Научное исследование

Приобщение к научным знаниям, готовность и способность обучаемых к проведению самостоятельных изысканий есть, ни много ни мало, объективная предпосылка успешного решения учебных и научных задач. В свою очередь, важным направлением совершенствования теоретической и практической подготовки обучаемых является выполнение ими в процессе учебно-научной деятельности различных письменных работ.

Подготовка исследовательских работ:

  • способствует углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов, дисциплин, отраслей науки;
  • развивает практические умения обучаемых в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
  • совершенствует методические навыки обучаемых в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
  • открывает обучаемым широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;
  • способствует профессиональной подготовке обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;

помогает обучаемым овладеть методологией исследований.

Подготовка письменных работ является неотъемлемой частью учебных программ.

  1. Этапы подготовки научно исследовательской работы

    1. Актуальность выбранной темы

Именно актуальность выбранной темы и становится, как правило, камнем преткновение для многих студентов и поэтому мы решили попробовать помочь студентам разобраться в этом вопросе. Не секрет, что, если работа не является актуальной, то её написание не имеет никакого смысла и, как результат, не будет зачтено, или, в лучшем случае, будет оценена не самой высокой оценкой. Говоря научным языком, актуальность любой выбранной темы при написании студентом курсовой работы определяет, с одной стороны, более конкретизированное и детальное изучение того или иного раздела данной учебной дисциплины, а с другой, и это само по себе не менее важно, необходимость активизации процесса обучения и увеличение эффективности и результативности работы студента самостоятельно.

42 стр., 20593 слов

«Робототехника в школе как внеурочная деятельность учащихся ...

... деятельности в процессе социализации младших школьников. Наша работа состоит из введения и трех глав. Во введении раскрывается актуальность данной темы, ... начальному образованию подтверждают актуальность выбранного нами направления исследования социализирующего потенциала внеурочной деятельности учащихся в условиях ... товарищами по играм, но конкурентами в новой для учащихся учебной деятельности. ...

Так как же правильно сформулировать и, главное, аргументировать актуальность выбранной вами темы научной курсовой работы? Ну, во-первых, не следует начинать издалека, с общих размытых фраз, которые ничего общего не имеют с необходимостью изучать данный вопрос вообще и закончить словами «…именно этим и объясняется актуальность». Более логичным будет начать словами «Актуальность выбранной темы исследования обусловлена….» и далее кратко и лаконично пояснить, почему именно изучение выбранного вопроса или проблемы важно на современном этапе развития данной научной дисциплины. Во-вторых, и это очень важно, актуальность должна быть чётко и научно обоснована, а это, в свою очередь, означает, что студенту, как автору работы нужно в одном небольшом абзаце изложить, в чём именно, по его мнению, заключается актуальность, а именно важность и своевременность избранной им темы.

Актуальность легко обосновать непосредственным анализом существующей на данный момент ситуации в развитии изучаемой отрасли науки и очевидной необходимостью дальнейшего более глубокого и подробного изучения того или иного её направления. Следует так же обратить особое внимание на видимое отсутствие или недостаток необходимой научной информации или приёмов и способов, которые требуются для решения или анализа конкретного аспекта. Кроме того, мы рекомендуем рассматривать избранную тему в контексте социально-политической либо экономической ситуации в стране, исходя из того, по теме какой дисциплины вы пишите курсовую работу. Не лишним, по нашему мнению, будет так же указать, каким именно образом дальнейшее и более углублённое изучение конкретной темы или вопроса сможет повлиять изменение ситуации в лучшую сторону не только в рамках определённой научной дисциплины, но и в жизни общества или определённой общественной группы в целом.

Но, если, не смотря на всё написанное выше, у студента все же возникают вопросы по поводу того, как сформулировать и обосновать актуальность курсовой работы, то рекомендуем ему обратить особое внимание на следующие советы.

Сначала следует определить и обосновать важность изучаемой проблемы в сравнении с другими тематическими направлениями. Затем сформулировать и оценить необходимость ее дальнейшего исследования для данной отрасли науки и, возможно, общества в целом.

Формулировку актуальности работы можно начать, как уже было упомянуто выше, такими словами: «актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на данный момент…». Или, как вариант, вначале упомянуть все, на ваш взгляд, важные аргументы и факты, и подытожить, указав, что: «вышеупомянутым и обоснована актуальность выбранной темы».

Следует отметить, что при аргументации актуальности выбранной темы курсовой работы, как и при написании всей курсовой работы в целом, особенно высоко ценится собственное мнение автора, его взгляды и умозаключения, и, его личное видение важности исследуемых проблем. Поскольку очевиден тот факт, что если автор хорошо и досконально изучил и проанализировал все особенности рассматриваемого им материала, то с лёгкостью сможет высветить и ответить на все теоретические и практические вопросы по теме своего научного исследования.

15 стр., 7446 слов

Исследование особенностей работы организации авиатопливообеспечения

... аэропортах и на временных аэродромах ПАНХ; содействие на договорной основе специалистам научно - исследовательских институтов ГА в проведении работ по исследованию и испытанию ГСМ и оборудования. Служба ГСМ ... Актуальность данной работы заключается в исследовании особенностей работы организации авиатопливообеспечения в Якутии. Тема выполненной дипломной работы: «Исследование особенностей работы ...

Не следует делать объяснение важности темы обширным по своему размеру, оно должно составлять не больше 6-7 предложений, чего будет вполне достаточно, что бы раскрыть значимость исследуемого вопроса и упомянуть все главные факты, которые позволят рассматривать избранную тему как актуальную. Но помните, что обоснование актуальности не должно быть и слишком коротким. Изучив его, читающий или проверяющий курсовую работу, должен удостовериться в том, что тема действительно является актуальной и что ее дальнейшее исследование может принести практическую пользу. Важно так же отметить, что значимость, то есть актуальность, исследуемой темы необходимо объяснять и аргументируется, как правило, до того, как определяются цели и задачи.

Ну и в завершении хотелось бы напомнить, что любой элемент курсовой работы должен быть в итоге законченным в смысловом и грамматическом отношении фрагментом, все предложения и идеи должны быть логически построены и взаимосвязаны.

    1. Формулировка цели и задач социологического исследования

Любое социологическое исследование включает в себя несколько этапов, одним из которых является определение цели и задач исследования. В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики.

Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

выявить…;

установить…;

обосновать…;

уточнить…;

разработать…

В зависимости от цели выделяют два типа исследований:

— теоретико-прикладные исследования, цель которых состоит в разработке новых подходов к решению социальных проблем;

— прикладные исследования, направленные на практическое решение конкретных социальных проблем.

11 стр., 5427 слов

Цели и задачи производственной деятельности предприятия

... предприятие; рассмотреть основные задач, стоящие перед предприятием в условиях финансового кризиса. 1. Внутренние и внешние связи фирмы и их влияние на цели и задачи производственной деятельности Внутренняя среда предприятия формируется в зависимости от ее миссии и целей, ...

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Задачи — конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.

Цель исследования

задачи исследования

    1. Работа с литературой

      [Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/issledovanie-proizvodstvennoe/

Особое место среди методов исследования занимают методы изучения литературы по проблеме дипломной работы. Изучение литературы служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния.

Выделим несколько методов работы с литературой.

Составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором при написании дипломной работы.

Реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей теме.

Конспектирование — детальное изложение главных положений и концептуальных идей работы.

Аннотирование — краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.

Цитирование — дословная запись высказываний, выражений автора, а также приведение в тексте дипломной работы фактических и статистических данных, содержащихся в литературных источниках. Включенную в текст цитату следует оформить обязательным указанием на автора и источник, из которого производится цитирование. В дипломной работе можно использовать любой вариант цитирования, но нельзя использовать цитаты без ссылки на автора. Если приводится не цитата, а излагается мысль автора, высказанная им идея, то в тексте также делают ссылку на источник.

Еще одно правило работы с литературой — использование библиографического списка в тексте работы: источник, внесенный в список, хотя бы один раз должен быть назван в тексте. И, наоборот, любой источник, на который автор ссылается в тексте дипломной работы, должен быть вынесен в библиографический список.

При работе с литературой целесообразно составлять библиографические карточки, которые образуют собственную картотеку дипломника. Наличие картотеки облегчает и ускоряет дальнейшую работу с первоисточниками и составление библиографического списка дипломной работы, источники в котором указываются в алфавитном порядке.

41 стр., 20343 слов

Дипломной работы: выбор методов увеличения нефтеотдачи в условиях

... была построена структура работы: 1 глава посвящена характеристике геологического строения месторождения; 2 глава посвящена анализу текущего состояния разработки Ванкорского месторождения, 3 глава описывает существующие методы увеличения нефтеотдачи, дает ...

    1. Выбор методов исследования

Для проведения педагогического научного исследования по физическому воспитанию можно использовать следующие группы методов:

Методы организации учебно-воспитательной работы в опытных группах,

экспериментальный метод — когда в учебные занятия вводятся новые какие-либо факторы для изучения эффективности их воздействия;

контрольный метод — выступает как критерий сравнения с экспериментальным методом;

индивидуальный метод — когда учебный процесс выполняется специалистом по его личным планам без какого-либо вмешательства исследователя.

Метод сбора текущей информации -, Методы получения ретроспективной информации, Методы математической обработки

Перечисленные группы методов тесно связаны между собой. Они не могут применяться изолированно.

Выбор методов исследования осуществляется исходя из задач научной работы.

    1. Подбор исследуемых

Исследуемые лица должны быть максимально идентичными по своим характеристикам, то есть провести типологический отбор по возрасту, полу, физической подготовленности, профессиональной принадлежности, спортивной специализации, режиму жизни и трудовой деятельности.

Для оценки идентичности групп нужно проводить предварительное исследование. При комплектовании опытных групп необходимо руководствоваться формулой: все, что может быть уравнено, должно быть уравнено.

Для определения оптимального количества исследуемых следует руководствоваться общими положениями:

1. Для экспериментальных исследований — от нескольких человек до 2-3 десятков. В «массовых исследованиях» — от сотни до тысячи.

2. Количество исследуемых имеет прямую связь с числом исследований, проводимых на каждом человеке.

3. Количество исследуемых зависит от их характеристики.

4. Число необходимых исследований зависит от вариативности признака, характеризующего то или иное явление.

5. Требуемая длительность исследования определяет число необходимых исследований.

6. Большое количество исходных данных требует меньшее количество исследуемых.

7. При проведении исследований обязательно использовать статистическую обработку.

7 стр., 3271 слов

Пилотажное исследование: особенности проведения, методики и методы

... пилотажного иссле-дования; 2. Определить программу пилотажного исследования, ее назначение; 3. Рассмотреть методы сбора социологической информации. 4.Провести пилотажное исследования 5. Обработать полученные результаты, сделать необходимые выводы Объект исследования. Социологическое исследование ... курсовой работы. Цель работы. Основная цель работы заключается в рассмотрении пилотажного исследования с ...

    1. Оформление документации

Форма документации определяется задачами, методами исследования и др. В любом случае, экспериментатор должен иметь: журнал-дневник исследований, протоколы исследований, врачебно-педагогические карточки исследуемых и др.

Журнал-дневник исследований предназначен для фиксирования всех моментов, связанных с проведением экспериментальной работы. При педагогическом эксперименте в него вносят все конспекты занятий и общие замечания по проведенным занятиям. Записи в журнале-дневнике Целесообразнее всего вести следующим образом. На титульном листе тетради записывают название темы фамилию исследователя, начало и конец экспериментальной части работы. Затем в порядке очередности проведения экспериментов фиксируют данные: номер эксперимента, дату и место проведения, состав присутствующих исследуемых, кто проводит занятие, содержание занятия — его соответствие конспекту (этот раздел можно и опустить, тогда все отступления от запланированного должны фиксироваться в самом конспекте), условия проведения занятий, общие замечания. Обязательно наличие полей для последующих замечаний о ходе данного эксперимента.

Например, при изучении уровня развития двигательных качеств под влиянием различных методов в журнал-дневник записывают не только общие данные, характеризующие состав занимающихся, содержание разминки, кто ее проводил, предлагаемые испытания, но и условия последних (температура, влажность, сила ветра, состояние грунта и пр.).

Очень детально вносят условия оценки испытаний, определенные заранее (например, вид хвата и высота подтягивания на перекладине, расположение ног при прыжках в длину с места, вид старта при беге).

При отсутствии этих общих данных станет невозможным сравнивать между собой результаты контрольных испытаний, проведенных в начале и в конце эксперимента.

Протоколы исследований бывают двух видов: индивидуальные и общие (групповые-сводные).

Хотя существуют различные формы протоколов, в каждой из них есть общие черты.

В индивидуальных протоколах отмечаются: порядковый номер протокола, дата проведения исследования, время его проведения (начало и конец), фамилия исследуемого, дата рождения, уровень спортивной подготовленности, вид и место проведения исследования, реакция исследуемого на занятие в эксперименте (по наблюдениям экспериментатора и личным впечатлениям исследуемого), рабочая нагрузка в день обследования и накануне, сон, самочувствие, желание заниматься, прием пищи в день обследования, наконец, регистрируемый показатель (например, результаты контрольных испытаний на быстроту, силу).

Столь подробные данные, казалось бы не имеющие прямого отношения к исследованию, необходимы на тот случай, когда потребуется найти причины отклонений в ряду получаемых показателей[4].

    1. Организация условий исследования

      21 стр., 10077 слов

      Выпускной квалификационной работы «Проектирование автоматизированного ...

      ... актуальной. Объектом исследования является асинхронный двигатель насоса. Предметом исследования является математическая модель системы управления асинхронным двигателем. Цель работы: спроектировать автоматизированный электропривод насосной ... разновидностями их технической реализации по правилам применения для самых различных машин и механизмов. В основных сериях электроприводов различных фирм можно ...

Предусматривает создание обстановки, соответствующей задачам исследования, особенно одинаковых при повторных сравнительных экспериментах, подготовку оборудования, инвентаря и аппаратуры.

При использовании динамометров, спирографов, секундомеров и прочих приборов, имеющих тарировку, нужно периодически проверять правильность их показаний. Применяя динамометры, лучше сохранить их в неприкосновенности до повторных исследований. Этим достигается большая «чистота» измерений, так как исключается возможное влияние на результаты повторных исследований каких-либо изменений в самих динамометрах (известно, что многократное их использование часто приводит к нарушениям тарировки).

Пользуясь приборами, работающими на постоянном или переменном токе, следует при каждом исследовании проверять напряжение в сети [2, 4].

    1. Подготовка помощников экспериментатора

Успех исследования часто зависит от качества подготовки помощников экспериментатора. Все требования, которые предъявляются к экспериментатору, в равной мере относятся и к его помощникам.

Роль помощников особенно очевидна в исследованиях с применением нескольких методов. Еще более сложна их роль в педагогическом эксперименте.

Каждый педагогический эксперимент связан с проведением занятий. Содержание их, планирование, определение методики проведения — все это предмет забот экспериментатора. Однако существует два (не исключающих одно другое) мнения о том, кто должен проводить занятие: сам экспериментатор или его помощник-преподаватель.

Проведение экспериментальных занятий самим исследователем дает ему возможность осуществлять намеченное более целеустремленно, с большим увлечением, помогает лично прочувствовать весь ход занятия.

Но в этом есть и свои отрицательные стороны, которые проявляются, когда речь идет об объективном сравнении применяемых методов обучения и воспитания, новых форм организации занятий и т.п. Представим себе педагогический эксперимент, задачей которого является сравнительный анализ новых методов активизации школьников с методами, обычно применяемыми в практике классно-урочных занятий. Приступая к подобному исследованию, экспериментатор, естественно, построил рабочую гипотезу, по которой намеченные им методы активизации, по всем признакам, должны дать большие результаты. И вот он берет два равноценных класса: первый — экспериментальный, а второй — контрольный. Надо ли доказывать, что, проводя уроки в обоих классах, экспериментатор не может совершенно беспристрастно, вполне объективно оценивать, например, ход самого занятия и т.п.

Нельзя упускать из виду и такую деталь. Предположим, рабочая гипотеза экспериментатора оправдывается и новые методы дают лучшие результаты. Условия же исследования обязывают его в контрольном классе продолжать применять старые, заведомо малоэффективные методы. Психологически немногие могут выдержать такую борьбу с самим собой.

3 стр., 1460 слов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В АРХИВЕ ФГБОУ ВПО ...

... организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях ... работы архивов организаций»// Делопроизводство, № 4, 2010. 31. Богатырев Р.Х. Основы делопроизводства в государственном аппарате. Учебное пособие. Изд-во Казанского университета. ...

Кроме того, проведение занятий экспериментатором не дает ему возможности с необходимой тщательностью анализировать весь ход обучения и воспитания и одновременно фиксировать наблюдаемое в соответствующих документах.

Помощник-преподаватель должен иметь высокую квалификацию и быть достаточно беспристрастным к проводимой научной работе. Лучше всего, если он в равной мере с уважением относится и к предположениям экспериментатора, и к тем методам работы, которые для него являются привычными. Это, естественно, повышает объективность в отношении и к новому, и к старому. При этом экспериментатор, освобожденный от необходимости лично проводить занятия, может глубже, разностороннее оценить весь ход урока, более квалифицированно и подробно зафиксировать наблюдаемое.

Правда, и этот способ не свободен от недостатков. В частности, появляется опасность искажения мысли экспериментатора, внесения помощником в урок тех личных мотивов, которые нежелательны для данного исследования. Однако недостатки эти можно в значительной мере нейтрализовать тщательным подбором помощников и хорошей их подготовкой.

Учитывая, что оба способа имеют свои преимущества и недостатки, целесообразнее всего идти по линии дублирующих экспериментов, когда исследование ведется в двух и более парах смежных групп. Тогда в одной паре групп занятия может проводить сам исследователь, а в другой — помощник. Подобный контроль повышает объективность получаемых результатов.

Заключение

Подготовка исследовательских работ:

  • способствует углублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов, дисциплин, отраслей науки;
  • развивает практические умения обучаемых в проведении исследований, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;
  • совершенствует методические навыки обучаемых в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
  • открывает обучаемым широкие возможности для освоения дополнительного теоретического материала и накопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;
  • способствует профессиональной подготовке обучаемых к выполнению в дальнейшем своих обязанностей;

помогает обучаемым овладеть методологией исследований.

Подготовка письменных работ является неотъемлемой частью учебных программ.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/issledovanie-proizvodstvennoe/

1. Алтайцев А.М., Наумов В.В. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения. В кн.: Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Минск, 1–3 марта 2001 г.) / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилеи, 2002. – 288 с., С. 229–241.

12 стр., 5626 слов

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) ...

... и уплатить проценты за пользование им. Целью данной курсовой работы является проведение оценки кредитоспособности потенциального заемщика коммерческим ... Банка России О порядке предоставления (размещения) кредитным организациям денежных средств и их возврата (погашения) от ... кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает ...

2. Попов Ю.В., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Кучеров В.Г., Андросюк Е.Р. Практические аспекты реализации многоуровневой системы образования в техническом университете: Организация и технологии обучения. М., 1999. – 52 с., р. 3.1 Самостоятельная работа студентов С. 15–24. – (Новые информационные технологии в образовании: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 9).

3. В.П. Шишкин, Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ, г. Иваново).

Планирование, организация и контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

4. Семашко П.В., Семашко А.В., Нижегородский государственный технический университет (НГТУ г. Н. Новгород).

Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах.

5. Кравец В.Н., Нижегородский государственный технический университет (НГТУ г.Н. Новгород).

Организация и контроль самостоятельной работы студентов.

6. Папкова М.Д., Носков В.В., Волго-Вятская академия государственной службы (ВВАГС г.Н. Новгород).

Особенности организации самостоятельной работы студентов на старших курсах.

7. Магаева М.В., Плеханова А.Ф., Нижегородский государственный технический университет (НГТУ г.Н. Новгород) Организация самостоятельной работы студентов в ВУЗах Нидерландов.