Разработка автоматизированной информационной системы для электронного документооборота образовательных учреждений

Содержание скрыть

Республики Казахстан, Карагандинский государственный технический университет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к дипломному проекту

Султанова Б.К.

Студент: ВТ-06-ФАО

Кульжамбеков О.А.

200 9

Аннотация

Дипломный проект «Разработка автоматизированной информационной системы для электронного документооборота образовательных учреждений» представлен в шести разделах на 83 машинописных листах:

1 Роль информационных технологий в образовании — в данном разделе описана роль информационных технологий национальном и мировом развитии.

2 Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование — в данном разделе описаны программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

3 Описание программного продукта — описывается интерфейс созданной программной оболочки, формы, отчеты, освещены принципы безопасности системы.

4 Экономика — представлены расчеты по выявлению рентабельности и эффективности разработки рассматриваемого дипломного проекта.

5 Промышленная экология.

6 Охрана труда. , Графический материал на 5 графических листах. , Количество таблиц — 4 , Количество рисунков — 36

Annotation

The Degree project «Development automated information system for electronic document processing of the educational institutions» is presented in poles sections on 83 typewrittens sheet:

1 Role information technology in formation — in given section is described role information technology national and мировом development.

2 Directions of the introducing the facilities new information technology in formation — in given section is described fireware facilities and device, functionning on the base microprocessor, computing machinery, as well as modern facilities and systems of the information exchange, providing operations on collection, продуцированию, accumulation, keeping, processing, transmission to information.

3 Descriptions of the programme product — is described interface created programme shell, the forms, reports, lit principles to safety of the system.

4 Economies — is presented calculations on discovery of profitability and efficiency of the development considered degree project.

75 стр., 37107 слов

Проблемы и перспективы применения информационных технологий в строительной сфере

... на параграфы, заключения и списка использованной литературы.. Информационные технологии, их сущность и особенности применения в строительстве Информационные технологии организации служат стратегическим целям бизнеса, используются ... цифровое и буквенное отображение информации в различных вариантах и сочетаниях: документы, тексты, таблицы, файлы, базы данных и др. В информационных технологиях ...

5 Industrial ecologies.

6 Guards of the labour.

The Graphic material on 5 graphic sheets.

Amount of the tables — 4

Amounts drawing — 36

Т?сініктеме

«Білім беру мекемелеріндегі электронды? ??жат айналымына арнал?ан автоматтандырыл?ан а?паратты? ж?йелерді ?зірлеу» дипломды? жобасы 83 баспа бетіндегі алты б?лімнен т?рады:

1 Білім берудегі а?паратты? технологияларды? р?лі — б?л б?лімде ?лтты? ж?не ?лемдік дамуда?ы а?паратты? технологияларды? р?лі сипаттал?ан.

2 Білім беруге жа?а а?паратты? технологияларды енгізуді ба?ыттау — б?л б?лімде микропроцессорлы?, есептеу техникасыны? базасы, сонымен ?атар ?азіргі а?парат алмасуды? ??ралдары мен ж?йелері негізінде ?ызмет ететін программалы?-аппаратты? ??ралдар мен ??рыл?ылар, а?паратты жинау, са?тау, ??деу, беру бойынша операциялар сипаттал?ан.

3 Программалы? ?німді сипаттау — ??рыл?ан программалы? ?абы?ты? интерфейсі, нысандары, есептер, ?ауіпсіздік ж?йесіні? принциптері баяндал?ан.

4 Экономика — ?арастырылатын дипломды? жобаны ?зірлеуді? рентабельділігін ж?не тиімділігін аны?тау бойынша есептер ?сыныл?ан.

5 ?нерк?сіптік экология.

6 Е?бек ?ор?ау.

Графикалы? материал 5 графикалы? пара?та.

Кестелер саны — 4. , Суреттер саны — 36.

Рецензия

на дипломный проект студента группы ВТ-06ФАО Кульжамбекова Олжаса Аскаровича

на тему: Разработка автоматизированной информационной системы для электронного документооборота образовательных учреждений

Предоставленный на рецензию дипломный проект состоит из программы и пояснительной записки, состоящей из текста и иллюстри рованного материала на 5 листах.

В дипломном проекте подробно рассмотрен выбор технических и программных средств для разработки информационных систем, предназначенным для централизованного сбора, хранения, обработки и представления пользователям информации.

Комплекс программных средств для обеспечения работы информационной системы, информационно-справочные системы с применением функций экранного интерфейса, разработанные в рамках дипломной работы удовлетворяют требованиям, предъявленным к подобным информационным системам.

Изложение материалов соответствует требованиям технических ВУЗов. Качество оформление пояснительной записки соответствует требованиям ГОСТов.

Графическая часть дипломного проекта выполнена аккуратно.

В целом дипломный проект выполнен в соответствии с заданием на высоком уровне и заслуживает оценки “отлично”, Кульжамбеков О.А. заслуживает присвоения звания бакалавра по специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение»

К недостаткам данной программы можно отнести, то что можно было добавить модуль генерации проверки.

Рецензент зам. директора ТОО«ИнтерКомпьютерСервис» Каменецкая Н.

Задание

на дипломный проект студента Кульжамбекова Олжаса Аскаровича

1. Тема проекта (работы) Разработка автоматизированной информационной системы для электронного документооборота образовательных учреждений утверждена приказом по университету от «24» октября 2008 г. № 930c

2. Срок сдачи студентом законченной работы «8»января 2008 г.

3. Исходные данные к работе данные преддипломной практики на предприятии

4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)

1 Роль информационных технологий в образовании

1.1 Информационное манипулирование

1.2 Монополии в развитии ИТ

2 Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование

2.1 Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения

2.2 Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

2.3 Типология программных средств по методическому назначению

2.4 Экспертно-аналитическая деятельность по оценке качества программных средств учебного назначения

3 Описание программного продукта

3.1 Технические требования к программе

3.2 Описание программы

3.3 Обучающая программа

3.4 Составление нового расписания и открывание уже существующего

3.5 Работа с расписанием — общая информация

4. Разработка вопросов экономики, охраны труда, промышленной экологии

5. Графический материал на 5 листах (с точным указанием обязательных чертежей)

1 Основные данные

2 Предметы

3 Классы

4 Учителя

5 Тестирование и составление расписания

6. Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы)

Раздел

Консультанты

Подпись, дата

Задание выдал

Задание принял

1 Разработка автоматизированной информационной системы

Султанова Б.К.

2 Экономическая часть

Зайцева С.В.

3 Охрана труда

Садчиков А.В.

4 Промышленная экология

Обухов Ю.Д.

5 Нормоконтроль

Когай Г.Д.

7. Дата выдачи задания

Календарный план

Наименование этапов выпускной работы

Срок выполнения этапов работы

Примечание

1

АИС электронного документооборота

27.10.08 — 3.11.08

2

Общее описание системы

3.11.08 — 17.11.08

3

Описание технических решений

27.10.08 — 17.11.08

4

Раздел «Экономическая часть»

17.11.08 — 1.12.08

5

Раздел «Охрана труда»

17.11.08 — 1.12.08

6

Раздел «Промышленная экология»

17.11.08 — 1.12.08

7

Оформление графического материала

17.11.08 — 21.11.08

Студент дипломник Кульжамбеков О.А.

Руководитель проекта Султанова Б.К.

Руководитель дипломного проекта Султанова Б.К.

ОТЗЫВ

на дипломный проект студента группы ВТ-06ФАО КарГТУ

по теме: «Разработка автоматизированной информационной системы для электронного документооборота образовательных учреждений»

Данные дипломный проект состоит из пояснительной записки и графического материала на 5 листах. Пояснительная записка состоит из 6 глав.

В дипломном проекте подробно описано создание автоматизированной информационной системы для электронного документооборота.

В пояснительной записке рассмотрены информационная система, технические средства системы, выбор программных и аппаратных средств, самые современные компьютерные технологии.

В целом дипломный проект выполнен в соответствии с необходимыми требованиями. Выполнены стратегические цели, тактические задачи дипломного проекта.

За время выполнения дипломного проекта Кульжамбеков О.А. показал способность решать поставленные задачи на высоком инженерном уровне, пользоваться технической литературой и прикладным программным обеспечением.

Графическая часть дипломного проекта выполнена аккуратно.

В целом дипломный проект выполнен в соответствии с заданием на высоком уровне, Кульжамбеков О.А. заслуживает присвоения квалификации бакалавра по специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение»

ДОКЛАД

Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию предоставляется дипломный проект по теме «Разработка автоматизированной информационной системы для электронного документооборота образовательных учреждений»

Рост сектора информации является лишь одной причиной, по которой управление процессом связи приобретает для производительности все более важный характер. Технический прогресс в обработке информации — компьютеры, спутники связи, всемирная телекоммуникационная сеть — радикальнейшим образом увеличили объемы обращающейся информации и сократили время на ее передачу.

Программа предназначена для составления расписаний уроков и занятий школ, гимназии, лицеев, профессионально-технических колледжей и других учебных заведений

Программа поможет:

  • Соблюдать все психологические и педагогические требования для обучающихся и учителей;
  • Оптимально использовать кабинеты и другие школьные помещения;
  • Снизить нагрузку работы администрации;
  • Устранить возможные ошибки и субъективные факторы при составлении расписаний в школе;
  • Учитывать потребности и возможности педагогов;
  • Улучшить общую атмосферу и взаимоотношения между учителями и учениками в школе.

Слайд 2

Программа позволяет:

  • Ввести и сохранить все основные данные: классы, учителей, кабинеты, предметы, время звонков и другие данные;
  • Определить различные условия: время и распределение уроков, свободное время и окна для учителей, взаимосвязь между различными дисциплинами, выбрать кабинеты и др.;
  • На основе Ваших данных автоматически составить оптимальное расписание;
  • составить общие и индивидуальные расписания для классов, кабинетов и учителей;
  • делать некоторые изменения вручную;
  • Экспортировать данные в таблицы MS Excel и формат HTML для опубликования в Интернете;

Слайд 3

Представлено окно выбора языка

Слайд 4

Новое расписание может быть создано двумя способами:

1. Опция Создать новое расписание: начнет новое расписание, в которое Вы можете вводить уроки, дисциплины, кабинеты, нагрузки учителей.

2. Второй способ создать новое расписание — использование Помощника: он последовательно откроет окна диалогов для ввода данных. Это гарантирует, что данные будут введены в правильном порядке.

Открыть расписание — расписание откроется, выбрав его название. Программа покажет 4 файлы, которыми Вы пользовались в последнее время. Если нужны более ранние расписания, нажмите «Просмотреть».

Вы можете запустить Помощника в любое время с командами меню «Спецификация/Помощник».

  • Выбрав «Файл, Показать демонстрационные расписания», Вы можете посмотреть образцы реальных школьных расписаний, а в разделе «Обучающие» — образцы расписании с решениями некоторых ситуаций составления расписаний.

Слайд 5

Используя «Установки/Настройка», или Помощник (Шаг 2), Вы можете ввести такие данные:

1. Название школы.

2. Учебный год.

3. Дни, для которых Вы собираетесь составлять расписание (если Ваша школа работает и в субботу, тогда необходимо включить субботу в список рабочих дней).

4. Число уроков в день. Это — максимальное число уроков, которые Вы имеете в школе.

5. Определить, хотите ли Вы использовать нулевые уроки. Например, некоторые школы начинают обучение с 8-ми часов, но иногда также могут быть уроки, начинающиеся, и в 7:15, чтобы лучше использовать некоторые кабинеты или время учителей. Если нулевые уроки не используются, просто не отмечайте их.

Слайд 6

На данном слайде изображен ввод предметов, которым ученики будут обучаться в этом году. Нужно нажать на кнопку `Новый…’, если Вы хотите создать новый предмет. Нажмите на кнопку `Исправить…’, если Вы хотите изменить данные выбранного предмета.

Слайд 7

Как и в прежнем окне, Вы можете вводить, корректировать или удалить классы. Вы можете вводить другие данные для класса: «Уроки…», «Группы…» и «Рабочее время».

Порядок, в котором классы отображены в этом списке, является таким же, в каком классы отображаются на экране и при печати. Вы можете изменить порядок, нажимая на стрелки в нижнем правом краю окна.

Слайд 8

Здесь Вы можете определить кабинеты, время, когда ими можно пользоваться, также изменять эту информацию.

В принципе можно кабинетов и не вводить и создать расписание без кабинетов.

Слайд 9

Для ввода данных учителей используйте кнопки `Новый…’, `Исправить…’, `Удалить’ и `Рабочее время’ (ввести время, когда учитель не может иметь уроков).

Каждому учителю также можно определить:

  • Нагрузку (уроки, которые он преподает)
  • Цвет: присвоить цвет учителю
  • Подробности: определить такие детали, как число окон, дни, когда учитель может обучать, сколько уроков он/она может обучать без перерыва
  • Все окрасить: присвоить стандартные цвета всем учителям.

Слайд 10

Здесь Вы можете добавить новые уроки, редактировать существующие, удалить некоторые уроки, добавлять больше уроков сразу и также копировать уроки другому классу.

Так же в дипломном проекте рассмотрены вопросы экономики, экологии и охраны труда.

Благодарю за внимание!

Содержание

Введение

1. Роль информационных технологий в образовании

1.1 Информационное манипулирование

1.2 Монополии в развитии информационных технологий

2. Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование

2.1 Задачи реализации образовательных программ инновационного типа в области информационных технологий

2.2 Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения

2.3 Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

2.4 Типология программных средств по методическому назначению

2.5 Экспертно-аналитическая деятельность по оценке качества программных средств учебного назначения

3. Описание программного продукта

3.1 Технические требования к программе

3.2 Изменения в версии 2008

3.3 Описание программы

3.4 Обучающая программа

3.5 Составление нового расписания и открывание уже существующего

3.6 Работа с расписанием — общая информация

4. Экономика

5. Охрана труда

5.1 Анализ соблюдения санитарных норм с ВДТ и ПК

5.2 Мероприятия по охране труда

5.3 Разработка мероприятий по снижению опасных и вредных факторов

5.4 Требования к уровню освещенности

5.5 Пожарная безопасность

5.6 Расчет проветривания помещения

5.7 Требования техники безопасности

6. Промышленная экология, Заключение, Список использованных источников

Введение

Во второй половине XX века информационные технологии (ИТ) вобрали в себя лавинообразные достижения электроники, а также математики, философии, психологии и экономики. Образовавшийся в результате жизнеспособный гибрид ознаменовал революционный скачок в истории информационных технологий, которая насчитывает сотни тысяч лет.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без ИТ, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет — всюду ИТ. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые не были предусмотрены в известном своде прогнозов на 2008 год.

Хорошо известны опасности, исходящие от энергетических, транспортных и химических технологий в виде воздушных, морских, подземных и наземных катастроф, в виде загрязнения и заражения среды обитания с далеко идущими глобальными последствиями. Человечество вынуждено мириться с этой жестокой платой за свое развитие, но все время ищет пути защиты и минимизации ущерба. Одним из методов защиты, например, является соглашение о нераспространении ядерных технологий, чтобы они не могли попасть в недобрые или неквалифицированные руки.

Неумение правильно оценивать информацию как причина потери устойчивости.

1. Роль информационных технологий в образовании

Развитие ИТ было предопределено самим развитием и усложнением антропогенной части мира. По своему первому определению ИТ — это программные и электронные средства для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации. В этом своем качестве они родились и развивались в ответ на взрывной информационный рост управляемых систем.

Однако когда Д. Форрестер, Дон. и Ден. Медоузы разрабатывали в конце б0-х годов свои глобальные системно-динамические модели и прогнозировали апокалипсис XXI века, ИТ все еще рассматривались как инструмент для вычислений, но не как часть мира [З]. Только энергетические и другие ресурсные технологии были удостоены такой чести, поскольку характеристики этих технологий закладывались в модели, а также в оптимистические и пессимистические сценарии глобального развития.

За период времени, сравнимый с длительностью кондратьевского цикла, ситуация изменилась, ИТ стали существенным компонентом социальной реальности и могут рассматриваться в качестве фактора, оказывающего влияние на глобальное развитие. Причем в отличие от энергетических, транспортных и химических технологий они не имеют жестких ресурсных и экологических ограничений, что вносит в процесс свою специфику. У ИТ гораздо выше, чем у других технологий, скорость обновления; новые поколения ИТ сменяют друг друга каждые 3-5 лет. Возможно, поэтому интеллектуальное освоение последствий такого быстрого развития не поспевает за ростом получаемой и перерабатываемой информации.

С развитием ИТ растут прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

Примером такой потери устойчивости являются события 1997-1998-х годов на финансовых рынках развивающихся стран, когда одна за другой рушились финансовые пирамиды частных и государственных ценных бумаг. Перед созданием пирамид обычно проводилась информационно-рекламная кампания, после которой доля «коротких» денег, направленных на финансовые рынки, росла, а доля «длинных» денег, направленных на развитие производства, падала. Избыток рекламной информации, легкость проведения финансовых операций с помощью ИТ, поведенческая ориентация на быстрое обогащение, «опытные» эксперты — все это создавало впечатление, что доходы от пирамид можно получать достаточно долго, несмотря на мировой экономический зп-стой. Результат известен. Вслед за крахом пирамид резко снизился жизненный уровень населения в пострадавших странах и кое-где последовали социальные катаклизмы. Пострадала часть вкладчиков пирамид, раздались призывы к изменению мирового финансового порядка. Первостепенная роль информации в финансовых катаклизмах такого рода подробно описана Дж. Соросом.

Приведенный пример показывает, как информация, которую трудно правильно оценить из-за недостаточного интеллектуального осмысления, может дестабилизировать мировое развитие. Появление дестабилизирующей информации — сигнал о разрыве между имеющейся информацией и возможностями ее правильной оценки, сигнал о необходимости нового интеллектуального прорыва в познании закономерностей развития. К сожалению, на пути такого прорыва всегда имеются биологические ограничения, связанные с ограниченностью самого интеллектуального ресурса, с ограниченностью скорости интеллектуального самопознания общества. Пока же сохраняется иллюзия, что можно устойчиво развиваться, обладая мощными ИТ, но не вполне усвоив закономерности развития.

1.1 Информационное манипулирование

Демократизация общества, рост информационной активности и потребления вызвали к жизни новое определение ИТ как средств управления общественным сознанием. К таким средствам относятся избирательные технологии, рекламные технологии, нейро-лингвистическое программирование, политические и другие технологии в социальной сфере.

Рекламная и политическая информация по большей части доставляется потребителю «бесплатно», ее изготовление и доставку оплачивают заказчики, заинтересованные в формировании спроса на определенные товары и идеи. Потребитель расплачивается потом, когда покупает рекламируемые товары или способствует реализации рекламируемых идей.

Средний потребитель информации, согласно статистике, проводит перед телевизором и слушает радио примерно 4 часа ежедневно. Этого времени вполне достаточно, чтобы с помощью звука и видеоряда квалифицированные специалисты по нейро-лингвистическому программированию сформировали в сознании части зрителей и слушателей представления, нужные заказчикам, даже если эти представления противоречит реальности. Прямо противоположные представления о реальности формируются у потребителей информации и так называемых информационных войнах, которые склоняют общественное мнение на ту или иную сторону.

Эффективность информационного манипулирования определяется процентом субъектов, поддавшихся внушению. Современная техника опросов позволяет приближенно оценить этот процент, который, конечно, зависит от нескольких факторов — искусства программистов, интенсивности и продолжительности рекламы, характера внушаемой информации, психологического состояния и общей информированности адресатов, а также количества используемых альтернативных источников информации. Интерактивные телефонные опросы российских зрителей и слушателей, звонящих на станции, показывают, что нужные представления удается внушить довольно высокому проценту участников. Называются цифры от 50 до 75%. Более корректные социологические опросы, в которых пропорционально представлены все слои населения, дают меньший процент лиц, поддающихся внушению: до 30-40% всего взрослого населения. Примерно таков же процент лиц, поддающихся внушению в медицинских экспериментах с лечением лекарствами-«пустышками».

Блестящий эксперимент по информационному внушению был проведен одной московской радиостанцией, которая после многократного повторения сообщения о сложностях с бензином в Петербурге задала своим слушателям вопрос: «Нужно ли поставлять горючее и Югославию?» При этом не было никакого упоминания мнений профессиональных экспертов о причинах сложностей с горючим и информации о потере экспортных доходов России в случае срыва поставок в Югославию. В итоге 75% людей, позвонивших на станцию, дали отрицательный ответ.

Примерно таков же процент лиц, поддающихся программированию, в западных странах. Например, опросы в апреле 1999 года показали, что в разгар интенсивной информационно-рекламной кампании НАТО бомбардировки Югославии поддерживали до 65% населения Англии (максимальный процент в Европе).

Успеху программирования не помешали, а даже способствовали пропагандистские приемы и клише Геббельса, использованные против Англии в 1940 году. В этих клише «плохой Черчилль» был заменен на «плохого Милошевича», «простые англичане» — на «простых сербов», «страдающие немцы» — на «страдающих албанцев» и т.д.

Поскольку технологии манипулирования целенаправленно и успешно воздействуют на значительную часть потребителей информации, монопольное владение генераторами информации в демократических обществах вполне заменяет прежние недемократические методы управления. Возникает проблема собственников и управляющих СМИ как менеджеров общественного мнения.

Если цели этих менеджеров и общества не совпадают, то, с одной стороны, среди потребителей информации неизбежны информационный стресс по причине обманутых ожиданий и кризис доверия к информации, а с другой стороны, искаженные представления начинают тормозить нормальную эволюционную адаптацию общества к глобальным изменениям.

Решение проблемы организации и редактирования информационных потоков в обществе массового информационного потребления, возможно, является одним из ключевых моментов для глобального развития. Вопреки знаменитой парадигме Ф. Фукуямы, что «история закончена», социальные конфликты и катаклизмы переносятся в информационную сферу как верхушку айсберга современных систем государственного управления.

1.2 Монополии в развитии информационных технологий

Хотя история развития ИТ-это история таланта, блестящей частной инициативы и коммерческого успеха в рыночной системе, цены на рынке информации довольно часто формируются совсем не так, как на рынке обычных товаров массового потребления.

Программные средства ИТ обычно предлагаются по цепи монополиста, максимизирующего свою прибыль в условиях отсутствия конкуренции. Но монопольную цену на интеллектуальный продукт массового потребления, который является копией с низкой себестоимостью и большим тиражом, нельзя считать нормой в экономике. Около такой цены обязательно возникают негативные явления.

Показательна ситуация вокруг знаменитого производителя программного обеспечения — фирмы Microsoft. Во-первых, фирма вынуждена выдерживать бесконечные судебные процессы, инициированные другими производителями, и разбирательства федеральных властей США по обвинениям в нарушении антимонопольного законодательства. Во-вторых, ее продукция копируется и продается так называемыми пиратами, а пиратское производство — один из видов борьбы с монополистом. В-третьих, как истинный монополист фирма избавляется от ошибок и совершенствует свою продукцию крайне медленно, что вызывает естественное недовольство потребителей. Продукт низкого качества, хотя и монопольный, потребители предпочитают покупать по более низким ценам. Наконец, в-четвертых, всегда есть основания подозревать монополиста программного обеспечения в сговоре с производителями «железа» на предмет завышения требований к техническим характеристикам изделий, чтобы вынудить потребителя чаще обновлять оборудование и больше платить.

Эти внутренние экономические проблемы информатики со стороны похожи на проблемы других отраслей с сильными монополиями и не имели бы отношения к глобальной проблематике, если бы не специфика мирового разделения труда.

Программное обеспечение, которое пытаются сделать монопольным продуктом, разрабатывается в развитых странах, а ограниченные природные ресурсы — в развивающихся. Масса международных организаций тщательно следит за тем, чтобы рынок природных ресурсов был и оставался конкурентным. Одновременно под лозунгом защиты интеллектуальной собственности практически монополизируется производство программного обеспечения. Приходится вспоминать о двойных стандартах морали.

Такая ситуация способствует консервации глобальной проблемы «Север-Юг» и неэквивалентному обмену между сторонами. Получается, что развивающийся мир платит западным монополиям дополнительный налог за предоставление продукта массового потребления и, кроме того, консервируется технологическая зависимость Юга от Севера.

ИТ одновременно играют роль первой и второй сигнальных систем в современном обществе, непосредственно подсоединяются к интеллектуальным способностям человека, являются частью не только производственных, но и социальных технологий.

Поэтому в следующем веке от них можно ждать такого же бурного развития, как и в предыдущем.

Если в XX веке они помогали преодолевать информационный барьер, решать проблемы энергетического и экологического кризисов, породили такой социальный феномен, как специальные квоты на иммиграцию ученых, с помощью персональных компьютеров вошли в жизнь каждой второй-третьей семьи в развитых странах, то в следующем иске можно ждать еще более бурной социальной экспансии ИТ, причем в самых экзотических проявлениях. Например, вслед за тотальным включением всего населения во всевозможные информационные реестры может быть реализован тотальный контроль над пространственным передвижением каждого взрослого индивида, что облегчит решение части криминальных проблем. Естественно также, что такое развитие ИТ приведет к росту доли «информационных» правонарушений.

С позиций социального оптимизма можно ожидать, что перечисленные выше проблемы (невозможность интеллектуального осмысления больших объемов информации и потеря стабильности, информационное манипулирование и сопутствующие стрессы, монополии в ИТ как способ эксплуатации развивающихся стран, тоталитарный информационный контроль, ограничения на распространение информации и новейших ИТ) найдут свое разрешение в эволюционных, а не революционных формах.

В таком случае ИТ будут сглаживать, а не возмущать глобальное развитие. Один из способен такого сглаживания — развитие систем информационного обеспечения для исследований процессов долгосрочного социально-экономического развития.

ИТ в отличие от других «опасных» технологий не нуждаются в ограничениях на распространение. Наоборот, чем равномернее ИТ будут распределены по странам и миру, тем прозрачнее станут страны и мир, тем устойчивее и безопаснее будут национальное и мировое развитие. Монополизация ИТ, уничтожение честной конкуренции в области информации ведут к информационным стрессам и катаклизмам.

2. Направления внедрения средств новых информационных технологий в образование

2.1 Задачи реализации образовательных программ инновационного типа в области информационных технологий

— Развитие академической мобильности учащихся и преподавателей за счет научно-исследовательской работы и учебно-педагогической практики за рубежом, а также научного сотрудничества с ведущими зарубежными лабораториями и фирмами, специализирующимися в области инновационных технологий.

  • Обеспечение организации экспериментальных площадок в школах для непрерывного образования «школа-ВУЗ», обеспечение экспертных и консультационных услуг сторонним организациям по вопросам инновационной деятельности.
  • Мониторинг и анализ рынка труда с целью трудоустройства выпускников в области Нi-tech технологий и наук о материалах; создание на базе учебного заведения «научной биржи» для конкурентного участия наиболее талантливых учеников в реализации научных проектов, выполнения студентами хоздоговорных магистерских работ со сторонними организациями для повышения уровня доходов молодых исследователей и предотвращения их оттока за рубеж.
  • Разработка программ повышения квалификации для преподавателей.

При работе над содержанием инновационных образовательных программ используется весь накопленный опыт учебного заведения, его научно-образовательный потенциал и возможности отраслевой академической науки, партнерские отношения с работодателями, международные связи. Разработка этих программ проходит исходя из необходимых требований: ориентированности на использование фундаментальных и прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок по приоритетным направлениям развития науки и техники. Кроме того, будут разработаны и внедрены в образовательный процесс и принципиально новые, междисциплинарные инновационные программы.

Выполнение этих и других задач в рамках инновационного образовательного проекта способствует еще большему улучшению и углублению того уровня образования, поможет наиболее адекватно ответить на вызовы времени и найти новые формы сочетания и взаимного дополнения классического фундаментального образования с современными, динамичными и развивающимися подходами к обучению.

Под средствами новых информационных технологий (СНИТ) будем понимать программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К СНИТ относятся комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода—вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологии Мультимедиа и систем «Виртуальная реальность»); современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.

Ускорение научно—технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления, роботов и обрабатывающих центров, поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Решение вышеназванной задачи — выполнение социального заказа общества — коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно — вычислительной техникой с соответствующим периферийным оборудованием, учебным, демонстрационным оборудованием, функционирующим на базе СНИТ, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработка определенных методических подходов к использованию СНИТ для реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.

Не менее важна задача обеспечения психолого— педагогическими и методическими разработками, направленными на выявление оптимальных условий использования СНИТ в целях интенсификации учебного процесса, повышения его эффективности и качества.

Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению в условиях современного общества этана информатизации.

Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;
  • компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;
  • архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;
  • автоматизация процессов вычислительной информационно—поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей СНИТ позволяет организовать такие виды деятельности как.’

  • регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;
  • интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной (программно—аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями), реализацией более развитых средств ведения диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов);
  • при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;
  • управление реальными объектами (например, учебными роботами, имитирующими промышленные устройства или механизмы);
  • управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов, в том числе и реально протекающих;
  • автоматизированный контроль (самоконтроль) результатов учебной деятельности, коррекция по результатам контроля, тренировка, тестирование.

Ввиду того что вышеперечисленные виды деятельности основаны на информационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем и средствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены на достижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.

Учитывая вышеизложенное, выделим педагогические цели использования СНИТ.

Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно—образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
  • эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
  • развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).

Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка специалистов в области информатики и вычислительной техники;
  • подготовка пользователя средствами новых информационных технологий.

Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей СНИТ;
  • обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);
  • углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование. Перечислим их.

Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество. При этом обеспечивается:

  • реализация возможностей программно-методического обеспечения современных ПЭВМ и др. в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;
  • использование объектно—ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целях формирования культуры учебной деятельности;
  • реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем.

Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

Использование СНИТ в качестве средства развития личности обучаемого.

Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

Использование СНИТ в качестве средства информационно—методического обеспечения и управления учебно—воспитательным процессом. учебными заведениями, системой учебных заведений.

Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций (например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий.

Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) а управления учебным оборудованием.

Использование СНИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

2.2 Теоретические основы создания и использования программных средств учебного назначения

Из всего многообразия педагогических применений СНИТ особо следует выделить использование программных средств (ПС) а связи с их широкой популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательного процесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их потенциальные возможности остаются неисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность создания и применения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.

Проблемы разработки и использования программных средств учебного назначения опираются на ряд теоретических положений, представляющих:

  • педагогическую целесообразность применения ПС учебного назначения;
  • функциональное назначение отдельных типов ПС, используемых в целях обучения;
  • типологию ПС по методическому назначению;
  • требования к ПС, используемым в учебно-воспитательном процессе. Перейдем к дефинициям.

Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.

Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:

  • решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения, — проблемно-ориентированные ПС;
  • осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно—поисковой системой, базой данных) — объектно-ориентированные ПС;
  • осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале — со встроенными элементами технологии обучения) — предметно-ориентированные ПС.

С помощью ПС можно представлять на экране в различной форме учебную информацию; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и (или) навыков учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучаемых; формировать и развивать определенные виды мышления.

2.3 Педагогическая целесообразность использования программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса

При разработке и использовании программного средства в учебных целях возникает необходимость в создании учебно-методических и инструктивных материалов, обеспечивающих процесс его применения.

Следовательно, возникает необходимость в формировании так называемого программно-методического обеспечения (ПМО) учебно-воспитательного процесса, которое представляет собой комплекс, включающий:

  • программное средство учебного назначения или пакет программных средств учебного назначения;
  • инструкцию для пользователя программным средством учебного назначения или пакетом программных средств учебного назначения;
  • описание методики (методические рекомендации) по использованию программного средства учебного назначения или пакета программных средств учебного назначения.

При этом возможна разработка методических рекомендаций отдельно для преподавателя и для обучаемого.

ПС учебного назначения с сопровождающей учебно — методической документацией рассматривается в монографии как качественно новое средство обучения, уникальные возможности которого принципиально отличают его от всех известных ранее педагогике средств обучения.

Однако само по себе использование этих уникальных возможностей вряд ли может быть самоцелью в вопросе целесообразности применения ПС, так как далеко не всегда педагогически оправданно использование компьютерной программы на уроке, замена ею других средств обучения.

Педагогическая целесообразность использования ПМО в учебном процессе фундируется целями развития личности индивида и, кроме того, основывается на определенном методическом назначении ПС. Последнее определяется методическими целями, реализация которых возможна только с помощью ПС либо обусловлена необходимостью интенсификации процесса обучения, переводом его на качественно более высокий уровень. Это создает основания для применения ПМО в обучении, что констатируется педагогическим экспериментом или обосновывается оценкой качества ПМО, ПС, например, по специальным оценочным листам качества ПС учебного назначения.

Перечислим наиболее значимые, с позиции дидактических принципов, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием ПС

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

— осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения (учебной деятельности) и оценкой результатов учебной деятельности,

  • осуществление самоконтроля и самокоррекции;
  • осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся,
  • высвобождение учебного времени за счет выполнения на ЭВМ трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом;
  • компьютерная визуализация учебной информации: во-первых, изучаемого объекта (наглядное представление на экране ЭВМ объекта, его составных частей или их моделей, а при необходимости — во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей);
  • во-вторых, изучаемого процесса (наглядное представление на экране ЭВМ данного процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире, а при необходимости — в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);
  • моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений,
  • проведение лабораторных работ (например, по физике, химии) в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента,
  • создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;
  • усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
  • вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала,
  • развитие определенного вида мышления (например, наглядно—образного, теоретического);
  • формирование умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации;
  • формирование культуры учебной деятельности.

информационной культуры обучаемого и обучающего (например, за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных или интегрированных пользовательских пакетов).

Обобщая вышеизложенное, отметим, что в основном целесообразность применения СНИТ, в частности ПС, определяется их использованием в качестве средства визуализации учебной информации, средства формализации знаний о предметном мире, инструмента измерения, отображения и воздействия на предметный мир.

Перейдем к рассмотрению типологии ПС, используемых в учебных целях, в частности по функциональному и методическому назначению.

Программные средства по функциональному назначению целесообразно подразделить на нижеописанные типы.

Прикладные программы, предназначенные для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером. Чаще всего их называют педагогические программные средства (ППС).

Функциональное назначение ППС — предоставлять учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого. Как правило, ППС предполагают усвоение новой информации при наличии обратной связи пользователя с программой.

Диагностические, тестовые программы, цель которых — констатация причин ошибочных действий обучаемого, оценка его знаний, умений, навыков, установление уровня его обученности или уровня интеллектуального развития.

Инструментальные программные средства (ИПС), предназначенные для конструирования программных средств (систем) учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы.