В современном обществе трудовая деятельность является важнейшей сферой самореализации личности: обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Актуальность темы исследования заключается в том, что успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных специалистов в профессиональных учебных заведениях в решающей степени зависит от профессиональной и педагогической квалификации педагогов-преподавателей и мастеров производственного обучения.
Важно отметить, что вопрос социальной адаптации выпускников профессиональных образовательных учреждений и сегодня остается крайне проблематичным. При этом педагогический коллектив должен рассматривать его в два этапа: первый – принятие роли обучающихся профессиональной школы, второй – самостоятельная трудовая деятельность в условиях конкуренции.
По статистическим данным большинство воспитанников не способны в полной мере оценить те новые социальные связи, в которые они включаются в процессе начала трудовой деятельности. Результатом является значительная неуверенность в завтрашнем дне, правда, для определенной части характерно желание получить дополнительную профессию, стать конкурентоспособным специалистом, открыть свое дело.
Кроме того, многие обучающиеся приходят из общеобразовательной школы с отрицательным отношением к получению знаний. Практика показывает, что формирование трудовых навыков, приемов обращения с инструментами, обучение управлению станками у них идет успешнее, чем овладение теоретическими основами профессии. Это обусловлено и отношением данной категории к умственной деятельности, недостаточностью их интеллектуального развития вследствие педагогической запущенности.
Особенности жизни и воспитания накладывают на многих своеобразный отпечаток, который иной раз ошибочно принимают за интеллектуальную ограниченность.
При всем этом неверно утверждать, что многих обучающихся вообще ничто не интересует. В одном из исследований было установлено, что из общего числа обследованных «трудных» обучающихся учреждений среднего профессионального образования (500 человек) 28% интересовались техникой, 38% много читали, 29% увлекались изобразительным искусством или музыкой, 56% — спортом, 60 % занимались в различных кружках и секциях. У 48% из них было отмечено избирательное положительное отношение к отдельным учебным предметам. В связи с этим, не правы те педагоги, которые по отношению к таким обучающимся утверждают, что их «вообще ничем нельзя заинтересовать, у них нет никаких интересов» или что «интерес у них только ко всему плохому».
Виды и особенности промышленной деятельности исправительных учреждений
... учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов - 11,5%, в форме предпринимательской деятельности ... 2003. - С.140.. В условиях рыночных отношений весьма сложным условием ... деятельности или обучения (рабочие, служащие, занимающиеся предпринимательской деятельностью, имеющее основной доход от занятий в сельском хозяйстве, учащиеся профтехучилища, средней школы, вспомогательной школы, ...
Соответствие квалификации работника требованиям профессии является основой его профессионального и личностного благополучия, а это во многом зависит от мастеров производственного обучения.
Мастер производственного обучения – это особая должность в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, его задачи и обязанности многообразны и сложны.
Для мастера производственного обучения объектом деятельности являются обучающиеся.
Предметом исследования является деятельность мастера производственного обучения.
Целью данного исследования является изучение роли мастера в подготовке занятий производственного обучения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Ознакомиться с понятием производственного обучения, его функциями и особенностями;
- Изучить требования к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихся ;
- Ознакомиться с основными этапами деятельности мастера производственного обучения в течение учебного года ;
- Описать свой личный педагогический опыт мастера производственного обучения.
В ходе подготовки работы использованы такие методы исследования как наблюдение, опрос, анализ, изучение продуктов деятельности обучающихся, изучение и обобщение опыта педагогов-практиков, педагогов-новаторов, социологические методы и другие.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных ученых в области педагогики и психологии.
1. Изучение теоретических аспектов роли мастера производственного обучения в системе профессионального образования
1.1 Понятие производственного обучения,
его особенности и функции
В содержание производственного обучения обучающихся входит обучение практическим знаниям, умения и навыкам, которое обеспечивает подготовку к определенной профессии и уровня квалификации и воспитание его, как активного и сознательного автомеханика нового общества.
Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога профессионального обучения и руководимых им обучающихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей обучающихся, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения.
Методы исследования и анализа причин производственного травматизма ...
... и другие методы анализа производственного травматизма - экономический, ... травматизма и профессиональных заболеваний принято подразделять на организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические. Организационные причины травматизма ... и профзаболеваний целиком зависят от уровня организации труда на предприятии - отсутствие или неудовлетворительное проведение обучения ...
Процесс обучения обусловлен целью образования и взаимодействием основных его компонентов: содержание обучения; преподавание, т.е. деятельность преподавателя; учение – деятельность обучающихся; средства обучения.
С.К. Бегалин, А.П. Данилин, В.В. Литвиненко считают, что производственное обучение, как и весь процесс обучения, призвано осуществлять три взаимосвязанные основные функции – образовательную, воспитывающую, развивающую.
Образовательная функция процесса производственного обучения в формировании у обучающихся умений и навыков проявляется в выполнении трудового процесса, включающего операции, приемы и действия, связанные с его планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.
Конечной целью осуществления образовательной функции является получение учащимися основ профессионального мастерства.
Воспитывающая функция процесса обучения проявляется в том, что обучение постоянно воспитывает обучающихся.
Воспитание в отличие от обучения, где главная задача – формирование знаний, умений и навыков – это формирование у обучающихся определенных отношений к окружающей их действительности, к коллективу, воспитание чувств нравственности, морали.
В процессе производственного обучения у обучающихся формируются основы мировоззрения, убеждения, уважительное отношение к труду, бережное отношение к общественной собственности, трудовая дисциплина, добросовестность, ответственность, формируются нормы и правила поведения. На воспитание обучающихся большое влияние оказывает педагогическое и профессиональное мастерство мастера, уровень его общей эрудиции, умение убеждать, личный пример.
Развивающая функция процесса производственного обучения заключается в систематическом и целенаправленном развитии в процессе формирования умений и навыков познавательных способностей обучающихся, рациональных приемов мышления, самостоятельности.
Развивающее обучение охватывает также развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения.
Все эти функции производственного обучения тесно связаны и взаимозависимы.
Каждый мастер, готовясь к произведению занятий, должен продумывать, какие конкретные обучающие, воспитательные и развивающие задачи он будет решать.
Важное значение имеет подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности обучающихся, а также способствовать формированию их мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Не менее существенным является также выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление обучающихся, их самостоятельность и обеспечивали глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями.
Реализация этой закономерности требует тесной связи теории с практикой, обучения с общественной деятельностью и производительным трудом обучающихся, которые способствуют обогащению знаниями, формированию их взглядов и убеждений, вырабатывают стремление к активному служению Родине, закаляют волю и характер.
Аспекты производственного обучения в системе профессионального ...
... Режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням. Требования к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихся согласно требований ФГОС. Мастер производственного обучения – это основной учитель профессии, ...
Большое разнообразие закономерностей обучения требует от педагога большой дидактической умелости и мастерства в проведении учебных занятий. Без этого трудно добиться успехов в стимулировании учебно-познавательной активности обучающихся, в осуществлении образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Производственное обучение имеет ряд особенностей:
- Процесс обучения происходит в условиях определенной ориентированности обучающихся на получение конкретной профессии – это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес обучающихся к специальным предметам и производственному обучению;
- Существует тесная связь обучения с производительным трудом подростков – это определяет общую прикладную профессиональную направленность учебного процесса, умение ребят применять знания для решения практических задач, взаимосвязь общих целей умственного развития обучающихся и целей формирования их технического мышления;
- Особую роль играют мастера производственного обучения, которые являются учителями профессии, воспитателями и наставниками учеников – это в значительной степени влияет на организацию учебного процесса и во многом определяет специфику деятельности преподавателей по обучению и воспитанию студентов;
- Обучающиеся одновременно получают общеобразовательную и профессионально-техническую подготовку, что обусловливает необходимость осуществлять учебный процесс на основе их тесной взаимосвязи и взаимозависимости;
- Режим учебного процесса таков, что теоретическое обучение чередуется с производственным, как правило, по целым дням.
1.2. Требования к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихся
Мастер производственного обучения – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в рабочую жизнь.
Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы слова «питать». Слова «воспитывать» и «вскармливать» не без основания сейчас нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.
В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно — Учитель.
Организация производственного обучения в профессиональном образовании
... форм и методов обучения в организации производственного обучения позволит более эффективно организовать процесс обучения. При применении многообразия современных видов и форм процесса обучения, произойдет смещение акцентов в сторону самоучения и самостоятельной работы обучающихся, и нетрадиционных ...
Профессия педагога не зря считается вечной, ибо он выполняет важнейшую миссию передачи основных знаний и опыта, накопленного народом, нацией, этносом, растущему человеку, молодежи.
Великий писатель Л.Н. Толстой считал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Великий русский ученый-химик Д.И. Менделеев считал профессию педагога не только особой, но и возможной далеко не для каждого.
«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное признание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что «многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
Выбор профессии мастера, педагога, наставника предполагает наличие у человека, прежде всего определенных нравственных качеств: любви к детям и бескорыстия: творчества, терпения и самоотдачи, доброты. Без этого нет смысла даже «пробовать» себя в роли педагога. Почему? Да потому, что можно научиться планировать урок и внеклассную работу, овладеть различными формами и методами работы. Научиться многому другому, но так и не стать педагогом, отдающим всего себя детям, их будущему.
По мнению В.Б. Успенского, А.П. Чернявской, мастерство (высший уровень профессионализма) — комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в такой творческой деятельности глубоко индивидуально, но можно найти некоторые общие его компоненты. Прежде всего это те личностные качества.
Во-вторых, мастером нельзя стать без солидной базы знаний. В каких же областях? По этому поводу четко высказался В.А. Сухомлинский: «Хороший учитель — это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее… Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель — это … человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно».
Третьим компонентом педагогического мастерства является профессиональная педагогическая техника, под которой понимается совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Методика производственного обучения
... методика производственного обучения". Целями выполнения курсового проекта является обобщение и закрепление методических знаний и умений при углубленном изучении вопросов проектирования учебного занятия профессионального обучения, а также формирование умений самостоятельной работы ...
Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика); управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения. Можно говорить о технике предъявления требований, технике выполнения педагогического рисунка, технике проведения беседы и т.д. Уровень общего развития подростков, с каждым годом растет, это требует от мастера производственного обучения гибкости, культуры поведения, знаний в области теории и методики, умения работать с обучающимися.
Для успешного решения педагогических задач, которые стоят перед мастером производственного обучения, ему непременно нужно быть еще мастером-профессионалом в области педагогической деятельности. Это педагогическое мастерство характеризуется следующим.
Мастер производственного обучения знает самые эффективные способы обучения обучающихся той профессии, которой владеет сам: он умеет воспитывать у обучающихся любовь и уважение к своей будущей профессии, умеет формулировать производственные задачи, преодолевать трудности на пути к достижению цели, нести ответственность за результаты деятельности.
В процессе обучения мастер особенно близко и в разных планах соприкасается с учащимися: показывает трудовые приемы, контролирует их усилия, оценивает качество продукции, поощряет воспитанников и т.д., поэтому его влияние на формирование личности учащегося особенно велико.
Воздействие мастера на обучающихся, по терминологии А.С. Макаренко, может быть как прямым (мастер — учащийся), так косвенным, параллельным (мастер — авторитетный помощник — учащийся).
Уметь скрывать свою активную роль и позицию, маскировать прямое педагогическое воздействие, использовать все возможные каналы параллельного действия – также один из признаков высокого педагогического мастерства.
Умелый мастер хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает коллективную, бригадную и индивидуальную работу обучающихся на уроке, правильно распределяет обязанности между обучающимися, учитывает их индивидуальные возможности и способности.
К примеру, И.П. Позняк в учебнике «Методика проведения занятий производственного обучения в профессионально технических училищах» выделил основные типичные методы, применяемые в процессе обучения обучающихся профессионально-технических училищ, и классифицированы так:
- Устное изложение учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем рассказа-объяснения и беседы;
- Непосредственное восприятие учащимися учебного материала, которое может быть практически осуществлено путем:
а) самостоятельных наблюдений обучающихся;
Обучение и развитие персонала на железнодорожном транспорте
... Целью обучения является получение образования. Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков, способностей и поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и работе. Уровень образования определяется производственными ...
б) демонстрации и показа;
в) лабораторно-практических работ;
г) экскурсии;
- Работа обучающихся над книгой.
И.П. Позняк также среди основных методов обучения выделял и такие, как:
- Личный показ мастером трудовых приемов и процессов, а также технической документации;
- Практическая самостоятельная работа обучающихся, которая осуществляется путем:
а) упражнений (этот метод применяется и в теоретическом обучении);
б) выполнения учащимися учебно-производственных работ различной сложности.
Указанные методы обучения должны обеспечить систематичность и последовательность в изучении учебного материала, активность, сознательность и прочность в усвоении учащимися знаний, умений и навыков по специальности.
В учебнике «Производственное обучение в рамках профессионально-технического училища» М. А. Жиделев высказал мнение о том, что для того, чтобы обеспечить систематическое, сознательное и прочное усвоение учащимися приемов производственного обучения, профессиональных знании, навыков и умений, составляющих содержание производственного обучения, при выборе методов необходимо учитывать особенности содержания обучения и учебной деятельности, характер учебной задачи, подготовку обучающихся.
Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных и психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения и воспитания, способности к постоянному совершенствованию, его личностных качеств.
Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер. Наиболее часто применяемый метод их изучения – массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти опросы могут быть устными или письменными. Широко используются также социометрические методы, сравнительные исследования. Поскольку эти методы пришли в педагогику из социологии, их называют социологическими.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом.
Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.
Содержание работы мастера производственного обучения (2)
... Составление плана производственного обучения Основной составления месячного плана являться учебный план и программа производственного обучения, перечень учебных работ по профессии, а также Положение о планировании производственной деятельности училищ. Такой план дает мастеру возможность заблаговременно ...
Для дальнейшего изучения обучающихся мастер должен проводить родительские собрания, просить родителей в письменном виде или в ходе личных бесед сообщить некоторые данные, которые могут быть ему полезны в работе. Желательно, чтобы родители были откровенны с мастером. Это поможет ему с первых дней найти контакт с ребятами. Мастер производственного обучения должен знать адрес, телефон, место работы родителей, для того чтобы легко и быстро связаться с ними в случае необходимости.
Только при активной помощи родителей можно успешно решить воспитательные цели, стоящие перед техникумом. Поэтому для каждого мастера столь необходимы тесные контакты с родителями.
За качество обучения и воспитания будущих молодых квалифицированных рабочих, в первую очередь, ответственны преподаватели и мастера производственного обучения. Их основные обязанности следующие:
- вооружить обучающихся прочными и глубокими знаниями, умениями и навыками;
- проводить учебную работу на высоком идейном и научном уровне, обеспечивать выполнение учебных планов и программ, вести учет успеваемости обучающихся, организовывать и контролировать их самостоятельную работу в училище и дома;
- осуществлять идейно-политическое воспитание обучающихся во время занятий и во внеурочное время;
- заниматься оборудованием рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;
- организовывать помощь общественным организациям обучающихся;
- заботиться о здоровье, быте, физическом воспитании и отдыхе обучающихся;
- отчитываться о результатах учебно-воспитательной работы.
Мастер производственного обучения – не только профессия, суть которой передавать свои знания, умения и навыки, а высокая миссия становления личности, утверждения человека в человеке.
1.3.Основные этапы деятельности мастера производственного обучения в течение учебного года
Условно трудовую деятельность мастера производственного обучения можно разделить на следующие основные этапы.
Во-первых, подготовка мастера производственного обучения к новому учебному году. Одной из главных задач на данном этапе является составление перечня учебно-производственных работ, выполняемых обучающимися в учебных мастерских и на производстве.
Перечень учебно-производственных работ мастер производственного обучения составляет на полугодие или на год, под непосредственным руководством директора в соответствии с программой производственного обучения.
При составлении перечня учебно-производственных работ необходимо учитывать их содержание, сложность, объем для того, чтобы учащиеся планомерно и последовательно накапливали производственные умения и навыки в соответствии с учебной программой определенного периода обучения. Мастер обязан подбирать объекты для выполнения рабочих приемов, операций, и работ с применением современного оборудования, приспособлений и инструментов в точном соответствии с программой производственного обучения.
Разработка системы для дистанционного обучения
... а так же непосредственной разработке системы дистанционного обучения и посвящена дипломная работа. 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ 1.1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ... работает в режиме бета-тестирования и только на английском языке. По этой причине пользоваться этим ресурсом для осуществления самостоятельной подготовки сложно. На ...
Следует помнить, что обучение студентов строится по операционному – комплексной системой, т.е. студенты вначале изучают операции и приемы работ, а затем закрепляют их при выполнении комплексных работ по изготовлению специально подобранных изделий, которые должны полностью соответствовать учебным задачам каждой темы.
Составленный перечень учебно-производственных работ до начала учебного года обсуждается вначале на методической комиссии колледжа, на педсовете и утверждается директором или заместителем директора по учебно-производственной работе.
Прием обучающихся и участие в комплектовании учебной группы — важный этап подготовки мастера к новому учебному году, так как знакомство с будущими учениками поможет ему с первых дней занятий правильно построить учебно-воспитательную работу. Поэтому задолго до начала учебного года мастер должен принять самое активное участие в работе по профориентации в школах. Рекомендуется не только самому знакомить школьников и их родителей с профессией, которым обучают в техникуме, условиями приема, учебы, дальнейшими перспективами, но и привлекать к проведению бесед обучающихся, которые рассказывают об учебе, о своих успехах.
Обязанности мастера не ограничиваются профориентационной работой. Он должен принимать непосредственное участие в работе приемной комиссии и в комплектовании учебной группы. Чтобы составить правильное представление о каждом из новичков, мастеру необходимо не только подробно ознакомиться с их личными делами, но и выяснить чем интересуется новичок, где и как он учиться, какую вел общественную работу.
Не менее важной является методическая подготовка мастера к новому учебному году, которая влияет на организацию производственного обучения в течение всего учебного года. Поэтому она должна быть тщательно продуманной, своевременной.
Чтобы подготовить рабочего соответствующего разряда, высокой квалификации, мастер производственного обучения должен ясно представлять себе какие знания, умения и в какой последовательности, и в какой период обучения необходимо усвоить обучающимся. Для этого ему нужно изучить квалификационную характеристику, учебные и сводно-тематические планы учебных программ производственного обучения, спецтехнологии и других предметов теоретического обучения. Необходимо также подробно изучить методические рекомендации в разделах программ производственного обучения. Мастер должен заранее выяснить, какие материалы есть в колледже, чего нет и сообщить об этом директору.
Не может оставаться без внимания мастера производственного обучения опыт новаторов производства, использование ими передовой техники и прогрессивной технологии. Эти достижения необходимо использовать и в учебном процессе. Основной для ознакомления с передовым опытом являются базовые предприятия, где имеются технические кабинеты, квалифицированные специалисты, оборудование и инструменты соответствующие данной профессии.
Для более успешного обучения и воспитания обучающихся мастеру необходимо также изучать конструктивные и методические материалы, следить за обобщением передового опыта в журналах, газетах и т.д.
Подготовка учебно-материальной базы и учебных мастерских к новому учебному году предусматривает ремонт старого и установку нового оборудования, переоборудование рабочих мест обучающихся и мастеров, приобретение необходимых инструментов, приспособлений, материалов, составление перечня учебных работ. Разработку технологической документации, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.
Особое внимание мастер должен уделять своевременному ремонту имеющегося у него инструмента и приспособлений, приобретению новых, приведению в порядок оборудования учебной мастерской и рабочих мест. При этом необходимо следить за тем, чтобы инструменты и приспособления были исправны, отвечали требованиям безопасности труда и технической эстетики.
Как известно любовь к профессии начинается с любви к колледжу, мастерской, рабочему месту. Решающее значение при этом имеет первое впечатление новичка. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы день, когда обучающийся вступит впервые на порог колледжа, запомнился ему на всю жизнь как что-то значительное, праздничное, чтобы слова… мой колледж, моя мастерская он произносил с гордостью.
Не менее серьезно следует готовиться к занятиям с учебной группой второго и третьего курсов, так как обучающиеся от первого периода – усвоения приемов и первоначальных навыков выполнения основных операций переходят ко второму и третьему периоду обучения в мастерских и к производственной практике.
Многообразие и сложность учебно-воспитательных задач при обучении обучающихся требуют от мастера особо ответственного и продуманного подхода к организации работы с группой и каждым обучающимся в отдельности. Чтобы правильно организовать процесс производственного обучения ученика на предприятии, необходимо изучить производственный процесс и применяемые формы организации труда, рабочие места, где будут проходить практику студенты.
Мастер производственного обучения, готовясь к учебному году, должен заблаговременно разработать такую методику проведения уроков производственного обучения и план материально-технического оснащения учебного процесса, чтобы добиться высокой эффективности овладения обучающимися необходимыми знаниями, умениями и навыками.
При составлении перспективно-тематического плана, мастер руководствуется программой производственного обучения и перечнем учебных работ. Необходимо раскрыть цели изучения каждой темы учебной программы производственного обучения, а также согласовать с преподавателями специальных дисциплин для проведения контрольных и лабораторных работ, составление технологических процессов обработки, проведение экскурсий, встреч с передовиками и новаторами предприятий.
Одним из качественных показателей урока является внедрение передового производственного опыта. Поэтому, разрабатывая перспективно — тематический план, мастер должен предусматривать время на изучение передового опыта, изготовление необходимой оснастки, приспособлений для внедрения их на уроке.
При планировании производственного обучения необходимо правильно намечать расстановку обучающихся по рабочим местам.
Во-вторых, подготовка к изучению темы, проведению занятия. На данном этапе мастер должен продумать, какую техническую литературу следует изучить, что можно заимствовать из опыта передовиков производства базового предприятия с какими приёмами организации труда ознакомить обучающихся.
При подготовке каждой темы, мастеру следует определить какие операции, приемы работ, упражнения должны выполнять учащиеся, перечень работ, материально-техническое оснащение урока. Техническую и технологическую документацию, на что необходимо обратить внимание при работе на оборудовании, при его наладке и уходе за ним, способы и приемы контроля качества продукции. Мастеру необходимо продумать, как научить обучающихся соблюдению требований безопасности труда, бережному отношению к инструменту и как активизировать ребят при изучении данного материала.
Мастер должен помнить, что при обучении любой профессии есть приемы работ, которые требуют более длительного освоения, но от них зависит квалификация обучающегося и его становление как специалиста. Однако очень часто эти приемы кажутся учащимся неинтересными, скучными. Чтобы сделать занятие более интересным, увлечь ребят, мастер должен особенно тщательно продумать объяснения, устроить урок так, чтобы подростки поняли необходимость правильного выполнения упражнений.
Самое главное чтобы обучающиеся не только организованно, с интересом выполняли упражнения, но и поняли их суть, научились самостоятельно оценивать правильность выполнения рабочих приемов.
Все занятия начинаются с вводной беседы, во время которой мастер рассказывает о базовом предприятии, его истории. Рекомендуется также рассказать о себе, о своей работе, сколько лет работает в техникуме, сколько работал по профессии.
В первый день знакомства с профессией и мастерской надо стараться, чтобы новички не столько узнали что-либо интересное из рассказа мастера, сколько увидели все это собственными глазами. Рекомендуется показать и основные изделия – эталоны, которые предстоит изготовлять ребятам, а также наборы инструментов, продемонстрировать лучшие изделия, подчеркнув, что это сделано руками выпускников.
В заключение целесообразно ознакомить обучающихся с работами по изготовлению сложных конструкций, которые им предстоит сделать. От того насколько качественно подготовился мастер к занятиям с группой, во многом зависит успех обучения и воспитания обучающихся.
Готовясь к занятию, мастер должен ознакомиться с литературой, посмотреть, что можно внести нового в занятие по производственному обучению, какую следует подготовить материально-техническую базу, средства наглядности и т.д.
Мастер должен помнить, что особенно тщательно следует готовиться к показу приемов работ, т.е. продумать, как организовать демонстрацию, чтобы все обучающиеся хорошо видели выполняемые приемы, поняли их. Для этого мастеру следует заранее самому поупражняться в показе приемов работ, предусмотреть все, на что необходимо обратить особое внимание. От того, насколько легко и правильно он демонстрирует упражнения, зависит не только успех в обучении, но и его авторитет.
При изучении сложных приемов работ, показов процессов обработки, когда на все учащиеся группы могут увидеть демонстрируемые мастером приемы, полезно использовать плакаты, фильмы. Показ необходимо сопровождать объяснениями, занятие можно проводить в кабинете спецтехнологии совместно с преподавателем.
В-третьих, разработка домашнего задания. На данном этапе мастер должен учитывать их влияние на степень овладения обучающимися профессией, обогащение их знаниями, на самостоятельность в работе с технической литературой и т.д., что в дальнейшем поможет развить ценнейшие качества, как технологическое мышление, техническая грамотность обучающихся и главное позволит выработать творческий подход к труду, что, в конечном счете, обеспечит учащимся более высокую квалификацию.
При разборке домашних заданий по производственному обучению надо учитывать перечень работ, имеющееся оборудование, технологическую оснастку и индивидуальные особенности обучающихся.
2. Организация учебной практики (производственного обучения) обучающихся в мастерских по профессии «Автомеханик»
Современные требования к профессиональному обучению обучающихся требуют новых подходов к организации учебной практики на ступени среднего профессионального образования. Учебная практика обучающихся является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует выработке у них профессиональных компетенций, обучению трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, пробуждает интерес к профессии, формирует активную жизненную позицию, настойчивость, целеустремлённость, дисциплинированность.
Современный работодатель заинтересован в подготовке таких высококвалифицированных рабочих, которые умеют думать, решать разнообразные профессиональные задачи и проблемы самостоятельно, грамотно пользоваться технологическим языком, читать технологические карты и др. В процессе обучения обучающихся профессиональным навыкам, наряду со знаниями и умениями, у них необходимо формировать такие качества личности, как самостоятельность, коммуникативность, стремление и готовность к саморазвитию, добросовестность, ответственность, творческие способности и др.
Поэтому основной целью учебной практики является комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по профессии среднего профессионального образования по профессии «Автомеханик», формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии.
В нашем колледже учебная практика организуется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18 апреля 2013 г. N 291 г. Москва «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» и Положением о практике студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.
Усвоение программы в процессе учебной практики позволит обучающимся овладеть следующими видами профессиональной деятельности:
- готовность выпускника к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями;
- последовательное расширение круга формируемых умений и навыков и их усложнение по мере перехода от одного этапа производственного обучения к другому;
- неразрывная связь практического обучения с теорией.
Одним из основных условий проведения учебной практики является создание необходимой для этого учебно-материальной базы. В нашем колледже имеется учебно-производственная мастерская по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; лаборатория по устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей; учебный участок СТО.
Рабочие места обучающихся и мастеров производственного обучения отвечают требованиям правил безопасности труда, санитарии, гигиены и пожарной безопасности. Создан и систематизирован методический и дидактический материал по всем разделам учебных программ учебной практики (производственного обучения).
Оборудованы стенды лучших работ обучающихся.
При прохождении производственного обучения все обучающиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами, укомплектованными необходимым исправным рабочим оборудованием и инструментами, а также контрольно-измерительными инструментами, приборами и приспособлениями. Оснащённость рабочих мест для проведения производственного обучения предусматривает возможность приобретения в полном объёме профессиональных умений и навыков в соответствии с квалификационной характеристикой слесаря по ремонту автомобилей, а также возможность приобретения первоначального профессионального опыта.
Оборудование рабочих мест обучающихся предусматривает выполнение широкого круга работ, определенных учебной программой. Рабочие места оборудованы ростовыми решетками, тумбочками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. На каждом рабочем месте слесаря по ремонту автомобилей вывешены правила безопасности труда, а при входе в мастерскую — общие правила внутреннего распорядка в ней. На всех рабочих местах имеется комплект инструментов, который хранится на специальных тумбочках или в кассетах, а отдельно — дополнительный инструмент и приспособления. Отведено место для чертежей, инструкционных, инструкционно-технологических карт, комплектов плакатов. Все это дисциплинирует обучающихся, способствует соблюдению ими правил безопасности труда.
В учебно-производственной мастерской установлено противопожарное оборудование (огнетушители, ящики с песком и др.), а также ящики для сбора отходов металла, мусора, имеются медицинские аптечки с набором необходимых для оказания первой помощи препаратов и перевязочных средств, оформлены специальные стенды “Уголок по охране труда и технике безопасности”, “Комплекты рабочих чертежей”, которые широко используются на занятиях. Эффективность занятий существенно повышается благодаря наличию дидактического и раздаточного материала практически по всем разделам программы учебной практики.
Большое внимание уделено организации рабочего места мастера производственного обучения. В зоне рабочего места мастера п/о размещаются верстак, стол, аудиторская доска, демонстрационные материалы, образцы изделий, раздаточный материал, незавершенные работы обучающихся, а также инструменты общего пользования.
Организуя производственное обучение обучающихся, я, прежде всего, стремлюсь подобрать такие его объекты, которые бы отвечали требованиям учебной программы, имеющейся материальной базе. Каждое новое изделие обсуждается с обучающимися во время проведения мастером п/о вводного инструктажа. Важно, чтобы они поняли его назначение, разобрались в технологии изготовления, освоили необходимые рабочие приемы и операции.
Так по темам «Общеслесарные работы», «Демонтажно-монтажные работы», «Техническое обслуживание автомобиля», «Диагностирование и ремонт агрегатов автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт двигателя, трансмиссии, электрооборудования», «Техническое обслуживание кабины, платформы и контрольно-измерительных приборов» при прохождении учебной практики все обучающиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами, укомплектованными необходимым исправным рабочим оборудованием и инструментами, а также контрольно-измерительными инструментами, приборами и приспособлениями и др. Наличие специального оборудования облегчает труд обучающихся, повышает у них интерес к избранной профессии, повышает его производительность и качество продукции. Студенты учатся также экономному расходованию материалов, электроэнергии, бережному обращению с оборудованием и инструментами. Работая на участке СТО, студенты сталкиваются с реальными условиями диагностики и ремонта автомобилей, вырабатывая при этом ответственность за проделанную работу.
Студенты, проходящие учебную практику в учебных мастерских колледжа, делятся на подгруппы по 13 человек. При проведении разборочно-сборочных работ каждая подгруппа разбивается на звенья по 4-5 человек, что позволяет полностью загружать обучающихся работой.
Для перемещения звеньев обучающихся по различным рабочим местам мастером производственного обучения составляется график. В целях закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроках группового производственного обучения, организуется индивидуальное производственное обучение согласно тематическим планам. Занятия по программе учебной практики (производственного обучения) дают практический опыт, что формирует у обучающихся профессиональные навыки в работе на автотранспортном предприятии, правильное оформление отчетной документации на профессиональном языке, работа с измерительными приборами с инструкционно–технологическими картами, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Промежуточный контроль профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется путём проведения практических проверочных работ, которые проводятся по итогам цикловых периодов производственного обучения.
По итогам учебной практики (производственного обучения) студенты проходят поэтапную аттестацию с выполнением проверочной практической квалификационной работы и присвоением третьего, четвертого квалификационных разрядов по профессии «Автомеханик».
На малом педсовете мы делимся с опытом своей работы. Так с опытов других мастеров п/о есть некоторые трудности, которые нередко встречаются при организации учебной практики (производственного обучения): студентам бывает трудно переключиться с одного вида работ на другой, но с помощью мастера производственного обучения студент осваивает программу учебной практики (производственного обучения) и в итоге мы достигаем положительных результатов.
О результатах учебной практики (производственного обучения) можно судить по итогам промежуточной (поэтапной) аттестации обучающихся группы. Так, по результатам учебной практики (производственного обучения) за последние три года, средний балл составляет 4,4 балла и качество – 100%.
Только целенаправленный систематический подход к организации учебной практики (производственного обучения) обучающихся позволит в большей степени обеспечить переориентацию на удовлетворение потребностей регионального рынка труда и запросов личности в получении качественного профессионального образования, обновить её структуру и содержание, создать новые механизмы взаимодействия колледжа и работодателей.
В ходе проведенной работы были изучены теоретические аспекты роли мастера производственного обучения в системе профессионального образования: понятие производственного обучения, его функции и особенности, требования к мастеру производственного обучения, его роль в становлении личности обучающихся , основные этапы деятельности мастера производственного обучения в течение учебного года ; описан мой личный педагогический опыт мастера производственного обучения.
Процесс производственного обучения представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога профессионального обучения и руководимых им обучающихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и ПК, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей обучающихся, овладение элементами культуры умственного и физического труда, формирование основ мировоззрения.
Мастер производственного обучения – это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь.
Педагогическая деятельность мастера является весьма разносторонней и ответственной, требует от него больших знаний, педагогического опыта, профессионального мастерства и высокой общей культуры. Занятия производственного обучения являются незаменимыми при развитии ПК обучающихся. Их умелая организация, продуманность индивидуальных творческих и групповых заданий, оригинальность и новизна форм деятельности способствуют развитию творческой, активной, самостоятельной личности, что на наш взгляд является особо востребованным в современном обществе.
Для более успешного обучения и воспитания обучающихся мастеру необходимо также изучать конструктивные и методические материалы, следить за обобщением передового опыта в журналах, газетах и других источниках информации.
К мастеру производственного обучения как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются высокие требования: он должен быть примером для обучающихся в соблюдении дисциплины, в отношении к профессии, проявлять педагогический такт в учебном процессе, быть требовательным и справедливым, умело выявлять и развивать положительные качества учеников, принимать меры по сохранению контингента обучаемых.
К.Д. Ушинский придавал большое значение личности педагога, утверждая, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни системой наказаний и поощрений.
Таким образом, мастер производственного обучения – не только профессия, суть которой передавать свои знания, умения и навыки, а высокая миссия становления личности.
Если ты можешь строить дома, сваривать металл, добывать уголь, выращивать пшеницу – это хорошо. Этому стоит посвятить жизнь. Но если ты при этом можешь научить других людей строить дома, сваривать металл, выращивать пшеницу – это еще лучше!
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/diplomnaya/na-temu-master-proizvodstvennogo-obucheniya/
- Мухин С.А., Соловьев А.А., Современные инновационные технологии обучения ⁄ С.А. Мухин, А.А. Соловьев. – ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 360 с.: ил.
- Педагогика: Учебное пособие (под ред. Пидкасистого П.И.) изд. 3-е, доп., перераб. – М:, 2002, 640с.
- Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. — № 4. — 2010. — С. 22-26.
- Кугликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М.: Академия, 2007. 227 с.
- Соломко Л.Г. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования. — М.:ФИРО, 2006. 527 с.
- Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197 с.