Суверенный Казахстан переживает сегодня не самые лучшие времена.
Недавний экономический кризис постучался и в наши двери, но ведь кризис не
может быть вечным. Тем более, что казахстанская экономика остаётся
привлекательной для иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции играют
важную роль в развитии национальной экономики Казахстана. Третьим
долгосрочным приоритетом Стратегии Казахстан – 2030 является
экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким
уровнем иностранных инвестиций.
Существуют по крайней мере четыре взгляда на туризм как явление
современного мира. Чаще всего эти взгляды предстают перед нами в виде
сложившихся штампов, отличия между которыми трудно заметить.
Туризм как отрасль хозяйства — это наиболее распространенное
утверждение о туризме, особенно руководителей регионов, экономистов.
Среди немногих не согласных с этим взглядом на туризм наиболее
распространено мнение, что туризм — это межотраслевой комплекс, или рынок,
где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и
формирует туристский продукт.
На развитие туризма в Республике Казахстан особенное воздействие
оказали политические и социальные преобразования, происходящие в контексте
реформирования экономики. Коренным образом изменились стратегия и тактика в
туристской сфере деятельности, наметилась реструктуризация видов и форм
туризма, что привело к изменению целей и задач, стоящих перед туристской
отраслью. Все эти аспекты, происходящие в сфере рыночных преобразований,
оказывают значительное влияние на национальную экономику, а следовательно
приобретают актуальность на современном этапе.
Туризм одна из отраслей экономики, которая быстро отреагировала на
происходящие реформистские процессы. Она оказалась более восприимчивой к
экономическим преобразованиям, что предопределило формирование рынка
туристских услуг. Появились новые частные туристские фирмы альтернативные
государственным, вместе с этим намечается процесс монополизации туристского
рынка, так как процесс концентрации производства привел к созданию крупных
компаний, оказывающих влияние на развитие туристского бизнеса.
В Казахстане создан новый туристский продукт, который отличается от
Развитие промышленности в Казахстане
... предприятия находившиеся в Алтайском горном округе. Развитие капиталистических отношений в Казахстане происходило медленно. Русский царизм не допускал развития тяжелой промышленности в Казахстане, стремясь сохранить ... заинтересованы в разработке полезных ископаемых Казахстана - золота, каменного угля, нефти. В конце XIX века горная промышленность Казахстана переходит в руки иностранного капитала. ...
западного, но и неадекватен российскому туристскому продукту. С целью
повышения эффективности функционирования данной отрасли необходимо
определить наиболее оптимальную для условий Казахстана траекторию развития
туризма и определить действенные рычаги в условиях рыночных преобразований.
ГЛАВА 1. Туризм как отрасль экономики
Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту
Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее
определение отрасли: отрасль экономики — совокупность всех производственных
единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид
производственной деятельности.
Отрасль характеризуется прежде всего как совокупность однородных
производственных единиц. Последние и выступают в экономике в качестве
объектов отраслевого управления, а субъектами управления являются
отраслевые министерства. Все страны мира имеют министерства. Но далеко не
все из них имеют министерства туризма. Министерский период был в
истории российского туризма, когда им руководило Министерство культуры и
туризма. В подчинении данного министерства недолгое время находились не
только туристские предприятия, но прежде всего многочисленные музеи,
театры, киноконцертные залы и т. п. Это был далеко не лучший период
отечественного туризма. Именно в это время произошел развал прежней
общественной структуры туризма, поскольку руководство министерства невольно
рассматривало туризм только как финансовое подспорье для поддержки другой
быстро разваливающейся системы — культуры, лишенной бюджетного
финансирования. Безусловно, туризм связан с культурой, поскольку именно
дифференциация культурных ценностей, так же как территориальные различия в
природе, способна поддерживать интерес к познанию мира и путешествиям.
Однако действующие международные отраслевые классификаторы не объединяют
туризм и культуру в одну отрасль хозяйства.
С 1 января 1976 г. в нашей стране действует Единый классификатор
Отрасли народного хозяйства, который был разработан Госкомитетом СССР по
статистике, Госпланом СССР и Госкомитетом СССР по стандартам. С учетом
изменений, внесенных Госстандартом СССР (№ 1-17), а также Госстандартом
Российской Федерации (№ 1895, 1896, 2097, 2197), этот классификатор
приобрел современный вид и получил официальное название Общероссийский
классификатор Отрасли народного хозяйства 1.75.018. (ОКОНХ).
ОКОНХ представляет группировку видов деятельности по отраслям,
отличающимся характером функций. Известно, что в ходе общественного
разделения труда складываются однородные отраслевые группировки, которые со
своей стороны характеризуют уровень процесса расширенного воспроизводства.
В этом плане ОКОНХ помогает анализировать структуру народного хозяйства.
ОКОНХ — составная часть Единой системы классификации и кодирования
технико-экономической информации, используемой в автоматизированных
системах управления в народном хозяйстве. ОКОНХ предназначается для
обеспечения машинной обработки информации и используется для решения задач
Роль отрасли сельского хозяйства в экономике XXI в
... труда в области сельского хозяйства 1 Отраслевые особенности сельского хозяйства Сельское хозяйство, как отрасль экономики, имеет ряд характерных особенностей, которые определяют результаты деятельности аграрных предприятий. Как и в других отраслях народного хозяйства, здесь действуют также ...
АСУ различных уровней управления и обеспечения их информационной
совместимости. Одна из важнейших задач ОКОНХ -обеспечить сопоставимость
показателей при анализе экономической эффективности общественного
производства. При помощи ОКОНХ происходит увязка отчетных показателей и
характеризуется уровень развития экономики и культуры отдельных регионов и
стран.
Основной целью ОКОНХ является группировка предприятий и организаций по
отраслям для выявления межотраслевых связей и научного анализа оптимальных
пропорций в развитии народного хозяйства.
ОКОНХ выделяет иерархию отраслей. Внутри крупных отраслей народного
хозяйства (как результат общественного разделения труда) выделяются более
дробные отрасли — совокупности предприятий, производящих однородную
продукцию или выполняющих однородные общественные функции. Предприятие,
учреждение, организация, состоящие на самостоятельном балансе, являются
классификационными единицами отрасли, поскольку каждое из них относится к
определенной отрасли народного хозяйства. Именно от их слияния и образуются
отрасли, подотрасли, виды, группы и подгруппы, которые и образуют
иерархическую структуру ОКОНХ.
Отрасли народного хозяйства с точки зрения характера общественного
труда и участия в создании совокупного общественного продукта и
национального дохода подразделяются на сферу материального производства и
непроизводственную сферу.
К сфере материального производства относят отрасли, которые объединяют
предприятия, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии,
перемещения грузов, хранения продуктов, их сортировки, упаковки и других
функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. К этой
сфере в соответствии с ОКОНХ относят:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- лесное хозяйство;
- рыбное хозяйство;
- транспорт и связь;
- строительство;
- торговлю и общественное питание;
- материально-техническое снабжение;
- заготовки;
- информационно-вычислительное обслуживание;
- операции с недвижимостью и имуществом;
- общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка;
- геологию и разведку недр, геодезическую и гидрометеорологическую службы;
- прочие виды деятельности материального производства.
Отдельно в данном перечне отраслей туризм не называется, хотя нетрудно
предположить, что многие предприятия, обслуживающие нужды туристов, будут
входить в такие отрасли, как транспорт и связь, торговля и общепит,
материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное
обслуживание и др.
К непроизводственной сфере относятся предприятия, учреждения и
организации, которые не создают материальных благ в процессе своей
экономической деятельности:
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- непроизводственные виды бытового обслуживания;
- здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
- образование;
- культура и искусство;
- наука и научное обслуживание;
- финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение;
- управление;
- общественные объединения.
И в этом перечне отраслей туризм не представлен, хотя очевидно, что
Анализ стратегических групп конкурентов в отрасли туризма с использованием ...
... конкурентов. Пять сил конкуренции, действующих в отрасли, будут оказывать различное воздействие на выделенные стратегические группы, поэтому привлекательность и прибыльность стратегических групп и входящих в них организаций ... могут выйти из нее и войти в соседнюю, что усиливает конкуренцию. В результате имеющиеся барьеры определяют границы между группами и структуру конкретных групп. Однако со ...
предприятия практически всех названных выше отраслей непроизводственной
сферы участвуют в формировании туристского продукта.
Представленная выше классификация отраслей народного хозяйства имеет
определенный смысл. Она необходима для правильного определения объемов
общественного продукта и национального дохода и сопоставимости этих данных
с результатами, полученными в других странах мира. Приведенная выше
классификация имеет унифицированный вид и используется практически всеми
государствами для измерения национального дохода, его перераспределения и
определения эффективности общественного производства.
Верхний уровень отраслевой иерархии не выделяет туризм в особую отрасль
народного хозяйства. Это значит, что туризм не рассматривается как
самостоятельная отрасль народного хозяйства. Однако классификация ОКОНХ
позволяет точно идентифицировать место туризма в иерархической отраслевой
классификации. Всего вычленяется пять разрядов ОКОНХ: отрасли состоят из
подотраслей, те, в свою очередь, делятся на виды; виды — на группы, а
группы — на подгруппы.
Таким образом, полный код обозначается пятизначным числом. Первая цифра
кода обозначает номер отрасли народного хозяйства. Отрасли народного
хозяйства, относящиеся к производственной сфере, получают значения от 1 до
8. Отрасли непроизводственной сферы собраны под цифрой 9. Для их
обозначения используется следующая форма (табл. 1.1).
Таблица 1 Классификация отраслей непроизводственной сферы
Код Контрольное Наименование Предприятия, организации,
число включаемые в группировку
91000 0 Здравоохранение, *
физическая
культура,
социальное
обеспечение
91500 4 Здравоохранение
91510 8 Лечебно-профилакт
ические
учреждения
91517 1 Санаторно-курортнСанатории,
ые учреждения санатории-профилактории,
пансионаты с лечением,
курортные поликлиники,
бальнеолечебницы,
грязелечебницы,
специализиро-
ванные пионерские лагеря
круглогодичного действия
91600 7 Отдых и туризм
91661 0 Оздоровительные Пионерские лагеря, дома
учреждения, отдыха, пансионаты без
учреждения отдыхалечения и другие
учреждения отдыха
91620 4 Туризм Туристские гостиницы,
туристские базы, мотели,
кемпинги, экскурсионные
бюро, бюро путешествий,
учреждения по организации
международного туризма
Деятельность турфирмы «Роза ветров КМВ»
... социально-культурного сервиса и туризма. Учебно-ознакомительная практика была пройдена в период с 02.02.09. – 27.02.09. в туристской организации ООО «Роза ветров КМВ», которая расположена по ... и нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий и организаций сферы социально-культурного сервиса и туризма; 4) ознакомиться с организационно-экономическими структурами на предприятиях сферы ...
91700 0 Физическая Физкультурно-оздоровитель-
культура ные комплексы,
учебно-тренировочные
центры и базы, стадионы,
дворцы спорта, спортивные
базы, спортивные школы и
т. п.
Приведенный выше классификатор под кодом 91620 выделяет Туризм в
отдельную отраслевую подгруппу. Однако и многие другие из приведенных выше
отраслевых подгрупп объединяют предприятия, учреждения и организации,
производящие услуги, необходимые для обслуживания туристов и экскурсантов.
Обобщая рассмотренную информацию о классификаторе ОКОНХ, можно сделать
вывод, что последний под термином туризм выделяет далеко не полный
перечень предприятий, чья деятельность необходима для удовлетворения
туристских потребностей. Это и дает право критикам отраслевой концепции
отстаивать концепцию межотраслевого и комплексного характера туризма.
ГЛАВА 2. Туризм как экономическая деятельность
После того как в нашей стране был принят Федеральный закон Об основах
туристской деятельности, противники отраслевой концепции торжествовали
почти так же бурно, как и сторонники термина туристский перед
сторонниками транскрипции туристический. Еще бы. Их концепция и точка
зрения официально подтверждались федеральным законом.
Возможности использования термина туристская деятельность четко
определены данным Законом следующей дефиницией: туристская деятельность —
это туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность
по организации путешествий.
Закон однозначно трактует туроператорскую деятельность как деятельность
по формированию, продвижению и реализации туристского продукта,
осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем. Турагентскую деятельность тот же Закон определяет как
деятельность по продвижению и реализации туристского продукта,
осуществляемую на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем. Анализ приведенных выше официальных определений позволяет
сделать вполне однозначные выводы:
- туристская деятельность — это предпринимательская деятельность;
- организация путешествий не является (по определению) продуктом
деятельности турагентов и туроператоров, поскольку деятельность последних
предполагает своим объектом туристский продукт; из этого следует, что
организация путешествий -это иная деятельность, т. е. не деятельность
турагентов и тур-операторов.
Последнее обстоятельство заставляет нас обратиться к фундаментальному
определению термина деятельность.
В туристской литературе термин деятельность раскрывается в нескольких
аспектах.
Во-первых, как философская категория ~ специфическая человеческая форма
отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его
целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества.
Согласно этому определению деятельность включает в себя цель, средства,
результат и сам процесс. Сопоставляя данное определение с дефиницией
туристской деятельности, данной в Законе, приходится констатировать, что
Содержание процедуры сертификации туристических услуг
... по сертификации услуг (ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). До принятия ФЗ «О техническом регулировании» сертификация туристского продукта являлась обязательной процедурой, а предоставление сертификата соответствия туристических услуг требованиям ...
последняя не раскрывает ее цели, из средств указывает только на
туроператоров и турагентов, результатом видит только путешествия, а процесс
вообще остается вне рамок определения. Такое, мягко говоря, игнорирование
общеметодологической концепции деятельности и породило серьезную критику
законного определения, а что еще хуже -его неопределенность.
Во-вторых, как системная категория — структура, связывающая субъекта со
средой. То есть деятельность несет в себе признаки как субъекта, так и
среды и поэтому может толковаться с целостных позиций: то как
всепроникающая характеристика абсолютного духа (Гегель), то как целостное
материалистическое объяснение всей социальной истории (К. Маркс), то как
обобщающая характеристика личности (С. Киркегор, А. Лосев), то как
противостоящая разуму воля (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), то как символическая,
знаковая структура (Э. Кассиро), наконец, как самодостаточная
бихевиористская компонента (Дж. Уотсон, К. Халл).
В этом ряду крайне важна
концепция деятельности, предложенная Э. Г. Юдиным, и не только потому, что
именно она раскрывает ее системную сущность, но и благодаря тому, что
именно в туризме она впервые была реализована как объяснительный принцип
при непосредственном участии ее автора.
Нетрудно заметить, что и системно-структурные принципы анализа
деятельности также не приняты во внимание разработчиками Закона Об основах
туристской деятельности.
Возможно, несколько большую определенность понятию туристская
деятельность даст обращение к термину путешествие как родовому понятию
по сравнению с видовым понятием туристский продукт. Но и это понятие
раскрывается как специфическая деятельность отнюдь не организаторов отдыха,
а туристов. Путешествие — передвижение по какой-либо территории, акватории
для их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными,
спортивными и другими целями.
Обратимся к последней из применяемых в определении понятия туристская
деятельность категории — туристский продукт, хотя и она, как следует из
самого определения, не имеет отношения ко всей туристской деятельности.
Согласно Закону туристский продукт — это право на тур, предназначенное для
реализации туристу. Получается, что деятельность турагентов и
туроператоров — это формирование, продвижение и реализация некоторых прав
туристов.
Более широко используемая в туризме дефиниция трактует туристский
продукт как потребительский комплекс, включающий: тур, туристско-
экскурсионные услуги и специальные туристские товары, т. е. как
совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей,
потребляемых туристом.
Именно такой, экономический, подход к деятельности мы находим в
некоторых важнейших международных стандартах и классификаторах. Так,
Статистическая комиссия ООН дает следующее унифицированное определение
экономической деятельности — сочетание действий, приводящее к получению
определенного перечня продукции, которое достигается в том случае, когда
объединяются ресурсы и производственный процесс для создания конкретных
Правила организации экскурсионной деятельности. Сертификация услуг
... время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется «под заказ клиента», предполагается предоставление ... гида. Следовательно, экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. Экскурсии - это реальная возможность для ознакомления с ...
товаров и услуг.
Данное определение экономической деятельности, кстати, позволяет
конкретизировать и понятие отрасли как совокупности производственных
единиц, осуществляющих сходный вид производственной деятельности.
Итак, сделаем общий вывод, что в Законе Об основах туристской
деятельности, в сущности, говорится о производственной туристской
деятельности или, точнее, об экономической туристской деятельности, хотя
определения им даны, совсем не соответствующие унифицированным
международным стандартам, а это вносит большую путаницу в не такую уж
сложную проблему рассмотрения туристской деятельности как экономической.
Для этого достаточно было использовать действующие международные стандарты
экономической деятельности.
Исчерпывающую ясность в эту проблему вносит введенный в Российской
Федерации с 1 июля 1997 г. Общероссийский классификатор видов экономической
деятельности, продукции и услуг (ОКДП), который, в свою очередь, входит в
состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и
социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).
ОКДП представляет собой систематизированный свод классификационных
группировок видов экономической деятельности, в основу которого положены
Международная стандартная отраслевая классификация (MCOKISIC) и
Международная классификация основных продуктов (МКОП СРС).
Этот стандарт
способен систематизировать предприятия по видам их экономической
деятельности, а также производимой продукции и предоставляемым услугам как
конечному результату этой деятельности.
Принципы ОКДП максимально соответствуют задачам отраслевого управления
в условиях рынка, особенно в период отраслевого передела, когда отрасли
как субъекты управления быстро меняют организационные структуры управления
и формы взаимодействия с предприятиями. В этом случае необходимо передать
большую самостоятельность в управлении самим предприятиям. За государством
же остаются правовые и экономические рычаги управления макроэкономического
уровня.
ОКДП использует семиразрядный код, в котором объединены три объекта
классификации:
- виды экономической деятельности;
- виды продукции;
- виды услуг.
Структура кода ОКДП при классификации видов экономической деятельности
предусматривает выделение следующих иерархий:
- разделов экономической деятельности (кодируется заглавными буквами
латинского алфавита от А до Q);
- подразделов экономической деятельности (этот подраздел и следующие по
рангу иерархии кодируются цифрами);
- групп экономической деятельности;
- подгрупп экономической деятельности;
- группировок экономической деятельности.
В коде ОКДП 4 высших разряда используются для классификации вида
экономической деятельности, а 3 низших — продукции и услуг.
Туристская производственная деятельность в классификаторе ОКДП
встречается многократно в различных его разделах. В частности, целый раздел
Н 55 озаглавлен Гостиницы и рестораны. Этот раздел включает следующие
Лицензирование и стандартизация в области туризма
... услуги, подлежащие обязательной сертификации, ФИО должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности. 5 Порядок лицензирования в туризме Порядок и условия лицензирования в туризме ... деятельности Туроператорская деятельность Турагентская деятельность Кем осуществляется Министерство экономического развития и торговли РФ Министерство экономического ...
подразделы, относящиеся к туристской экономической деятельности:
Н 551 — деятельность гостиниц, мотелей, площадок для кемпингов и прочих
мест краткосрочного проживания; Н 552 — деятельность ресторанов, баров и
столовых. Раздел I — Транспорт, складское хозяйство, связь -включает
несколько групп экономической деятельности, в рамках которых осуществляется
туристское обслуживание:
16011 — деятельность магистрального железнодорожного транспорта;
16021 — деятельность пассажирского автотранспорта, подчиняющегося
расписанию;
16022 — деятельность пассажирского автотранспорта, не подчиняющегося
расписанию;
1611 — деятельность морского транспорта;
1 612 — деятельность внутреннего водного транспорта;
1621 — деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию;
- I 622 — деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию;
1635 — деятельность бюро путешествий и туристских агентств;
- деятельность по оказанию помощи туристам, не включенная в другие категории.
Раздел К — Деятельность исследовательская и коммерческая — включает
подраздел:
К 729 — деятельность, связанная с использованием компьютеров и
информационных технологий.
Раздел N — Здравоохранение и социальные услуги — включает также
один подраздел:
N 8514 — санаторно-курортная и оздоровительная деятельность.
Раздел О — Деятельность по предоставлению услуг, в нем можно
отметить четыре подраздела, относящиеся к обслуживанию туристов:
- О 9219 — деятельность в области распространения культуры; О 9232 —
деятельность музеев, охрана исторических памятников;
- О 9241 — спортивная деятельность;
- О 9249 — деятельность по организации отдыха и развлечений.
Что касается производимой продукции и услуг, то ОКДП выделяет следующие
классы и подклассы продукции и услуг туристского назначения:
550 0000 — Услуги гостиниц и ресторанов, в т. ч.:
551 0000 — услуги гостиниц и ресторанов и аналогичных мест проживания;
551 0010 — услуги гостиниц; 551 0020 — услуги мотелей; 551 0090 —
услуги прочих мест проживания; 551 0091 — услуги детских и студенческих
лагерей на время каникул;
551 0092 — услуги оздоровительных центров и домов отдыха;
551 0093 — услуги по сдаче в аренду меблированных мест проживания;
551 0094 — услуги молодежных центров и горных приютов;
551 0095 — услуги кемпингов и стоянок передвижных дач; 551 0096 —
услуги спальных вагонов и предоставление спальных мест в прочих
транспортных средствах;
551 0099 — услуги по предоставлению мест проживания. 552 0000 — Услуги
ресторанов, баров, столовых, в т. ч.:
552 0010 — услуги общественного питания;
552 0011 — услуги по обеспечению питанием с полным ресторанным
обслуживанием;
Инновационная деятельность на транспорте:состояние и перспективы развития
... развитие пассажирского транспорта общего пользования, скоростные и высокоскоростные перевозки. Во многих странах отказались от системы квот, тарифных и других преференций - их заменила гармонизация транспортного законодательства. Кроме того, рынок транспортных услуг ... обеспечения инновационной деятельности. Исследования в области организации и управления инновационной деятельностью на транспорте с ...
552 0012 — услуги по обеспечению питанием в заведениях
самообслуживания;
5520013 — услуги по обеспечению питанием, приготовленным в другом
месте;
5520019 — услуги предприятий общественного питания прочие;
552 0020 — услуги по продаже напитков для потребления на месте;
552 0021 — услуги по продаже напитков без развлекательной программы;
552 0022 — услуги по продаже напитков в сочетании с развлекательными
программами. 6011010 — Перевозки пассажирские, в т. ч.:
601 1011 — перевозки пассажирские дальние;
602 1000 — перевозки пассажирские автомобильным транспортом по
расписанию;
602 1030 — перевозки пассажирские междугородные автомобильным
транспортом по расписанию;
602 1040 — перевозки пассажирские международные автомобильным
транспортом по расписанию;
602 2020 — рент-кар;
611 0000 — услуги морского транспорта;
611 0010 — перевозки морским транспортом пассажирские;
611 0012 — перевозки морским транспортом круизные;
612 0000 — услуги внутреннего водного транспорта; 612 0012 — перевозки
пассажирские на водных туристских линиях;
612 0013 — перевозки пассажирские на экскурсионно-прогулочных линиях;
621 0000 — услуги воздушного транспорта;
621 0010 — перевозки пассажиров воздушным транспортом регулярные;
622 0000 — услуги воздушного транспорта, не подчиняющиеся расписанию;
622 0010 — услуги воздушного транспорта, подчиняющиеся расписанию;
633 0000 — услуги транспортно-экспедиционных агентств; 695 0000 —
услуги бюро путешествий и транспортно-экспедиционных агентств;
695 0010 — услуги бюро путешествий и туристских агентств;
695 0020 — услуги экскурсионных бюро. 851 4010 — Санаторно-курортные и
оздоровительные услуги, вт. ч.:
851 4020 — лечение и обслуживание в профилакториях; 851 4030 — лечение
и обслуживание в специализированных детских санаториях и лагерях;
851 4040 — сопутствующие санаторно-курортные услуги. Различные виды
туризма как области экономической деятельности и классы туристской
продукции и туристских услуг представлены в классификаторе достаточно
широко. Все это говорит о том, что рассмотрение туризма как деятельности
уже сейчас опирается на весьма авторитетные международные стандарты и
обязано учитываться при решении вопросов об управлении туризмом. С точки
зрения рассмотренных выше отраслевых стандартов, наиболее рациональным
является включение туризма в единый отраслевой комплекс вместе с физической
культурой и санаторно-курортным делом. В то же время туризм необходимо
рассматривать и как экономическую деятельность. В этом случае туристские
предприятия нуждаются в значительном расширении экономической
самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной,
социальный, детский туризм) — в приоритетной поддержке со стороны
государства.
ГЛАВА 3. Условия и предпосылки возникновения менеджмента в туризме
Туризм, каким мы его представляем сегодня, — сравнительно молодой
феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена. Если
обратиться к древней истории, то следует начать с первого вынужденного
путешествия, когда Бог изгнал Адама и Еву из рая. В соответствии с принятым
определением туризма здесь уже присутствуют некоторые его признаки: смена
места проживания; нахождение в другом регионе; временность. Такую
историческую интерпретацию туризма можно было бы распространить и на
древние странствия народов, паломничество, кругосветные экспедиции,
различные туристские походы.
Однако современное учение о туризме не признает первых путешественников
как туристов, так как у них отсутствовала настоящая мотивация:
путешествие не было удовольствием, оно совершалось не по собственной воле и
не являлось самоцелью. Напротив, путешествие чаще всего было тяжелым (в
физическом и моральном смысле слова), очень сложным в технологическом
аспекте и, наконец, было всего лишь средством достижения цели. Главными
мотивами были торговля и коммерция, открытие новых земель, завоевания,
религиозные миссии и т.п.
Таким образом, сегодня вряд ли кто скажет, когда и как зародились
искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал
там, где люди работали группами, и, как правило, в трех сферах
человеческого общества: политической, когда возникала необходимость в
установлении и поддержании порядка в обществе; экономической — при
изыскании, производстве и распределении ресурсов; оборонительной — при
защите от врагов и диких зверей.
Даже в древних обществах требовались личности, которые бы
координировали и направляли деятельность определенных групп. Сама жизнь
заставляла первобытные народы быть прекрасными следопытами,
путешественниками, обязывая их знать географию обитаемых земель и чутко
прислушиваться к неумолимым законам суровой природы. В результате этого
закладывались и развивались различные умения и навыки, совершенствование
которых и приводило к необходимости совершать далекие походы и путешествия,
открывая неведомые земли.
Эти периоды отличаются выбором транспортных средств — пешком — на
лошади — паровозом (по железной дороге) — на автомобиле — на самолете;
мотивацией путешествий — от путешествия, вызванного необходимостью, к
путешествию самоцели (познание мира, лечение, отдых, рекреация и т.п.);
количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям — от элиты
- к среднему сословию — к состоятельным классам и до массового охвата людей
туризмом (т.е. всех слоев общества).
Глава 4. Менеджмент индустрии туризма как основа развития бизнеса
В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично
развивающихся форм международной торговли услугами. По данным
социологических исследований ВТО, в настоящее время в структуре личного
потребления населения индустриально развитых стран туристская поездка
занимает одно из основных мест, и все чаще ей отдаётся предпочтение перед
приобретением отдельных товаров.
В начале 90-х годов доля туризма уже составляла более 10% мировой
торговли товарами и услугами, что позволило ему занять третье место после
экспорта нефти и автомобилей.
По единодушной оценке, данной Генеральной Ассамблеей ООН,
Экономическим и социальным советом ООН и ВТО, туризм к концу нашего века
превратится в ведущую отрасль мировой экономики. Являясь чрезвычайно важным
инструментом в деле улучшения экономического и социального положения многих
государств, в частности развивающихся, он стал важным фактором развития
экономик государств.
В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытия иностранных
туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений – 14%. Так, в 1948
году было зарегистрировано всего 14,5 млн. туристов, в 1958 – 55,3 млн.
туристов, в 1970 – 168 млн. туристов, в 1981 – 290 млн. туристов, в 1992 –
476 млн. туристов, в 1995 – 576 млн. туристов. Ещё более высокими темпами
возрастали валютные поступления от международного туризма. В 1958 году они
составили почти 5,5 млрд. долларов, в 1970 – 17,4 млрд. долларов, в 1981 –
106 млрд. долларов, в 1992 – 279 млрд. долларов, в 1995 – 372 млрд.
долларов.
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет
продолжаться и далее. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов
роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн.
человек, а к 2010 году увеличится до 937 млн. человек.
Управление туризмом требует дифференцированного подхода и поэтому в
мировой практике принято рассматривать 4 уровня менеджмента туриндустрии,
которые обеспечивают комплексный подход к организации туристского
обслуживания:
1. государственный,
2. отраслевой,
3. производственный,
4. оперативный.
При этом следует учитывать факторы, оказывающие влияние на стратегию
управления. Эти факторы могут быть как внешние (социальные, политические
условия и т.д.), так и внутренние (государственная политика в туризме,
возможности туристского привлечения и услуг).
Государственный уровень менеджмента в туризме включает в себя политику
государственного регулирования развития отрасли. Общегосударственное
регулирование туризма не должно быть единым для всех регионов страны.
Известно, что есть более и менее привлекательные в туристском плане
региона, обладающие более или менее высокими природно – климатическими,
познавательными, спортивными ресурсами, материальной базой и
инфраструктурой. Необходимо дифференцировано подходить к стимулированию
развития туризма по регионам и областям страны.
Туризм, будучи по своей природе международным, с одной стороны, и
горизонтальным – с другой, чутко реагирует на все действия и проводимую
общую политику стран и сообществ. Туризм одновременно подвергается
воздействию со стороны двух сфер и отраслей экономики, а именно: налоговой
системы, транспорта, благоустройства территории, защиты прав потребителей,
политики содействия малым и средним предприятиям, конкуренции.
Планирование развития туризма проводится на международном, национальном
и местном уровнях.
Международный и внутренний туризм в каждой стране базируется на
социальной политике, которая связывает планы туристского развития с планами
социально – экономического развития. В зависимости от уровня социально –
экономического развития страны применяют различные методы планирования
развития туризма. Однако все они имеют общие характеристики и в основном
состоят из трёх этапов:
1. сбор и анализ информации о ресурсах,
2. применение аналитического инструментария,
3. анализ решений и выбор приоритетного варианта.
Для составления плана развития необходимо иметь чёткое представление о
целях, которые должны быть достигнуты с помощью туризма. Следует отметить,
что туристская политика преследует как экономические, так и неэкономические
цели, достижение которых оказывает на национальную экономику