Инновации в легкой промышленности

Легкая промышленность Российской Федерации является важным сектором экономики страны. Данная отрасль многопрофильная и может быть привлекательной в инновационном отношении. Развитие легкой промышленности способствует укреплению обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранению ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

Развитие данной отрасли позволяет решать такие социальные вопросы, как: занятость населения, улучшение уровня благосостояния граждан, поддержка и развитие малого бизнеса. Таким образом, актуальность изучения данной темы не вызывает сомнений.

Итак, цель данной работы является изучение отрасли легкой промышленности, в особенности ее инновационного развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение понятию «инновации»;
  • определить, что представляет собой легкая промышленность, ее место в экономике страны в целом;
  • проанализировать состояние легкой промышленности на данном этапе;
  • рассмотреть основные инновации, а так же их внедрение для развития легкой промышленности в Российской Федерации.

Предметом изучения являются инновации в легкой промышленности, где объект исследования есть сами инновации, а субъектами будут те, кто создают, изучают, внедряют и рекламируют.

Для написания данной работы использовались учебная литература и официальные документы. Результат изучения показал, что инновационному развитию легкой промышленности не оказывают должного внимания.

1. Понятие «инновации». Легкая промышленность России. Общая характеристика отрасли.

Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [3].

Легкая промышленность включает несколько отраслей: текстильную, швейную и кожевенную, меховую и обувную. В свою очередь в текстильной промышленности 9 отраслей, в кожевенной, меховой и обувной по 5. Наибольший удельный вес в структуре легкой промышленности занимает продукция швейной и текстильной подотраслей.

В структуре выпускаемой продукции, наряду с производством тканей, одежды, обуви, трикотажных, чулочно-носочных и меховых изделий, а также головных уборов, текстильной и кожевенной галантереи, высок удельный вес продукции производственно-технического и специального назначения. Это производство корда для шин, сердечников стальных канатов, тканей для транспортерных лент, тканей фильтровальных и ситовых для пищевой, химической и электротехнической промышленности, тканей и других изделий для сельского хозяйства, авиационной и космической техники, вещевого имущества для силовых федеральных ведомств. Отрасль обеспечивает также основные потребности населения в изделиях медицинского назначения и хозяйствующих субъектов в специальной, рабочей одежде и обуви, средствах индивидуальной защиты.

8 стр., 3875 слов

Легкая и пищевая промышленность. Легкая и пищевая промышленность

... широкого разнообразия рисунка), в швейной (эффективный раскрой тканей) и т.д. Легкая промышленность превратилась в отрасль: капиталоемкую, наукоемкую, оснащенную высокотехнологичным оборудованием, ... промышленных государствах (страны Зап.Европы, особенно Италия). География и структура пищевой промышленности мира. Пищевая промышленность призвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших ...

Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос и востребована во многих сферах жизнедеятельности человека. Основные потребители — индивидуальные покупатели (рисунок 1).

Рисунок 1 — Области применения и структура потребления продукции легкой промышленности

Для легкой промышленности территориальная специализация важна в меньшей степени, по сравнению с другими отраслями. Но в России четко можно выделить следующие районы:

  • Ивановская и Тверская области — выпуск хлопчатобумажных изделий;
  • Центральный экономический район — производство продукции всех отраслей текстильной промышленности [2].

Существенную роль играет легкая промышленность в межгосударственных отношениях стран СНГ: идет постоянный обмен сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией.

В отраслях легкой промышленности России занято больше 2 млн. чел. (в основном женщины) [2].

Информация об основных социальных и экономических показателях состояния легкой промышленности в России представлена в приложении А.

Итак, легкая промышленность занимает важное место в жизни государства в целом. Оказывает влияние не только на экономические, но и социальные показатели. Поэтому необходимо обратить внимание на:

  • Законодательную базу Российской Федерации в сфере производства, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, урегулирования отношений производителя и торговли;
  • Техническое состояние отрасли;
  • Наличие государственно значимых проектов в отрасли (их разработку и реализацию).

Ну и конечно, основное правило осуществления всех преобразований, в том числе и в отрасли легкой промышленности России, — экономическая целесообразность.

2. Проблемы и основные пути развития легкой промышленности

Основные недостатки легкой промышленности России таковы:

1) Низкое качество товаров. 2) Низкая производительность труда. 3) Высокие затраты на производство.

Все эти показатели относительны, определяются в сравнении с подобными показателями отрасли легкой промышленности развитых стран.

Цены на ввозимое сырье растут, отсюда и повышение цен на уже готовую продукцию легкой промышленности нашей страны. Таким образом, спрос на данную продукцию падает, причем значительно. Потому как конкуренция в отрасли велика (имеются в виду импортные товары).

Ранее значительная часть товаров легкой промышленности России использовалась бывшими союзными республиками. В настоящее время данные рынки сбыта утеряны.

В связи с угасанием отрасли растет безработица. В данной сфере задействовано гораздо меньше людей, чем раньше.

4 стр., 1862 слов

Современное состояние нефтяной отрасли России

... развития нефтяной отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу. Цель данного реферата – рассмотреть и проанализировать состояние нефтяной отрасли в России. 1. Нефтяная промышленность в экономике России. ... в первую очередь мазута1. Общее увеличение производства основных нефтепро- дуктов в России ... внедрения современных методов ...

Нерациональное расположение предприятий дает о себе знать. Многие регионы России почти полностью зависимы от ввоза продукции легкой промышленности из других регионов. А могли бы использовать внутренние возможности.

Таким образом, одна из важнейших задач развития легкой промышленности — развитие местной промышленности, производящей товары народного потребления, в том числе легкой.

В легкой промышленности нашей страны наблюдалось постоянное увеличение концентрации производства, выразившееся в преобладании крупных предприятий, «вымывании» мелких. Концентрация тесно связана с комбинированием производства, наиболее характерным для предприятий текстильной, обувной и кожевенной промышленности. С одной стороны, это позволяет увеличить масштабы производства, повысить производительность труда, снизить себестоимость единицы продукции, усовершенствовать орудия труда. С другой, затрудняет реагирование на изменение спроса на продукцию с учетом рыночной конъюнктуры.

В качестве основных ограничителей развития отрасли легкой промышленности Российской Федерации можно выделить:

  • Слабые позиции российских компаний на мировых рынках;
  • Импорт основной части сырья для производства товаров легкой промышленности;
  • Низкий уровень инвестиций в легкую промышленность, как со стороны различных компаний, осуществляющих производство и продажу товаров легкой промышленности, а также частных лиц и государства в целом.

Хотя решением данного вопроса в России уже занимаются;

  • Отсутствие отечественной промышленной базы для обновления производственного аппарата отрасли: машиностроение для легкой промышленности практически полностью утрачено;
  • Очень важный момент — недостаток квалифицированных кадров и низкая производительность труда имеющихся. Все оттого, что уровень оплаты труда в легкой промышленности значительно ниже других отраслей обрабатывающих производств.

Вследствие указанных факторов, в легкой промышленности ярко проявляются следующие негативные последствия:

  • низкая конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность лёгкой промышленности;
  • низкая рентабельность производства (в 3-6 раз меньше средней рентабельности по обрабатывающим производствам промышленности), сдерживающая возможность привлечения кредитных ресурсов;
  • значительные риски, обусловленные зависимостью от конъюнктурных колебаний мировых цен на хлопок.

Более наглядно проблемы отрасли и причины их возникновения представлены в приложении Б.

3. Инновации в легкой промышленности

Выделяют основные направления, на которые стоит ориентироваться при разработке инновационного подхода развития в любой отрасли, в том числе и легкой промышленности.

1) Персонал, а именно подготовленные менеджеры и управленцы. В основе всех инновационных открытий, внедренных технологий лежит ум и действия непосредственного лидера, менеджера. В связи с этим можно выделить базу развития легкой промышленности в России с учетом инноваций, как создание программ обучение и «выращивание» менеджеров, способных реализовать инновационный путь развития, что пересекается с задачей внедрения инноваций и в системе образования и подготовки менеджеров и лидеров.

24 стр., 11843 слов

Отрасли хозяйства России, развёрнутая характеристика агропромышленного ...

... развитии отраслей, производящих товары для населения, важнейшими звеньями отраслевой структуры остаются электроэнергетика, топливная промышленность, металлургия, химия, машиностроение, отрасли агропромышленного комплекса, строительство и транспорт. 1. Краткая характеристика комплексов отраслей хозяйства России. ... производств в металлургическом комплексе: Производства полного цикла, Производства ...

2) Технологии. Внедрение и использование новых технологий на крупных, средних и малых предприятиях. Это обеспечит повышение качества и конкурентоспособности продукции легкой промышленности России.

3) Поддержка государства. Без разработки и внедрения государственных программ поддержки отрасли, легкой промышленности Российской Федерации обойтись никак нельзя. Необходимо внедрение инновационных идей, разработка программ по совершенствованию законодательной базы в данной сфере, разработка и внедрение программ стимулирования и развития легкой промышленности. Иными словами, данные меры помогут создать наиболее благоприятный климат для разработки и внедрения инноваций. Но инициатива должна исходить и от участников бизнеса.

Основные тенденции и направления развития легкой промышленности:

  • Развитие региональной легкой промышленности;
  • Развитие малого и среднего бизнеса в легкой промышленности;
  • Повышение конкурентоспособности и качества продукции собственного производства, замена импорта товарами собственного производства;
  • Ориентация на конечного потребителя.

Цели государства в целом:

  • создание более доступного рынка потребительских товаров;
  • рост валового продукта;
  • повышение доли доходов от реализации готовой продукции (не сырьевых ресурсов) в структуре доходов;
  • повышение занятости населения благодаря привлечению молодых специалистов;
  • повышение качества жизни;
  • обеспечение роста конкурентоспособности на государственном и мировом уровне;
  • развитие отраслевой науки.

Принятие решение о развитии легкой промышленности в том или ином регионе должно основываться на экономической целесообразности. При этом наличие собственной ресурсной базы не является доминирующим фактором принятия решения о развитии отрасти в том или ином регионе. Если создание и развитие собственной ресурсной базы становится более затратным, чем приобретение сырьевых ресурсов из-за рубежа, необходимо развивать международные связи, отлаживать механизмы поставки качественного и более доступного сырья, а последующие стадии технологического процесса (при экономической целесообразности) размещать в собственном регионе.

Создавать инновационные технологии будут входящие в него отраслевые организации, в числе которых — пять больших НИИ: текстильный (основная организация), искусственной кожи и пленочных материалов (ЦНИИПИК), автоматизации легкой промышленности (ЦНИИЛКА), обувной и кожевенной промышленности (ЦНИИКП), техоснастки текстильного оборудования (ЦНИИМашдеталь) и производственный отраслевой научный центр.

Прежде всего, государству стоит обеспечить в отрасли нужные экономические послабления, оказать помощь в переоснащении производства, лишь после этого внедрять инновации будет делом выгодным, считают эксперты.

Инновационный сценарий развития отрасли представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 — Инновационный вариант развития легкой промышленности Российской Федерации

Обзор инноваций

1) Текстиль для ванной, обеспечивающий экономию около 40 % энергии при стирке и сушке; акцентируя внимание на среднюю продолжительность жизни изделия (допустим, полотенца), это позволяет экономить в размере себестоимости, что очень важно, особенно там, где имеют место крупнооптовые закупки и интенсивное использование, прежде всего в гостиничном бизнесе.

Рисунок 3 — Текстиль для ванной

2) Стеганое биоодеяло, форма которого состоит из самых тонких тканей на основе 100%-ного хлопковолокна.

Рисунок 4 — Стеганое биоодеяло

3) Текстильное сито для бумажной промышленности, позволяет повысить производительность технологического процесса производства и улучшить потребительские свойства бумаги.

Рисунок 5 — Текстильное сито для бумажной промышленности

4) Солнцезащитный текстиль с улучшенными показателями светостойкости и огнезащиты (без использования ПВХ).

Рисунок 6 — Солнцезащитный текстиль

5) Экологичные обивочные мебельные ткани, выработанные в рамках закрытого производственного цикла (по принципу cradle-to-cradle — «из колыбели в колыбель»), предусматривающего полный 100%-ный рециклинг использованной ткани.

Рисунок 7 — Экологичные обивочные мебельные ткани

Заключение

промышленный инновационный легкий

Легкая промышленность — очень важная сфера в экономике страны. Для того, чтобы считаться государством продвинутым и чтобы быть в меньшей степени зависимыми от внешних факторов, России необходимо развивать данную отрасль.

На данный момент, эта сфера находится в достаточно запущенном состоянии в нашей стране. Но радуют сдвиги за последнее время в пользу ее развития. На основе разработанной стратегии развития отрасли к 2020 году предполагается достичь следующих результатов:

1. Динамичное развитие легкой промышленности.

В данном аспекте предполагается комплексная модернизация и полное техническое перевооружение. Кроме того, предполагаются определенные структурные преобразования, позволяющие оптимизировать потенциал отрасли легкой промышленности России. А также брошены силы на ускорение развития научного потенциала в рассматриваемой сфере. Очень важным также является совершенствование законодательной, нормативно-правовой базы отрасли.

2. Новый конкурентоспособный облик легкой промышленности.

Следующей пункт развития отрасли предполагает улучшение положения отрасли как внутри страны, так и на мировых рынках. Достижения и результаты работы в отрасли легкой промышленности необходимо использовать в целях решения определенных общенациональных задач, способствующих развитию страны, ее экономических показателей в целом.

3. Воплощение новых инновационных идей.

Данное направления развития легкой промышленности предполагает постоянное вливание инвестиций в инновации, их рост. Это будет способствовать обновлению продукции, техники и технологий отрасли, завоеванию все новых и новых рынков сбыта, что безусловно положительно отразится как на экономических, так и на социальных показателях развития России в целом.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kontrolnaya/innovatsii-v-legkoy-promyishlennosti/

1. Региональная экономика: учебник под ред. Т.Г. Морозовой. — М: Юнити-Дана, 2012

2. Легкая промышленность России. Отраслевые обзоры группы ИНЭК/ Департамент консалтинга группы ИНЭК. — М.: 2004, 25 стр.

3. КонсультантПлюс, 1992-2014. Новости [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193

4. Новости [Электронный ресурс] URL: http://www.roslegprom.ru — ОАО Рослегпром (данные на январь 2014 года)

5. Агентство по инновациям и развития. Новости [Электронный ресурс] URL:

6. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Новости [Электронный ресурс] URL: http://www.minpromtorg.gov.ru

7. Агентство по инновациям и развития. Новости [Электронный ресурс] URL:

Приложение А

Табл. 1. Основные экономические показатели легкой промышленности по состоянию на январь 2014 года

Январь 2014г.

В % к

Справочно январь 2013г. в % к

январю 2013г.

декабрю 2013г.

январю 2012г.

декабрю 2012г.

Валовой внутренний продукт, млрд.рублей

66689,1[1]

101,3[2]

103,4[3]

Индекс промышленного Производства [4], [5]

99,8

81,2

99,6

81,6

Продукция сельского хозяйства, млрд.рублей

111,1

100,8

59,1

101,6

59,4

Грузооборот транспорта, млрд.т-км

440,5

103,1

96,6

98,4

96,0

в том числе железнодорожного транспорта

191,0

107,1

95,7

92,8

95,4

Оборот розничной торговли, млрд.рублей

1840,7

102,4

72,6

104,4

73,7

Объем платных услуг населению, млрд.рублей

558,3

101,6

89,2

105,6

88,3

Внешнеторговый оборот, млрд.долларов США[6]

82,5[7]

103,0[8]

107,3[9]

99,9[8]

105,6[9]

в том числе: экспорт товаров

49,2

101,9

105,2

96,0

106,6

импорт товаров

33,4

104,7

110,5

106,3

104,1

Инвестиции в основной капитал, млрд.рублей

492,2[10]

93,0[10]

20,8[10]

102,9[11]

22,5[11]

Индекс потребительских цен

106,1

100,6

107,1

101,0

Индекс цен производителей промышленных товаров [4]

104,7

100,4

104,7

99,6

Реальные располагаемые денежные доходы [12]

98,5

47,8

100,6

49,3

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: номинальная, рублей

28945[10]

108,7[10]

73,0[10]

112,9

73,4

реальная

102,5[10]

72,6[10]

105,4

72,7

Общая численность безработных, млн.человек

4,2[12]

93,4

99,8

94,2

117,1

Численность официально зарегистрированных безработных, млн.человек

0,9

86,8

101,5

82,7

100,7

Приложение Б

Проблемы легкой промышленности и причины их возникновения

Рисунок 8