Легкая промышленность Российской Федерации является важным сектором экономики страны. Данная отрасль многопрофильная и может быть привлекательной в инновационном отношении. Развитие легкой промышленности способствует укреплению обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранению ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.
Развитие данной отрасли позволяет решать такие социальные вопросы, как: занятость населения, улучшение уровня благосостояния граждан, поддержка и развитие малого бизнеса. Таким образом, актуальность изучения данной темы не вызывает сомнений.
Итак, цель данной работы является изучение отрасли легкой промышленности, в особенности ее инновационного развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «инновации»;
- определить, что представляет собой легкая промышленность, ее место в экономике страны в целом;
- проанализировать состояние легкой промышленности на данном этапе;
- рассмотреть основные инновации, а так же их внедрение для развития легкой промышленности в Российской Федерации.
Предметом изучения являются инновации в легкой промышленности, где объект исследования есть сами инновации, а субъектами будут те, кто создают, изучают, внедряют и рекламируют.
Для написания данной работы использовались учебная литература и официальные документы. Результат изучения показал, что инновационному развитию легкой промышленности не оказывают должного внимания.
1. Понятие «инновации». Легкая промышленность России. Общая характеристика отрасли.
Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [3].
Легкая промышленность включает несколько отраслей: текстильную, швейную и кожевенную, меховую и обувную. В свою очередь в текстильной промышленности 9 отраслей, в кожевенной, меховой и обувной по 5. Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной подотраслей.
В структуре выпускаемой продукции, наряду с производством тканей, одежды, обуви, трикотажных, чулочно-носочных и меховых изделий, а также головных уборов, текстильной и кожевенной галантереи, высок удельный вес продукции производственно-технического и специального назначения. Это производство корда для шин, сердечников стальных канатов, тканей для транспортерных лент, тканей фильтровальных и ситовых для пищевой, химической и электротехнической промышленности, тканей и других изделий для сельского хозяйства, авиационной и космической техники, вещевого имущества для силовых федеральных ведомств. Отрасль обеспечивает также основные потребности населения в изделиях медицинского назначения и хозяйствующих субъектов в специальной, рабочей одежде и обуви, средствах индивидуальной защиты.
Легкая и пищевая промышленность. Легкая и пищевая промышленность
... широкого разнообразия рисунка), в швейной (эффективный раскрой тканей) и т.д. Легкая промышленность превратилась в отрасль: капиталоемкую, наукоемкую, оснащенную высокотехнологичным оборудованием, ... промышленных государствах (страны Зап.Европы, особенно Италия). География и структура пищевой промышленности мира. Пищевая промышленность призвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших ...
Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека. Основные потребители — индивидуальные покупатели (рисунок 1).
Рисунок 1 — Области применения и структура потребления продукции легкой промышленности
Для легкой промышленности территориальная специализация важна в меньшей степени, по сравнению с другими отраслями. Но в России четко можно выделить следующие районы:
- Ивановская и Тверская области — выпуск хлопчатобумажных изделий;
- Центральный экономический район — производство продукции всех отраслей текстильной промышленности [2].
Существенную роль играет легкая промышленность в межгосударственных отношениях стран СНГ: идет постоянный обмен сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией.
В отраслях легкой промышленности России занято больше 2 млн. чел. (в основном женщины) [2].
Информация об основных социальных и экономических показателях состояния легкой промышленности в России представлена в приложении А.
Итак, легкая промышленность занимает важное место в жизни государства в целом. Оказывает влияние не только на экономические, но и социальные показатели. Поэтому необходимо обратить внимание на:
- Законодательную базу Российской Федерации в сфере производства, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, урегулирования отношений производителя и торговли;
- Техническое состояние отрасли;
- Наличие государственно значимых проектов в отрасли (их разработку и реализацию).
Ну и конечно, основное правило осуществления всех преобразований, в том числе и в отрасли легкой промышленности России, — экономическая целесообразность.
2. Проблемы и основные пути развития легкой промышленности
Основные недостатки легкой промышленности России таковы:
1) Низкое качество товаров. 2) Низкая производительность труда. 3) Высокие затраты на производство.
Все эти показатели относительны, определяются в сравнении с подобными показателями отрасли легкой промышленности развитых стран.
Цены на ввозимое сырье растут, отсюда и повышение цен на уже готовую продукцию легкой промышленности нашей страны. Таким образом, спрос на данную продукцию падает, причем значительно. Потому как конкуренция в отрасли велика (имеются в виду импортные товары).
Ранее значительная часть товаров легкой промышленности России использовалась бывшими союзными республиками. В настоящее время данные рынки сбыта утеряны.
В связи с угасанием отрасли растет безработица. В данной сфере задействовано гораздо меньше людей, чем раньше.
Современное состояние нефтяной отрасли России
... развития нефтяной отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу. Цель данного реферата – рассмотреть и проанализировать состояние нефтяной отрасли в России. 1. Нефтяная промышленность в экономике России. ... в первую очередь мазута1. Общее увеличение производства основных нефтепро- дуктов в России ... внедрения современных методов ...
Нерациональное расположение предприятий дает о себе знать. Многие регионы России почти полностью зависимы от ввоза продукции легкой промышленности из других регионов. А могли бы использовать внутренние возможности.
Таким образом, одна из важнейших задач развития легкой промышленности — развитие местной промышленности, производящей товары народного потребления, в том числе легкой.
В легкой промышленности нашей страны наблюдалось постоянное увеличение концентрации производства, выразившееся в преобладании крупных предприятий, «вымывании» мелких. Концентрация тесно связана с комбинированием производства, наиболее характерным для предприятий текстильной, обувной и кожевенной промышленности. С одной стороны, это позволяет увеличить масштабы производства, повысить производительность труда, снизить себестоимость единицы продукции, усовершенствовать орудия труда. С другой, затрудняет реагирование на изменение спроса на продукцию с учетом рыночной конъюнктуры.
В качестве основных ограничителей развития отрасли легкой промышленности Российской Федерации можно выделить:
- Слабые позиции российских компаний на мировых рынках;
- Импорт основной части сырья для производства товаров легкой промышленности;
- Низкий уровень инвестиций в легкую промышленность, как со стороны различных компаний, осуществляющих производство и продажу товаров легкой промышленности, а также частных лиц и государства в целом.
Хотя решением данного вопроса в России уже занимаются;
- Отсутствие отечественной промышленной базы для обновления производственного аппарата отрасли: машиностроение для легкой промышленности практически полностью утрачено;
- Очень важный момент — недостаток квалифицированных кадров и низкая производительность труда имеющихся. Все оттого, что уровень оплаты труда в легкой промышленности значительно ниже других отраслей обрабатывающих производств.
Вследствие указанных факторов, в легкой промышленности ярко проявляются следующие негативные последствия:
- низкая конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность лёгкой промышленности;
- низкая рентабельность производства (в 3-6 раз меньше средней рентабельности по обрабатывающим производствам промышленности), сдерживающая возможность привлечения кредитных ресурсов;
- значительные риски, обусловленные зависимостью от конъюнктурных колебаний мировых цен на хлопок.
Более наглядно проблемы отрасли и причины их возникновения представлены в приложении Б.
3. Инновации в легкой промышленности
Выделяют основные направления, на которые стоит ориентироваться при разработке инновационного подхода развития в любой отрасли, в том числе и легкой промышленности.
1) Персонал, а именно подготовленные менеджеры и управленцы. В основе всех инновационных открытий, внедренных технологий лежит ум и действия непосредственного лидера, менеджера. В связи с этим можно выделить базу развития легкой промышленности в России с учетом инноваций, как создание программ обучение и «выращивание» менеджеров, способных реализовать инновационный путь развития, что пересекается с задачей внедрения инноваций и в системе образования и подготовки менеджеров и лидеров.
Отрасли хозяйства России, развёрнутая характеристика агропромышленного ...
... развитии отраслей, производящих товары для населения, важнейшими звеньями отраслевой структуры остаются электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, отрасли агропромышленного комплекса, строительство и транспорт. 1. Краткая характеристика комплексов отраслей хозяйства России. ... производств в металлургическом комплексе: Производства полного цикла, Производства ...
2) Технологии. Внедрение и использование новых технологий на крупных, средних и малых предприятиях. Это обеспечит повышение качества и конкурентоспособности продукции легкой промышленности России.
3) Поддержка государства. Без разработки и внедрения государственных программ поддержки отрасли, легкой промышленности Российской Федерации обойтись никак нельзя. Необходимо внедрение инновационных идей, разработка программ по совершенствованию законодательной базы в данной сфере, разработка и внедрение программ стимулирования и развития легкой промышленности. Иными словами, данные меры помогут создать наиболее благоприятный климат для разработки и внедрения инноваций. Но инициатива должна исходить и от участников бизнеса.
Основные тенденции и направления развития легкой промышленности:
- Развитие региональной легкой промышленности;
- Развитие малого и среднего бизнеса в легкой промышленности;
- Повышение конкурентоспособности и качества продукции собственного производства, замена импорта товарами собственного производства;
- Ориентация на конечного потребителя.
Цели государства в целом:
- создание более доступного рынка потребительских товаров;
- рост валового продукта;
- повышение доли доходов от реализации готовой продукции (не сырьевых ресурсов) в структуре доходов;
- повышение занятости населения благодаря привлечению молодых специалистов;
- повышение качества жизни;
- обеспечение роста конкурентоспособности на государственном и мировом уровне;
- развитие отраслевой науки.
Принятие решение о развитии легкой промышленности в том или ином регионе должно основываться на экономической целесообразности. При этом наличие собственной ресурсной базы не является доминирующим фактором принятия решения о развитии отрасти в том или ином регионе. Если создание и развитие собственной ресурсной базы становится более затратным, чем приобретение сырьевых ресурсов из-за рубежа, необходимо развивать международные связи, отлаживать механизмы поставки качественного и более доступного сырья, а последующие стадии технологического процесса (при экономической целесообразности) размещать в собственном регионе.
Создавать инновационные технологии будут входящие в него отраслевые организации, в числе которых — пять больших НИИ: текстильный (основная организация), искусственной кожи и пленочных материалов (ЦНИИПИК), автоматизации легкой промышленности (ЦНИИЛКА), обувной и кожевенной промышленности (ЦНИИКП), техоснастки текстильного оборудования (ЦНИИМашдеталь) и производственный отраслевой научный центр.
Прежде всего, государству стоит обеспечить в отрасли нужные экономические послабления, оказать помощь в переоснащении производства, лишь после этого внедрять инновации будет делом выгодным, считают эксперты.
Инновационный сценарий развития отрасли представлен на рисунке 2.
Рисунок 2 — Инновационный вариант развития легкой промышленности Российской Федерации
Обзор инноваций
1) Текстиль для ванной, обеспечивающий экономию около 40 % энергии при стирке и сушке; акцентируя внимание на среднюю продолжительность жизни изделия (допустим, полотенца), это позволяет экономить в размере себестоимости, что очень важно, особенно там, где имеют место крупнооптовые закупки и интенсивное использование, прежде всего в гостиничном бизнесе.
Рисунок 3 — Текстиль для ванной
2) Стеганое биоодеяло, форма которого состоит из самых тонких тканей на основе 100%-ного хлопковолокна.
Рисунок 4 — Стеганое биоодеяло
3) Текстильное сито для бумажной промышленности, позволяет повысить производительность технологического процесса производства и улучшить потребительские свойства бумаги.
Рисунок 5 — Текстильное сито для бумажной промышленности
4) Солнцезащитный текстиль с улучшенными показателями светостойкости и огнезащиты (без использования ПВХ).
Рисунок 6 — Солнцезащитный текстиль
5) Экологичные обивочные мебельные ткани, выработанные в рамках закрытого производственного цикла (по принципу cradle-to-cradle — «из колыбели в колыбель»), предусматривающего полный 100%-ный рециклинг использованной ткани.
Рисунок 7 — Экологичные обивочные мебельные ткани
Заключение
промышленный инновационный легкий
Легкая промышленность — очень важная сфера в экономике страны. Для того, чтобы считаться государством продвинутым и чтобы быть в меньшей степени зависимыми от внешних факторов, России необходимо развивать данную отрасль.
На данный момент, эта сфера находится в достаточно запущенном состоянии в нашей стране. Но радуют сдвиги за последнее время в пользу ее развития. На основе разработанной стратегии развития отрасли к 2020 году предполагается достичь следующих результатов:
1. Динамичное развитие легкой промышленности.
В данном аспекте предполагается комплексная модернизация и полное техническое перевооружение. Кроме того, предполагаются определенные структурные преобразования, позволяющие оптимизировать потенциал отрасли легкой промышленности России. А также брошены силы на ускорение развития научного потенциала в рассматриваемой сфере. Очень важным также является совершенствование законодательной, нормативно-правовой базы отрасли.
2. Новый конкурентоспособный облик легкой промышленности.
Следующей пункт развития отрасли предполагает улучшение положения отрасли как внутри страны, так и на мировых рынках. Достижения и результаты работы в отрасли легкой промышленности необходимо использовать в целях решения определенных общенациональных задач, способствующих развитию страны, ее экономических показателей в целом.
3. Воплощение новых инновационных идей.
Данное направления развития легкой промышленности предполагает постоянное вливание инвестиций в инновации, их рост. Это будет способствовать обновлению продукции, техники и технологий отрасли, завоеванию все новых и новых рынков сбыта, что безусловно положительно отразится как на экономических, так и на социальных показателях развития России в целом.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/innovatsii-v-legkoy-promyishlennosti/
1. Региональная экономика: учебник под ред. Т.Г. Морозовой. — М: Юнити-Дана, 2012
2. Легкая промышленность России. Отраслевые обзоры группы ИНЭК/ Департамент консалтинга группы ИНЭК. — М.: 2004, 25 стр.
3. КонсультантПлюс, 1992-2014. Новости [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193
4. Новости [Электронный ресурс] URL: http://www.roslegprom.ru — ОАО Рослегпром (данные на январь 2014 года)
5. Агентство по инновациям и развития. Новости [Электронный ресурс] URL:
6. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Новости [Электронный ресурс] URL: http://www.minpromtorg.gov.ru
7. Агентство по инновациям и развития. Новости [Электронный ресурс] URL:
Приложение А
Табл. 1. Основные экономические показатели легкой промышленности по состоянию на январь 2014 года
Январь 2014г. |
В % к |
Справочно январь 2013г. в % к |
||||
январю 2013г. |
декабрю 2013г. |
|||||
январю 2012г. |
декабрю 2012г. |
|||||
Валовой внутренний продукт, млрд.рублей |
66689,1[1] |
101,3[2] |
103,4[3] |
|||
Индекс промышленного Производства [4], [5] |
99,8 |
81,2 |
99,6 |
81,6 |
||
Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей |
111,1 |
100,8 |
59,1 |
101,6 |
59,4 |
|
Грузооборот транспорта, млрд.т-км |
440,5 |
103,1 |
96,6 |
98,4 |
96,0 |
|
в том числе железнодорожного транспорта |
191,0 |
107,1 |
95,7 |
92,8 |
95,4 |
|
Оборот розничной торговли, млрд.рублей |
1840,7 |
102,4 |
72,6 |
104,4 |
73,7 |
|
Объем платных услуг населению, млрд.рублей |
558,3 |
101,6 |
89,2 |
105,6 |
88,3 |
|
Внешнеторговый оборот, млрд.долларов США[6] |
82,5[7] |
103,0[8] |
107,3[9] |
99,9[8] |
105,6[9] |
|
в том числе: экспорт товаров |
49,2 |
101,9 |
105,2 |
96,0 |
106,6 |
|
импорт товаров |
33,4 |
104,7 |
110,5 |
106,3 |
104,1 |
|
Инвестиции в основной капитал, млрд.рублей |
492,2[10] |
93,0[10] |
20,8[10] |
102,9[11] |
22,5[11] |
|
Индекс потребительских цен |
106,1 |
100,6 |
107,1 |
101,0 |
||
Индекс цен производителей промышленных товаров [4] |
104,7 |
100,4 |
104,7 |
99,6 |
||
Реальные располагаемые денежные доходы [12] |
98,5 |
47,8 |
100,6 |
49,3 |
||
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: номинальная, рублей |
28945[10] |
108,7[10] |
73,0[10] |
112,9 |
73,4 |
|
реальная |
102,5[10] |
72,6[10] |
105,4 |
72,7 |
||
Общая численность безработных, млн.человек |
4,2[12] |
93,4 |
99,8 |
94,2 |
117,1 |
|
Численность официально зарегистрированных безработных, млн.человек |
0,9 |
86,8 |
101,5 |
82,7 |
100,7 |
|
Приложение Б
Проблемы легкой промышленности и причины их возникновения
Рисунок 8