Возведение земляного полотна автомобильной дороги

Содержание скрыть

автомобильный транспортный строительный земляной

Современные автомобильные дороги представляют собой сложные инженерные сооружения. Они должны обеспечивать возможность движения автомобилей с высокими скоростями. Их проектируют и строят таким образом, чтобы автомобили могли полностью реализовать свои динамические качества при нормальном режиме работы двигателя, чтобы на поворотах, подъемах и спусках автомобилю не грозили занос или опрокидывание. В течение всего года дорожная одежда должна быть прочной, противостоять динамическим нагрузкам, передающимся на нее при движении автомобилей, а также ровной и нескользкой.

Дорожные работы принадлежат к числу трудоемких процессов, связанных с выполнением значительных транспортных работ и с затратами большого количества строительных материалов. Каменные материалы, необходимые для устройства дорожных одежд, часто приходится перевозить на расстояния в несколько сотен километров железнодорожным и водным транспортом. Это вызывается тем, что во многих районах коренные каменные породы покрыты мощными слоями ледниковых и морских отложений и добычи их практически невозможна. Выполнение дорожно-строительных работ осложняется также растянутостью фронта строительства на десятки и сотни километров, что требует применения специфических форм и методов организации работ.

Большие задачи выдвигает перед дорожным строительством, ставшая во всем мире крайне актуальной проблема охраны окружающей среды. Непродуманно прокладываемая на местности дорога может занимать плодородные земли, обезображивать окружающий ландшафт, активизировать обвалы и оползни. Наоборот, при тщательном трассировании дорожное строительство может способствовать раскрытию перед проезжающими красивых видов, украшению местности и даже повышению плодородия, например» при помощи создания придорожных водоемов. Реализация этих требований вызывает появление новых, интенсивно развивающихся во всех странах, методов проектирования дорог.

Данный курсовой проект рассматривает технологию возведения земляного полотна автомобильной дороги III категории Краснодарского края.

1. Характеристика района проектирования

1.1 Экономическая характеристика

Основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристский комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

46 стр., 22535 слов

Промышленность Краснодарского края

... на современной территории Краснодарского края было представлено производством несложного оборудования для нефтяной промышленности, арматуры для паровых ... машиностроение по стоимости выпускаемой продукции уступало только пищевой промышленности. На его долю приходилось 15,3% от общего ... 5 - Основные показатели работы машиностроения и металлообработки, штук изделий в Краснодарском крае за 1995-2012 гг. ...

Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее также — АПК) Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: край обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4 процентов российских и около 2 процентов мировых запасов); край занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по объему производства зерна, сахарной свеклы, плодов и ягод, второе — по производству семян подсолнечника и меда; край занимает второе место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), третье место — по производству молока, овощей.

Транспортный комплекс обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны. Морские порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов России, обслуживают около трети российского нефтеэкспорта. По территории края проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, которые ориентированы в сторону морских международных портов края и курортов Черного и Азовского морей. Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом «Тенгиз — Новороссийск» и газопроводом «Россия — Турция» («Голубой поток»).

Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэропортами, два из которых являются международными (Краснодар, Сочи).

Уникальные для России природно-климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом: климат в крае — один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека.

Краснодарский край — самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год; благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром; в период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450-480 тысяч мест; потенциал санаторно-курортного и туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

В крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.

16 стр., 7766 слов

Особенности развития бытовой химии и лакокрасочной промышленности ...

... химической промышленности Красноярского края в химическом комплексе России Химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности. ... химического комплекса пока далека от структуры современной химической промышленности развитых стран. Число вертикально-интегрированных компаний незначительно, существенную долю российского рынка занимают ... научно-инженерному потенциалу, предпочитая импорт ...

1.2 Природно-климатическая характеристика

Уникальные для России природно_климатические условия края, наличие передовых медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско_рекреационного комплекса международного уровня, формирующего позитивный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом.

Климат в крае — один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Краснодарский край — самый теплый регион России, средняя продолжительность времени, когда в светлое время суток на территории края наблюдается солнечная погода, составляет 2300 часов в год. Благодаря сочетанию благоприятных климатических условий и наличия месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край является самым популярным курортно_туристическим регионом России и фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно_рекреационным центром.

В период максимального развертывания ежедневная емкость курортов края достигает 450—480 тысяч мест. Потенциал санаторно_курортного и туристского комплекса края реализуется за счет создания на территории края особой экономической зоны туристско_рекреационного типа.

По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно_курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики. Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес_сообществе весьма высок: агентством «Standard & Poor’s» региону присвоен международный инвестиционный рейтинг на уровне «BB» (прогноз «позитивный»).

Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций.

Край занимает десятое место в стране по количеству специалистов, выпущенных высшими учебными заведениями, и четвертое место — по количеству специалистов, выпущенных средними специальными учебными заведениями.

Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.

1.3 Рельеф и растительность

Территория края разделяется на две резко отличающиеся части: северная равнинная и южная горная. Равнинная зона — Прикубанская низменность — занимает две трети территории и является экономически наиболее развитой частью. Южная зона образована системами хребтов Западного Кавказа, примыкающей к ним полосой предгорий и узкой лентой Черноморского побережья.

Расположенный на границе умеренных и субтропических широт, на стыке равнин и гор, край отличается разнообразием и непостоянством погодных условий. Климат на большей части территории умеренно- континентальный, на Черноморском побережье (южнее Туапсе) — субтропический. Средняя температура января на равнине — минус 3-5 градусов, июля — плюс 22-24 градуса.

Годовое количество выпадающих осадков колеблется от 350 мм на Таманском полуострове 500 мм на правобережье Кубани до 2500 мм и выше на юго-западных склонах Кавказского хребта.

Неравномерное распределение осадков, резкие температурные колебания, губительное действие суховеев и засухи вызывают необходимость строгого соблюдения научно обоснованной системы земледелия при возделывании сельскохозяйственных культур, увеличения посадок лесополос и других гидроаккумулирующих и противоэрозионных мер.

В крае более 500 рек, его основная водная артерия — Кубань — одна из главных рек Северного Кавказа. Для регулирования стока и расширения рисовых систем были сооружены Крюковское, Варнавинское, Краснодарское водохранилища; последнее — самое крупное на юге России.

Почти вся Прикубанская низменность располагается в зоне степей. Основную часть ее почвенного покрова составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные черноземы. Таманский полуостров занят каштановыми, западно-предкавказскими и болотными почвами.

Общая земельная площадь Краснодарского края составляет 7,5 миллионов гектаров, из них пашни — 3,9 млн. га. Это его основной пахотный фонд, отличающийся высоким плодородием.

Неширокая полоса в левобережье Кубани, Прикубанская наклонная равнина и часть предгорий пригодны для садоводства и возделывания желтых табаков.

1.4 Геология и гидрология

В недрах Кубани открыто более 60 видов полезных ископаемых. В основном они залегают в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти, природного газа, мергеля, йодо-бромных вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных и апатитовых руд, каменной соли. Краснодарский край — старейший нефтедобывающий район России. Добыча нефти начата с 1864 года.

На территории края расположен крупнейший в Европе Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, имеющий значительные запасы термальных и минеральных вод.

Среди богатств Кубани лес занимает важное место, т.к. имеет большое природоохранное значение и является основным источником древесины ценных пород России. Общая площадь лесов Краснодарского края составляет свыше 1800 тыс. га. Имеющие промышленное значение дубовые и буковые массивы занимают, соответственно, 49 и 19 % площади всех лесов.

2. Подготовительные работы

Перед началом возведения земляного полотна необходимо выполнить последовательно ряд подготовительных работ:

  • восстановление и закрепление трассы;
  • прорубку трассы;
  • корчевку пней и снятие растительного слоя;
  • устройство водоотвода.

2.1 Полоса отвода

Ширина полосы отвода зависит от:

  • категории дороги
  • типа поперечного профиля

Грунт для земляного полотна берется из:

  • карьера
  • выемок
  • боковых резервов

До начала земляных работ необходимо оценить по геологическим разрезам продольного профиля пригодность притрассовых грунтов для возведения земляного полотна.

Согласно СНиП 2.05.02 — 85, крупнообломочные, гравелистые и щебеночные грунты, пески за исключением пылеватых песков, легкие супеси допускаются для возведения насыпей без ограничения. Глинистые грунты допускаются для возведения насыпей при влажности, не превышающей 1,1 от оптимальной при стандартном уплотнении.

Согласно требованиям СНиП определяю участки возможного устройства боковых резервов. Это участок с ПК 7+20 по ПК 8+50 и с ПК 10+00 по ПК 13+00.

По таблице определяем общий объем земляных работ на этом участке.

Схема определения ширины бокового резерва

Размеры боковых резервов определяется по формуле:

2b p hp +6hp 2 = ,

Где h p — глубина резерва;

b p — ширина резерва;

  • L — длина резерва;
  • V — объем работ.

b p ПК 7+20 — ПК 8+50 =6,76

b p ПК 10+00 — ПК 13+00 =13,35

Схема полосы отвода

2.2 Прорубка трассы

До расчета объема работ по прорубке трассы установлены границы полосы отвода (в соответствии с требованиями СН 467-74), в зависимости от высоты насыпи, категории дороги, условий видимости на участках проходящих через лесные массивы, а также принятых поперечных профилей земляного полотна. Увеличению границы полосы отвода может способствовать использование грунта боковых резервов, где по данным геологического разреза продольного профиля (Приложение А) притрассовым грунтом является песок крупный, из которой возможно возведение земляного полотна насыпи.

Прорубка трассы осуществляется поточным методом, с учетом последовательности выполнения работ:

  • валка леса;
  • трелевка;
  • обрубка сучьев;
  • раскряжевка и окучивание древесины.

2.3 Корчевка пней и снятие растительного слоя

Растительный слой следует срезать на участках:

  • возведения насыпей;
  • в местах расположения резервов, притрассовых и боковых канав;
  • при устройстве выемок.

Снятие растительного слоя выполняют бульдозером или автогрейдером. Растительный грунт используется для укрепления откосов, рекультивации карьеров.

Сменная производительность машин на снятие растительного слоя определяется по формуле:

где H выр — норма выработки, га;

  • Т — продолжительность рабочей смены, Т=8ч;

Н вр — норма времени, ч.

Пример расчета:

Сменная производительность бульдозера ДЗ-18 составит:

Работы по расчистке полосы отвода записывают в таблицу 1. Средняя ширина участка корчевки и снятия растительного слоя определяется по выбранным поперечным профилям земляного полотна, в зависимости от высоты насыпи, глубины выемки, наличия боковых резервов.

Таблица 1 — Работы по расчистке полосы отвода

ПК

Промежуток, м

Средняя ширина

Площадь, м 2

Примечание

от

до

Основная насыпь, м

Основная выемка, м

Боковые канавы, м

Резерв, м

1.

0+00

0+50

50

18

7,2

1260

Тип 1А

2.

0+50

3+20

270

30,5

8235

Тип 3

3.

3+20

4+80

160

21,26

7,2

4601,6

Тип 1А

4.

4+80

7+20

240

29,5

7080

Тип 3

5.

7+20

8+50

130

19,22

7,2

6,76

4313,4

Тип 1А

6.

8+50

10+00

150

13,11

5,4

2776,5

Тип 8

7.

10+00

10+80

80

23,27

7,2

13,35

3505,6

Тип 1А

8.

10+80

12+50

170

26,16

13,35

6716,7

Тип 3

9.

12+50

13+00

50

22,08

7,2

13,35

2135,5

Тип 1А

Сумма:

82036,7

Число машино-смен, требуемое для выполнения работ по корчевке пней и снятию растительного слоя, определяются по формуле:

где V — объем работ, га (м 2 , м3 );

  • П — производительность машины в смену, га/см.(м 2 /см., м3 /см.).

Пример расчета:

n = 82036,7/5333 = 15 машино-смен.

Назначаем 5 смен.

Принимаем 3 ведущих машины.

2.4 Устройство водоотвода

Водоотводные канавы должны быть сделаны до начала возведения земляного полотна. Для определения объема работ по устройству водоотвода используется продольный профиль и выбранные типовые поперечные профили.

Таблица 2 — Расчет объемов работ по устройству водоотвода

Пикет

Глубина канавы, м

Размеры канав (длина/ширина)

Объем работ, м 3

от

до

боковые

Осушит.

Кюв. На выемку

водосброс

1.

0+00

0+50

0,6

50/7,2

108

2.

3+20

4+80

0,6

160/7,2

345,6

3.

7+20

8+50

0,6

130/7,2

280,8

4.

8+50

10+00

0,6

150/5,4

324

5.

10+00

10+80

0,6

80/7,2

172,8

6.

12+50

13+00

0,6

50/7,2

216

Сумма:

1447,2

Число машино-смен, требуемое для выполнения работ по устройству водоотвода определяются по формуле:

где V — объем работ, га (м 2 , м3 ); V =1447,2 м3

П — производительность машины в смену, га/см.(м 2 /см., м3 /см.),принимаем экскаватор ЭО — 3322с; П = 250 м3 /см.

Пример расчета:

n = 1447,2/250 = 6 машино-смен.

Назначаем 3 смены

Для производства работ принимаем 2 ведущих машины.

3. Земляные работы

3.1 Определение пригодности грунтов для устройства земляного полотна

Лёгкие пылеватые суглинки и пылеватые супеси не допускаются для отсыпки нижней части насыпи в сырых местах и на дорогах с усовершенствованными капитальными покрытиями во 2 и 3 климатических зонах.

По продольному профилю (приложение А) устанавливается пригодность притрассового грунта для возведения земляного полотна, также необходимо учитывать мощность слоя грунта.

3.2 Распределение земельных масс

Распределение земляных масс заключается в определении направления перемещения грунта для возведения земляного полотна, объема и дальности перемещаемого грунта, способа производства работ.

3.3 Определение средней дальности перемещения грунта

3.3.1 Расчет средней дальности поперечного пересечения грунта при возведении насыпей из боковых резервов

Рисунок 1 — Определение средней дальности перемещения грунта при возведении насыпей из боковых резервов.

Средняя дальность поперечного перемещения грунта из односторонних боковых резервов в насыпь определяется по формуле:

  • где В — ширина земляного полотна,12 м;
  • h — высота насыпи, 1,84м;
  • m, n — коэффициенты заложения откосов,3;

h p — глубина резерва, 1,5м;

В р — ширина резерва,6,8 м.

3.3.2 Расчет дальности транспортировки грунта при возведении насыпей из привозного грунта

Рисунок 2- Расчётная схема определения средней дальности транспортировки.

При возведении земляного полотна из привозного грунта только при наличии одного карьера на трассе (рисунок 5) среднюю дальность перевозки определяют по формуле:

  • где a — расстояние от карьера до строящейся дороги, км, а=2,0;

l 1 , l2 — расстояние от места примыкания карьерной дороги до начала и конца строящегося участка, км;

  • Пример расчета: 1) l=700м;
  • 2) l 1 =400м;
  • l2 =300м;

3.3.3 Расчет дальности перемещения грунта из выемки в насыпь

Средняя дальность перемещения грунта из выемки в насыпь определяется с учетом расстояний между соответствующими земляными массивами.

l ср =lвыем +lнас

l ср =140,89

l выем = S1 /V

l выем =65,89

l нас = S2 +S3 \ V

l нас =75

S 1 = 150*9394,27*0,5

S 2 = 0,5*(9394,27+3242,62)*80

S 3 = 3242,62*0,5*70

4. Производство земляных работ

4.1 Назначение отрядов по производству земляного полотна

Участок работы

Земляные работы

Ведущая машина

1

0+00

7+00

Привозной грунт

Экскаватор

2

7+00

8+50

Боковой резерв

Бульдозер

3

8+50

11+50

Из выемки в насыпь

Скрепер

4

11+50

13+00

Боковой резерв

Бульдозер

4.2 Компоновка отряда по производству привозного грунта

На участках ПК 0+00 — 7+00 насыпь возводится из привозного грунта.

Производительность экскаваторов можно рассчитать по формуле:

  • где — продолжительность рабочей смены, =8 часов;
  • вместимость ковша, =1,25 м 3 ;
  • коэффициент наполнения ковша, =1,12;
  • коэффициент использования времени, =0,70;
  • коэффициент рыхления грунта, =1,1;
  • число рабочих циклов в минуту, n =3.

Пример расчета:

Находим производительность экскаватора ЭО-5122:

м 3 /см

Объем перемещения грунта на данных участках =13473,55 м 3

Производительность автомобилей самосвалов можно рассчитать по формуле:

  • где- грузоподъемность автомобиля, = 10т;
  • коэффициент использования грузоподъемности, =1;
  • коэффициент использования времени, =0,8
  • дальность перевозки, =0,180 км;
  • скорость движения, =40 км/ч;
  • время погрузочно-разгрузочной работы, =10 мин = 0,17 час;
  • плотность грунта, =1,6 т/м 3 .

Пример расчета:

Находим производительности автомобиля самосвала КамАЗ-5511:

м 3 /см

Объем перемещения грунта на данных участках = 13473,55 м 3

Необходимое число автомобилей самосвалов, обеспечивающих работу экскаватора, определяют по формуле:

Пример расчета:

машин.

Производительность бульдозеров можно рассчитать по формуле:

где H выр — норма выработки, Hвыр = 100 м3 ;

  • Т — продолжительность рабочей смены, Т=8ч;

Н вр — норма времени, Нвр = 0,75ч.

Пример расчета:

Находим производительность бульдозера ДЗ — 53:

м 3 /см

Объем перемещения грунта на данных участках = 13473,55 м 3

Производительность поливомоечной машины определяется:

  • где — коэффициент, учитывающий случайный характер условий производства работ, =0,819;
  • коэффициент использования времени, =0,9;
  • вместимость цистерны, =6 м 3 ;
  • время наполнения цистерны, = 0,25ч;
  • время разлива, = 0,5 ч;
  • дальность перевозки, =0,235 км;
  • скорость движения, =40 км/ч;

Пример расчета:

Находим производительность ПМ-130Б:

м 3 /см

Объем работ для полива = 404,2м 3

Находим производительность катка ДУ — 48Б

Пример расчета:

Находим производительность катка ДУ- 48Б:

м 3 /см (13)

Число проходов по одному следу = 16

Объем уплотняемого грунта = 13473,55 м 3

Таблица 2 — Технологическая карта выполнения работ на участках ПК0+00 — 7+ 00

Обоснование

Рабочие операции, марки машин

Единица измерения

Объем работ

Производительность, м 3 /см

Число маш.-см.

1

Расчет

Разработка грунта в карьере экскаваторами ЭО-5122

м 3

13473,55

641,45

21

2

Расчет

Перемещение грунта из карьера в тело насыпи самосвалом КамАЗ-5511

м 3

13473,55

235,29

57

3

Е2-1-28

Разравнивание грунта толщиной 30 см бульдозером ДЗ-53

м 3

13473,55

1066,6

12,6

4

Расчет

Увлажнение грунта поливомоечной машиной ПМ-130Б

м 3

404,2

45,62

8,8

5

Е2-1-31

Уплотнение грунта катком на пневматических шинах ДУ-48Б за 16 проходов по следу

м 3

13473,55

2962,9

4,54

Таблица 3 — Состав звена для возведения из привозного грунта

Марка машины

Число машин в отряде

Число машино-смен

Коэффициент использования

Профессия рабочих

Число рабочих

требуется

принято

Экскаватор ЭО-5122

3

21

21

1

Машинист 6-го разряда

3

КамАЗ- 5511

9

57

63

0,9

Водитель 3-го класса

9

Бульдозер ДЗ-53

2

12,6

14

0,9

Машинист 6-го разряда

2

ПМ-130Б

2

8,8

14

0,62

Водитель 3-го класса

2

Каток ДУ-48Б

1

4,54

7

0,65

Тракторист 6-го класса

1

Всего

17

4.3 Компоновка отряда по возведению насыпи из боковых резервов

На участке ПК 7+00 — 8 +50 и ПК 11+50 — 13+00 насыпь возводится из боковых резервов.

Находим производительность бульдозера ДЗ — 53 для поперечного перемещения грунта.

Пример расчета:

Находим производительность бульдозера ДЗ- 53:

м 3 /см

Таблица 4 — Технологическая карта выполнения работ на участке ПК 7+00 — 8 +50 и ПК 11+50 — 13+00

Обоснование

Рабочие операции, марки машин

Единица измерения

Объем работ

Производительность, м 3 /см

Число маш.-см.

1

Е2-1-28

Поперечное перемещение грунта из боковых резервов в насыпь бульдозером ДЗ-53

м 3

24258,55

1290,32

19

2

Е2-1-28

Разравнивание грунта толщиной 30 см бульдозером ДЗ — 53

м 3

24258,55

1066,6

23

3

Расчет

Увлажнение грунта поливомоечной машиной ПМ-130Б

м 3

727,75

45,62

16

4

Е2-1-31

Уплотнение грунта катками ДУ — 48Б

м 3

24258,55

2962,9

8,5

Таблица 5 — Состав звена для возведения насыпи из боковых резервов

Марка машины

Число машин в отряде

Число машино-смен

Коэффициент использования

Профессия рабочих

Число рабочих

требуется

принято

ДЗ-53

4

19

20

0,95

Машинист 6-го разряда

4

ДЗ — 53

5

23

25

0,92

Машинист 6-го разряда

5

ПМ-130Б

4

16

20

0,8

Водитель 3-го класса

4

Каток ДУ-48Б

2

8,5

10

0,85

Тракторист 6-го класса

3

Всего

16

4.4 Компоновка отряда по возведению насыпи из выемки

На участке ПК2+60-ПК4+25 насыпь возводится из выемки.

Находим производительность бульдозера ДЗ — 53 для продольного перемещения грунта.

Пример расчета:

Находим производительность бульдозера ДЗ- 53:

м 3 /см

Назначаем 1 смену.

Таблица 6 — Технологическая карта выполнения работ на участке ПК2+60-ПК4+25.

Обоснование

Рабочие операции, марки машин

Единица измерения

Объем работ

Производительность, м 3 /см

Число маш.-см.

1

Е2-1-28

Продольное перемещение грунта из выемки в насыпь бульдозером ДЗ-53

м 3

1306,8

1290,32

1,01

2

ДУ-48Б

Уплотнение грунта катком на пневматических шинах ДУ-48Б за 16 проходов по следу

м 3

1306,8

2962,9

0,44

Таблица 7 — Состав звена для возведения насыпи из выемки

Марка машины

Число машин в отряде

Число машино-смен

Коэффициент использования

Профессия рабочих

Число рабочих

требуется

принято

ДЗ-53

2

1,01

2

0,50

Машинист 6-го разряда

2

ДУ-48Б

1

0,44

1

0,44

Тракторист 6-го класса

1

4.5 Компоновка отряда по производству предварительного уплотнения

На участках снятия растительного слоя предусматриваем предварительное уплотнение самоходными катками на пневматических шинах при одном проходе по одному следу.

Находим площадь уплотняемого грунта, м 2 :

  • S=Ширина земляного полотна*протяженность трассы;

S=10*1160=11160 м 2

Принимаем каток ДУ-48Б; Производительность катка=2962,9 м 3 /см;

  • Масса катка=10 тонн без балласта; 13 тонн с балластом.

Таблица 8 — Технологическая карта производства предварительного уплотнения

Обоснование

Рабочие операции, марки машин

Единица измерения

Объем работ

Производительность, м 3 /см

Число маш.-см.

1

Е2-1-31

Предварительное уплотнение грунта катками ДУ — 48Б

м 3

11160

2962,9

4

Таблица 9 — Состав звена для выполнения предварительного уплотнения

Марка машины

Число машин в отряде

Число машино-смен

Коэффициент использования

Профессия рабочих

Число рабочих

требуется

принято

ДУ-48Б

1

4

4

1

Машинист 6-го разряда

1

Всего

1

4.6 Компоновка отряда по планировке земляного полотна

Для производства планировки верха земляного полотна и откосов используются преимущественно автогрейдеры.

Принимаем автогрейдер ДЗ- 99;

Производительность=33333 м 2 /см;

Объем перемещения грунта=25074,2 м 3

Длина отвала=3м;

Таблица 10 — Технологическая карта производства планировки земляного полотна

Обоснование

Рабочие операции, марки машин

Единица измерения

Объем работ

Производительность, м 2 /см

Число маш.-см.

1

Е2-1-37

Планировка земляного полотна автогрейдером ДЗ-99

м 2

25074,2

33333

0,75

Таблица 11 — Состав звена для планировки земляного полотна автогрейдером

Марка машины

Число машин в отряде

Число машино-смен

Коэффициент использования

Профессия рабочих

Число рабочих

требуется

принято

ДЗ-99

1

0,75

1

0,75

Машинист 6-го разряда

1

Всего

1

4.7 Компоновка отряда для выполнения укрепления откосов гидропосевом многолетних трав

Укрепление откосов производим способом гидропосева многолетних трав гидросеялкой с цистерной вместимостью 5 м 3 , смонтированной на базе поливомоечной машины ПМ-130П.

Производительность находим исходя из формулы (13) = 2353 м 3 /см;

Таблица 10 — Технологическая карта производства работ

Обоснование

Рабочие операции, марки машин

Единица измерения

Объем работ

Производительность, м 3 /см

Число маш.-см.

1

Е2-1-45

Гидропосев семян поливомоечной машиной ПМ-130П

м 2

13498

2353

5,73

Таблица 11 — Состав звена для выполнения укрепления откосов гидропосевом многолетних трав

Марка машины

Число машин в отряде

Число машино-смен

Коэффициент использования

Профессия рабочих

Число рабочих

требуется

принято

ПМ — 130 П

1

5,73

6

0,95

Машинист 4-го разряда. Помощник машиниста 3-го разряда.

1

1

Всего

2

5. Составление календарного графика производства работ

Для наглядного представления о выполнении всех работ в заданные сроки строят календарный график производства работ.

При составлении календарного графика производства работ рекомендуется иметь следующие данные:

  • виды и объемы работ, подлежащих выполнению по всей трассе
  • количество средств механизации, необходимое для выполнения работ в заданный срок.

Построение календарного графика производства подготовительных и земляных работ разрабатываем на основании расчетных данных по комплектованию отрядов. Учитываем порядок выполнения работ с учетом места расположения грунтового карьера.

Работы по прорубке трассы производим в зимний период. Работы по корчевке, срезке растительного слоя, устройству водоотвода, возведению земляного полотна, планировке и отделке поверхности и откосов насыпей (выемок) необходимо выполнять при устойчивых положительных температурах, т. е, в летний период.

На графике указываем схематический план трассы с размещением грунтовых карьеров и резервов. Построение начинаем с подготовительных работ и заканчиваем отделочными работами. На графике указываем потребность в дорожных рабочих, машинах и механизмах.

Календарный график производства работ приведен в приложении.

6. Контроль качества производства работ

Производственный контроль качества включает: входной, операционный и приемочный. Данные о результатах всех видов контроля заносят в журнал работ.

Входной контроль проходят строительные конструкции, изделия, материалы и инженерное оборудование, поступающее на строительство, при этом проверяется их соответствие стандартам, техническим условиям, паспортам и другим документам, подтверждающих качество, и требованиям рабочих чертежей, а также проверяется соблюдение правил разгрузки и хранения.

Производители работ (мастера) обязаны проверять путем внешнего осмотра соответствие качества поступающих материалов и изделий на месте укладки или монтажа требованиям рабочих чертежей, технических условий и стандартов.

Операционный контроль проходят завершенные производственные операции или строительные процессы, что позволяет современно выявлять дефекты и причины их возникновения и принимать меры по их устранению и предупреждению. При этом контроле проверяют соблюдение заданной в проектах производства работ технологии и соответствие выполняемых работ рабочим чертежами, строительным нормам, правилам и стандартам. Операционный контроль выполняют производители работ и мастера с привлечением лабораторий и геодезических служб.

Приемочный контроль производится для проверки и оценки качества, законченных сооружении или их частей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций с составлением актов.

Составление актов освидетельствования скрытых работ в случаях, когда последние работы должны начаться после длительного перерыва, следует осуществлять непосредственно перед производством последующих работ.

Отдельные ответственные конструкции по мере их готовности подлежат приемке в процессе строительства с составлением акта промежуточной приемки. В составлении этих актов принимают участие представитель технического надзора заказчика и, кроме того, при осуществлении авторского надзора, представитель проектной организаций.

7. Охрана окружающей среды при возведении земляного полотна

В проектах земляного полотна автомобильных дорог промышленных предприятий должны разрабатываться природоохранные мероприятия и работы по рекультивации земель согласно указаниям СНиП 1.02.01-85, Рекомендаций по охране окружающей среды в районной планировке. Методических указаний по рекультивации земель, нарушаемых при транспортном строительстве, и других документов.

Природоохранные мероприятия состоят из организационных, конструктивных и технологических.

Организационные мероприятия включают:

  • сбор и анализ материалов о природных условиях района проектируемой дороги, уровнях загрязнения атмосферного воздуха;
  • определение концентраций содержания пыли при производстве земляных работ в действующих карьерах, резервах, при взрывах, погрузочно-разгрузочных работах;
  • изучение водных преград, пересекаемых трассой дороги, степени их загрязнения;
  • наличие сточных вод около проектируемых мостов, эстакад, труб, дренажей;
  • выявление источников производственного шума, превышающего допустимые нормативные уровни;
  • разработку мероприятий по благоустройству и озеленению территории вблизи дорожных сооружений;
  • разработку мероприятий по рекультивации нарушенных или малопроизводительных земельных участков;
  • способы утилизации растительного покрова, свозимого в бунты в связи с возведением земляного полотна.

К конструктивным мероприятиям относятся:

  • устройство утепленных дренажей, трубофильтров и канав;
  • сохранение почвенно-растительного покрова под основанием насыпи и за ее пределами;
  • укрепление откосов насыпей и выемок засевом их семенами дикорастущих трав;
  • запрещение подрезки неустойчивых косогоров, вызывающую оползни, сплывы, солифлюкционные процессы и термокарстовые образования;
  • недопущение образования подпора поверхностной воды, верховодки и надмерзлотных вод, особенно на участках близкого залегания льдонасыщенных грунтов и подземных вод.

Технологические мероприятия предусмотрены нормами и правилами возведения земляного полотна СНиП 2.05.02-85, ВСН 200-85, ВСН 204-86 и других нормативных документов.

— При рекультивации земель предпочтение следует отдавать биологическим (геоботаническим) методам, заключающимся в создании растительного покрова путем засева откосов земляного полотна семенами дикорастущих трав и посадки кустарников с внесением в почву минеральных и органических удобрений.

— При биологической рекультивации необходимо предусматривать создание достаточной тепло- и влагообеспеченности плодородного слоя в наиболее благоприятный вегетационный период (июль-август).

Для этого следует рекомендовать создание искусственных почвенно-грунтовых профилей, обеспечивающих капиллярное «поднятие» влаги и подбор грунтовых вод. В качестве оптимальных рекомендуются профили на глубину 0,2 — 0,6 м из смеси глинистого и песчаного грунта в соотношениях 1:3 — 1:5.

  • В качестве конструктивных мероприятий по снижению загрязнения атмосферы отработанными газами автомобилей необходимо удалять дорогу от жилой застройки, пересечения устраивать на разных уровнях, высаживать полосы зеленых насаждений.
  • В целях уменьшения загрязнения воздушного бассейна дорожной пылью проектируют непыляющие дорожные покрытия (асфальтобетон, каменные материалы, шпаки и грунты, обработанные вяжущими веществами, и т.д.).

— В целях предотвращения загрязнения открытых водоемов солями, горюче смазочными веществами, истертой резиной следует проектировать дороги с твердыми типами покрытий и предусматривать организованный сток воды с поверхности проезжей части с последующей очисткой или отводом в места, исключающие загрязнение источников водоснабжения.

— Во всех случаях не следует размещать вблизи водоемов эстакады для мойки автомобилей, автозаправочные станции. Необходимо предусматривать озеленение территорий автозаправочных станций и станций технического обслуживания, а также соответствующую очистку сточных вод (поверхностных и технологических) перед сбросом их в водоемы.

  • При проектировании искусственных сооружений необходимо стремиться к максимальному сохранению естественного режима водотоков, предусматривать меры против размыва берегов и оврагообразования.

— В целях максимального сохранения природного ландшафта следует применять пространственное трассирование дорог в соответствии с «Указаниями по архитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог», ВСН 18-74. Следует избегать устройства глубоких выемок и высоких насыпей, а через глубокие долины проектировать виадуки.

— Строительство дорог рекомендуется вести на непригодных для сельского хозяйства или малоценных земельных угодьях, а на используемых землях дороги следует прокладывать по границам полей или хозяйств. При проложении дорог по используемым землям конструкцию земляного полотна проектируют без резервов и кавальеров. При проложении дорог по лесным массивам их устраивают по просекам, противопожарным разрывам, границам предприятий и лесничества.

— В проекте следует предусматривать снятие с полосы, занимаемой земляным полотном, плодородного слоя грунта и сохранение его для последующего использования при рекультивации нарушенных земель и для улучшения малопродуктивных земель. При толщине плодородного слоя менее 0,2 м, а также на участках с выходом на поверхность скальных обнажений, валунов, крупных камней (св. 0,5 м), занимающих более 30 % площади, он не снимается.

  • Участки, временно отводимые под притрассовые карьеры и резервы, для временных сооружений, после окончания строительства должны быть рекультивированы и возвращены землепользователям.

— Для снижения шума и вибрации, создаваемых автотранспортом, следует предусматривать строительство шумозащитных земляных валов, виброгасящих траншей, цементобетонных покрытий с тщательной заделкой температурных швов, шумопоглощающих и шумоотражающих экранов, а также озеленение придорожной полосы.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovoy/vozvedenie-zemlyanogo-polotna-avtomobilnyih-dorog/

1. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края [Электронный ресурс] / Проектирование и разработка портала 2008 год — Digital-агентство Spider Group, Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус., англ.

2. Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85)

Приложение

Таблица попикетного подсчета объёма земляных работ

ПК +

Рабочая отметка

Сумма рабочих отметок

Разность отметок

Длина участка

V пр

V попр

V с.р.

V д.о.

V выт

V з.гр

V общ

V общ

К отн

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

Н

В

ПК 0+00

ПК 0+50

0,00

2,00

2,00

2,00

50

650

50

160

198

1324

1390,2

ПК 0+50

ПК 3+20

2,00

2,35

4,35

0,35

270

9673,2

1,95

1243,08

1069

9849,2

10341,7

ПК 3+20

ПК 4+80

2,35

3,00

5,35

0,65

160

7735,5

16,9

834,56

633,6

7953,3

8351,02

ПК 4+80

ПК 7+20

3,00

4,01

7,01

1,01

240

17220

61,20

1488

950,4

17,818,8

18709,7

ПК 7+20

ПК 8+50

4,01

2,61

6,62

1,40

130

8575,8

63,7

776,36

514,8

8901,06

9346,16

ПК 8+50

ПК 10+00

2,61

1,44

4,05

1,17

150

8826

51,33

663,6

594

8946

9394,27

ПК 10+00

ПК 10+80

1,44

2,61

6,05

1,17

80

2604,15

27,37

3544

316,8

5858,72

6151,65

ПК 10+80

ПК 12+50

2,61

2,54

5,15

0,07

170

7694,33

0,425

862,24

673,2

7883,7

8277,9

ПК 12+50

ПК 13+00

2,54

1,36

3,90

1,18

50

1523,7

16,53

215

198

1557,23

1635,09