Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Кроме того, формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у дошкольников волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»).

Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он нескован в общении со сверстниками, нестеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. Поэтому формирование грамматического строя речи дошкольников имеет значение не только для развития их письменной речи в будущем, но и для развития их мышления и личности в целом.

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева. Т.Н. Ушаковой, Д.Б. Эльконина, А.Г. Аруншановой и др. Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

Несомненная значимость овладения основами грамматики для всестороннего развития дошкольников дошкольного возраста обусловило выбор темы курсовой работы.

Объект исследования – грамматический строй речи дошкольников

Предмет исследования – процессы формирования грамматического строя речи дошкольников

9 стр., 4489 слов

Грамматический строй современного английского языка

... ее формами. Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие признаки аналитизма, присущие грамматическому строю английского языка: 1. Идиоматичность (лексическая неразложимость) - значение целого не выводится из значения ... (Аракин, 1979: 7). Здесь настоящее время связывается не с моментом речи, а выражает полную локализацию действием того временного периода, который говорящий считает ...

Цель работы – изучение особенностей процесса формирования грамматического строя речи дошкольников

Методологический аппарат исследования: Развитие грамматического строя речи изучали следующие авторы: А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова, Д.Б. Эльконин, А.Г. Аруншанова и др. Методику развития речи детей дошкольного возраста разрабатывали Ушакова О.С., Струнина Е.М. и другие

Задачи:

  1. Изучить педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Изучить понятие и сущность формирования грамматического строя речи дошкольников.
  3. Рассмотреть пути формирования грамматического строя речи дошкольников.
  4. Проанализировать развитие лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста
  5. Определить методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
  6. Изучить методики организации занятий по формированию грамматического строя речи у дошкольников в соответствии с возрастом.
  7. Разработать рекомендации для воспитателя по формированию грамматического строя речи у дошкольников.

    Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития грамматического строя речи дошкольников

Воспитательно-образовательный процесс в детских садах осуществляется согласно образовательным программам. Содержание программ нацелено на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения ребёнка; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие с семьёй. Главное в речевом воспитании дошкольника – это формирование грамматического строя речи. Овладение грамматическим строем речи даёт детям возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Грамматика как часть системы языка состоит из трех подсистем: морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис — построение словосочетаний и предложений, сочетаемость и порядок следования слов. Словообразование — образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т. е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.

Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса [5, c.156]. Грамматический строй — продукт длительного исторического развития. Грамматика определяет тип языка как наиболее устойчивая его часть. Быстрое изменение ее мешало бы пониманию русского языка. Многие правила грамматики переходят из поколения в поколение и бывают иногда трудно объяснимыми.

Детям с раннего возраста необходимо постигать правила грамматики, потому что только так они учатся правильно формулировать свои мысли, доносить их до окружающих, общаться, понимать обращенную к ним речь. Грамматика — результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, но является отражением действительности и основывается на конкретных фактах. Поэтому, обучая дошкольников употреблению правильных грамматических форм, мы развиваем не только их абстрактное мышление, но ещё и развиваем внимательность, память, фонематический слух, работаем не только над речевым развитием, но и над формированием его мышления в целом.

6 стр., 2631 слов

Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи у дошкольников

... явления языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка. Задачи по формированию грамматического строя речи рассматривают ...

Грамматическое значение либо выражает отношения, существующие между словами, либо указывает на субъективное отношение говорящего к называемым предметам и явлениям. Дошкольников нужно приучать к тому, что каждая грамматическая форма, каждый морфологический элемент (приставка, суффикс, окончание) имеют определенное значение. Так, в формах кукла и куклы окончание «а» говорит о единственном числе и женском роде, окончание «ы» — о множественном числе. Нужно объяснить им, что окончание показывает, род, число, падеж.

Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна).

Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. По словам Е. Тихеевой, «Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем <…>. Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т.е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей» [10, с. 174]

Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений, а в целом – в улучшении строя детской речи, в овладении словообразованием, формообразованием и синтаксическими

Связи между предметами и явлениями ребенок познает в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения дошкольников со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм. [6, с.153 – 156]

Освоение морфологии. По данным А.Н. Гвоздева, дети начинают выделять морфологические элементы в словах очень рано (около 1 г. 4 мес.)[3, c.56]. Д.Б. Эльконин утверждает, что это напрямую связано с развитием фонематического слуха и ориентировкой на звуковую сторону слова: «Итак, у старших дошкольников ориентировка на звуковую форму существительных выражена уже совершенно отчетливо <…> но и младшие дошкольники уже начинают ориентироваться на звуковую форму слова» [12, с. 79]. Данные С.В. Цейтлин [7, c.82-83] доказывают, что дети в возрасте от года до двух воспринимают род слова, единственное и множественное число, у них в речи встречаются формы косвенного падежа, а затем ярко выраженные формы родительного, винительного, дательного падежей («Маме» («К маме») вместо «Мама»), они выделяют род, число, глагольные категории, прежде всего повелительное наклонение («дай», «возьми»), инфинитив («пить», «кушать»), определяют прошедшее и настоящее время.

А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

10 стр., 4761 слов

Дидактические игры при коррекции нарушений звукопроизношения ...

... звукопроизношения; 3) Провести логопедическое обследование; 4)Разработать комплекс дидактических игр для детей с нарушениями в речи. Очень трудной и несколько монотонной для дошколят является работа по автоматизации звуков. Детям приходится многократно повторять одни и те ...

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).

В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах [1, с. 161].

Дети легче всего воспринимают грамматичекие формы, которые чаще всего повторяются в речи, которые представляют для них определенный интерес. Формы, которые не связаны у них в сознании с каким-то явлением, усваиваются ими гораздо позже и требуют гораздо большей работы мысли, и как следствие, более тщательно спланированной работы воспитателя. Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес.), а также разницу между уменьшительными и полными формами существительных: столик – стол. Годовалые дети легко усваивают повелительную форму глагола, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение («держи», «дай», «неси»).

Сложнее усваиваются категории, которые связаны с описанием предметов, пространства (падежи), с изменениями времени (времена глагола) и с указанием на участника речи (лица глаголов).

Позднее всего ребенок начинает использовать в речи глаголы условного наклонения, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Весьма сложен процесс усвоения категории рода, он усваивается не путем механического запоминания, а путем привязывания к морфологической структуре существительного (ребенок судит о роде слова по окончанию): Лужа большая. Заканчивается на -я, значит, она (6 л. 11м.) [8, с. 95]. Сложнее всего детям осознать разницу между одушевленными и неодушевленными существительными, они могут путать их и в старшем дошкольном возрасте: Я видел во сне дождя. Я говорю «дождя»: он же живет на небе (4 г. 7 м.) [8, с. 88]. А.Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень) [1, с.161].

Гвоздевым впервые раскрыта следующая закономерность усвоения детьми грамматического строя речи: процесс происходит последовательно, раньше всего усваивается все рядовое, типичное, часто используемое, все продуктивные формы (категории рода у всех частей речи, склонение существительных, изменение глаголов по лицам, временам).

Все, что выходит за рамки, не соответствует нормам выстроенной ребенком системы, чаще всего игнорируется и не используется в речи. Подобные слова ребенок заучивает в виде готовых образцов, взятых из речи взрослого. Слова, которые относятся к грамматическим исключениям, как правило, усваиваются ребенком только в школе.

К трем годам ребенок в основном осваивает грамматическую систему родного языка в типичных её проявлениях. Морфологическая система языка познается детьми в результате ориентировки в звуковой форме слов. Затем, постигая грамматический строй речи, они начинают ориентироваться на отдельные морфологические признаки. Этот процесс целиком и полностью зависит от развития фонематического слуха

36 стр., 17534 слов

Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством экскурсий

... поведения. 1.2 Природа как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста Развитие словаря дошкольников - актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее ...

Основой усвоения грамматического строя является формирование грамматических обобщений. Ф. А. Сохин, говоря о формировании языковых обобщений, отмечал, что речь дошкольников развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи, но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития – обобщение языковых и речевых явлений [1, с.162] Именно формирование языковых обобщений играет ведущую роль в процессе формирования психологического механизма усвоения языка.

1.2. Пути формирования грамматического строя речи дошкольников

Влиять на развитие грамматического строя речи ребенка следует, прежде всего, через организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, через общение с педагогом и другими детьми. Как утверждает Е.А. Янушко, общение со взрослым (родителями, воспитателем) развивается раньше, чем общение со сверстниками: «В соответствии с выведенными возрастной психологией закономерностями, у ребенка в первую очередь развивается общение со взрослым, и лишь по достижении определенного возраста (после трех лет) дети учатся договариваться между собой» [13, с.57]. Общение может происходить как в форме диалога, так и в форме полилога. Предпочтительные формы организации общения меняются в зависимости от возраста ребенка (игра, игровое занятие, специально организованная познавательная деятельность) [2, с.17].

Основные пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение дошкольников трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.