Трудности и отклонения развития в ранней юности

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера, а здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций, т. е. от темперамента) (6, с. 212).

Также, в ранней юности начинается возрастной кризис, который приводит к следующим трудностям в развитии личности: (7, с. 133)

1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение).

Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение).

То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Ж. Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека).

Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность.

Мышление в раннем юношеском возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект).

Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития (7, с. 134).

2. Вторая трудность данного возраста — негативизм (4, с. 157).

Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже — в 14−16 лет.

29 стр., 14194 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

... концептуальные подходы к пониманию роли Lego-конструирования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста (Е.В. ... сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая ... себя как непосредственное развитие творческого воображения, так и позволяет раскрыть особенности мышления и эмоционально-волевой ...

Л. С. Выготский

1) Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп.

2) Ребенок — потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки).

3) Негативных явлений нет вовсе у 20% детей.

Бадмаев С.А. отмечает, что кризис раннего юношеского возраста напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция).

В данный возрастной период происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Если человек научится объяснять, а, следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам (1, с.97).

Заключение

В заключение нашей работы отметим еще раз, что ранняя юность или так называемый подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

Ранняя юность — это часть молодости, эти два понятия органично связаны друг с другом. Изучением юности как возрастного периода занимались и занимаются многие ученые, представители разных наук: физиологии, анатомии, педиатрии, психологии, педагогики, социологии, демографии и др [https:// , 27].

В данный возрастной период возникает кризис юности — столкновение с рядом моральных или философских проблем. Выработка собственных убеждений предполагает наличие определенного уровня формально-логического мышления, интеллектуального развития. Накопление и систематизация знаний о мире, интерес к личности, рефлексия оказываются той основой, на которой строятся мировоззренческие взгляды. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Безусловно, система ясных, устойчивых убеждений вырабатывается не у всех старшеклассников (3, с. 110).

Д. Б. Эльконина

Итак, в своей работе мы выполнили поставленную цель — изучили трудности и отклонения развития в ранней юности.

Решили все задачи работы:

Раскрыли психологические особенности ранней юности.

Проанализировали трудности и отклонения развития в ранней юности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/sochinenie/trudnosti-i-otkloneniya-v-razvitii-v-ranney-yunosti/

Бадмаев

С. А. Психологическая

коррекция отклоняющегося поведения школьников. — М., 1993. — 199 с.

Л. И. Личность

М., 1992. — 210 с.

12 стр., 5999 слов

Образование детей с отклонениями в развитии за рубежом

... раньше — с начала XII века, в странах Азии — с XIX века (возможно, это связано с более ранним развитием цивилизации) и, следовательно, должны иметь более развитую систему учета детей с отклонениями в развитии и систему работы с такими детьми. ... возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям В период с ХII по ХVIII в. ...

А. Л. Готов ли

И. В. Дубровиной, И. В. Школьная, В. В. Нарушения

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М., 1990. — 210 с.

И. В. Дубровиной, И. В. Дубровиной, И. В. Дубровиной

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб., 2000. — 314 с.