Курсовая работа перевозка багажа воздушным транспортом

Курсовая работа

^

Транспортные услуги — один из основных видов обслуживания в туризме. Затраты на транспорт составляют большую часть от стоимо­сти туристского пакета. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. Для пере­возки пассажиров в распоряжении туристских организаций имеются различные виды транспорта.

Стандартная международная классификация средств транспор­та, разработанная на основе предложений ООП, приведена в Рекомен­дациях по статистике туризма (ВТО, 1994 г.).

Эта классификация состоит из двух уровней — категории (вид транспорта) и разряда, опре­деляющего транспортное средство (табл. 1).

Таблица 1, Категории и разряды транспортных средств

Категории

Разряды

Воздушный транспорт

Рейсы по расписанию

Рейсы вне расписания

Прочие воздушные перевозки

Водный транспорт

Пассажирские линии и паромы

Круизы

Прочие

Сухопутный транспорт

Железнодорожный транспорт

Междугородние и городские автобусы и прочий

общественный транспорт

Частные автомашины вместимостью до 8 человек

Прокат автомашин

Прочие средства сухопутного транспорта

При выборе вида транспорта потребитель (турист) исходит из сле­дующих мотивов:

  • сезонность;

  • время и скорость доставки в пункт назначения;

  • комфортность и информативность поездки;

  • безопасность;

  • наличие багажа;

  • возраст и способность переносить физические нагрузки;

  • платежеспособность.

В последние два года в российской авиационной отрасли намети­лась тенденция стабилизации основных показателей производственной деятельности. Вместе с тем специалисты отмечают, что рост этих пока­зателей в основном достигнут за счет сектора чартерных перевозок.

Популярность авиаперевозок объясняется следующими причи­нами: авиация — самый быстрый и удобный вид транспорта при пере­возках на дальние расстояния; сервис на авиарейсах в настоящее вре­мя удовлетворяет потребности туристов; авиационные компании, имея международные сети бронирования, выплачивают турфирмам комис­сионные, тем самым мотивируя их к совместной работе.

международным полетом.

Международные полеты подразделяются на:

  • регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные;

  • эпизодические (разовые): чартерные и специальные.

^

регулирования деятельности в мировом воздушном про­странстве

ICAO была образована в 1944 г. в Чикаго как межправитель­ственная организация, членами которой в настоящее время явля­ются 187 стран мира. Россия как правопреемница СССР, вступив­шего в ICAO в 1979 г., также является членом этого объединения. В круг основных вопросов, рассматриваемых ICAO, входят:

  • разработка унифицированных правил навигационных систем для самолетов;
  • координация деятельности летных служб, безопасность воз­душного пространства, в том числе выдача лицензий на регуляр­ные перевозки;
  • техническая помощь странам —участникам организации и т.п.

В сентябре — октябре 2001 г. в Монреале (штаб-квартире ICAO) состоялась очередная, 33-я Ассамблея ICAO, призвавшая разра­ботать глобальную стратегию повышения безопасности полетов и авиационной безопасности в международной гражданской авиа­ции в связи с трагическими событиями 11 сентября в США. На Ассамблее было решено с 2004 г.: 1) расширить Универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением без­опасности полетов; 2) создать Международный механизм финан­сирования в целях безопасности полетов; 3) укрепить Программу технического сотрудничества IСАО; 4) разработать принципы международного механизма в области авиационного страхования от военных рисков. Помимо этого, Ассамблея приняла резолю­цию, обусловленную тем, что в последнее время увеличилось ко­личество серьезных инцидентов, совершаемых недисциплиниро­ванными пассажирами на борту гражданских воздушных судов. Согласно этой резолюции, всем государствам предлагается при­нять соответствующие законы и положения, позволяющие пре­следовать нарушителей в судебном порядке, где бы ни было со­вершено правонарушение.

области экологической безопасности

вопросах аэронавигации

IATA была основана в 1945 г. в Гаване как ассоциация авиапе­ревозчиков, объединяющая в настоящее время 272 авиакомпании из 130 стран мира. Из российских авиакомпаний членами IATA на настоящий момент являются «Аэрофлот», «Пулково», «Си­бирь», «Трансаэро» и «Волга—Днепр».

IATA оказывает помощь авиакомпаниям, туристической инду­стрии и организациям-партнерам в повышении рентабельности их работы и улучшении качества обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.

финансовой области

  • услуги по эффективному проведению в кратчайшие сроки

    платежей по взаимным обязательствам авиакомпаний;

  • возможность производить взаиморасчеты посредством миро­

    вой информационной сети Интернет в ежедневном, еженедельном или ежемесячном режимах;

  • авиакомпаниям централизованно управлять денежными по­токами и выручкой из различных стран мира, конвертировать и выполнять перевод денежных средств.

на сни­жение всевозможных аэронавигационных и аэропортовых сборов,

снаб­жением подвижного состава топливом,

области реализации услуг

процедуры аэропортового обслуживания

консультационные услуги

При IATA создан Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации работников воздушного транспорта, предлагающий полный комплекс учебно-тренировочных программ и методик для обучения и повышения квалификации работников ведомств гражданской авиации, персонала авиакомпаний и аэро­портов, организаций, занятых в сфере грузовых перевозок, а так­же работников туристского сектора.

обеспечение безопасности полетов

Турфирмы участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение — Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network — IATAN).

Каждой турфирме, прошедшей аккредитацию и соответствующей определенным тре­бованиям, присваивается специальный номер, служащий для осуще­ствления расчетов с авиакомпаниями. IATAN регулирует соблюдение правил и стандартов деятельности, единых требований к финансово­му положению турфирм, продающих авиабилеты на международные рейсы, и выполняет функции связующего звена между турфирмами и авиакомпаниями — членами IATA.

агентское

^

Набор предоставля­емых авиакомпаниями услуг зависит от класса обслуживания. Суще­ствуют три класса обслуживания: экономический, бизнес, первый.

кг, для 6из

На борту пассажирам самолета могут быть предложены четыре вида питания (завтрак, обед, ужин и чай).

Вид питания зависит от вре­мени пребывания в полете.

На самолет должны доставляться газеты, журналы и рекламная продукция с учетом продолжительности и маршрута полета, типа воз­душного судна и контингента пассажиров.

В некоторых авиакомпаниях наблюдается тенденция отказа от первого класса (например, KLM, Continental Airlines и др.).

При этом обслуживание в бизнес-классе соответствует обслуживанию по пер­вому классу, а в экономическом классе — по бизнес-классу. Данные реорганизации проводятся авиакомпаниями для улучшения качества обслуживания.

При желании пассажир может пересесть из экономического класса в первый при условии, что он оплатит разницу в стоимости билета зара­нее (желательно за 72 ч до вылета).

Турфирмы заключают с авиакомпаниями договоры двух видов.

договор на квоту мест.

Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарей­сах включает:

  • график функционирования туров в направлении «туда и обратно» с указанием мест назначения;

  • количество туристов в каждой группе (квота мест);

  • сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;

  • сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);

  • виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;

  • скидки и льготы на квоту мест;

  • порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).

^

В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются следующие моменты:

  • кто и на каких условиях обеспечивает турфирму необходимым оборудованием для оформления билетов и их бланков;

  • кто занимается подготовкой кадров для работы на данных системах бронирования;

  • объемы продаж;

  • пределы возможных продаж (регионально или по сегментам потребителей);

  • цена продажи авиабилетов, т.е. цена авиакомпании или турагентства (чаще — цена авиакомпании);

  • цены и тарифы продаж авиабилетов;

  • условия оплаты авиабилетов — предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);

  • размер комиссионного вознаграждения за продажу авиабилетов;

  • сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая и приложении документация;

  • размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или IATA;

  • обязательное членство в IATA.

бро­нирование авиабилета

Бронирование авиабилетов может быть произведено в аэропор­тах, представительствах авиакомпании и в туристских фирмах, которые имеют право оформления перевозки. Для бронирования билета клиент может обратиться к агенту по бронированию не­посредственно, по телефону или через Интернет.

Существует ряд правил, которые должны соблюдать пассажир и агент по продаже билетов для быстрого и успешного процесса бронирования. При заказе билета пассажир должен сообщить агенту по бронированию все сведения, касающиеся конкретных условий перевозки (маршрут, дата вылета, класс обслуживания, количе­ство мест), а также информацию, касающуюся особых усло­вий перевозки, если они имеются. К последним относятся:

  • несопровождаемый ребенок от 2 до 12 лет;

  • глухой или слепой пассажир (без сопровождения, с сопровождением или с сопровождением собакой-поводырем);

  • инвалид в кресле-коляске или инвалид, способный передви­гаться самостоятельно;

  • больной на носилках;

  • пассажир со специальным питанием;

  • наличие сверхнормативного багажа, негабаритного багажа в салоне самолета;

  • перевозка животного или птицы, оружия, спортивного снаряжения и др.

Полученная от клиента информация вносится в автоматизиро­ванную систему бронирования (АСБ), и в случае положительного ответа эта система выдает статус, подтверждающий прием заказа.

^ нения тарифов.

^ варительным.

Сведения, полученные от пассажира, должны сохраняться авиаперевозчиком в тайне и могут быть переданы только его агентам, другим перевозчикам, фирмам, предоставляющим дополнитель­ные услуги, а также соответствующим государственным органам.

Как уже отмечалось, вся поступившая от пассажира информа­ция вносится в автоматизированную систему бронирования (АСБ).

^

^

На цену билета влияют направление и класс размещения в самолете. Стоимость авиабилета зависит в пер­вую очередь от тарифа, который к нему применен. Различают нормаль­ные и специальные тарифы.

нормальные (полные) тарифы,

Билеты, купленные по полному тарифу, подлежат обмену и воз­врату без всяких ограничений. Перенести дату обратного вылета, поменять или вернуть билет можно, в том числе и после даты вылета Стоимость билета при этом возвращается полностью. Бронирова­ние, оплата и оформление билетов не регламентированы. Не сущест­вует никаких требований относительно минимального срока пре­бывания в стране назначения, не ограничено число остановок на маршруте.

Специальные тарифы

Все специальные тарифы (скидки) можно разделить на две кате­гории: рекламные и специальные.

Рекламные скидки предоставляются конкретной авиакомпанией на основе своих внутренних правил (бесплатный билет пассажирам, налетавшим определенное количество километров, миль или часов, бесплатный перелет по какому-либо участку при долгих межконти­нентальных перелетах и т.п.).

Например, авиакомпания SAS разрабо­тала программу «Евробонус» для пассажиров, летающих евроклассом. Данная программа обслуживания предусматривает:

  • изменение маршрута и дней поездки;

  • выбор места и заказ питания на борту самолета с широким выбором напитков;

  • комфортабельное кресло с подставкой для ног;

  • скидки при размещении в отелях «Radison SAS» и «Hotel Worldwide»;

  • регистрация на рейсы SAS в отелях данной авиакомпании;

  • пользование телефонами на борту самолета;

  • экспресс-регистрация и регистрация по телефону в аэропортах Скандинавии.

Первый бесплатный полет в компании SAS можно совершить, имея 20 000 очков, которые начисляются следующим образом:

  • перелет из Москвы в Копенгаген — 7200 очков;

  • перелет из Москвы в Стокгольм — 4800 очков;

  • перелет из Москвы в Лондон — 12 000 очков и т.д.

Специальные скидки регулируются международными тарифными правилами и действуют во всех авиакомпаниях без исключения.

^

Семейный тариф —

^

Возможно изменение даты обратного вылета в пределах срока действия тарифа.

«Инклюзив-тур тариф»

Молодежный тариф —

^

^

^

Чартер — договор фрахтования, согласно кото­рому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров, багажа.

Чартерные рейсы организуются конкретной фирмой или авиаком­панией для перевозки конкретной группы людей. У чартерных рейсов существует не очень хорошая репутация, считается, что обслуживание на них хуже и задерживаются они чаще. Такие случаи бывают, когда организацией чартеров занимаются небольшие авиакомпании, не име­ющие большого опыта в организации пассажирских перевозок. Поэто­му при предложении в авиакомпании билетов на чартерный рейс необ­ходимо навести справки о репутации авиакомпании, а в случае задерж­ки рейса или изменения маршрута следует предъявить претензии как к авиакомпании, так и к турфирме, продавшей тур и авиабилеты.

Чартерные перевозки выполняются нерегулярно и как по марш­рутам, совпадающим с существующими на внутренних и международ­ных авиалиниях, так и по любым другим.

Цена чартерной перевозки может быть значительно ниже рейсо­вой и зависит от арендной платы за самолет, коэффициента загрузки, количества рейсов и т.д. В цену чартерной перевозки для пассажира включаются также два холостых перелета: первый — когда самолет возвращается пустым после отправки первой группы и второй — когда пустой самолет отправляется за последней в сезоне группой.

разновидности чар­теров:

закрытый чартер

эфинити-чартер —

инклюзив-турчартер —

блок-чартер

нецелевой коммерческий чартер (нон-эфинити) —

сплит-чартер —

Чартеры различаются также по условиям использования самолетов.

разовый чартер

тайм-чартер —

чартерная цепь

При чартерных перевозках заключается контракт-договор (фрах­тования воздушных судов), который и является правовым докумен­том. В договоре указываются тип воздушного судна и конкретные усло­вия перевозки: максимальная коммерческая загрузка чартера, число пассажиров, масса багажа, место отправления и назначения, время вылета рейса, назначение перевозки, права и обязанности перевозчи­ка и заказчика.

Перевозчик обязан своевременно, в соответствии с графиком, прилагаемым к договору, предоставить самолет определенной стоимо­сти, обеспечивающий перевозку оговоренной чартерной загрузки.

Выполнение формальностей, связанных с производством поле­тов, берет на себя перевозчик. К ним относятся иммиграционные, тамо­женные, карантинные, пограничные вопросы, а также получение раз­решения авиационных властей на выполнение чартерной перевозки.

В обязанности заказчика входит обеспечение своевременной доставки пассажиров и багажа в аэропорт отправления.

Договоры на чартерные рейсы заключаются на год, квартал, месяц, сезон исходя из интересов заказчика и возможностей авиакомпании. Определяется минимальная коммерческая загрузка, при которой заказ­ной рейс будет выполняться. При предлагаемой низкой коммерческой загрузке авиатранспортные предприятия планируют чартерные рейсы в интересах нескольких заказчиков, а также предусматривают загруз­ку воздушного судна в оба направления.

Основанием для выполнения чартерных рейсов (плановых и по разовым заявкам) является заявка (гарантийное письмо) органи­зации заказчика, предоставляемая авиакомпании за 15 дней до выпол­нения рейса. В заявке указываются наименование заказчика, дата выполнения рейса, обязательства по выполнению правил перевозки пассажиров, багажа и другая необходимая информация.

^

Обслуживание авиапассажиров при перевозке воздушным транс­портом включает целый ряд процедур, направленных на обеспе­чение гарантии перевозки, соблюдение условий безопасности полетов, а также выполнение требований различных государственных органов, предъявляемых к гражданам, пользующимся услуга­ми авиаперевозчиков.

Для прохождения этих процедур пассажир обязан прибыть в аэропорт заблаговременно. Как правило, на международных рей­сах время прибытия пассажира в аэропорт составляет 2,5 ч до вы­лета воздушного судна, а на внутренних — 2 ч. Это время необхо­димо для прохождения пассажиром предполетных административ­ных формальностей и процедуры регистрации.

Время начала регистрации билета и оформления багажа перед вылетом устанавливается перевозчиком и должно быть указано в билете или другом документе, вручаемом пассажиру при продаже билета. Если такая информация не была предоставлена, то в слу­чае опоздания на рейс пассажир (в соответствии со ст. 10 «Закона о защите прав потребителей») имеет право потребовать возмеще­ния убытков, возникших в результате непредоставления инфор­мации.

Пассажир международной перевозки проходит

  • таможенный досмотр;

  • санитарно-эпидемиологический контроль (при необходимости);

  • паспортно-визовый (пограничный) контроль;

  • специальный контроль безопасности полетов.

внутренних перевозках

^

Под регистрацией понимается сверка пассажиров, пришедших на рейс, со списками забронированных пассажиров, фамилии которых внесены в PNL (Passenger Name List — пофамильный список пас­сажиров рейса).

Эта процедура осуществляется за регистрацион­ной стойкой, снабженной указателем номера и маршрута рейса.

Одновременно с регистрацией пассажиров на рейс происхо­дит и оформление их багажа. Для этого зоны регистрации оборудуются весами для взвешивания багажа и ручной клади, установ­ками для досмотра багажа, транспортерами, средствами связи. Регистрация пассажиров и оформление багажа пассажиров биз­нес- и эконом-класса осуществляются, как правило, за различ­ными регистрационными стойками. Однако если регистрация про­исходит за одной стойкой, то она проводится в приоритетном отношении пассажиров бизнес-класса.

^

  • оператор регистрационной стойки берет у пассажира авиабилет и документы, удостоверяющие личность пассажира;

  • сверяет соответствие фамилии, указанной в паспорте (или другом документе, удостоверяющем личность пассажира), с фамилией в билете;

  • проверяет действительность билета, место и дату выдачи, наличие подписи агента, данные бронирования (код перевозчика, номер рейса, дату вылета, статус бронирования, вид тарифа, норму бесплатного провоза багажа, класс обслуживания), при необходимости — наличие штампа «Передаточная надпись/Ограничения»;

  • сверяет фамилию пассажира по списку забронированных пас­сажиров в PNL и отмечает их в Бланке регистрации пассажиров (эти Бланки составляются отдельно для каждого класса обслужи­вания).

Если в билете пассажира указан статус ОК, а его фамилия не внесена в PNL и рейс полностью загружен, то оператор, устано­вив причину отсутствия фамилии пассажира в PNL, должен пред­ложить пассажиру либо перевозку другого перевозчика в этот же день, либо перевозку ближайшим своим рейсом и обеспечение проживания в гостинице за свой счет, либо сделать возврат денег за оплаченный билет без штрафных санкций. В дальнейшем уста­навливается конкретное лицо, виновное в данной ошибке брони­рования.

^ ретное место в салоне самолета, исходя из класса обслуживания.

В знак закрепления за пассажиром места ему выдается поса­дочный талон, где указаны номер конкретного места, дата и но­мер рейса, порядковый номер по ведомости регистрации, а также номер выхода, через который будет производиться посадка на са­молет.

^ ние всех его вещей и оформление багажа, сдаваемого для перевозки в багажное отделение воздушного судна. Оператор на стойке регист­рации принимает от приемосдатчика отрывные талоны багажных бирок, навешиваемых на зарегистрированный багаж, и вклеивает их на обложку авиабилета. С этого момента авиабилет пассажира становится и багажной квитанцией. Информация о количестве мест и массе зарегистрированного багажа и ручной клади вписывается в билет.

Затем оператор изымает полетный купон на данный участок полета и возвращает пассажиру билет вместе с отрывными тало­нами багажных бирок. Изъятый полетный купон служит подтверж­дением того, что пассажир действительно явился на регистрацию на рейс.

После регистрации пассажирам предлагается пройти для даль­нейшего оформления на рейс в зону санитарного и паспортного контроля, а затем в зону ожидания (пассажирам эконом-класса) или бизнес-зал (пассажирам бизнес-класса).

Обычно регистрация пассажиров заканчивается за 40 мин до отправления международного рейса и за 30 мин до отправления внутреннего рейса. Пассажир, опоздавший на регист­рацию, к перевозке на данный рейс может быть не допущен. При возврате денег с такого пассажира может быть удержан сбор в соответствии с правилами применяемого тарифа.

^

Таможенный досмотр

^

Ввозить иностранную валюту разрешается без ограничения.

Следует иметь в виду, что к запрещенным предметам относятся не только наркотики, легковоспламеняющиеся, взры­воопасные вещества и т.п., но и предметы, подпадающие под законы и другие нормативные документы, изданные в данном государстве.

Кроме того, таможенная служба не должна пропускать ввоз в страну тех предметов, на которые наложен запрет, ограничения или пошлины. Поэтому таможенный досмотр пассажиров произ­водится и в аэропорту прилета. При этом также учитываются за­конодательные акты, действующие на территории того или иного государства. Так, например, в сентябре 1999 г. власти Кипра ввели запрет на ввоз в страну иностранными гражданами растений. По­этому тем, кто провожает своих близких на Кипр, не стоит дарить отъезжающим цветы, так как они все равно будут уничтожены кипрскими таможенниками.

До начала таможенного досмотра пассажиру необходимо за­полнить и предъявить таможенным органам таможенную дек­ларацию, которая представляет собой формализованное заяв­ление, где приводятся точные сведения:

  • о лице, пересекающем границу (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, из какой страны и в какую он едет);

  • о наличии и количестве мест сопровождаемого и несопровождаемого багажа;

  • о наличии товаров, требующих обязательного декларирования (национальная и иностранная валюта, оружие, боеприпасы, наркотические средства, предметы старины и искусства, изделия из драгоценных металлов и камней, транспортные средства, то­вары, подлежащие обложению таможенными платежами, и т.д.).

Сообщение в декларации недостоверных сведений влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству. Декларация пишется на русском или английском языке в един­ственном экземпляре и подписывается владельцем товара. Однако если декларируются товары, содержащиеся в несопровождаемом багаже, или у декларанта есть желание получить экземпляр декла­рации, то последняя может составляться в двух экземплярах. За­полненную декларацию пассажир должен предъявить вместе со своим багажом, билетом и паспортом инспектору таможни.

Сама процедура проведения таможенного досмотра может осу­ществляться с использованием установок для просвечивания ба­гажа, металлодетекторов для обнаружения оружия и изделий из драгоценных металлов, специально обученных собак для обнару­жения наркотиков, путем опроса пассажира. После завершения таможенного оформления декларация остается в таможенном орга­не, где она хранится в течение срока, определяемого нацио­нальным законодательством. Если же товары ввозятся или выво­зятся временно, то таможенная декларация должна возвращаться пассажиру для беспрепятственного вывоза или ввоза указанных в ней предметов. В этом случае она должна сохраняться в течение всего времени пребывания за границей. Утерянная декларация не восстанавливается, и дубликат ее не выдается.

Следует отметить, что таможенная декларация может и не за­полняться, если у выезжающего или въезжающего лица отсут­ствуют драгоценные металлы и камни, оружие, культурные цен­ности, наркотические средства и т. п., в том числе валюта, размер которой не превышает установленной нормы.

^

Паспортно-визовый контроль

^

^

Туристы, как правило, путешествуют по общегражданским загранпаспортам.

При паспортном контроле проверяется действительность пас­порта, срок его действия, который не должен прерываться датой обратного выезда. Некоторые страны устанавливают ограниче­ния для въезда граждан, срок окончания действия паспортов которых составляет от 2 до 6 мес. Турфирмы, организующие путешествия за рубеж, должны знать требования по паспортному контролю, предъявляемые в странах транзита, трансфера и пре­бывания.

Ребенок, следующий с родителями, должен быть вписан в пас­порт одного из них или в паспорта обоих родителей. При этом, если ребенку более 6 лет, в паспорт родителей должна вклеивать­ся его фотография. Ребенок может иметь свой собственный загра­ничный паспорт с самого рождения. При этом до достижения ре­бенком 6 лет паспорт может быть оформлен с фотографией или без нее, а начиная с 6-летнего возраста наличие фотографии в документе ребенка является обязательным требованием.

^

^

Следует иметь в виду, что визовый режим в разных странах различен. Существуют страны с безвизовым режимом, который не требует наличия визы вообще или визы для граждан опреде­ленного государства. В других странах получить визу можно сразу по прибытии в воздушном или морском порту

Иногда дипломатические службы отказывают в выдаче визы конкретному лицу. В основном это случаи, когда в анкете указы­ваются ложные сведения, лицо числится в картотеке Интерпола или в списке совершивших какое-либо нарушение. Хотя бывают и неофициальные причины отказа, не всегда поддающиеся разум­ному объяснению.

Паспортно-визовый контроль называют еще иногда пограничным контролем.

^

Специальный контроль безопасности полетов осуществляется служ­бой безопасности аэропорта и перевозчика. Он заключается в провер­ке наличия у пассажиров и в их ручной клади предметов, запре­щенных к перевозке воздушным транспортом (огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, легковос­пламеняющихся, ядовитых, отравляющих, взрывоопасных веществ, сжатых и сжиженных газов), и других веществ и предметов, кото­рые могут быть приняты к перевозке только на особых условиях.

Цель данного вида контроля — предотвращение террористи­ческих актов и захвата заложников на борту воздушного судна, а также предотвращение незаконного вывоза перечисленных выше предметов и веществ.

^

1) рентгенотелевизионными стационарными интраскопами для контроля ручной клади;

2) стационарными и руч­ными металлоискателями для досмотра пассажиров.

При проверке ручной клади в случае отображения на экране оружия или других предметов, запрещенных к перевозке воздуш­ным транспортом, пассажиру предлагается открыть ручную кладь, после чего проводится ее досмотр. Такое же предложение может быть сделано пассажиру при обнаружении в содержимом ручной клади предметов и веществ, вызывающих сомнение в их назначении.

Если и вещах обнаружены запрещенные вещества или предме­ты, которые пассажир стремился незаконно провезти, он несет ответственность за это и установленном порядке. Газовое оружие и газовые патроны, на которые у пассажира отсутствуют соответ­ствующие документы, передаются в органы внутренних дел в со­ответствии с законодательством, регламентирующим оборот ору­жия на территории Российской Федерации. Если у пассажира при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготов­ление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, ядовитые, наркотические, радиоактивные вещества и т.п.), он снимается с рейса и вместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается в орга­ны внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности.

Перед прохождением предполетного досмотра пассажир обя­зан положить на досмотровый стол все металлические предметы, имеющиеся при нем, и пройти через стационарный металлоискатель. Если прохождение спецконтроля безопасности полетов про­шло благополучно, в авиабилете инспектор по досмотру делает отметку о прохождении пассажиром предполетного досмотра, и пассажир направляется на посадку.

^

  1. Чудновский А.Д. «Управление индустрией туризма».

  2. Осипова Н.Г. «Транспортное обслуживание туристов».