Лицензирование и сертификация в туризме

В настоящее время в России туризм признан одним из при­оритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного уп­равления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития Рос­сии, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенци­ал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показате­лем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, рас­тущими опережающими темпами, являются:

  • экологический туризм. Нужно отметить, что ООН официально объявила 2002 г. годом экологического туризма;

  • культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирово­го потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и ко­торые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

  • специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечеб­но-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечи­вающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

  • круизы, в которых в 2000 г. участвовало 9 млн. человек. Следует учи­тывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает оп­ределенные перспективы перед Балтийским морем.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного ту­ризма в Россию, являются:

  • образ России как страны, небезопасной для туризма, создавае­мый зарубежными и отдельными отечественными средствами массо­вой информации;

  • отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей стра­ны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;

  • неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;

    9 стр., 4249 слов

    Государственное регулирование, сертификация и лицензирование ...

    ... в Испании около 60 миллиардов евро. 2. Государственное регулирование в сфере туризма Испании Туристская ... туризма и специфику осуществления туристической деятельности в той или иной стране. Таким образом, в реферате мы рассмотрим особенности госрегулирования туризма в Испании. 1. История развития туризма в Испании ... Россией, при том что Испания имеет в десятки раз меньшую территорию. Погода Испании в ...

  • неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количе­ство гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);

  • отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

  • невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

  • несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствую­щих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

1 Лицензирование туристской деятельности

Основой законодательной базы по лицензированию турис­тской деятельности является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, кото­рый был принят Государственной Думой 13 июля 2001 г. и одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г. Закон вступил а силу 10 февраля 2002 г. Данный Закон регулирует отношения, возникающие между фе­деральными органами исполнительной власти, органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ли­цензирования отдельных видов деятельности в соответствии с переч­нем, предусмотренным п. 1 ст. 17 данного Закона.

Действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей.

В данном Законе используются следующие основные понятия:

  • лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

  • лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом;

  • лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

  • лицензионные требования и условия — совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

    17 стр., 8079 слов

    Риски в деятельности промышленных предприятий: виды, причины, способы снижения

    В то же время, в российской экономике, где факторы экономической нестабильности и без того усложняют эффективное управление предприятиями, проблемам анализа и управления комплексом рисков, возникающих в процессе их экономической деятельности, уделяется явно ...

  • лицензирующие органы — федеральные органы исполнитель- Ной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Законом;

  • лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

  • соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуаль­ный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с за­явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

  • реестр лицензий — совокупность данных о предоставлении ли­цензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие ли­цензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на терри­тории Российской Федерации;

  • установление единого перечня лицензируемых видов деятель­ности;

  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

  • установление лицензионных требований и условий положения­ми о лицензировании конкретных видов деятельности;

  • гласность и открытость лицензирования;

  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым относятся те виды деятельности, осуществле­ние которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, за­конным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу­дарства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Феде­рации в соответствии с определенными Президентом Российской Фе­дерации основными направлениями внутренней политики государства:

  • утверждает положения о лицензировании конкретных видов де­ятельности;

  • определяет федеральные органы исполнительной власти, осу­ществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

  • устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осу­ществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На лицензирующие органы возложены следующие полномочия:

  • предоставление лицензий;

  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

  • приостановление действия лицензий;

  • возобновление действия лицензий;

  • аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном п. 3 ст. 13 настоящего Закона);

  • ведение реестра лицензий;

  • контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицен­зируемых видов деятельности соответствующих лицензионных тре­бований и условий.

    5 стр., 2312 слов

    Нормативные документы Российской Федерации по организации аэропортовой ...

    ... по организации аэропортовой деятельности утверждены или подготовлены именно этими органами, в зависимости от вида деятельности. Лицензирование и сертификация аэропортовой деятельности гражданский авиация пассажир аэропортовый Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в ...

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий.

На каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего Закона, необходима лицензия.

Деятельность, на которую предоставлена лицензия, может осу­ществляться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставле­на федеральным органом исполнительной власти или органом испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществ­ляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уве­домления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации.

Срок действия лицензии — не менее 5 лет, и по его окончании мо­жет быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельнос­ти может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в соответ­ствующий лицензирующий орган следующие документы:

  • заявление о предоставлении лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы, места на­хождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерено осуществлять;

  • копии учредительных документов и свидетельства о государ­ственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) — для юридического лица;

  • копия свидетельства о государственной регистрации граждани­на в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для инди­видуального предпринимателя;

  • копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

  • документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас­смотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении ли­цензии;

  • сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании кон­кретных видов деятельности может быть предусмотрено представле­ние иных документов, наличие которых при осуществлении конкрет­ного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

11 стр., 5097 слов

Курсовая работа перевозка багажа воздушным транспортом

... Воздушный транспорт Рейсы по расписанию Рейсы вне расписания Прочие воздушные перевозки Водный транспорт Пассажирские линии и паромы Круизы Прочие Сухопутный транспорт Железнодорожный транспорт ... льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов; скидки и ... числе выдача лицензий на регуляр­ные перевозки; техническая помощь странам ... их к совместной работе. международным полетом. Международные ...

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Законом и иными нор­мативно-правовыми актами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензиру­ющий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с от­меткой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений со­искатель лицензии несет ответственность в соответствии с законода­тельством Российской Федерации.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение офор­мляется приказом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положе­ниями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соис­кателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отка­зе в предоставлении лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручает­ся) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизи­тов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

В течение 3 дней после представления соискателем лицензии до­кумента, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предос­тавление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицен­зиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного до­кумента, которые предоставляются лицензиату за плату, равную пла­те, установленной за предоставление информации, содержащейся и реестре лицензий.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих или ис­пользуемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензиру­ющего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем на­личие лицензии документе указываются:

  • наименование лицензирующего органа;

  • наименование и организационно-правовая форма юридическо­го лица, место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяю­щего личность, — для индивидуального предпринимателя;

    12 стр., 5822 слов

    Модернизация таможенных органов Российской Федерации

    ... целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, повышения качества таможенного администрирования и предоставления государственных услуг проводится работа по внедрению современных информационных технологий в деятельность таможенных органов, а также по модернизации информационно-программных средств, ...

  • лицензируемый вид деятельности;

  • срок действия лицензии;

  • идентификационный номер налогоплательщика;

  • номер лицензии;

  • дата принятия решения о предоставлении лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наи­менования или местонахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением до­кументов, подтверждающих указанные изменения или утрату доку­мента, подтверждающего наличие лицензии.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие ли­цензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего на­личие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

Лицензирующие органы имеют право:

  • проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

  • запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

  • составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

  • выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

  • выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы вправе приостановить действие лицен­зии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицен­зиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нару­шения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостанов­ление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения соответствующего уведомления и проверки устране­ния лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок дей­ствия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

10 стр., 4953 слов

Сертификация пищевой продукции

... в Госстандарте. Помимо добровольной и обязательной, существует сертификация в форме принятия производителем декларации соответствия. Данный документ подлежит регистрации в органе, осуществляющем сертификацию. 3. Сертификация пищевой продукции: цели и задачи, направления и ...

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением его преобразования, либо прекращения дей­ствия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию без об­ращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицен­зиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нане­сение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обо­роне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном выше, по решению лицензирующих органов. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие ука­занной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулирова­нии лицензии или о направлении заявления об аннулировании ли­цензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулирова­нии лицензии может быть обжаловано, в порядке, установленном за­конодательством Российской Федерации.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятель­ности, лицензирование которых они осуществляют.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является откры­той для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридичес­ким лицам за плату.

Информация из реестра лицензий органам государственной влас­ти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предос­тавлении лицензии взимается лицензионный сбор.

За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор.

Суммы указанных в настоящей статье лицензионных сборов за­числяются в соответствующие бюджеты.

Финансирование лицензирования осуществляется в пределах средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на содержание лицензирующих органов.

Ниже приводится выдержка из ст. 17, где дан перечень видов де­ятельности, связанных с предоставлением туристских и гостиничных услуг (услуг средств размещения), на осуществление которых требу­ются лицензии в соответствии с настоящим Законом:

  • перевозки пассажиров морским транспортом;

  • перевозки грузов морским транспортом;

  • перевозки пассажиров внутренним водным транспортом;

  • перевозки грузов внутренним водным транспортом;

  • перевозки пассажиров воздушным транспортом;

  • перевозки грузов воздушным транспортом;

  • перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудо­ванным для перевозок более 8 ч (за исключением случаев, если ука­занная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

    10 стр., 4970 слов

    Стандартизация и сертификация продукции предприятия

    ... соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Участники работ по стандартизации, ...

  • перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым авто­мобильным транспортом;

  • перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемно­стью свыше 3,5 т (за исключением случаев, если указанная деятель­ность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридичес­кого лица или индивидуального предпринимателя);

  • перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (за ис­ключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивиду­ального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

  • перевозки грузов железнодорожным транспортом (за исключе­нием случаев, если указанная деятельность осуществляется для обес­печения собственных нужд юридического лица или индивидуально­го предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);

  • туроператорская деятельность;

  • турагентская деятельность;

  • деятельность по продаже прав на клубный отдых.

Необходимо отметить, что деятельность, связанная с трудоустрой­ством граждан Российской Федерации за пределами Российской Фе­дерации, также требует лицензирования.

Введение лицензирования видов деятельности, не обозначенных в настоящем Законе, возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный ст. 17 перечень видов деятельности, на осуществ­ление которых требуются лицензии.

Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регу­лирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 на­стоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.

Лицензирование видов деятельности, не указанных в настоящем Законе, прекращается со дня вступления его в силу.

Федеральные авиационные правила лицензирования деятельнос­ти в области гражданской авиации действуют до момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации.

В феврале 2002 г. вступил в силу Федеральный закон «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности», в котором предусмотрено раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятель­ности, Положения утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95.

2 Сертификация как гарантия

качества туристских услуг

Не менее важен Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 2 марта и 31 июля 1998 г.), который устанавливает правовые основы обязатель­ной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) в РФ, а также права, обязанности и ответствен­ность участников сертификации.

Объектами сертификации могут быть продукция производствен­но-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, а также иные объекты (да­лее — продукция).

4 стр., 1928 слов

Сертификация и подтверждение соответствия в обеспечении качества продукции

... и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Подтверждение соответствия может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный (в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации) характер. Основы сертификации Сертификация продукции ...

Объекты обязательной сертификации определяют­ся законодательными актами (актами законодательного органа).

Объекты обязательной сертификации из числа товаров народно­го потребления, работ и услуг, оказываемых гражданам, определяют­ся в порядке, установленном Законом РФ «О защите прав потребите­лей» (п. 5 ст. 5).

Сертификация — процедура подтверждения соответствия, посред­ством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

  • создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

  • содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя;

  • подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может носить обязательный и добровольный ха­рактер.

Сертификация является методом объективного контроля качества продукции, ее соответствия установленным требованиям.

Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его доброкачественности.

Обязательная сертификация является также средством государ­ственного контроля безопасности продукции.

Добровольная сертификация способствует повышению конкурент­носпособности продукции.

Российская Федерация является участником ряда международных систем сертификации продукции: изделий электронной техники, элек­тротехнических изделий, омологации дорожных транспортных средств, ручного огнестрельного оружия. При сертификации указанной продук­ции следует руководствоваться правилами соответствующей системы международной сертификации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области сертификации в соответствии с рассматривае­мым настоящим Законом:

  • формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и публикует официальную информацию о них;

  • проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

  • публикует официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

  • готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

  • представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации национальный орган Российской Федерации по сертификации.

Полномочия по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, распрос­траняются на системы обязательной и добровольной сертификации. Го­сударственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России.

Порядок государственной регистрации, согласно Закону, устанав­ливается Госстандартом России. Цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификации принципиально различаются.

Системы обязательной сертификации создаются государственны­ми органами управления при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители ра­бот в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными орга­нами. Некоторые из участников обладают контрольными и арбитраж­ными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разре­шительный (лицензионный) порядок деятельности, который требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям. В отли­чие от этого, государственная регистрация систем добровольной серти­фикации носит явочно-учетный характер. Закон не предусматривает возможности отказа в регистрации такой системы ни по каким основа­ниям. Это объясняется тем, что работы по добровольной сертифика­ции осуществляются на договорной основе, не требуют специального правового регулирования, а подчиняются общим нормам гражданско­го законодательства. Однако факт регистрации в Госстандарте России наряду с регистрацией в качестве юридического лица является необхо­димым условием начала функционирования системы.

Госстандарт России как центральный государственный орган осу­ществляет общегосударственную регистрацию систем сертификации, знаков соответствия в целом, что дает им право функционировать. Как орган, создавший систему обязательной сертификации (так же как и другие государственные органы), Госстандарт России обязан вести реестр участников и объектов сертификации в созданной им конкретной системе сертификации.

Публикация официальной информации о действующих в РФ сис­темах обязательной и добровольной сертификации и знаках соответ­ствия, а также направление ее в международные (региональные) орга­низации по сертификации являются обязанностью Госстандарта России. Информация составляется на основе данных государствен­ной регистрации.

Право Госстандарта России представлять РФ в международных (региональных) организациях по, вопросам сертификации и заклю­чать с ними соглашения о взаимном признании результатов сертифи­кации является исключительным и не может осуществляться други­ми ведомствами.

Система сертификации создается федеральными органами испол­нительной власти и организациями и представляет собой совокуп­ность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с рассмат­риваемым Законом.

В систему сертификации могут входить предприятия, учрежде­ния и организации независимо от форм собственности, а также об­щественные объединения.

Таким образом, система сертификации может создаваться только юридическими лицами (форма собственности при этом не имеет зна­чения).

Закон предусматривает две составляющие системы сертификации: совокупность участников сертификации и правила сертификации. Исходя из понятия сертификации как деятельности по подтвержде­нию соответствия продукции установленным требованиям к участ­никам сертификации могут быть отнесены: государственные органы, организации, являющиеся создателями системы сертификации, ис­пытательные лаборатории (центры), центральные органы систем сер­тификации.

Закон относит к участникам сертификации также изготовителей (продавцов, исполнителей) продукции.

Система сертификации создается для определенного вида (клас­са) однородной продукции, включающего большие группы товаров или услуг, имеющих единые функциональное назначение, принципы работы (применения), методы контроля и испытаний и т.д. Например, система сертификации пищевых продуктов и пищевого сырья, турист­ских услуг, радиоэлектронной техники, автомототехники и др. Конк­ретный перечень товаров (услуг) определяется документами систе­мы или общими перечнями продукции путем ссылки на коды классификатора продукции (ОКП) или товарной номенклатуры внеш­неэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также путем указания соответствующих государственных стандартов и приравненных к ним документов.

В систему сертификации могут входить несколько систем серти­фикации однородной продукции.

Отдельные системы сертификации однородной продукции могут объединяться в единую, более крупную систему, все звенья которой руководствуются едиными принципами и документами, что не исклю­чает возможности учета специфики отдельных систем в их руководя­щих документах. Система обязательной сертификации является имен­но такой объединяющей системой.

Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям предусмотрен сертификат соответствия -документ, выданный по правилам системы сертификации.

Обязательной составной частью сертификата соответствия явля­ется сертификат пожарной безопасности.

Порядок организации и проведения сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности определяется Государствен­ной противопожарной службой федерального органа исполнительной -власти в области внутренних дел по согласованию со специально упол­номоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации.

Для маркировки продукции и услуг применяются знаки соответ­ствия — зарегистрированные в установленном порядке знаки, кото­рым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной ими продукции уста­новленным требованиям.

Порядок государственной регистрации знаков соответствия уста­навливается специально уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти в области сертификации.

Правила применения знаков соответствия устанавливаются конк­ретной системой сертификации в соответствии с правилами, устанав­ливаемыми специально уполномоченным федеральным органом ис­полнительной власти в области сертификации.

Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмот­ренных законодательными актами РФ.

При обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Фе­дерации.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных спе­циально уполномоченным федеральным органом исполнительной вла­сти в области сертификации, законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть воз­ложены на другие федеральными органами исполнительной власти.

Формы обязательной сертификации продукции устанавливаются Госстандартом России либо другими государственными органами управления Российской Федерации, уполномоченными на то в соот­ветствии с законодательством, с учетом сложившейся международ­ной и зарубежной практики.

Подтверждение соответствия может также проводиться посред­ством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) деклара­ции о соответствии.

Декларация о соответствии является документом, в котором изго­товитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтвер­ждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соот­ветствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Рос­сийской Федерации.

Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Участниками обязательной сертификации являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытатель­ные лаборатории (центры), изготовители (продавцы, исполнители) продукции, а также центральные органы систем сертификации, опре­деляемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Допускаются к проведению работы по обязательной сертифика­ции организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продав­цами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифици­руемой ими продукции, при условии их аккредитации в установлен­ном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области сертификации России и другие федеральные органы исполнительной власти, на которые законодательными акта­ми РФ возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции:

  • создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

  • осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

  • определяют центральные органы систем сертификации;

  • аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) и выдают им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

  • ведут государственный реестр участников и объектов сертификации;

  • устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;

  • устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

  • осуществляют государственный контроль и надзор и устанавливают порядок инспекционного контроля соблюдения правил сер­тификации и за сертифицированной продукцией;

  • рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

Центральные органы в структуре создаваемых систем сертифи­кации предусматриваются в тех случаях, когда более крупная систе­ма объединяет несколько систем либо, когда система имеет большое количество участников сертификации и обширную номенклатуру про­дукции.

Центральные органы возглавляют систему сертификации и выпол­няют отдельные функции государственных органов: организуют рабо­ту в системе и координируют деятельность всех участников, устанав­ливают правила процедуры сертификации и управления системой, рассматривают жалобы заявителей (хозяйствующих субъектов) на не­правильные действия органов по сертификации и испытательных цен­тров, аккредитованных в данной системе. Непосредственно работу по сертификации центральный орган, как правило, не осуществляет.

Решения центральных органов систем сертификации по апелля­циям могут быть обжалованы в соответствующий орган государствен­ного управления.

Под апелляцией прежде всего следует понимать жалобу заявите­ля на действия органа по сертификации или испытательной лабора­тории, нарушающие правила, установленные в данной системе, либо законодательство, в результате чего ущемляются права и интересы заявителя.

Это могут быть жалобы на необоснованный отказ в выдаче сер­тификата, финансовые нарушения и т.п.

Закон не регламентирует права государственного органа по ре­зультатам рассмотрения апелляции. Очевидно, эти права могут быть определены исходя из правовой природы отношений между органом управления и участниками сертификации.

Орган государственного управления, выступающий в качестве создателя системы сертификации, выдает разрешение — лицензию на выполнение определенных работ. При нарушении органом по серти­фикации или испытательной лабораторией условий выдачи лицензии, установленном в результате рассмотрения жалобы, действие лицен­зии может быть приостановлено или аннулировано.

Документ «Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации», действующий в системе ГОСТ Р, предусматривает возможность обжалования решения Госстандарта России в комиссию по апелляциям при Госстандарте России. Аналогичное право имеют и испытательные лаборатории.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных цент­ров систем сертификации осуществляется по специальной програм­ме и в порядке, установленном государственным органом при созда­нии системы сертификации в соответствующих правилах.

При положительных результатах аккредитации государственный орган выдает лицензию (разрешение) на проведение определенных видов работ (выдача сертификата или результатов испытания опреде­ленных видов продукции).

Правила аккредитации и выдачи лицен­зий устанавливаются в каждой системе обязательной сертификации.

Орган по сертификации, являясь основным рабочим органом систе­мы сертификации, непосредственно организующим всю работу по под­тверждению соответствия продукции требованиям государственных стан­дартов по безопасности, осуществляет следующие виды деятельности:

  • проводит идентификацию продукции и услуг, представленных для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации;

  • сертифицирует продукцию и услуги, выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия;

  • осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, услугами.

  • приостанавливает либо отменяет действие выданных им сертификатов;

  • предоставляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.

Орган по сертификации и его руководители несут юридическую ответственность за нарушение правил сертификации.

Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в уста­новленном порядке, осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Россий­ской Федерации, обязаны:

  • реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом или декларации о соответствии, принятой в установленном порядке;

  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции, услуг только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

  • обеспечивать соответствие реализуемой продукции, услуг требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы, и маркирование их знаком соответствия в установленном порядке;

  • указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должны соответствовать услуги, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, услуг, если они не отвечают требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицированы или подтверждены декларацией о соответствии, по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы, а также в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации;

  • обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией;

  • извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции.

Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовите­лями (продавцами, исполнителями), испытательными лаборатория­ми (центрами), органами по сертификации правил обязательной сер­тификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными специально уполномоченными госу­дарственными органами управления РФ в пределах их компетенции.

Непосредственный государственный контроль и надзор за соблю­дением правил сертификации и сертифицированной продукцией про­водится должностными лицами, осуществляющими государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государ­ственных стандартов. Указанные должностные лица осуществляют го­сударственный контроль и надзор за соблюдением правил по сертифи­кации и за сертифицированной продукцией в порядке и на условиях, установленных Законом РФ «О стандартизации».

Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, ад­министративную либо гражданско-правовую ответственность.

В настоящее время осуществляется переход от обязательной сис­темы сертификации к добровольной.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите­лей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтвержде­ния соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязатель­ной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Добровольная сертификация осуществляется органами по добро­вольной сертификации, входящими в систему добровольной сертифи­кации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в специально уполномоченном фе­деральном органе исполнительной власти в области сертификации в ус­тановленном им порядке.

Органом по добровольной сертификации может быть юридичес­кое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, а так­же юридическое лицо, взявшее на себя функции органа по доброволь­ной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему.

Орган по добровольной сертификации:

  • осуществляет сертификацию продукции, выдает сертификаты, а также на условиях договора с заявителем предоставляет ему право на применение знака соответствия;

  • приостанавливает либо отменяет действие выданных сертификатов.

Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной серти­фикации, устанавливает правила проведения работ в системе серти­фикации, порядок оплаты таких работ и определяет участников сис­темы добровольной сертификации.

Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами дан­ной системы и при наличии в ней зарегистрированного в установлен­ном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

Предметом добровольной сертификации могут быть:

  • продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, не включенные в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;

  • продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги, подлежащие обязательной сертификации, — по показателям, не относящимся к обеспечению безопасности;

  • продукция, товары, работы и услуги в государственных стандартах, на которые отсутствуют требования по безопасности.

Формы добровольной сертификации конкретной продукции оп­ределяются по предложению заявителя с согласия органа по серти­фикации и фиксируются в договоре.

В постановлении Правительства Российской Федерации «О вне­сении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сер­тификации, перечень работ и услуг, подлежащих обязательной серти­фикации, и в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» от 29 апреля 2002 г. № 287 сокращены перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Таким образом, туристские услуги, услуги туропера­торов и турагентов, услуги средств размещения туристов подлежат не обязательной, а добровольной сертификации.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и поря­док осуществления права собственности и других вещных прав, ис­ключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, ав­тономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Гражданское законодательство регулирует отношения между ли­цами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является са­мостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направ­ленная на систематическое получение прибыли от пользования иму­ществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном за­коном порядке.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в ГК РФ непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, пре­дусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из дей­ствий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или подобными актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обя­занности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

  1. из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему:

  2. из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

  3. из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

  4. в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

  5. в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

  6. вследствие причинения вреда другому лицу;

  7. вследствие неосновательного обогащения;

  8. вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

  9. вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Согласно ст. 12 защита гражданских прав осуществляется путем:

  • признания права;

  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

  • самозащиты права;

  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;

  • возмещения убытков;

  • взыскания неустойки;

  • компенсации морального вреда;

  • прекращения или изменения правоотношения;

  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

  • иными способами, предусмотренными законом.

Заключение

В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти.

Это является основанием для более четкой направленности и более агрессивного маркетинга по основным направляющим странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России.

Но все усилия, в том числе и маркетинговые, будут тщетны, если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартам уровень оказываемых услуг. Именно поэтому особенно важен грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации туристской деятельности.

В ближайшем будущем количество туристских компаний, выполняющих агентские функции, по всей вероятности, увеличится (отдельное лицензирование турагентов и туроператоров), что приведет к увеличению конкуренции между ними, поэтому туристским организациям целесообразно объединять усилия и капиталы.

Детальное проведение лицензирования и сертификации будет способствовать более полному удовлетворению запросов современного потребителя к предлагаемому ему турпродукту, который в настоящее время избалован изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий, активен и самостоятелен.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/sertifikatsiya-i-litsenzirovanie/

  1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001.

  2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000.

  4. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. – Мн.: Новое знание, 2002.

  7. Квартальнов В.А. Туризм – М.: Финансы и статистика, 2000.

  8. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998.

  9. Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.

  11. Моиссева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  12. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2000.

  13. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. – М.: Финансы и статистика, 1999.

  14. Сапрунов В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89, 1997.

  15. Румянцева З.П. Менеджмент организации. – М.: Инфра-М, 1996.

  16. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. – М.: Инфра-М, 1998.

  17. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

Министерство образования РФ

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

на тему : «Лицензирование и сертификация

в туризме»

Выполнила:

***************************

***************************

Проверила:

Колодезная И.В.

филиал г. Белгород

2003/2004 учебный годКурсовая работа 1