Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений. Виды и формы земельной собственности. Субъекты и объекты земельных отношений

ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:

  • формы собственности на землю (частная, государственная, му­ниципальная,

общинная и т. п.);

  • отношения хозяйственного использования земли;
  • формы управления земельными ресурсами (система политичес­ких, социально-

экономических, правовых и административных мер, направленных на организацию

их использования);

  • способы и методы регулирования земельных отношений.

Рассмотрим перечисленные аспекты земельных отношений подробнее.

Собственность в самом общем смысле выражает присвоение тех или иных благ и

является чрезвычайно сложным понятием. Эконо­мические науки рассматривают ее

в связи с реальным присвоением и хозяйственным использованием имущества

(прежде всего средств производства).

Юриспруденция устанавливает правовые

характе­ристики такого присвоения, его отражение в законах, принимае­мых

государственной властью, обязательных для исполнения всеми гражданами.

Собственники земли далеко не всегда являются производителя­ми

сельскохозяйственной продукции; они могут передавать землю другим лицам. Так

возникают отношения хозяйственного исполь­зования (например, арендные

отношения).

Отношения собственности и хозяйственного использования формируют

противоречивые экономические интересы, приводя­щие к конфликтам между

групповыми и общественными целями. Поэтому необходимы правовые механизмы

управления земельны­ми ресурсами со стороны государства, а также разработка

методов экономического регулирования земельных отношений.

Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих

достаточно сложный состав, структуру, сопод­чинение и механизм совокупного

воздействия. Важное значение при этом имеют историческая преемственность,

соответствие зе­мельных отношений социально-экономическим основам обще­ства,

необходимость обеспечить финансовую устойчивость эконо­мики, инвестиционную

активность отраслей и регионов и т. д.

Существенную роль играют также политические и социально-психологические

факторы. К первым из них относятся политичес­кие решения и правовые нормы,

способы их осуществления и конт­роля за реализацией, состояние и способность

13 стр., 6094 слов

Предоставление земельных участков для строительства

... в целом. Предоставление земельных участков для строительства в городах из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом ... земельного участка: «Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке». ...

к функционирова­нию пирамиды исполнительной власти, активность и социальная

направленность деятельности партий и общественно-политичес­ких движений.

Вторые включают механизмы мотивации, психоло­гические установки и ориентации

конкретных лиц в соответствии с их социальными характеристиками, семейным

положением, уров­нем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.

В результате исторического развития любого общества посте­пенно складывается

определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым относятся

физические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловые организации

(юридические лица) и государство, их объединяющее, представляющее и

защища­ющее их интересы, многообразные и часто противоречивые.

Субъектами

земельными правами и несущие обязанности, предусмот­ренные земельным

законодательством.

Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же го­сударстве может

меняться. Так, в России с ликвидацией монополии государственной собственности

на землю, появлением многообраз­ных форм земельной собственности и

хозяйственного использова­ния земель он резко расширился.

Российская Федерация, ее субъекты, города федерального зна­чения, автономные

области, автономные округа являются субъек­тами правоотношений

государственной собственности на землю. При этом следует учитывать, что,

будучи субъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе с тем

является субъектом права территориального верховенства и носителем

госу­дарственного суверенитета. Согласно Конституции РФ суверени­тет России

распространяется на всю ее территорию, ее Конститу­ция и федеральные законы

имеют здесь верховенство.

Административно-территориальные единицы, не являющиеся субъектами Федерации,

  • районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты —

обладают правами муници­пальной собственности на землю, находящуюся в

пределах их гра­ниц (черты населенных пунктов).

В отличие от субъектов правоотношений государственной и му­ниципальной

собственности на землю все иные субъекты земель­ных правоотношений — органы

государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица

  • выступают учас­тниками таких видов отношений, как управление землей и ее

ис­пользование, охрана земельных прав; граждане и юридические лица, кроме

того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и

совместной) собственности на землю.

Органы государственной власти и местного самоуправления вы­полняют в

пределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей.

Охрану земельных прав осуществляют госу­дарственные правоохранительные органы

  • суды общего назначе­ния, прокуратура, арбитражный суд.

Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом

всех земельных правоотношений. Однако в зави­симости от вида этих отношений

понятие земли как объекта может быть различным. Так, если речь идет об

22 стр., 10544 слов

Предоставление земельных участков для жилищного строительства ...

... основании - государственной собственности на землю - существуют разные и не совпадающие по объему земельные режимы для отдельных разрядов земель . Под земельным режимом было предложено понимать статус прав и обязанностей органов земельного управления в ...

участках, для которых уста­новлен определенный правовой режим,

непосредственным объек­том процессуальных действий могут быть данные кадастра

и мони­торинга земель, решение компетентного органа о предоставлении

земельного участка и т. д.

Круг объектов земельных правоотношений в сфере государ­ственной и

муниципальной собственности определяется законода­тельством. Так, объекты

земельных правоотношений федеральной собственности определены Указом

Президента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельные

участки, предос­тавленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны,

охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к

ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектами,

находящимися в федеральной соб­ственности, а также участки особо охраняемых

природных террито­рий федерального значения.

К объектам земельных правоотношений государственной соб­ственности субъектов

Российской Федерации относятся земли, на­ходящиеся в пределах их

административно-территориальных гра­ниц, за исключением земель, составляющих

федеральную, муници­пальную, частную или иную форму собственности на землю.

Соот­ветственно объектами муниципальной собственности являются земли,

находящиеся в границах административных районов, насе­ленных пунктов, кроме

земель, составляющих государственную, частную, общую собственность. Объектами

земельных правоотно­шений частной и общей собственности выступают

индивидуальные обособленные в натуре и юридически закрепленные земельные

уча­стки, предоставленные (приобретенные) в собственность в уста­новленном

порядке гражданам и юридическим лицам, а также зе­мельные акции и земельные

доли (паи) членов коллективов сельс­кохозяйственных предприятий, которым

земля принадлежит на праве общей долевой собственности.

В сфере государственного управления землями объект земель­ных правоотношений

находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида

управленческой функции. Это мо­жет быть весь земельный фонд (ведение

мониторинга земель, госу­дарственного земельного кадастра), земля в пределах

определенных административно-территориальных границ (предоставление и изъятие

земель, планировка земель населенного пункта), отдель­ный земельный участок

(внутрихозяйственное землеустройство).

Индивидуально обособленный в установленном порядке зе­мельный участок

независимо от правовых оснований его предос­тавления (в собственность,

землепользование, аренду) составляет объект земельных отношений в области

использования земли. При этом он не перестает быть одновременно объектом

права собствен­ности на землю соответствующего вида.

Земельный участок —это часть поверхности земли, имеющая фиксированные

границы, площадь, местоположение, правовой статус (целевое назначение,

разрешенное использование и форму законного владения) и другие

характеристики, отражаемые в госу­дарственном земельном кадастре и документах

4 стр., 1613 слов

Собственность как основа производственных отношений

... производства; 4) наличие юридических документов, регулирующих отношения собственности. При этом собственность выполняет следующие функции: 1) соединяет ... человек. Расходы потр Земля является наиболее важным фактором производства. Рынок земли в отличие от ... кооперативная – общее достояние всех членов кооператива, собственность которых возникает как объединение паевых взносов (вкладов) участников; в) ...

государственной ре­гистрации прав на землю.

Кроме того, помимо земельных участков и прав на них, к объек­там земельных

правоотношений относятся также прочно связан­ные с земельными участками

объекты (водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и

др.), перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущерба их

на­значению и состоянию. Поэтому эти объекты находятся вместе с зе­мельными

участками в нераздельном обороте, если иное не предус­мотрено законом.

В правоохранительных земельных правоотношениях объектами являются

установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы

участников земельных правоотношений.

Земельные отношения зависят от решения некоторых базовых вопросов, главный из

которых — вопрос о собственности на землю.

Формы земельной собственности и организационно-политичес­кие и правовые

механизмы, их реализующие, способны либо уско­рять, либо замедлять развитие

экономики. В зависимости от того, на­сколько полноценно субъекты

собственности реализуют свои права на землю, а также на результаты ее

производительного использова­ния, определяется сила мотивов к расширению

производства.

Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития во

многом складывается под влиянием общей социаль­но-экономической политики и

выражается в правилах распределе­ния и использования земельного фонда,

ограничениях и стимулах в этой области.

фор­мы земельной

собственности

того, имеются различные формы пользова­ния землей, которые подразделяют на

срочные и бессрочные, плат­ные и бесплатные и т. д.

Аренда как форма землепользования представляет собой переда­чу

землевладельцем (арендодателем) арендатору земли на опреде­ленных условиях в

соответствии с договором. Эти условия могут включать размер арендной платы,

ее виды (деньги, продукция и ус­луги, налоговые и иные платежи за землю,

например проценты на вложенный в землю капитал в счет арендной платы) и т. д.

Отноше­ния, возникающие в связи с арендой земли, регулируются

законо­дательством Российской Федерации.

Арендатор вправе использовать арендуемый земельный участок только по

назначению и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать иным

способом. По окончании действия договора все права, относящиеся к земельному

участку, переходят к земле­владельцу (арендодателю).

Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие между их

субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридические лица за

участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое

владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочное пользование,

уплачивают зе­мельный налог, а за полученные в аренду земельные участки —

арендную плату.

3 стр., 1499 слов

Предоставление земельных участков для строительства (2)

... практики, комментариев законодательства, научных статей и иных публикаций. Вопросы предоставления земельных участков рассматривались в работах Попова М.В. «Приобретение публичных земель для строительства коммерческой недвижимости»[2], «Предварительное согласование места размещения объекта: некоторые ...

Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом пло­дородия почв,

других природных и экономических условий, местопо­ложения земельного участка

и не зависит от результатов хозяйствен­ной деятельности землевладельца.

Арендная плата за земельные участ­ки определяется договором между владельцем

и арендатором.

Граждане, имеющие в собственности, пожизненном наследуе­мом владении,

бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадь

которых превышает предельные раз­меры, установленные земельным

законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом за часть

площади, превышаю­щую предельный размер.

В России актуальным сейчас является вопрос о земельном обо­роте, включая

порядок установления, изменения и прекращения земельных прав и обязанностей.

Допускается без изменения целе­вого назначения купля-продажа земельных

участков в собствен­ность гражданам для коллективного и индивидуального

садовод­ства и животноводства, жилищного, гаражного и дачного строи­тельства,

личных подсобных хозяйств. Существует определенный порядок наследования,

дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов и обременении земельных

участков.

Субъекты Российской Федерации реализуют возможность опре­делять правовые

формы владения землей на своей территории в рамках своих конституционных

правомочий. Они также разрешают изменять целевое назначение

сельскохозяйственных земель на ос­нове утвержденной градостроительной

документации.

Очень важен экологический аспект земельных отношений. Сей­час необходим

постоянный учет процессов, происходящих в раз­личных экосистемах и в биосфере

в целом; он осуществляется в рамках государственного мониторинга земель.

Платежи за природопользование и загрязнение среды являются пока единственным

и к тому же малоэффективным механизмом экономического стимулирования охраны

окружающей среды.

ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государственным регулированием земельных отношений на­зывается система мер,

направленных на обеспечение рациональ­ного и эффективного использования

земли, ее охрану, воспроиз­водство и повышение плодородия почв, сохранение и

создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав

собственности, владения и пользования землей путем осуществле­ния комплекса

организационных, правовых, экономических дей­ствий.

Кроме государственного существует и рыночное регулирование земельных

отношений. Государственное регулирование обеспечи­вает организационно-

правовой базис, регламентирует экономичес­кие взаимоотношения субъектов

земельного права. Рыночное регу­лирование осуществляется на основе

взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в рамках

суще­ствующей правовой базы и с учетом реальных условий производительного

использования земельных участков.

Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало в

14 стр., 6895 слов

Территориальное планирование в Российской Федерации

... современной системы градостроительных отношений; - — рассмотреть взаимосвязи документов стратегического и территориального планирования и обосновать порядок разработки документов территориального планирования с целью обеспечения реализации стратегических задач Российской Федерации в области ...

формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать

государству, а рыночный механизм формируется в рамках существующего

законодательства и в интере­сах граждан.

К основным задачам государственного регулирования земель­ных отношений

относится:

  • улучшение использования и охраны земельных ресурсов госу­дарства;
  • сохранение и улучшение экологического состояния территорий;

создание правовых, экономических и организационных предпо­сылок для

функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и

форм хозяйствования на ней.

Государственное регулирование земельных отношений в России включает:

регулирование использования земли в качестве природного, со­циального и

хозяйственного объектов;

  • формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей;

наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного са­моуправления по

регулированию земельных отношений на своих территориях;

  • обеспечение равенства участников земельных отношений в за­щите их прав;

недопущение противоречащего закону вмешательства государ­ства в деятельность

граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;

  • охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нару­шений;

пресечение действий владельцев, пользователей и собственни­ков земли,

наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нару­шающих охраняемые законом

права и интересы других лиц;

обязательность мероприятий по государственному управлению земельным фондом

для всех лиц независимо от типа их прав на зем­лю;

обязательность государственного регулирования при вовлече­нии земли в

рыночный оборот (при функционировании земельных рынков, банков, страховых

компаний и других институтов рыноч­ной экономики).

Правильной организации государственного регулирования зе­мельных отношений,

формированию его адекватного содержания и методов осуществления будет

способствовать выполнение следую­щих основных требований:

1. Земельные отношения должны регулироваться в соответствии с Конституцией и

Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативными актами субъектов

Федерации и органов местного самоуправления. Правовые нормы по вопросам

регулирования зе­мельных отношений, содержащиеся в других отраслях

законода­тельства, должны соответствовать земельному законодательству (при

пользовании водными, лесными и иным природными ресур­сами, в

градостроительстве).

2. Федеральное земельное законодательство устанавливает об­щие для всех

субъектов Федерации начала регулирования земель­ных отношений, обязательные

требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству,

государственному земель­ному кадастру, государственному контролю за

использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель,

имею­щих федеральное значение.

3. Соотношение земельного законодательства субъектов Феде­рации и нормативных

актов органов местного самоуправления, ре­гулирующих земельные отношения,

устанавливается в соответ­ствии с их полномочиями, определенными

3 стр., 1454 слов

Основания возникновения и прекращения права собственности на землю

... по охране земель, соблюдать порядок пользования другими природными объектами, а также не допускать причинения ущерба окружающей среде. Целью данной работы является комплексное теоретическое исследование оснований возникновения и прекращения права собственности ...

законодательством РФ, а также утвержденными федеральным законом договорами о

раз­граничении полномочий по регулированию земельных отношений между

различными органами государственной власти.

4. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из целевого

назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель,

определяемыми федеральными законами и за­конами субъектов Федерации.

5. Порядок использования земель внутри той или иной их кате­гории

определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором земельных

участков в соответствии с природно-сельс-кохозяйственным районированием

земель, их зонированием, тер­риториальным планированием их использования и

землеустрои­тельной документацией. При этом особой охране должны подле­жать

сельскохозяйственные угодья; трансформация их в несельско­хозяйственные

допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законом.

6. При регулировании земельных отношений государство долж­но создавать

экономические, правовые и организационные условия для поддержки рационального

и эффективного использования зе­мельных ресурсов, их охраны и повышения

качества, для обеспече­ния территориальной и экологической устойчивости

землевладе­ний и землепользовании.

7. Развитие экологических методов регулирования земельных отношений должно

осуществляться путем совершенствования платности землепользования, рентных

отношений, стимулирова­ния земледельцев и землепользователей за рациональное,

эффек­тивное использование земли, создания источников налоговых по­ступлений

в федеральный и местные бюджеты.

8. Государственное регулирование земельных отношений долж­но осуществляться

на основе научно обоснованных концепций и прогнозов экономического развития

страны и ее регионов, отрас­лей производства, использования ресурсов, в том

числе и земель­ных, на основе действующей законодательной и нормативной базы

и механизмов регулирования.

9. Управление земельными ресурсами включает планирование их использования,

зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование,

землеустройство, мониторинг земель и государственный земельный кадастр.

Планирование развития тер­риторий и их хозяйственного использования

базируется на реше­ниях органов исполнительной власти. Долгосрочная

перспектива их развития определяется на основе социально-экономических

программ, землеустроительной, градостроительной и иной доку­ментации.

10. Государство должно обеспечить использование и охрану зе­мель

сельскохозяйственного назначения в соответствии с их природно-

сельскохозяйственным районированием.

11. Земельные отношения должны регулироваться на основе до­стоверных,

открытых и своевременных сведений о природном, хо­зяйственном и правовом

положении земель Российской Федера­ции, местоположении и размерах земельных

участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной

оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданных земельно­го

кадастра, являющихся основой для организации использования земли всеми

участниками земельных отношений.

13 стр., 6303 слов

Общественный и производственный земельный контроль

... защищать права и законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления. Производственный (внутриведомственный, внутрипроизводственный) контроль организуется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельного ...

12. Регулирование правовых, организационных, экономичес­ких, технологических

и других мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов, сохранению

и повышению плодородия почв, недопущению необоснованного изъятия наиболее

ценных зе­мель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.

13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязаннос­тей субъектов

земельных отношений, установленных норм, правил, нормативов; выполнение

мероприятий по использованию и охране земель органами государственной власти

и местного самоуправле­ния, юридическими и должностными лицами, а также

гражданами.

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений включает

правоотношения.

деятельности государства, с помощью кото­рой воля законодателя становится

обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права —

норматив­ные правовые акты

устанав­ливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное

применение при регулировании соответствующих общественных отношений. Под

понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами и

содержа­щие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. В за­висимости от

субъекта, уполномоченного государством на издание таких актов, они

подразделяются на акты органов государственной власти и акты органов местного

самоуправления. Занимая ведущее место среди нормативных актов, регулирующих

земельные отноше­ния, акты органов государственной власти подразделяются по

федеральные акты

субъек­тов

иные нормативные правовые акты.

Все законы и иные нормативные правовые акты находятся меж­ду собой в строго

иерархической соподчиненности. Законы, при­нимаемые высшими представительными

органами государствен­ной власти, обладают наибольшей юридической силой по

отноше­нию ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей

территории России принадлежит Конституции РФ, наде­ленной высшей юридической

силой, и федеральным законам. Со­гласно Конституции РФ все законы и иные

правовые акты, прини­маемые в Российской Федерации, не должны ей

противоречить.

Являясь едиными по способу формирования, своему положе­нию в правовой системе

и роли в регулировании общественных отношений, законы подразделяются на

федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, принимаемые по

предметам ве­дения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ;

фе­деральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные

нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иные нормативные

правовые акты субъектов Федерации, принима­емые ими по вопросам, находящимся

вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не мо­гут противоречить

федеральным конституционным законам, а за­коны и иные нормативные правовые

акты субъектов Федерации — федеральным законам, принятым по предметам ведения

РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В слу­чае

25 стр., 12146 слов

Кадастровые работы в отношении объектов капитального строительства ...

... в отношении объектов капитального строительства; выявить актуальные проблемы кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства в ... Федерации к недвижимости относится целый ряд объектов, в том числе земельные ... объекта, позволяющие однозначно выделить его из числа других объектов недвижимости. В силу этого технический ... и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися ...

противоречия между ними действует федеральный закон. При противоречии же

между федеральным законом и нормативным ак­том субъекта Федерации, принятым

по вопросам, отнесенным к собственному правовому регулированию субъектов

Федерации, действует нормативный акт субъекта Федерации.

Обеспечение соответствия конституций и законов республик, а также законов и

иных нормативных актов всех субъектов Федера­ции Конституции РФ и федеральным

законам отнесено к совмест­ному ведению РФ и субъектов Федерации.

Наряду с нормативными правовыми актами земельного законо­дательства к

законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные

отношения.

Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ре­сурсов (недр,

вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм,

регулирующих отношения, связан­ные с землей, в источниках таких отраслей

права, как водное, лес­ное, горное, природоохранительное. Содержащиеся в этих

источ­никах нормы, регулирующие отношения по поводу земли, подчи­нены нормам

земельного права. Так, в соответствии с земельным законодательством в Законе

РФ «О недрах» определены право соб­ственника земельного участка на добычу

общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в границах этого

участка, обя­занности землепользователя по охране земель от вредного

воздей­ствия и приведению нарушенного при пользовании недрами зе­мельного

участка в состояние, пригодное для использования; в Ос­новах лесного

законодательства Российской Федерации предус­мотрены порядок перевода лесных

земель в нелесные, обязанности лесопользователей по повышению плодородия

почв, предотвраще­нию эрозионных и других процессов, ухудшающих состояние

зе­мель, и т.п.

Правовые нормы, так или иначе связанные с регулированием зе­мельных

отношений, содержатся также в источниках администра­тивного и уголовного

права, предусматривающих соответствующие виды земельных административных и

уголовных правонарушений и меры ответственности за них; гражданского права,

содержащего общие положения о возмещении вреда и регулировании сделок с

землей как недвижимым имуществом; жилищного права, предус­матривающего право

граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и их

обязанность использовать участок по назначению.

Особое место среди источников земельного права занимают акты, которые сами по

себе не имеют юридической силы, но приоб­ретают ее в результате утверждения в

установленном порядке пра­вомочными органами государства. Это могут быть

международные договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в

уста­новленном порядке и ратифицированные и утвержденные компе­тентным

государственным органом, а также договоры, заключен­ные РФ с субъектами

Федерации.

К этой же группе источников земельного права относятся утвер­жденные в

установленном порядке компетентными органами госу­дарства типовые договоры, а

также имеющие вспомогательное зна­чение (и позволяющие раскрыть содержание

земельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающие

требова­ния по охране земель и почв при проектировании, строительстве,

эксплуатации объектов), государственные стандарты, определяю­щие требования к

состоянию земель, и т. п.

Обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права,

Конституция РФ занимает центральное место среди них. Ее нормы составляют

основу источников земель­ного права и являются отправной юридической базой

для определе­ния основных направлений развития всего земельного

законода­тельства.

В Конституции РФ содержатся нормы, специально направлен­ные на регулирование

земельных отношений. Провозгласив ис­пользование и охрану земли и других

природных ресурсов как ос­нову жизни и деятельности народов, проживающих на

соответ­ствующей территории, Конституция закрепила такие основопола­гающие

положения земельного права, как введение частной, государственной,

муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы,

право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно

осу­ществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими

природными ресурсами при условии, если это не наносит ущер­ба окружающей

среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Важную группу конституционных положений, действующих в . области земельного

права, составляют положения, связанные с раз­граничением предметов ведения

(полномочий) между федеральны­ми органами государственной власти и органами

государственной власти субъектов Федерации по вопросу о государственной

соб­ственности. В соответствии с Конституцией РФ к совместному ве­дению РФ и

субъектов Федерации отнесено разграничение государ­ственной собственности

(ст. 72), признание федеральной собствен­ности и управление ею (ст. 71).

Отраслевые законодательные источники земельного права под­разделяются на

кодифицированные законодательные акты

иные зако­ны

Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные

акты, регулирующие земельные отношения, пра­вовые нормы в которых

располагаются в порядке, отражающем сис­тему земельного права.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы

механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на

конкретных этапах зе­мельной реформы.

Экономические интересы государства, землевладельцев и земле­пользователей

реализуются в процессе государственного и рыночно­го регулирования земельных

отношений. Государственное регулиро­вание создает организационный и правовой

базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов

земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и

предложения на земельные участки, а также на труд, средства произ­водства и

результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное ре­гулирование не

может охватывать всю систему земельных отноше­ний, так как территориальная и

продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства,

не связанного с эконо­мической целесообразностью.

Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется

системой мер экономического воздействия, направ­ленных на реализацию

земельной политики государства, обеспече­ние прав землевладельцев и

землепользователей, установление соци­ально справедливых платежей за землю,

экономическое стимулиро­вание рациональной, и эффективного землепользования,

введение экономических санкций за нерациональное использование и ухуд­шение

экологического состояния земельных участков, на защиту зе­мель

сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодо­родия почв,

самозахвата и разбазаривания.

Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к

рынку включает:

  • земельный налог;
  • арендную плату за землю;
  • рыночную цену земли;
  • залоговую цену земли;
  • компенсационные платежи при изъятии земель;
  • компенсационные выплаты при консервации земель;
  • платежи за повышение качества земли;
  • штрафные платежи за экологический ущерб;
  • налоговое обложение при гражданском земельном обороте;
  • плату за право аренды и т. д.

Экономический механизм регулирования земельных отноше­ний должен отвечать

  • обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению

воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;

  • разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;
  • использование земельной ренты в качестве основы для формиро­вания системы

экономических регуляторов, взаимодействие рент­ных регуляторов с другими

экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.

д.);

  • учет интересов и равноправие различных социальных групп на­селения в

реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;

  • сельскохозяйственного производства;
  • усиление экологической защиты земельных угодий.

Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных отношений

является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на

экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их

повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоря­жении. С

экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек,

связанным с получением дохода в виде ренты.

Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской

деятельностью. Изве­стно несколько видов рент, в том, числе государственная и

банковс­кая, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные до­ходы в

виде процента. Земельная рента имеет иную природу.

Как известно, земельный собственник может вести хозяйство са­мостоятельно, но

может и передать свое право использования зем­ли в аренду предпринимателю.

Условиями арендного договора пос­ледний временно получает право монопольного

хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу

арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту

обусловлено именно данной монополией.

Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает получить не только

среднюю прибыль, но и добавочный доход, который бу­дет выплачен собственнику

земли в качестве земельной ренты. Сле­довательно, земельная рента — это форма

экономической реализа­ции собственности на землю. В ее составе различают

дифференци­альную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.

Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе мо­нополии на землю

как объект хозяйствования, ибо каждый пред­приниматель получает в свое

распоряжение конкретный, ограни­ченный в натуре участок. По качеству они

могут значительно разли­чаться и при равновеликих затратах обеспечивать

получение разно­го количества продукции, а следовательно, и прибыли.

С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборот

вовлекаются худшие участки земли, с кото­рых получают обычную прибыль, а на

средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль и превращается затем

в диффе­ренциальную ренту.

Наличие частной собственности на землю обусловливает возник­новение

абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, при­сваиваемой государством

и другими землевладельцами в силу монополии собственности на землю.

прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более низкого

органи­ческого состава капитала, трудности перелива капитала из

промыш­ленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, урав­нивания

нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаро­производителей с общей

нормой прибыли. Поэтому, а также по при­чине ограниченности лучших и средних

по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на

про­дукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями

производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены

производства.

Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль)

должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим

собственникам земли.

Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества,

местоположения и производительности добавочных вло­жений. Мелкие

землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их

издержки на производство сельскохо­зяйственных продуктов значительно выше

складывающегося обще­ственно нормального уровня издержек.

Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из причин

возникновения противоречий между землевла­дельцами и землепользователями, в

том числе и арендаторами, и государством. При этом не имеет значения

общественное (офици­альное) признание или непризнание существования

абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут маскироваться и

закла­дываться в общий размер платы за землю. Национализация земли

ликвидирует монополию частной собственности на землю и свя­занную с ней

абсолютную ренту, но не решает проблем эффектив­ного и рационального

землепользования.

При экономическом регулировании земельных отношений этот аспект необходимо

учитывать с той или иной степенью полноты.

Другим важным аспектом экономического регулирования зе­мельных отношений

является дифференциальная рента, представ­ляющая собой часть прибавочной

стоимости, которая присваивает­ся землевладельцами по причине их монопольного

права на землю как на объект хозяйствования.

Экономической причиной ее образования является излишек прибавочной стоимости

над средней прибылью. Он создается бла­годаря более высокой

производительности труда работников сельс­кого хозяйства и дополнительно

вложенному капиталу на относи­тельно лучших и средних по плодородию и

местоположению зе­мельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых в

об­щественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению

земель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростом

населения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах, необходимостью

удовлетворения про­мышленности в сельскохозяйственном сырье.

Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает особенности

ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности

площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении в

использование худших из них. Для обеспечения возможности хозяйствования

землепользователь должен иметь индивидуальную цену производства,

складывающую­ся из индивидуальных издержек и средней прибыли (иначе

становит­ся бессмысленным процесс производства на худших участках и их

использование прекращается).

Поэтому землепользователь — арен­датор худших

земель — претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство на

лучших и средних земельных участках — на получение добавочной прибыли сверх

средней (за счет более произ­водительного использования труда и капитала).

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

К основными методам государственного управления земельны­ми ресурсами

относятся землеустройство, государственный земель­ный кадастр, мониторинг

земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.

Землеустройство

регулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет и

оценку земельных ресурсов, составле­ние территориальных и внутрихозяйственных

планов. Основные направления землеустроительной деятельности включают:

  • разработку федеральных и региональных программ использова­ния и охраны

земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом экономических,

градостроительных, экологических и иных осо­бенностей территории;

  • межевание с установлением (восстановлением) на местности границ

административно-территориальных образований, границ земельных участков

субъектов земельных отношений по единой го­сударственной системе и их

техническое оформление;

  • составление проектов землеустройства и упорядочение суще­ствующих

землевладений и землепользований с устранением не­удобств в расположении

земель;

  • определение границ земельных участков, установление их гра­ниц и отвод в

натуре (на местности), оформление планов (черте­жей) границ, подготовку

документов для удостоверения прав на зе­мельные участки;

  • разработку разного рода рабочих проектов, в том числе по ре­культивации

нарушенных земель, защите почв от водной и ветро­вой эрозии, селей, оползней,

подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения

отходами производ­ства, химическими и радиоактивными веществами, по улучшению

сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохране­нию и повышению

плодородия почв;

  • закрепление и изменение на местности городской черты, посел­ковой черты и

черты сельских поселений;

  • проведение топографо-геодезических, картографических, по­чвенных,

агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследований, а

также изыскательских работ;

  • разработку землеустроительной документации, связанной с ре­сурсной оценкой,

использованием и охраной земель, сохранением и развитием традиционных видов

хозяйственной деятельности ма­лочисленных народов и этнических групп;

  • составление карт и атласов о состоянии и использовании земель­ных ресурсов;
  • проведение инвентаризации всех земель и систематическое вы­явление

неиспользуемых, используемых нерационально и не по це­левому назначению

земель.

Землеустройство проводится государственными проектными организациями, другими

предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на проведение этих

работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации,

местных бюджетов и заказчиков. Основные направления их деятельности:

  • научное обеспечение и прогнозирование земельных преобразо­ваний,

перераспределение земель;

  • обоснование и реализация единой государственной политики в области

планирования, перераспределения, рационального ис­пользования и охраны всех

категорий земель независимо от форм собственности на землю и форм

хозяйствования на ней;

  • обеспечение целевого использования земель и сохранение цен­ных земель в

сельскохозяйственном производстве;

  • компактных и оптимальных по площади земле­пользовании;
  • создание территориальных условий для рационального функци­онирования

сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производств;

  • разработка комплекса мер по улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению

плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель;

  • межевание земель с установлением (восстановлением) и закреп­лением

(обозначением) в натуре (на местности) административно-территориальных и

территориально-производственных границ по единой государственной системе, а

также изготовление докумен­тов, удостоверяющих право на землю.

Землеустроительная деятельность осуществляется на всех зем­лях независимо от

их целевого назначения и форм собственности с использованием научно

обоснованной, гласно обсужденной и в ус­тановленном порядке утвержденной

землеустроительной докумен­тации — прогнозов, программ, схем и проектов,

материалов обсле­дований и изысканий.

Режим и целевое использование земель, организация террито­рии, ране земель

являются обязательными для собственников и пользо­вателей земли, а также

органов государственной власти и управле­ния. Внесение изменений в

землеустроительную документацию до­пускается лишь с разрешения утвердившего

ее органа.

Землеустройство проводится по решениям органов государ­ственной власти и

управления, местного самоуправления, по ини­циативе органов системы

Госкомзема РФ или по ходатайству заин­тересованных собственников и

пользователей земли, а также граж­дан и юридических лиц, претендующих на

получение земельного участка.

Землеустроительная деятельность регулируется Конституцией РФ, земельным

законодательством РФ, законодательными и ины­ми правовыми актами субъектов

Федерации, а также нормативны­ми актами, определяющими содержание, порядок

разработки, ут­верждения и реализации землеустроительной документации.

государственным мониторингом земель

наблюдений за состоянием земельного фонда; она является частью

мониторинга состояния природной среды и выполняет базовую,

связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов. Основные

цели мониторинга земель: оценка состояния зе­мельного фонда для

своевременного выявления изменений, их оценки, площади и выработки

рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов,

а также информационное обеспечение государственного земельного кадастра,

ра­ционального землепользования и землеустройства, контроля за использованием

и охраной земель.

Мониторинг земель осуществляется за счет средств федерально­го бюджета,

бюджетов субъектов Федерации и средств специальных денежных фондов.

Средства федерального бюджета расходуются на реализацию фе­деральных и

крупных целевых региональных программ по монито­рингу земель и охране почв,

бюджетов субъектов Федерации — на реализацию аналогичных региональных

программ.

Полученные в результате мониторинга земель данные ежегодно отражаются в

региональных докладах о состоянии и использовании земель, являющихся базовым

материалом для подготовки Государ­ственного (национального) доклада о

состоянии и использовании земель Российской Федерации. Эти доклады доводятся

до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и

устранению негативных процессов на земле, используются

также для ведения земельного кадастра и осуществления государ­ственного

контроля за использованием и охраной земель.

Государственный земельный кадастр

оформления документов о правах на земельные учас­тки и прочно связанную с ними

недвижимость, учета и оценки зе­мельных участков проводится по единой системе

на всей террито­рии Российской Федерации.

Сложившаяся земельно-кадастровая система сведений о природ­ном, правовом и

хозяйственном положении земель требует дальней­шего научного и методического

обеспечения. Сейчас она состоит из следующих основных разделов: регистрация

землевладений, земле­пользований и участков собственности; количественный и

каче­ственный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономичес­кая оценка

земель. Эти разделы должны остаться и далее, но устарев­шая технология

получения, обработки, хранения и представления данных в условиях перехода к

многоукладной экономике, платности землепользования не обеспечивает и в

принципе не может обеспе­чить решения задач государственной земельной

политики.

Совершенствование земельного кадастра связано с большим объемом научно-

исследовательских и прикладных разработок. В первую очередь должны быть

решены следующие вопросы:

  • уточнение классификаций угодий в связи с переходом на учет и оценку по

первичным участкам для целей земельного, лесного, вод­ного кадастров и

кадастров других природных ресурсов;

  • установление для каждой категории земель по целевому назна­чению системы

общих и частных показателей, характеризующих качественное состояние парцелл

или экологически однородных участков;

  • разработка способов получения и обработки этих показателей для различных

уровней ведения земельного кадастра;

  • разработка программного обеспечения для сбора, обработки, хранения земельно-

кадастровой информации по парцеллам или экологически однородным участкам.

К важнейшим направлениям совершенствования земельного ка­дастра России

относятся:

  • введение стоимостных оценок земли для формирования местно­го бюджета;
  • осуществление мер экономического поощрения предприятий, природохранная и

социально-культурная деятельность которых имеет приоритетный характер для

города или района;

  • поощрение экономическими методами рекультивации и восста­новления нарушенных

земель и освоения неудобий;

  • решение экологических проблем путем принятия дифференци­рованной шкалы с

учетом класса вредности предприятия, размера санитарно-защитной зоны,

стоимости необходимых мероприятий по экологизации производства и др.;

зонированием и планировочной организацией территории, принятыми в комплексных

градостроительных про­граммах, проектах районной планировки, генеральных

планах го­родов и других специализированных проектах, развивающих и

де­тализирующих комплексные программы развития района;

  • компенсация дополнительных затрат землевладельцам и земле­пользователям из-

за менее выгодного их местоположения и т. д.

Перестройка земельно-кадастровой системы во многом связана с переводом

информации на современные виды ее носителей, сни­мающих ограничения по ее

форме (графическая, текстовая) и объе­му. Обработка огромных массивов

количественных, ценовых, каче­ственных и правовых данных о каждом контуре

земельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике под

силу лишь современным компьютерным системам с наборами автоматизированных

рабочих мест.

Объектом земельного кадастра являются все земли Российской Федерации в ее

государственных границах, а кадастровой едини­цей — земельный участок с

прочно связанными с ним объектами, имеющий фиксированный правовой статус,

границы, площадь, ме­стоположение, цену.

Кадастровая документация включает в себя документы, подтвер­ждающие права на

земельные участки, картографические, графи­ческие, табличные, текстовые,

магнитные, электронные носители информации, предусмотренные правилами ведения

и использова­ния земельного кадастра.

При ведении земельного кадастра возникают кадастровые отно­шения — по поводу

производства, ведения, распределения и ис­пользования земельно-кадастровой

информации. Объектом их яв­ляется кадастровая информация о землях Российской

Федерации, участниками — государственные органы и учреждения, физичес­кие и

юридические лица, несущие установленные законодатель­ством обязанности и

обладающие соответствующими правами в данной области.

Земельный кадастр является основой, на которой базируются го­сударственные и

отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых и

нежилых помещений, предприятий и организаций всех форм собственности и

хозяйствования и т. п.

Государственный земельный кадастр ведется в целях:

  • закрепления прав на землю собственников, владельцев, пользо­вателей земли;
  • осуществления государственного контроля за распределением и использованием

земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения,

обмена и т. д.);

  • обеспечения оперативности, устойчивости земельного оборота и гласности

земельных сделок, разрешения земельных споров;

  • проведения налогового обложения земли и земельных сделок;
  • установления нормативной и перспективной цены земли;
  • предоставления сведений о собственниках, владельцах, пользо­вателях

земельных участков, правовом режиме земель, их хозяй­ственном использовании и

цене;

  • обеспечения необходимой информацией о земельных ресурсах органов

государственной власти, юридических и физических лиц.

Ведение реестров земельной регистрации, внесение в них запи­сей, выдача

правооформляющих документов, справок и выписок возлагаются на главного

регистратора кадастрового бюро; он же не­сет ответственность за правильность

сведений, содержащихся в ре­естрах, копиях и выписках из них.

Земельная регистрация является правоустанавливающим юри­дическим актом, на

основании и с момента свершения которого за лицами признаются и закрепляются

государством права на земель­ные участки, а также подтверждается законность

сделок с землей.

В процессе земельной регистрации в единую систему объединя­ются все правовые

сведения о земле, ее собственниках, владельцах, пользователях, а также

земельных сделках. Земельная регистрация осуществляется путем внесения

соответствующих записей в регист­рационную поземельную книгу.

Сведения, вносимые в книгу и подлежащие обязательной пред­варительной

проверке, приобретают юридическую силу и в даль­нейшем являются единственно

законными и достоверными для су­дебных, финансовых, налоговых и других

государственных орга­нов, предприятий, организаций, учреждений и граждан.

Достовер­ность и правильность содержащихся в кадастре регистрационных

сведений могут быть оспорены только в судебном порядке.

Сведения земельной регистрации включают:

  • сведения о землях;
  • их целевое назначение (категорию земель);
  • наименование земельной собственности, землевладения, земле­пользования;
  • форму собственности, владения, пользования землей;
  • площадь земельной собственности, землевладений и землеполь­зований;
  • местоположение, адрес;
  • дату регистрации земельной собственности, землевладения, землепользования;
  • наименование правооформляющего документа, выданного пос­ле регистрации, его

номер и дату выдачи;

  • общую стоимость землевладения, в том числе стоимость самого земельного

участка и стоимость связанного с ним имущества;

  • величину земельного налога;
  • особые отметки о землевладении.

Государственный контроль за использованием и охраной земель

обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном

законодательстве правилам ее использова­ния и охраны. Цель государственного

контроля — обеспечить со­блюдение всеми государственными учреждениями, а также

гражда­нами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в

целом и его отдельных участков.

Агроэкономическое состояние земельных ресурсов России к началу реформ было

неудовлетворительным. Многие площади эродированны и эрозионно опасны, многие

загрязнены промышленны­ми выбросами. Снизился запас гумуса в почвах, многие

земли ока­зались заболочены и переувлажнены, захламлены промышленны­ми

отходами и бытовым мусором, имеют солонцовые вкрапления, высокую кислотность.

Изучение зарубежной практики показывает, что действенная система

государственного контроля опирается как на экономичес­кие методы, так и на

административные, причем экономический механизм действует в том числе и на

принципе отдачи вложенных средств. Зарубежные системы аграрных отношений

содержат зна­чительное число стимулирующих рычагов, некоторые непосредственно

связаны с выполнением правил использования и охраны земель. При нарушении

субъектом норм пользования угодьями их права могут быть в какой-то части

приостановлены. В США, напри­мер, экономическое нарушение приводит к лишению

предприятий государственных контрактов, субсидий или ссужаемых средств. В

большинстве стран, использующих финансовые стимулы для под­держки мер по

уменьшению загрязнения земель, невыполнение ус­ловий, выдвигаемых для

получения займа, приводит к прекращению финансирования. Право организаций

государственной фи­нансовой системы осуществлять подобные действия ставит их,

по сути, в ряды органов, ведающих лицензированием.

В странах с развитой экономикой для обеспечения охранного землепользования

используются методы как прямого, так и косвен­ного действия при явном

преимуществе вторых. Иначе говоря, предпочтительнее меры, которые

способствуют предупреждению условий для возникновения правонарушений, чем

меры наказания за эти нарушения. В качестве таких профилактических мер особо

широко применяются профессиональные (специальные и пред­принимательские)

требования к лицам, покупающим или арендую­щим земельные участки. Причем эти

требования, если говорить об аренде, в равной степени предъявляют и сдающий

землю, и те, кто от имени государственных, общественных или кооперативных

организаций участвуют в оформлении арендных сделок. Первый — потому, что

заинтересован в более высоких суммах арендной пла­ты, которые (особенно при

фиксированных ставках) целиком зави­сят от объемов производства, инвестиций и

умения арендатора продуктивно использовать передаваемую ему землю. Вторые —

как об­леченные таким правом, защищающим национальные или кооперативные

интересы.

Большое значение имеют прямой контроль за использованием земель специалистами

государственных или других уполномочен­ных на это служб и неотвратимость

установленной законом ответ­ственности. Это подтверждает опыт передовых

сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей России и развитых

капиталистических стран.