Для современного промышленного производства характерно широкое внедрение автоматизированного электропривода — основы механизации и комплексной автоматизации технологических процессов. Совершенствование систем автоматизированного электропривода с использованием новейших достижений науки и техники является одним из непременных условий при решении задач всемерного повышения эффективности промышленного производства, ускорения роста производительности труда и улучшения качества выпускаемой продукции.
Электропривод представляет собой электромеханическую систему, преобразующую электрическую энергию в механическую. Посредством этой системы приводятся в движение рабочие органы технологических (производственных) машин и осуществляется управление преобразованной энергией.
Современные электроприводы металлорежущих станков являются основным звеном автоматизированных систем управления технологическим процессом. Механическая энергия, необходимая для создания относительного перемещения инструмента и заготовки, в основном поступает от электрического двигателя — силовой части электропривода. Задающие и информационные системы в технологическом процессе проходят через информационную часть системы управления электроприводом.
1. Выбор электропривода
,(1)
где з ред = 0,4 — КПД редуктора по условиям задания на проектирование.
По расчетному значению мощности выбираем комплектный электропривод следующей комплектации:
- двигатель 2ПН180МУХЛ4 на 110 В со встроенным тахогенератором ТС-1М;
- трансформатор ТТ 6;
- тиристорный преобразователь ПТОМ-115-32(50).
Таблица 1: Технические данные двигателя 2ПН180МУХЛ4
Наименование параметра |
Значение |
|
Частота вращения, n, об/мин |
750 |
|
Мощность номинальная Рн, кВт |
5,4 |
|
Ток номинальный Iн , А |
55 |
|
Момент номинальный Мн , Н м |
50 |
|
КПД, % |
78,5 |
|
Частота вращения мах n max ,об/мин |
3000 |
|
Момент инерции, кг·м 2 |
0,2 |
|
Кратность пускового тока In/Ip |
3 |
|
Сопротивление якоря, Rя, Ом |
0,084 |
|
Сопротивление дополнительной обмотки , Rд, Ом |
0,056 |
|
Индуктивность цепи якоря, мГн |
2,73 |
|
Число полюсов 2p |
4 |
|
Таблица 2: Технические данные трансформатора ТТ 6
Наименование параметра |
Значение |
|
Мощность номинальная Рн, кВА |
6 |
|
Напряжение первичной обмотки Uв.н, В |
380 |
|
Напряжение вторичной обмотки Uн.н.,В |
104/208/416 |
|
Мощность холостого хода Pх.х., Вт |
60 |
|
Мощность короткого замыкания ,Pк.з., Вт |
180 |
|
Ток номинальный Iн, А |
9,13 |
|
Напряжение короткого замыкания Uк, % |
10 |
|
Ток холостого хода Iх.х., А |
0,15*Iн |
|
Таблица 3: Технические данные тахогенератора ТС-1М
Наименование параметра |
Значение |
|
Напряжение номинальное, Uн,В |
100 |
|
Частота номинальная, nн об/мин |
3000 |
|
Мощность номинальная, Pн, Вт |
5 |
|
Сопротивление якоря, Rя , Ом |
200 |
|
Таблица 4: Технические данные тиристорного преобразователя ПТОМ-115-32(50)
Наименование параметра |
Значение |
|
Напряжение номинальное Uн, В |
115 |
|
Ток номинальный Iн, А |
32 |
|
Ток длительный допустимый I длит.доп, А |
40 |
|
Ток максимальный допустимый I max.доп, А |
50 |
|
Мощность длительная, Рдлит, кВт |
7 |
|
2. Функциональная схема САР положения
Упрощённая функциональная схема САР положения приведена на рисунке 1:
Рисунок 1. Функциональная схема САР
РП — регулятор положения; ДП — датчик положения; РС -регулятор скорости; ТГ — датчик скорости (тахогенератор); М — двигатель (механизм) ; ТП — тиристорный преобразователь; ОВ — обмотка возбуждения.
3. Определение передаточных функций звеньев САР
3.1 Определение передаточной функции электродвигателя
Двигатель постоянного тока при управлении изменением напряжения якоря представляют в виде следующей системы:
Рисунок 2. Структурная схема электродвигателя
Постоянную времени якорной цепи Тя определяют по следующей формуле:
, (2)
где L я У — суммарная индуктивность якорной цепи;
R я У = Rп.экв + Rя У дв — суммарное сопротивление якорной цепи системы ТП-Д;
R п.экв = Rк + 2Rт + 2Rуд + 2Rдин — эквивалентное сопротивление преобразователя.
Суммарная индуктивность якорной цепи вычисляют по формуле:
, (3)
где L т — приведенная индуктивность трансформатора;
L я У дв — суммарная индуктивность рассеяния обмоток якоря двигателя ЯО, ДП и КО. Приведенную индуктивность обмотки трансформатора определяют по формуле:
, (4)
где X т — приведённое ко вторичной цепи индуктивное сопротивление рассеяния фазы трансформатора;
щ = 314 с -1 — угловая частота напряжения питающей сети.
, (5)
где Zтр — полное приведенное сопротивление обмоток трансформатора;
- Rтр — приведенное активное сопротивление трансформатора.
Полное приведенное сопротивление обмоток трансформатора вычисляют по формуле:
, (6)
где Uк — напряжение короткого замыкания;
- Pн — номинальная мощность трансформатора;
- Uн — номинальное напряжение вторичной обмотки трансформатора должно соответствовать напряжению питания тиристорного преобразователя.
Приведенное активное сопротивление трансформатора определяют по формуле:
(7)
где Pк.з.- потери при коротком замыкании.
Подставив полученные значения в формулу (5), получим значение приведенного сопротивления обмоток трансформатора
Ом.
Подставив полученные значения в формулу (4), получим значение приведенной индуктивности обмотки трансформатора
Гн.
Индуктивность якоря двигателя определяют по формуле:
,(8)
где г — конструктивный коэффициент, г = 0,1 для компенсированных машин, г = 0,6 для некомпенсированных машин;
- скорость вращения якоря.
Подставив полученные значения в формулу (3), получим значение индуктивности якорной цепи:
Гн.
Эквивалентное сопротивление преобразователя вычисляют по формуле:
(9)
где Ом — сопротивление, учитывающее снижение выпрямленного напряжения из-за процессов коммутации токов вентилями преобразователя, m — число коммутаций вентилей за период напряжения сети (пульсность схемы): для мостовой схемы m = 6, для нулевой m = 3.
- сопротивление уравнительного дросселя;
- падение напряжения на уравнительном дросселе, при номинальном выпрямленном токе ;
Динамическое сопротивление тиристора вычисляют по формуле:
, (10)
где U т = (0,5 ч 1,5) В — классификационное падение напряжения на тиристоре, принимаем Uт = 1,3 В;
I ср.вент — среднее значение тока, протекающего через тиристор при номинальном моменте сопротивления на двигателе.
Среднее значение тока через тиристор определяется по формуле:
(11)
Сопротивление якоря двигателя:
, (12)
где R я — сопротивление якорной обмотки;
R дп — сопротивление дополнительной обмотки;
R ко — сопротивление компенсационной обмотки ( в нашем двигателе отсутствует);
R щ — сопротивление щеточного контакта;
- коэф. 1,24 учитывает изменение сопротивления в результате нагрева двигателя до рабочей температуры.
Сопротивление щеточного контакта определяют по формуле:
Ом. (13)
где U щ = 1ч2 В — падение напряжения на щеточном контакте. Принимаем Uщ = 2 В.
Подставив значения в формулу (12), получим значение сопротивления якоря двигателя:
Ом.
Вычислим суммарное сопротивление якорной цепи ТП-Д:
Подставив полученные значения в формулу (2) получим постоянную времени якорной цепи:
Приведённый к валу двигателя суммарный момент инерции механических элементов привода:
- (14)
- (15)
Передаточное отношение редуктора определим по формуле:
- (16)
Коэффициент редуктора:
- (17)
Подставив полученные значения в формулу (14) получим:
Передаточный коэффициент двигателя постоянного тока при регулировании скорости изменением подводимого напряжения к якорю:
рад/В·с, (18)
где коэффициент ЭДС:
- (19)
Конструктивный коэффициент машины определим по формуле:
Н·м/А.
Передаточная функция двигателя:
- (20)
3.2 Определение передаточной функции тиристорного преобразователя
Технические данные тиристорного преобразователя ПТОМ-115-32(50) представлены в таблице 4.
Передаточная функция тиристорного моста вместе с системой импульсно-фазового управления СИФУ, как правило, аппроксимируется апериодическим звеном первого порядка. При наличии фильтра на входе СИФУ постоянная времени Т ф = (0,006ч0,008) с, что обусловлено дискретностью подачи отпирающих импульсов и особенностью работы управляемого тиристорного выпрямителя (тиристорного преобразователя).
, (21)
где U т.п — выходное напряжение тиристорного преобразователя;
U у — напряжение, подаваемое на вход СИФУ тиристорного преобразователя; Кт.п — коэффициент передачи тиристорного преобразователя; Тт.п = Тф + 1/(2mf) = Тф + 0,003 = 0,006 + 0,003 =0,009 с — постоянная времени тиристорного преобразователя.
Коэффициент тиристорного преобразователя: