Актуальность. Характерной особенностью современной авиационной техники является взаимосвязь и взаимозависимость различных систем вертолета. Противообледенительные системы представляют собой сложный комплекс элементов, сочетания которых образуют подсистемы, входящие, в свою очередь, в подсистемы большей сложности, что приводит к необходимости рассмотрения проблемы надежности летательного аппарата, не только с точки зрения изменения ее во времени эксплуатации, но так же с точки зрения влияния отказов на создание аварийной ситуации и на непосредственную угрозу безопасности членов экипажа.
Цель — выявить различия и эффективность использования ПОС вертолетов Ми-8 и Ми-171. Закрепить, углубить и обобщить знания, полученные в процессе изучения противообледенительной системы вертолетов Ми-8,Ми-171.
Объект исследования, Предмет исследования
Задачи :
1. Изучить материал по ПОС вертолетов Ми-8 и Ми-171;
2. Провести сравнительный анализ этих ЛА;
3. Сделать выводы по эффективности использования этих систем.
Глава 1. Обоснование применения ПОС на ВС
1.1 Противообледенительная система Ми-8,Ми-171
Предназначена для защиты от обледенения лопастей НВ, РВ, двух передних стекол фонаря кабины, воздухозаборников и входных частей двигателя.
ПОС лопастей и стекол, ПОС воздухозаборников и ВНА
Противообледенительные устройства винтов и передних стекол кабины экипажа питаются от сети переменного тока напряжением 208 В, источником которого является генератор СГО-ЗОУ-4, установленный на приводе главного редуктора.
1.2 Обоснование применения ПОС
Противообледенительные устройства вертолета и двигателей включаются автоматически от специального сигнализатора обледенения или вручную переключателями, расположенными в кабине экипажа.
Нагревательные элементы несущего и рулевого винтов представляют собой тонкие ленты из нержавеющей стали, которые проложены по носку лопасти. Каждая лопасть несущего винта имеет четыре нагревательные секции, а лопасть рулевого винта — две. Переменный ток от бортовой сети на секции подается через токосъемники несущего и рулевого винтов. Нагревательные элементы секций включаются в работу циклически, в определенной последовательности, с помощью программного механизма ПМК-21.
Передние стекла кабины экипажа имеют пленочные электрообогреватели, предохраняющие стекла от обледенения, температура которых автоматически поддерживается постоянной в пределах 25…35°С.
СИСТЕМА «ЭКИПАЖ – ВОЗДУШНОЕ СУДНО — СРЕДА», СТАТИСТИЧЕСКИЕ ...
... по до 2015 годы и определения опасных факторов, связанных с ошибками экипажа воздушного судна, создающих угрозу перехода, в случае отказа, усложнения условий полета в ... на снижение риска возникновения особых ситуаций, связанных с ошибками экипажа при отказах систем воздушного судна ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ [Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/referat/ekipaj-vozdushnogo ...
Для выдачи сигнала о начале обледенения при нахождении вертолета в зоне обледенения и автоматического включения противообледенительной системы служит радиоизотопный сигнализатор обледенения РИО-3.
Комплект РИО-3 состоит из датчика и электронного блока. Датчик РИО-3 устанавливают в воздухозаборнике вентилятора, а электронный блок в радиоотсеке вертолета. Принцип действия РИО-3 основан на ослаблении потока бета-частиц, излучаемых радиоактивным источником при покрытии поверхности штыря датчика тонким слоем льда, чувствительность которого 0,3 мм к толщине льда. Появление слоя льда на штыре датчика РИО-3 уменьшает поток бета-частиц, попадающих на счетчик, в результате чего счетчик уменьшает скорость следования импульсов напряжения на регистрирующее устройство в электронном блоке. Сигнал с выхода электронного блока подается на красное табло сигнализации начала обледенения, на автоматическое включение противообледенительной системы и на включение электрообогрева датчика РИО-3. Обогрев корпуса РИО-3 обеспечивает предупреждение ложной сигнализации, периодический сброс льда с датчика и прекращение подачи светового сигнала о наличии обледенения при выходе вертолета из зоны обледенения.
Кроме сигнализатора РИО-3, на вертолете установлен визуальный датчик обледенения, установленный снаружи на левом сдвижном блистере кабины экипажа. Он представляет собой штырь, на котором нанесены красные и черные поперечные полосы в виде колец шириной 5 мм каждая. Цветные полосы позволяют видеть нарост льда на штыре, .что в случае отказа электрического сигнализатора обледенения позволяет своевременно включить противообледенительные системы вручную выключателями, расположенными на панели управления противообледенительной системой.
Противообледенительная система может включаться и работать в одном из двух режимов: АВТОМАТ и РУЧНОЙ. В режиме АВТОМАТ все нагревательные элементы (кроме левого двигателя) включаются по сигналу РИО-3. В режиме РУЧНОЙ все элементы или при необходимости отдельно каждый могут быть включены вручную.
При входе вертолета в зону обледенения сигнализатор РИО-3 через электронный блок выдает сигнал на табло ВКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Одновременно автоматически включаются противообледенительная система лопастей несущего и рулевого винтов (загорается табло ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА); обогрев передних стекол экипажа; обогревы воздухозаборников и входных туннелей правого двигателя (загораются два табло: ОБОГРЕВ ВХОДА В ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН, и ОБОГРЕВ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ).
При необходимости вручную включается обогрев левого двигателя, и загораются два табло: ОБОГРЕВ ВХОДА В ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН и ОБОГРЕВ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ. Раздельное включение обогрева двигателей введено с целью надежности работы двигателей в условиях обледенения.
При включении обогрева лопастей винтов программный механизм ПМК-21 циклически управляет включением силовых контакторов, которые подключают соответствующие секции нагревательных элементов к шине переменного тока 208 В. Для секций лопастей несущего винта имеются четыре силовых контактора, а для секций рулевого винта — два. Каждым контактором несущего винта одновременно включаются одноименные секции нагревательных элементов на всех пяти лопастях, а контактором рулевого винта — соответственно одноименные секции трех лопастей рулевого винта. Порядок включения секций несущего и рулевого винтов следующий: вторые секции лопастей рулевого винта включаются под ток одновременно с первыми и третьими секциями лопастей несущего винта, а первые секции лопастей рулевого винта — со вторыми и четвертыми секциями лопастей несущего винта. Такая схема включения противообледенительных устройств винтов обеспечивает защиту генераторов СГО-ЗОУ-4 от чрезмерных нагрузок.
Оптимизация конструкции лонжерона лопасти несущего винта вертолета
... по многим показателям [2]. Целью данного дипломного проекта является: оптимизация конструкции лонжерона лопасти несущего винта вертолета. Подбор оптимальной конструкции будет осуществляться с использованием персонального компьютера и прикладной программы ...
Для выключения противообледенительной системы, если она была включена автоматически, нажимается кнопка ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНОЙ. При этом выключаются обогревы лопастей несущего и рулевого винтов, передних стекол и правого двигателя. Обогрев левого двигателя выключается отдельно вручную. Схемой предусмотрена возможность ручного включения нагревателей лопастей несущего и рулевого винтов, передних стекол и обогрева двигателей. Включение противообледенительной системы вручную производится при раздельной проверке каждого устройства на земле и при необходимости раздельного использования отдельных нагревателей в полете при отказе сигнализатора РИО-3. Для ручного включения устройств их переключатели устанавливают в положение РУЧНОЙ.
Глава 2. Физическая сущность обледенения ВС. Особенности и последствия обледенения
2.1 Обледенение
Обледенением называется отложение льда на обтекаемых частях самолетов и вертолетов, а также на силовых установках и внешних деталях специального оборудования при полете в облаках, тумане или мокром снеге. Обледенение возникает в том случае, если в воздухе на высоте полета имеются переохлажденные капли, а поверхность воздушного судна имеет отрицательную температуру.
Обледенение
Лед, сухой снег и град обычно сносятся потоком не вызывая обледенения. Оседание этих частиц наблюдается только при достаточно больших положительных значениях температуры поверхности самолета, когда частица успевает сначала расплавиться, а затем снова замерзнуть при столкновении на поверхности ВС с себе подобными. Сублимация водяного пара имеет место в тех случаях, когда упругость водяного пара в воздухе превышает упругость насыщения пара надо льдом. Это происходит при соприкосновении водяного пара (воздуха) с более холодными, чем воздух, частями самолета (при быстром снижении самолета из зоны холодного воздуха или при входе самолета в слой инверсии).
При этом на поверхности самолета образуются кристаллы льда, которые быстро исчезают. В результате отложения льда на поверхности ВС изменяются аэродинамические условия обтекания самолета воздушным потоком. При этом увеличивается вес самолета и нарушается равновесие аэродинамических сил. Отложение льда на внешних частях воздухозаборника уменьшает поступление воздуха в двигатель, тем самым уменьшая его мощность и тягу. Отложение льда на антеннах ухудшает радиосвязь, а лед, образовавшийся на остеклении кабины вертолета, может исключить для экипажа возможность визуальной ориентировки. Неравномерный срыв кусков льда с обледеневшей поверхности вертолета и их попадание в двигатель или просто столкновение с поверхностью воздушного судна может вызвать поломку отдельных агрегатов и узлов и тем самым стать причиной летного происшествия или предпосылки к нему.
Противообледенительная система самолета ТУ
... и устранения обледенения. Работа термических противообледенительных устройств основана на нагреве защищаемой поверхности самолета до температуры, исключающей возможность ее обледенения. В зависимости от способа защиты поверхностей самолета различают электротермические и воздушно-тепловые противообледенительные системы. В ...
Виды обледенения и их характеристики
Обледенению подвержены все типы воздушных судов, включая сверхзвуковые самолеты, так как при взлете и посадке любой сверхзвуковой самолет летит со сравнительно небольшой дозвуковой скоростью.
Отложения льда в полете, их вид и структура зависят от микроструктуры облаков, температуры воздуха на эшелоне полета и режима полета. По своему характеру эти отложения могут быть в виде льда, изморози или инея.
Лед может быть прозрачным, матовым (полупрозрачным, смешанным) и белым (крупообразным).
Прозрачный лед
состоящих только из переохлажденных капель, или под облаками в зоне переохлажденного дождя при температурах от нуля до -10єС. Лед отлагается весьма интенсивно, преимущественно на передних кромках крыла и стабилизатора, на носовом коке самолета и воздухозаборнике.
Образующийся лед гладкий плотно прилипает к поверхности самолета, удаляется с трудом. Обычно прозрачный лед незначительно искажает профиль несущих поверхностей самолета и мало опасен до тех пор, пока толщина льда небольшая. При значительной толщине такое отложение льда становится опасным.
Матовый (полупрозрачный, смешанный) лед возникает при полете в смешанных облаках, состоящих из большого количества мелких и крупных переохлажденных капель, а также из ледяных кристаллов и снежинок. Крупные капли растекаются и замерзают, а мелкие, сталкиваясь с самолетом, замерзают не растекаясь. Снежинки и кристаллы, прилипая к замерзающей водяной пленке, вмерзают в нее и образуют ледяное отложение с матовой шероховатой поверхностью, резко ухудшающей аэродинамические характеристики самолета. Такое отложение возникает чаще всего при температуре воздуха от -6 до -10єС и является наиболее тяжелым и опасным видом обледенения.
Белый (крупообразный)
Изморозь . Изморозь представляет собой белое крупнозернистое кристаллическое отложение, образующееся при полете в облаках при температуре значительно ниже -10єС. Изморозь возникает при замерзании капель вместе с ледяными кристаллами. Она имеет неровный шероховатый вид, непрочно прилипает к поверхности самолета и сдувается воздушным потоком.
Иней . Иней представляет собой белый мелкокристаллический налет, возникающий в результате сублимации водяного пара. При вибрации самолета он легко отделяется от его поверхности и обычно не создает трудностей для полета. Опасность представляет только отложение инея на остеклении кабины, что создает определенные трудности при визуальном обзоре и как следствие — при управлении самолетом. Ледяные отложения, встречающиеся в полете, можно также классифицировать по форме отложения льда на поверхности воздушного судна. При классификации ледяных отложений по этому признаку можно выделить следующие виды обледенения:
профильное отложение льда
- желобковый вид обледенения
Капля в критической (передней) точке крыла из-за своих больших размеров не успевает сразу замерзнуть, растекается по поверхности крыла и замерзает на некотором удалении от передней кромки. За счет этого «наросты льда» появляются не на самой передней кромке, образуя желобковый вид обледенения. Этот вид обледенения образуется в облаках с большой водностью при температуре воздуха от -5 до -8єС. Такой вид обледенения достаточно опасен, так как, с одной стороны, он сравнительно прочно держится на поверхности самолета, а, с другой стороны, значительно изменяет форму обтекаемых частей самолета и ухудшает его аэродинамику.
Строение самолета
... площади. Так как подъемная сила крыла уменьшается при уменьшении плотности воздуха, то для полета на большой высоте самолет должен двигаться с большей скоростью, чем вблизи земли. Подъемная ... стоянки его на земле. Наибольшее распространение имеет колёсное шасси. Также известны конструкции шасси с лыжами, поплавками, полозьями. В СССР осуществлялись эксперименты с гусеничным шасси ...
- хаотический вид обледенения
Метеорологические условия обледенения
Говоря о физике обледенения, можно еще раз подчеркнуть, что для его возникновения необходимыми условиями являются наличие отрицательной температуры поверхности воздушного судна (с учетом кинетического нагрева) и наличие в воздухе сконденсированной влаги (облака, осадки).
Справедливости ради нужно сказать, что иногда (сравнительно редко) обледенение поверхности ВС может произойти и при непосредственной сублимации водяного пара, но такое обледенение опасным, пожалуй, не назовешь, и перечисленных выше двух условий можно считать достаточным для возникновения обледенения.
Синоптические условия обледенения
Здесь в первую очередь нужно отметить, что в зоне атмосферных фронтов обледенение ВС встречается чаще, а его интенсивность значительно больше, чем при внутримассовой облачности. На теплых фронтах обледенение чаще всего наблюдается в теплом воздухе в интервале температур от -10 до -20°С. Чем активнее фронт, чем четче в зоне фронта прослеживаются все фронтальные характеристики и признаки, тем интенсивнее обледенение в зоне теплого фронта. На холодных фронтах, также как и на теплых, обледенение чаще наблюдается в теплом воздухе. Интенсивность обледенения зависит от типа холодного фронта. На холодных фронтах первого рода интенсивность обледенения, как правило, не превышает умеренную (если на этом фронте нет кучево-дождевой облачности), а на холодных фронтах второго рода интенсивность обледенения обычно сильная. На фронтах окклюзии обледенение чаще всего наблюдается в зоне точки окклюзии в районе холодного фронта.
Температурный слой, в котором обледенение ВС возникает наиболее часто, на всех фронтах остается примерно одинаковым: от -5 до -20°С.
С точки зрения выполнения полетов в условиях возможного обледенения для авиации наибольшую опасность представляют слоисто-дождевые облака при полетах магистральных самолетов и слоистые облака при полетах вертолетов и малой авиации.
Вертолеты более подвержены обледенению, чем самолеты, и их чисто технически значительно труднее защитить от обледенения. Это несмотря на то, что физические условия обледенения самолетов и вертолетов практически одинаковы.
Вертолеты могут обледеневать как при горизонтальном, так и при вертикальном полете. При горизонтальном полете с относительно большой скоростью в условиях, благоприятных для обледенения, лед обычно отлагается на винтах, лобовых частях вертолета, носовой части кабины, антеннах, приемнике воздушного давления и т.д. Во время полета с относительно малыми скоростями в режимах набора высоты и вертикального снижения или при висении обледеневают только винты. При переохлажденном дожде, мороси, мокром снеге кроме винтов могут обледеневать и другие части вертолета.
Наибольшую опасность представляет обледенение несущего винта, которое возможно при любом режиме полета вертолета. Обледенение лопастей винтов отличается значительным своеобразием. Скорость обтекания лопасти воздушным потоком изменяется в значительных пределах: от почти звуковой на конце лопасти до отрицательной в зоне обратного обтекания. Последняя представляет собой зону в комлевой части лопасти, в пределах которой лопасть движется задней кромкой вперед. Интенсивность обледенения винтов при постоянном числе оборотов двигателя зависит от линейной скорости движения лопастей при вращательном движении, от материала, из которого сделаны лопасти, и качества его обработки, а также от метеорологических факторов. Среди последних наиболее существенны водность облака, размер облачных капель и температура воздуха. Интенсивность обледенения тем больше, чем больше водность облака и крупнее капли.
Двигатель ТВ2-117А для вертолета
... на вертолете. Системы регулирования и управления двигателем обеспечивают: запуск двигателя на земле и в воздухе; управление двигателем на установившихся режимах работы; управление двигателем на ... обеспечивает воспламенение топливо-воздушной смеси при запуске двигателя на земле и в полете. Система зажигания включает в себя: агрегат зажигания ... Общий вид двигателя ТВ2-117A: а - слева; б - справа; 1- ...
При температуре воздуха -10°С и ниже лопасти несущего винта большинства вертолетов обледеневают практически по всей длине. При полете с поступательной скоростью лед отлагается вдоль лопасти неравномерно. Так, в зоне обратного обтекания интенсивность обледенения невелика и лишь немного возрастает вдоль лопасти. По мере удаления от оси винта интенсивность обледенения начинает довольно быстро увеличиваться. Когда температура воздуха выше некоторой предельной величины, концевые части лопастей перестают обледеневать, поскольку кинетический нагрев этой части лопастей становится достаточным для того, чтобы температура здесь была положительной.
Вследствие совместного воздействия температуры воздуха и скорости потока отложение льда по длине лопасти может иметь разные формы. На форму отложения льда влияют также различные небольшие неровности поверхности лопасти.
По сравнению с самолетами вертолеты более чувствительны к обледенению, так как на лопастях винтов лед откладывается быстрее, чем на плоскостях самолетов при одних и тех же погодных условиях. Поэтому очень часто в тех случаях, когда в прогнозах погоды указывается умеренное или сильное обледенение, полеты вертолетов не производятся. Обледенение вертолетов наиболее вероятно при полетах в облаках, в зоне переохлажденного дождя и над открытыми водными пространствами при температурах воздуха от 0 до -10°С. Если полет выполняется при температурах воздуха -20°С и ниже, лед может образоваться на внутренней поверхности фонаря кабины вертолета, в результате чего сильно ухудшаются условия обзора и затрудняется визуальная ориентировка.
Условия возникновения обледенения
Отложение льда на самолетах и вертолетах наблюдается как на земле, так и в полете. Обледенение на земле отмечается при выпадении переохлажденного дождя и других метеорологических явлениях, связанных с образованием гололеда или инея. Выпускать в полет самолет, покрытый льдом, снегом или инеем, запрещается.
Обледенение самолета обычно происходит при полете облаках, мокром снеге, переохлажденном дожде, тумане и мороси, а также в условиях повышенной влажности воздуха, как при отрицательной, так и при небольшой положительной температуре наружного воздуха. Наиболее часто возникает обледенение при температуре от 0 до -20?С (на высотах ниже 5000 м).
Обледенение самолета на больших высотах полета встречается редко, но возможно в любое время года.
Обледенению подвергаются крыло, оперение, воздухозаборники двигателей, стекла фонаря и другие выступающие детали на поверхности самолета. Интенсивность обледенения обычно характеризуется толщиной образовавшегося льда за одну минуту и колеблется от нескольких сотен сотых миллиметра до 5-7 мм/мин. Наблюдались случаи обледенения с интенсивностью до 25 мм/мин.
Скорость полета самолета и трубка Пито
... отверстия для замера давлений при обледенении самолета вполне могут быть закупорены льдом, что, конечно, может помешать их корректной работе. На стоянках приемники воздушных давлений закрываются специальными ... в данный момент времени. Истинная скорость – это фактическая скорость полета самолета относительно воздуха. Она используется для навигации. Зная ее, например, рассчитывается время прибытия ...
При малых скоростях полета отложение льда облачности обычно происходит на передних кромках деталей самолета. Особую опасность для полета вызывает обледенение передних кромок крыла, стабилизатора, киля и воздухозаборников двигателей.
При больших скоростях вследствие адиабатического сжатия и трения воздуха в пограничном слое потока значительно повышается температура поверхности самолета, отчего интенсивность обледенения и температуры воздуха уменьшается. Кроме того, изменяются формы ледяных наростов и их расположение на поверхности самолета. Наибольшему нагреву подвергается передняя кромка крыла, стабилизатора и киля.
В зависимости от скорости полета форма отложения льда может быть клинообразная (профильная, гладкая), желобкообразная (рогообразная, шероховатая), бугристая (грибовидная).
Методы борьбы с обледенением
Обледенение воздушного судна в полете настолько опасно, что практически на каждом типе самолета и вертолета предусмотрена и используется какая-нибудь противообледенительная система (ПОС).
Все способы борьбы с обледенением можно разделить на несколько групп.
Основные из них следующие, Механический способ
Протекторы начинают пульсировать, ломать лед, который на них отложился, а остальное делает воздушный поток, который этот лед сдувает. Недостатком этой противообледенительной системы является нарушение аэродинамических характеристик крыла и оперения при вздутии протекторов, а также их слабая эффективность.
Физико-химический способ, Тепловой (термический) способ, Комбинированный способ
Косвенные приемы борьбы с обледенением. Косвенные приемы борьбы с обледенением заключаются в комплексном анализе метеорологических условий на предмет оценки возникновения обледенения и при возможности — изменения маршрута и профиля полета, а также в увеличении скорости полета.
Если позволяют условия и полетное задание, то можно изменить маршрут полета, т.е. обойти стороной зону возможного обледенения. При изменении высоты полета экипажу следует или выйти из облаков, или снизиться так, чтобы на высоте полета была положительная температура воздуха, или, наоборот, набрать высоту так, чтобы на эшелоне температура воздуха оказалась ниже -20°С. Что же касается увеличения скорости полета, то это тривиальный кинетический нагрев, который доводит поверхность ВС до положительных температур.
2.2 Опасность обледенения для полета ВС
При обледенении значительно нарушается плавность обтекания крыла, горизонтального и вертикального оперений. Нарушение плавности обтекания вызывает значительное перераспределение давления по профилю и изменяет величину сил трения. Вследствие этого коэффициент подъемной силы уменьшается, коэффициент лобового сопротивления увеличивается, а аэродинамическое качество самолета резко уменьшается. Такое изменение аэродинамических характеристик самолета вызывает ухудшение и летных характеристик на всех этапах полета.
Скорость и тяга, потребные для горизонтального полета, возрастают вследствие уменьшения Сy, увеличения Cx и падения аэродинамического качества самолета.
Оценка влияния метеорологических факторов на полет воздушных судов
... Курсовая работа по ... и уменьшается потребная тяга двигателей, следствием чего является работа двигателей на меньших режимах и ... эффективности полетов ВС. Давление, плотность и температура представляют большой интерес для авиации, ... и вертолеты всех типов Аэродром Классификация ИКАО 4Е Категория посадки по ИКАО ... по всему, экипаж самолёта не справился с управлением. В результате ошибки пилотирования, самолет ...
В случае обледенения воздухозаборников двигателей возможно падение тяги силовой установки, а также повреждения двигателей.
Увеличение потребной тяги и некоторое уменьшение располагаемой вызывает уменьшение запаса тяги. Минимальная и минимально допустимая скорости горизонтального полета увеличиваются, а максимальная и максимально допустимая скорости, а также число М уменьшаются. Диапазон скоростей, практический потолок, скороподъемность и угол подъема уменьшаются. Увеличение лобового сопротивления приводит к тому, что уменьшается скорость полета. Чтобы сохранить скорость неизменной, необходимо увеличить режим работы двигателей, а это связано с увеличением расхода топлива и, следовательно, с сокращением дальности полета.
Нарушение плавности обтекания крыла и оперения значительно уменьшает диапазон центровок, при которых можно обеспечить устойчивое продольное равновесие, также вызывает и ухудшение и боковой устойчивости самолета. Значительно ухудшается и эффективность рулей.
При заходе на посадку самолетов с обледеневшим горизонтальным оперением и при наличии ряда неблагоприятных факторов у самолета может возникнуть сильный пикирующий момент, который вызовет клевок самолета. Для некоторых типов самолетов это проявляется внезапно и резко, для других — достаточно плавно, что позволяет пилоту предпринять правильные действия для вывода самолета из клевка.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод — обледенение представляет собой реальную опасность при выполнении полетов.
Наибольшую опасность обледенение представляет собой при выполнении взлетов и посадок воздушных судов, что подтверждает печальная статистика катастроф.
Полет в особых условиях
Влияние обледенения на аэродинамические и летные характеристики вертолета.
Обледенение — это опасное метеоявление, сопровождающееся отложением льда на обтекаемых поверхностях вертолета.
Обледенение наиболее вероятно при tнв =-5°….10°C. Входные устройства двигателей подвергаются обледенению при tнв =+5°С. Лёд образуется: на лобовых частях НВ, РВ, остекления, датчиках приборов, воздухозаборниках двигателей и др. Виды льдообразования: прозрачный лёд (облака, tнв =0. ..-10°0); матовый лёд (смешанные облака, tнв =-6…-10°С); иней (сублимация водяного пара на охлажденной поверхности вертолета).
Несущий винт.
Обледенение распределяется по длине лопасти неравномерно (из-за аэродинамического нагрева концевых сечений лопастей).
Под действием центробежных сил происходит самоудаление льда. Нарушается весовая балансировка лопастей, инерционные свойства лопастей. Эти явления приводят к следующим последствиям:
- снижаются обороты НВ, возникает просадка вертолета;
- усиливаются вибрации вертолета;
- появляется разбалансировка вертолета;
- возможна механическая повреждаемость лопастей и планера;
- возможна потеря авторотационных свойств НВ (при толщине льда 12-15 мм), обороты НВ ниже оборотов авторотации.
Двигатель
Таким образом, вследствие увеличения потребной мощности НВ, с одной стороны, и уменьшения располагаемой мощности двигателей, с другой, снижаются запасы мощности на вертолете.
Особенности летной эксплуатации вертолета Ми-8Т в горных условиях (2)
... фреоновых кондиционера. Электрооборудование вертолета обеспечивает работу систем запуска двигателей, противообледенительной, пожаротушения, светотехнических ... высота полета Максимально допустимая высота полета вертолета- 6 000 м. Разрешается выполнять полеты на вертолете в ... движений лопастей относительно вертикальных шарниров с целью уменьшения возможности возникновения колебаний вертолета типа ...
Рулевой винт.
Вывод :
Обледенение приводит к значительному ухудшению летных свойств и динамики вертолета на всех режимах полета, может явиться причиной отказа двигателя (двигателей).
Признаки начавшегося обледенения:
- уменьшается зн;
- увеличивается з тк , автоматика выводит двигатели на повышенный режим;
- появляется тенденция вертолета к снижению;
- увеличиваются вибрации вертолета.