Квалиметрия — научная область, изучающая методологию и проблематику количественной оценки качества любых объектов (предметов или процессов, искусственных или естественных, живых и неживых, продуктов труда или продуктов природы).
Внутри квалиметрии обособились две основные ветви — теоретическая квалиметрия, изучающая общеметодологические (большей частью математические) проблемы количественной оценки качества, и прикладная квалиметрия, посвященная оценке качества конкретных видов объектов, например строительная квалиметрия.
Накопленные за последние годы опыт и проведенные исследования позволили сделать ряд принципиальных выводов, и в первую очередь, сформулировать предмет квалиметрии, определить круг задач, имеющих важное значение для решения научных проблем в области оценки качества продукции и практического использования методов квалиметрии.
К числу практических задач квалиметрии относятся:
1) Разработка методов определения численных значений показателей качества, сбора и обработки исходных данных для их вычислений и установление требований к точности таких вычислений;
2) Разработка методов определения оптимальных значений показателей качества различных видов продукции при их стандартизации;
3) Обоснование выбора и установление состава показателей качества продукции при прогнозировании и планирование повышения качества продукции и планирования стандартизации;
4) Разработка единичных принципов и методов оценки уровня качества продукции для обеспечения репрезентативности и сопоставимости результатов оценки;
5) Разработка единичных принципов и методов оценки отдельных свойств продукции.
При этом, естественно, перечисленные практические задачи квалиметрии не исчерпывают всей проблематики измерения и количественной оценки качества продукции.
Решение задач оценки качества продукции в каждом отдельном случаи имеет свою определённую цель:
- сравнение различных возможных вариантов, проектируемых изделий для выбора наилучшего;
— сравнение различных возможных вариантов повышения качества изготовления продукции на данном предприятии для выбора наилучшего;
Оценка качества продукции ООО «Стародубский сыр»
... работы – анализ и оценка процесса управления качеством продукции на предприятии ООО «Стародубский сыр» в рамках реализации общей стратегии предприятия. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ... всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе ...
— анализ эффективности проведённых мероприятий по повышению уровня качества продукции в масштабе предприятий или производственного объединения, отрасли, народного хозяйства в целом и т. д.
Цели оценки качества продукции, а также назначение объекта оценки отражаются в выборе целевой функции оценки, зависящей от отдельных показателей качества. Таким образом, чтобы её экстремальное значение соответствовало наилучшему из сравниваемых вариантов решений. Выбранная таким образом целевая функция может использоваться и как критерий оптимизации при постановке и решении соответствующей задач. Обоснование целевых функций во многих случаях становится самостоятельной проблемой в области количественной оценки качества продукции.
Квалиметрия обеспечивает решения целевого ряда задач стандартизации. В свою очередь стандартизация обеспечивает сопоставимость результатов оценки различных предприятий, единства методов оценки.
Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.
По итогам квалиметрических оценок производят:
1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;
2) прогнозирование качества продукции;
3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.
Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.
1 Общие понятия в области оценки качества
Качество продукции (услуги) — совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Свойство продукции (услуги) — объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги).
Например: точность, надежность, своевременная поставка и т. д. Для объективной оценки качества объекта необходимо охарактеризовать его свойства количественно.
Показатель качества — количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.
Для продукции — к определенным условиям ее создания, эксплуатации
Показатели качества (объектов) по количеству характеризуемых свойств могут быть единичными, комплексными и интегральными.
1) Единичный показатель качества — показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта.
2) Комплексный показатель качества — показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам.
Комплексный показатель качества позволяет в целом охарактеризовать качество объекта или группу его свойств.
3) Интегральный — это комплексный показатель качества, отражающий эффект от использования объекта по назначению за все этапы жизненного цикла.
Базовый показатель качества — показатель качества объекта, принятый, Базовые показатели так же могут быть единичными и комплексными., Относительный показатель качества — отношение показателя качества
Обобщенный показатель качества — показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом.
2 Формирование номенклатуры единичных показателей качества объекта оценки ( Pi )
При оценке уровня качества объекта выделяют 9 качества:
1) показатели назначения;
2) показатели технологичности;
3) показатели надежности;
4) эргономические показатели;
5) эстетические показатели;
6) показатели стандартизации и сертификации;
7) патентно-правовые показатели;
8) экономические показатели;
9) критические показатели (показатели безопасности).
2.1 Показатели назначения
Эти показатели определяют полезный эффект от использования объекта по назначения. Это жесткие показатели. К ним относят показатели, используемые для классификации по назначению, характеризуют конструкцию объекта, техническое совершенство, состав, структуру.
Таблица 3. Основные технико-экономические показатели товара
Торговая марка, производитель ноутбука |
RoverBook |
||
Модель ноутбука |
Эконом-класс |
Voager 411 |
|
Технико-экономические показатели товара |
Процессор |
Тип |
Intel Celeron |
Частота, ГГц |
1,5 |
||
Операционная система |
Win XP Home |
||
Оперативная память, Мб |
256 |
||
Размер жёсткого диска, Гб |
40 |
||
Дисплей |
Размер, дюйм |
14.1 |
|
Разрешение, пикселей |
1024×768 |
||
Беспроводные коммуникации |
– |
||
Видеокарта |
Тип |
SIS M661MX |
|
Размер видеопамяти, Мб |
<64 |
||
Оптический привод |
Combo |
||
Порты |
USB*2, VGA, S/DIF |
||
Время работы от аккумулятора, час |
3 |
||
Вес, кг |
2,5 |
||
Цена, грн. |
3780 |
2.2 Показатели надежности
Надежность – это свойство объекта сохранять во времени, в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Надежность включает в себя:
1) безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки;
2) долговечность – это свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта;
3) ремонтопригодность – это свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддерживанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта;
4) сохраняемость – это свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметра, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в течение и после хранения или транспортирования.
Различают следующие состояния объекта:
— Исправное состояние – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструктивной документации.
— Неисправное состояние – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному требований нормативно-технической и конструктивной документации.
— Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструктивной документации.
— Неработоспособное состояние – состояние объекта, при котором значения хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции не соответствует требованиям нормативно-технической и конструктивной документации.
— Предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна.
Критерий предельного состояния – признак или совокупность признаков предельного состояния, установленного нормативно-технической и конструктивной документации.
Показатели надежности для холодильника отбирается в соответствии с ГОСТ 27.003 – 90:
— по числу возможных (учитываемых) состояний (по работоспособности) холодильник является изделием II;
- по режимам применения (функционирования) — изделие непрерывного длительного применения;
— по последствиям отказов или достижения предельного состояния при применении, или последствиям отказов при хранении и транспортировании — изделие, отказы или переход в предельное состояние которых не приводят к последствиям катастрофического (критического) характера;
— по возможности восстановления работоспособного состояния после отказа в процессе эксплуатации — изделие восстанавливаемые;
- по характеру основных процессов, определяющих переход в предельное состояние, изделие –
— по возможности и способу восстановления технического ресурса (срока службы) путем проведения плановых ремонтов (средних, капитальных и др.) изделия;
— по возможности и способу восстановления технического ресурса (срока службы) путем проведения плановых ремонтов (средних, капитальных и др.) – изделие — ремонтируемые необезличенным способом.
В соответствии с этим в таблицах 3, 4, 5 ГОСТ 27.003 – 90 выбираем показатели надежности. К показателям безотказности – вероятность безотказной работы Р , средняя наработка до отказа Тср, наработка на отказ , интенсивность отказов λ( t ).
К показателям долговечности – технический ресурс изделия
К показателям ремонтопригодности – среднее время восстановления Тв, интенсивность восстановления μ( t ).
К показателям сохраняемости – средний срок сохраняемости Тс, назначенный срок хранения.
К комплекным показателям надежности – коэффициент готовности КГ, коэффициент технического использования КТИ.