длине судна с учетом дифферента по формуле:
= -7,76 м
Запасы и их размещения |
Вместимость помещений, м3 |
Количество принятых запасов, т |
Координаты Ц.Т. запасов |
Моменты |
|||
Х, м |
Z, м |
Мх, тм |
Мz, тм |
||||
Топливо ПБ |
54 |
55,3 |
-32,31 |
3,23 |
-1786,74 |
178,62 |
|
Топливо ЛБ |
54 |
55,3 |
-32,31 |
3,23 |
-1786,74 |
178,62 |
|
Провизия |
1 |
0,9 |
-35,52 |
8,28 |
-31,97 |
7,45 |
|
Смазочное масло |
3,8 |
3,4 |
-37,07 |
0,29 |
-126,04 |
0,99 |
|
Пресная вода ПБ |
23,5 |
11,25 |
-46,68 |
2,43 |
-525,15 |
27,34 |
|
Пресная вода ЛБ |
23,5 |
11,25 |
-46,68 |
2,43 |
-525,15 |
27,34 |
|
Итого запасов |
159,8 |
137,4 |
-38,43 |
3,32 |
-4781,79 |
420,35 |
|
Помещение |
Объём танка (м3) |
Объём груза (м3) |
Аппликата центра объема (м) |
Удельный погрузочный объем (м3 / т) |
Масса груза (т) |
Плечи |
Моменты |
|||
X |
Z |
Mx |
Mz |
|||||||
Трюм №1 совместно твиндек |
1131 |
960,63 |
2,9 |
1,25 |
768,3 |
35,4 |
2,8 |
27197,82 |
2151,24 |
|
Трюм №2 совместно твиндек |
1195 |
1005,75 |
3,2 |
1,25 |
804,6 |
9,8 |
3,3 |
7885,1 |
2655,2 |
|
Трюм №3 совместно твиндек |
1195 |
1005,75 |
3,2 |
1,25 |
804,6 |
9,8 |
3,3 |
7885,1 |
2655,2 |
|
Трюм №4 совместно твиндек |
1229 |
990,63 |
2,89 |
1,25 |
792,5 |
36,1 |
2,89 |
28609,25 |
2290,33 |
|
Итого |
4750 |
3962,52 |
1,25 |
3170 |
22,78 |
3,08 |
71577,27 |
9997,6 |
||
SVгр |
SРгр |
Хгр |
Zгр |
SМх |
SМz |
|||||
Масса Р, т |
Плечи |
Моменты |
||||
Х, м |
Z, м |
Мх, тм |
Мz, тм |
|||
Судно перед погрузкой |
1934,3 |
-7,67 |
3,9 |
-9326,72 |
4742,4 |
|
Судовые запасы |
137,4 |
-38,43 |
3,32 |
-5280,28 |
456,17 |
|
Груз |
3170 |
22,78 |
3,5 |
71577,27 |
9997,6 |
|
Судно после погрузки |
5241,7 |
10,94 |
3,11 |
57352 |
16293,57 |
|
D1 |
SМх/D1 |
SМz/D1 |
SМх |
SМz |
||
ХС1 |
абсцисса Ц.В. |
11,1 м |
|
Хf1 |
абсцисса Ц.Т. площади ватерлинии, м; |
7,04 м |
|
?С1 |
аппликата Ц.В. |
3,1 м |
|
?m1 |
аппликата поперечного метацентра |
6,4 м |
|
r1 |
поперечный метацентрический радиус |
4,2 м |
|
R1 |
продольный метацентрический радиус |
319 м |
|
момент, дифферентующий на 1 см |
38,7 тм/см |
||
q1 |
число тонн на 1 см осадки |
5,8 т/см |
|
Момент инерции свободной поверхности относительно продольной оси наклонения рассчитывается по формуле:
- где: l — длина отсека;
- b — ширина отсека;
- k — безразмерный коэффициент, зависящий от формы свободной поверхности грузов.
Значения этого коэффициента для прямоугольника:
- В соответствии с требованиями Правила Морского Регистра Судоходства РФ включаются только цистерны, для которых: Dmh >—_,11 Dmin.
Составляется расчетная комбинация из танка каждого вида груза. Для этого составляется таблица, в которую заносятся танки по каждому виду груза или топлива с указанием их характеристик
Для танкера учитывается влияние свободной поверхности всех танков.
Влияние свободной поверхности топливных цистерн можно не учитывать. В нашем случае основным грузом является асбест в мешках, который не имеет свободной поверхности. Поэтому расчеты на влияние свободной поверхности на начальную остойчивость судна не производим.
N n/n |
Название помещения |
Масса груза, Р, т |
Плечо до миделя, Х, м |
Момент, MХ, тм |
|
1 |
Трюм №1 |
768,3 |
35,4 |
27197,82 |
|
2 |
Трюм №2 |
804,6 |
9,8 |
7885,1 |
|
3 |
Трюм №3 |
804,6 |
9,8 |
7885,1 |
|
4 |
Трюм №4 |
792,5 |
36,1 |
28609,25 |
|
5 |
Топливо ПБ |
55,3 |
-32,31 |
-1786,74 |
|
6 |
Топливо ЛБ |
55,3 |
-32,31 |
-1786,74 |
|
7 |
Провизия |
0,9 |
-35,52 |
-31,97 |
|
8 |
Смазочное масло |
3,4 |
-37,07 |
-126,04 |
|
9 |
Пресная вода ПБ |
11,25 |
-46,68 |
-525,15 |
|
10 |
Пресная вода ЛБ |
11,25 |
-46,68 |
-525,15 |
|
Сумма |
3307,4 |
66795,48 |
|||
Nn/n |
Расчетные величины |
Значения расчетных величин |
|||||||||
1 |
? |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
|
2 |
0 |
0,17 |
0,34 |
0,5 |
0,64 |
0,77 |
0,87 |
0,94 |
0,96 |
||
3 |
0 |
0,54 |
1,06 |
1,56 |
2 |
2,38 |
2,71 |
2,92 |
2,99 |
||
4 |
c пантокарен |
0 |
1,33 |
3,7 |
4,7 |
6,2 |
7,2 |
7,6 |
7,85 |
7,73 |
|
5 |
(4) — (3) |
0 |
0,79 |
2,64 |
3,15 |
4,2 |
4,82 |
3,89 |
3,93 |
3,74 |
|
6 |
0 |
0,79 |
3,43 |
6,57 |
10,77 |
15,59 |
19,48 |
23,41 |
27,15 |
||
7 |
0 |
0,07 |
0,3 |
0,57 |
0,94 |
1,36 |
1,69 |
2,04 |
2,36 |
||
- 1.10 Расчет посадки и проверка остойчивости судна к концу рейса
- Расчет посадки и начальной остойчивости к концу рейса
- К концу рейса расходуется 90% и более запасов, что вызывает изменение посадки и остойчивости.
- Израсходованные запасы рассматривают как снятый малый груз, поэтому изменение посадки рассчитывается по схеме расходования малого груза в следующей последовательности;
- составляется таблица израсходованных за рейс запасов(90% РЗ)
- Таблица 1.6
- Таблица израсходованных запасов
-
n/n
Запасы и их расположение
Масса израсходованных запасов, т
Плечи
Моменты
Х, м
Z, м
Мх, тм
Мz, тм
1.
Топливо ПБ
49,77
-32,31
2,91
-1608,07
144,83
2
Топливо ЛБ
49,77
-32,31
2,91
-1608,07
144,83
3
Провизия
0,81
-35,52
7,45
-28,77
6,03
4
Смазочное масло
3,06
-37,07
0,26
-113,43
0,8
5
Пресная вода ПБ
10,13
-46,68
2,19
-472,87
22,18
6
Пресная вода ЛБ
10,13
-46,68
2,19
-472,87
22,18
123,67
-34,8
2,76
-4304,08
340,86
Всего израсходовано
еRЗАП
C3
Z3
??Х
еMZ
- — рассчитывается водоизмещение судна к концу рейса:
- = 13,73 т,
- — определяется изменение средней осадки:
- = -0,213 м,
- — определяется Т2 к концу рейса:
- = 5,39 м,
- — рассчитывается поперечная метацентрическая высота:
- = 15,39 м,
- — рассчитывается продольная метацентрическая высота:
- = 330,19 м,
- — рассчитывается угол дифферента от расхода запасов:
- = -0,00072,
- — определяется осадка носом и кормой:
- = 5,23 м,
- = 5,53 м,
- определяется дифферент:
- = -0,3 м.
- Расчет осадок ТН2 и ТК2 необходимо также произвести по диаграмме изменение осадок и сравнить с рассчитанными выше:
- — определяется осадка ТК2 и ТН2 с помощью графика изменения осадок оконечностей от приема 100 т груза:
- = 5,78 м; = 5,11 м,
- где: dТН = -23,09 см и dТК = 48,41 см — определяют по графику изменения осадки носом и кормой при приеме 100 т. груза в точку с абсциссой, равной ХЗ.
- Перестроение диаграмм статической и динамической остойчивости с учетом расхода запасов
- Плечо статической остойчивости после приема груза вычисляется по формуле:
- При снятии груза ( расходование запасов ) ??З и ?Т2 принимаются со знаком “- “, тогда l будет равно:
- где: K1 и К2 — численные значения, получаемые после преобразования уравнения для плеча:
- = 1,024; = 0,66.
- Расчет диаграммы статической и динамической остойчивости к концу рейса удобно производить в табличной форме — табл.1.8
- Таблица 1.7
-
№п/п
Расчётные величины
Значения расчётных величин
1.
и°
0
10
20
30
40
50
60
70
80
2.
sinи
0
0,174
0,342
0,5
0,643
0,766
0,866
0,940
0,985
3.
l
0
0,91
1,92
2,63
2,97
2,97
2,56
2,21
1,73
4.
К1l
0
0,93
1,97
2,69
3,04
3,04
2,62
2,26
1,77
5.
к2 sinи
0
0,11
0,23
0,33
0,42
0,51
0,57
0,62
0,65
6.
l1 = K1l -K2Sinи
0
0,82
1,74
2,36
2,62
2,54
2,05
1,64
1,12
7.
У lинт
0
0,82
2,56
4,92
7,54
10,07
12,12
13,77
14,89
8.
ld = ? /2 * Уlинт
0
0,14
0,44
0,86
1,31
1,75
2,11
2,4
2,59
- После расчета l1 и ld1 строятся диаграммы статической и динамической остойчивости и производится проверка остойчивости по правилам Регистра.
- Проверка остойчивости к концу рейса
- Проверка остойчивости производится в следующей последовательности.
- Определяются:
- кренящий момент от действия ветра:
- = 263,12 тм,
- где:
- = 726,06 кв.м, — площадь парусности после расходования запасов: = -0,213;
- Pv= 105,1 — удельное давление ветра (из табл. 2.1.2.2 части IV Правил);
- = 3,45 м — плечо парусности (возвышение Ц.П. над действующей ватерлинией).
- Минимальный опрокидывающий момент определяется по диаграмме динамической остойчивости, перестроенной с учетом расхода запасов.
- Производится проверка остойчивости после расходования запасов (критерий погоды, метацентрическая высота, параметры ДСО).
- Далее делается вывод о степени удовлетворения остойчивости требованиям правил Регистра в рассматриваемом варианте загрузки:
- — определяем минимальный опрокидывающий момент с помощью диаграммы динамической остойчивости, построенной с учётом запасов:
- Мопр = lопр?2 = 0 (тм),
- где lопр= 1,55 м — плечо опрокидывающего момента (с ДДО).
- — рассчитываем значение критерия погоды:
- K = = ,01 ? 1
- -метацентрическая высота h2 = 15,39 м > 0
- — параметры диаграммы статической остойчивости
- lмах = 2,6 м ? 0,2 м
- имах = 40° ? 30°
- из= 114° ? 60°
- Следовательно остойчивость судна удовлетворяет требованиям правил Регистра.
Характеристики
Значения характеристик
B/l
?
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
K1
?
0,98
0,96
0,92
0,87
0,81
0,73
0,65
0,57
B/l
0,9
1
1,1
1,2
1,3
1,4
1,5
1,6
K1
0,5
0,38
0,3
0,24
0,17
0,12
0,06
0.04
T/l
0
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
1
1
0,57
0,3
0,16
0,08
0,04
0,02
0,01
0,01
Определение ходового времени и судовых запасов на рейс. Параметры водоизмещения при начальной посадке судна. Распределение запасов и груза. Расчет посадки и начальной остойчивости судна по методу приема малого груза. Проверка продольной прочности корпуса.
контрольная работа