Молекулярная масса mТ, г/моль
Углерода С
Водорода Н
Кислорода О
Бензин
0,855
0,145
;
110…120
Выбранный состав топлива отвечает условию:
С + Н + О = 1 кг. (1.1)
Д. И. Менделеева
(1.2)
где S и W — массовые доли серы и влаги в топливе.
В расчетах принимается S = 0, W = 0.
Горючая смесь Для полного сгорания топлива необходимо определенное количество воздуха, которое называется теоретически необходимым, и определяется по элементарному составу топлива в кг возд/кг топл:
(1.3)
кг возд/кг топл или в кмоль возд/кг топл:
(1.4)
кмоль возд/кг топл Действительное количество воздуха L в кмоль возд/кг топл определяется по формуле:
(1.5)
кмоль возд/кг топл где б — коэффициент избытка воздуха.
Для различных двигателей при номинальной мощности принимаются следующие значения б: карбюраторные двигатели 0,85…0,98;
- Количество горючей смеси М1 в кмоль гор. см/кг топлива определяется по формуле:
(1.6)
кмоль гор. см/кг топл где mТ — молекулярная масса паров топлива, г/моль.
Величина mТ выбирается по таблице 1.2.
Продукты сгорания Количество продуктов сгораниядля двигателей с воспламенением от сжатия рассчитывается по формуле (1.13).
При полном сгорании топлива (при б > 1,0) продукты сгорания состоят из углекислого газа СО2, водяного пара Н2О, избыточного кислорода О2 и азота N2.
Общее количество продуктов М2 неполного сгорания в кмоль пр. сг/кг топл определяется по формуле:
(1.7)
кмоль пр. сг/кг топл.
Количество отдельных составляющих продуктов сгорания в кмоль пр. сг/кг топл. определяются по следующим формулам:
(1.8)
кмоль пр. сг/кг топл
(1.9)
кмоль пр. сг/кг топл
(1.10)
кмоль пр. сг/кг топл
(1.11)
кмоль пр. сг/кг топл
(1.12)
кмоль пр. сг/кг топл гдеконстанта, зависящая от отношения количества водорода и оксида углерода в продуктах сгорания; для бензинов =0,45…0,5.
Изменение количества молей рабочего тела при сгорании в? М в кмоль /кг топл. определяется по формуле:
(1.13)
кмоль /кг топл Относительное изменение количества молей при сгорании горючей смеси характеризуется химическим коэффициентом молекулярного изменения горючей смеси, который определяется по формуле:
(1.14)
1.2 Процесс впуска
Давление и температура окружающей среды При работе двигателя без наддува в цилиндр поступает воздух из атмосферы. В этом случае при расчёте рабочего цикла двигателя давление и температура окружающей среды принимаются равными МПа и K соответственно.
Давление и температура остаточных газов Для автомобильных двигателей без наддува давление остаточных газов в МПа принимают равным:
(1.15)
МПа В зависимости от типа двигателя, степени сжатия, частоты вращения и коэффициента избытка воздуха выбираются значения температуры Тr остаточных газов для карбюраторных двигателей:900…1100 К.
Степень подогрева заряда В процессе наполнения температура свежего заряда несколько увеличивается на величину? Т благодаря подогреву от нагретых деталей двигателя. Величина? Т зависит от расположения и конструкции впускного трубопровода, системы охлаждения, скоростного режима, нагрузки, размеров цилиндра. С увеличением числа оборотов величина? Т при неизменном крутящем моменте двигателя уменьшается приблизительно линейно.
В зависимости от типа двигателя значения? Т принимают из следующих пределов: для карбюраторных двигателей0…20 К;
Давление в конце впуска Величина давления в конце впуска ра, в МПа может быть определена по формулам: для двигателей без наддува:
; (1.16)
МПа;
- где — потери давления во впускном трубопроводе, МПа.
Потери давления во впускном трубопроводе в МПа определяются по формуле:
(1.17)
МПа где — коэффициент затухания скорости заряда в цилиндре;
- коэффициент, учитывающий гидравлическое сопротивление впускного тракта;
- средняя скорость движения заряда при максимальном открытии клапана, м/с;
- плотность заряда на впуске, кг/м3.
При средней скорости заряда щвп от 50 до 130 м/с величину (овп+в2) принимают в пределах от 2,5 до 4,0.
Для двигателей без наддува плотность заряда на впуске в кг/м3 определяют по формуле:
(1.18)
кг/м3
где Rв — удельная газовая постоянная воздуха, Дж/(кг
- град);
Rв = 287 Дж/(кг
- град);
Коэффициент остаточных газов Коэффициент остаточных газов гr для четырёхтактных двигателей внутреннего сгорания определяется по формуле:
(1.19)
Количество остаточных газов в кмоль ост. газов/кг топл определяется по формуле:
; (1.20)
кмоль ост. газов/кг топл.
Температура в конце впуска Температуру в конце впуска Та в градусах Кельвина (К) определяют по формуле:
(1.21)
K
Коэффициент наполнения Для четырёхтактных двигателей без учёта продувки и дозарядки коэффициент наполнения определяется по формуле:
(1.22)
Величина коэффициента наполнения в основном зависит от тактности двигателя, его быстроходности и совершенства системы газораспределения.
Значения параметров процесса впуска
Тип двигателя |
Параметры |
||||
pa, МПа |
гr |
Та, К |
зv |
||
Карбюраторный |
0,080…0,095 |
0,04…0,1 |
340…400 |
0,7…0,9 |
|
Проектируемый |
0,084 |
0,055 |
344,5 |
0,765 |
|
1.3 Процесс сжатия
Показатель политропы сжатия Учитывая, что теплообмен между рабочим телом и стенками цилиндра за процесс сжатия незначителен, то величину можно оценить по среднему показателю адиабаты сжатия по следующим формулам: для карбюраторных двигателей:
(1.23)
Значение определяется в зависимости от температуры и степени сжатия е по формуле :
(1.24)
Давление и температура конца процесса сжатия Давление в МПа и температура в градусах Кельвина (К) в конце процесса сжатия определяются из уравнения политропы с постоянным показателем :
(1.25)
МПа
(1.26)
K
Средняя мольная теплоёмкость рабочей смеси Температура конца процесса сжатия tc в градусах Цельсия (оС).
(1.27)
°c
Средняя мольная теплоёмкость свежей смеси в конце сжатия принимается равной теплоёмкости воздуха в кДж/(кмоль
- град) и определяется по формуле :
(1.28)
Средняя мольная теплоёмкость остаточных газов в конце сжатия в кДж/(кмоль
- град) определяется по следующим формулам:
- для карбюраторных двигателей
(1.29)
кДж/(кмоль
- град) Средняя мольная теплоёмкость рабочей смеси в кДж/(кмоль
- град) определяется по формуле:
(1.3)
кДж/(кмоль
- град) Рассчитанные параметры процесса сжатия необходимо сравнить со значениями этих параметров у современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, представленных в таблице.
Значения параметров процесса сжатия
Тип двигателя |
Параметры |
|||
n1 |
рс, МПа |
Тс, К |
||
Карбюраторных |
1,34…1,38 |
0,9…2,0 |
600…800 |
|
Проектируемый |
1,366 |
1,587 |
757,7 |
|
1.4 Процесс сгорания
Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси Изменение объёма при сгорании рабочей смеси учитывает коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси, который определяется по формуле:
(1.31)
Температура конца видимого сгорания Температура газа Тz в конце видимого сгорания определяется на основании первого закона термодинамики:
для карбюраторных двигателей
(1.32)
где — коэффициент использования низшей теплоты сгорания на участке видимого сгорания, который принимается для дизелей 0,7…0,88;
- л — степень повышения давления цикла, которая устанавливается по опытным данным в зависимости от количества топлива подаваемого в цилиндр, формы камеры сгорания и способа смесеобразования, и выбирается из таблицы 1.5;
- потеря теплоты вследствии химической неполноты сгорания, кДж/кг;
(1.33)
кДж/кг
tz — температура в конце видимого сгорания, о С;
- средняя мольная теплоёмкость продуктов сгорания при постоянном объёме, кДж/(кмоль
- град), которая определяется по следующей формуле:
(1.34)
гдесредние мольные теплоёмкости продуктов сгорания при изменении температуры в диапазоне 1501…2800 оС, которые могут быть выражены в зависимости от температуры tz следующими формулами:
(1.35)
(1.36)
(1.37)
(1.38)
(1.39)
После подстановки всех величин в уравнение сгорания получается квадратное уравнение вида:
(1.40)
где А, В, С — числовые значения известных величин.
Из формулы (1.34) выражается температура в градусах Цельсия (оС):
(1.41)
°c
Температура Тz в градусах Кельвина (К) определяется как:
(1.42)
°c
Степень повышения давления цикла Для карбюраторных двигателей определяется по формуле:
(1.43)
Степень предварительного расширения Степень предварительного расширения для карбюраторных двигателей. Максимальное давление сгорания Величина давления в МПа в конце сгорания определяется по формуле:
(1.44)
МПа Рассчитанные параметры процесса сгорания необходимо сравнить со значениями этих параметров у современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, представленных в таблице.
Значения параметров процесса сгорания
Тип двигателя |
Параметры |
||||
Карбюраторный |
3,2…4,2 |
1,0 |
3,5…7,5 |
2400…3100 |
|
Проектируемый |
3,97 |
1,0 |
6,3 |
2811,6 |
|
1.5 Процесс расширения
Показатель политропы расширения Средний показатель политропы расширения n2 незначительно отличается от показателя адиабаты k2 и может быть определён по следующим формулам: для карбюраторных двигателей
(1.45)
(1.46)
Давление и температура конца процесса расширения Значения давления в МПа и температуры в градусах Кельвина (К) в конце процесса расширения определяется по формулам:
для карбюраторных двигателей
(1.47)
МПа
(1.48)
K
Рассчитанные параметры процесса расширения необходимо сравнить со значениями этих параметров у современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, представленных в таблице.
Значения параметров процесса расширения
Тип двигателя |
Параметры |
|||
Карбюраторный |
1,23…1,30 |
0,35…0,6 |
1200…1700 |
|
Проектируемый |
1,25 |
0,42 |
1625,4 |
|
1.6 Процесс выпуска
Точность выбора температуры остаточных газов
(1.49)
K
При расхождении между принятой величиной Тr в пункте (2.2.2) и рассчитанной по формуле (2.43) ?10% параметры теплового расчёта необходимо пересчитать.
(1.50)
1.7 Индикаторные показатели рабочего цикла
Среднее индикаторное давление Среднее теоретическое индикаторное давление в МПа определяется по формулам:
для карбюраторных двигателей
(1.51)
МПа Среднее индикаторное давление действительного цикла в МПа отличается от теоретического на величину уменьшения работы газов действительного цикла против работы газов теоретического цикла (пропорционально уменьшению расчётной индикаторной диаграммы за счёт скругления) и определяется по формуле:
(1.52)
МПа где — коэффициент полноты индикаторной диаграммы.
Значения коэффициента принимаются из следующих интервалов значений: для карбюраторных двигателей — = 0,94…0,97.
Индикаторные КПД Индикаторный КПД характеризует степень использования теплоты топлива для получения полезной работы в действительном цикле, то есть индикаторный КПД учитывает все тепловые потери действительного цикла.
Индикаторный КПД определяется по формуле:
(1.53)
где рi — среднее индикаторное давление, МПа;
- теоретически необходимое количество воздуха, кг возд/кг топл;
- б — коэффициент избытка воздуха;
- Нu — низшая теплота сгорания, кДж/кг;
- сk — плотность заряда на впуске, кг/м3;
- зv — коэффициент наполнения.
Индикаторный удельный расчет топлива Индикаторный удельный расход топлива в г/(кВт
- ч) определяется по формуле:
(1.54)
г/(кВт
- ч) Рассчитанные индикаторные показатели двигателя сравниваются со значениями этих показателей современных двигателей внутреннего сгорания, представленных в таблице.
Значение индикаторных показателей
Тип двигателя |
Показатели |
|||
Карбюраторный |
0,6…1,4 |
0,3…0,4 |
210…275 |
|
Проектируемый |
1,01 |
0,347 |
235,7 |
|
1.8 Эффективные показатели двигателя
Давление механических потерь
Давление механических потерь — это условное давление, равное отношению работы механических потерь к рабочему объёму цилиндра двигателя. Величину давления механических потерь в МПа оценивают по средней скорости поршня по формуле:
(1.55)
МПа где аМ и bМэкспериментальные коэффициенты, величины которых приведены в таблице 1.8;
нn.cp — средняя скорость поршня в м/с, которая для различных типов двигателей выбирается в следующих пределах:
карбюраторные двигатели легковых автомобилей 12…20
Значения коэффициентов аm и bm
Тип двигателя |
аm |
bm |
|
Карбюраторный с числом цилиндров (?6) и отношением хода поршня к его диаметру (?1,0) |
0,034 |
0,0113 |
|
Среднее эффективное давление в МПа определяется по формуле:
(1.56)
МПа.
Механический КПД определяется по формуле:
(1.57)
Эффективный КПД Отношение количества теплоты, эквивалентной полезной работе на валу двигателя, к общему количеству теплоты, внесённой в двигатель с топливом, называется эффективным КПД, который определяется по формуле:
(1.58)
Эффективный удельный расход топлива Эффективный удельный расход топлива в г/(кВт
- ч) определяется по формуле:
(1.59)
г/(кВт
- ч) Рассчитанные эффективные показатели двигателя необходимо сравнить со значениями этих показателей современных двигателей внутреннего сгорания, представленных в таблице.
Значения эффективных показателей двигателей
Тип двигателя |
Показатели |
||||
Карбюраторный |
0,6…1,1 |
0,23…0,38 |
0,75…0,92 |
230…310 |
|
Проектируемый |
0,8 |
0,277 |
0,798 |
283,23 |
|
1.9 Основные параметры и показатели двигателя
Рабочий объём цилиндра — это объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке, и определяется в дм3 по формуле:
(1.60)
дм3
где ф — тактность рабочего процесса двигателя, для четырёхтактного процесса (ф — 4);
- Nе — мощность двигателя по заданию, кВт;
- n — номинальная частота вращения по заданию, мин-1;
- i — число цилиндров двигателя по заданию.
Определение размеров цилиндра двигателя производится на основе выбора отношения хода поршня S к диаметру цилиндра D.
Отношение линейных размеров цилиндра S/D находится в следующих пределах:
для карбюраторных двигателей 0,86…1,07.
Диаметр цилиндра двигателя D в мм определяется по формуле:
(1.61)
мм Ход поршня двигателя S в мм определяется по формуле:
(1.62)
мм Полученные значения S и D округляются в большую сторону до чисел чётных или кратных пяти.
Окончательная средняя скорость поршня в м/с определяется по формуле:
(1.63)
м/с Ошибка между принятой величиной в пункте 2.8.1 и рассчитанной по формуле 2.56 в процентах определяется:
(1.64)
Расхождение между рассчитанным значением по формуле и принятым значением средней скорости поршня при оценке механических потерь в пункте (1.8.1) не должно превышать 5%. В противном случае производится перерасчет средней скорости поршня по полученному значению.
По принятым значениям D и S определяют окончательные основные параметры и показатели двигателя.
Рабочий объём одного цилиндра в дм3 определяется по формуле:
(1.65)
дм3
Литраж двигателя в дм3 определяется по формуле:
(1.66)
дм3
Объём камеры сгорания в дм3 определяется по формуле:
(1.67)
дм3
Полный объём цилиндра в дм3 определяется по формуле:
(1.68)
дм3
Мощность двигателя в кВт определяется по формуле:
(1.69)
кВт Поршневая мощность двигателя в кВт/дм2 определяется по формуле:
(1.70)
кВт/дм2
Эффективный крутящий момент в Н
- м определяется по формуле:
(1.71)
Н
- м Часовой расход жидкого топлива в кг/ч определяется по формуле:
(1.72)
кг/ч Для ориентировочной оценки массы двигателя в кг используют статические данные по удельным массам двигателя по формуле:
(1.73)
кг
где — удельная масса двигателя, кг/кВт, значения принимаются по данным таблицы.
Удельные массы двигателей в кг/кВт
Тип двигателя |
Расположение цилиндров |
||
Рядное |
V-образное |
||
Карбюраторный |
1,9…5,6 |
1,3…5,9 |
|
1.10 Тепловой баланс двигателя
Уравнение теплового баланса имеет вид:
(1.74)
где Qo — общее количество теплоты, введённое в цилиндр, Дж/с;
- Qe — теплота, эквивалентная эффективной работе двигателя, Дж/с;
- Qохл — теплота, отданная окружающей среде, Дж/с;
- Qr — теплота, уносимая из двигателя с отработавшими газами, Дж/с;
- Qн.с — теплота, потерянная при неполном сгорании топлива, Дж/с;
- Qост — неучтённые потери теплоты, Дж/с.
Общее количество теплоты Общее количество теплоты в Дж/с определяется по формуле:
(1.75)
Дж/с Теплота, эквивалентная эффективной работе, в Дж/с определяется по формуле:
(1.76)
Дж/с Теплота, отданная охлаждающей среде Теплота, отданная окружающей среде, в Дж/с определяется по формулам:
при жидкостном охлаждении:
для карбюраторных двигателей
(1.77)
Дж/с где D — диаметр цилиндра, мм;
- с — коэффициент пропорциональности, который принимается из интервала с = 0,45…0,53;
- m — показатель степени, который принимается из интервала m = 0,6…0,7;
Теплота, унесённая из двигателя с отработавшими газами, в Дж/с определяется по формуле:
(1.78)
Дж/с
где tr — температура остаточных газов, оС.
- теплоёмкость остаточных газов в кДж/(кмоль
- град), которую можно определить по формуле (1.36) для карбюраторных двигателей при подстановке в данную формулу значения температуры остаточных газов tr;
- теплоёмкость свежего заряда в кДж/(кмоль
- град), которую можно определить по формуле (1.34) при подстановке в данную формулу значения температуры to = 20 0C.
Теплота, потерянная при неполном сгорании топлива, в Дж/сопределяется по формуле:
(1.79)
Дж/с Неучтённые потери теплоты в Дж/с определяются по формуле:
(1.80)
Дж/с Если значение (< 0), то необходимо пересчитать величину, уменьшив значения коэффициента с и (или) показателя m.
Тепловой баланс определяется также в процентах от всего количества введённой теплоты по следующим формулам:
(1.81)
(1.82)
(1.83)
(1.78) (1.84)
(1.79) (1.85)
Очевидно, что должно выполняться условие:
(1.86)
Рассчитанные значения составляющих теплового баланса необходимо сравнить со значениями у современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, представленных в таблице
Значения составляющих теплового баланса в процентах
Тип двигателя |
Составляющие теплового баланса в процентах |
|||||
Карбюраторный |
21…28 |
12…27 |
30…55 |
0…45 |
3…10 |
|
Проектируемый |
27,77 |
25,38 |
32,09 |
11,29 |
3,47 |
|
1.11 Построение индикаторной диаграммы
Отрезок, соответствующий рабочему объему цилиндра, АВ=72/1=72 мм.
Отрезок, соответствующий объёму камеры сгорания, ОА=72/(8,6−1)=9,47 мм.
Отрезок, соответствующий полному объему цилиндра ОВ=72+9,47=81,47 мм.
По оси ординат откладывается отрезок ОД, соответствующий максимальному давлению сгорания, в масштабе µр=рz /ОД в МПа/мм так, чтобы отношениеОД/АВ = 1,2…1,7,а масштаб давления принимал одно из рекомендуемых значений µр=0,02; 0,025; 0,04; 0,05; 0,07; 0,10.
ОД=6,3/0,05=126мм.
Масштаб давленияµр =0,05 МПа/мм.
Затем по данным теплового расчета на диаграмме откладывают в масштабе µр величины давлений pа, pc, pz, pb, pr, соответствующих характерным точкам: а; с; z; b; r. Между точками, А и В проводятся прямые линии, параллельные оси абсцисс, ординаты которых соответствуют давлениям.
мм мм мм мм мм мм Построение политроп сжатия и расширения проводится аналитическим методом. Для этого вычисляется ряд промежуточных точек (от 8 до 12) для интервала объёмов (Vc … Va) и (Vz … Vb) по уравнению политропы pVn = const.
Для политропы сжатия откуда определяется давление в МПа по формулам:
(1.87)
где px и Vx — давление и объём в расчетной точке процесса сжатия;
- ОВ — отрезок, соответствующий полному объему цилиндра, мм;
- ОХ — абсцисса расчетной точки, мм.
Аналогично для политропы расширения определяется давление в МПа по формулам:
(1.88)
Абцисса расчетной точки ОХ в мм определяется по формуле:
(1.89)
где АХ — перемещение поршня в мм и определяется по формуле:
(1.90)
где л — отношение радиуса кривошипа R к длинне шатуна Lш, выбирается по таблице 1.11.
б — угол поворота коленчатого вала, град., а значения тригонометрической функции Величина параметра различных двигателей
Двигатель |
||
Существующие |
0,24…0,31 |
|
Проектируемый |
0,296 |
|
Для построения действительной индикаторной диаграммы находятся характерные точки. Давление в точке с?, характеризующей момент достижения поршня ВМТ, определяется по формуле:
МПа (1.91)
Точку bЅ — момент достижения поршня НМТ в конце расширения — располагают между точками b и a. При этом давление рbЅ в МПа ориентировочно расчитывают по формуле:
МПа (1.92)
град, a |
(1-cos a)+ л/4(1-cos2a) |
AX |
OX |
OB/OX |
Px |
Px/Mp |
град, a |
Px |
Px/Mp |
|
81,47 368 |
0,83 901 |
1,678 027 |
0,423 869 |
8,47 738 |
||||||
1,98 927 |
71,613 738 |
81,8 742 |
1,4 764 |
0,84 448 |
1,688 958 |
0,426 404 |
8,528 077 |
|||
1,957 005 |
70,452 192 |
79,92 588 |
1,19 366 |
0,86 129 |
1,722 583 |
0,434 193 |
8,683 864 |
|||
1,903 025 |
68,508 915 |
77,9826 |
1,44 767 |
0,89 075 |
1,781 499 |
0,447 811 |
8,956 226 |
|||
1,827 194 |
65,779 001 |
75,25 269 |
1,82 668 |
0,93 519 |
1,87 038 |
0,468 287 |
9,365 736 |
|||
1,729 638 |
62,266 953 |
71,74 064 |
1,13 567 |
0,9 983 |
1,996 594 |
0,497 227 |
9,944 543 |
|||
1,611 |
57,996 |
67,46 968 |
1,20 756 |
0,108 563 |
2,171 253 |
0,537 032 |
10,74 064 |
|||
1,472 707 |
53,17 468 |
62,49 115 |
1,303 764 |
0,120 549 |
2,410 985 |
0,591 246 |
11,82 492 |
|||
1,317 185 |
47,418 676 |
56,89 236 |
1,432 067 |
0,137 044 |
2,740 886 |
0,665 142 |
13,30 283 |
|||
1,148 |
41,328 |
50,80 168 |
1,60 376 |
0,159 974 |
3,199 482 |
0,766 679 |
15,33 358 |
|||
0,969 889 |
34,916 007 |
44,38 969 |
1,835 419 |
0,192 357 |
3,847 149 |
0,908 097 |
18,16 194 |
|||
0,788 667 |
28,392 017 |
37,8657 |
2,151 649 |
0,239 019 |
4,780 383 |
1,108 536 |
22,17 072 |
|||
0,611 |
21,996 |
31,46 968 |
2,588 958 |
0,307 765 |
6,155 303 |
1,398 192 |
27,96 385 |
|||
0,444 062 |
15,986 245 |
25,45 993 |
3,200 075 |
0,411 118 |
8,222 362 |
1,824 067 |
36,48 133 |
|||
0,295 106 |
10,623 801 |
20,9 749 |
4,53 924 |
0,567 945 |
11,3589 |
2,454 227 |
49,8 453 |
|||
0,170 975 |
6,1 550 855 |
15,62 877 |
5,213 058 |
0,800 808 |
16,1 617 |
3,364 696 |
67,29 391 |
|||
0,7 762 |
2,7 943 233 |
12,26 801 |
6,641 151 |
1,114 796 |
22,29 593 |
4,559 059 |
91,18 118 |
|||
0,19 655 |
0,7 075 797 |
10,18 126 |
8,2 315 |
1,438 228 |
28,76 455 |
5,760 614 |
115,2123 |
|||
9,473 684 |
8,6 |
1,586 971 |
31,73 943 |
6,305 482 |
126,1096 |
|||||
Точка zд характеризует действительное максимальное давление цикла рzдв МПа, определяемое по формуле:
- для карбюраторного двигателя
(1.93)
МПа Положение точки zддолжно соответствовать условию допустимой скорости нарастания давления Крв МПа/град, которая определяется по формуле:
(1.94)
МПа/град где — нарастание давления в МПа, определяется по формуле:
(1.95)
МПа
- угол поворота коленчатого вала, соответствующий точкеzд:
- для карбюраторных двигателей = 8…12°;=0,1…0,4 МПа/град.
Положение точки zд на индикаторной диаграмме АХ (zд) определяется при б = 360 +. Поскольку точка zднеможет находиться за пределами индикаторной диаграммы, то должно выполняться следующее условие:
(1.96)
Принимаются характерные углы:
- угол опережения начала впрыска топлива для дизелей бв = 15…25о или угол опережения зажигания для карбюраторных двигателейбз = 30…40о;
- продолжительность периода задержки воспламенения би = 8…12о для дизелей или би = 5…18о для карбюраторных двигателей;
- значения фаз газораспределения выбираются либо близкими к значениям современных автомобильных двигателей внутреннего сгорания, либо из статистического диапазона в соответствии с таблицей [8, https:// ].
Фазы газораспределения различных двигателей
Тип двигателя |
Впускной клапан |
Выпускной клапан |
|||
Начало открытия до ВМТ б о. вп , |
полное закрытие после НМТ б з. вп, град. |
начало откры-тия до НМТ б о. в, град. |
полное закрытие после ВМТ б з. в, град. |
||
Карбюраторный |
10…35 |
40…85 |
40…70 |
10…50 |
|
Проектируемый |
|||||
Далее в соответствии с принятыми значениями угла опережения зажигания или угла опережения впрыска топлива, периодом задержки воспламенения и значениями фаз газораспределения определяют углы поворота коленчатого вала б в градусах, соответствующие характерным точкам:
- fначало впрыска топлива или подача искры б (f) = 360 — 35=325;
- с? — начало видимого сгорания б (c’) =360 — 35 + 10=335;
- b’ — начало открытия выпускного клапана б (b’) =540 — 42=498;
- r’ — начало открытия впускного клапана б (r’) =720 — 12=708;
- а» — полное закрытие впускного клапана б (a») =180 + 40=220;
- a’ — полное закрытие выпускного клапана б (а’) = 10.
Определяется положение характерных точек по формуле для перемещения поршня АХ (2.90).
Соединение плавными кривыми точек r a? а a» f c’ c» zд b’ b» r’ r позволяет получить cкругленную действительную диаграмму. По индикаторной диаграмме для проверки теплового расчета и правильности построения диаграммы определяется среднее индикаторное давление в МПа:
(1.97)
МПа где — площадь скругленной индикаторной диаграммы, мм2.
Величина, полученная планиметрированием индикаторной диаграммы, не должна отличаться от величины, полученной в тепловом расчете, более чем на 10%.
2. Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма двигателя
2.1 Расчет силовых факторов, действующих в кривошипно-шатунном механизме
Сила давления газов? Рг в Н определяется по формуле:
(2.1)
где рг — индикаторное давление газов (давление над поршнем) при заданном угле поворота кривошипа, МПа;
- р0 — давление в картере двигателя (под поршнем), МПа;
- принимается равным атмосферному — р0 = 0,1 МПа;
- FП — площадь поршня, м2; определяется из выражения.
(2.2)
м3
Для определения сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс необходимо определить массу mj в кг частей кривошипно-шатунного механизма, совершающих возвратно-поступательное движение:
(2.3)
кг где mп — масса поршневого комплекта (поршень, палец, поршневые кольца, детали стопорения пальца), кг;
- mш.п — часть массы шатуна в сборе, отнесенная к поступательно движущимся массам, кг.
Для большинства существующих конструкций автомобильных двигателей mш. п = (0,25…0,30) mш, где mш — масса шатуна в сборе.
кг Массы mп и mш рассчитываются по чертежам деталей или выбираются по статистическим данным по следующим зависимостям:
(2.4)
кг/м2
кг
(2.5)
кг/м2
кг где mп? и mш? — удельные массы соответственно поршневого комплекта и шатуна, значения которых приведены в таблице 2.1.
Удельная масса в кг/м2 элементов КШМ
Элемент КШМ |
Карбюраторные двигатели при диаметре поршня, мм |
||
80…120 |
|||
Поршневой комплект: — алюминиевый сплав — чугун |
80…120 150…200 |
||
Шатун |
100…150 |
||
Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс Рj в Н определяется по формуле:
(2.6)
м
(2.7)
рад/с где R — радиус кривошипа, м; R = 0,5 S (S — ход поршня);
- щ — угловая скорость коленчатого вала, щ = р n/30, рад/c.
Значения (cosб + л cos2б) для различных б и л приведены в приложении А. Расчеты Рj проводятся для тех же значений б, для которых определялась? Pг. Результаты расчета сводятся в таблицу 2.
Суммарная сила Р в Н, действующая на поршневой палец, определяется алгебраическим сложением сил давления газов? Pг и сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс Рj по формуле:
(2.8)
Результаты расчетов сводятся в таблицу 2.
От действия суммарной силы возникают следующие силы:
- суммарная нормальная (боковая) сила N в Н, направленная перпендикулярно оси цилиндра; определяется по формуле:
(2.9)
- суммарная радиальная сила К в Н, направленная по радиусу кривошипа; определяется по формуле:
(2.10)
Динамический расчет КШМ
б |
?Рг |
Рi |
P |
Sш |
N |
K |
T |
Rш.ш |
|||||||||
мм |
Н |
мм |
Н |
мм |
Н |
мм |
Н |
мм |
Н |
мм |
Н |
мм |
Н |
мм |
Н |
||
0,4 |
88,31 |
— 11 595,16 |
— 52,52 |
— 11 506,85 |
— 52,12 |
— 11 506,85 |
— 52,12 |
— 11 506,85 |
— 52,12 |
0,00 |
0,00 |
15 744,85 |
71,31 |
||||
— 0,37 |
— 81,69 |
— 9072,37 |
— 41,09 |
— 9154,06 |
— 41,46 |
— 9154,09 |
— 41,46 |
— 23,73 |
— 0,11 |
— 7915,78 |
— 35,85 |
— 4597,58 |
— 20,82 |
9154,09 |
41,46 |
||
— 0,52 |
— 115,47 |
— 3149,30 |
— 14,26 |
— 3264,77 |
— 14,79 |
— 3264,80 |
— 14,79 |
— 14,77 |
— 0,07 |
— 1619,59 |
— 7,34 |
— 2834,76 |
— 12,84 |
3260,87 |
14,77 |
||
— 0,70 |
— 154,55 |
2648,28 |
12,00 |
2493,73 |
11,30 |
2493,76 |
11,30 |
13,08 |
0,06 |
— 13,08 |
— 0,06 |
2493,73 |
11,30 |
2730,40 |
12,37 |
||
— 0,87 |
— 192,08 |
5797,58 |
26,26 |
5605,50 |
25,39 |
5605,56 |
25,39 |
25,36 |
0,11 |
— 2824,71 |
— 12,79 |
4841,82 |
21,93 |
5605,56 |
25,39 |
||
— 1,00 |
— 220,78 |
6424,09 |
29,10 |
6203,31 |
28,10 |
6203,33 |
28,10 |
16,08 |
0,07 |
— 5380,26 |
— 24,37 |
3087,73 |
13,99 |
6138,39 |
27,80 |
||
— 1,00 |
— 220,78 |
6298,61 |
28,53 |
6077,82 |
27,53 |
6077,82 |
27,53 |
0,00 |
0,00 |
— 6077,82 |
— 27,53 |
0,00 |
0,00 |
6040,32 |
27,36 |
||
— 1,00 |
— 220,78 |
6424,09 |
29,10 |
6203,31 |
28,10 |
6203,33 |
28,10 |
— 16,08 |
— 0,07 |
— 5380,26 |
— 24,37 |
— 3087,73 |
— 13,99 |
6198,45 |
28,08 |
||
— 0,78 |
— 171,24 |
5797,58 |
26,26 |
5626,34 |
25,48 |
5626,40 |
25,48 |
— 25,46 |
— 0,12 |
— 2835,22 |
— 12,84 |
— 4859,83 |
— 22,01 |
5600,13 |
25,37 |
||
0,01 |
2,21 |
2648,28 |
12,00 |
2650,49 |
12,01 |
2650,52 |
12,01 |
— 13,90 |
— 0,06 |
— 13,90 |
— 0,06 |
— 2650,49 |
— 12,01 |
2650,53 |
12,01 |
||
3,62 |
799,23 |
— 3149,30 |
— 14,26 |
— 2350,07 |
— 10,64 |
— 2350,10 |
— 10,64 |
10,63 |
0,05 |
— 1165,83 |
— 5,28 |
2040,54 |
9,24 |
2335,36 |
10,58 |
||
13,60 |
3002,63 |
— 9072,37 |
— 41,09 |
— 6069,74 |
— 27,49 |
— 6069,76 |
— 27,49 |
15,74 |
0,07 |
— 5248,68 |
— 23,77 |
3048,50 |
13,81 |
6067,17 |
27,48 |
||
32,10 |
7087,08 |
— 11 595,16 |
— 52,52 |
— 4508,08 |
— 20,42 |
— 4508,08 |
— 20,42 |
0,00 |
0,00 |
— 4508,08 |
— 20,42 |
0,00 |
0,00 |
4502,46 |
20,39 |
||
105,20 |
23 226,19 |
— 11 299,53 |
— 51,18 |
11 926,66 |
54,02 |
11 926,67 |
54,02 |
10,70 |
0,05 |
11 743,61 |
53,19 |
2081,58 |
9,43 |
11 933,31 |
54,05 |
||
63,88 |
14 103,51 |
— 9072,37 |
— 41,09 |
5031,14 |
22,79 |
5031,16 |
22,79 |
13,04 |
0,06 |
4350,57 |
19,71 |
2526,87 |
11,45 |
5033,75 |
22,80 |
||
24,88 |
5493,04 |
— 3149,30 |
— 14,26 |
2343,73 |
10,62 |
2343,76 |
10,62 |
10,60 |
0,05 |
1162,68 |
5,27 |
2035,04 |
9,22 |
2345,25 |
10,62 |
||
12,86 |
2839,25 |
2648,28 |
12,00 |
5487,52 |
24,86 |
5487,60 |
24,86 |
28,78 |
0,13 |
— 28,78 |
— 0,13 |
5487,52 |
24,86 |
5487,59 |
24,86 |
||
7,76 |
1712,38 |
5797,58 |
26,26 |
7509,96 |
34,02 |
7510,04 |
34,02 |
33,98 |
0,15 |
— 3784,41 |
— 17,14 |
6486,83 |
29,38 |
7482,10 |
33,89 |
||
5,00 |
1103,91 |
6424,09 |
29,10 |
7528,00 |
34,10 |
7528,02 |
34,10 |
19,52 |
0,09 |
— 6529,19 |
— 29,57 |
3747,10 |
16,97 |
7526,98 |
34,09 |
||
3,00 |
662,34 |
6298,61 |
28,53 |
6960,95 |
31,53 |
6960,95 |
31,53 |
0,00 |
0,00 |
— 6960,95 |
— 31,53 |
0,00 |
0,00 |
6942,20 |
31,44 |
||
0,72 |
159,85 |
6424,09 |
29,10 |
6583,93 |
29,82 |
6583,96 |
29,82 |
— 17,07 |
— 0,08 |
— 5710,39 |
— 25,86 |
— 3277,18 |
— 14,84 |
6572,58 |
29,77 |
||
0,40 |
88,31 |
5797,58 |
26,26 |
5885,89 |
26,66 |
5885,95 |
26,66 |
— 26,63 |
— 0,12 |
— 2966,01 |
— 13,43 |
— 5084,02 |
— 23,03 |
5855,95 |
26,52 |
||
0,40 |
88,31 |
2648,28 |
12,00 |
2736,59 |
12,40 |
2736,63 |
12,40 |
— 14,35 |
— 0,07 |
— 14,35 |
— 0,07 |
— 2736,59 |
— 12,40 |
2736,63 |
12,40 |
||
0,40 |
88,31 |
— 3149,30 |
— 14,26 |
— 3060,99 |
— 13,86 |
— 3061,02 |
— 13,86 |
13,85 |
0,06 |
— 1518,50 |
— 6,88 |
2657,82 |
12,04 |
3061,02 |
13,86 |
||
0,40 |
88,31 |
— 9072,37 |
— 41,09 |
— 8984,05 |
— 40,69 |
— 8984,08 |
— 40,69 |
23,29 |
0,11 |
— 7768,77 |
— 35,19 |
4512,20 |
20,44 |
8964,64 |
40,60 |
||
0,40 |
88,31 |
— 11 595,16 |
— 52,52 |
— 11 506,85 |
— 52,12 |
— 11 506,85 |
— 52,12 |
0,00 |
0,00 |
— 11 506,85 |
— 52,12 |
0,00 |
0,00 |
11 480,60 |
52,00 |
||
- суммарная тангенциальная сила Т в Н, направленная перпендикулярно к радиусу кривошипа; определяется по формуле:
(2.11)
- суммарная сила, действующая вдоль шатуна Sш в Н определяется по формуле:
(2.12)
где в — угол отклонения оси шатуна от оси цилиндра, в = arcsin (л sinб).
Значения тригонометрических функций для различных б и л приведены в приложении А. Результаты расчета сил K, N, T, Sш сводятся в таблицу 2.
Суммарный (индикаторный) крутящий момент Мкр в Н
- м, развиваемый одним цилиндром двигателя:
(2.13)
Центробежная сила инерции вращающей части шатуна Кr. ш в Н, направленная по радиусу кривошипа и нагружающая шатунную шейку (шатунный подшипник):
(2.14)
Н где mш. к — часть массы шатуна, отнесённая к вращающимся массам, кг.
(2.15)
кг Абсолютное значение этой силы в Н определяется по формуле:
(2.16)
а ее направление относительно кривошипа определяется углом:
(2.17)
По графику силы Rш. ш в прямоугольной системе координат определяются ее максимальное Rш.ш.max=23 689,42Н, минимальное Rш.ш.min=2705,03Н и среднее значения Rш.ш.ср по формуле:
(2.18)
Н где F=13 854,8 мм2- площадь, ограниченная кривой Rш. ш = f (б) и осью абсцисс, мм2 ;
- l =360 ммдлина диаграммы по оси б, мм;
- µ — принятый в динамическом расчете масштаб сил, Н/мм.
Среднее значение суммарного индикаторного крутящего момента двигателя УМкр. ср (индикаторный крутящий момент) в Н
- м определяется графоаналитическим способом по формуле:
(2.19)
Н
- м где F1 и F2 — площади, ограниченные кривой УМкр = f (б) соответственно выше и ниже оси абсцисс в пределах одного периода, мм2 (при I ?4 в большинстве случаев F2 = 0);
- l — длина графика в пределах одного периода, мм.
Эффективный крутящий момент двигателя в Н
- м:
(2.20)
Н
- м где зМ — механический КПД двигателя (из теплового расчета).
Полученное значение Ме не должно отличатся более чем на? Ме = 5% от рассчитанного в тепловом расчете значения Ме.
3. Оценка надежности проектируемого двигателя
При проектировании двигателя ориентировочная оценка надежности двигателя может быть осуществлена определением следующих критериев:
- Б. Я Гинцбурга
(3.1)
где Ne — номинальная мощность, кВт;
- I — число цилиндров;
- D — диаметр цилиндра, см;
- А.К.Костина
(3.2)
где VП. СР — средняя скорость поршня, м/с;
- ре — среднее эффективное давление, МПа;
ge — удельный эффективный расход топлива, кг/(кВт
- ч);
- D — диаметр цилиндра, дм;
- pk и Tk — давление, МПа, и температура, К, на впуске;
- зV — коэффициент наполнения.
4. Подборавтотранспортногосредствакдвигателю
Подбор автотранспортного средства (АТС) к проектируемому двигателю включает определение типа АТС, полной массы и максимальной скорости.
Тип АТС выбирается по номинальной мощности двигателя:
если Ne? 80 кВт — легковой автомобиль.
Для ориентировочной оценки полной массы АТС ma в кг пользуются статистическими данными по удельным мощностям двигателя по формуле:
(4.1)
кг где Ne — максимальная (номинальная) мощность двигателя, кВт;
- Nуд — удельная мощность двигателя, кВт/кг.
Для легковых автомобилей Nуд = 0,040…0,045; для автобусов — Nуд = 0,010…0,012.
Связь между максимальной мощностью двигателя и максимальной скоростью АТС выражается следующей формулой, полученной из уравнения баланса сил, действующих на движущиеся по прямой поверхности АТС:
(4.2)
где Va max — максимальная скорость АТС, м/с;
- ц-коэффициент суммарного сопротивления дороги (асфальтобетонное покрытие); для легковых автомобилей ц = 2
- 10−7Va max2; для грузовых автомобилей и автобусов ц = 0,015 + 6
- 10−6Va max2;
- ma — масса АТС, кг;
- зт = 0,85…0,9 — КПД трансмиссии;
kв — коэффициент обтекаемости, Н
- с2/м4;
- для легковых автомобилей kв = 0,2…0,3;
- для грузовых автомобилей kв = 0,5…0,7;
- для автобусов kв = 0,35…0,45;
- F — лобовая площадь АТС, м2;
- для легковых автомобилей F = 1,5…2,0;
- для грузовых автомобилей F = 3,0…6,5;
- для автобусов kв = 3,0…7,5.
Максимальная скорость Va max? в км/ч определяется по формуле
(4.3)
Va max? = 49
- 3,6 = 176,4 км/ч
5. Порядок компоновки двигателя
Компоновку поршневой группы начинают с определения высоты поршня hП. Затем находят расстояние от верхней кромки поршня до оси пальца h1. Далее с учетом размещения предварительно выбранного числа колец в соответствии с рисунком 7 прорисовывают элементы поршневой группы по размерам.
Рисунок 7 — Схема поршня Размеры элементов поршневой группы
Элементы поршневой группы |
Значения размеров в мм |
||
карбюраторные двигатели |
проектируемый |
||
Высота поршня hП |
(0,8…1,73)D |
||
Расстояние от верхней кромки поршня до оси пальца h1 |
(0,45…0,75)D |
37,5 |
|
Толщина днища поршня д |
(0,05…0,10)D |
5,625 |
|
Высота юбки поршня hю |
(0,6…0,8)D |
52,5 |
|
Диаметр бобышки dб |
(0,3…0,5)D |
||
Расстояние между торцами бобышек b |
(0,3…0,5)D |
||
Толщина стенки юбки поршня дю |
1,5…4,5 |
||
Толщина стенки головки поршня s |
(0,05…0,10)D |
5,625 |
|
Расстояние до первой поршневой канавки е |
(0,06…0,12)D |
6,75 |
|
Радиальная толщина кольца t |
(0,04…0,05)D |
||
Высота кольца а |
2…4 |
||
Радиальный зазор кольца в канавке поршня? t |
0,70…1,1 |
||
Внутренний диаметр поршня di |
55,75 |
||
диаметр масляного канала dм |
(0,3…0,5)a |
1,2 |
|
Наружный диаметр пальца dп |
(0,22…0,28)D |
18,75 |
|
Внутренний диаметр пальца dв |
(0,65…0,75) dп |
13,125 |
|
Длина пальца lп |
(0,78…0,88)D |
||
Длина втулки шатуна lш |
(0,33…0,45)D |
||
Для окончательной проверки длины зеркала цилиндра следует определить минимальный зазор между стержнем шатуна и нижней кромкой цилиндра (при больших значениях R/Lш возможно задевание им нижней кромки цилиндра).
Минимальный зазор д1 в соответствии с рисунком 7 должен составлять 3…5 мм.
Рисунок 8 — Схема шатунной группы
Размеры элементов шатуна
Элементы шатуна |
Значения размеров в мм |
||
карбюраторные двигатели |
проектируемый |
||
Внутренний диаметр поршневой головки d: — с втулкой |
(1,1…1,25) dп |
22,5 |
|
Наружный диаметр головки dг |
(1,25…1,65) dп |
26,25 |
|
Минимальная радиальная толщина стенки головки hг |
(0,16…0,27) dп |
3,75 |
|
Радиальная толщина стенки втулки sв |
(0,055…0,085) dп |
12,1875 |
|
Диаметр шатунной шейки dшш |
(0,56…0,70)D |
||
Толщина стенки вкладыша tв |
(0,03…0,05) dшш |
||
Расстояние между шатунными болтами Сб |
(1,30…1,75) dшш |
28,8 |
|
Длина кривошипной головки lк |
(0,45…0,95) dшш |
22,5 |
|
Размеры среднего сечения В — В шатуна: hш min hш bш — tш = аш |
(0,50…0,55) dг (1,2…1,4)hш min (0,5…0,6)lш 2,5…4,0 |
13,125 17,0625 |
|
Проектирование механизма газораспределения начинают с определения диаметра горловины проходного сечения dгор клапана в мм по формуле:
(5.1)
мм В современных двигателях длина клапана в мм определяется по формуле:
(5.2)
мм Диаметр стержня клапана в мм определяется по формуле:
(5.3)
мм Толщину стенки гильзы в мм в первом приближении можно определить по формуле:
(5.4)
мм где — допускаемое напряжение растяжения, которое для чугунных гильз равно = 50…60 В МПа, для стальных — = 80…100 МПа;
- давление газов в цилиндре двигателя в конце процесса сгорания топлива, МПа.
Толщина нижней опорной стенки головки блока в мм и толщина стенок водяной рубашки в мм определяются по следующим формулам:
длякарбюраторных двигателей
(5.5)
мм
(5.6)
мм
Заключение, В процессе расчета и проектирования двигателя было изучено и должным образом усвоено следующее:
сущность и значение процессов, происходящих в цилиндре ДВС при реализации действительного цикла, закономерности и наиболее эффективные мет оды превращения химической энергии топлива в работу ДВС;
- влияние основных конструктивных, эксплуатационных и атмосферно-климатических факторов на протекание процессов в ДВС и на формирование внешних показателей работы двигателя, современные методы улучшения технико-экономических показателей и характеристик двигателя, основные критерии работы ДВС и общепринятые характеристики;
- тенденции и направления развития ДВС, диктуемые современными требованиями к подвижному составу автотранспорта.
Спроектированный двигатель обладает повышенной надежностью (критерий Гинцбурга N’П= 1,5 кВт/см), соответствует экологическим требованиям (по массовым долям СО и СО2), удовлетворяет требованиям экономичности (эффективный удельный расход топлива gе= 283,23 г/ (кВтч), имеет опрятный внешний вид (Лист 2), удовлетворяя тем самым требованию эстетичности.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать прогноз о достойной конкурентоспособности спроектированного двигателя.
Показатели рассчитанного двигателя и прототипа приведены в приложении А, техническая характеристика двигателя приведена в приложении Б.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovoy/proektirovanie-dvigatelya/
1 Золотарев, Е. С. Методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Автомобильные двигатели»/ Е. С. Золотарев — Кумертау: Кумертауский ф илиал ГОУ ОГУ, 2009. — 91 с.
В. Н. Луканина, В. Н. Луканина, А. И. Расчет, Приложение А
Таблица А1 — Сравнения показателей рассчитанного двигателя с прототипом
Показатели |
Тип двигателя |
||
Прототип |
Рассчитанный |
||
Коэффициент избытка воздуха |
0,85…0,98 |
0,92 |
|
Давление остаточных газов рг, МПа |
0,105…0,125 |
0,12 |
|
Температура остаточных газов Тг, К |
900… 1100 |
||
Степень подогрева заряда, К |
0…20 |
||
Коэффициент остаточных газов |
0,04…0,1 |
0,055 |
|
Температура в конце впуска Та, К |
340…400 |
344,5 |
|
Коэффициент наполнения |
0,7…0,9 |
0,76 |
|
Показатель политропы сжатия |
1,27…1,4 |
1,36 |
|
Температура конца процесса сжатия Тс, К |
600…800 |
||
Давление в конце процесса сжатия рс, МПа |
0,9…2,0 |
1,6 |
|
Степень повышения давления цикла |
3,2…4,2 |
3,97 |
|
Степень предварительного расширения |
1,0 |
1,0 |
|
Температура конца видимого сгорания Tz, К |
2400…3100 |
||
Максимальное давление в конце сгорания pz, МПа |
3,5…7,5 |
6,3 |
|
Показатель политропы расширения |
1,23…1,30 |
1,254 |
|
Температура в конце процесса расширения Тb, К |
1200…1700 |
||
Давление в конце процесса расширения рb, МПа |
0,35…0,6 |
0,42 |
|
Средняя скорость поршня,, м/с |
9…16 |
||
Среднее эффективное давление ре, МПа |
0,6…1,1 |
0,84 |
|
Индикаторный КПД ; |
0,3… 0,4 |
0,348 |
|
Эффективный КПД |
0,23…0,38 |
0,29 |
|
Механический КПД |
0,75…0,92 |
0,83 |
|
Эффективный удельный расход топлива ge, г / (Квт ч) |
230…310 |
||
Отношение S / D |
0,86… 1,07 |
0,94 |
|
Относительная теплота qe, % |
21…38 |
||
Относительная теплота q0XЛ% |
24…32 |
||
Относительная теплота qr, % |
30…55 |
||
Относительная теплота qH. c, % |
0…21 |
||
Относительная теплота q0CT, % |
3…10 |
3,62 |
|
Фазы газораспределения: — открытие впускного клапана до ВМТ,, град |
10…35 |
||
— закрытие впускного клапана после НМТ, азвп, град |
40…85 |
||
— открытие выпускного клапана до НМТ, ао.в., град |
40…70 |
||
— закрытие выпускного клапана после ВМТ, aз.в., град |
10…50 |
||
Скорость нарастания давления при сгорании /, МПа / град |
0,1…0,4 |
0,35 |
|
Критерий Гинцбурга N’n, кВт / см |
1,2…2,8 |
||
Критерий Костина qn |
3,5…9,0 |
8,345 |
|
Масса двигателя mдв, кг |
; |
||
Приложение Б
Техническая характеристика двигателя
1 Тип двигателякарбюраторныйбез наддува.
2 Число тактов — 4.
3 Число и расположение цилиндров — 4Р — образный.
4 Порядок работы цилиндров — 1−3-2−4.
5 Расположение и число клапанов в цилиндре — верхнее, по два в цилиндре.
6 Рабочий объем двигателя, дм3−1,27.
7 Диаметр цилиндра, мм — 75.
8 Ход поршня, мм — 72.
9 Степень сжатия — 8,6.
10 Номинальная мощность, кВт — 45.
11Максимальная рабочая частота вращения, мин-1 — 5200.
12Габаритные размеры двигателя д * ш * в, мм — 860*922*1010.
13 Направление вращения коленчатого вала — правое.
14 Максимальное среднее эффективное давление, МПа -0,84.
15 Максимальный эффективный крутящий момент, Нм — 82,68.
16 Минимальная частота вращения холостого хода, мин-1 — 1000.
17 Сорт топлива — бензин.
18 Минимальный удельный расход топлива, г / (кВтч) — 283.
19 Фазы газораспределения: впуск (начало, конец), выпуск (начало, конец) -(12,40), (42, 10).
20 Наличие наддува — отсутствует.
21 Тип нагнетателя — отсутствует.
22 Тип системы охлаждения — жидкостный, закрытый с принудительной циркуляцией.