Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

Контрольная работа

Министерство по чрезвычайным ситуациям

Республики Беларусь

Государственное учреждение образования

«Командно-инженерный институт»

Кафедра тактики проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

«Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Минск 2005

Вопрос 1: Тушение пожаров летательных аппаратов на земле

По официальным данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в среднем ежегодно только на зарубежных регулярных воздушных линиях происходит около 30 авиационных катастроф с гибелью более 800 человек.

Количество погибших увеличивается в связи с тем, что происходит переход к массовой эксплуатации воздушных средств с большой вместимостью пассажиров, до 350-500 человек и более.

Увеличение размеров самолетов увеличивает и вероятность возникновения пожаров в послеаварийных ситуациях.

При авариях самолетов с длиной фюзеляжа до 30 м пожары возникали более чем в 60% случаев аварий, а для самолетов с длиной фюзеляжа более 30 м этот показатель доходит до 85%.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на самолетах не только не уменьшается, но и имеет тенденцию роста.

Скоротечность процесса пожара на самолете показывает, что он является объектом повышенной пожаровзрывоопасности при низкой защищенности.

Основную пожарную опасность представляет наличие на борту большого количества авиатоплива (50-200 т и более), которое быстро разливается вокруг самолета при ударе его о землю или препятствие и, воспламеняясь, образует пожар на большой площади до 1000 м2 и более.

При этом в центре огня отрезанными от внешней среды в практически ничем не защищенной алюминиевой оболочке оказываются десятки, сотни людей.

Критические условия для жизни людей, находящихся в самолете, наступают уже через 2-3 минуты вследствие прогорания облицовки фюзеляжа, резкого повышения температуры, появления внутри фюзеляжа токсичных продуктов горения и разложения.

Все это в значительной степени усугубляет обстановку и делает маловероятным спасение людей [5].

При пожаре летательных аппаратов на земле возможно:

  1. быстрое распространение огня при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки пассажирских салонов, взрывы баллонов со сжатым газом;
  2. угроза людям и трудность эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;
  3. интенсивное горение узлов и деталей из алюминиево-магниевых и других сплавов;
  4. значительное удаление очага пожара от водоисточника;
  5. при пожаре вне территории аэродрома трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ [6].

На современных самолетах пожары можно классифицировать по следующим видам:

41 стр., 20030 слов

Новые проекты воздушного транспорта

... воздушного запуска. Рисунок 1.2. Hiper-X Hiper-X должен послужить базой для гиперзвуковых аппаратов различного назначения - от ударных самолетов ... в трудно доступные районы. Одновременно к воздушному транспорту повышаются требования в части экономичности, ... три экспериментальных гиперзвуковых беспилотных летательных аппарата (рис.1.2). Длина фюзеляжа летательного аппарата 3,7 м, размах крыла ...

  1. пожары органов приземления (шасси);
  2. пожары разлитого топлива под самолетом;
  3. пожары внутри фюзеляжа;
  4. пожары силовых установок (двигателей) [5].

Пожары шасси

В процессе проведения специальных экспериментальных исследований наблюдались случаи, когда действие высокой температуры пожара приводило к взрыву гидроаккумуляторов (и амортстоек) и энергией взрыва они отбрасывались на 100-150 м [5].

Тушение пожара разлитого топлива.

При аварии самолета топливо может растекаться на значительную площадь. Согласно требований международной организации гражданской авиации за расчетный параметр принимается площадь практической критической зоны, которая связана с линейными размерами самолета с помощью следующих соотношений:

при l ≤ 10 м ;

  • l > 10 м

В данных формулах l длина самолета, м; d диаметр фюзеляжа, м.

В зависимости от линейных размеров воздушных судов и частоты движения аэропорты подразделяются на 9 категорий:

1 категория при длине самолета 0-9 м.

2 категория при длине самолета 9-12 м.

3 категория при длине самолета 12-18 м.

4 категория при длине самолета 18-24 м.

5 категория при длине самолета 24-28 м.

6 категория при длине самолета 28-39 м.

7 категория при длине самолета 39-49 м.

8 категория при длине самолета 49-61 м.

9 категория при длине 61-76т м.

Поэтому численный состав пожарной команды и количество техники и огнетушащих средств должны соответствовать категории аэропорта.

Важная роль при тушении пожаров воздушных судов отводится разведке пожара. Разведка пожара должна начинаться еще при движении пожарных автомобилей к месту происшествия. При этом определяются следующие основные факторы: место пожара и характер, наличие людей и степень угрозы им, размер пожара, направление распространения огня, место наибольшей угрозы пожара для фюзеляжа, а также влияние метеоусловий на развитие пожара.

Все силы и средства должны быть сконцентрированы на решающем направлении. В начальной стадии решающим направлением является локализация за минимальное время пожара авиатоплива, разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла, а также создание эвакуационных проходов для эвакуации людей из воздушного судна.

Одновременно с тушением необходимо обеспечить охлаждение фюзеляжа и крыла самолета пеной или раствором пенообразователя. Интенсивность подачи раствора на охлаждение 0.2 л/(с∙м2).

На начальном этапе тушения охлаждение целесообразно производить из лафетных стволов пожарных автомобилей, подавая огнетушащее средство на нижние поверхности крыла и фюзеляжа самолета.

24 стр., 11836 слов

Конструкция и прочность самолетов

... Площади рулевых поверхростей; Стреловидность горизонтального и вертикального оперений: 4. Расчёт фюзеляжа на прочность 1.1. 1.1.1. Координата центра масс (ЦМ) самолета находится середине длины фюзеляжа, т.е. :xтс = 0,5lф ... уменьшая изгибающий момент от внешних нагрузок, что приводит к уменьшению массы конструкции крыла; • обеспечивается удобство замены двигателя другим; • обеспечивается меньший шум ...

При тушении розлива авиатоплива подачу струй огнетушащего состава целесообразно производить под острым углом к горящей поверхности, под основание пламени, «подрезая» его. Тушение истекающего топлива из разрушенных баков и коммуникаций начинают с тушения площади, куда истекает струя, а затем огнетушащую струю переводят непосредственно на струю истекающего топлива и начинают маневрирование по струе снизу вверх, доводя процесс до тушения. При этом поверхность земли в месте истечения струи должна находится постоянно под контролем огнетушащего состава, чтобы исключить повторные воспламенения. Кроме основного огнетушащего вещества пены низкой кратности — розлив ЛВЖ и ГЖ можно тушить комбинированным способом, используя порошок и пену. Первоначально в зону горения подается порошок. Образуется порошковое облако, которое прекращает объемное горение. После подачи порошка необходимо сразу же подать пену низкой кратности для изоляции и охлаждения очага горения.

Обеспечение тушения комбинированным способом может быть осуществлено с помощью автомобилей комбинированного тушения [5].

Тушение пожара внутри фюзеляжа.

Определяется следующими факторами: наличием или отсутствием людей внутри самолета, местом расположения очага пожара, который может быть в пассажирских салонах, кабинах экипажа, бытовых помещения или багажных, грузовых или технических отсеках.

Наиболее трудно и сложно тушить пожар при наличии людей. В этом случае одновременно необходимо обеспечить быстрое вскрытие основных и аварийных выходов, вскрытие конструкции фюзеляжа в специально обозначенных местах с целью обеспечения максимально возможной скорости эвакуации людей из внутреннего объема воздушного судна.

Первоначальной задачей тушения является снижение температуры и плотности задымления в салоне, кабине, а также локализации пожара с помощью распыленных струй с высокой степенью дробления капель, а следовательно, с большей поверхностью теплообмена. Для этого струи огнетушащего состава целесообразно направлять таким образом, чтобы они защищали людей и негорящую часть отсека от воздействия теплового потока, и чтобы можно было обеспечить возможность эвакуации пострадавших в случае, если вскрыть горящий отсек не предоставляется возможным. Подачу огнетушащего вещества в него осуществляют с помощью ствола пробойника.

В любом случае при тушении пожара внутри фюзеляжа на борт воздушного судна должно подниматься не менее 2 человек л/с подразделений МЧС. Весь л/с, работающий на борту аварийного судна, должен использовать индивидуальные средства защиты (теплоотражательные костюмы и дыхательные аппараты).

У входа в задымленную зону салона обязательно организуются посты безопасности. Пост безопасности поддерживает связь с личным составом, работающем в задымленном салоне, при необходимости оказывает ему немедленную помощь.

Для тушения внутрифюзеляжных пожаров применяют воду (в виде распыленных струй, водного раствора пенообразователя), углекислоту (при отсутствии людей внутри фюзеляжа и высокой степени герметичности горящих отсеков), пены низкой и высокой кратности [5].

4 стр., 1643 слов

Правила поведения человека при пожаре

... воспитанию психологической готовности людей к действиям во время пожара, разработка схем эвакуации, графиков работ и распределение обязанностей в период эвакуации. Для формирования у человека целевого автоматизма действий при пожаре необходимы учебные тренировки ...

Тушение п