Одной из наиболее важных судостроительных наук является теория корабля (или теория судна).
Инженеру — судоводителю в процессе эксплуатации судна необходимо применять самостоятельно решения по обеспечению его мореходных качеств.
Цель курсовой работы:
Расчет остойчивости и посадки судна для трех случаев нагрузки.
Чертеж универсальной диаграммы статической остойчивости.
Расчет элементов поврежденного судна.
Оценка остойчивости судна по критерию погоды.
Объектом курсовой работы служит рыболовное судно СРТ-2.
В основе методологии конспект лекций Байгунусова В.Б. «Судоводителям о плавучести и остойчивости судна»
1. Технико-эксплуатационные характеристики судна
Класс Регистра судоходства России, присвоенный судну.
Технико-эксплуатационные характеристики судна «СРТ-2».
Тип судна — средний рыболовный траулер.
Назначение судна — лов рыбы кошельковым неводом, пелагическим и донным тралами с нюрреводом и бортовой ловушкой на электросвет.
Автономность — автономность плавания полным ходом при максимальной загрузке судовой электростанции в ходовом режиме составляет 20 суток.
Район плавания: неограниченный в течении всего года.
Экипаж — 20-25 человек плюс два запасных места.
Надводный борт — летний -1377мм.
Грузовместимость — 100т. Рыбы навалом в «чердаках» для переработки на муку, 65 т. Рыбы, пересыпанной льдом, в инвентарных ящиках при соотношении рыбы и льда 2:1.
Водоизмещение и осадка от основной плоскости по летнюю грузовую марку:
?=781т
d=3,77м
Наибольшая длина — 44,85 м.
Длина между перпендикулярами — 38,00 м.
Ширина — 9,3 м.
Высота борта — 5,0 м.
Практическая шпация — 0,55м.
Схематический продольный разрез и вид на верхняя палубу судна приведены на Рисунке 1:
Рисунок 1 — Схематический продольный разрез и вид на верхнюю палубу судна:
2. Расчет посадки и остойчивости судна
2.1 Расчет объема и координат трюма
Для определения центра тяжести перевозимого груза выполняются расчеты объема трюма и строится кривая центров тяжести его объемов.
Вычисление сумм умножения ординат для определения объема и координат центра тяжести трюма.
Мореходные качества судна: остойчивость и способы её улучшения; ...
... установить следующий признак, характеризующий поперечную остойчивость: (Рис.3) А) Если, метацентр расположен выше центра тяжести, то восстанавливающий момент положителен и стремится вернуть судно в исходное положение, т. е. ... из первоначального положения С в сторону крена судна, в центр тяжести нового объема -- точку С1. При наклонном положении судна сила тяжести Р, приложенная в точке G, и сила ...
Таблица 1:
Место измерения трюма |
Кормовая переборка |
Середина трюма по высоте |
Носовая переборка |
Сумма |
||||||||
k |
yk |
2*3 |
||||||||||
k |
yc |
5*6 |
k |
yн |
8*9 |
— |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
Верх |
1 |
4.60 |
4.60 |
4 |
4.60 |
18.4 |
1 |
4.60 |
4.60 |
?в=27.6 |
||
Середина |
4 |
4.40 |
17.6 |
16 |
4.40 |
70.4 |
4 |
4.10 |
16.4 |
?z=5 |
||
Низ |
1 |
4.20 |
4.20 |
4 |
3.90 |
15.6 |
1 |
2.80 |
2.80 |
?н=22.6 |
||
Сумма |
— |
— |
?1=26.4 |
— |
— |
?2=104.4 |
— |
— |
?3=23.8 |
|||
?x = -2.6 |
||||||||||||
L = 14*0.55 = 7.7м.
SВ= 7,7/3 (4.60+4*4.60+4.60)=70,821
Sс=l/3(yk+4*yc+yн)=66.972
V = lb/18(?1+?2+?3) = 200,98
Абсцисса центра тяжести площади горизонтального сечения трюма определяется по формуле:
Xc = l/2* = 0.044м
Xн = l/2* = -0.238м
Расстояние абсциссы центра объема трюма от его середины по длине определяются:
X = l/2* =3,85*(-0.016)=0.0616
Расстояние центра объема от середины трюма по высоте равно:
Z= b/2* = 3,2/2*5/26/4+104,4+23,8 = 0,0512
Далее определяем объем нижней части трюма, вычитая из полного объема трюма объем его верхней части:
Vн =V — Ч b/2 = 200.98 — 163.812 = 37.168
Строим кривую центров тяжести трюма:
Рис.2. Распределение объема и центра тяжести трюма:
2.2 Расчет и построение диаграммы статической остойчивости
Плечи статической остойчивости диаграммы определяют с помощью интерполяционных кривых плеч остойчивости формы (пантокарен):
На пантокаренах проводят вертикаль через точку на оси абсцисс, соответствующую расчетному водоизмещению судна М. Точки пересечения вертикали с кривыми для различных углов крена дают значения плеч остойчивости формы:
Исходные данные для построения универсальной диаграммы приведены в таблице 2.
Таблица 2:
Далее плечи статической остойчивости вычисляются по формуле:
Таблица 3 — Расчёт плеч диаграмм статической остойчивости:
Расчетные величины |
углы крена и, градус |
||||||||||
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
||
, м |
0 |
1,0 |
2,0 |
2,82 |
3,53 |
3,92 |
4,2 |
4,2 |
4,0 |
3,7 |
|
sin и |
0 |
0,174 |
0,342 |
0,500 |
0,643 |
0,766 |
0,866 |
0,94 |
0,985 |
1 |
|
, м |
0 |
0,63 |
1.3 |
1.9 |
2.5 |
3.064 |
3.55 |
3.948 |
4.236 |
— |
|
, м |
0 |
0.37 |
0,7 |
0,9 |
1 |
0,856 |
0,655 |
0,252 |
-0,236 |
— |
|
После расчета данных, занесенных в таблицу, составляем график статической остойчивости:
Рисунок 3 — Диаграмма статической остойчивости:
Проверка параметров диаграммы статической остойчивости на соответствие нормам остойчивости Регистра судоходства России.
По диаграмме статической остойчивости (Рисунок 3) определяем максимальное плечо статической остойчивости l max , соответствующий ему угол крена max и угол заката диаграммы зак и сравниваем их с требуемыми Регистром.
Регистр требует, чтобы l max было не менее 0,25 м для судов, длина которых не менее 80 м при угле крена:
max 300
Угол заката диаграммы должен быть не менее 60 0 .
Из Рисунка 3 видно, что:
l max =0,78 м
max =400
зак =750
Значит параметры диаграммы статической остойчивости соответствуют нормам остойчивости Регистра судоходства России.
По диаграмме статической остойчивости (Рисунок 3) определяем графическим способом начальную метацентрическую высоту:
L(=1 рад=57,3)=1,4= h=1,4 м.
3. Расчет остойчивости судна для трех случаев нагрузки
3.1 Выход на промысел
Плавучестью называют способность судна путем вытеснения равного ему по весу и массе количества воды поддерживать вертикальное равновесие в заданном положении относительно поверхности моря.
Мерами плавучести судна являются его объемное водоизмещение V и водоизмещение (масса) судна:
D = V
Где — плотность забортной воды, т/м 3 .
Свободно плавающее судно занимает такое положение, при котором его центр величины располагается на одной вертикали с центром тяжести.
При этом судно может иметь крен и дифферент.
Величина крена и дифферента характеризует посадку судна.
Остойчивость можно определить как способность судна, отклоненного внешним моментом от положения равновесия.
Возвращаться в исходное положение равновесия после устранения момента, вызвавшего отклонение.
В данном разделе приведены результаты расчетов посадки и остойчивости судна.
Таблица 4:
h=0,91м
Водоизмещение, абсцисса и аппликата центра тяжести судна порожнём определяются по Таблице 4 и следующим формулам:
М = М о + mi
М=580,08+152,02=732,1т
М = 732,1т
Плавучесть считается обеспеченной, если:
М
Водоизмещение по грузовую марку определено в 1 части курсовой работы
?=781т
Т. к плавучесть судна обеспечена, разгрузку трюмов, пропорционально их вместимости, не производим. Метацентрическая высота вычисляется по формуле:
Где — аппликата поперечного метацентра находится по гидростатическим таблицам (Приложение 1) в зависимости от водоизмещения судна в заданном случае нагрузки. При необходимости должна быть сделана интерполяция.
Из таблицы следует, что для тралового лова =4,19 м.
Подставляем значение в формулу:
м
Исходя из полученного результата и данных в приложении , можно судить, что остойчивость судна считается не обеспеченной, т. к:
h расч. < hmin =0,91 м.
Проверка остойчивости и расчет осадок для случая нагрузки 1
Таблица 5:
№П/П |
М |
Абсцисса,X g |
Mx |
Апликата Zg |
Момент Mz |
Момент свободной поверхности жидкости |
|
Экипаж с богажем |
2.7 |
9.09 |
24.5 |
5.25 |
14.175 |
||
Провизия |
2.27 |
6.26 |
14.2 |
3.91 |
8.88 |
||
Пресная вода Ц1 |
3.42 |
10.1 |
34.5 |
1.84 |
6.29 |
||
Пресная вода Ц2 |
3.51 |
9.1 |
31.9 |
1.77 |
6.21 |
||
Пресная вода Ц3 |
7.6 |
7.45 |
56.6 |
1.77 |
13.5 |
||
Дизильное топливо №1 |
10.55 |
14.19 |
149.7 |
1.44 |
15.2 |
||
Дизильное топливо №2 |
9.86 |
7.36 |
72.6 |
1.4 |
13.8 |
||
Дизильное топливо №3 |
9.86 |
7.4 |
72.96 |
1.4 |
13.8 |
||
Дизильное топливо №4 |
13.41 |
0.6 |
8 |
0.79 |
10.2 |
||
Дизильное топливо №5 |
13.41 |
0.6 |
8 |
0.79 |
10.2 |
||
Дизильное топливо №6 |
4.22 |
-4.84 |
-20.4 |
0.7 |
2.95 |
||
Дизильное топливо №7 |
10.88 |
-18.05 |
-196.4 |
4.88 |
53.1 |
||
Дизильное топливо №8 |
10.88 |
-18 |
-196 |
4.88 |
53.1 |
||
Топливо в отстойно-расходной цистерне№1 |
2.31 |
-14.28 |
-32.99 |
4.22 |
9.7 |
||
Топливо в отстойно-расходной цистерне№2 |
2.31 |
-14.3 |
-33 |
4.22 |
9.7 |
||
Масло в цистерне запаса масла |
4.25 |
-12.97 |
-55.1 |
2.65 |
11.26 |
||
Масло в цистерне отработанного масла |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Котельная вода в цистерне запаса КВ |
4.9 |
-13.3 |
-65.2 |
2.59 |
12.69 |
||
Котельная вода в цистерне расходной |
1.42 |
-12.1 |
-17.2 |
2.52 |
3.58 |
||
Промысловое снабжение |
18.8 |
-8.32 |
-156.4 |
5.84 |
109.8 |
||
Тара в трюме |
9.46 |
-1.24 |
-11.73 |
2.68 |
25.4 |
||
Улов в трюме |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Улов на палубе |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Льяльные воды |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Сточно фекальные воды |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Итого дедвейт |
|||||||
Судно порожнем |
580.08 |
-1.41 |
-818 |
4.21 |
2442.1368 |
||
Обледенение |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Судно в грузу |
|||||||
Водоизмещение |
732.1 |
— |
-1129.5 |
— |
2845,7 |
||
1 |
Абсцисса центра тяжести |
Хg= |
-1.54 |
||||
2 |
Возвышение центра тяжести над ОП |
Zg= |
3.98 |
||||
3 |
Поправка на влияние свободных поверхностей жидкости |
0 |
|||||
4 |
Исправленное возвышение центра тяжести над ОП |
Zgbcg = Zg + |
4.02 |
||||
5 |
Допускаемое значение возвышение центра тяжести над ОП |
по рис.2 |
4.18 |
||||
6 |
Осадка на носовом перпендикуляре Осадка на кормовом перпендикуляре Осадка на мидель-шпангоуте |
по рис.3 D = |
3.36 4.12 3.74 |
||||
3.2 Возвращение с промысла
Исходные данные:
Характеристики судна порожнем:
М 0 =580,08т
(М 0 — водоизмещение судна)
Х G 0 = -1,41м
(Х G 0 — абсцисса центра тяжести)
Z G 0 =1,21м
(Z G 0 — аппликата центра тяжести)
=3,0-3,3 м 3 /т
Определение массы груза в трюмах:
Количество груза в каждом трюме судна определяется по формуле:
Где тр i — объем i-го трюма, м3 ; — удельный погрузочный объем груза:
= 3,0 мі/т
Удельный погрузочный объем перевозимого в трюмах груза.
Таблица 6:
Удельные погрузочные объемы рыбной продукции и топлива.
200,98 :3=66.99
66.99 + 9.46 = 76.45т.
Таблица 7 — Расчет водоизмещения и координат центра тяжести судна в эксплуатационном случае нагрузки:
№П/П |
М |
Абсцисса, X g |
Mx |
Апликата Zg |
Момент Mz |
Момент свободной поверхности жидкости |
|
Экипаж с богажем |
2.7 |
9.09 |
24.5 |
5.25 |
14.175 |
||
Провизия |
2.27 |
6.26 |
14.2 |
3.91 |
8.88 |
||
Пресная вода Ц1 |
3.42 |
10.1 |
34.5 |
1.84 |
6.29 |
||
Пресная вода Ц2 |
3.51 |
9.1 |
31.9 |
1.77 |
6.21 |
||
Пресная вода Ц3 |
7.6 |
7.45 |
56.6 |
1.77 |
13.5 |
||
Дизильное топливо №1 |
10.55 |
14.19 |
149.7 |
1.44 |
15.2 |
||
Дизильное топливо №2 |
9.86 |
7.36 |
72.6 |
1.4 |
13.8 |
||
Дизильное топливо №3 |
9.86 |
7.4 |
72.96 |
1.4 |
13.8 |
||
Дизильное топливо №4 |
13.41 |
0.6 |
8 |
0.79 |
10.2 |
||
Дизильное топливо №5 |
13.41 |
0.6 |
8 |
0.79 |
10.2 |
||
Дизильное топливо №6 |
4.22 |
-4.84 |
-20.4 |
0.7 |
2.95 |
||
Дизильное топливо №7 |
10.88 |
-18.05 |
-196.4 |
4.88 |
53.1 |
||
Дизильное топливо №8 |
10.88 |
-18 |
-196 |
4.88 |
53.1 |
||
Топливо в отстойно-расходной цистерне№1 |
2.31 |
-14.28 |
-32.99 |
4.22 |
9.7 |
||
Топливо в отстойно-расходной цистерне№2 |
2.31 |
-14.3 |
-33 |
4.22 |
9.7 |
||
Масло в цистерне запаса масла |
4.25 |
-12.97 |
-55.1 |
2.65 |
11.26 |
||
Масло в цистерне отработанного масла |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Котельная вода в цистерне запаса КВ |
4.9 |
-13.3 |
-65.2 |
2.59 |
12.69 |
||
Котельная вода в цистерне расходной |
1.42 |
-12.1 |
-17.2 |
2.52 |
3.58 |
||
Промысловое снабжение |
18.8 |
-8.32 |
-156.4 |
5.84 |
109.8 |
||
Тара в трюме |
9.46 |
-1.24 |
-11.73 |
2.68 |
25.4 |
||
Улов в трюме |
100% |
— |
— |
— |
— |
||
Трюм |
76.45 |
— |
— |
— |
— |
||
Льяльные воды |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Сточно фекальные воды |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Итого дедвейт |
222.45 |
||||||
Судно порожнем |
580.08 |
-1.41 |
-818 |
4.21 |
2442.1368 |
||
Обледенение |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Судно в грузу |
802.53 |
-2.04 |
6.6 |
||||
Водоизмещение, абсцисса и аппликата центра тяжести судна порожнём определяются по формулам:
М = М о + mi = М = 802.53 т
м
м
Плавучесть считается обеспеченной, если:
М
Водоизмещение по грузовую марку определено в 1 части курсовой работы (781т).
Т. к плавучесть судна не обеспечена, производим разгрузку трюмов, пропорционально их вместимости. Т. к полученное водоизмещение слишком велико, то производим разгрузку трюмов:
M -Mг.м = X
Где М — полученное водоизмещение судна; Mг.м — водоизмещение по грузовую марку — 802.53-781= 21.53 т
m1+2m2= 21.53
m1/V1=m2/V2
m1=21.53-2m2
(21.53-2m2)/V1=m2/V2
Взяв данные из таблицы и подставляем V1 и V2:
100.5m2=100.5*21.53-100.5*2m2
100.5m2=2163.8-201m2
m2=2163.8/301.5
m1=m2=7.18 (т)
Полученные массы разгрузки вычитаем из массы трюмов:
100.5-7.18 = 93.32 (т) — загрузка трюма.
Таблица:
№П/П |
М |
Абсцисса,X g |
Mx |
Апликата Zg |
Момент Mz |
Момент свободной поверхности жидкости |
|
Экипаж с богажем |
2.7 |
9.09 |
24.5 |
5.25 |
14.175 |
||
Провизия |
2.27 |
6.26 |
14.2 |
3.91 |
8.88 |
||
Пресная вода Ц1 |
3.42 |
10.1 |
34.5 |
1.84 |
6.29 |
||
Пресная вода Ц2 |
3.51 |
9.1 |
31.9 |
1.77 |
6.21 |
||
Пресная вода Ц3 |
7.6 |
7.45 |
56.6 |
1.77 |
13.5 |
||
Дизильное топливо №1 |
10.55 |
14.19 |
149.7 |
1.44 |
15.2 |
||
Дизильное топливо №2 |
9.86 |
7.36 |
72.6 |
1.4 |
13.8 |
||
Дизильное топливо №3 |
9.86 |
7.4 |
72.96 |
1.4 |
13.8 |
||
Дизильное топливо №4 |
13.41 |
0.6 |
8 |
0.79 |
10.2 |
||
Дизильное топливо №5 |
13.41 |
0.6 |
8 |
0.79 |
10.2 |
||
Дизильное топливо №6 |
4.22 |
-4.84 |
-20.4 |
0.7 |
2.95 |
||
Дизильное топливо №7 |
10.88 |
-18.05 |
-196.4 |
4.88 |
53.1 |
||
Дизильное топливо №8 |
10.88 |
-18 |
-196 |
4.88 |
53.1 |
||
Топливо в отстойно-расходной цистерне№1 |
2.31 |
-14.28 |
-32.99 |
4.22 |
9.7 |
||
Топливо в отстойно-расходной цистерне№2 |
2.31 |
-14.3 |
-33 |
4.22 |
9.7 |
||
Масло в цистерне запаса масла |
4.25 |
-12.97 |
-55.1 |
2.65 |
11.26 |
||
Масло в цистерне отработанного масла |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Котельная вода в цистерне запаса КВ |
4.9 |
-13.3 |
-65.2 |
2.59 |
12.69 |
||
Котельная вода в цистерне расходной |
1.42 |
-12.1 |
-17.2 |
2.52 |
3.58 |
||
Промысловое снабжение |
18.8 |
-8.32 |
-156.4 |
5.84 |
109.8 |
||
Тара в трюме |
9.46 |
-1.24 |
-11.73 |
2.68 |
25.4 |
||
Улов в трюме |
100% |
— |
— |
— |
— |
||
Трюм |
93.32 |
— |
— |
— |
— |
||
Льяльные воды |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Сточно фекальные воды |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Итого дедвейт |
239.32 |
||||||
Судно порожнем |
580.08 |
-1.41 |
-818 |
4.21 |
2442.1368 |
||
Обледенение |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Судно в грузу |
747.4 |
-1.1 |
3.3 |
||||
Используя полученные данные перерасчетаем водоизмещение, абсциссу и аппликату центра тяжести судна порожнём:
М = М о + mi = М = 747.4 (т)
= м
= м
Нахождение поперечной метацентрической высоты для данного случая нагрузки: Метацентрическая высота вычисляется по формуле:
Где — аппликата поперечного метацентра находится по гидростатическим таблицам в зависимости от водоизмещения судна в заданном случае нагрузки. При необходимости должна быть сделана интерполяция. Из таблицы следует, что для моего случая =4.19 м.
Подставляем значение в формулу 2.5:
м
Исходя из полученного результата и данных, можно судить, что остойчивость судна считается обеспеченной, т. к:
h расч. ?hmin =0,9 м
3.3 Судно на промысле с повреждением корпуса в районе трюма ниже ватерлинии
Затопленным по условию задачи оказалось примерно 70% помещение для замороженной рыбы, найдем массу воды:
M = µсVm
Где: 1,025т/- плотность забортной воды;
0,95 — коэффициент проницаемости помещения с рыбой;
- Vm — объем трюма. Согласно расчетам, объем трюма — 200,98.
Т.к. затоплено только 70%, масса воды будет:
Mв70%= 0,7*0.95*1.025*200,98 ? 137т.
Найдем координаты центра тяжести и водоизмещения судна после принятия балласта:
М = М о + mi = М = 580.08+200,98 = 781.06 т
= м
= м
Найдем осадки носом и кармой из Приложения 3. Пологаем, что:
Хg = Хс
Тн = 2,58
Ткр = 3,82
Тср ? 3,2
Найдем начальную метацентрическую высоту судна, известно что:
Zc = 2,67м
r = 2,26 м
H=r+Zc — Zg = 2,26+2,67 — 4,4 = 0,53
Данная метацентрическая высота соответствует требованиям регистра России, т.к. для судов:
L ? 44м h ? 0,15м
Проверим соответствие плавучести судна требованиям регистра путем сравнения средней осадки Тср. с осадкой Тг.м.
Тг.м.=3.77
Тср.=3.2
Тср.< Тг.м.
Плавучесть судна удовлетворяет требованиям Регистра.
Соответствие остойчивости судна требованиям Регистра определяем путем сравнения рассчитанной аппликаты центра тяжести Zg с ее критическим значением Zкр.
Если:
- Zкр.>Zg
То остойчивость будет соответствовать требованиям Регистра.
По кривой критических аппликат определяем (Приложение 1):
Zg=4,4
Zкр.=4.19
Zg<Zкр
Остойчивость судна не удовлетворяет требованиям Российского Морского Регистра Судоходства.
4. Оценка остойчивости судна по критерию погоды
Руководство по проведению расчетов по этим параметрам и необходимая справочная информация содержатся в «Правилах классификации и постройки морских судов» (ч. IV «Остойчивость»,) Регистра РФ.
Рис:
Z находим по таблице:
Mv=0,001*504*200*6=244,8тм
k=1
X 1 =0.99
X 2 =0.95
R = 0,73+0,6(Zg-d/d)=0,73+0,6(4,21-3,77/3,77)?0,3
Период качки:
T=2cB/vh = 2*0,37*9,3/v0,91=7,2
Где:
С=0,373+0,023*2,5/3,77-0,043*44/100=0,37
И=109*1*0,99*0,95v0,3*0,098=20,5°
Строим диаграмму статической остойчивости и по вычисленной амплитуде качки определяем плечо опрокидывающего момента:
?Ld =0,4м
Опрокидывающий момент:
Mc=V*?Ld=781*0,2=312,4
K=Mc/Mv=312,4:244,8=1,3 > 1
Условие выполняется.
Заключение
Проведенные нами расчеты показали, что в рассмотренных вариантах нагрузки и повреждения данное рыболовное судно неограниченного района плавания удовлетворяет требованиям к посадке, остойчивости и непотопляемости судов, регламентированным «Правилами классификации и постройки морских судов» (ч. IV «Остойчивость», ч. V «Деление на отсеки») Регистра РФ, включая требования к критерию погоды, ускорения и элементам диаграммы статической остойчивости.
дедвейт судно рыболовный
Использованная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/ostoychivost-sudna-2/
Дорогостайский Д.В., Жученко М.М., Мальцев Н.Я. Теория и устройство судна. Учебник для ВУЗов. Л.: Судостроение, 1976.
Семенов-Тян-Шанский В.В. Статика и динамика корабля. Учебник для ВУЗов. Л.: Судпромгиз, 1960.
Байгуносов В.Б. «Судоводителям об остойчивости и плавучести судна», П-Камчатский, 2001г.
Правила классификации и постройки морских судов /Российский морской Регистр судоходства. С-Петербург, 2010г.
Приложение 1
Предельные значения аппликат центра тяжести.
Приложение 2
Приложение 3
Рис. 3. Диаграмма посадок СРТ-2: