Страхование авиационных и космических рисков. Экологическое страхование владельцев источников повышенной опасности

Контрольная работа

СТРАХОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ И КОСМИЧЕСКИХ РИСКОВ

Страхование авиационных рисков

К сфере авиационного страхования относится целый комплекс видов страхования, в котором присутствуют разделы имущественного и личного страхования. Это, прежде всего, такие виды, как страхование:

1. Страхование каско воздушных судов;

2. Страхование различных видов авиационной ответственности:

  • эксплуатантов воздушных судов и других летательных аппаратов перед третьими лицами;
  • перед пассажирами на случай смерти или телесных повреждений;
  • ответственности перед пассажирами за их багаж и ручную кладь, за груз;
  • общегражданской ответственности аэропортов;
  • ответственности владельцев и операторов ангаров;
  • ответственности организаторов авиационных выставок и авиашоу;
  • ответственности производителей летательных аппаратов и другой продукции авиационно-промышленного комплекса

3. Страхование пилотов и экипажа от несчастных случаев;

4. Страхование пилотов от потери профессиональной лицензии.

Основополагающим международным документом, регулирующим все вопросы деятельности гражданской авиации, является Чикагская конвенция 1944 года. В ней установлено, в частности, что термины «воздушные суда» и «летательные аппараты» являются синонимами. К ним относятся все аппараты тяжелее и легче воздуха независимо от их конструкции и назначения, предназначенные для полетов в воздушном пространстве, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом и тяги двигателей. Это, прежде всего, самолеты и вертолеты, а также аэростатические, аэродинамические и газодинамические составные летательные аппараты, планеры, воздушные шары, монгольфы, авиамодели и другие беспилотные аппараты, воздушные змеи, ракетопланы, экранопланы и другая техника, летающая и парящая в воздушной среде.

4 стр., 1610 слов

Страхование средств воздушного транспорта

... аппарат, предназначенный для выполнения полетов. Это один из видов имущественного страхования, наиболее подверженного риску полной гибели и повреждения, влекущий за собой существенные затраты на восстановление ВС. Страхование средств воздушного транспорта ...

В числе видов имущественного авиастрахования самый важный – это каско-страхование авиационных транспортных средств. Его предметом является потеря или повреждение застрахованного воздушного транспортного средства по причине несчастного случая на земле, в воде, в воздухе или при транспортировке. Несчастный случай квалифицируется как внезапно наступившее случайное событие, действующее извне и непосредственно не связанное с работой авиапредприятия. Это могут быть наводнение, удар молнии, пожар, взрыв – в той мере, в какой эти риски не покрываются страхованием от огня. Тарифы по этому виду страхования составляют от 1 до 5 процентов страховой суммы.

Не включаются в состав страхового покрытия ущербы, которые непосредственно или косвенным образом связаны с военными событиями, актами террора, насилия или саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, угоном самолетов, их арестом, конфискацией и всеми другими видами изъятия по воле властей.

Современный авиапарк самолетов и вертолетов характеризуется, прежде всего, высокой стоимостью воздушных судов. Следовательно, имущественные убытки в случае гибели и повреждения летательного аппарата достигают больших величин. В этом случае страхование выступает как один из наиболее действенных способов возмещения понесенного ущерба и восстановления производственного применения объекта страхования.

Специфическая особенность авиационного страхования — катастрофичность убытков. Полная гибель воздушного судна все еще более вероятна, чем частная авария.

Основными страхователями авиационных рисков являются промышленные и коммерческие компании, имеющие собственную авиационную технику, операторы воздушных такси, аэроклубы, посредники по продаже авиатехники, частные владельцы воздушных судов и т.д.

Объект страхования — имущественный интерес страхователя, связанный с сохранностью воздушного судна (его корпуса, включая крылья, хвостовую часть, шасси, электрических и гидравлических систем, навигационного и радиооборудования, установленного внутри или на корпусе воздушного судна).

Сегодня рынок страхования авиационных и космических рисков в России будоражит один вопрос — как быть с гражданской ответственностью авиакомпаний? Дело в том, что лимиты ответственности для перелётов внутри страны и международных отличаются на порядок. При перевозке одного пассажира в пределах России лимит составляет всего 100 тысяч рублей. И тех же условиях, но с вылетом в Европейский Союз — 400 тысяч, но долларов. Это нижний предел, определённый властями каждой конкретной страны. Авиаперевозчик может назначить лимит выше рекомендуемого минимума, но ни в коем случае не ниже. В связи с этим среди представителей рынка страхования авиационных и космических рисков активно обсуждается возможность внесения поправок в Воздушный кодекс, которые повысят размер страховых сумм по обязательному страхованию ответственности авиакомпании перед пассажиром при перелётах внутри России до $75 тысяч. С точки зрения экспертов, лимиты по страхованию гражданской ответственности необходимо поднять даже не в десятки, а в сотни раз. «В настоящее время еще идут судебные разбирательства по нескольким катастрофам. И есть вероятность, что в определенный момент авиаперевозчикам может быть предъявлен иск на такую сумму, которую не сможет покрыть страхование», — полагают аналитики.

3 стр., 1136 слов

Авиационное страхование

... авиационного страхования в РФ и повышения профессионального уровня его участников вносит РААКС, объединяя сегодня почти 100 % страховых компаний России, занимающихся страхованием авиационных рисков.Минимальные требования к страхованию авиационных рисков в России регламентируются Воздушным ...

Но страховое покрытие действует не всегда, а именно, оно не действует, когда воздушное судно:

  • находится вне географических пределов эксплуатации, указанных в полисе, если это не вызвано форс-мажорными обстоятельствами;
  • используется в незаконных целях или в целях иных, чем те, которые указаны в полисе;
  • пилотируется любым лицом, кроме тех, кто указан в полисе, за исключением случаев, когда воздушное судно управляется на земле лицом, имеющим на это право;
  • перевозит на борту больше пассажиров, чем определено в сертификате летной годности.

Ответственность страховщика закрепляется в страховом полисе. Наибольшее распространение получили полисы, разработанные на Лондонском страховом рынке, то есть формы Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда, и особенно классические формы, а также полисы Цюрихского перестраховочного общества.

По мере совершенствования конструкций воздушных судов и всей инфраструктуры, оказывающей влияние на эффективность и безопасность полетов, картина менялась в лучшую сторону, однако и в настоящее время страхование воздушных судов и других авиационных рисков сохраняет свою крайне рисковую природу, несбалансированность и, нередко, убыточность для большинства

Во времена существования СССР страхование авиационных рисков (за исключением обязательного страхования пассажиров) проводилось единственной организацией — «Ингосстрах», но только в случаях, обусловленных международными правовыми актами или требованиями иностранных партнеров.

С переходом к рыночной экономике страхование получило новый толчок в своем развитии. Были созданы первые компании специализирующиеся на авиационном страховании, среди которых в первую очередь можно выделить «АФЕС» и «АВИАКОС» (в 2003 г, была образована страховая группа «АВИАКОС-АФЕС» в результате подписания соглашения о стратегическом, партнерстве).

Чуть позже авиационным страхованием начинают заниматься почти все крупные страховые организации. В настоящее время авиационным страхованием занимаются такие страховые компании, как Страховая акционерная компания «ИНФОРМСТРАХ», ЗСАО «Легсгарант», Страховая группа «Согаз», СК «Кредо-Классик», СОАО «Русский страховой центр», все та же страховая компания «Ингосстрах» и страховая группа «АВИАКОС-АФЕС» и многие другие.

Страхование космических рисков

В России до начала 90-х годов XX века не использовались методы управления рисками космической деятельности на базе страхования. Лишь после начала рыночных реформ были созданы предпосылки для развития системы страхования и ее внедрения в ракетно-космическую деятельность.

Согласно Закону РФ «О космической деятельности», под космической деятельностью понимается, «любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. К космической деятельности относятся: научные космические исследования; космическая связь, в том числе теле- и радиовещание с использованием космических систем; дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию; использование космических навигационных и топографических систем; пилотируемые космические полеты; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники».

5 стр., 2191 слов

Космические войска Российской Федерации

... задач по предназначению Космические войска. Создание Космических войск продиктовано реальным возрастанием роли национальных космических комплексов и систем в информационном обеспечении деятельности Вооруженных Сил России и ... обороны (РКО). С 30 декабря поставлена на боевое дежурство космическая система предупреждения о ракетном нападении (ПРН), позволяющая обнаруживать старты баллистических ракет с ...

Особенностью первых договоров по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе, то есть непокрываемой части ущерба по первому страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка называлась «привилегией на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и, благодаря оговорке, страховые выплаты не были произведены.

С 1975 г. страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться без привилегий, покрытие было расширено за счет включения рисков, связанных с производством космических объектов и их функционированием на рабочей орбите.

В России началом страхования космической деятельности считается 1986 г., когда была объявлена готовность Советского Союза страховать космические аппараты. Практически же этот вид страхования был освоен отечественными страховыми компаниями с начала 90-х годов после принятия таких законов, как законы о космической деятельности, о страховании и др.

Ракетно-космическая промышленность и космическая деятельность относятся к опасным видам человеческой деятельности. На раннем этапе развития ракетно-космической техники основное внимание уделялось созданию собственно объектов техники. По мере появления все более современных и мощных ракетно-космических комплексов, увеличения частоты запусков, накопления опыта эксплуатации ракетно-космической техники: и осуществления космической деятельности постепенно пришло понимание, что и ракетно-космическая техника и космическая деятельность способны влиять на окружающую природную среду, приводить к значительным материальным и финансовым ущербам при авариях и катастрофах, наносить вред жизни и здоровью персонала и населения.