Курсовая работа квалиметрия

Содержание скрыть

Квалиметрия — научная область, изучающая методологию и проблематику количественной оценки качества любых объектов (предметов или процессов, искусственных или естественных, живых и неживых, продуктов труда или продуктов природы).

Внутри квалиметрии обособились две основные ветви — теоретическая квалиметрия, изучающая общеметодологические (большей частью математические) проблемы количественной оценки качества, и прикладная квалиметрия, посвященная оценке качества конкретных видов объектов, например строительная квалиметрия.

Накопленные за последние годы опыт и проведенные исследования позволили сделать ряд принципиальных выводов, и в первую очередь, сформулировать предмет квалиметрии, определить круг задач, имеющих важное значение для решения научных проблем в области оценки качества продукции и практического использования методов квалиметрии.

К числу практических задач квалиметрии относятся:

1) Разработка методов определения численных значений показателей качества, сбора и обработки исходных данных для их вычислений и установление требований к точности таких вычислений;

2) Разработка методов определения оптимальных значений показателей качества различных видов продукции при их стандартизации;

3) Обоснование выбора и установление состава показателей качества продукции при прогнозировании и планирование повышения качества продукции и планирования стандартизации;

4) Разработка единичных принципов и методов оценки уровня качества продукции для обеспечения репрезентативности и сопоставимости результатов оценки;

5) Разработка единичных принципов и методов оценки отдельных свойств продукции.

При этом, естественно, перечисленные практические задачи квалиметрии не исчерпывают всей проблематики измерения и количественной оценки качества продукции.

Решение задач оценки качества продукции в каждом отдельном случаи имеет свою определённую цель:

  • сравнение различных возможных вариантов, проектируемых изделий для выбора наилучшего;

сравнение различных возможных вариантов повышения качества изготовления продукции на данном предприятии для выбора наилучшего;

34 стр., 16829 слов

Оценка качества продукции ООО «Стародубский сыр»

... работы – анализ и оценка процесса управления качеством продукции на предприятии ООО «Стародубский сыр» в рамках реализации общей стратегии предприятия. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе ... всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе ...

анализ эффективности проведённых мероприятий по повышению уровня качества продукции в масштабе предприятий или производственного объединения, отрасли, народного хозяйства в целом и т. д.

Цели оценки качества продукции, а также назначение объекта оценки отражаются в выборе целевой функции оценки, зависящей от отдельных показателей качества. Таким образом, чтобы её экстремальное значение соответствовало наилучшему из сравниваемых вариантов решений. Выбранная таким образом целевая функция может использоваться и как критерий оптимизации при постановке и решении соответствующей задач. Обоснование целевых функций во многих случаях становится самостоятельной проблемой в области количественной оценки качества продукции.

Квалиметрия обеспечивает решения целевого ряда задач стандартизации. В свою очередь стандартизация обеспечивает сопоставимость результатов оценки различных предприятий, единства методов оценки.

Квалиметрическая оценка качеств есть только основа и начальная стадия сложного процесса управления качеством объектов. Без знания об уровне свойств и качеств рассматриваемых объектов нет возможности для научно обоснованного принятия необходимого управляющего решения и последующего осуществления соответствующего превентивного или корректирующего воздействия на объект с целью изменения качества.

По итогам квалиметрических оценок производят:

1) оптимизацию показателей свойств и качества в целом;

2) прогнозирование качества продукции;

3) определение уровня и запаса конкурентоспособности как совокупной оценки уровней качества и цены продукции или услуги и многое другое.

Квалиметрия как относительно новая и фундаментальная наука является, во-первых, актуальной и базисной для других сопряженных наук, направленных на решение проблем управления качеством. Во-вторых, квалиметрия все еще нуждается в развитии и использовании при принятии управленческих решений в отношении качества чего-либо.

1 Общие понятия в области оценки качества

Качество продукции (услуги) — совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойство продукции (услуги) — объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги).

Например: точность, надежность, своевременная поставка и т. д. Для объективной оценки качества объекта необходимо охарактеризовать его свойства количественно.

Показатель качества — количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.

Для продукции — к определенным условиям ее создания, эксплуатации

Показатели качества (объектов) по количеству характеризуемых свойств могут быть единичными, комплексными и интегральными.

1) Единичный показатель качества — показатель качества, относящийся только к одному из свойств объекта.

2) Комплексный показатель качества — показатель качества объекта, относящийся к нескольким его свойствам.

Комплексный показатель качества позволяет в целом охарактеризовать качество объекта или группу его свойств.

3) Интегральный — это комплексный показатель качества, отражающий эффект от использования объекта по назначению за все этапы жизненного цикла.

Базовый показатель качества — показатель качества объекта, принятый, Базовые показатели так же могут быть единичными и комплексными., Относительный показатель качества — отношение показателя качества

Обобщенный показатель качества — показатель качества, относящийся к такой совокупности свойств объекта, по которой принято решение оценивать его качество в целом.

2 Формирование номенклатуры единичных показателей качества объекта оценки ( Pi )

При оценке уровня качества объекта выделяют 9 качества:

1) показатели назначения;

2) показатели технологичности;

3) показатели надежности;

4) эргономические показатели;

5) эстетические показатели;

6) показатели стандартизации и сертификации;

7) патентно-правовые показатели;

8) экономические показатели;

9) критические показатели (показатели безопасности).

2.1 Показатели назначения

Эти показатели определяют полезный эффект от использования объекта по назначения. Это жесткие показатели. К ним относят показатели, используемые для классификации по назначению, характеризуют конструкцию объекта, техническое совершенство, состав, структуру.

Таблица 3. Основные технико-экономические показатели товара

Торговая марка, производитель ноутбука

RoverBook

Модель ноутбука

Эконом-класс

Voager 411

Технико-экономические показатели товара

Процессор

Тип

Intel Celeron

Частота, ГГц

1,5

Операционная система

Win XP Home

Оперативная память, Мб

256

Размер жёсткого диска, Гб

40

Дисплей

Размер, дюйм

14.1

Разрешение, пикселей

1024×768

Беспроводные коммуникации

Видеокарта

Тип

SIS M661MX

Размер видеопамяти, Мб

<64

Оптический привод

Combo

Порты

USB*2, VGA, S/DIF

Время работы от аккумулятора, час

3

Вес, кг

2,5

Цена, грн.

3780

2.2 Показатели надежности

Надежность – это свойство объекта сохранять во времени, в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Надежность включает в себя:

1) безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки;

2) долговечность – это свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта;

3) ремонтопригодность – это свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддерживанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта;

4) сохраняемость – это свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметра, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции в течение и после хранения или транспортирования.

Различают следующие состояния объекта:

Исправное состояние – состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструктивной документации.

Неисправное состояние – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному требований нормативно-технической и конструктивной документации.

Работоспособное состояние – состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструктивной документации.

Неработоспособное состояние – состояние объекта, при котором значения хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции не соответствует требованиям нормативно-технической и конструктивной документации.

Предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна.

Критерий предельного состояния – признак или совокупность признаков предельного состояния, установленного нормативно-технической и конструктивной документации.

Показатели надежности для холодильника отбирается в соответствии с ГОСТ 27.003 – 90:

— по числу возможных (учитываемых) состояний (по работоспособности) холодильник является изделием II;

  • по режимам применения (функционирования) — изделие непрерывного длительного применения;

— по последствиям отказов или достижения предельного состояния при применении, или последствиям отказов при хранении и транспортировании — изделие, отказы или переход в предельное состояние которых не приводят к последствиям катастрофического (критического) характера;

— по возможности восстановления работоспособного состояния после отказа в процессе эксплуатации — изделие восстанавливаемые;

  • по характеру основных процессов, определяющих переход в предельное состояние, изделие –

— по возможности и способу восстановления технического ресурса (срока службы) путем проведения плановых ремонтов (средних, капитальных и др.) изделия;

— по возможности и способу восстановления технического ресурса (срока службы) путем проведения плановых ремонтов (средних, капитальных и др.) – изделие — ремонтируемые необезличенным способом.

В соответствии с этим в таблицах 3, 4, 5 ГОСТ 27.003 – 90 выбираем показатели надежности. К показателям безотказности – вероятность безотказной работы Р , средняя наработка до отказа Тср, наработка на отказ Показатели надежности для холодильника отбирается в соответствии с гост  1, интенсивность отказов λ( t ).

К показателям долговечности – технический ресурс изделия

К показателям ремонтопригодности – среднее время восстановления Тв, интенсивность восстановления μ( t ).

К показателям сохраняемости – средний срок сохраняемости Тс, назначенный срок хранения.

К комплекным показателям надежности – коэффициент готовности КГ, коэффициент технического использования КТИ.