Реконструкция исторического квартала крупного города

Курсовая работа

Реставрационная деятельность призвана сохранять существующие исторические ценности. Это относится не только к памятникам, обнаруженным при археологических раскопках, но и к зданиям, прошедшим много этапов переделок и перестроек за весь период своего существования. Нет и не может быть никаких единых рецептов по реставрации памятников, но существует строгая система: подбора материалов, исследования памятников в натуре, обоснования принятых проектных решений и контроля в процессе восстановительных работ. Знание основ научной методики реставрации памятников архитектуры сегодня является обязательным для всех соприкасающихся с созидательной деятельностью. Без этих знаний не может быть успешно решен комплекс вопросов охраны природы, исторических ценностей, создания условий для преемственности развития культуры, эстетического и патриотического воспитания.

На памятниках архитектуры могут производиться такие виды работ как реставрация, реновация и ревитализация. В последние годы к ним добавилось воссоздание разрушенных объектов с максимальным приближением к оригиналу, называемое реституцией. Реставрация, наряду с элементами консервации и ремонта, предусматривает изменение существующего вида памятника для более полного раскрытия его художественных качеств, а также исключение более поздних, малоценных архитектурно-планировочных наслоений, пристроек и надстроек. Реставрация может быть фрагментарной и целостной. При этом последняя отличается от фрагментарной реставрации не масштабом производимых работ, а целью — восстановлением памятника в его изначальном состоянии. В таком случае проблема ценности и сохранности более поздних наслоений решается иначе, чем при фрагментарной реставрации, и определяется, прежде всего, датировкой этих наслоений по отношению ко времени, на которое воссоздается памятник. Здесь можно усматривать некоторое сходство между целостной реставрацией, которая не всегда обладает исчерпывающей документацией, и в отдельных случаях предусматривает привлечение архитектурных аналогов, и реституцией, хотя реституция должна применяться в исключительных случаях, когда с утратой отдельного здания или комплекса нарушилась общая градостроительная ситуация.

1.Реновация, реставрация и ревитализация. (понятия)

реставрация реновация город

Ревитализа́ция (от лат. re — возобновляемое действие, vita — жизнь, как «возвращение к жизни») — термин, который используется в научно-практической деятельности для обозначения процессов воссоздания, оживления и восстановления городского пространства.

12 стр., 5763 слов

Реконструкция и реставрация фасадов зданий

... обслуживанию, ремонту и реконструкции фасадов Техническое обслуживание и ремонт фасадов зданий включает в себя следующие мероприятия: плановые осмотры, внеплановые осмотры, текущий ремонт, капитальный ремонт, реставрация фасадов (для памятников архитектуры и ценной ...

Основной принцип ревитализации заключается в раскрытии новых возможностей старых форм, с учетом их современных функций.

В процессе ревитализации используется комплексный подход с целью сохранения самобытности, аутентичности, идентичности и исторических ресурсов городской среды.

Большой популярностью в современном мире пользуется ревитализация существующих промышленных комплексов, находящихся в черте города, что связано с противоречиями между потребностями общества и сложившейся структурой городской среды. В таких случаях ревитализация рассматривается как реконструкция промышленной архитектуры с изменением её функций. Например, переоборудование промышленных зданий под жилищное помещение — лофт (от англ.loft — чердак).

Степень изменения городской среды в процессе ревитализации зависит от степени ценности историко-культурных объектов.

Задачей по ревитализации является социализация пространства, разработка элементов инфраструктуры упорядочивающих туризм и научную деятельность, развитие промышленности, забота об экологии и как следствие — привлечение инвестиций. Наибольшее внимание уделяется развитию туристической инфраструктуры.

Реставрация — процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьезные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII-XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации-восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации-сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Как самостоятельная дисциплина научная реставрация памятников искусства зарождается в середине XIX века внутри модели христианского мировоззрения, в котором «время оценивается как направленный процесс, имеющий начало и конец, прошлое и будущее. Отсюда вытекает возможность безвозвратной утраты тех ценностей, которые формируют основы культуры, а значит и требования к их безусловному сохранению».

Реновации архитектурных объектов это восстановление утраченных исторических деталей и изделий основывается на исторических чертежах, фотографиях и рисунках.

Первой и основной задачей при реставрации памятников архитектуры является усиление оснований и фундаментов: перекладка существующих и подведение новых фундаментов, устройство обойм для усиления кладки фундаментов и уменьшения давления от здания на грунт основания, устройство рядом с уже существующими разнообразных по конструкции свайных фундаментов и усиление оснований и фундаментов буроинъекционными сваями. Также первоочередными работами при реставрации памятников архитектуры являются работы по устройству гидроизоляции стен.

Отдельный раздел технологии проведения реставрационных работ посвящен консервации и реставрации поверхности кирпичной кладки, которая находится под влиянием агрессивных внешних факторов и может разрушаться. Может происходить крошение и откалывание кирпича, выпадение его отдельных кусков, появление трещин, высолов на внешней поверхности кирпича. Как правило, под воздействием внешних факторов разрушаются отдельные кирпичи: деструктируются грани, поверхность покрывается трещинами и углублениями. В подобных случаях возможно два варианта восстановления лицевой поверхности кирпичной кладки: замена разрушенных участков или дополнение утраченных участков специальными растворами. Рациональность того или иного метода определяется в каждом конкретном случае: если кирпич разрушен меньше чем наполовину вглубь, целесообразно дополнять места утрат раствором, если больше половины — заменять разрушенные участки новой кладкой. Если кирпич выветрился, а раствор в швах сохранился и выступает наружу, утраченные места также заполняют специальным раствором. Дополнение кирпичной кладки выполняется новым кирпичом, который по своим свойствам близок к первоначальному. Раствор кладки также должен приближаться по своему составу к первоначальному.

7 стр., 3199 слов

Деформации и усиление кирпичной кладки

... ской грамотности, чувства ответственности специалиста, осуществляющего испытания. 3. Усиление кирпичной кладки с помощью арматуры Несущая способность каменной кладки может быть повышена вве­дением в рабочее сечение ... кирпич и тоньше шов, тем прочнее кладка. на прочность кладки влияют размер сечения кладки (толщина стены): при уменьшении размеров сечения кладки ее прочность возрастает. Это отчасти ...

Немало проблем при реставрации памятников связано с утратой основаниями и фундаментами полностью или частично своих несущих способностей. Подобные проблемы возникали и при проведении ремонтных работ в минувших веках. Сегодня, чаще всего стены подвалов зданий дополняют новой кирпичной кладкой, в наружных стенах подвалов устраивается вентиляция для улучшения влажностно — теплового режима, также старые фундаменты зданий усиляют вдавливаемыми сваями большой длины, обеспечивая тем самым совместную работу и старых фундаментов, и свай. Дефектные участки кирпичной кладки стен подвала и наземных этажей заменяют новой кладкой, трещины в кладке инвестируют раствором. В каждом конкретном случае после детального обследования состояния всех элементов и конструкций зданий разрабатывается ряд ремонтно-реставрационных мероприятий.

Фиксация памятника играет очень большую роль в процессе подготовки его к реставрации. Она направлена на решение нескольких очень важных задач. Прежде всего, фиксация призвана дать по возможности исчерпывающее представление о памятнике в том его состоянии, которое он имеет в момент проведения исследования. Реставрация всегда вносит в памятник те или иные изменения, и его исторически сложившийся, ставший привычным облик оказывается утраченным безвозвратно. Только данные фиксации позволят впоследствии судить о том, что представляло из себя сооружение прежде, а соответственно и о том, что в ходе реставрации удалено или дополнено. Останется возможность судить и о степени технической сохранности конструкций в определенный момент, что важно будет в дальнейшем при решении вопросов сохранения памятника. Наряду с этим материалы фиксации, в основном обмерной, необходимы в ходе разработки проекта реставрации как исходная подоснова для реставрационных чертежей, а также для определения физических размеров памятника при расчетах объемов и стоимости необходимых работ по исследованию и реставрации]. Фиксация памятника, в частности следов переделок, проведенных раскрытий, позволяет также представить документальные основания для проекта реставрации, без которых невозможны его научная апробация и утверждение.

Наконец, следует подчеркнуть, что сам процесс фиксации никоим образом не представляет собой узкотехническую процедуру, а становится неотъемлемой и важной частью изучения памятника. На этой стадии выявляются многие его особенности, дающие основания для предварительных выводов и позволяющие целенаправленно вести дальнейшее исследование: различия в архитектурно-конструктивном решении разных его частей, в строительной технике и материалах, несовпадения уровней и т.п. Производится своего рода инвентаризация сохранившихся декоративных элементов. Колористика и пластика всегда являлись важнейшими средствами средового проектирования. Особую значимость эти средства получают в условиях реконструкции исторических районов города, архитектурных комплексов, сформировавшихся в течении длительного времени, районов.

17 стр., 8133 слов

Разработка маршрута по городу Тольятти

... который является первым в числе великих двунадесятых непреходящих праздников. Церковью он был установлен в IV ... проект реконструкции площади Славы, состоявшегося в 1997 г . Место для строительства определили на высоком ... церковь, освященная так же в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот недавно воздвигнутый белокаменный с синими, как небо, куполами храм в одной из центральных частей города ...

  • Политика реновации в Западной Европе

Восстановление разрушенных европейских городов происходило в определенной хронологической последовательности. Прежде всего нужно было возродить пути и средства сообщения; восстановить электростанции, водопровод, канализацию и связь; наладить производство продуктов первой необходимости и дать возвращавшемуся населению хоть сколько-нибудь удовлетворительный кров и работу. В особенно пострадавших городах одним из первоочередных мероприятий была разборка руин, занявшая рабочие руки на многие месяцы, а в некоторых случаях и на целые годы (Так, например, в Штутгарте за пределы города было вывезено около 5 млн. м3 щебня. Но если к этому присоединить утилизированные на месте обломки зданий, а также несгоревшие руины деревянных фахверковых домов, то эту цифру нужно будет удвоить. Фактически разборка завалов в некоторых немецких городах затянулась до 1947-1949 гг).

Но по мере того как укреплялось городское хозяйство, стало разворачиваться архитектурное и планировочное проектирование. Жилищное строительство преодолело стадию времянок и постепенно перешло к малоэтажной, а затем и многоэтажной застройке, которая начала заполнять освобожденные от щебня пепелища в соответствии с проектами планировки городов. Одновременно с жилыми кварталами восстанавливались разрушенные заводы и, наконец, примерно через пять — семь лет после окончания войны архитекторы подошли к возведению капитальных общественных зданий.

Историческая справка

Исторические кварталы Воронежа определяют уникальность нашего города. Здесь находится большое количество памятников архитектуры, да и сама планировка улиц представляет историческую ценность. Но, к сожалению, многие здания в этих районах нуждаются в ремонте и реставрации.

Гарденинский историко-культурный комплекс

Квартал в границах улиц: 20-лет ВЛКСМ, Большая Манежная, Летчика Замкина и Фабричный переулок, — настоящий архитектурный заповедник, комплекс с богатой историей, истоки которой восходят ко временам кипучей деятельности Петра Великого.

Тогда наряду с кораблестроением и особенно после завершения этого периода важную роль в изменении внешнего облика Воронежа сыграло суконное производство, получившее в наших краях широкое распространение.

Непосредственное отношение к той эпохе имеет целый комплекс жилых и производственных зданий купцов-фабрикантов Гардениных, построенный во второй четверти XVIII века, и частично сохранившийся в современной планировочной структуре города. Сейчас, в пределах одного квартала, недалеко друг от друга, расположены: «дом Гарденина», Тихвино-Онуфриевская церковь и два здания бывших суконных цехов.

Когда Петр I строил в Воронеже флот, население города сильно увеличилось (прибывали матросы, корабельные мастера) и часть посадских людей и купцов тогда переселили к северу от города. Примерно через 10 лет строительство было перенесено в Тавров и численность жителей сократилась. Тогда выселенные из города купцы приобрели у государства суконную фабрику, поделили ее и основали мануфактуры. Потап Гарденин развернул строительство у Беломестной слободы (на «белом» месте селились освобожденные от налогов несшие воинскую службу казаки).

4 стр., 1766 слов

Архитектура здания

... в 1933 году) говорит следующее: Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует ... визуально[9] [10] . 4. Основные области архитектуры 4.1. Проектирование зданий и сооружений Объёмно-планировочное проектирование, Архитектурная деятельность творческий процесс ...

Придельный алтарь назван в честь преподобного отца Онуфрия Великого. В 1735 году рядом с домом на деньги П. Гарденина, было начато строительство каменной церкви, получившей название Тихвино-Онуфриевской (Фабричный переулок, 8).

Храм достроили лишь в 1746 году. Первоначально он был двухэтажным с деревянным приделом наверху. По разным причинам она неоднократно перестраивалась и лишь колокольня сохранила чистоту стиля барокко. Церковь живописно расположилась в центре усадьбы Гардениных, на обрыве, и хорошо видна со стороны реки.

Тихвино-Онуфриевская церковь о второй половине XVIII века служила семейным храмом богатого рода фабрикантов Гардениных. В 1735 году была заложена церковь, освященная в 1741 г. С трех сторон церкви было отмежевано более чем по 20 аршин под кладбище, где хоронили только членов семьи Гардениных и местных священников. После 1772 года это была единственная в городе приходская церковь, возле которой разрешалось хоронить мирян.

В годы гражданской войны (кон. 1919 — нач. 1920) на территории Тихвино-Онуфриевской церкви размещался концлагерь. Но в том же 1920-м году церковь все-таки снова стала действующей.

До 1932 года, когда храм отдали под производственные нужды, разобрав при этом двухъярусную колокольню.

Нашла вот такие сведения: «В 1927 году в Воронеже была образована артель «Универтруд». Организатором производства был бывший хозяин одного из стекольных заводов Подмосковного Клина, который впоследствии был репрессирован. Артель просуществовала до 1941 г. После войны работа возобновилась и Руководством Совнархоза принято решение о выделении производства стеклянных елочных украшений в отдельное предприятие — «Воронежская артель 4-ая пятилетка», которая в 1960 году была реорганизована в фабрику «Игрушки». Главное производство фабрики — цех по выпуску стеклянных елочных украшений размещался в помещении церкви в Фабричном переулке». До начала 1980-х годов в церкви находилась фабрика «Игрушка».

Проект восстановления церкви был выполнен в 1978 году и предусматривал строительство колокольни на сохранившемся первом ярусе. Над трапезной к середине 1980-х годов появилась кровля, восстановленный купол увенчал кованый крест. А в октябре 1990 года Тихвино-Онуфриевская церковь с прилегающим участком и постройками была возвращена епархии.

Благодаря купцу Потапу Никитичу Гарденину (1689-1746), крупному фабриканту по производству сукна, в Фабричном переулке сложился целый комплекс построек. Это жилые дома, суконные мануфактуры, одна из которых известна под названием «Ноева ковчега» — с конца 1880-х под его крышей собирались члены кружков, партий разных течений и направлений (ул. 20-летия ВЛКСМ, 37), а другая — как музей «Арсенал» . К началу XX века в одной из фабрик расположились военные казармы, вторая стала жилым домом, а гарденинский особняк отошел городскому ведомству.

24 стр., 11635 слов

Храмовая архитектура XII – конца XIX веков

... как. Перейдём к русской храмовой архитектуре. Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не ... что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо. Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по ...

К табличке на доме №10 хочется добавить: «…а с приходом к власти капиталистов здание совсем развалилось».

Бросается в глаза табличка об исторической ценности здания, виднеющаяся сквозь густые заросли. Это — дом №12 усадьбы Гарденина (основной жилой дом).

Строительство дома Потапа Гарденина (Фабричный переулок, 12) было начато, вероятно, в конце 20-х — начале 30-х гг. XVIII в. Первоначально здание представляло собой скромное по размерам двухэтажное, прямоугольное в плане строение. После перестройки примерно в 1762 году дом приобрел привычный для нас облик: П-образный в плане, с двумя ризалитами, фронтоны которых имеют красивый выгиб в центральной части, что характерно для стиля барокко, в котором в целом выдержана архитектура дома. Из числа жилых зданий Воронежа дом купца-фабриканта — старейший.

Следующий памятник Гарденинского комплекса — это сильно вытянутое с севера на юг здание (Фабричный переулок, 10) между Тихвино-Онуфриевской церковью и домом П. Гарденина. Изучение архивов позволяет сделать вывод, что это здание может поспорить с домом №12 за звание «старейшего жилого» в Воронеже. На плане города (около 1750 г.) он показан как жилой дом сына П. Гарденина. В это время дом — небольшое Г-образное сооружение. В начале XIX в. участком, обособившимся от мануфактуры, владеет семья дворянина Т.С. Бородина, а с 1837 г. — купец, городской голова И.М. Нижегородцев. Он сдавал дом под постой кантонистов. В этот период здание приобретает нынешние размеры и форму плана: разрастается в длину, а крыло, обращенное к церкви, разбирается. С 1858 г. дом занимала арестантская полурота, отсюда и название — Полуротка. В конце XIX — начале XX в. здесь размещалось арестантское исправительное отделение гражданского ведомства. В части здания, выходящей на переулок, была освящена в 1897 г. домовая церковь во имя св. Митрофана. В облике дома сочетаются элементы барокко и доминирующие черты классицизма, заметны следы нескольких перестроек. В настоящее время здание расселено и продолжает стремительно разрушаться.

Еще одно уцелевшее здание Гарденинского комплекса — двухэтажный цех суконной мануфактуры, известный как «Арсенал» (ул. Степана Разина, 43).

Точная дата постройки не установлена, но возводилось оно примерно в одно время с церковью, с 1735 по 1746 гг. Однако от храма здание «Арсенала» отличается простотой и строгостью форм, что больше соответствует стилистике петровской архитектуры. В XIX в. потомки П. Гарденина продали здание городу, и в нем расположился склад военного снаряжения — «Арсенал», а к фасаду был пристроен мощный портик со знаменитым барельефом. Это здание — единственный в городе хорошо сохранившийся памятник промышленной архитектуры XVII в.

В целом архитектура зданий всего комплекса отличалась лаконичностью объемов, простотой типичной для своего времени. Все сооржения имеют общие детали: фасады ритмично расчленяются раскрепованными по углам пилястрами и завершаются массивными многоярусными карнизами.

Сейчас Гарденинский историко-архитектурный комплекс является по существу единственным сохранившимся фрагментом дорегулярной планировки и застройки города

15 стр., 7332 слов

Реконструкция части города

... по реконструкции здания или сооружения, представлены в таблице. Факторы городской среды. Основная характеристика1-я группа: архитектурно-композиционные и историко-культурные. Наличие зон памятников архитектуры, ... природоохранных мероприятий. Проблемы реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически неразрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии ...

Последний раз реставрировался в конце 40-х. Выглядит так, будто развалится немедленно. Но в окружении осенних деревьев разруха предстает милой запущенностью и навевает приятную грусть. Впрочем, скорее всего, жильцы этой достопримечательности придерживаются другого мнения и предпочли бы менее знаменитую, но более современную постройку лучшего города.

  • Реставрация исторического центра в городе Самара

Практическое значение реставрации хорошо видно на примере исторического центра в городе Самара. Главный архитектор Самары Виталий Стадников совместно с рабочей группой, в которую вошли кандидат архитектуры, профессор, зав кафедрой ИП СГАСУ С.А. Малахов, кандидат архитектуры, доцент Е. Репина и ряд других архитекторов разработали пилотный проект «бесконфликтной» реконструкции исторического центра Самары на примере 79 квартала. Это один из «типовых» самарских кварталов, обладающих всеми характеристиками, свойственными исторической части города: по периметру квартала вдоль красных линий расположены 2-3 этажные каменные и деревянные дома, построенные в конце ХIХ века. В глубине кварталов находится, в основном, ветхий фонд и самострой. Имеется 6 памятников архитектуры регионального значения. Общее число проживающих людей по предварительным данным составляет 300 человек. Квартал представляет собой прямоугольник 250Х125м, рассеченный на дворовые территории продольными и поперечными брандмауэрами. До революции каждый двор являлся независимым домовладением. После революции дворы превратились в коммунальное пространство, что обусловило их деградацию. Однако несмотря на все разрушения «самарский двор» и сегодня является носителем своеобразного градостроительного кода и образа жизни.

Предложенная методика «бесконфликтной» реконструкции основана на принципе сохранения максимального количества исторических параметров: границ участков, этажности, архитектурного языка.

Сложившийся современный метод реконструкции. Полная потеря изначальной структуры квартала, микрорайонный подход к застройке

Зоны интересов и ответственности собственников домовладений размыты, неизбежно образование спорных и хозяйственно неосвоенных территорий.

Предлагаемый метод бесконфликтной реновации:

застройка участков в восстановленных участках домовладений

Зоны интересов и ответственности домовладений четко определены самой структурой застройкиНезависимое инженерное обеспечение каждого домовладения, качественное частное благоустройство и озеленение

Отсутствие холостых проездов, независимые частые автостоянки, строгий контроль

Заключение

В результате реновации должна быть восстановлена способность исторической среды к саморазвитию, повышена привлекательность данной территории для проживания, ведения бизнеса и посещения гостями города. В ходе реновации предусматривается проведение реконструкции и ремонта памятников архитектуры, а также ценной застройки. Будут построены новые квадратные метры жилья и организовано новое общественное пространство. В целом комплексная программа по реновации исторического центра Самары предполагает возведение порядка 1,5 млн. кв.м. жилья и площадей общественного назначения. Высота вновь строящихся зданий не должна превысить 4-5 этажей.

Реставрация памятников истории — восстановление ценных в историко-мемориальном значении зданий и сооружений, даже, если они не являются памятниками архитектуры. Базируются на тех же принципах, что и реставрация памятников архитектуры.

2 стр., 977 слов

Историческая реконструкция

... Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. . Монография об исторической реконструкции с привлечением методов точных наук. . Данный реферат составлен на ... большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клубы Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ, например КИРиФ « Владычный ...

Работы по реставрации зданий и сооружений требует особых знаний и подготовки специалистов. Особенно, если речь идет о памятниках архитектуры. Ведь в каждом частном случае решается крайне противоречивая задача. С одной стороны, необходимо максимально бережно и деликатно реставрировать или даже восстановить объект, точно попав в контекст той эпохи, когда он был создан первоначально. С другой стороны, нужно «подарить» данному объекту «вторую жизнь», инвестиционную привлекательность — и это требование любого заказчика: будь то государство или частное лицо. Реставрация осложняются общей «усталостью» фундаментов и конструкций старых зданий — работы по их замене и укреплению требуют высочайшего профессионализма. То же самое справедливо и для работ по перепланировке помещений, ремонтно-отделочных работ.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/stroitelstvo-rekonstruktsiya-istoricheskih/

1.Сосновский, В. А. Планировка городов. учеб. пособие для архит. и строит. спец. вузов /

2.Крашенинников А.В. жилые кварталы Учеб. пособие

4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003.

  • Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2008. Том VIII.