Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения

При современном развитии науки и техники, при организованном мас-совой производстве стандартизация, основанная на широком внедрении принципов взаимозаменяемости, является одним из наиболее эффективных средств, способствующих прогрессу во всех областях хозяйственной дея-тельности и повышению качества выпускаемой продукции.

Данная курсовая работа выполнена с целью закрепления теоретических положений курса, излагаемых в лекциях и обучение самостоятельной работе со справочной литературой.

1 Цель работы

1.1 Для указанного в задании сопряжения рассчитать и подобрать стандартную посадку с натягом или зазором

1.2 Для узла подшипника качения, имеющего постоянную по направлению нагрузку, рассчитать посадку для циркуляционно — нагруженного коль-ца и подобрать посадку для местно нагруженного кольца.

1.3 Вычертить схемы расположения полей допусков на кольца подшипников, вала и корпуса. Для данного резьбового соединения определить все номинальные значения параметров резьбы, допуски и отклонения.

1.4 Рассчитать заданные параметры цепи.

2 Расчет посадки с натягом

Расчет посадок с натягом выполняется с целью обеспечить прочность соединения, то есть отсутствие смещений сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок, и прочность сопрягаемых деталей.

Исходные данные для расчета берутся из задания и сводятся в таблицу 1.

Таблица 1 — Исходные данные для расчета посадок с натягом

Наименование величины

Обозначение

в формулах

Численная величина

Единица измерения

Крутящий момент

T

256

Нм

Осевая сила

F a

0

Н

Номинальный размер соедине-

Ния

d н.с

50

мм

Внутренний диаметр вала

D 1

40

мм

Наружный диаметр втулки

D 2

72

мм

Длина сопряжения

l

40

мм

Коэффициент трения

f

0,08

Модуль упругости материала втулки

E 1

0,910 11

Н/м 2

Модуль упругости материала вала

E 2

210 11

Н/м 2

Коэффициент Пуассона мате-

Риала втулки

1

0,33

Коэффициент Пуассона мате-

Риала вала

2

0,3

Предел текучести материала втулки

T 1

2010 7

Н/м 2

Предел текучести материала вала

T 2

80010 7

Н/м 2

Шероховатость втулки

R zD

2,5

мкм

Шероховатость вала

R zd

1,3

мкм

Наименьший расчет натяга определяется из условия обеспечения прочности соединения (неподвижности), из условия обеспечения служебного назначения соединения /1, с.333/.

Только при действии Т

(1)

только при действии F а

(2)

При одновременном действии F a и Т:

(3)

По полученным значениям Р определяется необходимая величина наименьшего расчетного натяга

(4)

где Е 1 , Е 2 — модуль упругости материалов охватываемой (вала) и охватывающей (отверстия) деталей соответственно, в Н/м 2 ;

с 1 , с 2 — коэффициенты Ляме, определяемые по формулам

(5)

Определяется величина минимального допускаемого натяга /1, с.335/

(6)

где ш — поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей деталей при образовании соединения,

(7)

t — поправка, учитывающая различие рабочей температуры деталей t 0 и t d и температуры сборки t сб , различие коэффициентов линейного расширения материалов соединяемых деталей (D и d ),

(8)

Здесь t D = t D — 20 — разность между рабочей температурой детали с отверстием и нормальной температурой;

t d = t d — 20 — разность между температурой вала и нормальной температурой;

D , d коэффициенты линейного расширения материалов деталей с отверстием и вала.

ц — поправка, учитывающая ослабление натяга под действием центробежных сил; для сплошного вала и одинаковых материалов соединяемых деталей

, (9)

где — окружная скорость на наружной поверхности втулки, м/с ;

  • плотность материала, г /см 3 .

п — добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках; определяется опытным путем.

Определяем максимальное допускаемое удельное давление , при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей.

В качестве берется наименьшее из двух значений Р 1 или Р 2 :

, (10)

, (11)

где и — пределы текучести материалов охватываемой и охватывающей деталей, Н /м 2 ;

Определяется величина наибольшего расчетного натяга

  • (12)

Определяется величина максимального допустимого натяга с учетом поправок

, (13)

где уд — коэффициент увеличения удельного давления у торцов охватывающей детали;

t — поправка, учитывающая рабочую температуру, которую следует учитывать если натяг увеличится.

Выбирается посадка из таблиц системы допусков и посадок /1,с.153/.

Условия подбора посадки следующие:

  • максимальный натяг в подобранной посадке должен быть не больше , то есть

; (14)

  • минимальный натяг в подобранной посадке должен быть больше , то есть
  • (15)

Расчитывается необходимое усилие при запрессовке собираемых деталей,

, (16)

где f n — коэффициент трения при запрессовке, f n =(1,15…1,2) f ;

P max — максимальное удельное давление при максимальном натяге , определяемое по формуле

  • (17)

По полученным данным (Приложение Б) чертим схему расположения полей допусков “отверстия” и “вала”.

Схема к расчету посадки с натягом показана на рисунке 1.

Рисунок 1 — Схема к расчету посадки с натягом

Расчет посадок с натягом выполнен на ЭВМ и результат расчета приведен в (приложении Б).

Выбираем посадку по таблицам системы допусков и посадок. Условия подбора следующие:

а) максимальный натяг N max в подобранной посадке должен быть не

более [N max ]:

б) минимальный натяг N min в подобранной посадке должен быть больше [Nmin ]:

Так как условие минимума выполняется, то выбираем данную посадку.

Графическое расположение полей допусков посадки d50 H8/g8 показано на рисунке 2.

Рисунок 2 — Схема расположения полей допусков «отверстие»

и «вал» к расчету посадки с натягом

3Расчёт калибров

3.1 Расчёт исполнительных размеров гладких калибров (скоб)

Калибр (скоба) предназначена для контроля вала 50 h8 .

СТ СЭВ 144-75

  • верхнее отклонение вала es =0мкм ;
  • нижнее отклонение вала ei = — 22мкм .

Определяем предельные размеры вала:

  • наибольший d max = d H + es = 50 + 0 = 50мм ;
  • наименьший d min = d H + ei = 50 — 0,022 = 49,978мм .

СТ СЭВ 157-75

  • отклонение середины поля допуска на изготовление вала относительно наибольшего предельного размера изделия z 1 = 5мкм
  • допуск на изготовление калибров для вала H 1 = 6мкм
  • допустимый выход размера изношенного проходного калибра для вала за границу поля допуска изделия Y 1 = 4мкм

Строим схему расположения полей допусков вала, ПР и НЕ калибров (скоб) в соответствии с рисунком 2.

Определяем исполнительные размеры калибров (скоб).

В качестве исполнительного размера скобы берется наименьший предельный её размер с положительным отклонением, равным допуску на изготовление калибра.

Наименьший предельный размер ПР стороны калибра (скобы)

размер НЕ

Исполнительный размер ПР стороны калибра (скобы), который ставится на чертеже калибра, равен 49,992+0,006 мм .

Исполнительный размер НЕ стороны калибра (скобы) равен 49,975+0,006 мм .

Рисунок 2 — Схема расположения полей допусков для вала 50 h6

3.2 Расчет исполнительных размеров калибров (пробок)

Калибр пробка предназначен для контроля отверстия 50 Н8

По СТ СЭВ 144-75 определяем :

ES = 35 мкм

EJ = 0 мкм.

Определяем наибольший и наименьший предельные размеры отверстия

Dmax=D+ ES = 50 + 0,035 = 50,035мм

Dmin=D+ ES = 50 — 0 = 50мм.

Выписываем из СТ СЭВ157 — 75

Z= 5, H= 6

Наибольший ПР размер калибр — пробки:

d max ПР = Dmin + Z + H/2 = 50 + 0,005 + 0,003 = 50,008 мм.

Исполнительный размер ПР калибр — пробки O 50,008 -0,006 мм.

Наименьший предельный размер НЕ калибр — пробки :

d max НЕ = Dmax + H/2 = 50,035 + 0,003 = 50,038 мм.

Исполнительный размер НЕ калибр — пробки O 50,038 -0.006 мм.

4 Расчет резьбового соединения

4.1 Построение схемы расположения полей допусков резьбового отверстия гайки М12 х1,25-8Н/8g .

По ГОСТ 24705-81/1,с.144/ определяем основные размеры резьбы:

наружный диаметр D =12мм ;

средний диаметр D 2 =11,188мм ;

внутренний диаметр D 1 =10,647мм .

По ГОСТ 16093-81 (СТ СЭВ 640-77) /1,с.153/ находим предельные отклонения диаметров резьбы:

для посадки 8 Н нижнее отклонение D ,D 1 ,D 2 EJ =0;

верхнее отклонение для D 2 ES =+250мкм ;

верхнее отклонение для D 1 ES =+375мкм .

Строим схему расположения полей допусков (рисунок 3).

Рисунок 3 — Схема расположения поля допуска резьбового отверстия

гайки М12 х1,25-8Н/8g

4.2 Построение схемы расположения полей допусков резьбовых калибров-пробок

ГОСТ 24997-81

  • допуск наружного и среднего диаметров резьбового проходного и непроходного калибров-пробок Т Р L =6мкм ;
  • расстояние от середины поля допуска Т Р L резьбового проходного калибра-пробки до проходного (нижнего) предела среднего диаметра контролируемой внутренней резьбы Z PL =0мкм ;
  • величину среднедопустимого износа резьбовых проходных калибров-пробок W GO =8мкм ;

величину среднедопустимого износа резьбовых непроходных калибров-пробок W NG =6мкм .

Строим схему расположения полей допусков (Рисунок 4).

Рисунок 4 — Схема расположения полей допусков резьбовых калибров-

пробок по среднему диаметру

4.3 Расчёт исполнительных размеров резьбовых калибров-пробок

ГОСТ 24997-81

Для ПР резьбового калибра-пробки /4,с.68/:

  • наибольший предельный наружный диаметр

;

  • наибольший предельный средний диаметр

;

  • наибольший предельный внутренний диаметр

СТ СЭВ 2647-80

Допуск наружного диаметра ПР резьбового калибра-пробки

Допуск среднего диаметра ПР резьбового калибра-пробки

Исполнительные размеры ПР резьбового калибра-пробки:

наружный диаметр — 12,006 -0,012 мм ;

средний диаметр — 11,191 -0,006 мм ;

внутренний диаметр — 10,857 max мм по канавке или радиусу.

Размер резьбового калибра-пробки по среднему диаметру:

Для НЕ резьбового калибра-пробки:

  • наибольший предельный наружный диаметр

Значение F 1 =0,125мм взято из /4,с.64/;

  • наибольший предельный средний диаметр

;

  • наибольший предельный внутренний диаметр

Допуск наружного диаметра НЕ резьбового калибра-пробки

Допуск среднего диаметра НЕ резьбового калибра-пробки

Исполнительные размеры НЕ резьбового калибра-пробки:

наружный диаметр — 11,497 -0,012 мм ;

средний диаметр — 11,197 -0,006 мм ;

внутренний диаметр — 10,437 max мм по канавке или радиусу.

Размер изношенного НЕ резьбового калибра-пробки по среднему диаметру:

4.4 Построение схемы расположения полей допусков наружной резьбы болта

ГОСТ 24705-81

наружный диаметр d =12мм ;

средний диаметр d 2 =11,188 мм ;

внутренний диаметр d 1 =10,647 мм .

ГОСТ 16093-81

верхнее отклонение d, d 2 , d 1 es = — 28мкм ;

нижнее отклонение d 2 e i = — 160мкм ;

нижнее отклонение d e i = — 240мкм .

Строим схему расположения (Рисунок 5)

Рисунок 5- Схема расположения поля допусков болта М12 х1,25 -8H /8g

4.5 Построение схемы расположения полей допусков резьбовых калибров-колец

ГОСТ 24997-81

Z R =-4мкм ; W GO =10мкм ; W NG =7мкм.

4.6 Расчёт исполнительных размеров резьбовых калибров-колец

ГОСТ 24997-81

Для ПР резьбового калибра-кольца:

наименьший предельный наружный диаметр

;

  • Значение в /4,с.64/;

наименьший предельный средний диаметр

;

наименьший предельный внутренний диаметр

Допуск среднего диаметра ПР резьбового калибра-кольца

Допуск внутреннего диаметра ПР резьбового калибра-кольца

Исполнительные размеры ПР резьбового калибра-кольца:

1) наружный диаметр — 12,082 min мм ;

2) средний диаметр — 11,156 +0,008 мм ;

3) внутренний диаметр — 10,611 +0,008 мм по канавке или радиусу.

Размер резьбового калибра-кольца по среднему диаметру:

Для НЕ резьбового калибра-кольца:

  • наименьший предельный наружный диаметр
  • наименьший предельный средний диаметр

;

  • наименьший предельный внутренний диаметр

Допуск наружного диаметра НЕ резьбового калибра — кольца

Допуск среднего диаметра НЕ резьбового калибра — кольца

Исполнительные размеры НЕ резьбового калибра- кольца:

1) наружный диаметр — 12,144 min мм , по канавке или радиусу;

2) средний диаметр — 11,216 +0,008 мм ;

3) внутренний диаметр — 10,908 +0,008 мм.

Размер изношенного НЕ резьбового калибра — кольца по среднему диаметру:

Строим схему расположения полей допусков (Рисунок 6)

Рисунок 6 — Схема расположения полей допусков резьбовых калибров-колец

по среднему диаметру

По условию работы узла внутреннее кольцо подшипника имеет циркуляционное нагружение, наружное местное.

Присоединительные размеры подшипника заданы в таблице на чертеже узла. Класс точности подшипника, серия подшипника принимаются прибли-зительно и указываются в записке.

Принимаем класс точности 0 и среднюю серию, по которой в зависи-мости от диаметров d = 50мм, D = 90мм определяем ширину кольца В = 17мм и r = 2мм (шарикоподшипники радиальные однорядные).

Расчет ведём в следующей последовательности:

1) для циркуляционного кольца подшипника посадку выбирают по ин-тенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности /1,с.283/

(28)

где R — радиальная реакция опоры на подшипник, Н (указывается в чер-теже-задании); Ь — рабочая ширина посадочной поверхности кольца подшип-ника за вычетом фасок, м:

Ь=В-2r; (29)

К П динамический коэффициент посадки, зависящий от характера на-грузки (при перегрузке до 150%, умеренных толчках и вибрации К П = 1; при перегрузке до 300%, сильных ударах и вибрации К П = 1,8); F — коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале F =1) /I, с.286/; F A -коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения в двухрядных подшипниках или между сдвоен-ными шарикоподшипниками при наличии на опоре осевой нагрузки F A , при этом F A может иметь значения от 1,2 до 2, в обычных случаях F A = 1.

R= 950 Н,