Организация и технология розничной продажи строительных материалов и пути её совершенствования

Как известно, основные функции розничной торговли обусловлены необходимостью создания для потенциальных покупателей наиболее благоприятных условий для удовлетворения их нужд и потребностей в отдельных товарах.

Предлагаемые в розничной торговле товары должны иметь требуемые качественные показатели и быть представлены в необходимом ассортименте.

В случае необходимости должно быть обеспечено послепродажное обслуживание. Чтобы все это реализовать, розничная торговля обеспечивает выполнение следующих основных функций:

  • определяет реальные нужды и потребности в товарах;

— с учетом реальных потребностей формирует ассортимент товаров и оказываемых услуг, организуя поставки от широкого круга поставщиков;

  • производит оплату поступивших товаров;

— осуществляет различные операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

— оказывает поставщикам и покупателям транспортно-экспедиционные, консультационные, информационные и др. услуги;

— участвует в продвижении товаров на рынок, что обеспечивается благодаря рекламе, стимулированию продаж, а также непосредственной работе работников торговли с покупателями.

Наряду с решением указанных выше задач, для розничной торговли немаловажное значение имеет создание наиболее благоприятных условий для продажи товаров. Здесь имеется в виду:

  • удобное место расположения торговой точки;
  • благожелательное отношение продавцов к покупателям и т.д.

Та важная роль, которую играет использование наиболее оптимальных форм и методов торговли в обеспечении эффективности функционирования предприятий розничной торговли, обусловила актуальность темы данного исследования.

Цель работы состоит в том, чтобы на основании теоретических источников и практического анализа на примере конкретного предприятия рассмотреть особенности процесса продажи строительных товаров, а также разработать пути повышения его эффективности.

Объект исследования – магазин «Строитель»., Предмет исследования – организация процесса продажи товаров в магазине «Строитель»., Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

  • сущность процесса продаж товаров в магазине;
  • содержание деятельности по организации розничной продажи;
  • анализ организации процесса продаж в магазине «Строитель»;
  • совершенствование организации продажи товаров.

Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования, в частности В.Н.Платонова, С.Н.Виноградовой и др., а также материалы периодической печати и информационные ресурсы.

18 стр., 8970 слов

Хранение скоропортящихся товаров и учет потерь на предприятии розничной торговли

... хранения скоропортящейся продукции исчисляются с момента технологического процесса охлаждения и включают в себя время пребывания продукции на предприятии - изготовителе, транспортирования и хранения в организациях торговли. Многие продовольственные товары ... температуре +6°С. В случае обнаружения в процессе хранения или продажи признаков заболевания хлеба и хлебобулочных изделий картофельной болезнью ...

1.1 Технологический процесс в розничной торговле.

Правила розничной торговли строительными материалами регламентируют порядок принятия, хранения, подготовки к продаже и продажа товаров через розничную торговую сеть, а также определяют требования по соблюдению прав потребителей относительно качества и безопасности товаров и уровня торгового обслуживания. Требования данных Правил распространяются на всех субъектов хозяйствования на территории Беларуси независимо от форм собственности, которые прошли регистрацию в установленном порядке и осуществляют продажу непродовольственных товаров. [2]

Розничная продажа строительных материалов осуществляется через специализированные предприятия, в том числе фирменные, предприятия с универсальным ассортиментом, предприятия розничной торговли потребительской кооперации, мелкорозничную торговую сеть.

Технологический процесс в торговле в широком понимании представляет собой совокупность способов и средств завершения процессов производства в сфере обращения, перемещения товаров из пунктов производства в районы потребления и их продажи.

Основными принципами организации технологических процессов розничной продажи строительных материалов являются:

  • комплексный подход к выработке оптимальных вариантов продажи данных товаров;
  • экономическая эффективность принятой схемы продажи товаров;
  • сохранение качества товаров.

В магазинах, торгующих строительными материалами, различают три основные схемы технологического процесса продажи:

Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.[3]

Во второй схеме технологический процесс состоит из трех операций: приемки, хранения товаров и их продажи.

Наиболее сложной является третья схема технологического процесса, которая применяется при организации продажи строительных материалов, требующих предварительной доработки перед подачей их в торговый зал (например, освобождение от фабричной упаковки, чистка и т.д.).

Её применение требует наличие еще одного функционального помещения-помещения для подготовки товаров к продаже. В большинстве случаев в магазинах, реализующих строительные материалы, применяются все три схемы технологического процесса.

27 стр., 13478 слов

Учет выпуска и продажи готовой продукции (на материалах ОАО «Промприбор»)

... бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции на материалах промышленного предприятия и разработка предложений по совершенствованию учета операций по выпуску и продаже готовой продукции. Основными задачами данной работы являются: исследование теоретических основ бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции; ...

Неотъемлемой частью любого технологического процесса в торговле является непосредственное обслуживание покупателей, выступающее одной из основных его функций.

Составные элементы процесса продажи товаров в магазинах, реализующих строительные материалы, делятся на:

  • основные. К ним относятся:
  • а) предложение товара;
  • б) консультации покупателей;
  • в) операции по отпуску товара;
  • г) рассчетно-кассовые операции.
  • вспомогательные. К ним относятся:
  • а) приемка товаров;
  • в) подготовка товаров, рабочих мест и зон обслуживания покупателей к продаже;
  • г) внутренняя транспортировка товаров.

Приемка и хранение товаров являются важными этапами работы торгового предприятия. Несоблюдение правил приемки товаров, неправильное ее оформление приводит к осложнению предъявления претензий к поставщику или к транспортной организации за недопоставку или поставку недоброкачественных товаров.

В условиях централизованной доставки приемка товаров ведется в магазинах. Она осуществляется материально ответственными лицами по количеству и качеству (заведующими отделами, секциями; товароведами) на основании сопроводительных документов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, описей, упаковочных ярлыков).

Если товары прибыли без сопроводительных документов, приемка проводится по акту, в котором указывают фактическое наличие товара и отмечают отсутствие документов. Особенности приемки отдельных товаров определяются особыми условиями поставки, стандартами, техническими условиями, договорами поставки и др.

Рис.1 Схема торгово-технологического процесса продажи строительных материалов.

1.2 Приемка товаров по количеству

Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Строительные материалы поступают в розничную торговую сеть без тары, в открытой или закрытой таре. Сроки приемки зависят от:

  • физико-химических свойств товара,
  • вида тары, в которой доставлен товар.

Продукция, поступившая без тары, в открытой и поврежденной таре, принимается в момент получения ее от поставщика или со склада оптового предприятия, продукция, поступившая в исправной закрытой таре, принимается в момент поступления только по количеству мест и массе брутто, а по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте — не позднее 10 дней с момента поступления в магазин. [2]

Особыми условиями поставки, договорами может быть предусмотрена выборочная приемка по количеству с распространением результатов проверки на всю партию.

В организации приемки товаров большое значение имеет предварительное установление времени прибытия и количество поступающих на склад товаров, что позволяет своевременно подготовиться к приемке.

К подготовительным мероприятиям по приемке строительных материалов на складе относятся:

— установление места разгрузки транспортных средств, максимально приближенного к помещению для хранения;

4 стр., 1586 слов

Современные методы идентификации непродовольственных товаров

... от критериев различают следующие подвиды квалиметрической идентификации: компонентная – установление соответствия фактического перечня ... товар; товароведение – идентифицирует ассортиментную принадлежность того или иного товара; экономика – позволяет познать товар как экономическую категорию. Целью данной работы понять что такое идентификационная система, рассмотреть какие виды идентификации ...

  • определение необходимого количества грузчиков и распределение работы между ними;

— расчет требуемого количества и видов подъемно- транспортного оборудования и подготовка их к прибытию товаров;

— заблаговременное определение мест хранения, номеров штабелей и т.п. для прибывающих на склад товаров;

  • подготовка документации, связанной с оформлением приемки товаров.[5]

1.3 Приемка строительных материалов по качеству

Она проводится в соответствии с требованиями, предусмотренными стандартами, техническими условиями, а также по сопроводительным документам (сертификатам, удостоверениям о качестве) и, как правило, путем сплошной проверки. Выборочная приемка допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, условиями договора. Одновременно производится приемка тары по количеству, проверяется комплексность товара, маркировка.[1]