Особенности развития стран Африки и Азии во второй половине ХХ века

Одним из наиболее значительных, глобальных процессов всемирной истории во второй половине XX в. стало освобождение народов Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, крушение колониальных империй. В результате в мире появилось несколько десятков новых независимых государств, народы которых из «объектов» истории стали ее активными творцами.

Процесс освобождения колониальных и зависимых стран, длившийся несколько десятилетий, был полон напряженности и драмы. Он сочетал в себе повседневную борьбу и кульминационные и трансформирующие события, значение которых выходило за рамки национальной истории. К ним относились, например, провозглашение в 1950 г. Республики Индии, освобождение в 1960 г. сразу 17 африканских государств, падение в середине 1970-х годов последней колониальной империи — португальской (примечательно, что португальцы первыми пришли в Африку как колонизаторы и последними ушли из неё).

Массы людей приняли участие в движении за независимость, появились блестящие и самобытные лидеры. Без преувеличения можно сказать, что результатом этих событий стало изменение внешнего вида мира, возникновение в нем совершенно новых явлений и процессов.

Лидеры освободительной борьбы в отдельных странах имели разное социальное происхождение, взгляды, убеждения и политический опыт. Одни из них, как, например, Дж. Неру, они стали общественными и политическими деятелями в семейной традиции, продолжив дело своих родителей. Другие выбрались из низших слоев общества, сумев получить образование и профессию, которые привели их к освободительному движению. Для третьих стартовой площадкой служила военная карьера. Среди лидеров освободительного движения народов Африки 1950-1960-х гг. Было много людей, принадлежавших к научной и творческой интеллигенции. Так, первый президент Республики Гана К. Нкрума имел звание магистра педагогики и философии, глава правительства Сенегала Л.С. Сенгор был социологом и одним из самых выдающихся африканских поэтов. Первый президент Республики Анголы А.А. Нето известен также как видный деятель культуры, писатель и поэт.

1. Пути и модели развития

Выбор пути. С первых шагов политической независимости перед государствами Азии и Африки встали вопросы: каким путём идти дальше? Как вырваться из отсталости и нищеты, догнать передовые страны?

Мир развитых государств был в те годы расколот на западный и восточный (капиталистический и социалистический) блоки. Освободившимся странам было предложено два пути соответственно: капиталистический или социалистический. Сегодня стала очевидной условность этих определений. Но в те годы они рассматривались как принципиально разные варианты развития, при этом особое внимание уделялось идеологическому и политическому противостоянию. Выбор освобожденных стран часто был в основном политической ориентацией на ту или иную группу государств. Политика в таких случаях «шла впереди» экономики.

13 стр., 6269 слов

Субрегионы Африки

... страны Африки являются республиками (за исключением Лесото, Марокко и Сазерленда, которые остаются еще конституционными монархиями). Административно-территориальное устройство государств, за исключением Нигерии и ЮАР, - унитарное. Для оценки ЭГП стран Африки ... Наибольшие успехи на этом пути были достигнуты в горнодобывающей ... полностью лежит между субтропическими поясами Северного и Южного полушарий. ...

В странах Юго-Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце Второй мировой войны и сразу после её завершения, размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, их сотрудничество с разными внешними силами привели к расколу одних стран (Вьетнам, Корея), нарушению территориальной целостности других (отторжение Тайваня от Китая).

В конце 1950-х и 1970-х годах большинство молодых государств сохраняли «капиталистическую ориентацию», унаследованную от бывших метрополий. В основном это были страны, в которых промышленный уклад оказался относительно развитым. Вместе с тем в их развитии появились новые черты: создание значимого государственного сектора, государственное регулирование экономики, внедрение долгосрочного планирования, государственных экономических и социальных программ.

«Некапиталистическая», социалистическая ориентация принималась меньшим числом освободившихся стран. В 1960-е годы этот выбор заявили около 30 штатов; в конце 80-х их было около десяти. Часто это были страны с преобладанием доиндустриальных, иногда общинных отношений. Переход от общинной собственности к общественной казался им самым быстрым и безболезненным способом решения своих экономических и социальных проблем.

В странах, вступивших на этот путь в 1960-е годы (Алжир, Сирия и др.), проводились постепенные преобразования общедемократического характера. Пришедшие к власти силы чаще занимали революционно-демократические позиции и не разделяли марксистских идей. Государства, избравшие «некапиталистическую» ориентацию в 1970-е годы (Ангола, Афганистан, Эфиопия), возглавлялись политиками, которые заявляли, что «руководствуются идеями научного социализма». Следовательно, поставленные ими задачи носили более радикальный характер. В реальности эти страны столкнулись с множеством проблем. Они были слаборазвитыми, здесь практически отсутствовал рабочий класс, который согласно идеологическим концепциям должен был бы стать опорой нового строя, не сформировалось и крестьянство в его современном понимании, значительную роль играли общинно-племенные отношения, не были преодолены этнические, племенные, религиозные противоречия. Все это создавало разрыв между предложенными лозунгами и реальностью.

Среди стран Азии и Африки были и те, что выбирали не один из двух предложенных европейским миром, а собственный («третий», «четвёртый») путь развития. Один из примеров такого выбора продемонстрировал Иран, в котором было создано так называемое «Исламское государство».

В 1979 г. в результате антимонархической революции в стране был свергнут шахский режим и провозглашена Исламская Республика. Согласно конституции законодательная власть стала принадлежать меджлису (парламенту), а исполнительная — президенту и совету министров. Вместе с тем деятельность и президента, и правительства контролируется высшим духовным и политическим авторитетом — велает-и-факихом (им являлся вплоть до своей смерти один из руководителей иранской революции аятолла Р. Хомейни).

21 стр., 10382 слов

Роль гидроэнергетики в развитии экономического сотрудничества ...

... экономик стран Центральной Азии; исследование современного состояния экономик стран Центральной Азии; определение отраслевой структуры электроэнергетики стран Центральной Азии и места в ней гидроэнергетики , в том числе и Таджикистане; анализ ... нефтяных цен восстановились и экспортные доходы, соответственно возрос и импорт. На 2012 год разница экспорта и импорта в Казахстане составляла 25,906 млрд. ...

Основа законодательства, вся внутренняя жизнь страны основана на установлении священной книги мусульман — Корана и свода повседневных норм — шариата. Согласно конституции, ведущая роль в обществе принадлежит мусульманскому духовенству.

Особый путь был избран в Ливии. В сентябре 1969 г. выступление организации молодых офицеров во главе с М. Каддафи привело к свержению монархии и провозглашению республики. В 1977 г. декретом объявлено об установлении «режима народной власти», принято новое название страны — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (джамахир в переводе с арабского — «народные массы»).

Высшие органы власти в стране — Всеобщий народный конгресс и Высший народный комитет. Пост главы государства занял М. Каддафи, официальный титул которого — «Лидер революции 1 сентября». Он выдвинул концепцию, согласно которой путь к демократии лежит через «народную революцию», устанавливающую режим, где власть осуществляет не партия, не класс, не парламент, а «весь народ» (через народные собрания и комитеты).

Эволюция или скачок? В первые годы существования независимой Индии Дж. Неру писал: «Должны ли мы идти по английскому, французскому или американскому пути? Есть ли у нас от 100 до 150 лет, чтобы достичь нашей цели? Это совершенно недопустимо. В таком случае мы просто погибнем».

можно с уверенностью предположить, что вопрос заключается в следующем: как, каким образом и какими средствами преодолеть отсталость, чтобы добиться динамичного развития? — они поставили себя у руля многих освобожденных стран. В разнообразии ответов на него можно выделить два подхода. В одном преобладает идея эволюционного развития, когда новое создается в единстве с традиционным, оно трансформирует то, что уже существует, в соответствии с духом времени, но не разрушая ранее установленных основ. Так, Дж. Неру отмечал, что история Индии «представляет собой процесс постоянной адаптации старых идей к изменяющейся среде, старых форм к новым. Учитывая это, в истории Индии нет перерывов в развитии культуры и, несмотря на неоднократные изменения, существует преемственность от древних времен Мохенджо-Даро до нашего века».

Другой подход ориентирован на рывок, скачок в развитии. Он проявился в «большом скачке» конца 1950-х годов в Китае, так называемом «тигровом прыжке» — «новых индустриальных странах» Юго-Восточной Азии в 1970-х и 1980-х годах, экономическом подъеме в те же годы в ряде стран нефтедобывающих арабских государств. Источники «скачка» в отдельных странах были различными — капиталовложения извне, прибыли от эксплуатации природных богатств, дешёвой рабочей силы и др. Различались и его методы (использование передовых технологий, организация производства, трудовая политика и т. д.).

2. Освободившиеся страны в современном мире

Одна из основных задач, вставших перед молодыми государствами Азии и Африки во второй половине XX в., — достижение экономической и культурной независимости. С этим связана проблема рассмотрения неоколониализма как системы неравноправных экономических и политических отношений, навязанной крупными промышленными державами и транснациональным капиталом. Постколониальная эксплуатация стран Азии и Африки происходит через проникновение транснациональных корпораций в их экономики, экономический диктат, основанный на огромном внешнем долге этих стран и военном давлении.

7 стр., 3220 слов

География медной промышленности стран мира

... металлы и др. 1. Характеристика ресурсной базы для медной промышленности мира. Территориальное распределение запасов меди. Медная промышленность в своем размещении в основном ориентируется на ресурсы ... Перу, Мексика), Африке (Замбия, Заир), СНГ (Россия, Казахстан), Азии (Япония, Индонезия, Филиппины), Австралии и Океании (Австралия, Папуа — Новая Гвинея). Главные медедобывающие страны выделяются и ...

Экономическая деятельность иностранных монополий в Азии и Африке носит избирательный характер. Они открывают свой бизнес в более развитых странах, где есть богатые природные ресурсы, рынок дешевой рабочей силы, где низкая заработная плата сочетается с наличием дисциплинированных и легко обучаемых рабочих. Для политики международных монополий в странах Азии и Африки характерны содействие аграрно-сырьевой специализации экономики, развёртывание преимущественно нижних звеньев промышленных производств (добывающей и обрабатывающей промышленности, изготовления полуфабрикатов и т. д.), вывоз в эти регионы экологически вредных производств из развитых стран.

Внешний долг — одна из самых острых проблем для стран Азии и Африки. Во второй половине 1980-х годов он составлял почти 2/5 их годового валового производства товаров и услуг. Эти государства часто тратят всю получаемую ими иностранную помощь на выплату процентов и других внешних долгов.

Обретение независимости, стремление к динамичному развитию побудили государства Азии и Африки активно участвовать в международном политическом и экономическом сотрудничестве, в работе ООН и других организаций. Многие из них стали основателямиДвижения неприсоединения (первая его конференция проведена в Белграде в 1961 г.), в которое к середине 1980-х годов входили уже 100 государств. Сторонники движения выступали за неучастие в военно-политических блоках, за международный мир и безопасность и за перестройку международных отношений на основе равенства и справедливости.

В 1963 г. возникла Организация Африканского Единства, выступавшая за укрепление национального суверенитета, политического и экономического сотрудничества африканских стран, против всех видов колониализма и неоколониализма, расизма и апартеида (к концу XX в. в ней состояли более 50 государств).

В 2001 г. её сменил Африканский союз. Защите экономических интересов стран Азии и Африки служит также ряд международных организаций, в числе которых Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и региональные объединения.

В приведённом обзоре охарактеризованы основные процессы, тенденции и проблемы развития стран Азии и Африки во второй половине XX в. Кроме того, рассматриваются ситуации в отдельных государствах, группах стран.

3. Япония

От поражения — к лидерству, «японское чудо». Так можно назвать путь, пройденный Японией во второй половине XX в. Страна, потерпевшая поражение в войне, потеряв все ранее завоеванные территории, подверглась атомной бомбардировке, превратилась за несколько десятилетий в одно из ведущих государств индустриального мира.

Что послужило основой этого успеха? Историки считают, что главную роль в нём сыграла проявившаяся в Японии ещё с конца XIX в. способность к модернизации, при этом быстрое, динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений. Послевоенная экономика Японии отличалась такими чертами, как высокие темпы роста промышленного производства, широкое использование новейших технологий и расширение внешнеэкономических связей. В тяжелые послевоенные годы лозунг «Экспорт прежде всего!» было предложено в стране!». Продукция японской промышленности стала эталоном качества. Японские товары начали проникать на мировые рынки. Доля страны в экспорте западного мира возросла за 1950—1979 гг. с 1,3 до 8,5 %. В 1970-х годах японские монополии значительно расширили экспорт капитала, а в 1980-х Япония вытеснила Соединенные Штаты как крупнейшую банковскую страну в мире.

7 стр., 3158 слов

Модернизация Японии в период 1950-1970 годы

... Модернизация страны — это макропроцесс перехода от одного уровня в другой, более современный, с новыми техническими условиями, показателями качества. Я рассматриваю период модернизации Японии в 1950 – 1970-е годы. ... земельная, проводившаяся в 1947-1950 Государством выкупались помещичьи земли с последующей ... хозяйства и стабилизации экономического положения на новой воспроизводственной основе требует ...

Цифры и факты.

С конца 1950-х до конца 1970-х годов производство автомобилей в Японии увеличилось в 100 раз. В 1979 г. было выпущено 10 млн машин, почти столько же, сколько в США. В начале 1980-х было произведено больше автомобилей, чем в Соединенных Штатах, причем половина японских автомобилей была экспортирована.

В 1960-х годах японская промышленность обогнала Соединенные Штаты по количеству произведенных радиоприемников, а в 1970-х годах — по производству телевизоров. Тогда же Япония опередила Германию по производству часов.

Объясняя причины столь успешного развития страны, специалисты говорят не только о быстром обновлении капитала, использовании новейших мировых научных открытий и изобретений, незначительных военных расходах Японии и т. д. В частности, подчеркивается важность традиционной культуры труда, которая выросла за столетия упорного труда, дисциплины и борьбы за общий успех. На малых и средних предприятиях в Японии рабочие отношения строятся как в большой семье — с подчинением малышей пожилым людям, заботой пожилых о малышах. Поэтому человеческий фактор играет не менее важную роль, чем экономические и технологические факторы.

Научным, техническим и экономическим достижениям Японии также способствовала последовательная политика поддержки среднего и высшего образования. В конце 1980-х годов 93% японских детей заканчивали 12-летнее полное среднее образование, и более трети продолжали учиться в университетах и ​​колледжах.

В политической сфере воплощением традиционных устоев японского общества является сохранившаяся до наших дней монархическая форма государства. Император не участвует в повседневном управлении страной, он выступает «символом государства и единства нации», верховным хранителем государственной религии синто, олицетворяет единственную духовную основу японского общества.

В послевоенные годы в Японии сложилась система многопартийной парламентской демократии. В течение почти 40 лет у власти бессменно находилась Либерально-демократическая партия (ЛДП), по существу партия консервативного толка. Оппозицию слева ей составляли Социалистическая партия и коммунисты. В кризис 1970-х позиции ЛДП ослабли, несколько раз теряя большинство в парламенте. В 1993—1996 гг. впервые за послевоенные годы у власти находились коалиционные правительства, в том числе во главе с социалистом Т. Мураямой. В начале XXI в. ЛДП вернула себе парламентское большинство.

Внешняя политика Японии в послевоенные десятилетия определялась решениями о демилитаризации страны. В 9-й статье японской конституции 1947 г. были записаны «три неядерных принципа»: не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие. Вместо армии создавались «силы самообороны». Однако в 1970-х и 1980-х годах военные расходы страны начали расти, и японские войска начали принимать участие в международных маневрах. Возрос военный потенциал Японии.

13 стр., 6119 слов

Анализ и синтез ХТС в производстве аммиака

... селитра. В последующие годы подобные установки были построены в ряде стран: и к 1925 году производство норвежской селитры (в ... производство аммиака составило в 1980 году более 90 млн. тонн. Производство аммиака в РФ составляет по годам (млн. тонн): 1991 год 1992 год 1993 год ... одно­временно были разработаны три технических метода синтеза соединений из молекулярного азота: дуговой, цианамидный и ...

4. Пути развития стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии

Эта часть Азии была центром нескольких исторических цивилизаций, каждая из которых шла своим путем. Освобождение от колониальной и полуколониальной зависимости дало народам региона возможность самоопределиться, управлять своей судьбой. При этом перед ними стоял выбор, о котором уже говорилось выше. Более того, именно здесь выбор сопровождался расколом ранее объединенных стран на государства с разными социальными системами.

Китай. После окончания Второй мировой войны в Китае ещё несколько лет продолжалась гражданская война между сторонниками Гоминьдана и Коммунистической партии Китая (КПК).

В 1949 г. она завершилась поражением гоминьдановской армии. Чан Кайши и остатки его войск укрылись на острове Тайвань. Впоследствии на Тайване установился авторитарный режим во главе с Чан Кайши, а затем его сыном Цзян Цзин-куо. С 1949 по 1987 г. на острове действовало чрезвычайное положение. Сохранению тайваньского режима способствовала дипломатическая и военная поддержка со стороны США.

1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. В первой половине 1950-х годов КНР встала на путь построения социализма по советскому образцу. При этом учитывалось своеобразие Китая, предусматривалось сохранение мелкой частной собственности на средства производства, допускались элементы смешанной экономики и др. Но поднять огромную страну из разрухи и бедности было непросто. А терпения на долгий путь у китайского лидера Мао Цзэдуна не хватало. Уже в 1955 г. началось «подхлёстывание» темпов коллективизации и индустриализации. После ХХ съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, Мао Цзэдун, пытаясь удержать власть в партии, разорвал контакты с советской партией и руководством государства.

В мае 1958 г. был провозглашён курс «трёх красных знамён», включавший «новую генеральную линию», «большой скачок» и «народные коммуны». Девизом нового курса стала поговорка: «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастья!».

Промышленность получила завышенные задачи. Сельскохозяйственные коллективы объединялись в большие «народные коммуны», в которых социализировалось все, вплоть до домашней утвари. В каждую коммуну входило несколько тысяч крестьянских хозяйств. Они должны были стать самообеспечивающимися, в том числе производить сталь, орудия труда и т. д. Начато строительство многих доменных печей, в которых кустарным способом выплавляли низкокачественную сталь. Через год стало ясно, что «скачок» провалился. Страна осталась и без стали, и без продовольствия. В начале 1960-х годов её постиг голод.

Страны Юго-Восточной Азии в 1945-1990 гг.

Последующая революционная кампания охватила политическую и идеологическую сферу. В 1966 г. началась «великая пролетарская культурная революция». Один из его девизов: «Открыть огонь по штабу!». Для выполнения этой задачи были проведены чистки в правящей партии и государственных органах, преподаватели были исключены из вузов, а представители интеллигенции были отправлены на кампании за «перевоспитание. Главной движущей силой культурной революции стала студенческая и рабочая молодёжь — оснащённые цитатниками Мао Цзэдуна хунвэйбины («красные охранники») и цзаофани («бунтари»).

«Великий кормчий», как называли Мао Цзэдуна, говорил: «Нам нужны решительные люди, молодые, без особого образования, имеющие твёрдые позиции и политический опыт, чтобы взять дело в свои руки».

7 стр., 3422 слов

Сталинская модернизация в СССР (1928-1939 гг)

... происходил стремительный процесс раздробления крестьянских хозяйств. За 10 лет Советской власти число крестьянских хозяйств возросло с 16 млн. до ... с обеспечением хлебом населения страны, усугубляемые тем, что кулаки, имея определенные запасы зерна, прятали его и не хотели продавать ... на новых технологиях. В основу решений XV съезда партии о коллективизации хозяйства был положен кооперативный план ...

После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) власть перешла к его вдове и нескольким соратникам — так называемой «группе четырёх». Не желая ничего менять в стране, они пытались сосредоточиться на концепции «бедного социализма», но вскоре были свергнуты. Перед новыми лидерами встал вопрос, какой курс выбрать.

Решающую роль в переходе к новой политике сыграл один из старейших деятелей китайской Коммунистической партии Дэн Сяопин (1904—1997).

Вступив в партию в 1924 г., он прошёл долгий, полный испытаний путь. его трижды лишали партийных постов, в том числе в годы «великой культурной революции», когда преследовали всю его семью. Возвращение к власти в 1977 г. Дэн Сяопин менял развитие страны. В то же время он утверждал, что экономическое развитие будет успешным, если его будет возглавлять сильная партия.

С 1979 г. под лозунгом «социалистической модернизации» в Китае началось проведение экономических и социальных реформ. На селе вводился «дворовый подряд» (крестьяне могли брать землю в аренду на 15 лет), разрешалось закупать технику, использовать наёмную рабочую силу. В промышленности расширялась самостоятельность предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции. Осуществлялся переход к многоукладной экономике. Наряду с государственной узаконивалась акционерная и частная собственность. Провозглашалась политика открытых дверей во внешнеэкономических связях: были разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику, создавались свободные экономические зоны.

Реформы принесли и явно положительные результаты, и некоторые проблемы. В первой половине 1980-х годов произошёл значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2 %).

Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.

Политико-идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности).

В 1987 г. партийный съезд поставил задачу движения «по пути социализма с китайской спецификой».

Сохранение прежней политической системы вызывало критическое отношение со стороны некоторых общественных сил. Весной и летом 1989 г. в Пекине на площади Тяньаньмэнь произошли студенческие выступления с требованиями демократических перемен: отмены монополии КПК на власть, введения многопартийной системы, соблюдения прав человека и др.

Против демонстрантов направили войска, применившие оружие. Многие из собравшихся были убиты или ранены. События вызвали международный протест. Но внутри страны их следствием стала лишь отставка отдельных партийных руководителей. Очередной съезд КПК в 1992 г. подтвердил задачу укреплять «демократическую диктатуру народа» и руководящую роль партии.

10 стр., 4678 слов

Культурное строительство в СССР в 20-30 годы

... становится отличительной чертой деятельности партии и государства. Страна в течение всего периода Советской власти постепенно, особенно с 30-х до середины 50-х гг., погружается в атмосферу страха. Конформизм, ... предусматривало их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства пользоваться ...

В 1997 г. Китай вернул Гонконг (отданный в аренду Великобритании в конце XIX в.).

С конца 1970-х годов периодически возобновлялись переговоры о воссоединении с Китаем Тайваня (отделившегося в 1949 г.).

За послевоенные десятилетия здесь были достигнуты значительные успехи в индустриальном развитии (подробнее об этом сказано далее).

В отношении этих территорий «патриарх китайских реформ» Дэн Сяопин выдвинул положение: «Одно государство — два строя». Линия на многообразие форм экономической жизни получила продолжение.

Особым образом сложились судьбы Вьетнама и Кореи, разделённых после войны на государства с различным общественным строем. В обеих странах в 1945 г. силы освобождения, возглавляемые коммунистами, провозгласили демократические республики. Но новая власть утвердилась лишь на части территории каждой из стран. Южные и центральные области Вьетнама были заняты французскими войсками (до японской оккупации Вьетнам был владением Франции, и прежние хозяева хотели вернуть своё имущество).

Война сопротивления колониалистам продолжалась до 1954 г. В результате Женевского соглашения страна оказалась разделённой на две части по 17-й параллели.

В Северном Вьетнаме развернулось социалистическое строительство, помощь в котором оказывали Советский Союз и другие государства «восточного» блока. Возглавляемая Хо Ши Мином Партия трудящихся Вьетнама ставила также задачу добиться объединения страны. В это время к югу от 17-й параллели возникла Республика Вьетнам со столицей в Сайгоне, поддержанная США. В 1964 г. США непосредственно вмешались в противостояние Севера и Юга, направив во Вьетнам свои войска.

Вьетнамская война закончилась в 1973 г. поражением сайгонского режима и войск США. В 1976 г. произошло объединение страны, была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам. Социально-экономическая система Юга стала перестраиваться по образцу Севера. Но трудности послевоенного восстановления, изменение международной обстановки остро поставили вопрос о курсе страны в целом. В 1980-е годы во Вьетнаме начались экономические преобразования, сходные с теми, что до этого развернулись в Китае.

В Корее, которую в 1945 г. с севера освобождали от японских оккупантов советские войска, а с юга заняли американцы, была установлена линия разграничения по 38-й параллели. В двух зонах оккупации возникли два государства — Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея. (Вспомните, когда и где ещё имела место подобная ситуация).

Развернувшаяся между ними в 1950—1953 гг. война, в которой участвовали и иностранные державы, не дала перевеса ни одной из сторон. Каждое из государств продолжало идти своим путём. Это касалось прежде всего экономического строя. В Северной Корее утвердилась огосударствленная централизованная экономика. В Южной Корее развивалось рыночное хозяйство на основе частной собственности на средства производства (впрочем, здесь значительную роль играло государственное регулирование экономики).

Существенные различия характерны для социально-политического строя двух государств. В Северной Корее внедрялось в жизнь учение «чучхэ», разработанное её многолетним руководителем Ким Ир Сеном. В нём, в частности, провозглашено: «Человек — хозяин всего», «Человек решает всё». Сходные декларации были и в системе демократических ценностей, пропагандируемых в южнокорейском обществе. Однако власть в двух странах приобрела разные формы. В КНДР это была единоличная власть «вождя» — президента страны и Генерального секретаря Трудовой партии Кореи Ким Ир Сена, перешедшая после его смерти к его сыну Ким Чен Иру. В Южной Корее в течение нескольких десятилетий существовал военный режим, опиравшийся на однопартийную систему и жестоко расправлявшийся с любыми проявлениями оппозиции. Лишь в 1987 г. прошли первые многопартийные выборы. В 1993 г. президентом стал гражданский политик — один из руководителей оппозиции — Ким Ен Сам.

8 стр., 3698 слов

Форсированное строительство социализма в СССР (1930-е гг.)

... гг. резко снизились. Необходимо было искать новые источники и формы. Разработка пятилетнего плана. Курс на форсированное строительство ... отставание СССР от передовых стран Запада ... всего взрослого населения на «займы индустриализации», ... годы советской власти решали задачу преодоления технико-экономической отсталости народного хозяйства, осуществление основной работы по индустриализации страны ...

Южная Корея, наряду с Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, вошла в число новых индустриальных стран. Они заявили о себе в 1970-е годы, когда буквально ворвались на мировые рынки с широким ассортиментом своей продукции — от компьютеров и морских судов до одежды и обуви. Западная пресса окрестила их «молодыми тиграми» или «драконами».

Их путь во многом напоминал то, что было сделано ранее в Японии. Для экономической политики названных государств характерны следующие черты: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путём изучения мировых новинок, приобретения лицензий, совершенствования организации производства; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции.

В 1980-е годы подобным путём пошли ещё несколько государств этого региона — Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд.

Индия. Курс Неру. 15 августа 1947 г. над Красным фортом в Дели был поднят флаг независимой Индии. Известный деятель освободительного движения Дж. Неру в связи с этим сказал: «Мы полностью выстрадали нашу свободу, сердца наши до сих пор хранят боль этих страданий. Тем не менее с прошлым покончено, и сейчас все наши помыслы направлены только в будущее. Но будущее это будет нелёгким… Служение Индии означает служение миллионам страждущих и несчастных. Оно означает стремление положить конец вековой нищете, болезням и неравным возможностям… Мы должны построить новый величественный дом свободной Индии — дом, в котором смогут жить все её дети».

Джавахарлал Неру стал первым и бессменным в течение 17 лет (до его смерти в 1964 г.) главой правительства Индии. Его дело продолжили дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди, возглавлявшие правительство страны в 1960—1980-е годы. Опору их политики составила массовая и влиятельная партия Индийский национальный конгресс, находившаяся у власти в течение почти всего периода с начала провозглашения независимости страны с перерывами в 1977—1979 и 1989—1991 гг.

Основными мероприятиями правительства Дж. Неру были: реорганизация штатов страны по национально-этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, часть земли передавалась малоземельным крестьянам; создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Выражением внешнеполитического курса независимой Индии стало её участие в организации Движения неприсоединения. И. Ганди, продолжая курс отца, стремилась усилить экономические позиции государства, в 1969 г. была проведена национализация крупных банков. Р. Ганди основными задачами своей политики считал обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоёв населения, модернизацию производства.

В 1980-е годы в Индии стали активизироваться националистические и сепаратистские движения. Столкновения между индусами и мусульманами, борьба сикхов за автономию, а затем за отделение от Индии, выступления тамильских сепаратистов на юге страны привели к многочисленным жертвам. От рук террористов погибли И. Ганди (1984) и Р. Ганди (убит в 1991 г. во время поездки по стране в ходе предвыборной кампании).

Афганский эксперимент.

Историческая справка.

Развитие Афганистана до 1978 г.: цифры и факты.

Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство. Оно давало 60 % валового национального продукта (ВНП).

Помещикам, составлявшим 2 % сельского населения, принадлежали 30 % пригодных для обработки земель, тогда как около 1/3 крестьянских хозяйств совсем не имели земли. Была распространена аренда с выплатой помещику до половины урожая. Свыше половины пригодных для посевов земель не обрабатывались. Вместе с тем страна ввозила значительную часть потребляемого зерна и другого продовольствия. На долю промышленности приходилось всего 3,3 % ВНП. В стране насчитывалось немногим более 200 промышленных предприятий (в основном по переработке сельскохозяйственного сырья), где работали в общей сложности 44 тыс. человек. Ещё 67 тыс. человек были заняты в строительстве.

Около 2,5 млн. жителей Афганистана вели кочевой и полукочевой образ жизни (общая численность населения страны в то время — около 16,5 млн. человек).

Составлявшие более половины населения пуштуны жили в условиях родоплеменных отношений.

В этой стране руководители Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти после Апрельского восстания 1978 г., провозгласили задачи «установления диктатуры пролетариата» и (в последующие пять лет) «перехода к социализму». Этот курс получил поддержку советских руководителей, так как вписывался в господствовавшую тогда концепцию социалистической ориентации.

Соперничество партийных группировок привело в конце 1979 г. к политическому перевороту. Лидер НДПА, глава Революционного совета Н. Тараки, был свергнут своим соратником X. Амином, а затем убит. Советское руководство решило вмешаться в ход событий. В декабре 1979 г. во время штурма советскими спецподразделениями президентского дворца погиб Амин. В Афганистан вошли советские воинские части. Главой партии и государства стал Б. Кармаль. Курс на «строительство социализма» продолжался.

Вскоре после установления власти НДПА в Афганистане был издан ряд декретов, регулировавших аграрные отношения: сначала декрет о сокращении задолженности безземельных и малоземельных крестьян, ликвидации ростовщичества, затем о проведении аграрной реформы. Последняя предусматривала конфискацию крупных земельных владений без компенсации, изъятие части земли у середняков. Безземельные крестьяне получали землю, но без права её продажи, сдачи в аренду, дробления при наследовании. Запрещалась работа по найму. Практическое осуществление названных и других декретов встретило сначала скрытое, а затем явное сопротивление крестьянства. Многие крестьяне встали на сторону антиправительственной исламской оппозиции.

Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Создавались вооружённые отряды моджахедов (борцов за веру).

На территории Пакистана и Ирана было организовано более 100 лагерей и учебных центров, где с помощью западных инструкторов велась подготовка военных формирований. Начавшаяся гражданская война, в которой на стороне правительства приняли участие советские войска, привела к гибели сотен тысяч людей, разрушению городов и деревень. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключён ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана (в том же году Верховный Совет СССР осудил принятое в 1979 г. решение о вводе войск в Афганистан).

Несмотря на соглашения, попытки властей добиться национального примирения не удались. В 1992 г. вооружённые отряды моджахедов захватили Кабул. Власть перешла к Совету джихада («джихад» — борьба за веру; Совет джихада — коалиция исламских партий).

Страна была провозглашена исламским государством. Руководитель Исламского общества Афганистана Б. Раббани стал выполнять функции президента страны. Вместе с тем продолжалась борьба за власть в центре и на местах между командирами военных формирований, принадлежавшими к разным партиям и национальным группам, — Г. Хекматиаром (представитель многочисленной этнической группы пуштунов, он также возглавлял Исламскую партию Афганистана), А.Ш. Масудом (таджиком по национальности), Р. Дустумом (представлявшим узбекское население севера страны).

В 1995 г. в борьбу включилось исламское движение «Талибан». Его организаторыталибы (что означает «учащиеся») — бывшие студенты духовных училищ, прошедшие подготовку в военных лагерях оппозиции.

В сентябре 1996 г. талибы захватили Кабул, а затем большую часть территории страны.

Вслед за расправой с политическими противниками они потребовали от населения строгого соблюдения законов шариата. Женщинам запрещалось работать вне дома и появляться на улице без паранджи, девочкам — посещать школы. Запрещалось также смотреть телепередачи, кинофильмы, слушать музыку по радио и т. д. За отступление от предписанных правил полагалось наказание по средневековым исламским законам.

Один из журналистов назвал события в Афганистане «войной без конца и победителей». Осенью 2001 г. после отказа правительства талибов выдать Соединённым Штатам Америки У. бен Ладена, организовавшего террористические акции в Нью-Йорке и Вашингтоне, в Афганистане была проведена военная операция с целью смещения правительства. В ней участвовали наряду с американскими войсками силы вооружённой антиталибской оппозиции. Талибы покинули Кабул. В декабре 2001 г. была сформирована новая временная администрация Афганистана. В 2004 г. избран новый президент страны. Однако гражданское противостояние продолжается.

Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт.

Волна освободительных революций прошла в арабских странах в 1950—1960-е годы. В одних случаях это было свержение монархических режимов, например в Египте в 1952 г., Ираке в 1958 г. Значительную роль в данных революциях, имевших характер переворота, играли патриотически настроенные армейские офицеры. В других случаях революции увенчивали многолетнюю освободительную борьбу против колониальной зависимости. Так случилось в Алжире, где борьба за независимость с 1954 г. переросла в народное восстание, охватила все слои населения, а организующей силой стал Фронт национального освобождения. Провозглашение в 1962 г. Алжирской Народной Демократической Республики означало победу революции.

Общими итогами этих событий стало установление в большинстве арабских стран парламентских республик, проведение демократических социально-экономических преобразований, в том числе аграрных реформ, национализации части промышленности. Ограничивались позиции иностранного капитала. Многообразие интересов отдельных социальных групп — предпринимателей и интеллигенции, исламского духовенства, ремесленников и торговцев, рабочих и крестьян — делало политическое развитие этих стран очень противоречивым и переменчивым. Помимо внутренних разногласий сказывалось также влияние внешних сил, стремление ведущих мировых держав укрепить свои позиции в этом стратегически важном регионе. Неудивительно, что за относительно короткий по историческим меркам отрезок времени (30—40 лет) во многих странах по два-три раза сменились политические режимы и курсы.

Так было в Египте, где пребывание у власти трёх лидеров — Г.А. Насера (1954—1970), А. Садата (1970—1981) и М. X. Мубарака (1981—2011) — сопровождалось значительными изменениями во внутренней и внешней политике. В первые годы президентства Насера были национализированы банки, крупная промышленность, транспорт, создан государственный сектор в экономике, проведена аграрная реформа. В 1960-е годы начался переход к общему планированию экономики, расширились политические права населения, установлено равноправие женщин. Обсуждалась «социалистическая перспектива» развития Египта. Но, по замыслу египетских руководителей, этот «социализм» должен был иметь «национальный характер», отличаться от коммунизма (отвергались классовая борьба и идея диктатуры пролетариата), следовать принципам и нормам ислама. Были распущены политические партии и создан Арабский социалистический союз — особая организация, сочетавшая черты партии и широкого общественного движения, объединявшего представителей разных социальных слоёв. С середины 1960-х годов расширилось экономическое сотрудничество с СССР. Одним из его наиболее ярких проявлений стало сооружение Асуанской плотины и гидроэлектростанции на Ниле.

Возглавивший страну после внезапной смерти Насера А. Садат резко изменил курс. Стала проводиться политика свёртывания государственного сектора, поощрения частного предпринимательства, «инфитаха» («открытых дверей» для иностранного капитала).

За 1974—1984 гг. доля частного сектора в промышленном производстве выросла с 10 до 23 %. Помещикам возвращалась часть отнятых у них ранее земель. Арабский социалистический союз был распущен, восстанавливалась многопартийная система, хотя реальная власть закрепилась за одной партией. Во внешней политике произошло сближение с США. Подписание Садатом кэмп-дэвидских соглашений с Израилем (1979) привело к изоляции Египта в арабском мире.

Политика М.X. Мубарака отличалась взвешенностью, сбалансированностью. Укрепление позиций национальной экономики сочеталось с поощрением иностранных инвестиций (в первую очередь в производственную сферу).

Стремясь к внутренней стабильности, президент ужесточил контроль за деятельностью оппозиции, особенно экстремистских мусульманских организаций. Гибкий внешнеполитический курс в 1980— 1990-е годы позволил Египту вернуть место лидера в арабском мире. Однако в начале XXI в. среди египтян стало нарастать недовольство положением в стране и правлением Мубарака.

Пример переменчивости политического развития даёт также послевоенная история Ирака. После свержения монархии (1958) власть несколько раз переходила от военных режимов к Партии арабского социалистического возрождения (сокращённое название — ПАСВ, в арабском звучании — «Баас»).

Эта партия объединяла широкие слои населения — от интеллигенции и военных до крестьян, мелких ремесленников, рабочих — и существовала одновременно в ряде арабских стран. В 1979 г. к власти в партии Баас и в государстве пришёл С. Хусейн, который сосредоточил в своих руках посты президента, главы правительства, верховного главнокомандующего вооружёнными силами. Диктаторская внутренняя политика С. Хусейна сочеталась с агрессивными действиями против соседних государств. В 1980-е годы Ирак вёл войну против Ирана, в 1990 г. осуществил военное вторжение в Кувейт. В 2003 г. режим С. Хусейна был свергнут в результате военной операции войск США и Великобритании.

В Алжире на протяжении нескольких десятилетий проводился курс на «построение социализма в рамках национальных ценностей и ислама». В руки государства перешли банки, крупная промышленность, транспорт, электростанции. Вместе с тем сохранились позиции среднего и мелкого частного капитала. Значительная часть земли была национализирована и передана крестьянским кооперативам. Неэффективность государственной экономики отчасти компенсировалась за счёт доходов от продажи нефти. Но в 1980-е годы ситуация в стране ухудшилась, возникли проблемы с продовольствием. Это вызвало протесты и выступления оппозиционных сил. В ноябре 1988 г. правившая партия Фронт национального освобождения была преобразована в общественную организацию с тем же названием. В соответствии с новой конституцией началось создание политических партий различного толка — от социалистических и демократических до фундаменталистских (выступавших за возвращение к «исконным нормам ислама»).

В 1990—1991 гг. фундаменталистская партия Исламский фронт спасения получила большинство голосов на местных, а затем и парламентских выборах. Чтобы предотвратить её приход к власти, руководство страны отменило очередной тур голосования. В последующие годы обстановка в стране оставалась напряжённой.

В первые десятилетия XXI в. внутренние противоречия в странах арабского мира привели к новой серии поворотных событий. Так, в начале 2011 г. произошли политические кризисы в Тунисе и Египте, завершившиеся отставками президентов, возглавлявших эти страны в течение нескольких десятилетий. А оппозиционные выступления против правления М. Каддафи в Ливии перешли в вооружённое противостояние. В марте этого года началась международная военная операция в Ливии с нанесением ракетных ударов по столице страны.

Ближневосточный конфликт.

29 ноября 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделе Палестины, освобождающейся от английского управления, и образовании на её территории двух независимых государств — еврейского и арабского.

14 мая 1948 г. было провозглашено еврейское государство Израиль. Арабы Палестины при поддержке ряда арабских стран тут же объявили войну новому государству. Арабо-израильская война 1948—1949 гг. закончилась поражением арабских сил. Израиль захватил часть территории, предназначавшейся для палестинского арабского государства. Около 900 тыс. арабов были вынуждены покинуть свою землю и перебраться в другие страны. За первым столкновением последовала растянувшаяся на треть века серия войн между Израилем и арабскими странами (см. карту).

Даты и события.

Май 1948 г. — июль 1949 г. — первая арабо-израильская война (в нападении на Израиль участвовали войска Египта, Иордании, Ирака, Сирии, Ливана и др.).

Октябрь 1956 г. — участие Израиля совместно с Великобританией и Францией в агрессии против Египта.

Июнь 1967 г. — «шестидневная война». Захват Израилем территорий, принадлежавших Сирии, Египту, Иордании.

Май — июнь 1970 г., сентябрь 1972 г. — вторжения израильских войск на территорию Ливана, где укрывались отряды палестинского движения сопротивления, отпор ливанских и сирийских войск.

Октябрь 1973 г. — арабо-израильская война из-за арабских территорий, захваченных ранее Израилем.

Июнь 1982 г.— вторжение израильских войск в Ливан, захват западной части столицы страны Бейрута.

В начале 1980-х годов под контролем Израиля оказалась территория в 7,5 раза большая, чем отводилась еврейскому государству в 1947 г. На захваченных землях стали основываться еврейские поселения. В ответ в 1987 г. началась «интифада» — восстание арабов. В 1988 г. Национальный совет Палестины, созванный в Алжире, объявил о создании арабского Государства Палестина. Трудность ситуации заключалась в том, что каждая из сторон обосновывала свои притязания на территорию Палестины так называемым «историческим правом», заявляя, что когда-то в прошлом ей принадлежала вся эта территория.

Первой попыткой остановить конфликт стал договор, подписанный лидерами Израиля и Египта М. Бегином и А. Садатом при посредничестве США в 1979 г. в Кэмп-Дэвиде. Он был отрицательно воспринят как в арабском мире, так и экстремистскими силами в Израиле. Впоследствии одной из причин убийства А. Садата исламскими боевиками называлось то, что он «изменил арабскому делу», подписав эти соглашения. Лишь в середине 1990-х годов переговоры между премьер-министрами Израиля И. Рабином, Ш. Пересом, с одной стороны, и руководителем Организации освобождения Палестины (ООП) Я. Арафатом, с другой стороны, привели к заключению договорённостей о ближневосточном урегулировании. Однако переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.

5. Страны Тропической и Южной Африки

Большинство народов Тропической и Южной Африки обрели независимость в 1960—1970-е годы. Для их последующего развития характерна особенно частая смена политических режимов и правительств. У власти сменяли друг друга военные и сторонники марксизма, республики становились империями, вводились то однопартийные, то многопартийные системы и т. д. Политическое противостояние усугублялось соперничеством племенных группировок, действиями сепаратистов. Как это происходило в конкретных обстоятельствах, можно видеть на примере Анголы.

Начиная с середины 1950-х годов в национально-освободительном движении Анголы сложились три течения.

Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА) — массовая революционно-демократическая организация, выступавшая за провозглашение Анголы независимым государством, утверждение демократического режима, всеобщую амнистию. Путь к освобождению организация видела в вооружённой борьбе. К 1973 г. отряды МПЛА контролировали треть территории страны.

Союз населения Севера Анголы, позже переименованный в Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА).

Эта организация, сложившаяся по национально-этническому и религиозному признакам, проводила собственный курс.

Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА), созданный в 1966 г. при опоре на народности юга страны. УНИТА выступала против МПЛА, пользуясь при этом поддержкой ЮАР.

После того как правительство Португалии заключило в 1975 г. со всеми тремя организациями соглашение о порядке перехода Анголы к независимости, между ними развернулась борьба за власть. Перевес оказался на стороне МПЛА, которая сформировала правительство, придерживавшееся социалистической ориентации и получившее поддержку СССР. Вооружённые отряды УНИТА и ФНЛА начали борьбу против правительства, опираясь на помощь США и ЮАР. В войне приняли участие на стороне правительственных сил кубинские части. Лишь в 1989 г. было достигнуто перемирие в боевых действиях. Кубинский военный контингент покинул Анголу. Но задача политического урегулирования осталась актуальной.

Особое политическое устройство существовало до конца 1980-х годов в Южно-Африканской Республике. Это многорасовое государство, в котором наряду с коренным африканским населением живут потомки белых европейских поселенцев и выходцев из Азии.

Историческая справка. колониальный военный японский

В 1948 г. к власти в стране пришла Националистическая партия (партия управлявшего страной белого меньшинства).

Она провозгласила политику anapmxeuda (на языке африкаанс это слово означает «обособление, раздельное существование*, в современной литературе употребляется термин апартеид).

В 1950 г. в стране были приняты:

  • закон о расселении по группам (правительство получило право объявлять любую часть страны районом поселения какой-либо одной этнической группы);
  • на основе этого закона с середины 1950-х годов началось выселение африканцев из больших городов;
  • закон о регистрации населения (каждый житель с 16-летнего возраста был обязан постоянно иметь при себе удостоверение личности с указанием его этнической группы: белой, цветной, чёрной, азиатской);

— закон о подавлении коммунизма, согласно которому коммунистическими считались любая доктрина или план, «цель которых состоит в осуществлении любых изменений внутри страны в области политической, промышленной, социальной, экономической путём организации волнений и беспорядков, путём незаконных или подобных им действий, а также путём угроз действиями и допущения этих угроз…».

В 1959 г. был принят закон о развитии «самоуправления банту» (банту — коренные жители Южной Африки).

В основе его лежала идея «национальных отечеств» (бантустанов), где должны были жить африканцы. За пределами бантустанов они лишались всяких прав.