В строительстве правоотношения субъектов хозяйственной деятельности (заказчиков и подрядчиков) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. «Строительные работы на объекте должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ» (статья 743 ГК РФ).
Гражданский кодекс правомерно отражает взаимосвязь между технической документацией и сметой, как отдельными самостоятельными документами, и сметной стоимостью, как результатом сметных расчетов в строительстве. В других нормативных документах и в прочих административных указаниях по ценообразованию в строительстве, например, в №190-ФЗ от 29.12.2004 г. Градостроительном кодексе Российской Федерации и в письмах Минрегиона РФ последнего периода, эти понятия смешиваются и отождествляются, что вносит хаос в понятийный и смысловой аппарат сметного нормирования и ценообразования строительства. Профессиональные основы сметного дела разделяют понятия «техническая документация», «смета» и «сметная стоимость».
Строительство, а тем более, экономические расчеты при планировании будущего строительства — составление смет, законодательно государством (исполнительными органами власти) не регулируется, а является объектом гражданско-правовых отношений, основанных на положениях Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Составление сметы на строительство и расчеты сметной стоимости являются независимой коммерческой и профессиональной деятельностью специалистов в области строительного инжиниринга.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами (статья 2 ГК РФ), «осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора и понуждение к заключению договора не допускается. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Действующее законодательство — Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98 «О лицензировании отдельных видов деятельности» №158-ФЗ, не содержит требования лицензирования деятельности по составлению сметной документации, так как эти работы не связаны с обеспечением прочности, устойчивости и эксплуатационной безопасности возводимых зданий и сооружений (письмо Минстроя России от 28.02.97 №БЕ-19-7/12).
Организация кадастровой деятельности при выполнении кадастровых работ. 2015 г
... собственности, реестр земельных участков и реестр жилых объектов капитального строительства. Для совершенствования кадастрового учета объектов недвижимости, необходимо внести следующие изменения: 1. ... организации кадастровой деятельности; определить виды и содержание кадастровых работ; изучить основания для выполнения кадастровых работ; провести анализ объектов, осуществляющих кадастровые работы в ...
Порядок определения цены как экономического обоснования стоимости будущего строительства устанавливается в статье 709 Гражданского кодекса РФ — «1. В договоре строительного подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. 2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. 3. Цена работы может быть определена путем составления сметы». Таким образом, по законодательству составление сметы не является обязательным условием определения стоимости строительства, а расчеты сметной стоимости определяются как один из равноправных вариантов формирования текущей цены строительства.
Строительная смета
Сметная документация
Сметная стоимость
сметная стоимость строительства, используется только в преддоговорной период реализации инвестиционно-строительного проекта. После проведения конкурсов (торгов) и заключения подрядных договоров с исполнителями
договорной (контрактной)
1. Строительная смета
В «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» — информационное письмо Госстроя России от 22.10.93 «Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» №БЕ-19-21/12, были провозглашены принципы рыночного ценообразования в строительстве современной России: (п. 1.1.)
При определении стоимости строительства необходимо обеспечивать:
- гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации;
- возможность выбора наиболее рационального способа исчисления величины сметной прибыли, накладных расходов других затрат, сопутствующих строительству, с освобождением от влияния конъюнктуры цен на рынке строительных материалов;
соблюдения принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на
рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных методических документах;
- возможность широкого выбора соответствующей нормативной базы, на основе которой производится расчет затрат.
«Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования. Косвенные методы, т.е. влияние на уровень цен, — это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.» (п. 1.5.)
Основы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации (2)
... Минобороны России в условиях перехода Вооруженных Сил Российской Федерации к новому облику, является ... разрабатываемых средств, обеспечение реализации программ строительства и ремонта образцов, обеспечивающих удержание ... диагностикой, разработанных на основе магистрально-модульного принципа конструирования. В рамках реализации отмеченных ... целью развития системы вооружения ВС РФ на период до 2020 года ...
Все последующие методики, указания и нормативы, опубликованные Госстроем РФ до ликвидации в 2004 году, были направлены на дискредитацию этой концепции и внедрение в практику сметного ценообразования обязательных правил, норм, цен, расценок и форм сметного расчета, предлагаемые административными органами исполнительной власти. Насаждение в России административного порядка составления смет и внедрение нерыночных методов определения стоимости строительства привело к тотальной дискреции ценообразования строительства — неограниченной возможности должностных лиц решать вопросы по собственному усмотрению, что сделало строительство одной из самых коррумпированных отраслей хозяйственной деятельности в стране.
В тоже время, все постановления, методики (МДС), сметные нормы (ГЭСН), прочие нормативы и указания, изданные Госстроем РФ и относящиеся к вопросам ценообразования и нормирования в строительстве, ремонте и эксплуатации объектов любой формы собственности (в том числе и бюджета всех уровней) не легитимны и не влекут правовых последствий, как не имеющие статуса государственных нормативно-правовых актов. Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установил: — «(п. 10) Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».
Ни один из документов по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве, выпущенный Госстроем РФ с 1991 по 2004 годы и его последователями до настоящего времени, не прошел государственной регистрации в Минюсте РФ и не является нормативным правовым документом межведомственного действия. Таким образом, как планирование стоимости предстоящего строительства по указаниям Госстроя РФ, так и «государственная экспертиза смет в строительстве» выполняется не по законодательным или профессиональным правилам, а по понятиям чиновников разных уровней, собирающих административную ренту с долгосрочных инвестиций и подрядного строительства.
строительная смета
По содержанию строительные сметы разделяются по методам получения важнейшего результата расчета — сметной стоимости строительства. Сметная стоимость строительства определяется в уровне текущих рыночных цен на момент составления сметы двумя способами:
- по базисным расценкам на строительные работы с индексами пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен — базисно-индексный метод;
- по расчетной потребности в ресурсах на строительство объекта и текущим региональным ценам на эти ресурсы — нормативный и проектный методы.
Базисно-индексный метод
Определение сметной стоимости коттеджа
... сметный расчет стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений или их очередей – это сметный документ, который составляется на основе объектных смет (расчетов) и сметных расчетов на отдельные виды затрат. В работе используются следующие сметные ... на один заказ или на строго определенное время. Краткое содержание работы Курсовая работа состоит из 3 разделов. 1. Расчет сметной стоимости ...
Сметные расчеты в текущих ценах используют сегодняшние региональные цены на ресурсы и услуги в строительстве и требуют определения потребности во всех видах ресурсов в натуральных единицах измерения. Принципиальный порядок определения потребности в ресурсах устанавливает метод сметного расчета в текущих ценах — нормативный или проектный.
Нормативный метод
Проектный метод
Форма сметного расчета в строительстве не регламентирована. Практика делового оборота сметного дела установила табличную форму сметной калькуляции с выделением граф для исходных данных, промежуточных расчетных показателей и результатов расчета сметной стоимости строительства. Сметы в строительстве составляются, как правило, в двух форматах: технологическая и ресурсная формы сметного расчета.
технологическая смета
ресурсная смета
Сметная документация
сметная документация
Основные виды смет в сметной документации, используемой в практике ценообразования строительства, представляют законченные расчеты сметной стоимости по этапам строительства — концептуальная смета, тендерная смета, исполнительная смета и фактическая смета, а также отдельные законченные и обособленные компоненты самого сметного расчета — локальная смета, объектная смета, сводная смета строительного проекта.
концептуальная смета
тендерная смета
(исполнительная смета
(фактическая смета)
Стандартный состав публичной сметной документации на строительство (тендерная и исполнительская сметы) включает
Техническое задание заказчика на разработку сметной документации;
Пояснительная записка с перечнем физических параметров и технических характеристик объекта и его структурных составляющих, а также описание метода составления сметы и сметная формула расчета стоимости
Локальные сметы;
- Объектные сметы;
- Сводная смета;
- График строительства и финансирования.
Локальная смета
Объектная смета
Сводная смета
Сметная стоимость
строительный смета стоимость цена
Сметная стоимость полученная в результате сметного расчета, устанавливает средние, объективно-необходимые затраты финансовых ресурсов на предстоящее строительство объекта на данной территории и в данное время. Сметная стоимость строительства является элементом затратного механизма ценообразования, определяется путем калькулирования совокупных издержек строительства и устанавливает расчетной уровень цены предстоящего строительства. Сметная стоимость является одним из результатов сметного расчета потребности в ресурсах (денежных средств) на строительство, но для ее определения используются сметные расчеты потребности по всем строительным ресурсам и услугам. Для определения сметной стоимости строительства необходимо рассчитать потребность в натуральных единицах измерения для всех видов материальных и трудовых ресурсов, для услуг по управлению и обслуживанию объекта строительства, а также определить для них текущую стоимость в региональном уровне цен.
Сметная стоимость, в отличие от потребности в ресурсах в натуральных измерителях, может определяться на любой момент времени для периода планирования стоимости строительного проекта. По временным периодам сметная стоимость строительства рассчитывается в следующих уровнях — базисная, базовая и текущая сметная стоимость.
Базисная сметная стоимость определяется в результате сметного расчета базисно-индексным методом в уровне стоимости ресурсов, работ и услуг прошлых (базисных) периодов. Базисная стоимость в сметном ценообразовании строительства разрабатывается на основе сметных расценок на строительные работы, рассчитанные, опубликованные и рекомендуемые к применению на базисную дату.
Базовая сметная стоимость
Базисная и базовая сметные стоимости приводятся к текущему уровню сметной стоимости строительства на любой момент времени с помощью коэффициентов пересчета сметной стоимости — текущих индексов.
Текущая сметная стоимость
Структура показателей строительной сметы должна соответствовать группировке расходов на производство и реализацию, установленной в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. После отмены Госстроем РФ «Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ» (письмо от 09.11.01 «Об отмене Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ» №НМ-6128/7), официальные формулировки Налогового кодекса РФ в настоящее время являются единственными и легитимными нормативными положениями, определяющим состав и содержание расходов, связанных с производством строительной продукции. В сметных расчетах стоимость строительных работ, ресурсов и услуг определяется в общей сумме и по видовой структуре затрат на производство. В соответствии со статьей 318 Налогового кодекса РФ расходы на производство продукции подразделяются на прямые и косвенные расходы.
прямым расходам
косвенным расходам
сметной прибыли .
Договорная (контрактная) стоимость
В рыночном ценообразовании договорная (контрактная) стоимость строительства заменяет расчетную сметной стоимость после заключения подрядного договора на строительство. Договорная цена строительства является основным элементом правовой основы, регулирующей производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционно-строительной деятельности. Фактический учет всех затрат и отчетность в строительстве ведется только на основе договорных (контрактных) цен: — «В бухгалтерском учете у застройщика и подрядчика расчеты за объекты строительства отражаются исходя из их договорной стоимости» (пункт 5 ПБУ 2/94 -Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство, приказ Минфина РФ от 20.12.94 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94)» №167).
Договорная (контрактная) стоимость устанавливается в результате подрядных торгов и определяется в договоре на строительство между заказчиком и подрядчиком. В зависимости от использования в договорном процессе показателей расчетной сметной стоимости, условий договора и учета рыночных факторов ценообразования договорная стоимость строительства может соответствовать рыночной или суррогатной цене строительства.
Рыночная цена
Суррогатная цена
В зависимости от способа фиксации цены в договорных отношениях заказчика и подрядчика применяются контракты с твердой договорной ценой и контракты с компенсацией договорной стоимости — подвижные и скользящие цены: — «4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой» (Статья 709 ГК РФ).
Твердая цена
Подвижная цена
Скользящая цена
инвентарной (балансовой) стоимости
Понятия и определения профессионального сметного дела
Основные понятия сметного дела широко применяются не только в методических, нормативных и практических разработках сметного нормирования и ценообразования в строительстве, эти понятия необходимы также всем пользователям сметной документации строительства — субъектам инвестиционно-строительной деятельности. Однозначность понимания всеми заинтересованными сторонами используемых специальных понятий технического регулирования отрасли является обязательным условием стандартизации профессиональной деятельности.
Формулировки понятий и определения должны отражать суть и существующее состояние сметного дела, быть краткими, но понятными профессиональным сметчикам и пользователям сметной документации, содержать необходимый и достаточный объем информации об объекте понятия, позволяющий однозначно идентифицировать его в любых условиях и видах применения.
Базовым положением методологии формирования новых стандартов принимается приоритет экономического содержания нормативов перед юридической формой. Однако понятия и определения основных элементов сметного нормирования и ценообразования в строительстве должны быть сформулированы адекватно содержанию сметных нормативов, определять их экономические границы и область применения в практической сметной деятельности.
Обязательным условием создания системы стандартов в профессиональной деятельности Федеральный закон «184-ФЗ О техническом регулировании» определяет проведение процедуры публичных обсуждений проектов (включая альтернативные проекты) и допуск к ним всех заинтересованных специалистов и общественности в целом.
Необходимость применения специальных дефиниций практически во всех документах по сметному нормированию и ценообразованию в строительстве предопределяет необходимость выделения в отдельный документ — национальный стандарт, профессиональных формулировок основных понятий и определений сметного дела.
Табл. 1. — Смета в строительстве
Строительная смета |
Расчет потребности в ресурсах (труда, материалов, машин, механизмов, финансов, времени и т.п.) на объект предстоящего строительства |
Сметный расчет |
Определение средних показателей потребности в ресурсах при планировании общественно-необходимых затрат на строительство объекта в данное время на данной территории |
Базисно-индексный метод |
Сметный расчет, выполненный по расценкам базисных (прошлых) периодов с приведением расчетной сметной стоимости в текущий уровень цен по коэффициентам изменения сметной стоимости — индексам |
Нормативный метод |
Сметный расчет, выполненный в текущих ценах на основе потребности в ресурсах, рассчитанной по объемам работ на объекте и нормам расхода ресурсов на работы в сметно-информационных базах |
Проектный метод |
Сметный расчет, выполненный в текущих ценах на основе потребности в ресурсах, принятой по рабочим чертежам, спецификациям и расчетам в проектной документации строительства |
Сметно-информационная база |
Система сметных норм, расценок, правил и регламентов, разработанных на единой научно-методической основе, и используемых при выполнении сметных расчетов для строительства в определенных организационно-технологических условиях и временных периодах |
Технологическая смета |
Форма калькуляции строительной сметы в текущих ценах, содержащая перечень, объемы и нормы расхода ресурсов на работы по технологии строительства объекта, в формулировке показателей сметно-информационных баз |
Ресурсная смета |
Форма калькуляции строительной сметы в текущих ценах, представленная расцененной ведомостью сметной потребности на ресурсы и услуги по объекту строительства с сопутствующими затратами |
Табл. 2. — Сметная документация
Сметная документацияСметный расчет, составленный по правилам делового оборота в стандартной форме профессионального сметного дела или по указаниям заказчика |
|
Концептуальная смета |
Ориентировочный расчет стоимости предстоящего строительства в произвольной форме экономического обоснования затрат по укрупненным нормативам |
Тендерная смета |
Базовый сметный расчет заказчика, выполненный в стандартном формате сметной документации, с определением сметной стоимости в текущих ценах на момент утверждения сметы заказчиком |
Исполнительная смета |
Детальный сметный расчет подрядчика, составленный с учетом условий подрядного договора, и после согласования заказчиком, являющийся правовой основой взаимоотношения сторон |
Фактическая смета |
Детальный сметный расчет строительства, откорректированный по фактически выполненным работам и отчетным данным бухгалтерского и налогового учета подрядчика |
Локальная смета |
Основной элемент калькулирования прямых затрат сметной стоимости строительства, составленный в технологической и (или) ресурсной форме сметного расчета |
Объектная смета |
Сводка всех показатели локальных смет, относящихся к объекту, с начислением косвенных затрат и сметной прибыли строительных подрядчиков |
Сводная смета |
Сводка сметных затрат по всем объектным сметам проекта строительства с добавлением собственных затрат заказчика на период строительства |
Табл. 3. — Сметная стоимость
Результаты сметного расчета, устанавливающие потребность в финансовых ресурсах (денежных средств) на выполнение отдельных строительных работ, этапов и строительство объекта в целом |
|
Базисная сметная стоимость |
Общая стоимость строительства по смете, рассчитанная на основе сметных расценок и нормативов на строительные работы и услуги, утвержденных на прошлую, базисную дату |
Базовая сметная стоимость |
Общая стоимость строительства по смете, рассчитанная любым методом в ценах на строительные работы, ресурсы и услуги, сложившихся на дату разработки или утверждения заказчиком сметной документации |
Текущая сметная стоимость |
Общая стоимость строительства по смете, рассчитанная любым методом в ценах на строительные работы, ресурсы и услуги, сложившихся на региональных рынках в любой (текущий) момент времени |
Прямы затраты |
Часть общей стоимости по смете, включающая расчетные затраты на оплату труда рабочих с налогами, стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, стоимость работы строительные машины, оборудования и инструмента, логистические затраты по доставке материальных ресурсов на стройки |
Косвенные затраты |
Часть общей стоимости по смете, включающая расчетные затраты на управление и организацию строительного процесса, содержание аппарата управления подрядных организаций, с сопутствующими затратами |
Сметная прибыль |
Часть общей стоимости по смете, включающая расчетные (общественно-необходимые) или договорные затраты на расширенное воспроизводство подрядных организаций |
Табл. 4. — Договорная стоимость
Договорная стоимостьЦена строительства объекта, установленная в результате подрядных торгов и зафиксированная в подрядном договоре на строительство между заказчиком и подрядчиком |
|
Рыночная цена |
Договорная стоимость, определенная по месту и времени строительства на основе рыночной конъюнктуры стоимости строительных работ, ресурсов, услуг и коммерческих интересов сторон подрядного договора |
Суррогатная цена |
Сметная стоимость, принятая как договорная цена строительства, рассчитанная по особым правилам, сметным норм, расценкам, ценам и индексам, утвержденными ведомственными или административными органами |
Твердая цена |
Договорная стоимость, установленная в момент подписания договора без возможности её пересмотра, за исключением случаев внесения заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения |
Подвижная цена |
Договорная стоимость, устанавливающая возможность её пересмотра, если в контракте имеется оговорка о корректировке цены при изменении определенных условий реализации проекта к моменту исполнения договора |
Скользящая цена |
Договорная стоимость, предусматривающая возмещение фактических издержек подрядчика по согласованным правилам пересмотра базовой цены строительства в период исполнения контракта |
Инвентарная (балансовая) стоимость |
Фактическая стоимость строительства в инвентаризационной структуре основных фондов заказчика или инвестора |
6. Обоснование сметы
Сметная документация разработана в соответствии с «Методическими указаниями по определению стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-2.1999»
Стоимость отдельных видов работ и затрат определена по территориальным укрупненным расценкам на конструкции и виды работ ЖКС (УР-2001 СПб),сборнику средних сметных цен на основные строительные ресурсы ССЦ-04/2010 г.
Индексация сметной стоимости приведена в соответствии с региональными индексами пересчета сметной стоимости строительства для применения с 01.09.2011 с соответствии с журналом «Ценообразование и сметное нормированием в строительстве №9 2011 года.
Накладные расходы учтены в соответствии с «Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004 и письма от 31.01.2005 г. №ЮТ-260/06 «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве» и письма от 01.03.2011 г. №4391-КК/08 Минрегионразвития.
Сметная прибыль учтена в соответствии с «Методическими указаниями по определению величины сметной прибыли МДС 81-25.2001 и письма №АП-5536/06 от 18.11.2004 г. «О порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве» и письма от 01.03.2011 г. №4391-КК/08 Минрегионразвития.
В смете учтены затраты на удорожание работ, выполняемых в зимнее время в соответствии с ГЭСН 81-05-02-2001 и приняты 1,4% от величины предыдущих затрат.
В смете учтены затраты на строительство временных зданий и сооружений в соответствии со сборником ГЭСН 81-05-01-2001 и приняты 1,1% от величины предыдущих затрат.
Учтен в расчетах налог на добавленную стоимость НДС 18% от величины предыдущих затрат.
7. Локальная смета на выполнение работ
Обоснование: задание курсовой работы Сметная стоимость: 226537 тыс.руб.
Составлена в ценах на основании ТЕР 2011 Трудоемкость: 30727,5 чел./дни
Заработная плата: 36839 тыс. руб.
Шифр |
Наименование работ и затрат |
Ед. изм. |
Кол-во |
Стоимость единицы, руб. |
Общая стоимость, руб. |
Затраты труда, ч/час |
||||||||
Всего |
Эксплуатация машин |
Материалы |
Всего |
Зарплата рабочих |
Эксплуатация машин |
Материалы |
На един. |
Всего |
||||||
Зарплата рабочих |
Зарплата машиниста |
Зарплата машиниста |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
||
08-02-014-09 |
Кладка наружных и внутренних стен из облицовочного кирпича толщиной стен 510 мм при высоте этажа до 4 м |
1 м3 |
14580 |
145,14 71,20 |
41,48 6,81 |
32,46 |
2116141,2 |
1038096 |
604778,4 99289,8 |
473266,8 |
6,49 |
94624,2 |
||
404-9010 |
Кирпич керамич. |
1000 шт. |
3455,46 |
2300 |
0,237 |
7947558 |
7947558 |
|||||||
408-9004 |
Засыпной материал |
1 м3 |
6706,8 |
90,5 |
0,46 |
606965,4 |
606965,4 |
|||||||
08-02-011-03 |
Кладка участков стен с облицовкой кирпичом лицевым профильным толщиной стен 510 мм при высоте этажа до 4 м |
1 м3 |
17900 |
245,49 102,32 |
108,38 |
4394271 |
1831528 |
622 741 98987 |
1940002 |
8,79 |
157341 |
|||
404-9035 |
Кирпич керам., лицевой, профильн. |
1000 шт. |
3132,5 |
2300 |
0,175 |
7204750 |
7204750 |
|||||||
404-9032 |
Кирпич керам., силикат, пустотелый |
1000 шт. |
4170,7 |
1231,49 |
0,233 |
5136175,4 |
5136175,4 |
|||||||
Итого |
27405861 |
2869624 |
1227519,4 198276,8 |
23308717,6 |
15,28 |
251965,2 |
||||||||
Индексы |
12,008 |
7,826 |
5,502 |
|||||||||||
Итого с индексами |
172309576 |
34458445 |
9606566,8 2380907,8 |
128244564 |
||||||||||
Итого в тыс.руб. |
172309,5 |
34458,4 |
9606,6 2380,9 |
128244,5 |
||||||||||
ФОД |
2380,9+34458,4= 36839,3 |
|||||||||||||
МДС 81-33-2004 |
накладные расходы(112% от ФОД с понижающим коэффициентом 0,85 |
35071,01 |
||||||||||||
НДС 81-25-2001 |
сметная прибыль (плановые накопления) (65% от ФОД с понижающим коэффициентом 0,8 |
19156,4 |
||||||||||||
Всего |
226536,9 |
|||||||||||||
8. Объектная смета
Сметная стоимость : 269579 тыс.руб.
Трудоемкость: 36566 чел./дни
Заработная плата: 43839 тыс. руб.
№ п/п |
Наименование работ |
Сметная стоимость работ |
Средства на оплату труда тыс.руб. |
Затраты чел./дни |
|||
Строительные работы |
Монтажные работы |
Оборудование и инвентарь |
Всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Строительные работы |
226537 |
226537 |
36839 |
30728 |
||
2 |
Санитарно-технические работы 14,5% |
32848 |
32848 |
5342 |
4455 |
||
3 |
Электромонтажные работы 3% |
6796 |
6796 |
1105 |
922 |
||
4 |
Монтажное оборудование 0,5% |
1133 |
1133 |
184 |
154 |
||
5 |
Приобретенное оборудование 1% |
2265 |
2265 |
368 |
307 |
||
Всего |
259385 |
7929 |
2265 |
269579 |
43839 |
36566 |
9. Сводный сметный расчет
Сметная стоимость: 394713 тыс. руб.
Трудоемкость: 45372 чел./дни
Заработная плата: 54396 тыс. руб.
№ |
Наименование работ |
Сметная стоимость, тыс.руб. |
Ср-ва на оплату труда |
Затраты труда, ч./дни |
||||
Строительные работы |
Монтажные работы |
Оборудование |
Прочее |
Всего |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Подготовка |
5188 |
159 |
45 |
5392 |
877 |
731 |
|
2 |
Основные объекты строительства |
259385 |
7929 |
2265 |
269579 |
43838 |
36566 |
|
3 |
Объекты особого назначения |
|||||||
4 |
Объекты энергетического назначения |
|||||||
5 |
Объекты транспортного назначения |
|||||||
6 |
Наружные инженерные сети (6%) |
15563 |
476 |
136 |
16175 |
2630 |
2194 |
|
7 |
Благоустройство и озеленение (8%) |
20751 |
634 |
181 |
21566 |
3507 |
2925 |
|
Итого |
300887 |
9198 |
2627 |
312712 |
50852 |
42416 |
||
8 |
Затраты на времен. зд. и сооруж.(1,1%) |
3310 |
101 |
29 |
3440 |
559 |
467 |
|
Итого |
304196 |
9299 |
2656 |
316151 |
51411 |
42883 |
||
9 |
Удорожание работ в зимнее время(1,2%) |
3650 |
112 |
32 |
3794 |
617 |
515 |
|
Итого |
307847 |
9410 |
2688 |
319945 |
52028 |
43397 |
||
10 |
Содержание дир. стр. здан. авторс. надзора |
|||||||
11 |
Подготовка кадров |
|||||||
12 |
Проектно-изыскат. работы (2,5%) |
7696 |
235 |
67 |
7999 |
1301 |
1085 |
|
Итого |
315543 |
9646 |
2755 |
327944 |
53329 |
44482 |
||
13 |
Резерв. ср-ва на непревиден. расходы (2%) |
6311 |
193 |
55 |
6559 |
1067 |
890 |
|
Итого |
321854 |
9839 |
2810 |
334503 |
54396 |
45372 |
||
14 |
НДС (18%) |
60211 |
60211 |
|||||
Всего |
321854 |
9839 |
2810 |
60211 |
394713 |
54396 |
45372 |
10. Расчет договорной (контрактной) цены
394713
248
1,042
- Сметная стоимость строительства с учетом индекса — дефлятора
394713
- Резерв средств на непредвиденные работы для объектов социальной сферы (2% от сметной стоимости строительства с учетом индекса-дефлятора)
411291 *0,02=8226 тыс. руб
411291 +8226=419517 тыс.руб.
11. Расчет численности рабочих и административно-управленческого персонала
План по труду и заработной плате.
45372
248
182
План по труду
№ п/п |
название должности |
кол-во |
кол-во месяцев |
зарплата |
|
всего |
в месяц |
||||
1 |
главный мастер |
2 |
12 |
480000 |
40000 |
2 |
бухгалтер |
2 |
12 |
360000 |
30000 |
3 |
мастер |
2 |
12 |
324000 |
27000 |
4 |
прораб |
2 |
12 |
420000 |
35000 |
5 |
инженер |
2 |
12 |
480000 |
40000 |
4128 тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
План на год |
За год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
1 |
тыс.руб. |
394713 |
98678 |
98678 |
98678 |
98678 |
|
2 |
Выработка на 1 рабочего и на 1 работника АУП |
2169 |
542 |
542 |
542 |
542 |
|
3 |
Средняя заработная плата на 1-го занятого СМР и АУП |
тыс.руб. |
321 |
80 |
80 |
80 |
80 |
4 |
Численность работающих: -служащих АУП -работающих -всего |
10 172 182 |
|||||
5 |
Фонд заработной платы — служащие АУП -работающие -всего |
тыс. руб. 4128 54396 58524 |
14631 |
14631 |
14631 |
14631 |
|
6 |
Норматив заработной платы на 1 руб. СМР стоимости |
руб. |
0,15 |
Определение нормативной потребности в материалах
№ п/п |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Кол-во |
Шифр ГЭСН |
Кирпич керам., силикат., пустотелый 1000 шт. 404-9032 |
Кирпич керамич. лицевой профильн. 1000 шт. 404-9035 |
Раствор готовый кладочный 1 м3 402-9070 |
Вода 1 м3 411-0001 |
Кирпич керамич. 1000 шт. 404-9010 |
Засыпной материал 1 м3 408-9004 |
||||||
На един. |
Всего |
На един. |
Всего |
На един. |
Всего |
На един. |
Всего |
На един. |
Всего |
На един. |
Всего |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1 |
Кладка участков стен из кирпича лицевого профильного толщиной стен 510 мм при высоте этажа до 4 м |
1 м3 |
17900 |
08-02-011-03 |
0,233 |
4170,7 |
0,175 |
3132,5 |
0,27 |
4833 |
0,3 |
5370 |
— |
— |
— |
— |
2 |
Кладка наружных и внутренних стен |
1 м3 |
14580 |
08-02-014-09 |
— |
— |
— |
— |
0,08 |
1166,4 |
0,25 |
3645 |
0,2 |
3455 |
0,46 |
6706,8 |
23308682
23308,7
128244,4
Определение стоимости материалов
№ п/п |
Обоснование |
Наименование материалов |
Ед. изм. |
Кол-во |
Стоимость, руб. |
|
Единицы |
Всего |
|||||
1 |
404-9032 (404-0046-502) |
Кирпич керамич., силикатн. И пустотел. |
1000 шт. |
4170,7 |
1231,5 |
5136175,3 |
2 |
404-9035 |
Кирпич керамич. лицевой профильн. |
1000 шт. |
3132,5 |
2300,0 |
7204750,0 |
3 |
402-9070 |
Раствор готовый для кладки |
1 м3 |
5999,4 |
399,0 |
2393760,6 |
4 |
411-0001 |
Вода |
1 м3 |
9015,0 |
2,2 |
19472,4 |
5 |
404-9010 |
Кирпич керамич. |
1000 шт. |
3455,5 |
2300,0 |
7947558,0 |
6 |
408-9004 (408-9190) |
Засыпной материал |
1 м3 |
6706,8 |
90,5 |
606965,4 |
Определение потребности машин и механизмов и их стоимости
№ п/п |
Обоснование |
Наименование работ |
Ед. изм |
Кол-во |
Наименование машин и механизмов |
Потребность в маш/ч |
Общая стоимость в руб. |
Обоснование, шифр расценки |
Всего , руб. |
||
На единицу |
Всего маш/ч |
На единицу |
Всего маш/ч |
||||||||
1 |
08-2-011-03 |
Кладка участков стен толщиной 510 мм при высоте этажа до 4 м |
1 м3 |
17900 |
кран башенный |
0,35 |
6265 |
99,39 |
622678,4 |
20129 |
622678,35 |
2 |
08-02-014-09 |
Кладка наружных и внутренних стен толщиной 510 мм при высоте этажа до 4 м |
1 м3 |
14580 |
автопогрузчик |
0,1 |
1458 |
66,97 |
97642,26 |
30101 |
97642,26 |
3 |
08-02-014-09 |
Кладка наружных и внутренних стен толщиной 510 мм при высоте этажа до 4 м |
1 м3 |
14580 |
кран башенный |
0,35 |
5103 |
99,39 |
507187,2 |
20129 |
507187,17 |
1227507,9
1227,5
9606,6
14. Финансовый план предприятия
№ п/п |
Стоимость расходов и доходов |
План на период в тыс.руб. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Сумма денежных средств, полученных от заказчика |
334503,0 |
|
2 |
НДС |
60211,0 |
НДС по сводной смете |
3 |
Итого |
394714,0 |
Итог +НДС |
4 |
Стоимость продукции |
||
4,1 |
Материалы |
152230,0 |
Итог по доп.расчету №1 |
4,2 |
Машины |
17574,4 |
Итог по доп.расчету №2 |
4,3 |
Заработная плата |
54396,0 |
Итого по средствам на оплату труда СС |
5 |
Итого |
224200,4 |
4.1п.+4.2п.+4.3п. |
5,1 |
НДС |
40356,1 |
18% от 5п. |
5,2 |
Итого с НДС |
264556,5 |
5п.+5.1п. |
6 |
Валовая продукция |
130157,5 |
3п.-5.2п. |
7,0 |
Накладные расходы |
||
7,1 |
Расходы на оплату труда АУТ |
4128,0 |
Итог штатного расписания |
7,2 |
Отчисление единого социального налога |
1073,3 |
26% от 7.1 |
7,3 |
Почтово-телеграфные расходы аппаратного управления |
836,3 |
0,25% от 1п. |
7,4 |
Расходы на содержание вычислительной техники |
7392,5 |
2,21% от 1п. |
7,5 |
Расход на топографические работы |
1070,4 |
0,32% от 1п. |
7,6 |
Расходы на эксплуатацию помещения |
14,4 |
Итог доп.расчета №3 |
7,7 |
Расходы на канцелярский товары |
334,5 |
0,1% от 1п. |
7,8 |
Расходы на служебные командировки аппарата управления |
334,5 |
0,1% от 1п. |
7,9 |
Амортизационные отчисления на обслуживание аппарата управления |
66,9 |
0,02% от 1п. |
7,10 |
Представительские расходы |
836,3 |
0,25% от 1п. |
7,11 |
Оплата консультаций, получение информации и аудиторские услуги |
49,5 |
1,2% от 7.1 п. |
7,12 |
Другие административные расходы |
501,8 |
0,15% от 1п. |
7,13 |
Страхование от несчастных случаев |
49,5 |
1,2% от 7.1 п. |
Итого |
16687,9 |
сумма 7.1п.-7.13п. |
|
7,14 |
Отчисления на социальные нужды о расходов на оплату труда рабочих |
14143,0 |
26% от ФОТ по сводной смете |
7,15 |
Расходы на обеспечение санитарно-гигиенических условий |
334,5 |
0,1% от 1п. |
7,16 |
Расходы на охрану труда и технику безопасности |
2676,0 |
0,8% от 1п. |
Итого |
17153,5 |
Сумма 7.14п.-7.16 |
|
7,17 |
Расходы на обслуживание работников строительства |
— |
— |
7,18 |
Износ и расходы на ремонт малоценных и быстро изнашиваемых предметов |
301,1 |
0,09% о 1п. |
7,19 |
износ и расходы на содержание ВЗиС и их приспособления |
1518,6 |
4,33% от накладных расходов СС |
7,20 |
Содержание пожарной и сторожевой службы |
300,0 |
Итог по доп. расчета №4 |
7,21 |
Расходы предусмотренные нормами |
— |
— |
7,22 |
Расходы на геодезические работы |
— |
— |
7,23 |
Расходы на проектирование производственных работ |
— |
— |
7,24 |
Расходы на рационализацию |
— |
— |
7,25 |
Расходы на благоустройство строительной площадки |
564,6 |
1,61% от накладных расходов по сводной |
7,26 |
Расходы на подготовку объекта к сдаче |
663,6 |
1,22% от ФОТ по СС |
Итого |
3347,9 |
Сумма 7.17п.-7.26п. |
|
7,27 |
Платежи по обязательному страхованию имущества |
979,1 |
1,8% от ФОТ по СС |
7,28 |
Износ по нематериальным активам |
— |
— |
7,29 |
Расход на рекламу |
3345,0 |
1% от 1п. |
7,30 |
Закупка офисной мебели |
70,0 |
|
7,31 |
Открытие и регистрация предприятия |
20,0 |
|
7,32 |
Платежи по кредитам банка |
— |
— |
Итого |
4414,2 |
Сумма 7.27п.-7.32п. |
|
7,33 |
Итого накладных расходов |
41603,4 |
Все итого по 7п. |
8 |
Общие расходы |
306159,9 |
5.2п.+7.33п. |
9 |
Балансовая прибыль |
88554,1 |
3п.-8п. |
10 |
Налог на прибыль, платежи в бюджет |
21253,0 |
24% от 9п. |
11 |
Чистая прибыль |
67301,1 |
9п.-10п. |
Отчисления в фонды |
|||
12 |
Фонд накопления |
20190,3 |
30% от 11п. |
13 |
Фонд потребления |
26920,5 |
40% от 11п. |
14 |
Благотворительные цели |
2692,0 |
4% от 11п. |
15 |
Другие цели |
3365,1 |
5% от 11п. |
16 |
Резервный фонд |
14133,2 |
21% от 11п. |
15. Расчет рентабельности
Определение рентабельности строительного предприятия
При подсчета учитывают всего 3 показателя:
- Сметный уровень П см
- Плановый уровень П пл
- Фактический уровень П ф
Сметный уровень
Rсм = ,
где Пн — плановые накопления от 65% итого заработной платы сводной сметы
Ссм — сметная стоимость объекта
Rсм =
Плановый уровень
Rпл = ,
где Пн — плановые накопления от 65% итого заработной платы сводной сметы
Сконт — итого контрактная цена расчета
Rпл = 8,4%
Фактический уровень
Rфакт.= ,
где Пб — балансовая прибыль из финансового плана
Сфакт — фактические расходы финансового плана
Rфакт.=
16. Точка безубыточности
Исходные данные:
- Сметная стоимость работ 226536,9 тыс. руб.
- Общий объем работ 17900 м3
- Накладные расходы 35071 тыс. руб.
- Прямые затраты 172309,5 тыс. руб.
Масштаб на 10 см :
СМР: 226536,9/10=22653,7 тыс. руб./см
Накладные расходы : 35071/22653,7=1,5 см
Прямые затраты 172309,5/22653,7=7,6 см
Масштаб по объему производства
17900/10=1790 м 3 /см
- 3,2 *22653,7= 72492 тыс. руб.
- 3,2*1790= 5728 м3
17. Расчет технико-экономических показателей
№ п/п |
Показатели |
Ед.измерения |
Расчет показателей |
1 |
контрактная цена |
тыс.руб. |
419517 |
2 |
План СМР |
тыс.руб. |
394713 |
3 |
Фактическая стоимость работ |
тыс.руб. |
226536,9 |
4 |
Сметная себестоимость работ |
тыс.руб. |
226536,9 |
5 |
Плановая себестоимость работ |
тыс.руб. |
226536,9 |
6 |
Продолжительность работ |
мес. |
12 |
7 |
Фонд заработной платы |
||
7.1 |
Всего |
тыс.руб. |
58524 |
7.2 |
в том числе заработная плата АУП |
тыс.руб. |
4128 |
7.3 |
в том числе заработная плата рабочих |
тыс.руб. |
54396 |
8 |
Численность работников в строительстве |
||
8.1 |
Всего |
чел. |
182 |
8.2 |
в том числе АУП |
чел. |
10 |
8.3 |
в том числе рабочих |
чел. |
172 |
9 |
Выработка на одного рабочего |
||
9.1 |
за весь период |
тыс.руб. |
2169 |
9.2 |
за месяц |
тыс.руб. |
542 |
10 |
Средняя заработная плата на 1 работника в строительной организации без учет фонда потребления |
||
10.1 |
за весь период |
тыс.руб. |
321 |
10.2 |
за месяц |
тыс.руб. |
80 |
11 |
Фонд потребления |
тыс.руб. |
26920,5 |
12 |
Всего фонд заработной платы с учетом фонда потребления |
тыс.руб. |
85444,5 |
13 |
Средняя зарплата на 1 работника с учетом фонда потребления |
||
13.1 |
за весь период |
тыс.руб. |
469,5 |
13.2 |
за месяц |
тыс.руб. |
|
14 |
Нормативная заработная плата на 1 рубль СМР |
коп |
0,15 |
15 |
Сметная рентабельность |
% |
9 |
16 |
Платная рентабельность |
% |
8,4 |
17 |
Фактическая рентабельность |
% |
28,9 |
Заключение
В курсовой работе были произведены расчеты для устройства наружных и внутренних кирпичных стен из облицовочного кирпича толщиной 510 мм при высоте этажа до 4 метров в объеме 14580 м 3, кладки участков стен с облицовкой лицевым профильным кирпичом толщиной стен 510 мм при высоте этажа до 4 метров в объеме 17900 м3.
В ходе расчетов были составлены локальная, объектная и сводная смета. Произведен расчет контрактной цены, показывающий насколько возрастет стоимость объекта с прошествием времени, затраченного на его строительство. Рассчитана численность рабочего и административного персонала, задействованных на объекте, составлен план по труду и заработной плане. Определена нормативная потребность в материалах, машинах и механизмах и их стоимость. Составлен финансовый план строительства, показывающий количество средств затраченных на определенные нужды предприятия. Определен уровень рентабельности: плановый составил %, фактический 28,9%, что дает дополнительные гарантии для фирмы что уровень рентабельности останется высоким, даже при увеличении цен на материалы, механизмы и заработную плату. Уровень рентабельности дает высокую защиту от рисков. Данные факторы способствуют привлечению на работу высококвалифицированных специалистов, использование наиболее современных механизмов и высококачественных материалов.
Используемая литература
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovoy/smetnoe-delo-v-stroitelstve-3/
1. Экономика строительства / Под редакцией Степановой И.С. — М.: Юрайт, 2005 год.
2. Налоговый кодекс РФ (часть 1,2).
— Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года / Под редакцией Горячкина П.В. — 2003 год.
— Основы сметного дела в строительстве / Под редакцией Барановской Н.И., Котова А.А. — 2005 год.
— Курсовое и дипломное проектирование «Промышленные и гражданские здания» / Под редакцией Гаевого А.Ф., Усик С.А. — «Стройиздат», 1987 год.
— Журнал «Ценообразование и сметное нормированием в строительстве» — №9 — 2011 г.
— ГОСТ 21.101-97-СПС «Основные требования к проектной документации».
— МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению стоимости продукции на территории РФ» — 2001 г.