Конституционный строй Российской Федерации (2)

Российский конституционный процесс с трудом укладывается в линейную перспективу развития. Он имеет свои взлеты и падения, свои периоды прогрессивной эволюции и регресса, свои реформаторские планы и неудачные попытки их воплощения на практике. Современный этап конституционного развития с его трудностями и противоречиями продолжает правовую и политическую модернизацию страны. Становится особенно актуальным анализ политико-правовых проблем формирования российского конституционализма, его нормативных основ и опыта реализации конституционных положений.

Конституционный строй — система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Практическая значимость работы объясняется тем, что конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя — основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства — Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Козлова Е. И.

Цель работы. Целью данной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.

в Конституции РФ

Объектом исследования в работе являются закрепленные в Конституции основы конституционного строя, образующие фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Предмет исследования: подходы к изучению и оценке роли в политической системе общества основ конституционного строя.

6 стр., 2748 слов

Конституционный строй Российской Федерации

... образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Однако есть и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции РФ и относящееся не ко всякому государству, ...

Работа состоит из введения, четырех глав с подпунктами, заключения и списка литературы.

Глава 1. Конституционный строй в конституционном праве России

§ 1.1 Понятие Конституционного строя

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность таких черт выражается в определенном способе организации государства, его государственном строе. Такой подход рассматривает конституционный строй как систему общественных отношений регулируемых непосредственно нормами конституции. Таким образом, конституционный строй — способ организации государства, закрепленный в его конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.

Другое понятие конституционного строя относится к государству, форма организации которого имеет определенные черты, позволяющие относить его к конституционным. То есть конституционное государство характеризуется, прежде всего, не наличием конституции, а подчинением государства праву. Следовательно, конституционный строй — это способ организации государства, который обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство; это совокупность социальных, политических, экономических, идеологических и правовых отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, связанных с организацией централизованных органов государственной власти и управления государственным устройством и правовыми связями между человеком, гражданином, обществом и государством.

Неотъемлемым атрибутом конституционного государства является гражданское общество. Гражданское общество — есть система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства этих институтов и отношений и передачи их от поколения к поколению.

Козлова Е. И.

Гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов и потребностей, именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представить себе в качестве мира изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в рамках гражданского общества разнородных социальных сил, институтов, организаций и т. д. , объединенных общими стремлениями к совместной жизни.

Сегодня задача конституции всякого конституционного государства состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.

Это ограничение выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе, государственного регулирования экономике в ущерб рыночному, подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство и т. д.

Именно в результате такого ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует следующим образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности. Однако, дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие вмешательство тем сильнее, чем дальше заходит государственное регулирование.

9 стр., 4205 слов

Государственный строй Федеративной Республики Германия

... послевоенной Германии, но и раскрыть такую специфическую форму федерации как кооперативную, кроме того понять как сложилось современное государство ФРГ. государственный строй закон конституция Глава ... в комитетах, привлекались крупнейшие германские специалисты в области конституционного права. Подготовленные разделы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. ...

Значит, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством система, и как саморегулирующаяся система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.

Конституционный строй Российской Федерации и ее действующая Конституция основаны на идеях исходящих из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод гражданина. Государство рассматривается в качестве официального представителя общества по решению вопросов, которые закреплены за ним в Конституции. Закрепление этих идей в Конституции Российской Федерации играет важную роль в становлении России подлинно конституционным государством, поскольку на сегодняшний день многие из этих идей не реализованы на практике.

Проблемы практической реализации конституционного строя в Российской Федерации рассматриваются мной в курсовой работе подробнее в одном из последующих разделов.

§ 1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ

конституционный строй гражданский общество

Конституция РФ

Под основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его основные принципы, призванные обеспечить России характер конституционного государства.

Конституции РФ, Конституции РФ

1. Демократическое государство

2. Правовое государство

3. Государственный суверенитет

4. Приоритет прав и свобод человека

5. Народовластие

6. Федерализм

7. Социальное государство

8. Многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности

9. Разделение властей

10. Идеологическое многообразие (плюрализм)

11. Светское государство

12. Целостность и незыблемость основ конституционного строя.

Козлова Е. И., Конституции РФ

Глава 1 Конституции регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт «Основы конституционного строя Российской Федерации», занимающей ведущее место в системе государственного права России.

Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет большое значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством. Там же

2 стр., 999 слов

Особенности развития конституционного строя россии

... курсовой работе была рассмотрена тема «Основы конституционного строя РФ». Рассмотрев все вышесказанное, хочется отметить некоторые важные моменты, а также внести некоторые предложения: Конституция РФ является основным законом, который провозглашает конституционный строй России. ... Развитие теории конституционного права// Государство и право. - 1998. - № 7. 18. Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции ...

в Конституции РФ

Нельзя отрицать, что на сегодняшний день существует проблема не соответствия действующего законодательства требованиям норм Конституции. Необходимы изменения действующего законодательства и практики его правоприменения. Подробнее этот вопрос рассматривается в курсовой работе ниже.

Глава 2. Основы конституционного строя РФ

§ 2.1 Социальные и экономические основы конституционного строя РФ

Конституции РФ

Основные конституционные характеристики данного принципа:

1) цели государственной социальной политики — обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Достойная жизнь — такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека) URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. Свободное развитие — основанная на всеобщем равенстве возможность своими силами занять определенное место в обществе: получить образование, профессию, иметь возможность получать достойный заработок, соответствующий выполняемой работе, возможность содержать семью, возможность знакомиться с культурными ценностями и многое другое;

Конституция РФ

  • охрана труда и здоровья людей;
  • установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • развитие системы социальных служб;
  • установление государственных пенсий, пособий;
  • иные гарантии социальной защиты;

3) реальность существования социального государства напрямую зависит от его материальных возможностей создания условий для осуществления провозглашенных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития. Государство, постоянно находящееся в нестабильной экономической и политической обстановке, не может обеспечить и гарантировать принцип социальной государственности. Поэтому закрепленная в российской Конституции констатация того, что Российская Федерация — социальное государство, остается пока, к сожалению, всего лишь фикцией и ее надо рассматривать как цель, программную установку, к которой должно стремиться наше государство.

Конституции РФ, Козлова Е. И.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности, которая должна решаться в тесном единстве с экономической политикой.

Сегодня в России осуществляется ряд очень важных социальных реформ. Это реформирование систем здравоохранения, образования, ЖКХ, пенсионной системы. Однако, несмотря на столь масштабное реформирование и некоторые позитивные изменения, в обществе преобладают мнения о том, что эти реформы не удаются.

Так, например, не утихают споры вокруг численности занятого населения в бюджетной сфере в России. Занятость в бюджетной сфере в России по уровню занятости, доли занятости в общей численности занятых Россия отстает только от 3-х европейских стран, причем, одних из самых богатых типа скандинавских стран, стран Северной Европы. Все остальные страны Европы, даже самые социально ориентированные, имеют меньшую занятость в бюджетной сфере. Это говорит о том, что они способны оказывать социальные услуги своему населению, гораздо меньшей численностью людей, которые обладают гораздо большей производительностью труда, то есть работают гораздо эффективней, чем в нашей бюджетной сфере. Но платить зарплату этим неэффективным, непроизводительным работникам никто наше государство не освобождает — мы вынуждены платить зарплату. А это значит, что каждое повышение денег, выплат бюджетникам без повышения отдачи от деятельности бюджетной сферы означает неэффективное расходование средств. Потому что граждане как налогоплательщики эти деньги платят, бюджетники получают зарплату, но качество их работы, качество здравоохранения и образования улучшается несоразмерно или не улучшается вообще. Вот, собственно, это проблема, унаследованная от советской системы, которая и является главной бедой нашей социальной политики и камнем преткновения для большинства социальных реформ. URL: http://Vedomosti.ru

4 стр., 1626 слов

Особенности государственного регулирования деятельности предприятий ...

... полетов судов органов государственной власти и могут быть государственными аэродромами совместной эксплуатации, на которых в соответствии с Федеральными авиационными правилами Приказ Минобороны России от ... необходимости допускается привлечение научных или иных организаций, компетентных в направлениях деятельности, изложенных выше. Для определения готовности аэродрома к эксплуатации воздушных судов ...

Такими же острыми, как и вопрос о размере зарплат бюджетников являются вопросы о расслоении общества, малочисленности среднего класса в России, разнице в уровне жизни москвичей и провинциалов, качестве бесплатной медицины и образования и многие другие.

Таким образом, реформирование социальной сферы очень животрепещущая тема в России. Российская Федерация ставит перед собой цель построения социального государства. Но в настоящее время она находится только в начале пути к достижению этой цели.

Конституции РФ, Конституции РФ

Введение

ограничений свободного перемещения финансовых услуг вообще не допускается.

Д. В. Единство

2) поддержка конкуренции — один из основополагающих принципов рыночной экономики. Поддержка конкуренции обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке. Регулирование прав предпринимателей в России осуществляется Гражданским кодексом, а регулирование ограничения монополий — Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон, в частности, запрещает действия субъектов, доминирующих на рынке (соглашения между субъектами, доминирующими на рынке), и действия со стороны органов государственной власти (в том числе принятие актов), которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан;

3) свобода экономической деятельности. Это собирательный принцип, означающий применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательской является деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т. п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: во-первых, через гражданское законодательство, закрепляющее юридические формы экономических отношений, и, во-вторых, через финансовое законодательство, устанавливающее налоги на доходы от предпринимательской деятельности и иные объекты налогообложения;

7 стр., 3433 слов

Государственное регулирование оценочной деятельности

... деятельности Формы государственного регулирования оценочной деятельности отражены на рис. 2. Государственное регулирование Разработка и принятие стандартов профессиональной деятельности Лицензирование, сертификация, аттестация Рис. 2. Формы государственного регулирования оценочной деятельности Одной из наиболее распространенных форм государственного регулирования профессиональной деятельности ...

Конституция РФ

Равенство форм собственности означает их равный правовой режим, равное содержание права собственности независимо от ее формы. Не допускается установление каких-либо ограничений или благоприятствований для той или иной формы собственности. Равная защита всех форм собственности выражается в их одинаковой защите нормами гражданского, уголовного, административного права. При конкуренции субъектов права государственной и частной собственности не допускается предпочтение какого-либо из них.

Конституция РФ

§ 2.2 Духовные основы конституционного строя РФ

Идеологическое и политическое многообразие

в Конституции РФ

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, — свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий — выражение воли населения или отдельных его групп (слоев).

В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединений. Общественные объединения — это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

Конституция РФ

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • подрыв безопасности государства;
  • создание вооруженных формирований;
  • разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

7 стр., 3236 слов

Категории нормативные документов по стандартизации в Российской Федерации

... виды не подразделяют. 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ стандарт государственный федерация российский На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы ... местного подчинения республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные ...

Светское государство

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии (22, https:// ).

Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих характеристиках данного принципа:

1) Отделение церкви от государства. Этот принцип означает:

  • во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;
  • во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
  • в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;
  • в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;
  • в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) Отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

3) Невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;

12 стр., 5986 слов

Организация деятельности государственных и муниципальных архивов

... организация деятельности архивов. ГЛАВА 1. Организационные основы деятельности государственных и муниципальных архивов 1.1. Современная система организации архивного дела В соответствии с официальной терминологией, под архивным делом в Российской Федерации понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, ...

4) Равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации:

  • во-первых, в преамбуле закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание… признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России… принимает настоящий Федеральный закон»;

— во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые существуют на территории России уже долгое время. Для создания новой религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании данной религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

§ 2.3 Политические основы конституционного строя РФ

1. Демократическое государство

Конституции РФ

Демократизм находит свое выражение в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

Конституции РФ

Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.

Разделение властей — необходимое условие в формировании правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

С. Н. Особенности

Конституционные положения, характеризующие основы разделения государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

А. В. Реализация

Следует отметить, что одной из существенных особенностей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является то, что для субъектов Российской Федерации определяющее значение имеет проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответственности не между тремя (что характерно для классического варианта разделения властей по горизонтали), а между двумя ветвями власти — законодательной и исполнительной.

11 стр., 5213 слов

Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и юридическая наука

... нашем государстве; _ системы органов государственной власти в России, их структуры и организации деятельности; _ конституционных основ местного самоуправления. Конституционное право как отрасль права - составная часть общей правовой системы России. Эта отрасль права, как и ...

А. В. Реализация, В. Д. Зорькин

Таким образом, разделение властей — не застывшее состояние обособленных государственных структур, а работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций.

Надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма — предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства. Политический плюрализм может реализовываться только в условиях идеологического многообразия. Поэтому в Конституции России указано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Выделение партий в особую организационно-правовую форму можно объяснить тем, что им отводится важная роль в политической и государственной жизни. В создании и деятельности партии и общественные организации во многом похожи. Отличие партий от общественных организаций можно видеть в следующем:

1) в партии может быть лишь индивидуальное членство физических лиц, в то время как в общественных организациях возможно членство иных общественных объединений — юридических лиц;

2) в партию входят лишь граждане Российской Федерации, уставы общественных организаций допускают членство иностранцев;

3) партия является только федеральной организацией, в то время как общественные организации могут быть по территории деятельности федеральными, межрегиональными, региональными и местными (т.е. существовать в муниципальных образованиях);

4) партия должна быть зарегистрирована Федеральной регистрационной службой, а существование общественных организаций Закон допускает без юридической регистрации.

А. С. Политические

Таким образом, политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти. Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности, отсутствии общегосударственной обязательной идеологии, многопартийности и возможности быть беспартийным.

Конституции РФ

Результатом многолетней работы по организации местного самоуправления в XX веке в европейских государствах стало принятие в 1985 году в форме конвенции Европейской хартии местного самоуправления.

от 11.04.98 г.

Статья 3 Хартии гласит, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».

Принятый в 2003 г. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных российским законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Как видно европейский законодатель приоритет в способности и ответственности за дела возлагает на органы местного самоуправления, а российский законодатель — на население муниципального образования.

На сегодня в умах российских законодателей пока не сложилось четкой и ясной картины местного самоуправления, что зачастую приводит к неразберихе, путанице в нормативном регулировании в муниципальных образованиях, принятии (издании) противоречащих федеральному и региональному законодательству нормативных правовых актов органами местного самоуправления.

Для преодоления указанных противоречий необходимо:

  • привести в соответствие с международными требованиями Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросах определения юридической сути местного самоуправления (природы, объекта и субъекта);

Б. Г. Понятие

Итак, нормы, закрепленные в Конституции России и характеризующие ее как демократическое государство, на практике сегодня реализуются не в полной мере, а иногда и грубо нарушаются. Это свидетельствует о том, что не созданы еще условия, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства могут быть в полной мере реализованы.

2. Правовое государство

Конституция РФ провозглашает Россию правовым государством (ст. 1 Конституции РФ).

Главное в идее правового государства — его связанность правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.

Определение российского государства как правового большинство правоведов считает скорее направлением его развития, целью, к которой оно стремится, нежели уже достигнутым результатом.

Конституции РФ

Важной задачей становится обеспечение целостности законодательной системы, стабильности и динамизма ее развития. Оптимальное сочетание стабильности и динамизма законодательства на любом этапе общественного развития играет важную роль в реализации принципа законности, особенно в период реформирования общества. Для успешного проведения реформ требуется, с одной стороны, быстрое развитие законодательства, чтобы оно не только отвечало требованиям совершенствования экономики, политических и социальных основ общества, но и опережало сложившееся реальное состояние общественных отношений, создавало условия для более успешного решения задач, которые могут возникнуть в будущем. С другой стороны, необходимо закрепление достигнутого, его сохранение и упрочение. Перекос в ту или другую сторону может оказаться, в равной мере, вреден.

М. П. Стабильность

Подобные несогласованности, нестыковки в законах, нарушения принципа системности законодательства свидетельствуют о поспешности в подготовке проектов нормативных актов, низком уровне профессиональной подготовки их разработчиков.

в Конституции РФ

Таким образом, на современном этапе в России идет становление правового государства. Основные принципы заложены в Конституции России и находят свое отражение в текущем законодательстве. К сожалению, законотворческий процесс сегодня не идеален и приводит к ошибкам. В Российской федерации отсутствует эффективная защита человека от произвола государства. До сих пор многие из государственных и муниципальных органов не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничены правом. Поэтому построение в России правового государства потребует больших усилий и времени.

3. Федеративное устройство

в Конституции РФ

Образование Российской Федерации несколько отличается от ныне существующих в мире федераций. Она носит не договорно-конституционный или договорный характер, а конституционно-правовой характер. Это обусловлено тем, что республики, входящие в состав РФ, не являются ее учредителями, а, напротив, РФ создала Татарстан, Башкортостан, а также все другие формы национальной государственности в ее составе. Их учредительная власть является производной от федеральной власти. Журавлев А., Комарова В. Федерация и суверенитет в России // Право и жизнь. 2000. № 30.

В статье 5 Конституции России указано, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации, а также провозглашается равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это есть принципы федерализма Российской Федерации.

Конституция РФ

В настоящее время Российская Федерация имеет в своем составе три вида субъектов — государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования — края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации, и национально-государственные образования — автономная область и автономные округа. Таким образом, в составе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования. При этом автономия осуществляется только в административной форме.

в Конституции РФ

4. Суверенитет

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.