июня 2015 я проходила учебно-экскурсионную практику. За это время я ознакомилась с нефтебазой, расположенной неподалеку от поселка «Талаги» и на учебном полигоне, который находится на территории С(А)ФУ. На практике нас ознакомили с нефтебазой, её основными сооружениями, назначением сооружений, устройством и назначением резервуаров, основными правилами хранения и транспортировки нефтепродуктов, основными принципами охраны окружающей среды.
ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» — это крупнейшее сбытовое предприятие «Роснефти» на Северо-Западе России, занимающееся поставкой нефтепродуктов предприятиям, владельцам индивидуальных транспортных средств, частным предпринимателям, выполнением работ и оказанием услуг по переработке, хранению нефтепродуктов, перевалке нефти и нефтепродуктов на экспорт, а так же в северные и арктические регионы России.
ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» занимает одно из ведущих мест на внутреннем рынке региона в секторе розничных продаж. На сегодняшний день нефтебазе принадлежат несколько автозаправочных станции, поставка нефтепродуктов на которые осуществляется с нефтебазы.
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕФТЕБАЗЫ
Нефтебаза — это сложная многофункциональная система с объектами различного производственно-хозяйственного назначения, выполняющая задачи бесперебойного и надежного обеспечения потребителей народного хозяйства нефтью и другими нефтепродуктами; это самостоятельное предприятие, обеспечивающие необходимые условия приема, хранения и отпуска нефти и нефтепродуктов, регенерации масел, сбора и отгрузки отработанных нефтепродуктов (Рис. 1).
Рисунок 1 — Нефтебаза
Все базы подразделяются:
- По назначению: — перевалочные, перевалочно-распределительные, распределительные;
- Перевалочные нефтебазы осуществляют прием, хранение, отгрузку нефти и нефтепродуктов распределительным нефтебазам и крупным потребителям.
Перевалочно-распределительные нефтебазы осуществляют прием, хранение, перевалку нефти и нефтепродуктов, поставку нефтепродуктов распределительным нефтебазам и крупным потребителям и снабжение нефтепродуктами потребителей, тяготеющих к этим нефтебазам.
Распределительные нефтебазы осуществляют прием, хранение и отпуск нефтепродуктов потребителям.
По транспортным связям: трубопроводные, железнодорожные, водные, водно-железнодорожные, глубинные, получающие нефтепродукты автомобильным или речным транспортом.
Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа
... таре. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов обеспечивает транспорт больших количеств нефти и нефтепродуктов на любые расстояния. § 1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ Нефть и нефтепродукты перевозят по ... 3. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ Автомобильный транспорт широко используется при перевозках нефтепродуктов с распределительных нефтебаз непосредственно потребителю. Этот вид транспорта наиболее ...
По суммарному объему резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов, согласно СНиП-106-79 (прил. 1, п. 75), нефтебазы делятся на три категории:
Таблица 1 — категории нефтебаз
Категории нефтебаз |
Общий объем резервуаров, |
1 |
>100000 |
2 |
От 20000 до 100000 включительно |
3 |
До 20000 включительно |
Вместимость нефтебаз определяется по общей вместимости резервуаров и тары для хранения нефти и нефтепродуктов, за исключением промежуточных резервуаров сливно-наливных устройств и расходных резервуаров котельной и дизельной электростанции нефтебазы.
Основная цель нефтебаз — обеспечивать бесперебойное снабжение промышленности, транспорта, сельского хозяйства и прочих потребителей нефтью и нефтепродуктами в необходимом количестве и ассортименте; сохранность качества нефти и нефтепродуктов и сокращение до минимума потерь при хранении отпуске их потребителям.
Нефтебазы размещают на специальной территории, отведенной в соответствии с генеральным планом застройки и реконструкции данного района. На каждой нефтебазе должен быть государственный акт землепользования. Расположение нефтебаз зависит от размещения железнодорожных, трубопроводных и береговых устройств. Как правило, должен предусматриваться резерв территории для возможного расширения нефтебазы.
Устройство, взаимное расположение и расстояния между объектами должны соответствовать требованиям СНиП П 106-79.
Архангельская нефтебаза была основана в 1978 году. Это самая большая нефтебаза в Северо-Западном регионе.
Данная нефтебаза является «перевалочным» пунктом. Ее основные функции — это прием, хранение, отпуск светлых и темных нефтепродуктов.
Нефтебаза состоит из нескольких зон:
- Зона приема и отпуска;
- Зона хранения;
- Зона очистных сооружений;
- Подсобная зона.
Зона приема состоит из железнодорожной эстакады и насосных станций. Ж/Д эстакада способна принимать до 60-ти вагонов. С цистерн нефтепродукты перекачиваются насосами через теплообменник, где они подогреваются до температуры 60-65оС, в резервуары. Для нижнего слива нефтепродуктов из цистерн используется устройство УСНГ-150. Эстакады оборудованы системой канализации, куда поступают пролитые нефтепродукты и сточные воды.
Зона хранения состоит из 44 стальных вертикальных резервуаров (РВС), различной емкости от 400 до 10000 кубических метром. Общая емкость резервуаров 240000 метров кубических.
Нефтебаза имеет автоматическую станцию управления, откуда диспетчером осуществляется контроль за параметрами нефтепродуктов в резервуарах, а также прием и отпуск нефтепродуктов с помощью пульта автоматического управления задвижками. Но не все задвижки имеют автоматизированный привод, некоторые приходится открывать вручную.
При нефтебазе существует часть пожарной охраны, состоящая из трех машин и предназначенная для тушения мелких пожаров. Без пожарных машин сварочные работы на предприятии не производятся. Все резервуары нефтебазы на случай пожара снабжены пеногенераторами, а два новых резервуара снабжены системой подслойного пенотушения.
В то же время уделяется немалое внимание работе по привлечению молодых специалистов, за которыми — будущее компании. Сегодня каждый пятый работник — моложе 30 лет. Высокая квалификация и мотивация каждого сотрудника — залог успешной работы компании. 24% сотрудников имеют высшее образование. В настоящее время 22 специалиста проходят обучение в высших учебных заведениях, повышая свой профессиональный уровень. Ведется системная работа с профильными учебными заведениями. Важнейшей ее частью является организация производственной и преддипломной практик для студентов Института нефти и газа АГТУ. Из года в год количество студентов, прошедших производственную практику в нашей компании, растет. У многих из них в дальнейшем появляется реальная возможность для трудоустройства на постоянную работу в ООО «РН-Архангельскнефтепродукт».
ХРАНЕНИЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Хранение нефти и нефтепродуктов — содержание резервных запасов нефти и нефтепродуктов в условиях, обеспечивающих их количественную и качественную сохранность в течение установленного времени.
Нефтепродукты хранят на нефтебазах в резервуарах, бочках, бидонах и другой таре разрешенной ГОСТ 1510-84(Рис. 2):
Рисунок 2 — Резервуары на территории нефтебазы
Резервуары должны эксплуатироваться в соответствии с » Правилами технической эксплуатации металлических резервуаров и инструкцией по их ремонту» и настоящими Правилами.
Особые внимание должно быть уделено герметизации резервуаров и их оборудованию.
Каждый действующий резервуар должен соответствовать типовому проекту; иметь технический паспорт; быть постоянно оснащенным полным комплектов оборудования, предусмотренным проектом и отвечающим соответствующему стандарту; иметь дыхательную арматуру, соответствующую избыточному давле-нию, предусмотренному проектом, а так же производительности наполнения и опорожнения резервуара; иметь порядковый номер, четко написанный на корпусе согласно технологической карте и технологической схеме резервуарного парка; номер заглубленного резер¬вуара должен быть указан на специально установленной табличке.
Нефть и нефтепродукты каждого сорта или марки должны храниться в отдельных, предназначенных для них исправных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли.
Металлические резервуары согласно ГОСТ 1510-84 должны периодически защищаться:
не менее двух раз в год — под топлива для реактивных двигателей, авиационных бензинов, авиационных масел и их компонентов,
не менее одного раза в два года для остальных масел, автомобильных бензинов, дизельных топлив, парафинов и др. аналогичных им по свойствам нефтепродуктов.
металлические и железобетонные резервуары для нефти, мазутов, моторных топлив и других, аналогичных по свойствам нефтепродуктов необходимо защищать по мере необходимости, определяемой условиями сохранения из качества, надежной эксплуатации резервуаров и оборудования.
при длительном хранении нефтепродуктов допускается зачистка металлических резервуаров после того как их опорожнили.
НАСОСНЫЕ СТАНЦИИ
Насосные станции нефтебаз предназначены для погрузки-выгрузки нефтепродуктов из железнодорожных цистерн и нефтеналивных судов, налива их в автоцистерны и бочки, а так же для внутрибазовых перекачек.
Насосы для перекачки нефти и нефтепродуктов следует размещать в зданиях или на площадках (открытых или под навесами, Рис. 3):
Рисунок 3 — Насосные станции нефтебазы
КАНАЛИЗАЦИЯ
Для отвода сточных вод на нефтебазах и их филиалах, как правило, устраивают следующие системы канализации: производственную или производственно-дождевую; спецканализацию, бытовую.
подтоварная вода из резервуаров;
- вода от мытья бочек из под нефтепродуктов, площадок со сливно-наливными устройствами, полов в продуктовых насосных станциях и др.,
вода от охлаждения резервуаров при пожаре;
- дождевые воды с открытых площадок для сливно-наливных устройств, обвалованной территории резервуарного парка и других мест, где эти воды могут быть загрязнены нефтепродуктами.
сточные воды, образующиеся при зачистке резервуаров, не допускается сбрасывать в сеть канализации. Они должны отводиться по сборно-разборным трубопроводам в шламонакопители, и после отстаивания направляться по сети производственной или производственно-дождевой канализации на очистные сооружения нефтебазы. При попадании в колодец нефтепродуктов (в результате аварии) их необходимо откачать в отдельный резервуар. Сброс нефтепродуктов в сеть производственно-дождевой канализации запрещается.
В целях сохранения расчетной пропускной способности канализационных сетей следует осуществлять их профилактическую прочистку не реже двух раз в год. Трубы по которым движется нефть лежат как на поверхности так и под землей. Поэтому при прорыве трубы подл землей, вследствие того, что нефть имеет плотность меньшую чем у воды, нефть поднимается на поверхность.
нефтепродукт насосный канализационный сеть
5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В целях защиты окружающей среды от загрязнения на нефтебазе должны проводится мероприятия по сокращению выброса загрязняющих веществ в воду и в воздух. Для обеспечения требований к состоянию и свойствам воды , водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно бытового водопользования изложено в правилах охраны поверхностных вод имеющих самостоятельный выпуск сточных вод и разработаны нормы предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ. Под ПДС вещества водного объекта понимается масса вещества в сточных водах максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени. С целью предотвращения загрязнения водоемов сточными водами на нефтебазе осуществляется внедрение системы оборотного водоснабжения и повторного использования очищенных вод. Для обеспечения контроля за расходом воды на нефтебазе установлены водомерные устройства и приборы независимо от количества потребляемой и сбрасываемой воды. Основными компонентами выбросов нефтебазы, загрязняющими воздух, являются: углероды, окись углерода, окислы серы и азота.
УЧЕБНЫЙ ПОЛИГОН
Учебный полигон находится во дворе С(А)ФУ. На полигоне имеется оборудование:
Коробки перемены передач лебедки ЛБУ-6-270(Рис. 4).
Есть рычаги для включения 1 и 2 скоростей, а так же для 3 и 4 скоростей, включение 5-й быстрой независимой скорости. Всего 5 скоростей. На меньшей скорости можно поднять груз большей массы, на большей скорости можно поднять груз меньшей массы.
Рисунок 4 — КПП лебёдки ЛБУ-6-270.
Автоматический элеватор.
Он предназначен для автозахвата и освобождения колонны буровых труб в процессе СПО (спуско-подъемная операция).
В корпусе элеватора в нижней части размещены три гладких клина, которые при схождении захватывают с помощью рычажной системы бурильную колонну торец замка резьбы. В верхней части элеваторы имеются рамки, которые связаны с клиньями и могут спускать их для захвата замка или поднимать для его освобождения. Автоэлеватор подвешивают к талевому блоку на двух штропах.
Силовой двухшкивный агрегат.
Силовые приводы состоят из комплекса передач и механизмов, осуществляющих преобразование электроэнергии или энергии топлива в механическую и обеспечивающих управлением механической энергией.
В дизельном приводе применяют двигатели внутреннего сгорания в основном типа В 2-450, мощность которых суммируется цепной трансмиссией или клиноременными передачами и передается на исполнительные механизмы:
- а) Дизель В2-450;
- б) Муфта упругая;
- в) Редуктор (1.53);
- г) ШПМ-300;
- д) Шкивы клиноременной передачи (16 ремней);
- е) Сдвоенная ШПМ 1500;
- ж) Рама;
- з) Опора вала.
Крюки.
Крюки служат для подвешивания при помощи штропов и элеватора бурильщика или обсадной колонны в процессе СПО, а так же для подвешивания в процессе бурения вертлюга с буровой колонной.
а) Защитная подушка из литой стали;
- б) Ось;
- в) Корпус;
- г) Стопор;
- д) Стопорное устройство;
- е) Фиксатор;
- ж) Крышка;
- з) Гайка;
- и) Пружина;
- к) Упорный шариковый подшипник;
- л) Стакан;
- м) Ствол;
- н) Пластиковый крюк;
- о) Откидные скобы.
В бурении применяются в основном крюки: основной и два боковых. К основному крюку в процессе бурения подвешивают вертлюг, а к боковым — штропы для элеватора.
Двухсекционный кранблок УКБ-6-270(Рис. 5).
Рисунок 5 — Двухсекционный кранблок УКБ-6-270
Кранблок представляет собой раму, на которую смонтированы опоры и оси со шкивами талевого каната. Кранблоки по конструкции бывают одноосные (все шкивы на одной оси) и двухосные (на каждой оси монтируется секция шкивов).
Оси монтируются секциями шкивов.
а) Кожух
б) Шкив
в) Рама
Компрессор.
Для снабжения сжатым воздухом пневматических систем буровых установок применяют компрессорные установки с механическим приводом от трансмиссии силовых агрегатов или с индивидуальным электроприводом.
В компрессорных установках с механическим приводом приводной шкив соединен с валом компрессора через ШМП-500.
В установках с электрическим приводом вал компрессора соединен с электрическим двигателем через упругую муфту. Компрессорные установки работают в автоматическом режиме, включаясь при падении двигателя в пневмосистеме до 0,7-0.75 МПа и выключаясь при давлении 0.8-0.85 МПа.
Компрессорная установка с механическим приводом допускает работу без автоматики, для чего должна включаться и выключаться ШПМ с пультом крана управления компрессором.
Талевый блок(Рис. 6).
Рисунок 6 — Талевый блок
Представляет собой корпус, в котором перемещаются шкивы и подшипниковые узлы как кранблоки. В буровых установках применяются талевые блоки двух типов: для подвешивания крюка при ручном выполнении с ПО (подъемные операции), и для работы с подвешенным автоэлеватором при перемещении АСП (Автоматический спуско — подъем).
а) Щеки
б) Накладки
в) Стяжки
г) Гайки
д) Шкивы
е) Отверстие для оси
ж) Стопорные планки
з) Траверса
и) Продольные и радиальные отверстия
л) Нижний защитный кожух
Центратор(Рис. 7).
Рисунок 7 — Центратор
Предназначен для подвешивания верхнего конца свечи при довинчивании или отвинчивании ее в процессе СПО, а так же для предупреждения талевого блока от раскачивания на пути их движения.
Центратор состоит из сваренного корпуса в центральной части которого находится воронка и головка, имеющая продольный вырез для прохождения бурильной трубы.
В передней части корпуса вмонтированы два поворотных кулачка, которые имеют возможность поворачиваться внутри корпуса и открывать проход для свечи
а) Корпус
б) Кулачки
9) Буровой насос(Рис. 8).
Рисунок 8 — Буровой насос
Буровые насосы предназначены для подачи под давлением в скважину бурового раствора с целью очистки забоя, улучшения условий работы долота и вращения трубобура при турбинном бурении.
Основные поставщики бурового оборудования:
- ЗАО ОЭЗ «ПензЭнергоМаш»;
- ООО Компания Химсталькомплект;
- Самарский завод нефтяного и резервуарного оборудования;
- ООО ДриллТехноТрейд;
- ООО БурТехРесурс;
- ООО Завод Буровых Технологий;
- ЗАО РОСНЕФТЕГАЗМАШ;
- ЗАО «Уралмаш — Буровое оборудование».
10) ПКР-560.
Пневматические крылья предназначены для удержания колонны бурильных труб в роторе в процессе СПО
а) Корпус;
- б) Четыре стобки;
- в) Кольцевая рама;
- г) Вкладыш.
11) ФСМ(Рис. 9).
Рисунок 9 — ФСМ
Фрезерно-струйная мельница типа ФСМ-3, ФСМ-7 имеют большую производительность и работает непрерывно с одновременной загрузкой компонентами раствора. Они могут использоваться как компоненты раствора. Они могут использоваться как для приготовления растворов, так и для их утяжеления и добавки глин и глинопорошка с целью увеличения плотности. Фрезерно-струйная машина имеет:
а) Корпус
б) Плита
в) Электродвигатель ротора
г) Сменные лопасти
д) Сливной лоток
е) Решетка
ж) Подвижный щиток
з) Щелевые насадки
и) Загрузочный бункер
к) Предохранительная плитка
л) Затвор
м) Тулка
н) Ловушка
о) Откидная крышка.
п) Рама
12) Вертлюг(Рис. 10).
Рисунок 10 — Вертлюг
Основные узлы:
а) Ствол
б) Крышка
в) Роликовый подшипник
г) Роликовый упорный подшипник
д) Корпус
е) Упорный подшипник
ж) Радиальный подшипник
з) Крышка
и) Быстросъемное уплотнение
к) Гусак
л) Штроп
Быстросъемное уплотнение:
а) Нажимная гайка
б) Стакан грундбуксы
в) Верхняя нажимная гайка
г) Неподвижный отвод
д) Втулка
е) Манжета
ж) Кольцо
к) Труба
л) Самоуплотняющаяся манжета
м) Кольцо
н) Грундбукса
о) Манжета
Вертлюг является промежуточным звеном между талевой системой и бурильной колонной и служит для подачи промывочной жидкости от бурового устройства через монифольд, стояк, грязевой шланг, отвод. Ствол вертлюга в бурильную колонну. Он состоит из двух групп деталей: вращающихся и не вращающихся. Последние связаны с корпусом, вращающихся со стволом вертлюга.
а) Штопоры
б) Отвод
в) Крышка
г) Уплотнение(напорный сальник)
д) Верхний масляный сальник
е) Центрирующая опора
ж) Вспомогательная опора
з) Основная опора
и) Ствол
к) Нижний масляный сальник
л) Корпус
м)Грязевая труба
Рисунок 11 — Плашечный превентор
Превенторы предназначены для перекрытия и герметизации кольцевого зазора между спущенной в скважину обсадной колонной и бурильными трубами или для перекрытия устья скважины при отсутствии в ней бурильных труб.
а) Корпус
б) Комплектор
в) Прокладки
г) Откидные крышки
д) Гидравлический цилиндр
е) Поршень
ж) Шток
з) Паропроводы
и) Треугольные выступы
к) Резиновые уплотнители
л) Корпус плашек
м) Сменный вкладыш
н) Вилка
14) Ротор Р-560 (диаметр отверстия ствола ротора, рис. 12).
Рисунок 12 — Ротор Р-569
Ротор состоит:
а) Станина стальная
б) Колесо коническое
в) Стол
г) Вкладыш роторный
д) Зажим
е) Основная опора
з) Кожух
и) Шестерня
к) Шпонка
л) Вал приводный
м) Колеса цепные
н) Муфта разрезная
Роторы буровых установок предназначенных для передачи вращательного момента бурильному инструменту при роторном бурении, а так же для удержания колонны бурильных труб и обсадных при СПО
а) Стол ротора
б) Вспомогательная опора
в) Коническая передача
г) Быстроходный вал
д) Звездочка привода ротора
е) Станика
ж) Основная опора стола
з) Опора быстроходного вала
и) Стакан
15) Глиномешалка(Рис. 13).
Рисунок 13 — Глиномешалка
Применяют глиномешалки типа Г2П2-4 и МГ2-4, состоящие из сварного овального сечения барабана, смонтированного на раме. Внутри барабана на подшипниках установлены параллельно два вала, на которых закреплены работчие клапаны. На концах валов посажены зубчатые колеса. Привод валов осуществляется от электродвигателя плескороменной передачей через ведомый шкив и расположенную на одном с ним валу шестерню.
Вода, глина и другие компоненты падают в барабан глиномешалки через загруженную в верхней части трубу. Конструкция глиномешалки позволяет непрерывно или периодически выпускать раствор через опускной клапан. Клапан, расположенный в нижней части, регулируют соответствующими порциями компонентов, подаваемых в барабан.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» занимает одно из ведущих мест на внутреннем рынке региона в секторе розничных продаж. На сегодняшний день нефтебазе принадлежат несколько автозаправочных станции, поставка нефтепродуктов на которые осуществляется с нефтебазы.
ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» занимается оптовой продажей нефтепродуктов со своих нефтебаз. А так же бункеровкой судов в Архангельском и Мурманском портах.
В состав общества входят собственные пожарные подразделения, укомплектованные современной техникой и имеющие в своем арсенале эффективные системы пожаротушения.
ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» уделяет должное внимание созданию достойных социально-бытовых условий для сотрудников. Организованы места питания и отдыха, санитарно-гигиенические зоны. На предприятиях общества оборудованы современные рабочие места, отвечающие самым строгим требованиям.
нефтепродукт насосный канализационный сеть
1) Губайдуллин М.Г., Дундин Н.И. Введение в специальность. Нефтегазовое дело: учебное пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2006. — 212 с.
Абанов А.Э., Смолина А.К., Прокопьева О.Ф. Машины и оборудование для бурения нефтяных и газовых скважин
[Электронный ресурс]
[Электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/wiki/Нефтехранилище