История развития электроэнергетики Забайкалья

Кто-то из мудрых заметил, что в мире существует универсальная «валюта» в которой измеряются богатства человечества. Единицей такой «валюты» является киловатт-час. Мало киловатт-часов — значит, тяжкий труд и бедность. Много киловатт- часов — значит человек, вооружён механизмами, значит его труд высоко производителен, он создает много материальных ценностей. Эта мысль ярко и образно объясняет необходимость развития электроэнергетики в Забайкалье.

1. Цели и задачи развития электроэнергетики Забайкальского края

Основной целью является сбалансированное развитие энергетики для поддержания роста экономики Забайкальского края, обеспечение надежного энергоснабжения территории, повышение энергоэффективности производства и передачи электроэнергии.

Для достижения этой цели должен быть решен ряд задач, в числе которых: развитие генерации и электрических сетей в полном соответствии с динамикой потребности региона; усиление межсистемных связей, повышающих надежность энергоснабжения; минимизация потерь в электрических сетях; снижение удельных расходов топлива на производство электроэнергии; оптимизация топливного баланса электроэнергетики; расширение внедрения экологически безопасных технологий при строительстве новых и реконструкции действующих объектов электроэнергетики.

2. Особенности функционирования энергосистемы Забайкальского края

Особенностями функционирования энергосистемы Забайкальского края в составе ЕЭС России являются:

энергосистема является само сбалансированной;

энергосистема работает параллельно с ОЭС Сибири;

недостаток пропускной способности электрических сетей в сечении Бурятия — Чита на участке ПС Чита-500 — Читинская ТЭЦ-1;

энергосистема работает изолированно от ОЭС Востока, в ремонтных или послеаварийных режимах осуществляется перенос раздела;

отсутствие источников генерации в районе БАМа, питание нагрузки осуществляется от Бурятской и Амурской энергосистем;

Ограниченная пропускная способность электропередачи ТЭЦ ППГХО — энергосистема;

неравномерность и несимметричность нагрузки потребления (доля потребления электротяги Забайкальской железной дороги составляет ≈ 30 % от суммарной нагрузки потребления);

9 стр., 4199 слов

Автоматизация электрических сетей и систем

... энергосистемах осуществляется непрерывное круглосуточное регулирование технологического режима работы объектов диспетчеризации по частоте электрического тока и мощности, обеспечивающее: выполнение заданных диспетчерских графиков мощности (нагрузки) отдельных электростанций; поддержание частоты электрического ... режима энергосистемы с учетом состава работающего оборудования объектов электроэнергетики. ...

ненадежная схема электроснабжения электротяги Забайкальской железной дороги на участке Холбон — Ерофей Павлович;

низкая надежность электроснабжения потребителей краевого центра — города Читы;

Ограниченная пропускная способность электропередачи Читинская ТЭЦ-1 — Холбон;

Ограниченная пропускная способность электропередачи 220 кВ Холбон — Зилово;

ненадежная схема электроснабжения потребителей Приаргунского энергорайона;

ненадежная схема электроснабжения потребителей Красночикойского района.

3 Начало истории электроэнергетики Забайкалья

Как отступала тьма:

Жителям Читы третьего тысячелетия, привыкшим к льющемуся из окон домов свету, к декоративному освещению улиц, парков, зданий, трудно представить себе, что во второй половине 19 века, когда улицы городов Европы и Северной Америки переливались огнями реклам, наш город был погружён во тьму. Лишь в особых случаях улицы освещались сальными плошками, а дома — сначала дымными лучинами, а позднее керосиновыми лампами. Освещение Читинских улиц было давней болезнью города. Еще Кропоткин писал в 1863 году, что для искусственного освещения нет средств. А в 1880 году полицмейстер Филиппов доносил в Читинскую городскую Думу: «За недостаточностью освещения в городе в ночное время и при не вполне исправном состоянии улиц, жители испытывают много неудобств в обыкновенных собою сношениях а подозрительные лица и злоумышленники имеют полную возможность укрыться в темноте от полицейского надзора и преследований» Ответ Читинцам пришлось ждать свыше 20 лет.

И только к началу нового века гласные Думы начали понимать необходимость решения затянувшейся проблемы. Один из них Игнатий Дзевони, 2 августа 1903 года указывает в своем послании городским властям на сильное увеличение роста населения, на малочисленность чинов полиции, на наплыв пришлых людей и предлагает ввести дополнительные полицейские посты и керосиновое освещение. Он подсчитал, что можно распределить фонари на первых порах на десяти улицах — Амурской, Софийской, Сретенской, Большой, Албазинской, Камчатской, Якутской, Иркутской, Ангарской и Уссурийской. «На освещение названных улиц,- пишет он, — потребуется пока 200 фонарей с единовременным расходом 1600 руб. на устройство их, считая на каждый по 8 руб., т.е. столб, фонарь лампу и постановку».

Оттягивать далее освещение улиц уже было нельзя. 12 августа этого же года Дума решила «поручить городской управе на основании по смете сего года кредит на освещение города, заготовить двести фонарей и если останется кредит, то лампы и столбы, на будущее внести в смету расходов на освещение города по возможности большую сумму, причем рекомендовать устройство фонарей на освещение сдать с подряда частному лицу, но прежде установки фонарей выработать проект размещения их и таковой доложить Думе».

49 стр., 24190 слов

Проектирование системы электроснабжения микрорайона города

... разработке системы электроснабжения города учитываются возможности регулирования напряжения, обеспечения требуемого уровня надежности в ремонтных, аварийных и послеаварийных режимах. Критерием оптимальности принятой системы электроснабжения ... ее сооружение и последующую эксплуатацию. Затраты на сооружение системы электроснабжения во многом определяются количеством трансформаций напряжения. С этой ...

На объявление Городской Управы откликнулись известные предприниматели и частные лица. Читинский мещанин Лейба Динчес брался за «доставку столбовых фонарей в каком количестве понадобится по самым дешевым ценам». Крестьянин Федор Кисилев имел « желание взять подряд для зажигания фонарей по г. Чита с доставкой своего керосина с ремонтировкой стекол». Мещане Висдор и Хаим Фридман брались за установку и обслуживание двухсот фонарей. Эту работу они оценивали в 15000 рублей в год.

Некоторые изъявили желание изготовить фонари, как, например жестянщик Пэйсах Эмович , «вполне законченные застекленные по 3 руб. 75 к. ценою за каждый». Мастер медных и жестяных изделий Андрей Королев уверял, что подряд обязуется «выполнить вполне аккуратно и добросовестно, в срок, назначенный Управою. Цена каждого фонаря, согласно представленного образца 3 руб. 70 к. без лампы; лампа с 10 линейною горелкой — 80 к.».

Читинская Городская Управа назначила претендентам на подряд торги, отдельно на изготовление керосиновых фонарей и установку столбов. Аукцион выиграл Ефим Шабашов, назначив цену в 95 копеек за каждый установленный столб «мерою в две сажени».25 сентября завершился торг на изготовление уличных фонарей. Королев сумел одержать победу, сбросив стоимость одного уличного фонаря с 4 до 3 рублей. Вскоре Думой был разработан график поставки фонарей «фонари, согласно проекта расставлены будут с расчетом по три фонаря по длине квартала и по два по ширине в центральной части города»

Но еще раньше керосиновый фонарь пришёл в Забайкалье вместе с железной дорогой. Забайкальцы специально приходили на железнодорожные станции, чтобы посмотреть на неведомое освещение вагонов первого класса курьерского поезда. На дверях магазинчиков и лавок Читы, на станциях местных газет появилась реклама шведско-русской компании: «Требуйте для ламп керосин Нобеля! Безопасный в обращении не дает копоти!» И забилось пламя подвесных ламп-молний в гостиных богатых горожан. Но керосиновое освещение не оправдало надежд. «Наш опыт перехода на керосиновое освещение оказался крайне неудачным, — отмечала городская Управа, — во-первых, и самое главное потому, что освещением его, к сожалению, все-таки назвать нельзя: то лампы не зажигаются вовремя и горят плохо, то фонари разбиты и находятся в ремонте, то нет людей для ухода за фонарями и во-вторых потому что оно и стоит тоже недешево…»

Чита в конце 19 века представляла собой развитый торгово-промышленный центр. Став с 1851 года столицей Забайкальской области, город быстро разрастался. При этом прогресс городского освещения все новые и новые территории необъятной России. Электричество на рубеже 19-20 веков веско заявило о себе в Европе, шагнуло через границу государства Российского и постепенно стало вытеснять керосиновое освещение в крупных административных центрах. Чита же продолжала бороться с экономическими трудностями под вопли очередных жертв неосвещенных улиц. Дума, конечно, обязывала освещать керосиновыми фонарями торговые, питейные и развлекательные заведения, но для масштаба города этот свет был просто ничтожным.

27 стр., 13034 слов

Автоматизированное управление уличным освещением

... рассмотрение возможности применения данного метода для нашего региона. уличное освещение солнечный батарея 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ НА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЯХ 1 История создания солнечной батареи ... преимуществом систем солнечной фотоэнергетики является отсутствие выбросов углекислого газа в процессе работы систем. Хотя непрямые выбросы присутствуют на других стадиях жизненного цикла системы, ...

Можно сказать что, энергетическая летопись края начинается с 1987 года, когда в Читинском ремесленном училище имени императора Николая 2 по улице Амурская была пущена в ход установка электрического освещения, обеспечивающая светом помещение училища, прилегающую к нему территорию и здание Общественного собрания. После этого купец 1-й гильдии Дмитрий Феоктистович Игнатьев в ограде своего дома построил небольшую электростанцию. Такие же отдельные не большие электростанции имели у себя Черновские копи (рудник Торм), железнодорожная станция Чита и главные железнодорожные мастерские. Естественно что мощность движков этих электростанций была незначительна, её хватало для освещения одного или двух зданий, в то время как улицы города тонули в темноте. А город рос, число крупных зданий увеличивалось, все острее ощущалась необходимость организации его освещения.

Читинская Городская Управа искала выход — использовать для освещения улиц города древесный газ, как предлагала Санкт-Петербургская фирма «Терехов и К*» или электричество, применять которое рекомендовало акционерное общество электромеханических сооружений «Дюфлон, Константинович и К*» После долгих споров было принято решение о необходимости в Чите строительства электростанции, способной вырабатывать и поставлять электроэнергию для нужд городского самоуправления и жителей города.

Такая электростанция мощностью 155 киловатт была построена Иркутским купцом 1-й гильдии Н.П Поляковым в 1906 году, а уже через год начала действовать электростанция в Сретенске, мощность которой первоначально составляла 48 киловатт, а к 1917 году возросла до 98 киловатт. Чуть позднее было построено двадцать восемь небольших электростанции вдоль Омской, Томской и Забайкальской железной дороги общей мощностью 1868 киловатт. Тогда же в Забайкальской области были предприняты попытки использования электроэнергии в промышленности. Так на Черновских копях (рудник Торм) имелась установка мощностью 90 киловатт. Она обслуживала электрические подъемники, моторы мастерских, освещала шахту. На Тарбагатайских копях возникла электростанция, энергия которой так же применялась в производстве.

Общая мощность Забайкальских электростанций в дореволюционное время немногим превышала 1000 киловатт. В основном это были небольшие предприятия на иностранном оборудовании. Так, в Чите из семи генераторов пять были немецкими, один — английским и только одит генератор был отечественный. В качестве топлива в Чите использовался уголь. А на Сретенской электростанции — древесное топливо.

4. Электростанция Николая Полякова (1906- 1930)

Читинские власти запросили Калужскую и Томскую Городские Управы, уже имеющие опыт в организации электрического освещения и строительства электростанций, с просьбой о предоставлении необходимой информации о фирмах, могущих взяться за это нелегкое дело. Были запрошены также копии смет, договоров и технических решений. Кроме того, Управа обратилась к городским чиновникам, частным торговцам с предложением указать сумму их годового расхода на освещение занимаемых ими помещений керосином и свечами, а также необходимое количество лампочек, фонарей в случае, если те пожелают пользоваться электричеством и размер возможных ассигнований на его проведение.

12 стр., 5873 слов

Первые электростанции в России, в мире

... первых электростанций, от которого впоследствии были произведены другие, образующие известную шкалу напряжений, сложилось исторически. Дело в том, что в период исключительного распространения дугового электрического освещения ... к сооружению первой в мире центральной электростанции (на Пирль-стрит в Нью-Йорке). В сентябре 1882 г. эта электростанция была сдана в эксплуатацию. В машинном зале станции ...

Ответы Читинцев не заставили себя ждать. Читинский нотариус отмечал, что ежегодно на освещение своей квартиры керосином и свечами он тратит 140 рублей, за электрический же свет согласен платить до 200 рублей в год и даже немного больше. В читинском лазарете расход составлял 574 рубля. Управление Забайкальской железной дороги было согласно на установку электрического освещения, при условии, что плата за киловатт будет составлять 15 копеек. Начальник Забайкальского почтово-телеграфного округа отметил, что может ассигновать до 1200 рублей в год на электрическое освещение, а Читинский государственный Банк — до 200 рублей в год. Но в Думу поступали и другие письма. Так, владелец магазина И.Д. Огахеев, управляющий Забайкальской казенной палатой и г-н Шебровский, исполняющий обязанности областного землемера, уведомляли, что «вовсе не предполагают пользоваться электрическим освещен нем занимаемых помещений».

В течение 1904- 1905 годов Управа вела переписку с акционерным обществом электромеханических сооружений «Дюфлон, Константинович и К°», с электрическими обществами «Унион», «Сименс и Гальск». Городские власти прежде всего интересовала возможность фирмы построить электрическую станцию, способную осветить город 65 фонарями силой света в 1000 свечей каждый и 2500 — 3000 лампами по 16 свечей каждая, а также ее возможность организовать доставку и установку необходимого оборудования, плюс стоимость всех этих нововведений. Фирмы были готовы взяться за осуществление этих планов, по слишком большая рассрочка с платежами (20 лет) мешала достичь соглашения. Наконец, 11 июня 1906 года на экстренном заседании Городской Думы было решено предоставить право на строительство электростанции в Чите иркутскому купцу 1-й гильдии Николаю Петровичу Полякову.

Электрический ток должен был находиться в распоряжении города и абонентов с начала сумерек и до полного рассвета круглый год. Оплата электроэнергии производилась как городом — 29 копеек за киловатт-час, так и частными лицами — 40 копеек за киловатт-час ежемесячно по предъявлению счета служащим и электростаций. Количество потребляемого тока определялось счетчиками, установленными Товариществом Полякова за счет абонентов. В случае неуплаты счета абонентом, после вторичного предупреждения, Поляков мог приостановить поставку тока впредь до уплаты. В свою очередь, Городская Управа получала право налагать штрафы на электростанцию в случае ее нарушения условий договора. По истечении восемнадцати лет все машины, фонари, здания, сооруженные для электрической станции, должны были поступить в собственность города.

сентября 1906 года состоялось открытие электрической станции товарищества «Николай Поляков и К*». Первоначально станция располагалась в деревянном здании, а ее первым заведующим был Педашенко. 16 октября (но другим данным 28 октября) Читинская городская станция локомобильного типа мощностью 155 киловатт дала городу ток. Из окон домов губернатора, дворянского собрания, именитых богачей брызнул яркий свет, а на центральных улицах города вспыхнули дуговые «Галкинские фонари». Калильный фонарь представлял собой громоздкое сооружение, которое опускал на лебедке фонарщик, вставлял угли, заводил часовой механизм и в назначенное время вольтова дуга давала свет.

5 стр., 2022 слов

Тепловые конденсационные электрические станции

... близлежащих объектов (например, отопление домов). Глава 2. Основные системы конденсационный электростанция котельная КЭС является сложным энергетическим комплексом, состоящим из зданий, ... агрегатов позволяет обеспечить быстрое наращивание мощностей электростанций, приемлемые себестоимость электроэнергии и стоимость установленного киловатта мощности станции. Наиболее крупные КЭС в настоящее время ...

В 1908 году торгово-промышленное товарищество «Братья Полутовы», являющиеся одним из учредителей фирмы «Н.П. Поляков и К°», объявило о закладке нового каменного двухэтажного здания под электростанцию (Профсоюзная, 13).

Ее строительство велось по проекту архитектора Пономарева, под руководством инженера Клейна и младшего инженера строительного отделения Забайкальского областного правления Гензеля. Новое здание электростанции мало вписывалось в окружающую среду и напоминало, скорее, средневековый замок, а не промышленное предприятие. Кирпичные стены высотой до десяти метров, железная кровля, пирамидальная крыша с «чечевичными» гранями, слуховыми окнами, декоративными наличниками. Все это дополняли две кладовые, кузница, насосное помещение, будка для возовых весов, помост для угля и другие технические сооружения.

В новом здании установили локомобили и пародинамозавода «Паксмана», а также котел завода «Стерлинг» поверхностью нагрева в 120 квадратных метров. К 1909 году мощность станции достигала 485 киловатт.

Жители Читы, убедившиеся в преимуществе электрической энергии, подавали немало заявлений на установку электрического освещения домов и улиц. К примеру, «Товарищество М. и Д. Самсонович» сообщало, что в магазинах, которыми они владеют, произведена перестройка и, не желая пользоваться керосиновыми лампами, владельцы просят «освещать их между 8-12 часами ночи, дабы гуляющая публика знакомилась с выставкою товаров в окнах».

И все же строительство электростанции, организация электрического освещения улиц города было для Читы новым и трудным делом. Электростанция часто прекращала подачу тока. Скакало напряжение, сгорали предохранители, лопались лампочки, выходили из строя паровые машины и конденсаторы. Обо всех неполадках, причинах приостановки подачи тока руководство электростанции сообщало в Думу.

С приходом Советской власти в Забайкалье 4 февраля 1923 года станция была национализирована и передана в ведение Читинского городского коммунального хозяйства, а с 1 ноября — в ведение подотдела Промышленных Предприятий при Горкомхозе, переименованном в 1924 году в «Губпромторг». По постановлению Губплана, с 1 марта 1925 года станция перешла в ведение подотдела коммунальных Предприятий ГОМХа (Губернский Отдел Местного Хозяйства) с активом и пассивом по балансу на 1 октября 1925 года — 461551,67 рублей

Станция Н.П. Полякова, подарившая городу первый электрический свет, прекратила свое существование в 1930 году с вводом в строй Черновской электростанции. Весьма символично, что ныне в здании первой электростанции находится предприятие «Читинские городские электрические сети»

5. Энергетика Забайкалья в первые годы Советской власти

забайкальский энергетика электростанция

Лишь с вхождением ДВР в состав РСФСР и полной национализацией отрасли, которая была проведена в феврале 1923 года, открылась возможность планомерного развития энергетики Забайкалья.

8 стр., 3851 слов

Тепловая электростанция и проблемы экологии

... мероприятиями по охране окружающей среды. Последние необходимы потому, что в энергетических установках, например на электрических тепловых станциях, широко используют ... киловатт. В США проектируются и сооружаются ТЭС мощностью 1,2-1,5 млн. квт и более. Единичная мощность турбогенератора крупной электростанции ... По общей выработки электроэнергии Россия в 1913 году занимала 7-е место в Европе. Однако ...

Но условия региона были не вполне благоприятны для широкого применения в народном хозяйстве электричества. Прежде всего потому, что здесь не было крупных промышленных центров, которые могли бы стать главными потребителями электрической энергии мощных станций. Сельское хозяйство края также не могло предъявить такой спрос на энергию, чтобы оправдать сооружение и содержание электрических станций в сельской местности как самостоятельных предприятий. Сооружение станций, оборудование передачи и трансформации тока в Забайкальской губернии в силу дальних расстояний населенных пунктов один от другого стоил значительно дороже, чем в европейской части России. Отсюда — повышение амортизации затрат и удорожание энергии. Эта тенденция сохранилась до сих пор.

Но попытки электрификации забайкальской деревни все-таки были. В 1919 году Кубдутское Кредитное Товарищество пыталось устроить электрическое освещение селения Сосново-Озерское. На мельнице, принадлежащей Товариществу, была установлена динамо-машина, сделана проводка в домах местных жителей, и деревня некоторое время освещалась электричеством. Правда, предприятие оказалось убыточным и было ликвидировано. Все же сам принцип электрификации деревни был взят правильно — в более мощных сельскохозяйственных районах предприятие могло бы оправдать затраты. Электрификация сельского хозяйства имела бы смысл только при устройстве станций при предприятиях, имеющих районное значение, таких как паровые мельницы, которых в 1920-х годах в Забайкальской губернии насчитывалось около тридцати. Но это были плохо оборудованные предприятия в восемь — десять лошадиных сил, которые были не в состоянии выдержать конкуренцию с водяными и даже конными мельницами. Только сооружение более мощных мельниц в соединении, к примеру, с лесопильными или маслодельными заводами могли стать вполне рентабельными. Использовать силу водных артерий для установки гидравлических двигателей также было невозможно, так как забайкальские реки зимой промерзают.

марта 1925 года при Забгубплане по электрификации Забайкальской губернии из специалистов на заседании секретариата была образована «Особая комиссия по электрификации губернии и по постройке новой электрической станции», во главе с председателем, инженером Ремпеном. Ее задачей являлся сбор и изучение материала об электрохозяйстве губернии, а также составление плана электрификации с учетом перспектив будущего. Из материала, собранного и обработанного комиссией, было выявлено, что к 1925 году в губернии имелось, вместе с железнодорожными, одиннадцать электрических станций. В это число входила и электростанция Забайкальского Губернского «Дома лишения свободы», который являлся единственным потребителем энергии. Станция была расположена на улице Ингодинской, имела один «старый локомобиль в двадцать пять лошадиных сил, двухцилиндровый, однократного расширения без перегрева пара и без конденсации, английской фирмы «Браун Мэй», локомобильный котел с дымогарными трубами и две динамо-машины постоянного тока». Обслуживающий персонал электростанции состоял из заведующего и десяти рабочих из заключенных.

5 стр., 2495 слов

Тепловые электростанции

... нескольких граммов на киловатт мощности). Одна таких электростанций введена в строй в штате Калифорния 1991 году. Она состоит из ... в тепловую энергию благодаря обмену электронами между атомами топлива и окислителя. Этот обмен происходит хаотически. Структурная схема электростанции на ... топливная электростанция в Нью-Йорке, мощностью 4,5 МВт, заняла территорию в 1,3 га. Теперь для новых станций с ...

Максимальный отпуск энергии этих предприятий колебался от 1 до 466 киловатт. Станции были в значительной степени изношены, в отдельных случаях до 90%, их работа была крайне неэкономичной. Расход условного топлива с теплотворной способностью в 7000 калорий доходил до восьми и более килограмм на один киловатт-час. Потеря на линии достигала на отдельных станциях — 50%, а в среднем 25%. Себестоимость электроэнергии колебалась от 24,5 до 60 и более копеек за киловатт-час, а общий средний тариф на отпускаемую энергию на станции ГОМХа составлял 31,18 копеек. Для поддержания электрических станций Читинского района было необходимо затратить на их ремонт около 110 тысяч рублей, а для того, чтобы привести их в надлежащее состояние- не менее 400 тысяч рублей.

И все-таки в восстановительный период забайкальские энергетики старались собственными силами поддерживать разрушенное войной хозяйство края. Совместно с железнодорожниками они приспособили для производства старые паровозы. В 1925 году была отремонтирована машина на Сретенской электростанции, пущенная в эксплуатацию в 1907 году.

В 1923 — 1924 годах на Забайкальской железной дороге действовали четырнадцать электростанций, которые вырабатывали 740 киловатт-часов и имели 382 километра распределительных сетей. Электроэнергия по-прежнему использовалась в основном для нужд освещения.

В 1927 году на технические цели использовалось 12,7% энергии, вырабатываемой Читинской городской станцией. Развитие энергетической базы края имело глубокие не только экономические, но и социальные последствия. С 1928 года ряды энергетиков начали быстро пополнятся. Специалисты сосредотачивались главным образом на крупных электростанциях и составили к 1940 году общей численностью 1354 человек. В 1940-е годы в соответствие с территориальным размещением полезных ископаемых определялись и формировались промышленные центры. Они обусловили появление нескольких тепловых электростанций. В 1935 году была сооружена Букачачинская ЦЭС, в 1939 — Петровск-Забайкальская ЦЭС, в 1930 — Черновская станция, в 1936 — Читинская ТЭЦ, в 1943 году — Мордойска: ЦЭС, а в 1945 — Могочинская ЦЭС. Они обусловили в дальнейшем, появление еще нескольких тепловых электростанций.

В годы разработки Первого пятилетнего плана Сибирская краевая плановая комиссия подготовила пятнадцатилетнюю программу электрификации. По Восточной Сибири предусматривалось увеличение выработки электроэнергии в десять раз. Первый Сибирский краевой научно-исследовательский съезд высказался за принцип локальности в электрификации, то есть за строительство отдельных электростанций. Но все по порядку…

Постоянный ток, выдаваемый этой электростанцией, не давал возможность подключать потребителей, находящихся от станции более чем в полутора — двух километрах из-за очень низкого уровня напряжения в сети.

Комиссией при Губплане по специальному заданию были проработаны предварительные планы о постройке новой читинской электростанции в трех вариантах. Первый вариант предусматривал постройку районной централи на Черновских копях с районом обслуживания от Черновских копей до Антипихи, с охватом всех ближайших на пути селений и сел. Второй — постройке централи в городе Чите при том же районе обслуживания. Третий вариант подразумевал строительство централи также в Чите с районом обслуживания Чита- город -Чита-1 и примыкающими к городу селениями Кенон и Титовская станица. Во всех трех вариантах предполагаемым топливом являлся Черновский уголь. В то же время серьезное внимание было обращено и на Букачачинское месторождение каменного угля, расположенное к северу от станции Бушулей Читинской железной дороги, поскольку уголь Букачачи по своим качествам приближен к более качественным углям Донбасса.

6 стр., 2920 слов

Гидроаккумулирующие электростанции и перспектива их развития

... теплофикационного оборудования ТЭС и АЭС. Принцип действия ГАЭС Гидроаккумулирующая электростанция (ГАЭС), насосно-аккумулирующая электростанция, гидроэлектрическая станция, принцип действия (аккумулирования) которой заключается в преобразовании ... использования экономически не выгодно. Обычный срок сооружения ГАЭС около 3 лет. 3. История развития Строительство ГАЭС было начато в Западной ...

Было отмечено, что Черновский уголь не выдерживает перевозки на дальние расстояния, поэтому с наибольшей выгодой подлежит использованию на месте, и постройка централи возможна только на самом месторождении. Букачачинский же уголь, как более ценный, всегда найдет себе применение и может сыграть немаловажную роль в Забайкальском экспорте. Так энергетиками молодой страны одной из первых была высказана мысль о необходимости более бережного обращения с забайкальскими энергетическими ресурсами и рациональным их использованием.

Основываясь на данных соображениях, специалисты пришли к заключению, что наиболее удачным местом для постройки новой централи являются Черновские копи. Они полагали, что это можно осуществить частью на паевой или акционерный капитал, а частью — на заемный. В качестве акционеров наменамечались Читинская железная дорога, Дальпромбюро (Черновекие копи) и местные банки. Предполагалось собрать капитал в 500 тысяч рублей. Остальную же сумму — 750 тысяч рублей — предполагалось получить в виде долгосрочной (на десять лет) ссуды из общего Государственного фонда по электрификации из 6% годовых. Кроме того, комиссия считала возможным и весьма целесообразным выпуск мелких акций, доступных широким массам. Выпуск таких акций позволил бы вовлечь в это дело широкие круги населения и тем самым придать ему общественный характер. Время для осуществления постройки новой централи исчислялось двумя-тремя годами. Необходимо было в течение зимы изыскать и организовать построечный капитал и составить детальный проект с рабочими чертежами, а также вести заготовки строительных материалов и договориться с электротрестами относительно изготовления необходимого оборудования.

На лето 1926 года планировалась постройка гражданских сооружений и установка опор для линии высокого напряжения, на зиму 1926-1927 годов — установка оборудования и монтажные работы, на лето 1927 года — проводка линии высокого напряжения окончание разных мелких работ и подготовка станции к пуску. Новая станция должна была начать давать энергию с осени 1927 года.

В районе Читы единственным более или менее мощным месторождением «белого угля» считалась река. Ингода, которая в то время еще не была исследована. Но, по предварительным подсчетам, Ингода могла бы дать всего лишь 700-1000 лошадиных сил, или 500- 700 киловатт. Таким образом, замена для будущей централи бурого угля Черновских копей «белым углем» Ингоды исключалась.

К началу 1950-х годов электростанция переживала значительные трудности. В январе 1951 года турбогенератор № 1 — 1600 киловатт — окончательно вышел из строя и был списан. Кроме того, в связи с удорожанием топлива, были значительно увеличены расходы станции. Это — амортизационные отчисления вследствие увеличения основных средств за счет установки нового турбогенератора мощностью 3150 киловатт; частично произведенная переоценка основных средств расходов по испытаниям котлов и турбогенераторов; расходы на содержание насосных станций ввиду резкого падения уровня озера, питающего водой электростанцию, и увеличение численности эксплуатационного штата ввиду установки нового турбогенератора. Кроме того, значительно повысились расходы по транспортировке топлива, аренде вагонов, подаче вагонов с углем на склад станции и другие.

В 1952 году, из-за остановки на ТЭЦ двух котлов на ремонт, нагрузка была передана на Черновскую электростанцию и, несмотря на то, что она имела свои многочисленные проблемы, станция перевыполнила план выработки электроэнергии на 110%. В 1959 году ЧЭС было выработано 32310900 киловатт-часов электроэнергии. Годовой план электроэнергии был выполнен на 100,97%, а на собственные нужды израсходовано 2697644 киловатт-часов или 8,35%. В 1954 году директором станции был Ильин, а главным инженером — Ратман.

Черновская электростанция была первой турбинной и самой крупной электростанцией в крае на тот момент. Предприятие являлось и первой электростанцией в стране, построенной на вечной мерзлоте. Прослужив Забайкалью три с половиной десятилетия, станция, в связи с пуском в сентябре 1965 года Читинской ГРЭС, была демонтирована. Здание и подсобные помещения были использованы для организации производственно-ремонтного предприятия (ПРП) в 1966 году. 7 ноября 1930 года Черновская электростанция была пущена в эксплуатацию. Заработали первая турбина и ЛЭП-22 — Черновские-Чита, протяженностью 19,6 километров, подстанция в Чите 22/6 киловольт и 13 трансформаторных подстанций 6/0,38 киловольт. В течение двух дней (7 и 8 ноября) потребителей переключили с постоянного тока на переменный. До I января 1931 года было закончено переключение на переменный ток Черновских копей и потребителей Читы.

В январе 1931 года произвели запуск турбины № 2 мощностью 2000 киловатт, изготовленной Ленинградским металлическим заводом в 1929 году. Но в эксплуатацию она была введена только в сентябре 1931 года. Вторая очередь ЧЭС закончилась в 1935 году монтажом котла № 3, а в мае 1948 года была установлена турбина № 3. Это была турбина типа АЕГ мощностью 3150 киловатт, демонтированная в Германии в 1945 году. Установленная мощность электростанции составила 5,150 киловатт. Для питания турбин паром ее котельная располагала тремя вертикально-водотрубными паровыми котлами НЗЛ системы «Стерлинг», 1930 года изготовления. Котлы были рассчитаны на давление 18 атмосфер и температуру перегретого пара 375° С. Один из котлов должен был почти постоянно находиться в текущем или капитальном ремонте, остальные два — в работе. Они обеспечивали паром машинный зал в пределах 3200-3500 киловатт. А при работе одного малого и одного большого котла рабочая мощность котельной увеличивалась до 4000 — 4200 киловатт.

7. Холбонская электростанция (1933-1973)

Один из первенцев в ряду тепловых электростанций — Холбонская ЦЭС (ХЦЭС), пущенная в эксплуатацию в 1933 году на местной топливной базе Арбагарского угольного месторождения.

В Забайкалье первые пятилетки, как и во всей стране — годы быстрого индустриального развития. Для переоснащения промышленных предприятий и покупки за границей нового оборудования возрастает потребность в валютном металле.

Вот почему большое внимание ЦК ВКП(б) было обращено на развитие золотодобывающей отрасли. Уже в 1933 году крупнейший в Читинской области комбинат «Балейзолото» занимал в ней ведущее место. В годы первых пятилеток был создан ещё один крупный комбинат — «Дарасунзолото». С целью обеспечения электроэнергией как новых, так и реконструированных предприятий, для растущих нужд Балейского и Вершино-Дарасунского промышленных узлов начинается строительство Холбонской ЦЭС.

В одном из документов Государственного архива Читинской области — Постановлении ЦК ВКП(б) от 5 ноября 1931 года — основное внимание направлено на необходимость планирования развития энергетической базы комбинатов, расширение действующих и сооружение новых электростанций в районах рек Алдана, Лены, Амура, Енисея. Отдельной строкой говорится о форсировании строительства Холбонской электростанции и об обеспечении её пуска не позднее 1 августа 1932 года. В целом, Постановление ЦК можно оценить как важнейший документ, планирующий ускоренные темпы развития энергетики Сибири. В августе 1931 года началось строительство котлована, линии электропередач, узкоколейного пути Холбонского промышленного узла. Трест «Востокзолотострой» разработал и представил календарный план по монтажу остальных агрегатов первой очереди с расчётом пуска электростанции к началу января 1933 года.

Другой документ — Постановление Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б) от 5 июля 1932 года «О строительстве Холбонской электростанции», с пометкой «секретно», подчёркивает, что своевременный пуск электростанции создаст возможность резко увеличить производительность золотодобывающих комбинатов. При этом, конкретная информация о важнейшем для экономики Забайкалья объекте отмечает, что положение на стройке не обеспечивает выполнение плана о пуске первого однотысячного агрегата к намеченному сроку.

Крайком разработал и принял ряд экстренных мер по снабжению строительства рабочими материалами. Это сплав к концу июня 1932 года 5000 кубометров леса, доставка в Холбон 350 тонн цемента и 54 тонны железа, строительство кирпичного завода с напольными печами, поставка недостающих деталей для первой турбины и другие. Быстрое ведение строительства напрямую зависело от наличия транспорта и эффективности его использования. Поэтому крайком ВКП(б) обязал «Востсибзолото» в десятидневный срок выделить строителям пять тракторов «Интернационал», срочно отремонтировать девять автомашин, а семьдесят пять рабочих лошадей полностью обеспечить фуражом. А также снабдить гараж строительными деталями и инструментами, необходимыми для ремонта машин, направить из Иркутска заведующего гаражом и квалифицированных водителей. Было рекомендовано организовать работу механического транспорта в две смены.

Площадка для станции была выбрана не очень удачно и была тесной для большой стройки. На месте рабочего посёлка находился железнодорожный разъезд и несколько домов хутора с названием «Новая деревня». Для того, чтобы обеспечить первых строителей жильём, построили землянки, потом бараки. На строительство приехали рабочие с Урала, Дальнего Востока, Брянщины, Белоруссии, Украины, из разных районов Читинской области. Днём рабочие копали котлованы и, промывая те же пески, сдавали золото. Это было хорошим подспорьем к бюджету семей, потому что полученные деньги порой превышали величину зарплаты. Орудия труда рабочих — кайла, кувалда, лом, лопата, клинья металлические, тачки. Участник строительства Е.А. Мельников вспоминал: «По всей строительной площадке и даже за ее пределами были установлены козлы для продольной распиловки леса ручной пилой «Дружба». Под «Дружбой» подразумевали, что один ^ человек стоит на козлах, а другой внизу, и общими усилиями подают пи снизу вверх и сверху вниз. На кладке стен здания электростанции также применялась только мускульная сила. Раствор приготавливался вручную и в «окаренках» перетаскивался по трапам к месту кладки до самого верха где-то 30 м. Кирпич подносили на «козе». Она представляла из себя доску-пятёрку, длиной 80 см, шириной 30, с ножками с противоположной стороны, как у скамейки. Вот доска кладётся ножками на плечи, а вдоль спины накладывается кирпич 10-15-20 штук, это зависело прежде всего от физического состояния человека, и переносят кирпич к месту кладки».

Холбонская электростанция по единой мощности турбин держала первое место в социалистическом соревновании с1941 по 1956 год. По единичной мощности котлов — 30 тонн в час с 1950 по 1956 год, по уровню ЛЭП-35 киловольт — Шерловогорская ТЭЦ — Бор- зя с 1933 по 1957 год, по дальности передачи электроэнергии до потребителя — 76 километров ХЦЭС — Дарасун с 1933 по 1951 год. Подвесная канатная дорога для подачи угля на ЦЭС через железнодорожную магистраль была единственной в своём роде.

Последний этап Холбонской ЦЭС — подключение к Читинской ГРЭС всего Юго-Восточного энергорайона 29 сентября 1967 года. В итоге была образована единая Читинская энергосистема. Холбонская ЦЭС продолжала работать до 1973 года, а затем была демонтирована. Электростанция являлась своеобразной кузницей кадров для Читинской энергетики. Ее «выпускников» можно было встретить на Приаргунской ТЭЦ, на Читинской ГРЭС, в управлении «Читаэнерго» и на многих других предприятиях.

Как свидетельствовал В.Т. Малюк: «Эксплуатация оборудования на Холбонской ЦЭС велась на высоком уровне. На станции поддерживался строгий порядок. Когда станцию посетил главный инженер РЭУ Читаэнерго А.С. Титов, он был просто в восторге от этой электростанции, от тех порядков, которые традиционно сложились на ней. «Да за такую эксплуатацию, за такой порядок надо ордена давать специалистам станции!» — как-то выразился он».

Таким образом, историю забайкальской советской энергетики можно отсчитывать с рождения электростанции в Холбоне, которая была одной из крупнейших на протяжении тридцати лет (до пуска в 1965 году Читинской ГРЭС) и сразу строилась для нужд горнорудной промышленности края. Её история заслуживает детального изучения, каждый новый факт, каждая биография представляют большую историческую ценность.

8. Букачачинская электростанция (1935-1970)

Шла первая пятилетка, страна остро нуждалась в топливе. Без электроэнергии было не добыть Букачачинских углей, скрытых под землей, поэтому в 1932 году после постройки железнодорожной ветки от станции Пашенная (ныне Чернышевск-Забайкальский) началось сооружение электростанции в Букачаче. Темпы строительства, очень высокие для того времени, диктовались наличием больших запасов высококачественного угля, уже начатой его добычи и нехваткой электроэнергии, которую вырабатывала старая станция.

Новая электростанция дала первый ток в 1935 году. Первая ее очередь располагала двумя турбогенераторами фирмы «Браун-Бовери», мощностью по 1500 киловатт каждый, двумя котлами фирмы «Ошатц» типа «Бобкок-Вилькоке», производительностью восемь тонн пара в чае. Они проработали по двадцать пять — тридцать лет при тяжелом водном режиме в Донбассе. Документация на оборудование отсутствовала. Кроме того, был третий котел Невского машиностроительного завода, производительностью 18 тонн пара в час.

Проектирование второй очереди электростанции было закончено в июле 1941 года. Проект предусматривал установку второй аккумуляторной батареи, дистанционное управление всеми коммутационными аппаратами, полную реконструкцию релейной защиты и другие новшества, ставившие Букачачинскую электростанцию в ряд наиболее автоматизированных для того времени. Однако этот, уже утвержденный проект, не был осуществлен. Помешала война. В октябре 1941 года из Всесоюзного государственного треста по рационализации и топливо использованию пришло сообщение: «В настоящее время мы располагаем директивными указаниями военного времени, предусматривающими ряд значительных отступлений от действующих правил и норм, по которым за счет некоторого ухудшения удобств эксплуатации и максимальной экономии электрооборудования обеспечивается ускорение строительства и пуска станций».

Увы, первоначальный проект был пересмотрен. Вместо третьего не смонтированного котла фирмы «Ошатц» был установлен турбогенератор мощностью 3500 киловатт и котлоагрегат производительностью 16 тонн пара в час.

Букачачинская электростанция была закрыта 22 мая 1970 года в 1 час 20 минут. По команде диспетчера энергосистемы была снята электрическая нагрузка с последнего работающего турбогенератора и станция, дававшая энергию тридцать пять лет, прекратила свое существование…

Трудовые традиции энергетиков первой пятилетки живут и являются примером в разных коллективах энергетической отрасли Забайкалья, и пусть вклад б качачинцев в общее дело не так приметен, тем не менее, это часть огромного труда тех, кто укреплял в военные и послевоенные годы могущество страны.

9. Мордойская электростанция (1943-1977)

Славные страницы забайкальской энергетики были написаны в годы Великой Отечественной войны. Они посвящены не только подвигу наших земляков на полях кровопролитных сражений с фашистскими захватчиками, но и беспримерному мужеству тружеников тыла, обеспечивших бесперебойное снабжение фронта всем необходимым. К этому времени относится строительство Мордойской электростанции, сооружение которой было вызвано острой необходимостью увеличения добычи стратегического сырья.

А все начиналось так. В 1942 году Хапчерангинский оловокомбинат в обстановке военного времени трудился на пределе возможного. Металл был необходим оборонной промышленности, его потребность возрастала. Выпуск продукции можно было увеличить, но все упиралось в «энергетический голод». Генераторы, приводимые в действие локомобилями, не могли обеспечить комбинат энергией. К тому же, для топок шестнадцати локомобилей возили дрова почти за сто километров.

Критическое положение с добычей олова вынудило руководство области заняться вопросом энергетики края вплотную. В Читинском обкоме партии состоялось экстренное совещание в присутствии уполномоченного Наркомата цветной металлургии по строительству В.А. Анненкова, который в свою очередь в своем докладе обосновал место и время сооружения ЦЭС. Сроки, данные Комитетом Обороны, для строительства ЦЭС и ввода ее в строй были настолько сжатыми, что обком партии немедленно взял стройку под свой контроль с целью оказания ей всесторонней помощи.

Еще не оттаяла земля, а в Мордое было уже многолюдно. Со всех предприятий цветной металлургии Забайкалья прибыли каменщики, плотники, рабочие других строительных профессий, ФЗО прислали своих выпускников. Вереницы машин подвозили строительные материалы. Ярко горели пожоги, вгрызались в землю ломы, кайлы. Шло рытье котлована под глубокий фундамент. В ту тяжелую годину не было времени и возможности для организации сносных условий для жилья. Было холодно, голодно, но люди работали с полной отдачей сил. Забайкальцы сознавали, что их труд — это вклад в оборону страны, в победное окончание войны.

Шли годы. Мордойская ЦЭС старела, изнашивались оборудование и механизмы, требовал дополнительного ремонта энергоблок. Но станция по-прежнему обеспечивая округу электроэнергией. В 1977 году линии электропередач от Читинской ГРЭС достигли Мордоя и Хапчеранги и 13 августа станция была навсегда закрыта.

10. Читинский энергокомбинат (1944-1960)

Читинский энергокомбинат был организован на основании распоряжения Совета народных комиссаров СССР от 19 сентября 1944 года и приказа Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР от 2 сентября 1944 года. Его устав был утвержден решением Исполкома Читинского городского Совета депутатов трудящихся 26 сентября 1946 года. Штат административно-управленческого персонала составлял тридцать пять человек.

В состав энергокомбината входили Черновская электростанция, теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) и электросети, общей протяженностью 316 километров с главной понизительной подстанцией в Железнодорожном районе Читы. Обе электростанции были выделены на полный хозрасчет с самостоятельным балансом, а электросети и энергосбыт находились на балансе энергокомбината. Административно-управленческий штат электросети был крайне ограничен и состоял из пятнадцати человек. Если принять во внимание, что энергосбыт имел 22 200 абонентов, из которых только 12 400 освещались по счетчикам, то станет вполне очевидным, что приведенного штата было недостаточно даже для ведения учета абонентов. Вот из этих соображений электросети и энергосбыт и находились на балансе энергокомбината, который своим аппаратом осуществлял все финансовые и хозяйственные операции.

К концу пятидесятых годов существовавшая энергетическая база Читинской области находилась на низком уровне. В регионе имелось 876 электростанций со средней мощностью 188 киловатт. Отсутствие современной мощной энергетической базы приводило к большим народнохозяйственным убыткам, к низким технико-экономическим показателям всех отраслей народного хозяйства и являлась их тормозом. Промышленность Забайкалья в годы нового мощного индустриального подъема остро нуждалась в дешевой электрической энергии. Эти задачи было призвано решать созданное в 1960 году единое управление электростанциями области «Читаэнерго», которое с годами и опытом , напряженным трудом всех участников производственного процесса выработало свою стратегию управления, поиска и выбора правильных решений.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/elektroenergetika-aza-sha/

1. Энергия поиска — Чита «Стиль» 2003 год. Боярышникова И.А. Вырупаева А.А.

. Интернет источник www.wikipedia.ru

. Интернет источник www.chita.rfn.ru