Еще совсем недавно ведущие российские ученые спорили о том, можно ли говорить о переходе России к информационному обществу. На сегодняшний день такие споры практически прекратились: большинство исследователей сошлись во мнении, что в сегодняшней России присутствуют основные тенденции, явно свидетельствующие о ее движении к обществу информационному.
В первую очередь это означает, что информация становится ведущим ресурсом экономического, социального, политического и культурного развития, а современные технологии ее обработки и распространения только усиливают данную тенденцию. Также это означает увеличение темпа жизни, что в свою очередь требует повышения уровня мобильности, образованности, адаптивности людей к постоянно изменяющимся условиям.
Переход к информационному обществу приводит к тому, что успех достигается, в основном, за счет личного конкурентного преимущества, которое можно определить, как способность индивида наиболее эффективно функционировать в постоянно меняющемся мире.
Чем же на сегодняшний день определяется этот уровень эффективности? Что является главным критерием успешности? Ответ достаточно очевиден: если информация становится ведущим общественным ресурсом, наиболее конкурентоспособным является индивид, способный в максимально короткий промежуток времени находить, получать и усваивать необходимую ему информацию, а также использовать полученные знания наиболее удачным в конкретной ситуации образом.
Неуклонно возрастающий интерес к получению базового образования, переобучения или повышения квалификации имеет объективную основу. Технический прогресс и растущий динамизм жизни приводят, с одной стороны, к росту потребностей людей в эффективном образовании, с другой — к новым методам его получения.
Сто лет назад образование получали избранные. У одного ученика было несколько учителей, передающих знания, в прямом смысле «из рук в руки». Технический прогресс привел к необходимости увеличения доступности образования, а, следовательно, и к росту количества студентов на одного педагога. Происходила трансформация форм и методов передачи знаний. Появилось заочное обучение. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. В этом контексте дистанционное обучение необходимо рассматривать не как альтернативу очной форме получения образования, но как ее дополнение, позволяющее оптимизировать учебный процесс за счет предоставления разным категориям граждан различных образовательных услуг, наиболее полно удовлетворяющих их потребности.
Цели и структура непрерывного образования
... общества. Необходимость реформирования систем образования в развитых странах в настоящее время связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, ... противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить ... образования; горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации ...
Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным, ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики является одним из лидеров на рынке образовательных услуг в сфере дистанционного образования. Направление на развитие ДО, заданное головным вузом, реализуется и на уровне филиалов. Белгородский филиал МЭСИ первым в Белгородской области применил дистанционные технологии для получения высшего образования. Такая удобная, прогрессивная форма обучения пользуется спросом и уже привлекла сотни студентов.
В рамках снабжения студентов новыми учебными материалами, белгородскому филиалу МЭСИ пришлось столкнуться с такими задачами как подготовка качественного и достаточно информативного контента, что, в свою очередь, привело к появлению такого подразделения как отдел РЦПК, который принял на себя всю ответственность по решению данной задачи.
Проектирование информационной системы это логически сложная, трудоемкая и длительная работа, требующая определенных знаний. В данной дипломной работе проектируется автоматизированная информационная система учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов.
Так как предполагается, что с данной системой будет работать ограниченное число людей в рамках одного отдела, то разумнее было бы построить ее по принципу «файл-сервер». Преимуществами данного принципа является относительная простота создания и обслуживания СУБД.
Автоматизированная система учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов проектируется с целью повышения эффективности и качества работы сотрудников ЦПК, с целью увеличения скорости обработки информации, что позволит ускорить процесс выполнения монотонной, но важной работы по созданию ресурсов учебного назначения.
Применение автоматизированной системы позволит максимально упростить и оптимизировать труд работников отдела при назначении и выполнении задач и при формировании отчетов. Качество выполняемой работы возрастет при сокращении сроков выполнения.
1.1 Центр проектирования контента белгородского филиала МЭСИ
В настоящее время в сфере образования России происходит формирование единой информационно-образовательной среды. В концепции создания и развития системы дистанционного образования в России под информационно-образовательной средой понимается «системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей».
В последнее время в основном используется менее технократичное определение, рассматривающее информационно-образовательную среду с точки зрения двух основных ее функций: информационной и образовательной, т.е. как образовательную среду, базирующуюся на широком использовании информационных технологий. Под информационной образовательной средой учебного заведения понимается сложная система, аккумулирующая интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс в целом и процесс обучения в частности.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) является флагманом движения российских вузов к электронному обучению. В вузе практикуется смешанная форма обучения с постепенным увеличением доли электронного обучения. На каждом факультете МЭСИ выбираются учебные программы, преподаватели по которым готовы перейти в режим электронного взаимодействия со своими студентами. Практически каждая группа студентов вуза попадает хотя бы на один курс, в котором лекции и семинары проводятся в интерактивном режиме: студент самостоятельно изучает лекционный материал, выполняет лабораторные работы, сдает тесты, общается в дискуссионных форумах и чатах с сокурсниками и преподавателем. Переводом традиционных учебных курсов в электронную форму занимается специальное подразделение — Центр проектирования контента (ЦПК).
Курс разбивается на темы, включающие в себя рекомендации по обучению, собственно учебное пособие, краткое содержание по теме, практикум, тест и общую презентацию.
Одной из главных целей создания центра проектирования контента является организация, научно-методическое обеспечение, и собственно разработка ресурсов учебного назначения.
В своей деятельности региональный центр проектирования контента руководствуется действующим законодательством, Уставом Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Положением о филиале МЭСИ и положением об отделе РЦПК.
В ЦПК разрабатываются электронные учебные курсы любой сложности, причем с использованием видеолекций, видеоконференций, презентаций, анимации, тренингов. Все это стыкуется в единый документ, представляющий собой последовательность учебных материалов. Курс делается при активной поддержке преподавателя, разрабатывавшего эти материалы.
Можно выделить основные функции Центра проектирования контента:
1. Участие в разработке инструкций, методических и нормативных стандартов, связанных с проектированием, разработкой и оформлением контента.
2. Участие в согласовании плана подготовки контента.
3. Контроль входящего контента на соответствие стандартам.
4. Участие во внедрении и запуске систем управления обучением.
5. Разработка электронных учебных курсов по плану ЦПК МЭСИ.
6. Разработка электронных изданий на заказ.
7. Участие в организации электронного обучения в БФ МЭСИ.
Иерархическую структуру сотрудников Центра проектирования контента можно отобразить в виде следующей схемы:
1.2 Электронные образовательные ресурсы и их виды
Одним из главных элементов информационно-образовательной среды являются образовательные ресурсы.
Под образовательными ресурсами понимается учебная, методическая, справочная, нормативная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации прохождения учебного процесса с гарантированным уровнем качества.
Вводится также понятие электронного образовательного ресурса (ЭОР): Электронный образовательный ресурс — это любой электронный ресурс, содержащий информацию образовательного характера.
Электронные образовательные ресурсы являются основой для содержательного наполнения образовательного пространства.
Общепринятой классификации образовательных ресурсов не существует, что создает определенные проблемы при их каталогизации, но по функциональному признаку, определяющему значение и место образовательного ресурса в учебном процессе, их можно классифицировать как:
1. Программно-методические электронные ресурсы (учебные планы, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);
2. Учебно-методические электронные ресурсы (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы);
3. Обучающие электронные ресурсы (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);
4. Вспомогательные электронные ресурсы (сборники документов и материалов, справочники, указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций);
5. Контролирующие электронные ресурсы (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).
Данная классификация поможет произвести каталогизацию и обеспечит удобную навигацию по всей базе имеющегося контента.
Центр проектирования контента в своей деятельности специализируется в основном на разработке обучающих и контролирующих электронных ресурсов.
Примером обучающего электронного ресурса может служить электронный учебный курс, отвечающий требованиям спецификации IMS. Его оптимальный состав определен согласно требованиям замкнутости, системности и дидактической достаточности, и включает в себя следующие компоненты:
- Руководство по изучению дисциплины;
- Теоретическая часть (учебное пособие);
- Практикум;