Эксплуатация заправочных станций и безопасность АЗС

На сегодняшний день ни один автомобиль не может обойтись без топлива, которое обеспечивается автозаправочной станцией. Современный автомобиль – пример неэкологического транспортного средства. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой – выбрасывает в нее отработавшие газы, картерные газы, окиси углерода, окиси свинца, тем самым, влияя на окружающую среду, животный и растительный мир, в том числе и на человека. В настоящее время в нашей стране очень актуален вопрос безопасности жизнедеятельности человека, включающий такие разделы как охрана труда на производстве и в быту и охрана окружающей среды. Поэтому объектом изучения данных проблем выбрана автозаправочная станция ИП.

АЗС— сооружения для снабжения (заправки) автомобилей топливом, маслами, водой и др. материалами, а нек-рые — для технич. обслуживания (накачивания шин, мойки, осмотра, ремонта и пр.).

АЗС должны обеспечивать заправку автомобилей всех типов бензином 4—5-го сортов, дизельным топливом и маслом 3—4-го сортов. По пропускной способности автозаправочные станции разделяются на классы: I класса — рассчитанные на заправку более 1000, II класса —500—1000 и III класса —до 500 автомобилей в сутки.

В состав автозаправочной станции входят: служебное здание станции, заправочные островки, островки с подземными резервуарами для хранения топлива и грязеотстойник с бензиноуловителем. Служебное здание включает; помещение для заправщика (в некоторых также и для клиентов), торговый зал, котельную с компрессорной, склады масла, принадлежностей и запчастей, гардероб и санузлы. Заправочные посты на островках оборудуются стационарными топливо- раздаточными и маслораздаточными колонками, соединенными с подземными резервуарами для хранения топлива и масла. Над заправочными островками рекомендуется устраивать навесы. Заправка автомобилей водой производится из водопроводной сети. Для накачивания автомобильных шин на А. с. устанавливаются компрессор гаражного типа с резервуаром для сжатого воздуха и барабан с самонаматывающимся шлангом и пистолетом.

Автомоби́льная запра́вочная ста́нция (АЗС) — комплекс оборудования на придорожной территории, предназначенный для заправки топливом транспортных средств.

52 стр., 25874 слов

Производство газового оборудования для автомобилей и специфика ...

... с переводом автомобилей на газовое топливо. Задачи исследования: Анализ материалов по теме исследования Изучение ситуации перевода автомобилей на газовое топливо в разных странах, в том числе и в Латвии 1. Газ, как альтернативное топливо для автомобилей 1.1. Общая характеристика газа, ... углеводородов. Фактически на автомобильные газонаполнительные станции поступают две марки газа - зимняя ...

Наиболее распространены АЗС, заправляющие автотранспорт традиционными сортами углеводородного топлива — бензином и дизельным топливом (бензозаправочные станции).

Менее распространёнными являются Автомобильная ГазоНаполнительная Компрессорная Станция (АГНКС) — заправка сжатым природным газом (CNG) и Автомобильная ГазоЗаправочная Станция (АГЗС) — заправка сжиженным нефтяным газом (LPG).

Есть также несколько типов водородной заправочной станции.

Контейнерная автозаправочная станция (КАЗС) — АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением топливораздаточных колонок в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

На современных автозаправочных станциях зачастую сервис не ограничивается продажей топлива. Часто на таких станциях имеется небольшой магазин, реже — закусочная, а также банкомат, мойка и т. п.

Стационарные АЗС оснащаются системами освещения и молниезащиты.

По расположению различают дорожные и городские АЗС. К городским АЗС предъявляют более строгие требования по безопасности, в частности допускаемые расстояния до жилых домов, школ, больниц, общественных зданий строго регламентированы.

История возникновения АЗС

Впервые бензин и другие виды топлива, такие как бытовой газ, начали продавать в аптеках, для хозяина аптеки это был дополнительный источник заработка и считался побочным бизнесом. Первой газобензиновой станцией была аптека в городе Вислох (Германия), где Берта Бенц жена Карла Бенца наполнила бак первого автомобиля, на котором она совершила первое путешествие из Мангейма в Пфорцгейм и обратно в 1888 году. В 2008 году Берте Бенц установили мемориальную табличку в память об этом событии.[5]

Первые стоящие отдельно «станции для автомобилистов» появились в США в начале ХХ века (есть упоминания о 1907).

Первые заправки представляли собой одну-две цистерны, стоящие на подпорках, от каждой шли шланги, по которым бензин самотеком поступал в баки автомобилей. Реальный рост и развитие бензозаправок начался в 1920-е гг. Число автозаправок, на которые мог въехать автомобиль, выросло приблизительно с 12 000 в 1921 году до 143 000 в 1929. В это же время заправки стали оснащаться крупными вывесками, комнатами отдыха, навесами и мощеными подъездными путями. К концу 1920-х гг. деньги делались не только на бензине, но и на продаже покрышек, аккумуляторов и запчастей. Вошел в употребление и получил широкое распространение новый тип насоса: бензин поступал наверх, в стеклянный резервуар, так что покупатель мог убедиться в его чистоте, а затем по шлангу в бензобак автомобиля.

ГЛАВА 1 ЭКСПЛУАТАЦИЯ АЗС

1.1 Подготовка АЗС к эксплуатации в осенне-зимних и весенне-летних условиях

1.Для обеспечения бесперебойной эксплуатации АЗС в осенне-зимней период необходимо:

  • отремонтировать, опробывать и подготовить к эксплуатации системы отопления зданий и подогрева масел;

утеплить колодцы водопроводной системы и пожарные гидранты;

4 стр., 1721 слов

Способы слива высоковязких нефтепродуктов

... слив из железнодорожной цистерны осуществляют через сливной прибор по переносным лоткам, откуда нефтепродукт поступает в желоб и далее по отводной трубе в сливной («нулевой») резервуар, из ... четырехосные цистерны объемом 50 и 60 м3 . Вагоны-цистерны формируют поезда, называемые наливными маршрутами. При маршрутной доставке нефтепродуктов наиболее полно используются железнодорожные цистерны, ...

  • огнетушители перенести в отапливаемое помещение и вывесить плакат с надписью «Огнетушитель»;
  • подготовить системы водостоков и очистных сооружений;
  • утеплить дверные и оконные проемы зданий;
  • законсервировать колонки «Воздух-Вода»;
  • подготовить инвентарь для уборки территорий во время гололеда;
  • откачать воду из резервуаров, заготовить и просушить песок для противопожарных нужд и для посыпки площадок подъездных дорог при гололеде.

2.С наступлением осенне- зимнего периода необходимо:

  • пустить в эксплуатацию систему подогрева масел и отопления зданий;
  • своевременно очищать от снега сооружения, оборудование и площадки АЗС;
  • посыпать песком площадки и подъездные дороги при образовании гололеда.

3.По окончании зимнего периода необходимо:

  • принять меры, предотвращающие затопление территории АЗС и подъездных дорог к ним и всплытие резервуаров;
  • обеспечить надежную герметизацию резервуаров, исключающую попадание в них воды;

очистить от мусора и льда все колодцы приямки производственно-дождевой канализации;

  • снять утепления колодцев водопроводной сети и пожарных гидрантов;
  • провести техническое обслуживание огневых предохранителей и дыхательных клапанов резервуаров АЗС;
  • вынести из помещения огнетушители;
  • при необходимости, окрасить оборудование.

4.Включение и выключение системы подогрева масел.

1.2 Прием нефтепродуктов

1.Перед началом слива нефтепродуктов оператор обязан:

  • убедиться в исправности технологического оборудования и трубопроводов;
  • убедиться в исправности резервуара;
  • прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;
  • измерить уровень и температуру нефтепродукта в резервуаре;
  • убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);
  • отобрать пробу из цистерны и измерить температуру нефтепродукта в ней.

2.Результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете. В товарно-транспортной накладной должно быть указано время (часы и минуты), когда налита автоцистерна.

3.Объем и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из железнодорожной цистерны, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродукта в цистерне.

4.Нефтепродукты, доставленные на автозаправочную станцию в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукт, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.

В процессе приема нефтепродуктов, оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара нефтепродукта.

Нефтепродукты сливают из цистерны через сливной фильтр самотеком или под напором.

5.Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстояние менее 8 метров от сливных муфт резервуаров АЗС.

6.Весь процесс слива нефтепродукта в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС, который должен следить за герметичностью сливного устройства. При обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив.

34 стр., 16991 слов

Современное состояние и оценка перспектив экспорта нефти и нефтепродуктов

... экспорт нефти и нефтепродуктов. Предметом исследования являются состояние и особенности экспорта нефти и нефтепродуктов. Научная значимость результатов исследования заключается в выявлении проблем и особенностей, возникающих при экспорте нефти и нефтепродуктов. Практическая значимость дипломной работы ... месторождениями в Индонезии, объединилась с британской транспортной компанией «Shell» в 1907 г. ...

Запрещается принимать нефтепродукты

неисправность сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны;

  • отсутствие или нарушение пломбировки на железнодорожной цистерне;
  • недостача нефтепродуктов;
  • содержание воды в нефтепродуктах;
  • присутствие в нефтепродукте других примесей и явное сомнение в соответствии качества нефтепродукта требованиям стандарта.

7.При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством нефтепродукта и количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, оператор расписывается в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, доставившему нефтепродукты.

При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной, составляется акт на недостачу в трех экземплярах, из которых первый — прилагается к сменному отчету, второй – вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно- транспортной накладной.

8.объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы и оператор АЗС определяют в присутствии представителя администрации нефтебазы измерением уровня, температуры до перекачки нефтепродукта и после нее, а также уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС.

По окончании перекачки нефтепродукта задвижку на трубопроводе от предприятия до АЗС пломбирует представитель администрации предприятия, пломбир хранится у руководителя предприятия.

9. Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, должны транспортироваться в упаковке.

10.При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор проверяет число поступивших мест и соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.

11.Количество принятых и проданных на АЗС расфасованных нефтепродуктов фиксируется в книге учета движения расфасованных нефтепродуктов, фильтров, запасных частей.

12.Отработанные нефтепродукты принимаются на АЗС без анализа. Слитые из картера двигателя непосредственно на станции отработанные масла принимаются как моторные (ММО), все прочие нефтепродукты — как смешанные (СНО).

13.АЗС, которые принимают отработанные нефтепродукты, должны быть оборудованы эстакадой, сборником и оснащены измерительными приспособлениями для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов.