Перспективы развития технического регулирования в России

Процесс развития экономики включает как стихийное, так и сознательное, целенаправленное формирование рыночных связей, товарно-денежных отношений государственными органами и общественными организациями. Областью социально-экономических отношений, в которой в течение последних десятилетий существенно усилилось государственное регулирование, является сфера формирования качества и безопасности продукции, технологических процессов и услуг.

К числу элементов государственного регулирования безопасности и качества товаров и услуг можно отнести такие, как: выдача лицензий на осуществление какой-либо деятельности, установление нормативов безопасности и качества, метрологические нормы и испытания продукции, процедуры оценки и подтверждения соответствия изделий и технологии установленным требованиям.

Одной из наиболее распространенных процедур подтверждения соответствия в последние десятилетия стала сертификация, выполняемая специальными учреждениями или организациями, которые играют роль независимой и объективной третьей стороны по отношению к участникам рыночных отношений. На протяжении последних 10 лет сертификация в РФ носила обязательный характер и была одним из основных инструментов регулирования рыночных отношений, в определенной степени способствовала осознанию потребителем своих прав.

В настоящее время российский рынок стал более цивилизованным, что допускает возможность перехода от жесткого способа подтверждения соответствия только третьей стороной к более гибким способам подтверждения соответствия. Кроме того, быстрое расширение внешней торговли, интеграция России в международное сообщество, в том числе и вступление в ВТО, развитие связей с ЕС требуют гармонизации действующей в стране системы стандартизации и сертификации с международными правилами. Все эти факторы свидетельствуют о необходимости реформирования действующей в стране системы сертификации. И такое реформирование осуществляется в настоящее время.

1. История развития сертификации в России

Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в СССР, начала развиваться в 1979 году, после вступления в силу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Госстандарту совместно с министерствами и ведомствами было поручено утвердить головные организации по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-бытового назначения. Целью такой системы было обеспечение достоверной оценки качества продукции и предотвращение передачи в производство несовершенных, технологически недоработанных изделий, а также систематический контроль за стабильностью качества выпускаемой продукции. В 1984г. Правительством СССР было принято Постановление о сертификации экспортируемой продукции.

11 стр., 5296 слов

Маркировка, знаки соответствия и качества

... -изготовителя/индивидуального предпринимателя; разрешительные документы (стандарты, знаки соответствия при сертификации, декларировании и пр.); цена в рублях. 1. Маркировка пищевой продукции Основным документом, в котором установлены ... полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО). Для товаров, качество и безопасность которых изменяется после открытия упаковки, также приводятся ...

В 1986 году было принято «Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50-598-86», которое явилось организационным документом, устанавливающим основные правила работ по сертификации продукции машиностроения, проводимых в рамках международных систем сертификации или двухсторонних (многосторонних) соглашений по сертификации.

В 1988 г. странами — членами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи) была подписана Конвенция о системе оценки качества и сертификации взаимопоставляемой продукции (СЕПРО СЭВ).

В СССР эта система была введена в 1988 г. Система СЕПРО СЭВ предусматривала проведение сертификации с использованием как стандартов СЭВ, так и других международных норм и лучших национальных стандартов. Указанная система фактически ввела международную аккредитацию испытательных лабораторий и международную аттестацию. К 1991 г. в стране функционировало 14 испытательных центров, было аттестовано несколько производств.

Сертификация в России начала проводиться в 1992 г. в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей” вступившим в силу 7 апреля, который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. Суть преобразований состояла в замене системы государственного управления производством и контроля качества продукции на систему государственного регулирования процедур контроля безопасности производств и продукции с соответствующим изменением функций участников отношений. Законы определили права субъекта сертификации — посредника между производителем и покупателем продукции — письменно удостоверять соответствие продукции установленным требованиям стандартов.

В течение последующих 10 лет формировалась законодательная основа подтверждения соответствия различных видов продукции. В составе имущественных комплексов предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ были определены две области регулирования качества: качество собственно продукции и качество технологических систем обращения с продукцией (так называемые системы качества) на различных этапах ее жизненного цикла. Конкретные требования к характеристикам продукции и систем качества были установлены в государственных и отраслевых стандартах, нормах и правилах, которые до 2003 г. рассматривались как элементы технического законодательства страны. С целью вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в декабре 2002 г. был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который отменил действие законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» и ряда других нормативных актов.

По мнению А.А. Нестерова, ФЗ о техническом регулировании является основным источником технического права в России [24].

4 стр., 1721 слов

Развитие технического регулирования в России

... качества продукции - все это тормозит развитие экономики России. Поэтому была выработана концепция реформирования стандартизации и сертификации, которая реализована в Федеральном законе от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ...

В этом законе Сертификация продукции рассматривается как форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

1.1 Особенности подтверждения соответствия с принятием федерального закона «О техническом регулировании»

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил новую систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Закон направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям. В результате принятия закона появились новые правовые акты, прежде всего технические регламенты, существенно меняющие повседневную экономическую жизнь Российской Федерации. Основными инструментами технического регулирования станут технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами, национальные стандарты — правила для добровольного использования, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национальных научно-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства.

Главная цель Федерального закона РФ «О техническом регулировании» — создание основы единой политики в области стандартизации и сертификации. В результате принятия закона на отечественном правовом поле появилось созвездие новых норм, которые существенно меняют экономическую жизнь страны. Закон требует внесения изменений и дополнений в значительное количество документов действующего законодательства, включая до 50 Федеральных законов и более 60 тыс. нормативных и правовых актов: приказы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации и министерств и ведомств. Они известны как ГОСТы, ОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы пожарной и ветеринарной безопасности и т. д. Все они будут действовать до тех пор, пока их не заменит соответствующий технический регламент. Причем такая замена должна проходить плавно.

Не менее важной целью принятия Федерального закона РФ «О техническом регулировании» является приведение российских процедур стандартизации и сертификации в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) — World Trade Organization (WTO), и в первую очередь, с требованиями Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. Данный закон противодействует превращению национальных стандартов и различных технических требований к продукции услугам в инструмент протекционизма по отношению к каким-либо группам товаропроизводителей. Гармонизация национальной системы стандартизации с международной облегчает выход российской высокотехнологичной продукции на мировые рынки, позволяет организовать кооперацию в ее производстве субподрядчиками из развитых стран.

17 стр., 8256 слов

Ассортимент алкогольной продукции

... работы. Объектом исследования является ассортимент алкогольной продукции в магазине «Семерка». Предмет исследования: ассортимент, качество и конкурентоспособность ликероводочных изделий реализуемых в магазине «Семерка». Целью дипломной работы ... изделий. Под регулированием развития ... работы торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия ...

Концепция закона «О техническом регулировании» предусматривает, что все обязательные требования к продукции и услугам устанавливаются только техническими регламентами, которые определяются Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции (услуг) и сфера применения обязательных требований сводится к минимуму. Причем после вступления в силу технических регламентов обязательные требования стандартов перестают быть обязательными и государственный контроль (надзор) начинает осуществляться за соблюдением требований технических регламентов.

Кстати, в качестве основных нормативных элементов технического регулирования мировая практика определяет технические регламенты, международные, национальные и региональные стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитацию органов сертификации и испытательных лабораторий (центров), контроль и надзор.

Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» предусматривал переходный период длительностью семь лет, в течение которых должны были сосуществовать новые и старые элементы технического регулирования (т. е. соответствующие регламенты — документы, содержащие обязательные правовые нормы и принятые соответствующим органом исполнительной власти), и стандарты.

В полную же силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» начнет работать после введения технических регламентов и тогда Российская Федерация выйдет на формирование Единого кодекса законов о техническом регулировании.

Федеральный закон «О техническом регулировании» является законодательной базой реформирования в области отношений, возникающих при формировании обязательных и добровольных требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, утилизации, при проведении оценки соответствия продукции установленным требованиям.

Основными элементами технического регулирования согласно Закону, наряду с применением технических регламентов, стандартизации, аккредитации, государственного контроля (надзора), является также и подтверждение соответствия (Глава 4 Закона) [1].

Значительная часть Закона посвящена регулированию вопросов подтверждения соответствия, так как сертификация и декларирование соответствия направлены на защиту граждан от потребления опасной и некачественной продукции.

Вступивший 1 июля 2003 г. в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года определил новую систему устано вления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам.

Согласно закону Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» под сертификацией понимают ─ форму подтверждения соответствия требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров. Под сертификатом рассматривают документ, удостоверяющий соответствие товара (услуги) требованиям технических регламентов, стандартов или условиям договоров. Система сертификации представляет собой совокупность правил выполнения работ по сертификации и правил функционирования этой системы.

3 стр., 1363 слов

Научно-техническая продукция

... инновационной политики; определить методы регулирования НТП государством и инновационным сектором. 1.Рынок инновационной продукции Одной из причин низкого уровня состояния инновационной сферы является неразвитость рынка интеллектуальных и инновационных ... научно-технической продукции. Субъекты инновационного рынка учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты). Объекты рынка в ...