Техника и оборудование для аэродромов

Содержание скрыть

Практическая деятельность специалиста по эксплуатации летательных аппаратов и их силовых установок требует глубокого понимания физической сущности основных летно-технических и пилотажных характеристик летательных аппаратов и умения приближенно, часто качественно, оценить влияние на них эксплуатационных факторов, в том числе неисправностей систем и повреждений.

Практика имеет целью знакомство с авиационной техникой (самолетом и вертолетом) как объектами технического обслуживания и получение навыков выполнения стандартных операций в процессе технического обслуживания авиационной техники. Также студент, во время прохождения практики, должен ознакомиться с оборудованием и инструментом применяемым при выполнении технического обслуживания.

1. Инструмент, применяемый при Техническом Осмотре Авиационной Техники

1.1 Комплекты инструмента, применяемые при техническом осмотре воздушного судна

Для обслуживания Воздушного Судна (в дальнейшем используем в сокращение ВС), выполнения регламентных работ, мелкого (текущего) ремонта, ухода за отдельными системами и механизмами к ВС прикладывается комплект инструмента. размещаемого в специальных ящиках (чемоданах).

В комплект входит инструмент по обслуживанию: планера, шасси;различных систем ВС; силовых установок (СУ); различного оборудования:

Каждая единица инструмент (ключ, отвертка, молоток и т.д.) укладываются в ящиках в специальные ячейки или фиксаторы.

1.2 Маркировка инструмента

С целью предотвращения оставления инструмента на ВС по окончании технического осмотра (ТО) и повышения ответственности авиаспециалистов применяется маркировка инструмента.

Инструмент, находящийся в личном пользовании маркируют клеймом, состоящим из:

  • шифра межтерриториального управления ВТ;
  • буквенного обозначения аэропорта;
  • шифра инструмента по специальностям;
  • табельного номера владельца инструмента;
  • номера ящика;
  • порядкового номера в ящике.

Шифра инструмента по специальностям:

  • «Р» — радиооборудование;
  • «Э» — электрооборудование;
  • «Ц» — эксплуатация ВС и СУ;
  • «О» — инструмент общего пользования.

В маркировке инструмента общего пользования вместо табельного номера ставят индекс «О» и учетный номер по описи инструментальной кладовой.

Инструмент, постоянно находящийся на борту ВС в пользовании бортинженера (бортмеханика), бортрадиста и др., клеймится цифрами, соответствующими опознавательному знаку ВС (бортовому номеру).

11 стр., 5019 слов

Система качества технического обслуживания и ремонта летательных аппаратов

... техническом обслуживании авиационной техники. Основной принцип контроля качества работ по техническому обслуживанию авиационной техники состоит в пооперационном контроле и назначении конкретных лиц для контроля ... возникшие в полете неисправности. Контроль осуществляют инженеры ОТК соответствующих специальностей. Неразрушающие физические методы контроля Методы неразрушающего контроля в зависимости ...

Клеймо ставится электрохимическим, электрическим или механическим способом на нерабочей поверхности и возобновляется по мере его истирания.

В каждом инструментальном ящике исполнителя (инструментальной кладовой) должна быть опись инструмента (по форме: наименование инструмента, количество, шифр), заверяемая подписью работника инструментальной кладовой.

1.3 Назначение, виды и правила применения тарированных ключей

Тарированные ключи предназначены для предупреждения обрыва болтов (шпилек, винтов) на ряде узлов ВС с резьбовым соединениями, имеющими нормированное значение крутящего момента болта или гайки.

Виды тарированных ключей:

  • динамометрические с индикатором крутящего момента на корпусе;
  • динамометрические со стрелкой и шкалой — указателем крутящего момента;
  • предельные:

1) с фиксированным значением момента затяжки

2) с изменяемым значением момента затяжки

Порядок проверки момента затяжки резьбовых соединений:

1) удалить контровку

2) нанести риски (красной, мелом, карандашом) на болт, корпус и гайку

3) не допуская проворачивания соединения, отвернуть гайку (болт) на 0,5 оборота простым ключом

4) тарированным ключом, не допуская проворачивания соединения, затянуть гайку (болт) до совпадения рисок и проконтролировать усилие затяжки

5) если при совпадении рисок усилие затяжки не совпало с установленным (нормированным), то резьбовое соединение необходимо разобрать и принять решение о дальнейшей его эксплуатации, если совпало — выполняется контровка соединения.

Правила пользования тарированными ключами: тарированные ключи должны храниться отдельно от другого инструмента; перед выдачей исполнителю тарированный ключ необходимо проверить на тарировочном приспособлении на заданный крутящий момент (при отклонении от заданного крутящего момента более 10% ключом пользовать не разрешается).

Оттарированным ключом разрешается пользоваться без перепроверки в течении 5 суток, раз в месяц ключи тарируют. Независимо от того пользовались ими или нет, раз в три месяца ключи перебирают, промывают и смазывают. Запрещается: удлинять рукоятки тарированных ключей, отворачивать гайки (болты) тарированными ключами.

2. Приспособления для проверки давления и зарядки систем

2.1 Основные элементы конструкции и правила применения приспособлений для проверки давления в пневматиках авиаколес шасси

Приспособление для проверки давления в пневматиках авиаколес состоит из:

  • крестообразного корпуса;
  • манометра;
  • нажимного штока;
  • крана стравливания;
  • резьбового наконечника.

Приспособление резьбовым наконечником крепится на штуцере камеры колеса. Для открытия золотника в штуцере камеры колеса необходимо выдвинуть нажимной шток, для прекращения доступа воздуха из камеры к манометру нажимной шток утапливают внутрь приспособления.

На приспособлениях для проверки давления в пневматиках, имеющих резьбовой наконечник обычно монтируется приемные штуцера, позволяющие производить зарядку авиашин воздухом.

17 стр., 8346 слов

Монтаж мостового крана

... земли. Монтажная площадка должна быть освещена так, чтобы не было теней. Особенности монтажа мостового крана в пролетных цехах ведется с применением ремонтной- монтажной балки, опирающихся на ... установке на кране в проектное положение. Для складирования мелкого оборудования, инструмента, монтажных приспособлений в пролете установлен инвентарный домик 3 / 6. Для производства сварочных работ монтажная ...

Кроме этого существуют приспособления, не имеющие резьбового наконечника и крана стравливания, нажимной шток которых неподвижно закреплен. Для проверки давления наконечник приспособления устанавливают на штуцер камеры колеса, штоком нажимают на золотник и по манометру контролируют давление, удерживая золотник в открытом положении. По окончании проверки приспособление снимают со штуцера, золотник которого закроется под действием пружины.

2.2 Основные элементы конструкции и правила применения приспособлений для зарядки пневматиков авиаколес шасси воздухом

Приспособление для зарядки пневматиков авиаколес воздухом состоит из: наконечника для подсоединения к баллону со сжатым воздухом; фильтра; редуктора (одного или двух); запорного крана; крана стравливания; манометра; наконечника для подсоединения к штуцеру камеры колеса; соединительных шлангов.

Порядок зарядки пневматиков авиаколес воздухом:

1) получить в компрессорной станции баллон со сжатым воздухом, который должен быть исправен, проверен и заряжен; доставить баллон на стоянку ВС; установить баллон на ложемент (подставку) под углом 15-20°, штуцером вниз; стравить конденсат (влагу) из баллона, кратковременно на 1-2 секунды, открыв запорный кран на баллоне; перевернуть баллон штуцером вверх; подсоединить приспособление для зарядки к баллону; закрыть на приспособлении запорный кран и кран стравливания;

2) продуть приспособление воздухом из баллона; утопить нажимной шток в корпус наконечника для подсоединения приспособления к штуцеру камеры колеса; навернуть наконечник на штуцер камеры колеса; выдвинуть шток из наконечника (запорный кран и кран стравливания должны быть закрыты);

3) открыть запорный кран на баллоне и плавно регулируя (редуцируя) давление воздуха запорным краном на приспособлении зарядить пневматик до нужного давления. Время зарядки пневматика — 6-7 мин.; утопить нажимной шток внутрь наконечника приспособления;

4) открыть кран стравливания и сбросить давление из одной части шлангов, а открыв запорный кран — из другой; отсоединить приспособление от баллона и пневматика, уложить приспособление в ящик; навернуть на штуцер пневматика защитный колпак.

2.3 Основные элементы конструкции и правила применения приспособлений для проверки давления азота в амортизационных стойках и гидроаккумуляторах

По конструкции приспособления для проверки давления азота в амортстойках и гидроаккумуляторах аналогичны приспособлениям для проверки давления в пневматиках авиашин, отличия только в конструкции отдельных элементов.

Для проверки давления азота необходимо:

1) отвернуть заглушку со штуцера амортстойки, гидроаккумулятора и т.д.

При отворачивании заглушки необходимо использовать два гаечных ключа, одним отворачивается заглушка, другим — придерживается от выворачивания штуцер агрегата;

2) утопить выдвижной шток в корпус приспособления или в корпус наконечника, в зависимости от конструкции приспособления;

3) навернуть приспособление на зарядный штуцер проверяемого агрегата;

4) выдвинуть шток и открыть кланам зарядного штуцера, впуская азот в приспособление.

Манометр покажет давление азота имеющегося в агрегате;

5) утопить выдвижной шток внутрь приспособления;

6) при помощи крана стравливания стравить давление из приспособления;

7) отсоединить приспособление, вывернуть на зарядный штуцер заглушку.

3. Подъемные устройства самолета Ту-154

Назначение, основные элементы конструкции, технические данные и порядок использования гидродомкрата самолета Ту-154

Гидродомкрат предназначен для вывешивании (подъема) колес передней и основных опор шасси при их смене и обслуживании.

Основные элементы конструкции гидродомкрата; основание (плита); силовой цилиндр с тремя штоками, установочными винтом и отклоняющейся опорой; гидробак; ручной насос со съемной рукояткой; пульт управления с запорным краном и 3-позиционным краном управления; соединительная арматура.

Основные технические данные гидродомкрата:

грузоподъемность 20000 кг

высота: мин. 210 мм; мах. 564 мм

силовой ход 280 мм

ход установочного винта 74 мм

удельное давление на опорную поверхность 12кгс/см2

рабочая жидкость АМГ-10.

Порядок использования гидродомкрата:

1) Убедиться в исправности гидродомкрата (не допускаются механические повреждения, деформации, подтекания рабочей жидкости бак должен быть заправлен).

2) Установить кронштейн на опору шасси и зафиксировать стоп пальцами;

3) установить гидродомкрат на твердую, чистую, ровную поверхность, таким образом, чтобы опорное гнездо гидродомкрата совместилось с опорной головкой кронштейна и вывернуть установочный винт на необходимую высоту;

4) Отвернуть на 1.5 -2 оборота крышку гидробака

5) Полностью открыть запорный кран;

6) установить кран управления в положение «подъем»; привести в движение ручной насос и поднять опору шасси на высоту 30-40 мм от нижней поверхности колеса до земли;

8) полностью закрыть запорный кран;

9) установить кран управления в положение «слив»; выполнить работы по обслуживанию колес;

10) опустить опору шасси, плавно открыв запорный кран;

11) по окончании опускания колес установить кран управления в положение «на опускание», и приведя в движение ручной насос, полностью убрать штоки гидроцилиндра.

12) ввернуть установочный винт, завернуть крышку гидробака, снять кронштейн с опоры шасси, установить защитный колпак на силовой цилиндр.

При эксплуатации гидродомкрата запрещается:

  • работать с неисправным гидродомкратом;
  • поднимать груз более 20000 кг;
  • поднимать и опускать штоки при завинченной до упора крышке гидробака;
  • транспортировать гидродомкрат с открытой крышкой гидробака;
  • устанавливать гидродомкрат на неровную поверхность;
  • оставлять гидродомкрат под грузом с незакрытым запорным краном — устранять неисправности гидродомкрата, при наличии давления в гидросистеме.

3.1 Назначение, основные элементы конструкции, технические данные и порядок использования гидроподъемников самолета Ту-154

Гидроподъемники предназначены для подъема ВС с целью проверки работы систем и механизмов уборки и выпуска шасси, нивелировки ВС и др. работ, требующих вывешивания ВС. Для вывешивания Ту-154 используют 3 гидроподъемника: два подкрыльевых гидроподъемника А 1006-0000-0-3 грузоподъемностью по 45 тонн каждый и один подфюзеляжный гидроподъемник А 1006-0000-0-7 грузоподъемностью 15 тонн (имеет удлиненный установочный винт с «плавающей» головкой), гидроподъемники (таблица 1).

Основные элементы конструкции гидроподъемника: силовой цилиндр с наружным и внутренним штоками, двумя предохранительными гайками, установочным винтом и опорной головкой; ферма, состоящая из подкосов с аутригерами и раскосов; гидросистема, состоящая из гидробака, двух ручных насосов; эл. приводного насоса; запорного крана, двух 3-позиционных кранов управления; цилиндра принудительного опускания; цилиндра опускания, цилиндра подъема и опускания колес, манометра; аварийного выключателя эл. приводного насоса; транспортировочные колеса (3 шт) с системой их поднятия и опускания, состоящей из оси задних колес, тяги, качалки и водила.

Таблица 1. Основные технические данные гидроподъемников:

Обозначение гидроподъемников

А 1006-0000-0-3

А 1006-0000-0-7

грузоподъемность, кг

45000

15000

высота, мм мин

1300

1 750

Мах

3100

3550

ход установочного винта, мм

300

300

силовой ход, мм

1500

1500

раб. давление гидросистемы, кгс/см2

170

57

номинальное напряжение в сети. В

27+-10

ток потребляемый, А

не более 90

вес, кг

не более 810

Порядок использования гидроподъемника при вывешивании самолета:

  • убедиться в исправности гидроподъемника;
  • перемещая гидроподъемник на колесах, установить его под опорный узел на самолет;
  • полностью открыть запорный кран;
  • левый кран управления установить в положение «на аутригеры», правый кран в положение «подъем груза», открыть крышку на гидробаке на 1,5-2 оборота;
  • привести в движение ручные насосы.

по окончании установки гидроподъемника на аутригеры, остановить насосы вывернуть установочный винт и добиться совмещения опорной головки с опорным узлом при таком же положении кранов управления, привести в движение ручные насосы (или эл. приводной насос);

  • по мере выдвижения штоков гидроцилиндра, поддерживать расстояние между предохранительной гайкой и торцом гидроцилиндра (или наружного штока) 10-15 мм;
  • по окончании подъема самолета полностью опустить предохранительные гайки;
  • закрыть запорный кран;
  • выполнив необходимые работы по обслуживанию шасси, открыть запорный кран, и работая ручными насосами, приподнять штоки до освобождения предохранительных гаек;
  • закрыть запорный кран;
  • установить правый кран управления в положение «опускание груза», левый кран в положение « на аутригеры», открыть запорный кран (плавно), штоки гидроцилиндра начнут опускаться под весом самолета;
  • при опускании зазор между предохранительным гайками и гидроцилиндром должен быть 10-15 мм;
  • по окончании опускания штоков под весом самолета левый кран управления установить в положение «выход штока», правый в положение «опускание груза», и работая ручными насосами выдвинуть шток цилиндра принудительного опускания, вывернуть предохранительную гайку внутреннего штока в верхнее положение, ввести в зацепление захват цилиндра принудительного опускания со штурвалом гайки, установить левый кран управления в положение «на аутригеры», правый «принудительное опускание», и работая ручными насосами опустить штоки гидроцилиндра;
  • ввернуть установочный винт, установить левый кран управления вположение «выход штока», правый — «опускание груза», выдвинуть шток цилиндра принудительного опускания до освобождения зацепа от штурвала предохранительной гайки;
  • установить левый кран в положение «на аутригеры», правый — принудительное опускание» и полностью убрать, шток цилиндра принудительного опускания;
  • установить левый кран управления в положение «на колеса», правый — «опускание груза», работая насосами установить гидроподъемник на колеса;
  • закрыть запорный кран и крышку на гидробаке;
  • поднять аутригеры при помощи винтовых подъемников; убрать гидроподъемники из-под самолета.

Три правила вывешивания ВС на гидроподъемниках:

1) гидроподъемники необходимо устанавливать на твердую, ровную, чистую, сухую поверхность

2) на ВС должны быть прекращены все работы, не связанные с подъемом под вывешиваемым ВС не должно находиться наземное оборудование, инструмент, лица, не связанные с подъемом ВС

3) подъем должен производиться всеми г/подъемниками одновременно, без перекосов.

Запрещается:

производить подъем ВС при скорости ветра больше установленной (для Ту-154 10 м/сек, для Ми-8 — 8 — 7 м/сек)

вывешивать ВС, находящееся под током, с пассажирами, грузом и багажом на борту, при полной заправке топливом.

вывешивать ВС на транспортировочных колесах гидроподъемника.

4. Подъемные устройства вертолета Ми-8

4.1 Назначение, основные элементы конструкции, технические данные и порядок использования гидродомкрата вертолета Ми-8

Гидродомкрат предназначен для подъема колес опор шасси при их смене и обслуживании.

Основные элементы конструкции гидродомкрата: основание (плита); силовой цилиндр с тремя штоками, установочным винтом и отклоняющейся опорой; гидробак; ручной насос со съемной рукояткой; пульт управления с запорным краном, и 3-позиционным краном управления; соединительная арматура.

Основные технические данные гидродомкрата: грузоподъемность, силовой ход, высота, ход установочного винта, рабочее давление, рабочая жидкость (авиационное масло гидравлическое) АМГ-10.

Порядок использования гидродомкрата:

1) убедиться в исправности гидродомкрата;

2) установить гидродомкрат на твердую, чистую, ровную поверхность, таким образом, чтобы опорная головка гидродомкрата совместилась с опорным гнездом на основной опоре шасси (приварены к полуосям);

3)вывернуть установочный винт на необходимую высоту;

4) отвернуть на 1.5-2 оборота крышку гидробака, полностью открыть запорный кран, установить кран управления в положение «подъем», привести в движение ручной насос и поднять опору шасси на высоту 30-40 мм от нижней поверхности колеса до земли;

5) полностью закрыть запорный кран; установить кран управления в положение «слив»; выполнить работы по обслуживанию колеса;

6) опустить опору шасси, плавно открыв запорный кран; по окончании опускания колеса, установить кран управления в положение «на опускание», и приведя в движение ручной насос, полностью убрать штоки гидроцилиндра;

7) ввернуть установочный винт, завернуть крышку гидробака, установить защитный колпак на силовой гидроцилиндр.

4.2 Назначение, основные элементы конструкции, технические данные и порядок использовании гидроподъемников вертолета Ми — 8

Гидроподъемники предназначены для подъема вертолета при демонтаже и монтаже амортстоек шасси при зарядке амортстоек шасси при нивелировке вертолета при других работах, связанных с подъемом вертолета.

Для вывешивания (подъема) вертолета используется четыре гидроподъемника, два из которых устанавливаются под опорные узлы на шп. №1 центральной части фюзеляжа (ЦЧФ), другие два -под опорные узлы на шп.№13 ЦЧФ.

Основные элементы конструкции гидроподъемника: гидроцилиндр с двумя штоками, установочным винтом и двумя предохранительными гайками; гидробак; ручной насос со съемной рукояткой; запорный кран; ферма, состоящая из подкосов и раскосов; аутригеры; транспортировочные колеса; рукоятка для транспортировки гидроподъемника; соединительные проводы. Технические данные гидроподъемника (таблица 2).

Таблица 2. Основные технические данные гидроподъемника:

Грузоподъемность, кг

5000

мин высота, мм

550

мах высота, мм

1440

силовой ход, мм

690

ход установочного винта, мм

200

рабочее давление, кгс/см2

130

рабочая жидкость

АМГ-10

объем рабочей жидкости, л

5.5

вес гидроподъемника, кг

38

Порядок использования гидроподъемников при подъеме вертолета:

1) подвести гидроподъемник под опорные узлы на фюзеляже;

2) вывернуть установочные винты не менее чем на 100 мм;

3) опустить гидроподъемники на аутригеры;

4) при помощи регулировочных винтов на аутригерах выставить подъемники вертикально, используя отвесы Допустимое отклонение г/подъемников от вертикального положения не более 2 градусов;

5) закрыть запорный кран, открыть па 1,5-2 оборота крышку гидробака;

6) привести в движение ручные насосы т произвести подъем вертолета;

При выдвижении штоков между предохранительными гайками и опорами необходимо поддерживать расстояние 15-20 мм

7) подняв вертолет на необходимую высоту, необходимо полностью опустить предохранительные гайки;

8) для опускания вертолета необходимо поднять предохранительные гайки и плавно открыть запорные краны на гидроподъемниках;

9) для извлечения гидроподъемников из-под вертолета необходимо ввернуть установочные винты;

10) полностью сложить штоки гидроподъемников и оттранспортировать их на место хранения.

4.3 Правила вывешивания ВС на гидроподъемниках

Правила вывешивания ВС на гидроподъемниках:

  • необходимо использовать только для исправных, проверенных и предназначенных для данного типа ВС гидроподъемников:
  • гидроподъемники необходимо устанавливать на твердую, ровную, чистую, сухую поверхность
  • на ВС должны быть прекращены все работы , не связанные с подъемом;
  • под вывешиваемым ВС не должно находиться наземное оборудование, инструмент, лица, не связанные с подъемом ВС;
  • подъем должен производиться всеми гидроподъемниками одновременно, без перекосов;

Запрещается:

  • производить подъем ВС при скорости ветра больше установленной (для Ту-154 — 10м/сек, для Ми-8 — 8 — 7 м/сек);
  • вывешивать ВС находящееся под током, с пассажирами, грузом и багажом на борту, при полной заправке топливом;
  • вывешивать ВС на транспортировочных колесах гидроподъемника.

5. Подогреватели воздуха

5.1 Назначение подогревателей воздуха, марки подогревателей используемых в Гражданской авиации и их технические характеристики

Подогреватели воздуха предназначены для:

  • подогрева силовой устоновке перед запуском при низких температурах наружного воздуха;
  • обогрева кабин и салонов перед посадкой пассажиров;
  • обогрева рабочих мест при выполнении ТО;
  • оттаивания примерзших чехлов, обледеневших поверхностей ВС и других целей. В настоящее время применяются калориферные подогреватели, называемые также моторными, которые обладают высокой надежностью, безотказностью, устойчивостью режимов работы и возможности подачи теплого чистого воздуха.

Наибольшее распространение получили следующие подогреватели (таблица 1): МПМ-85К; МП «Север»; УМП-350.

Таблица 3. Подогреватели.

Показатель

УМП-350

МПМ-85К

МП «Север»

Теплопроизводительность, Мкал/час

350

88

97

Производительность вентилятора, м3/час

14000

2300

3700

Топливо: пусковое рабочее

ТС-1.РТ

Б-70

ТС-1.РТ

ТС-1,РТ,Б-70

Вместимость топливных баков, л

2×450

60

100

Расход топлива, кг/час

56

13

14

5.2 Основные элементы конструкции подогревателя воздуха МПМ-85К

Основные элементы конструкции подогревателя воздуха МПМ-85К:

  • тележка;
  • корпус (изготовлен из листовой стали в форме цилиндра, стенки цилиндра имеют двойную обшивку, внутри которой проложена термоизоляция из асбеста, в верхней части корпуса имеются отверстия для установки газоотводных патрубков, а с левой стороны люк со смотровым окном для розжига топлива и наблюдения за горелкой);

калорифер ( из жаропрочной стали, состоит из цилиндрической камеры сгорания, двух переходников, секций газоотводных труб, кольцевого переходника и двух

газоотводящих патрубков); задняя крышка с двумя окнами для подсоединения раздаточных рукавов; электродвигатель; осевой вентилятор; центробежный вентилятор; топливный бак; топливный кран с автоматическим воздушным клапаном (для прекращения подачи топлива в горелку при самовыключении электродвигателя); дозирующие краны пускового и рабочего топлива; газоотводящая труба; заслонка, регулирующая подачу воздуха в горелку термометр; электрооборудование (распределительная коробка, кабель, осветительные лампы и др.); камера сгорания; люк со смотровым окном.

5.3 Основные элементы конструкции подогреватели воздуха МП «Север»

Конструкция МП «Север» схожа с конструкцией МПМ-85, только «Север» имеет:

выносной бак (бочка на 100 литров), один (осевой) винт на электродвигателе, отсутствует подводной канал для доступа воздуха в горелку (воздух поступает с осевого винта), горелка имеет большие размеры, чем у МПМ-85.

5.4 Основные элементы конструкции подогревателя воздуха УМП-350 на шасси автомобиля ЗИЛ-1 30

Основные элементы конструкции подогревателя воздуха УМП-350 на шасси автомобиля ЗИЛ-130:

  • калорифер;
  • камера сгорания;
  • центробежный вентилятор;
  • топливная система;
  • электросистема;
  • комплект раздаточных рукавов.

5.5 Порядок розжига подогревателя воздуха МП «Север» при помощи факела

Порядок розжига подогревателя воздуха МП «Север» при помощи факела:

1) проверить исправность подогревателя, наличие топлива в баке (при необходимости дозаправить), наличие противопожарных средств на месте розжига подогревателя;

2) подсоединить к подогревателю шланг выносного топливного бака;

3) подсоединить электрокабель подогревателя к источнику 3-фазного тока 380В;

4) установить заслонку подачи воздуха в горелку в среднее положение (по сектору);

5) открыть крышки на окнах для рукавов;

6) включить двигатель на 2-3 сек для продувки калорифера и горелки, а также для проверки направления движения воздуха (от вентилятора к окнам);

7) открыть люк со смотровым окном;

8) смочить факел в топливе, поджечь его и вставить в горелку под пламеотражатель «грибок»;

9) открыть топливный кран на баке;

10) после разгорания топлива вынуть факел, затушить его и закрыть люк со смотровым окном;

11) включить двигатель на 2-3 секунды для улучшения смесеобразования в камере сгорания;

12) по достижению устойчивого процесса горения в камере сгорания включить электродвигатель и отрегулировать нужную температуру воздуха на выходе из подогревателя при помощи дозирующего крана;

13) подсоединить раздаточные рукава к подогревателю и подогреваемому объекту; непрерывно следить за работой подогревателя.

Для прекращения работы (останова) подогревателя необходимо:

1) полностью закрыть топливный дозирующий кран;

2) отсоединить раздаточные рукава;

3) дождаться прекращения горения;

4) продуть калорифер и горелку в течении 8-10 мин;

5) выключить электродвигатель.

После останова необходимо:

1) отсоединить шланг топливного бака;

2) закрыть крышками окна;

3) отсоединить от источника электроэнергии кабель и свернуть его; оттранспортировать подогреватель па место хранения.

При внезапной остановке двигателя необходимо незамедлительно закрыть топливный кран, дождаться полного прекращения горения. Следующий розжиг производить только после продувки горелки и калорифера в течении 8-10 минут.

При пожаре подогревателя необходимо:

  • прекратить подачу топлива;
  • откатить подогреватель па безопасное расстояние от ВС; погасить при помощи противопожарных средств.

5.6 Меры безопасности при работе с подогревателями воздуха

Подогреватель должен быть исправен (на элементах конструкции не должно быть глубоких механических повреждений, подтеков топлива, электрокабель не должен иметь нарушений изоляции); место работы подогревателя должно быть оборудовано противопожарными средствами.

Запрещается:

  • Пользоваться подогревателем с неисправным термометром;
  • превышать установленную температуру воздуха на выходе из подогревателя;
  • переполнять горелку топливом;
  • оставлять работающий подогреватель без присмотра;
  • пользоваться загрязненными или промасленными раздаточными рукавами;
  • устанавливать подогреватель ближе 3,5 метров от ВС.

6. Средства обеспечения ВС электроэнергией

6.1 Краткие сведения об электрической системе самолета Ту-154

Основной (первичной) системой электроснабжения самолета Ту-154 является система трехфазного переменного тока напряжением 208В частотой 400Гц.

Также на самолете имеются дополнительные (вторичные) системы: 3-фазного переменного тока 36 В 400 Гц, однофазного переменного тока 115 В 400 Гц постоянного тока 27В.

Резервными источниками питания основной эл. системы служит четвертый генератор переменного тока ГТ40ПЧ6, установленный на ВСУ ТА-6А.

Система 3-фазного переменного тока 36 В 400 Гц получает питание от основной эл. системы через трансформаторы, а в аварийном — от преобразователей ПТС-250 №1 И №2.

Система однофазного переменного тока 115В 400Гц получает питание от одной из фаз основной эл. системы, а в аварийном режиме от преобразователя ПОС-125 ТЧ.

Для подключения аэродромного источника эл. энергии на самолете установлен бортовой штепсельный разъем ШРАП-400-ЗФ (для основной эл. сети переменного тока).

На самолетах до 85400 и доработанных, для подключения аэродромного источника постоянного тока установлен штепсельный разъем ШРАП-500К.

6.2 Краткие сведения об электросистеме вертолета Ми-8

Основной (первичной) системой снабжения вертолета Ми-8 является система постоянного тока напряжением 27В.

Также на вертолете имеются дополнительные (вторичные) системы: однофазного переменного тока 115 В 400 Гц, 3-фазного переменного тока 36 В 400 Гц.

Резервными источниками питания основной эл. системы служат 6 аккумуляторных батарей 12САМ-28.

Для подключения аэродромного источника эл. энергии на вертолете установлено 2 бортовых штепсельных разъема ШРАП-500К.

6.3 Общие сведения об аккумуляторных батареях, установленных на самолете Ту-154

На самолете Ту-154 установлены 4 аккумуляторные батареи 20НКБН-25.

20-число элементов питания в батарее;

  • НК — никель-кадмиевая система аккумуляторов;
  • Б — безламельная конструкция электродов;
  • Н — намазная (технологическая особенность изготовления пластин);

25 — номинальная емкость в ампеп-часах;

  • АКБ имеют следующее назначение: являются аварийными источниками питания сети постоянного тока в полете служат источниками эл. энергии при запуске ВСУ на земле, если отсутствует наземный источник постоянного тока сглаживают пульсации в сети постоянного тока. Технические данные 20НКБН — 25;
  • напряжение на клеймах аккумулятора 25 В, напряжение на каждом элементе 1.25 В

Разрешаемое количество запусков ВСУ: на земле — 3 запуска с перерывом по 3 мин., в полете — 1 запуск масса 24 кг. Перед установкой батарей на самолете необходимо проверить:

  • внешний вид батареи (не должна иметь механических повреждений и загрязнений) напряжение батареи, которое должно быть не менее 25,5 В
  • уровень электролита батарее, который должен быть между метками, нанесенными на боковой стенке элемента или контейнера аккумулятора.

АКБ устанавливаются на самолет в заряженном состоянии. После установки батареи на самолет необходимо проверить правильность подключения батареи с самолетной сети по бортовому вольтметру.

АКБ №1 и №2 расположены в хвостовой части фюзеляжа, под полом заднего негерметичного багажного отсека.

АКБ №3 И №4 установлены в первом т/о и в районе шп. 7-8 в специальных контейнерах.

При работе с АКБ запрещается:

  • хранить и приводить их в рабочее состояние вместе с кислотами АКБ применять при заливке электролита металлические воронки ( во избежание коротких замыканий);
  • пользоваться при заливке электролита грушей, ранее применявшейся для кислотных батарей.

При снижении температуры электролита АКБ-й емкость их снижается.В связи с этим при температуре НВ ниже -25 градусов и при стоянке самолета более 8 ч.. необходимо АКБ снять с самолета для хранения в помещении с положительной температурой или не снимая АКБ с самолета, поддерживать температуру электролита не ниже -5С обогревом от моторного подогревателя воздуха.

На самолетах с №85590 предусмотрен обогрев АКБ от наземного источника электропитания 200В 400Гц.

6.4 Общие сведения об аккумуляторных батареях, установленных на вертолете Ми-8

На вертолете установлено 6 АКБ 12САМ-28.

12 — число элементов в батарее,

С — стартерная,

А — авиационная,

М — моноблочная,

28 — номинальная емкость в ампер-часах.

АКБ 12САМ-28 имеют следующее назначение: являются источниками электроэнергии при запуске двигателей, если отсутствует наземный источник постоянного тока, сглаживают пульсации в сети постоянного тока:

  • являются аварийными источниками питания сети постоянного тока при отказе генераторов.

Технические данные 12САМ-28: напряжение на клеммах количество запусков без подзарядки более 5ти.

6.5 Общие сведении о наземном источнике постоянного тока

Предназначен для питания бортовых сетей ВС, а также некоторых типов наземного оборудования постоянным током напряжением 27В.

Аэродромный выпрямитель АВ-2 получает питание 380В, 50Гц от электроколонки, выпрямляет полученное напряжение и выдает на выходе 27В.

АВ-2 подключается к ВС через разъем ШРАП-500К или через спецпереходник, устанавливаемый в аккумуляторный отсек, имеет пульт управления на котором расположены кнопки пуска и остановки.

7. Общие правила обслуживания фильтров

7.1 Назначение, основные виды фильтров

Фильтры предназначены для очистки жидкостей и газов (рабочих сред) от механических примесей и воды.

Различают следующие виды фильтров:

  • по типу очищаемой рабочей среды (топливные, масляные, гидравлические, воздушные, водяные);
  • по типу материала, из которого изготовлен фильтроэлемент (бумажные, войлочные.

фетровые, изготовленные из никелевой, латунной, бронзовой и др. проволоки);

  • по типу конструкции фильтроэлемента (щелевые, цилиндрические и дисковые простого и саржевого плетения);
  • по степени очистки рабочей среды (грубой и тонкой очистки).

7.2 Порядок снятия фильтроэлементов

Порядок снятия фильтроэлементов:

1) стравить давление из системы, где установлен фильтр и слить рабочую жидкость из полости фильтра;

2) осуществить доступ к фильтру;

3) протереть корпус фильтра салфеткой, смоченной в растворителе;

4) удалить контровку;

5) снять крышку или отвернуть стакан фильтра;

6) извлечь фильтроэлемент, осмотреть его и установить заглушки на открытые концы фильтроэлемента;

7) установить на место снятого фильтроэлемента заглушку красного цвета.

7.3 Порядок отправки фильтроэлементов на очистку и промывку

Очистка и промывка фильтроэлементов производится на специализированных участках обслуживания фильтров. Обслуживать фильтроэлементы на месте стоянки ВС категорически запрещается.

Фильтроэлементы от ВС на участок обслуживания фильтров и обратно транспортируют в специальных контейнерах, имеющих внутри каракас с гнездами для установки фильтроэлементов. На крышках контейнеров для фильтроэлементов, снятых с ВС отправки на обслуживание наносится полоса красного цвета.

На фильтроэлементы, отправляемые на очистку и промывку заполняется сопроводительной талон, в котором указывают:

  • дату снятия фильтроэлемента;
  • бортовой номер ВС;
  • наименование системы или силовой установки;
  • форму ТО;
  • чертежный или заводской номера фильтроэлемента;
  • фамилию специалиста, сдающего фильтроэлемент;
  • фамилию специалиста, принимающего фильтроэлемент.

7.4 Порядок получения чистых фильтроэлементов

Чистые (обслуженные) фильтроэлементы на место стоянки ВС доставляют в контейнерах на крышках, которых наносится полоса зеленого цвета.

На фильтроэлементы должен быть составлен сопроводительный талон, в котором указываются те же сведения, что и при отправке фильтроэлементов на промывку, а также дополнительно, имеется место для указания фамилии и подписи специалиста, который будет устанавливать фильтроэлементы па ВС.

Каждый фильтроэлемент должен быть герметично упакован в полиэтиленовую пленку, иметь, контрольный талон. Крышка контейнера должна быть опломбирована.

После доставки контейнера с чистыми фильтрами на место стоянки ВС, специалист, выполняющий установку фильтров должен проверять соответствие данных контрольного талона каждого фильтра с данными сопроводительного талона контейнера.

Запрещается устанавливать фильтроэлементы: при отсутствии контрольного и сопроводительного талона при нарушении целостности пломбы на крышке контейнера, при нарушении целостности упаковки фильтроэлемента.

8. Общие правила ТО систем управления ВС

8.1 Основные элементы конструкции и правила применения приспособления для замера натяжения тросовой (гибкой проводки управления)

Натяжение тросов гибкой проводки управления проверяю тензометром ИН-11. В тензометре используется принцип измерения упругой деформации плоской пружины под воздействием сил. образующихся при прогибе натянутого троса.

Тензометр ИН-11 состоит из: корпуса; шкалы со стрелкой; зажимного рычага; рычага фиксации стрелки; двух несъемных упоров; трех съемных упоров (№1. 2.3).

К каждому прибору прилагается тарировочная таблица и график зависимости натяжения троса от температуры наружного воздуха.

Порядок проверки натяжения троса:

1) проверить состояние прибора и соответствие его паспорту, в зависимости от диаметра троса выбрать соответствующий упор и установить его на прибор, отвести зажимной рычаг от корпуса прибора и установить тензометр на трос на расстоянии не более 0,5 м от направляющего ролика, движением рычага к корпусу прибора зажать трос, зафиксировать положение стрелки рычагом ее фиксации, отвести зажимной рычаг от корпуса прибора и снять его с троса, отсчитать показания по шкале прибора;

2) по числу делений на шкале по тарировочной таблице определить усилие, с которым натянут трос;

3) по графику определить усилие, с которым должен быть натянут трос при данной температуре наружного воздуха;

4) сравнить значение, полученное из графика, со значением, полученным из тарировочной таблицы. Если эти значения отличаются, то производится регулировка натяжения троса при помощи тендерного соединения.

8.2 Основные элементы конструкции и правила применения приспособлений для проверки углов отклонении рулевых поверхностей

Для замера углов отклонения рулевых поверхностей, элементов механизации крыла применяют угломеры и оптические квадраты.

Угломер для замера углов отклонения рулей высоты и элеронов состоит из: рычажного захвата; шкалы; отвеса с грузом и стрелкой

Оптический квадрант предназначен для измерения углов наклона плоских поверхностей и установки их под заданным углом. Диапазон измерения +- 120 гр с точностью +-1.

Оптический квадрант состоит из: корпуса; основания; крышки со шкалой и продольным и поперечным уровнями; зажимного винта; наводящего винта; микроскопа; зеркала.

Для замера угла отклонения рулевой поверхности необходимо:

1) установить рулевую поверхность в нейтральное положение;

2) установить квадрант основанием па рулевую поверхность вдоль оси ВС;

3) освободить зажимной винт и вращать крышку со шкалой до тех пор. пока пузырек продольного уровня займет приблизительно среднее положение;

4) затянуть зажимной винт;

5) наводящим винтом вывести пузырек продольного уровня в среднее положение с возможно большой точностью;

6)отметить карандашом место установки основания квадрата и снять его с рулевой поверхности;

7) отсчитать по шкале микроскопа замеренный угол;

8) отклонить рулевую поверхность в одно из крайних положений (вверх и или вниз) и установить квадрант на отмеченное место;

9) повторить вышеизложенные операции;

10) вычислить угол отклонения рулевой поверхности.

Показания, имеющие одноименные знаки (++,—) вычитаются, разноименные (+-) складываются.

9. Контровка разъёмных соединений

9.1 Способы контровки

Контровка — фиксация тем или иным способом или группой способов взаимного положения деталей и усилий затяжки разъемных соединений.

Она предназначена для предупреждения самоотворачивания резьбовых деталей.

Способы:

1)наглухо — сварка, пайка, кернение, чеканка, вырубка, расклепка.

2)повышение сил трения в резьбе — контргайка, разрезные пружинные шайбы, неразрезные пружинные шайбы, самоконтрящаяся гайка, пластинчатые шайбы.

Виды самоконтрящихся гаек:

  • с прорезью перпендикулярно оси резьбы
  • с прорезью параллельно оси резьбы
  • с фибровыми кольцами

3)жесткие связи — шплинты, проволока, плоские деформационные гайки, пружинные проволочные кольца.

1. Контровка проволокой.

В гайках нужны отверстия, применяется проволока из высокоуглеродистой стали, оцинкованная(КО), латунная(Л62, Л68), диаметром от 0,8 до 1,2 мм.

Правила контровки:

1) не использовать проволоку вторично;

2) проволока должна быть натянута, но не перенапрягать её во избежание разрыва;

3) соблюдать шаг витка, при свивании проволоки;

4) хвостики свить на 3-5 витков на каждые 10 мм длины(если проволока больше диаметра 0,8, то достаточно 2-3 витков).

2. Контровка шплинтами.

Заключается в том, что шплинт вводят в отверстие в болте(шпильке) и совмещают с ним отверстие в гайке или прорезь корончатой гайки.

Правила контровки шплинтом:

1) если отверстия в болте и гайке не совпадают, то совмещать отверстия отворачиванием запрещено, использовать другую гайку или шайбу;

2) концы шплинта должны разводиться на якорь или на ус;

3) шплинт подбирается по диаметрам болта и отверстия;

4) шплинт ставится головкой вверх, а при горизонтальном положении — по полету;

5) два раза шплинт не использовать.

3. Контровка контргайкой.

После затяжки основной гайки на болт наворачивается еще одна гайка, создающая дополнительную силу трения в резьбе и на опорных поверхностях.

4. Контровка плоскими шайбами.

Шайба устанавливается между гайкой и деталью, после затяжки гайки один из выступов шайбы загибается на грань гайки, а другой отгибается на грань детали, на которую гайка опирается. Шайба также используется один раз.

10. Назначение, основные элементы и технические данные крана с ручным приводом КН-1

10.1 Кран несамоходный КН-1

Предназначен для монтажа и демонтажа АД и других узлов ВС в полевых и аэродромных условиях. А также для других погрузочно — разгрузочных работ в пределах его грузоподъемности. Груз и высота его поднятия зависит от вылета стрелы.

Основные элементы: передняя рама; ферма задних колес; переднее пневмоколесо с водилом; задние колеса(2 пневматических и металлических); стойка стрелы; грузовая лебедка;

  • стрела;
  • расчал с блоками для грузового троса;
  • грузовой блок;
  • подкосы креплений стрелы в транспортное положение;
  • механизм подъема стрелы(тросовая система с барабаном);
  • рукоятка лебедки;
  • палец стопорения;
  • тормоз переднего колеса;
  • стропы.

Основные технические данные:

  • груз 1,5 т (при вылете стрелы 1700-2100 мм);
  • max высота подъема крюка 5 м;
  • усилие на рукоятке не более 16 кг;
  • скорость транспортировки по грунту не более 15 км/ч, по твердому покрытию не более 30 км/ч;
  • длина 7500 мм, ширина 2600 мм, max высота 6100 мм, масса не более 950кг;
  • время установки крана 15-20 мин;
  • лебедка работает в режиме медленного и быстрого подъема, переключение скорости осуществляется маховиком, переключение без груза.

10.2 Порядок перевода крана в рабочее положение

Порядок перевода крана в рабочее положение:

1)убедиться в исправности

2)на элементах не должно быть трещин, механических повреждений

3)кран должен быть проверен(должны быть даты)

4)очистить от снега и т.п.

5)установить на ровную площадку с уклоном не более 6 грдусов

6)затормозить переднее колесо

7)опустить металлические колеса

8)освободить нижние концы подкосов и укрепить их на стойке стрелы

9)вращая рукоятку, поднять стрелу и зафиксировать барабан металлическим пальцем

10)освободить крюк

11)произвести подъем или опускание, вращая рукоятку

12)перевод в транспортное положение осуществить в обратной последовательности.

10.3 Меры безопасности

Меры безопасности:

1) допускать лица не моложе 18 лет

2) иметь право работать с кранами

3) тросы и элементы конструкции крана должны быть проверены и исправны

4) запрещается работать с незаторможенным колесом

5) запрещается работать при ветре более 12 м/с

6) запрещается отрывать примерзшие к земле грузы

7) запрещается транспортировать на металлических колесах

8) запрещается уравновешивать груз весом своего тела или поддерживать

9) запрещается находиться на грузе, стоять или проходить под грузом

10) запрещается подъем груза превышающий допустимую норму.

Заключение

В ходе прохождения аэродромной практики мною был изучен и применен на практике процесс контровки разъемных соединений. Изучена замена фильтроэлементов, различные виды инструментов применяемых при обслуживании самолетов и вертолетов. Изучен процесс подвешивания вертолета с использованием гидродомкрата. Рассмотрены правила пользования торировочными ключами и правила применения приспособления для зарядки авиашин, для зарядки гидроаккумулятора. Рассмотрены средства обеспечения воздушного судна электроэнергией. Рассмотрены правила безопасности при нахождении на учебном аэродроме.

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/otchet/aerodromnaya-tehnika/

гидроподъемник самолет вертолет подогреватель

Наставления по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России» (НТЭРАТ ГА-93).

Самолето- и вертолетостроение. Сквозная программа учебно-ознакомительной, производственной, профессиональной и преддипломной практик. Составители Чеславская А.А., Гусев И.Н. — Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008. — 28 с.

СТО ИрГТУ.005 -2009

Конструкция вертолетов: Учебник для студентов авиационных специальностей вузов. Ю. С. Богданов, Р. А. Михеев, Д. Д. Скулков. — М.: Машиностроение, 1990. — 272 с;

5) Конструкция самолетов: Учебник для студентов авиационных специальностей вузов. Житомирский Г. И. — М.: Машиностроение, 1991. — 400 с.