Анализ и конструирование организации

Под организационным конструированием понимается развернутая во времени совокупность процедур, позволяющая сформировать определенную целенаправленную систему деятельности (организацию).

Основу процесса конструирования составляет разработка формально-логической модели организации, отвечающей целевым установкам основных заинтересованных групп. Как и в инженерном проектировании на начальном этапе выбирается облик системы, соответствующий заданной цели и ресурсам, рассматриваются альтернативные варианты достижения заданной цели и выбирается наилучший из них.

Завершает этап разработкой тактико-технического задания на разработку социальной системы, что, например, включает в себя:

1) определение набора операторов целенаправленной деятельности (например, набора нужных специалистов, состава машинного парка, методическое обеспечение);

2) определение возможных вариантов ресурсного обеспечения (например, заключение договоров на поставку сырья и энергоносителей, подключение к Internet);

3) модель взаимодействия организации с внешней средой (например, организация каналов товародвижения, оформление нормативных документов, открытие счета в банке);

4) возможные варианты организационно-правовых форм существования организации (например, регистрация предприятия как юридического лица).

В результате должен быть составлен документ (проект), включающий:

1) обоснование предлагаемых решений;

2) процессную модель организации в целом;

3) параметры основных процессов (целенаправленных действий);

4) требования к персоналу организации;

5) развернутые технико-экономическое, социально-психологическое, экологическое и другие задания на проектирование.

Затем на основании проекта осуществляется сборка/переделка социальной системы и последующая ей эксплуатация.

Всякая теория должна исходить из практики, чтобы потом служить ей же опорой. В этом смысле и теория построения организаций не исключение, она должна основываться на анализе практики создания и функционирования организаций. Основная сложность состоит в том, чтобы среди множества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявить какие-то ключевые положения, закономерности, общие для построения всех организаций. На наш взгляд, такими закономерностями являются следующие:

  • создание предпосылок и условий для формирования организации;
  • выявление наличия общественной потребности в организации;
  • выявление экономических, юридических, социальных, технических условий;
  • выявление гарантий, обеспечивающих самостоятельность и относительную устойчивость организации.

Указанные выше наблюдения и объективные закономерности создания организационных систем (ОС) позволяют сформулировать следующие положения, составляющие основу проблемного подхода к построению ОС.

10 стр., 4831 слов

Право в системе социальных норм

... К ненормативным регуляторам относятся: ценностный регулятор представляющий собой систему исторически сложившихся социальных ценностей, ... деятельностью); Нормативно-регулятивная система общества – это организационная система. Любой системе присуща организация ее подсистем и ... относятся, например политические программы и платформы). способ воздействия информационного регулятора на социальные процессы ...

1. В основе разработки любой ОС должно лежать изучение конкретной общественной потребности (проблемы).

2. Построение организационной системы должно осуществляться в последовательности «проблема > ОУ (объект управления) — СУ (субъект управления)», что означает последовательное выполнение этапов: исследование проблемы, выбор границ (состава) объекта управления, построение (синтез) субъекта управления.

3. Выбор границ (состава) объекта управления целесообразно осуществлять в две стадии. На первой — определить состав проблемного объекта, то есть множество потенциальных исполнителей, кто своей деятельностью способен оказать влияние на решение проблемы. На второй — выбрать из них тех, кто удовлетворяет определенным требованиям и ресурсным ограничениям на создание организационной системы.

4. Решение вопроса о целесообразности создания организационной системы должно приниматься на основе исследования проблемы, проблемного объекта, а также оценки ожидаемой эффективности системы.

5. Синтез субъекта управления должен осуществляться исходя из особенностей объекта управления.

6. Проектирование организационной системы следует выполнять с учетом этапов, принятых для разработки сложных систем управления.

Организационное проектирование — это процесс, который осуществляют менеджеры, чтобы создать действенные структуры, связи системы управления. Организационное проектирование обеспечивается Управление организацией/ Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой.-М.: ИНФРА-М, 2011. С.76.:

  • делением и группировкой задач;
  • сетями для передачи информации;
  • структурой расположения центров принятия решений или властей;
  • процессами координации, контроля и решения конфликтов;
  • средствами связи ключевых элементов работы с соответствующими внешними;
  • акционерами: клиентами, продавцами и держателями акций.

Цель организационного проектирования — усиление организационной эффективности путем поддерживания стратегии предприятия. Проектирование организации включает выбор действий между эффективностью, контролем и проявлением чуткости.

Целями организационного проектирования являются:

  • подобрать каждую структуру подэлементов соответственно окружающей среде, к которой она обращена (дифференцирована);
  • координация общих организационных усилий через интеграцию;
  • проектирование структуры для максимальной эффективности и действенности Латфуллин Г.Р.

Теория организаций: Учебник/ Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. — Спб.: Питер, 2009. С.56..

Конструирование организации как целого — новое и крупное явление в области методологии и практики совершенствования организаций. Оно вызвано к жизни увеличивающейся сложностью управления организациями, необходимостью применения мощных методов для выполнения функций управления и, соответственно, необходимостью специализации труда в области управления. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций — таких, как традиционное расчленение и объединение подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, совершенствование организационных процедур, или таких более современных, как построение систем управления вокруг математических (например, сетевых) моделей, применение ЭВМ для расчетов или для хранения и выдачи информации Никаноров С.П. Конструирование организаций — состояние, значение, проблемы // http: www.spnikanorov.ru..

3 стр., 1309 слов

Беспилотные авиационные системы. Проблемы. Пути решения

... «Эксплуатация воздушных судов, беспилотных авиационных систем и организация воздушного движения». Так ... быть оборудованы автоматической системой управления полетом способной выдерживать ... Решение, гарантирует безопасность пилотируемых воздушных судов от столкновений с беспилотными летательными аппаратами, но явно не способствует развитию беспилотной авиации. Возможно, в преодолении данной проблемы ...

Все эти подходы позволяют совершенствовать лишь отдельные фрагменты или аспекты систем управления. Ни один из них не указывает номенклатуры функций решения проблем, не дает основы для разделения функций между руководством высшего и среднего уровня. Совокупность всех этих подходов не содержит средств, позволяющих их комплексировать.

Подход позволяет конструировать организацию как целое, обеспечить наилучшее использование существующих в данный момент методов выполнения функций решения проблем, обеспечить быстрое и гибкое проектирование и перепроектирование системы управления организацией, создать более здоровую психологическую обстановку. Кроме того, он позволяет стимулировать разработку тех методов, которые в наибольшей степени ограничивают или будут ограничивать эффективность системы управления организацией.

Особое значение имеет высокая гибкость конструирования организаций как метода повышения их эффективности.

Решение проблем организации — основная обязанность руководителей среднего уровня. Небольшое число руководителей среднего уровня может наделяться правом утверждения решений. Руководители высшего уровня не занимаются решением проблем организации, а обеспечивают их эффективное решение посредством совершенствования механизмов решения проблем и согласования. Они утверждают важнейшие решения, а также контролируют эффективность своей собственной работы. Функции сбора информации о проблемах и возможностях их решения должно выполнять подразделение информации, а функции распределения проблем среди руководителей среднего уровня и наблюдения за их решением, а также управления механизмом решения проблем — подразделение управления.

Перестройка организации — задача руководства высшего уровня, которое должно разрабатывать и реализовывать проект организации Никаноров С.П. Конструирование организаций — состояние, значение, проблемы // http: www.spnikanorov.ru..

Под организационным конструированием понимается развернутая во времени совокупность процедур, позволяющая сформировать определенную целенаправленную систему деятельности (организацию).

Основу процесса конструирования составляет разработка формально-логической модели организации, отвечающей целевым установкам основных заинтересованных групп.

17 стр., 8295 слов

Использование автоматизированных информационных систем в управлении организацией

... конкретной системы для использования в организации. Вторая часть работы посвящена различным программным решениям, доступном на российском рынке. Описаны самые популярные отечественные и зарубежные программные продукты на рынке корпоративных автоматизированных информационных систем. Дана ...

В основе разработки любой организационной системы (ОС) должно лежать изучение конкретной общественной потребности (проблемы).

Построение ОС должно осуществляться в последовательности «проблема —>объект управления — субъект управления, что означает последовательное выполнение этапов: исследование проблемы, выбор границ (состава) объекта управления, построение (синтез) субъекта управления.

Конструирование организации как целого — новое и крупное явление в области методологии и практики совершенствования организаций. Этот подход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций — таких, как традиционное расчленение и объединение подразделений или сфер ответственности руководителей, замена руководителей, совершенствование организационных процедур, или таких более современных, как построение систем управления вокруг математических (например, сетевых) моделей, применение ЭВМ для расчетов или для хранения и выдачи информации.

Под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации. Именно на его достижение ориентирована прежде всего управленческая деятельность.

Наличие цели обеспечивает организации стабильность, равновесие, единство действий участников.

Моделирование широко используется в теории и практике менеджмента. Моделирование, формализуя процесс выделения ряда переменных, помогает лучше понять сложности организаций и, в какой-то степени, предсказывать вероятные изменения в их деятельности.

И для механистической, и для органической модели характерно использование понятий «законы» и «закономерности», рамки которых достаточно узки и редко позволяют выйти за свои пределы; обе модели возводят в абсолют понятия целостности и иерархичности, обе модели рассматривают отношения организации с внешней средой как детерминистские, причем только со стороны внешней среды.