Система смазки двигателя, Система смазки двигателя ЯМЗ
Система смазки включает:
- поддон двигателя
- маслозаборник
- насос
- фильтры очистки масла
- масляный фильтр турбокомпрессора
- радиаторы
- указатель уровня масла
- контрольно-измерительные приборы
- магистрали и трубопроводы.
Рис. 1. Система смазки двигателя: 1 — воздушно-масляные радиаторы; 2 — перепускной клапан; 3 — фильтр грубой очистки; 4 — центробежный очиститель; 5 — маслозаливная горловина; 6 — вертикальный канал; 7 — центральный вертикальный канал; 8 — фильтр турбокомпрессора; 9 — канал слива масла в поддон; 10 — турбокомпрессор; 11 — центральный горизонтальный канал; 12 — манометр; 13 — поддон; 14 — дифференциальный клапан; 15 — кран отключения радиатора; 16 — предохранительный клапаи; 17 — редукционный клапаи; 18 — маслозаборник; 19 -радиаторная секция иасоса; 20 — основная (нагнетавшая) секция насоса
Поддон двигателя , штампованный из листовой стали, является емкостью для масла. Поддон крепится к нижней части блока цилиндров болтами и уплотняется резиновой прокладкой толщиной 2,5 мм.
Маслозаборник обеспечивает первичную очистку масла и подачу его к насосу. Он состоит из корпуса с сетчатым фильтром, всасывающей трубки с фланцем и деталей крепления.
Масляный насос создает необходимое давление в системе смазки и подает масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. Насос шестеренчатого типа установлен на крышке переднего коренного подшипника, состоит он из двух секций основной и радиаторной. Как основная, так и радиаторная секции насоса объединены в одном агрегате и имеют по две шестерни.
Фильтр грубой очистки масла предназначен для 100 %-ной фильтрации масла, подаваемого к трущимся; поверхностям деталей двигателя. При работе двигателя масло по левому каналу поступает в полый центральный стержень 2 (рис.23).
Через вырезы в верхней части стержня масло поступает под колпак 4 фильтра и, пройдя фильтрующий элемент 6, попадает во внутреннюю полость фильтра.
Дизельный двигатель (2)
... масла к подшипникам коленчатого вала. Цель работы: рассмотреть систему смазки двигателя А-41. В соответствие с данной целью были поставлены рассмотреть общую схему смазочной системы двигателя; рассмотреть устройство составных частей системы смазки; ... 350 С. 2. Система смазки двигателя А-41 2.1 Типы смазочных систем Смазочная система двигателя - это совокупность устройств (механизмов и приборов), ...
Фильтр центробежной очистки масла предназначен для более тонкой очистки масла от механических примесей величиной от 1 мкм, продуктов окисления и осмоления масла. Фильтр включен в систему параллельно и пропускает около 10 % поступающего в систему масла. Производительность фильтра 10 л в минуту при давлении масла 0,49 МПа (4,9 кгс/см2).
Масляный фильтр турбокомпрессора предназначен для 100%-ной фильтрации масла, подаваемого из центрального горизонтального масляного канала двигателя к подшипникам турбокомпрессора. Он установлен на правом воздушном коллекторе в задней части и закреплен болтами.
Масляные радиаторы . В масляной системе двигателя установлено два воздушно-масляных радиатора трубчатой конструкции, которые соединены между собой последовательно. На автомобиле КрАЗ-643701 (двигатель ЯМЗ-238Ф) радиаторы должны быть включены постоянно в связи с тем, что масло в указанном двигателе используется для охлаждения поршней и подшипников турбокомпрессора и таким образом более интенсивно, чем на других моделях, участвует в отводе тепла из термонапряженных зон двигателя. Отключение радиаторов производится краном, установленным с левой стороны блока.
Система смазки двигателя ЯМЗ-238 — смешанная, с «мокрым» картером (рис. 1).
Рис. 2. Схема системы смазки двигателя ЯМЗ-238 с односекционным масляным насосом и жидкостно-масляным теплообменником: 1 — масляный картер; 2 — маслозаборник; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — жидкостно-масляный теплообменник; 6 — масляный фильтр; 7 — перепускной клапан; 8 — сигнальная лампа фильтра; 9 — фильтр центробежной очистки масла; 10 — распределительный вал; 11 — ось толкателей; 12 — коленчатый вал; 13 — дифференциальный клапан; 14 — форсунка охлаждения поршней; 15 — клапан системы охлаждения поршней; 16 — турбокомпрессор; 17 — перепускной клапан теплообменника; 18 — включатель привода вентилятора; 19 — привод вентилятора; 20 — ТНВД
Масляный насос 238Б-1011014-А производительностью 140 л/мин (рис. 2) через всасывающую трубу с заборником засасывает масло из картера и подает его в систему через последовательно включенный жидкостно-масляный теплообменник.
Рис. 3. Масляный насос ЯМЗ-238 1 — промежуточная шестерня; 2 — ось промежуточной шестерни; 3 — вал-шестерня ведущая; 4 — крышка корпуса; 5 — вал-шестерня ведомая; 6 — корпус; 7 — шестерня привода; 8 — шпонка; 9 — фланец упорный
В корпусе теплообменника (пластинчатого) установлен перепускной клапан.
Когда разность давлений до и после теплообменника достигает 274±40 кПа (2,8±0,40 кгс/см2), клапан открывается и часть масла подается непосредственно в масляную магистраль.
Из жидкостно-масляного теплообменника масло поступает в каналы блока через дифференциальный клапан, предназначенный для поддержания постоянного давления в системе.
При повышении давления свыше 520 кПа (5,2 кгс/см2) часть масла сливается в картер.
Далее через каналы в блоке часть масла через клапан системы охлаждения поршней ЯМЗ-238 поступает к форсункам охлаждения поршней и затем сливается в картер.
Клапан системы охлаждения поршней прекращает подачу масла к форсункам при давлении масла в системе смазки ниже 130 — 165 кПа (1,30 — 1,65 кгс/см2).
Авиационный двигатель ПС-90А и его масляная система
... болт (внизу), фланец крепления БМФ-94 (блока маслонасосов с фильтром), штуцер подвода масла в коробку (вверху), магнитная пробка (внизу), привод прокрутки ротора ВД двигателя, кран слива масла, фл ... целое, клапан, соединенный со штоком, крышка корпуса (гидроцилиндра). Корпус своим фланцем крепится к корпусу перепуска и отборов. В корпусе КПВ выполнены окна перепуска воздуха. При работе двигателя ...
Другая часть поступает в масляный фильтр (рис. 3).
Рис. 3. Масляный фильтр ЯМЗ-238 : 1 — корпус фильтра; 2 — прокладка колпака; 3 — замковая крышка; 4 — колпак фильтра; 5 — фильтрующий элемент; 6 — головка колпака; 7 — прокладка фильтрующего элемента; 8 — плунжер клапана; 9 — пружина клапана; 10 — пружина сигнализатора; 11 — подвижный контакт сигнализатора; 12 — неподвижный контакт; 13 — клемма
В корпусе фильтра установлен перепускной клапан.
Когда разность давлений до и после фильтра достигает 200 — 250 кПа (2,0 — 2,5 кгс/см2), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно в масляную магистраль.
К моменту начала открытия перепускного клапана произойдет замыкание подвижного и неподвижного контактов сигнализатора.
В этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная с клеммой сигнализатора.
Такое повышение давления может произойти тогда, когда засорен элемент фильтр или масло имеет большую вязкость (например, при пуск двигателя в холодное время года).
Фильтрующий элемент масляного фильтра ЯМЗ-238 изготавливается либо из нетканого материала, натянутого на металлический каркас, либо из специальной фильтровальной бумаги.
Из фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда через систему каналов в блоке — к подшипникам коленчатого и распределительного валов.
От подшипников коленчатого вала ЯМЗ-238 через масляные каналы в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.
От распределительного вала ЯМЗ-238 масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей, а оттуда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов, а по наружной трубе — к подшипникам турбокомпрессора, регулятора частоты вращения и топливного насоса высокого давления.
Под давлением смазывается также подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса ЯМЗ-238.
Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.
На переднем фланце отводящей трубы масляного насоса ЯМЗ-238 установлен редукционный клапан, перепускающий масло обратно в картер при давлении на выходе из насоса свыше 700 — 800 кПа (7,0 — 8,0 кгс/см2).
Для стабилизации давления в систему смазки двигателя ЯМЗ-238 включен дифференциальный клапан, отрегулированный начало открытия 490 — 520 кПа (4,9 — 5,2 кгс/см2).
Контроль давления масла осуществляется в центральном масляном канале.
смазка двигатель насос радиатор
Рис. 4. Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238
1 — колпак фильтра; 2, 7 — шайбы; 3 — колпачковая гайка; 4 — гайка крепления ротора; 5 — упорная шайба; 6 — гайка ротора; 8, 14 — втулки ротора; 9 — колпак ротора; 10 — ротор; 11 — отражатель; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — прокладка колпака; 15 — ось ротора; 16 — корпус фильтра; 17 — сопло ротора; А — из системы под давлением; Б — слив масла в картер
Моторные масла и присадки
... -диспергирующей присадки в масле и содержания серы в применяемом топливе. Кроме концентрации присадок существенное значение имеет их эффективность, а также приемистость к ним базового масла. Наиболее распространенными присадками в композициях моторных масел ...
Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ-238 (рис. 4), включенный в смазочную систему параллельно после масляного фильтра, пропускает до 8% масла, проходящего через систему смазки.
Фильтр ЯМЗ-238 предназначен для тонкой фильтрации масла.
Масло очищается под действием центробежных сил при вращении ротора.
Струи масла, выходящие с большой скоростью из сопла, создают момент, приводящий ротор во вращение.
Механические примеси, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отбрасываются «к стенке» колпака 9 ротора, образуя на его внутренних поверхностях плотный слой отложений, который следует периодически удалять.
Очищенное масло сливается в картер.
Дополнительная центробежная очистка масла производится и в полостях шатунных шеек коленчатого вала ЯМЗ-238.