Особенности процедуры аккредитации образовательного учреждения

Дипломная работа

В настоящее время образовательные учреждения наделены достаточно большой степенью свободы и самостоятельности в своей образовательной деятельности. Существует большое разнообразие форм и типов образовательных учреждений, которые различаются и по видам образовательных программ, и по качеству их реализации. Аккредитация учреждения образования позволяет официально присвоить ему определенный государственный статус, а также определить его тип, вид и категорию. Таким образом, аккредитация является способом защиты участников образовательного процесса от недобросовестных образовательных учреждений, осуществляющих образование не на должном уровне.

Государственная аккредитация образовательных учреждений позволяет выявить совокупность компонентов и структурных элементов системы воспитания, основанную на единстве и взаимодействии ее функциональных компонентов.

Анализ работ Дика Н. Ф., Шиндер И. и других по аккредитации образовательного учреждения, показал, что аккредитация рассматривается как комплекс организационно-аналитических мероприятий для подготовки и принятия управленческого решения об отнесении образовательного учреждения к определенному типу и виду. Она представляет участникам образовательного процесса широкий спектр прав и полномочий и, следовательно, требует принятия взвешенного и обоснованного решения.

Объект исследования: процедура аккредитации образовательного учреждения

Цель работы: изучить особенности процедуры аккредитации образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Провести анализ научной и педагогической литературы по процедуре аккредитации образовательного учреждения.

2.Провести анализ подготовки школы к процедуре аккредитации образовательного учреждения.

Методы исследования:

методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования(изучение документации школы по подготовке к аккредитации).

Практическая значимость исследования:

Исследование может представлять интерес для педагогов и директоров школ, а также студентов педагогических учебных заведений.

XXI век характеризуется глобальными изменениями, происходящими в экономике, науке, технике, технологии. Отличительной чертой современного мирового экономического развития является формирование в развитых странах мира информационного общества, основой которого является производство услуг. Сердцевину производства услуг составляют образовательные услуги, развитие личности и формирование нового знания. В качестве ведущего фактора экономического роста и обеспечения экономического равновесия хозяйственной системы выступает образование.

5 стр., 2046 слов

Филипас 1. Термодинамическое исследование скважин

... пласта для определения его параметров. Эти исследования также можно применять и для изучения газовых скважин. 1. Термодинамическое исследование скважин. Известно, что колебания температуры на земной ... геотерма. Термограмма - распределение температуры в работающей скважине имеет отклонения от геотермы, которые связаны с термодинамическими и гидродинамическими процессами, происходящими в продуктивном ...

Успехи мировых лидеров в завоевании международных рынков, выпуске конкурентоспособной продукции связаны с наличием в этих странах высококвалифицированных специалистов, подготовленных системой образования. Прогресс общества невозможен без непрерывного инвестирования в сферу образования. Даже, когда экономическое развитие выглядит благополучным, инвестирование должно осуществляться на должном уровне, иначе вследствие быстрого устаревания знаний страна будет отброшена назад. Традиционное образование являлось предметом изучения педагогики, социологии, психологии, философии, истории. Среди экономических наук образованием занимается самая молодая отраслевая наука — экономика образования, рассматривающая специфику производительных сил и производственных отношений внутри образования. С изменением роли образования в современном мире требуется изучения его, прежде всего в экономической теории. Экономическая теория является методологическим ключом для всех экономических наук, так как она изучает экономические отношения и свойственные им законы, в соответствии с которыми развиваются все отрасли народного хозяйства.

Проблема образования в России приобретает особый смысл в связи с резким сокращением объема государственного финансирования, традиционно низким уровнем ресурсного сбережения, характерного для отечественных технологий.

Цель дипломной работы: определить значение ресурсного обеспечения управления качеством образования.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Определить содержания экономических категорий «ресурсы» (потенциалы)» и «ресурсы образовательного учреждения».

2. Определение содержания понятия «качество», «качество образования» как экономических категорий.

3. Сравнительный комплексный анализ внутренних ресурсов (условий).

4. Определить качество условий (ресурсного обеспечения).

Объект исследования — процесс управления качеством образования.

Растущий спрос на образовательные услуги благоприятствует развитию организаций, способных их оказать, однако проблема обеспечения распределения потребности в образовательных услугах приобретает не только количественный показатель — необходимо обеспечить качество соответствующих услуг. Это требует создания системы обеспечения качества образовательной деятельности. На нормативном уровне, например, Т.В. Жукова, указывает на трехуровневую систему правового регулирования качества. Однако «система качества» представляет еще слабый государственный «механизм», что не раз отмечалось центральными органами управления образованием.

Современное законодательство к элементам государственной системы качества образования относит лицензирование, государственную аккредитацию и контроль качества. Лицензирование — достаточно сложный институт административного процессуального права. Высшее учебное заведение проходит лицензирование своей образовательной деятельности в обязательном порядке. Образовательная деятельность, осуществляемая высшим учебным заведением без наличия соответствующей лицензии, является незаконной, и подлежит прекращению.

3 стр., 1107 слов

Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

... институт и Ухтинский государственный технический университет. А из его научно-исследовательских подразделений выросли такие авторитетные научные центры, как, например, Всероссийский научно-исследовательский институт нефти и Институт проблем нефти и газа Российской ... десятилетия, как и 80 лет назад, задача РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина - воспитание и образование конкурентоспособного Специалиста, ...

Глава 1. Образование в условиях рынка

1.1 Процедура аккредитации образовательного учреждения

Аккредитация образовательного учреждения — это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документа об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Закон об образовании гласит: «Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями, установленными в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, и в отношении указанных образовательных программ.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено статьей 12 настоящего Закона, установление его государственного статуса.

Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации проводится аккредитационным органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, при государственной аккредитации образовательного учреждения, имеющего в своем составе филиалы, расположенные на территориях других субъектов Российской Федерации, организует проведение государственной аккредитации таких филиалов во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

34 стр., 16787 слов

История возникновения аккредитации образовательной организации

... темы выпускной квалификационной работы. Целью работы является изучение и комплексный анализ проблем по определению сущности государственной аккредитации образовательной организации высшего образования, ее место и роль в системе качества образования Российской Федерации. Для ...

При проведении государственной аккредитации основных общеобразовательных программ и дополнительных профессиональных образовательных программ аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации в отношении каждой заявленной для государственной аккредитации образовательной программы».

Конституция Российской Федерации в ст. 43 закрепляет право граждан на получение образования и одновременно в ч. 1 ст. 44 — гарантии свободы преподавания и различных видов творчества. При этом признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина являются, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, обязанностью государства.

Тем самым в качестве одной из основных целей государственного управления в сфере образования определяется гарантирование и защита права личности на образование и иных прав и свобод человека и гражданина в области образования.

Государственные гарантии в сфере образования заключаются, в том числе, и в установлении государственных требований к содержанию и качеству образования и проверке соответствия деятельности образовательных учреждений этим требованиям.

В современной системе образования в мире, аккредитация рассматривается как основное средство обеспечения необходимого качества образования. Это достигается за счет введения соответствующих нормативных документов, определяющих требования к условиям образовательного процесса и содержанию образовательных, в частности профессиональных, программ и оценки соответствия образовательного процесса в конкретном учебном заведении этим требованиям.

Вывод

Изучив методическую литературу по теме нашей работы, мы пришли к выводу, что, аккредитация — это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. Основные цели аккредитации состоят в том, чтобы:

  • обеспечить прогресс в образовании за счет разработки критериев и принципов оценки эффективности образования;
  • стимулировать развитие образовательных учреждений и совершенствование образовательных программ путем непрерывного самообследования и планирования;
  • гарантировать обществу, что учебное заведение или конкретная образовательная программа имеют правильно сформулированные цели и условия их достижения;
  • обеспечить помощь в становлении и развитии школы и в реализации образовательных программ.

Аккредитация представляет собой один из аспектов управления качеством, одновременно она есть процедура оценки качества, направленная на формальное одобрение образовательного учреждения (институциональная аккредитация) специальным неправительственным органом, состоящим из экспертов.

1.2 Качество как экономическая категория

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений направлены на повышение качества образовательного процесса.

Образование-это получение систематизированных знаний и навыков, обучения, просвещения.

Образование — совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Качественное образование — это серьезный капитал, залог развития нации, ее приумножения.

Качественное (профессиональное) образование — это благополучие страны и области и вытекающие отсюда последствия обеспечиваются наличием компетентных специалистов всех уровней управления и осуществления производства, других областей деятельности, ориентированных на наиболее перспективные направления экономической, хозяйственной деятельности населения.

4 стр., 1849 слов

Реферат аккредитация

... о государственной аккредитации Если при прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение подтвердило качество предоставляемых образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации. Наличие ...

Качество образования находится в прямой зависимости от уровня профессионализма педагогов. Поэтому одна из главных направлений программ развития школы — создание оптимальных условий для самореализации педагогов в их творческой профессиональной деятельности.

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения дает полную возможность повышать качество работы во всех направлениях в сфере образовательной деятельности.

Современная практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самообследования образовательных учреждений, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности. Отсюда необходимость дальнейшего развития практики публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательных учреждений. Формы такой отчетности должны отражать:

  • миссию, цели образовательного учреждения, в т.ч. по отношению к обеспечению качества образования и выполнению федеральных государственных образовательных стандартов;
  • структуру образовательных программ, их содержание, длительность, требования к условиям для их реализации;
  • организацию системы обеспечения качества образования;
  • состав обучающихся их успеваемость, а также оценку обучающимися учебных программ;
  • достижения выпускников, их успешность на рынке труда и/или в дальнейшем продолжении образования;
  • основные финансовые показатели деятельности образовательного учреждения, уровень его ресурсного обеспечения.

В перспективе оценки деятельности образовательных учреждений необходимо развитие независимых (внешних) оценок — оценок, полученных в результате независимых от образовательного учреждения и от системы образования в целом процедур, стандартизированных и универсальных. А сейчас актуально самообследование образовательного учреждения. (Приложение № 1)

Процедура аккредитации включает следующие этапы:

  • представление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
  • анализ документов, представленных для аккредитации;
  • проверку и оценку заявителя на месте;
  • анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации;
  • оформление, регистрацию и выдачу свидетельства об аккредитации (либо мотивированного отказа в аккредитации);
  • периодический контроль за деятельностью аккредитованной организации.

Каждый последующий этап аккредитации проводится при положительном результате предыдущего этапа. Все этапы, связанные с аккредитацией, должны быть документированы.

Представление заявки на аккредитацию.

Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, подает заявку на аккредитацию в Центральный орган или Территориальный уполномоченный орган, имеющий полномочия в заявляемой области аккредитации и расположенный, как правило, в территориальной близости от заявителя. Организации или их подразделения, являющиеся территориальными уполномоченными органами, подают заявку на аккредитацию в качестве органа оценки соответствия только в Центральный орган.

13 стр., 6095 слов

Стандартизация и метрология. Подготовка документации для аккредитации ...

... критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации. Перечень документов, необходимых для подтверждения соответствия заявителя критериям аккредитации: ...

В заявке на аккредитацию должны быть отражены:

  • вид аккредитации (первичная, повторная, расширение области аккредитации);
  • вид органа оценки соответствия;
  • сведения о заявителе;
  • заявляемая область аккредитации;
  • осведомленность заявителя о процедуре аккредитации;
  • готовность заявителя добровольно и в полной мере выполнять процедуру аккредитации, в том числе принять группу специалистов (экспертов) по аккредитации (комиссию) по проверке органа оценки соответствия, оплатить расходы, связанные с аккредитацией (независимо от результата аккредитации) и последующим периодическим контролем;
  • подтверждение заявителем своего согласия добровольно выполнять требования, обусловленные аккредитацией, в том числе в отношении предоставления информационных услуг.

К заявке прилагают комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа оценки соответствия к аккредитации и возможности проведения ее проверки и оценки.

Перечень документов, представленный образовательным учреждением МОУ СОШ № 1 для проведения государственной аккредитации:

  • заявление о проведении государственной аккредитации, согласованное с учредителем образовательного учреждения;
  • выписка из решения педагогического совета образовательного учреждения о прохождении государственной аккредитации;
  • копия устава образовательного учреждения заверенные образовательным учреждением
  • копия лицензии на право ведения образовательной деятельности образовательного учреждения
  • копия свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения
  • копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц
  • копию свидетельства о постановке на учет учреждения в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (ИНН)
  • информационно-аналитический паспорт
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (представляется после выхода приказа Департамента о государственной аккредитации при получении свидетельства о государственной аккредитации);
  • опись представленных документов.

Документы представлены в папке в твердом переплете, имеют сквозную нумерацию и перечень включенных документов.

Орган, который будет проводить проверку и оценку, должен зарегистрировать заявку, рассмотреть ее и прилагаемые документы на соответствие их состава и достаточности установленным требованиям. В случае достаточности представленных материалов с заявителем заключается договор на проверку. При недостаточности представленных материалов процедура рассмотрения приостанавливается до получения необходимых документов.

1.3 Анализ документов, представляемых для аккредитации

Анализ осуществляет специалист (эксперт) по аккредитации, признанный компетентным в установленном порядке.

Результаты анализа отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации критериям аккредитации. Заключение должно быть подписано специалистом (экспертом) по аккредитации.

5 стр., 2375 слов

Основные положения, правила и оценка соответствия однородной продукции

... качеством. Оценка соответствия может включать следующие этапы: 1 Представление заявки заявителя с приложением соответствующих документов, к их числу можно отнести: декларацию заявителя о соответствии; ТНПА на эту продукцию; документы, подтверждающие качество продукции (это ...

При отрицательных результатах анализа представленных документов принимается решение о приостановлении процедуры аккредитации, которое доводится до сведения заявителя, который может доработать документы и представить их повторно.

Проверка и оценка заявителя на месте.

Проверку на месте осуществляет комиссия, назначаемая органом, который будет проводить проверку и оценку.

Состав комиссии по проверке и оценке заявителя на месте утверждается приказом руководителя Центрального органа или Территориального уполномоченного органа.

В состав комиссии входят специалист (эксперт) по аккредитации и технические специалисты.

Назначение технических специалистов, являющихся представителями Ростехнадзора, должно быть согласовано с техническими комиссиями или территориальными органами Ростехнадзора в письменной форме.

Дополнительные требования к составу комиссии по проверке органов оценки соответствия устанавливаются Центральным органом.

Специалисты (эксперты) по аккредитации, проводящие анализ документов, и члены комиссии по проверке и оценке заявителя на месте:

  • должны иметь соответствующие знания для проведения компетентной и беспристрастной оценки в той области, которая оценивается для получения аккредитации;
  • должны поставить в известность проводящий проверку и оценку орган о наличии существующих, или ранее существовавших, или потенциально возможных связях или конкуренции между ними или их организациями и заявителем;
  • не должны консультировать представителей органа оценки соответствия, так как это может скомпрометировать процесс аккредитации.

Сроки плана проведения проверок, а также составы комиссий должны быть согласованы с заявителями.

Аккредитационная экспертиза проводится комиссией по аккредитационной экспертизе, созданной аккредитационным органом.

В состав комиссии включаются эксперты в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений, научных организаций.

Экспертом является физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в области предмета аккредитационной экспертизы, имеет высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере образовательной или управленческой деятельности не менее чем три года, отвечает квалификационным требованиям к экспертам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и сведения о котором внесены в установленном порядке в реестр экспертов.

Аккредитационный орган осуществляет аттестацию экспертов и ведение на электронных носителях реестра экспертов.

Порядок аттестации экспертов (в том числе порядок ведения реестра экспертов), отбора экспертов для проведения аккредитационной экспертизы и привлечения их к проведению аккредитационной экспертизы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

При проведении аккредитационной экспертизы эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от лиц, заинтересованных в ее результатах.

Результаты аккредитационной экспертизы оформляются заключением комиссии по аккредитационной экспертизе.

Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение комиссии по аккредитационной экспертизе, с указанием состава этой комиссии размещается аккредитационным органом на своем официальном сайте в сети «Интернет».

12 стр., 5571 слов

Организация деятельности аккредитованной испытательной лаборатории

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях: подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных ...

Порядок проведения аккредитационной экспертизы устанавливается положением, указанным в пункте 4 настоящей статьи.

Заключение комиссии по аккредитационной экспертизе рассматривается коллегиальным органом аккредитационного органа, принимающим по результатам такого рассмотрения решение, имеющее рекомендательный характер для аккредитационного органа. В состав коллегиального органа аккредитационного органа включаются представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений и государственно-общественных объединений.

Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения должны пройти проверку в полном объеме.

При проведении проверки должны быть рассмотрены и оценены:

  • юридический статус, структура организации, функции структурных подразделений организации;
  • административная подчиненность и финансовая деятельность (источники финансирования), оценка независимости, беспристрастности;
  • компетентность, опыт работы в заявленной области, при необходимости копии документов, подтверждающих компетентность структурных подразделений заявителя или субподрядной организации (свидетельства об аттестации, аккредитации, сертификаты и др.);
  • кадровый состав, наличие и достаточность персонала с точки зрения квалификации и опыта работы в заявленной области;
  • наличие, полнота и актуальность фонда нормативных документов и документов, регламентирующих деятельность органа оценки соответствия;
  • техническая оснащенность;
  • наличие и достаточность помещений;
  • наличие действующей системы качества;
  • оформление результатов оценки соответствия.

Результаты проверки комиссия представляет на заключительном совещании полномочному представителю заявителя.

Результаты проверки отражаются в акте (формы актов приведены в соответствующих требованиях к органам оценки соответствия), который должен содержать оценку соответствия заявителя критериям аккредитации. В графе «Проверяемые критерии» для различных органов оценки соответствия добавляются специфические требования.

Акт проверки должен быть подписан членами комиссии, в том числе обязательно специалистом (экспертом) по аккредитации проверяющего органа, и полномочным представителем заявителя. В акте проверки указывается один из трех вариантов заключения комиссии: невозможность аккредитовать заявителя; возможность аккредитовать заявителя после исправления замечаний; возможность аккредитовать заявителя. Акт проверки должен содержать комментарии относительно компетентности и соответствия, а также указывать на несоответствия, если таковые имеются, чтобы их можно было устранить для того, чтобы соответствовать требованиям для аккредитации.

В актах проверок и наблюдений строка «Особое мнение» заполняется членом комиссии по проверке в случае его особого мнения по любому из пунктов акта проверки.

Экземпляр акта проверки должен быть направлен заявителю, который может представить свои замечания по указанному акту и в необходимых случаях сообщить о проведенных корректирующих мероприятиях по устранению выявленных несоответствий или о планировании корректирующих мероприятий в течение определенного срока. Заявитель должен разработать конкретные меры для устранения выявленных несоответствий.

Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации.

Орган, проводивший проверку, должен рассмотреть и провести анализ заявки, информации, полученной от заявителя и собранной при анализе и проверке представленных документов, акта проверки, документов, подтверждающих выполнение корректирующих мероприятий по устранению выявленных несоответствий (при их наличии) и другой информации, полученной в связи с аккредитацией. Целью этого рассмотрения является оценка соответствия заявителя критериям аккредитации.

Если проверка и оценка проводились Территориальным уполномоченным органом, он составляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации и передает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, который направляет их в Комиссию по аккредитации.

В случае проведения проверки и оценки Центральным органом в Комиссию по аккредитации передаются проект свидетельства об аккредитации, акт проверки и сведения о выполнении заявителем корректирующих мероприятий с приложением подтверждающих документов.

Принятие решения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседании Комиссии по аккредитации.

Оформление и выдача свидетельства об аккредитации.

Центральный орган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием в нем области аккредитации (формы свидетельств об аккредитации приведены в соответствующих требованиях к органам оценки соответствия) после получения положительного решения Комиссии по аккредитации.

Выдает оформленное свидетельство об аккредитации прошедшему аккредитацию заявителю тот орган, который проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет.

Орган, который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствия подписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации.

В случае отказа в аккредитации, Центральный орган по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.

Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия таких заявления и документов требованиям, установленным настоящим Законом и указанным в пункте 4 настоящей статьи положением.

Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и квалификации по аккредитованным образовательным программам.

В случае, если требуется изменение наименования образовательного учреждения для приведения в соответствие с его государственным статусом, установленным при государственной аккредитации такого образовательного учреждения, ему выдается временное свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет один год. Свидетельство о государственной аккредитации выдается такому образовательному учреждению на основании его заявления и документов, подтверждающих приведение его наименования в соответствие с установленным государственным статусом.

Вывод

Изучив документацию, подготовленную для аккредитации МОУ СОШ № 1, мы пришли к выводу, что школой уделяется серьезное внимание подготовке к процедуре аккредитации. Перечень документов, подготовленных к аккредитации МОУ СОШ № 1, соответствует критериям этой процедуры. МОУ СОШ № 1 подготовила комплект документов, содержащий информацию, необходимую и достаточную для оценки готовности органа оценки соответствия к аккредитации и возможности проведения ее проверки и оценки.

Глава 2. Лицензирование и аккредитация образовательного учреждения

Порядок ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ образовательной деятельности регламентирован Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г. N 796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». В нем устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, в том числе, военного профессионального образования, осуществляемого образовательными учреждениями, научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

В лицензии указываются:

  • наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;
  • регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
  • наименование и место нахождения лицензиата;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • срок действия лицензии.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются:

  • перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень и направленность, нормативные сроки освоения;
  • квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
  • контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

Лицензия выдается не менее чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Министерством образования Российской Федерации, государственными органами управления образованием субъектов РФ и соответствующими органами местного самоуправления. Не только сама образовательная деятельность, но и льготы, установленные законодательством для образовательных учреждений, возникают с момента выдачи ему лицензии. Абитуриент, поступающий в учебное заведение, вправе ознакомится с его лицензией.

Для образовательных учреждений, независимо от их типа, ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, Минобразованием России установлен единый срок представления документов на лицензирование образовательной деятельности с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года.

Итак, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ — это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

В области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат:

  • установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
  • лицензирование образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выдача лицензии на право ведения образовательной деятельности по указанным программам.

Аккредитация, аккредитование (от лат. accredere — оказывать доверие) — 1) в международном праве процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство (или в международной организации), и принятия этих полномочий. Включает акт вручения соответствующему органу или официальному лицу принимающего государства (международной организации) документа, удостоверяющего наличие таких полномочий; 2) в национальном праве процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.).

Напр. образовательного, учреждения — это процедура установления (подтверждения) его государственного статуса (типа и вида).

1 Понятие, виды и регламентация лицензионных процессов высшего образования

«Образование — это есть совокупность знаний, полученных в результате обучения».

Согласно Закону «Об образовании» образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Одним из наиболее распространенных способов административно-правового регулирования и обеспечения общегосударственных интересов в образовании является лицензирование. Именно лицензия является официальным документом, который разрешает учебному заведению заниматься образовательной деятельностью, а потребителям дает возможность среди многообразия учебных заведений найти то, которое работает на данном рынке цивилизованно.

Продолжительное время в законодательстве не было определения понятия лицензирования с указанием всех его существенных признаков. В переводе с латинского слово «лицензия» означает право, разрешение.

В ряде нормативных актов лицензирование относится к функциям государственной власти: некоторые нормативные акты включают лицензирование в перечень обязанностей государственных органов.

Законодательство трактует понятие лицензирование как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Порядок лицензирования в настоящее время регламентирован Положением о лицензировании образовательной деятельности.

Образовательное учреждение в соответствие с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.

Закон «Об образовании» устанавливает общие требования к содержанию лицензии как документа, выдаваемой образовательному учреждению или научной организации:

1)наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

2)наименование и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

3)контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для образовательного учреждения или научной организации и каждого филиала, срок действия лицензии.

Согласно Положению в лицензии указывается следующая информация:

  • а)наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;
  • б)регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
  • в)наименование и место нахождения лицензиата;
  • г)идентификационный номер налогоплательщика;
  • д)срок действия лицензии.

Тем самым Положение выделяет более конкретные пункты и расширяет список требований, необходимых для проведения лицензирования.

Соответственно к обязательному лицензированию представлены образовательные программы повышения квалификации (свыше 72часов), переподготовка (свыше 500часов; свыше 1000часов), образовательные программы среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и после вузовского образования.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются:

  • а)перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
  • б)квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
  • в)контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.

Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия — лицом, его замещающим) и заверяется печатью этого органа. Приложение к лицензии заверяется печатью лицензирующего органа, а при наличии в нем нескольких листов сшивается.

Лицензия без приложения недействительна

(Приложение 1).

Приказом Минобразования РФ утверждена форма бланка лицензии. Бланки лицензий имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документом строгой отчетности. Как уже говорилось ранее, лицензия имеет приложение, без которого она является недействительной. Они подписываются руководителем лицензирующего органа и заверяются печатью. При наличии нескольких листов приложение сшивается.

Приложение является достаточно важным по той причине, что в нем указывается перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их ступени и направленность, нормативные сроки освоения; квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию.

Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии и оформляется соответствующим документом.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

  • а)наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

— б)отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой он зарегистрирован.

Отрицательное заключение по результатам экспертизы и отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При реорганизации, связанной с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения, или его ликвидации лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной; а если реорганизация без изменения организационно-правовой формы, изменение наименования лицензиата, места его нахождения, другие изменения, не приводящие к нарушению контрольных нормативов и показателей, зафиксированных в приложении к лицензии, утрате лицензии лицензиат или его правопреемник обязан в недельный срок подать заявление о переоформлении лицензии и представить соответствующие документы, подтверждающие указанные изменения.

Переоформление лицензии производится без проведения экспертизы в срок, не превышающий 20 дней со дня регистрации заявления.

До переоформления лицензии образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании ранее выданной лицензии, а в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выдаваемого лицензирующим органом.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии полностью или в части осуществления образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, указанным в приложении к лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является:

  • а)обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
  • б)неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных лицензией;
  • в)незаконность решения о выдаче лицензии.

На мой взгляд, нужно ужесточить правила для предоставления лицензии, так как она может выдаваться заочно и не всегда можно проверить предоставленные данные. Аннулирование лицензии осуществиться, если в ней обнаружиться недостоверная информация, но основанием для отказа в выдаче лицензии является — наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации, т.е. содержание этих двух пунктов пересекается между собой. Поэтому нецелесообразно заочно принимать документы, экспертная комиссия в ходе экспертной проверки может решить стоит ли выдавать лицензию.

В недельный срок со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в письменной форме с соответствующим обоснованием информируется об этом лицензиат.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий , в которых указываются:

  • а)сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;
  • б)сведения о лицензиате;
  • в)дата принятия решения о выдаче лицензии, ее регистрационный номер;
  • г)срок действия лицензии;
  • д)основание и дата переоформления лицензии;
  • е)основание и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
  • ж)основание и дата аннулирования лицензии.

Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Указанные лица вправе получать информацию из реестров лицензий в виде выписок о конкретных лицензиатах.

Передача лицензии другому образовательному учреждению, а также образовательная деятельность филиала на основании лицензии образовательного учреждения, подразделением которого является филиал, не допускаются.

Образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, в том числе в филиалах, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Итак, лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФЗ РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положением о лицензировании образовательной деятельности. Эти документы определяют порядок лицензирования для всех учебных заведений в РФ.

Выше перечисленные нормативные акты устанавливают единой порядок для выдачи лицензий высшим учебным заведениям. Положение достаточно полно описывает процедуры лицензирования: кем осуществляется, что указывается в лицензии, кем подписывается, сколько экземпляров, сроки рассмотрения и т.д.

2.2 Документирование процесса лицензирования вуза

Лицензионные требования подразделяются на два вида: требования, которые разрешают вузам начать работу, и лицензионные требования к образовательным программам вуза.

Согласно Положению, лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования РФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ (республик, краев, областей) и органы местного самоуправления, которые наделены соответствующими полномочиями. При этом лицензирование образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ) осуществляет Министерство образования и науки в РФ. Филиалы вузов получают отдельную лицензию. Но в целях усиления контроля за деятельностью филиалов со стороны учреждения и головного вуза планируется оформление единой лицензии. Проходит лицензирование в несколько этапов. Прежде всего, следует получить место в «очереди» на лицензирование. Для включения в график лицензирования в течение апреля текущего года вуз направляет в Управление лицензирования, аккредитации и надзора в образовании Рособрнадзора заявку на лицензирование в течение следующего учебного года новых основных или дополнительных образовательных программ за подписью ректора, согласованную с учреждением. До 1 июня Рособрнадзор формирует график лицензирования и извещает вузы письмом о сроках предоставления комплекта документов.

Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются лицензирующим органом и хранятся в течение срока действия лицензии. Копия описи документов с отметкой об их приеме передается соискателю лицензии.

Срок рассмотрения заявления о выдаче лицензии и создания экспертной комиссии не может превышать 20 дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами. Экспертиза проводится в течение 30 дней с даты создания экспертной комиссии. По результатам экспертизы подготавливается заключение, которое подписывают председатель и члены экспертной комиссии. Решение лицензирующего органа о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не более 60 дней со дня регистрации заявления.

Лицензия выдается не менее чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется соискателю лицензии в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия лицензирующим органом соответствующего решения.

Лицензии выдаются вузам лишь в том случае, если у них на правах собственника, оперативного управления, аренды или самостоятельного распоряжения есть необходимая учебно-материальной база.

Основными документами, предоставляемыми на лицензионную экспертизу являются:

  • заявление;
  • сведения об укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников;
  • сведения о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса;
  • сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении;
  • сведения о педагогических работниках.

Формы данных документов утверждены Приказом Министерства образования.

Они имеют унифицированную табличную форму и в них вносится переменная информация, для каждого высшего учебного заведения своя.

В заявлении указываются: образовательные программы (наименование, нормативный срок освоения, уровень, направленность), квалификации, контингент обучающихся (всего, очно, заочно, экстернат), срок окончания действующей лицензии.

«______» ____________ 200__ г. Форма №1

Министерство образования Российской Федерации

Просим провести экспертизу ____________________________________

(наименование образовательной организации в соответствии с Уставом)

расположенного по адресу__________________________, (тел.) _ (юридический адрес и телефон образовательной организации)

на право ведения образовательной деятельности по:

№ п/п

Образовательные программы

послевузовского профессионального образования

Условия обучения, предлагаемые образовательным учреждением

Наименование учредителей, юридический адрес

уровень профессионального образования

форма обучения (очная, очно-заочная,

заочная)

контингент обучающихся , по курсам и формам

обучения

исходный уровень образования принимаемых , на I курс (среднее общее, среднее, высшее

профессиональное)

срок обучения в годах

степень или квалификация, присваиваемые

про окончании обучения

шифр

название

курсы обучения

I

II

III

IV

V

VI

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Руководитель(и) учредителя(ей) (или учредитель) образовательного учреждения

М.П. ________________________(Ф.И.О.)

В сведениях об укомплектованности штатов, предполагаемой численности обучающихся, воспитанников указываются: Штатная численность работников соискателя лицензии: всего; в т.ч. педагогические работники; из них: штатные; педагогические; работники (без учета внешних); педагогические работники, работающие на условиях штатного совместителя (внешние совместители); педагогические работники, работающие на условиях почасовой оплаты труда; образовательный ценз педагогических работников; численность контингента обучающихся.

В сведениях о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса указывается: фактических адрес зданий, вид и назначение зданий, форма владения, наименование организации, реквизиты и сроки действия правомочных документов, название и реквизиты документов государственной противопожарной службы.

В сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении указывается: наименование дисциплин, количество обучающихся, автор, название, место издания, издательство и т.д., а также количество.

В сведения о педагогических работниках указывается: наименование дисциплин, ФИО, должность преподавателя, какое образовательной учреждение окончил, ученая степень, стаж, основное место работы, условия привлечения к трудовой деятельности.