Авиационная безопасность

897, стандартами и рекомендациями ИКАО и другими нормативными документами по вопросам авиационной безопасности, а также настоящим Типовым положением.

1.4. Служба авиационной безопасности взаимодействует с другими подразделениями аэропорта, организациями и эксплуатантами воздушных судов, а также с территориальными органами Федеральной службы безопасности (ФСБ России), Министерства внутренних дел (МВД России) и исполнительной власти при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции.

1.5. Служба авиационной безопасности разрабатывает программу авиационной безопасности и осуществляет ее реализацию.

1.6. Служба авиационной безопасности аэропорта обеспечивает выполнение требований Норм, правил и процедур по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта.

1.7. Сотрудники службы авиационной безопасности обязаны принимать все возможные меры, предусмотренные Российским законодательством, для предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а при необходимости лиц, нарушающих Нормы, правила и процедуры авиационной безопасности, задерживать в установленном порядке.

1.8. Ответственность за организацию, состояние и обеспечение авиационной безопасности в авиационном предприятии, аэропорту, осуществление мероприятий, обеспечивающих выполнение задач, возложенных на службу авиационной безопасности, несет руководитель службы авиационной безопасности.

Администрация авиационного предприятия, аэропорта осуществляет материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по авиационной безопасности.

1.9. Работники службы авиационной безопасности аэропорта обязаны иметь отличительные нарукавные знаки установленного образца. Образец нарукавного знака разрабатывается и утверждается федеральной авиационной службой России.

2. Задачи и функции службы авиационной безопасности.

2.1. Служба авиационной безопасности аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с Нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. При этом основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются:

  • предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ России и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов,
  • осуществление в установленном порядке досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
  • обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;
  • организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима;

— разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта, мерам по обеспечению авиационной безопасности:

3 стр., 1110 слов

Система обеспечения авиационной безопасности

... числа действующих аэропортов, которые открыты для выполнения международных авиаперевозок, а также непосредственным участием России в мировой системе авиационной безопасности. Следует заметить, что совершенствование системы авиа безопасности на воздушном транспорте в ...

  • осуществление надзора за соблюдением Норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;
  • предоставление эксплуатантам воздушных судов дополнительных услуг по авиационной безопасности (охрана ВС, дополнительный досмотр ВС и др.) на договорных условиях.

2.2. Служба авиационной безопасности аэропорта в соответствии с возложенными на нее задачами:

  • разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению безопасности воздушных судов, пассажиров и сохранности ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания;
  • разрабатывает и осуществляет меры противодействия актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта. В целях оперативного принятия мер организует постоянное сменное дежурство в аэропорту своих сотрудников;
  • осуществляет предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывных взрывчатых и других веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
  • принимает дополнительные меры авиационной безопасности в аэропорту в периоды повышенной угрозы или в чрезвычайных обстоятельствах;
  • совместно с правоохранительными органами участвует в мероприятиях по установлению лиц — авторов анонимных угроз в адрес аэропорта и эксплуатантов воздушных судов;
  • организует взаимодействие с органами МВД России при проведении мероприятий на территории аэропорта (аэровокзала, перронов и аэродрома) с целью выявления и задержания лиц, представляющих угрозу для воздушного транспорта, а также в случаях обнаружения на территории аэропорта оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых веществ и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;
  • с учетом местных условий разрабатывает и осуществляет технологию проведения досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, груза и бортпитания;
  • учитывает оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, отравляющие, легковоспламеняющиеся вещества и другие предметы, запрещенные к провозу на воздушном транспорте, изъятые в процессе досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа или обнаруженные на территории аэропорта;
  • организует внедрение и практическое использование технических средств досмотра (ТСД) пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания, а также инженерно-технических средств охраны авиационной техники (ИТСО), аэродрома, объектов аэропорта;
  • осуществляет пропускной режим в контролируемой зоне аэропорта, выявляя и задерживая нарушителей, принимает в отношении этих лиц меры административного воздействия или передает их в правоохранительные органы,
  • анализирует состояние обеспечения авиационной безопасности аэропорта.

2.3. Для обеспечения выполнения своих функциональных обязанностей служба авиационной безопасности использует возможности подразделений военизированной охраны (ВОХР), которые вооружаются служебным оружием. Порядок приобретения, хранения, учета и применения оружия осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оружии» и приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30. 12. 93г. № 609. Подразделения военизированной охраны находятся в оперативном подчинении начальника службы авиационной безопасности аэропорта.

7 стр., 3189 слов

Скеговые суда на воздушной подушке

... истечения воздуха являются характерными признаками двух типов судов: амфибийных судов на воздушной подушке с эластичными юбками и скеговых судов на воздушной подушке с заглубленными в воду бортовыми жесткими ... ударов на корпус судна. Это обеспечивает безопасность движения судна. С установкой скегов — утопленных ниже поверхности воды тонких жестких бортовых стенок — эффективность воздушной подушки ...

2.4. Служба авиационной безопасности аэропорта имеет право:

  • требовать подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, базирующихся на территории аэропорта или пользующихся ею услугами, выполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности;
  • делать представления руководителю администрации аэропорта о наложении штрафных санкций, а при необходимости о приостановке (аннулировании) лицензий (разрешений) на проведение полетов для эксплуатантов воздушных судов, расположенных в аэропорту или пользующихся его услугами, при невыполнении или нарушении мер авиационной безопасности;
  • требовать подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта или пользующихся его услугами, обязательного выполнения предписаний недостатков и нарушений мер авиационной безопасности;
  • производить в установленном порядке досмотр пассажиров с дипломатическим статусом и обладающих дипломатическими полномочиями, фельдъегерей, сопровождающих официальную корреспонденцию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • не допускать к полету пассажиров всех категорий, отказывающихся от предполетного досмотра;
  • беспрепятственного доступа на все объекты и в помещения служб аэропорта, использования любых аэродромных транспортных средств с водителем при необходимости преследования и задержания нарушителей мер авиационной безопасности;

— изымать в установленном порядке с составлением акта оружие, боеприпасы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства в соответствии с действующим уголовным, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, законом Российской Федерации «О милиции».

2.5 Уполномоченным сотрудникам служб авиационной безопасности предоставляется право проверки состава экипажа и осуществление контроля загрузки воздушных судов, включая осмотр пассажирских салонов, кабины пилотов, грузовых, бытовых, технических отсеков и документов данного рейса.

9 стр., 4064 слов

Развитие аэропортов

... способности аэропорта "Домодедово" и московского авиационного узла в целом создаст колоссальные проблемы. Аэропорт «Домодедово». Международный аэропорт Домодедово является ... не осуществляла ни одна авиакомпания мира. 18 сентября 1962 года из аэропорта «Шереметьево» впервые в истории ... службы он перевез свыше 235 млн пассажиров. В том же году «Шереметьево» стал членом Международной Ассоциации Аэропортов ...

3. состав службы авиационной безопасности аэропорта.

3.1. Положение о службе авиационной безопасности аэропорта, а также структура и штатное расписание службы авиационной безопасности утверждается руководителем аэропорта (авиапредприятия).

3.2. Должностные работников службы авиационной безопасности утверждаются начальником службы авиационной безопасности.

3.3. Численность сотрудников службы авиационной безопасности определяется руководителем аэропорта, исходя из объема и характера выполняемых задач, с учетом классности аэропорта, количества пунктов досмотра, постов и их дислокации.

3.4. Комплектование службы авиационной безопасности личным составом производится по трудовому договору (контракту) на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации, преимущественно лиц мужского пола, прошедших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах ФСБ, МВД и ФПС России и годных по состоянию здоровья к работе в САБ. Эти лица проходят испытательный срок до 3-х месяцев в целях проверки соответствия их профессиональной пригодности.

3.5. При приеме на работу в САБ все лица проходят установленным порядком медицинское освидетельствование для определения годности к исполнению служебных обязанностей. Кандидаты, принимаемые на должности, связанные с применением оружия, кроме того, проходят проверки в органах внутренних дел.

3.6 Сотрудники САБ проходят обязательную специальную подготовку по учебным планам и программам.

3.7. Возмещение вреда, причиненного работникам службы авиационной безопасности увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Постановлением ВС РФ от 24. 12. 92г. №4214-1.

4. Руководство службой авиационной безопасности аэропорта.

4.1. Службой авиационной безопасности аэропорта руководит начальник службы АБ, который подчиняется заместителю руководителя аэропорта по авиационной безопасности, а при отсутствии такой должности — непосредственно руководителю аэропорта.

4.2. Начальник службы авиационной безопасности назначается на должность и освобождается от должности руководителем аэропорта по согласованию с территориальными органами ГСГА России.

4.3. Начальник службы АБ аэропорта несет персональную ответственность за состояние авиационной безопасности аэропорта и выполнение функциональных задач и мероприятий службой АБ в полном объеме настоящего Положения.

5. Материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности аэропорта.

5.1. Администрация аэропорта обязана создать службе авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на нее задач по обеспечению авиационной безопасности аэропорта и охраны труда. В этих целях должно быть предусмотрено:

  • наличие в зданиях аэропортов (аэровокзалов) оборудованных и оснащенных техническими средствами специальных зон контроля для проведения досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров, исключающих возможность контакта прошедших досмотр с лицами, не имеющими отношения к обслуживанию конкретных рейсов;
  • наличие на грузовых складах и комплексах оборудованных зон для проведения досмотра груза, почты и бортпитания;
  • наличие на территории аэропорта оборудованных мест стоянок для специального обследования воздушных судов при чрезвычайных обстоятельствах;
  • наличие ограждений и инженерно-технических средств охраны периметров, объектов, контрольно-пропускных пунктов аэродрома;
  • наличие условий для надежного хранения оружия и боеприпасов, исключающих возможность их хищения и утраты;
  • наличие необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, летного состава и работников других служб аэропорта по вопросам авиационной безопасности.

5.2. Администрация аэропорта осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности аэропорта.

10 стр., 4731 слов

Разработка производственной стратегии фирмы на примере аэропорта ...

... аэропорта Домодедово по обеспечению выполнения суточного плана авиационных работ ... безопасности, улучшение системы ценообразования, нормативных документов и многого другого. Подробнее данная тема будет рассмотрена в заключение курсовой работы; ... авиационных альянсов, как Star Alliance и Oneworld, обслужил 25,7 млн пассажиров. Владельцем аэропорта считается группа «Ист Лайн». Формально аэропорт ...

Служба авиационной безопасности должна быть обеспечена:

  • служебными и складскими помещениями, а также оборудованием и мебелью для них;
  • автотранспортом для обеспечения деятельности службы авиационной безопасности;
  • средствами радио и телефонной связи;
  • предметами форменной и специальной одежды гражданской авиации и другими материальными средствами.

Примерный вариант структурной схемы службы АБ аэропорта.

В зависимости от статуса и класса аэропорта, выполняемого им объема перевозок, службы авиационной безопасности может быть различной, но в ее составе в большинстве случаев имеются структурные подразделения (группы, отделы):

  • Руководство САБ — начальник службы АБ;
  • Координация работы подразделений САБ — сменный руководитель САБ;
  • Группа обеспечения мер безопасности при обработке потоков пассажиров и грузов.

Отделения группы:

  • отделение досмотра пассажиров, ручной клади и багажа;
  • отделение контроля за пассажиропотоком на перроне.

Группа обеспечения мер безопасности в аэропорту.

Отделения группы:

  • отделение осуществления пропускного и внутриобъектового режима;
  • отделение несения патрульной службы по периметру аэродрома;
  • отделение охраны жизненно важных объектов и въездных (выездных) ворот.

Группа обеспечения мер безопасности воздушных судов.

Отделения группы:

  • отделение охраны ВС;
  • отделение специального осмотра ВС;
  • отделение контроля обеспечения мер АБ на борту ВС.

Группа организации мер противодействия актам незаконного вмешательства.

Отделения группы:

  • отделение обучения и подготовки персонала по АБ;
  • отделение разработки планов «Набат» и обеспечения работы оперативного штаба;
  • отделение координации взаимодействия и организации учении и практических занятий.

Требования к сотрудникам службы авиационной безопасности.

Специфика работы по обеспечению авиационной безопасности и использование для этого высокотехнологичного оборудования предъявляют к сотрудникам служб АБ особые требования.

Хорошо подготовленный и высококвалифицированный персонал служб АБ — ключ к успеху в обеспечении авиационной безопасности на требуемом уровне.

3 стр., 1401 слов

Авиационно-химические работы

... Заказчики заключают договор на выполнение авиационных работ. В основном им необходимо обработать землю ... в труднодоступных местах. В зависимости от поставленной задачи для работ используют вертолеты: МИ-2; МИ-6; Ка-26. Самолеты: АН-2; АН-28. [1] Для безопасности полетов в ... необходимости применения воздушных судов сверхлегкой авиации по выполнению авиахимработ. Список использованной литературы ...

В связи с этим вопросам отбора, приема на работу и подготовке сотрудников САБ должно уделяться постоянное и серьезное внимание на всех уровнях.

Критерии подбора персонала служб авиационной безопасности.

Индивидуальные критерии отбора персонала САБ в большинстве государств носят различный характер. Тем не менее, в большинстве ведущих стран мира подбор персонала служб авиационной безопасности осуществляется по общепринятой практике.

Эта практика устанавливает процедуры для руководства аэропортов (авиапредприятий), которые требуется соблюдать при принятии решения о приеме кандидата на работу в службу авиационной безопасности.

Прием на работу.

При принятии решения о приеме на работу сотрудником САБ аэропортам и авиакомпаниям рекомендуется применять ниже указанные процедуры проверки сотрудника или кандидата, которые должны проводиться независимо от характера предыдущей работы кандидата, даже если он проходил службу в вооруженных силахили работал в другом аэропорту (авиапредприятии).

Каждый аэропорт (авиапредприятии) при приеме на работу сотрудников служб АБ должен удостовериться, что все сотрудники САБ прошли проверку послужного списка согласно местным и государственным требованиям к сотрудникам безопасности за предшествующие 10 лет и тщательную проверку личного дела за предшествующие 5 лет до приема на работу в САБ, при этом:

1. Проверка не выявила судимости (административных правонарушений) за предшествующие 10 лет за любое из ниже перечисленных преступлений:

  • Различные виды судимостей (отбывание срока, условно и т. д.);
  • Подделка различных документов, мошенничество, вымогательство, соучастие;
  • Хулиганство, нарушение общественного правопорядка, нарушение правил воздушных перевозок;
  • Случаи привлечения к административной ответственности (за хранение, ношение и использование оружия, передачу ложной информации, незаконное проникновение в охранные зоны и т.

д.);

2. Проверяемое лицо должно объяснить причины перерывов в работе (более 12 месяцев) за предшествующие 10 лет, а также вышеуказанных правонарушений (если таковые имеются);

3. Принимаемое на работу в САБ лицо имеет среднее образование, плюс 3 года работы в правоохранительных органах, экономической безопасности или контроллером, или сочетание образования и опыта работы, которого, по мнению работодателя, достаточно для выполнения служебных обязанностей в САБ;

4. Принимаемое на работу в САБ лицо умеет говорить, читать и писать по-русски достаточно хорошо для того, чтобы:

а) выполнять устные и письменные касающиеся выполнения порученных обязанностей,

б) читать надписи на русском языке на удостоверениях личности, документах, авиабилетах и ярлыках на предметах, обычно встречающихся в практике обеспечения АБ,

в) понимать вопросы, отвечать на них и давать на русском языке лицам, находящимся на территории аэропорта,

г) заносить информацию об инцидентах и журнальные записи в документацию по авиационной безопасности на русском языке.

5. Принимаемое на работу в САБ лицо имеет физические способности и возможности выполнять порученные функциональные обязанности. Помимо указанных способностей кандидаты в сотрудники групп досмотра должны иметь способность различать цвета, достаточно хорошее зрение и слух, координацию движений, а также моторные навыки, соответствующие стандартам:

13 стр., 6013 слов

Автоматизация работы сотрудников отдела продаж ООО «КСК-Электро»

... предприятию необходима слаженная, четкая организация работы, что невозможно без автоматизации его деятельности. В дипломном проекте поставлена задача автоматизации работы сотрудников отдела продаж ООО «КСК-Электро», включая следующие ... модели организации и анализ «узких мест» 1.1.1 Характеристика предприятия Группа компаний «КСК-Электро» - это динамично развивающийся холдинг, объединяющий следующие ...

а) сотрудники групп досмотра должны быть в состоянии понимать и исполнять на русском языке, касающиеся правильного исполнения своих обязанностей по досмотру.

б) сотрудники групп досмотра должны быть в состоянии давать устные указания на русском языке, касающиеся процесса досмотра лицам, проходящим досмотр.

в) сотрудники групп досмотра должны уметь различать на рентгеновском мониторе соответствующие формы оружия, боеприпасов и запрещенных к перевозке предметов и веществ. Если рентгеновское оборудование дает цветное изображение, сотрудник группы досмотра должен различать все цвета и знать, что обозначает каждый цвет;

  • г) сотрудники групп досмотра в процессе работы должны быть в состоянии слышать и быстро реагировать на человеческую речь и звуковые сигналы, подаваемые оборудованием пункта досмотра;
  • д) сотрудники групп досмотра, осуществляющие ручную проверку багажа и ручной клади, должны уметь эффективно просматривать и обращаться с предметами багажа и ручной клади;

е) сотрудники групп досмотра, осуществляющие личный досмотр «похлопыванием» или с помощью ручного металлоискателя должны уметь обращаться со своим оборудованием при обыске различных участков тела человека,

ж) сотрудники групп досмотра, производящие личный досмотр должны иметь возможность дотянуться до всех частей стоящего взрослого человека одной рукой или ручным металлоискателем в ней.

Для осуществления специальных функций досмотра должны использоваться только те работники, которые имеют способности для такой работы.

Все решения о пригодности кандидата к выполнению функций по авиационной безопасности должны приниматься старшим должностным лицом аэропорта (авиапредприятия).

При принятии этого решения должностное лицо должно принять во внимание информацию, полученную во время проверок, а также учесть те периоды времени, за которые не удалось получить полную информацию.

Принимаемое на работу в САБ лицо успешно прошло начальную, и при необходимости специальную подготовку, в соответствии с требованиями программы обеспечения безопасности аэропорта (авиапредприятия).

Подготовка сотрудников групп досмотра.

Каждый аэропорт (авиапредприятие) при приеме на работу сотрудников служб АБ особое внимание должен уделить подготовке сотрудников групп досмотра. Каждый сотрудник группы досмотра должен пройти начальное обучение по эффективному и безопасному использованию технических средств досмотра, навыкам и особенностям процедур досмотра.

Первоначальное обучение.

Для осуществления функций досмотра требующих принятия самостоятельных решений к работе должны допускаться сотрудники, если они:

а) были ознакомлены с перечнем предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом и способами их выявления техническими средствами досмотра, установленными на данном пункте досмотра.

б) просмотрели аудиовизуальные программы, определенные для первоначального обучения.

в) выявили все тестовые объекты в рабочих условиях.

20 стр., 9866 слов

Генеральный план аэропорта

... аэропорта и обеспечивать максимальную экономическую эффективность воздушных перевозок: быть увязан с ситуационным планом окружающей местности (приаэродромной территории) и генеральным планом ... для обеспечения безопасности при ... безопасности эксплуатации воздушных судов. Обочина укрепленная. Обочина с искусственным покрытием, предназначенная для предотвращения попадания посторонних предметов ...

г) изучили курс обучения в классе не менее 12 часов и комбинированного обучения теории и практики на рабочем месте не менее 40 часов.

Периодическое обучение.

Весь персонал групп досмотра должен проходить периодическое обучение не менее 1 раза в год, которое должно включать:

а) общее ознакомление и дискуссию по материалам утвержденных тем.

б) просмотр аудиовизуальных программ, предназначенных для периодического обучения.

Подготовка на рабочем месте.

Аэропорт (авиапредприятие) должен иметь официальную программу подготовки сотрудников групп досмотра на рабочем месте. Программа должна быть направлена

а) все вновь принятые сотрудники групп досмотра первоначально приступают к работе под постоянным наблюдением более опытных сотрудников. Во время первоначального периода, перед допуском к самостоятельной работе (самостоятельному приему решений в процессе досмотра) аэропорт должен протестировать новичка согласно установленным процедурам и при положительном результате сертифицировать его,

б) руководящий состав САБ путем регулярных проверок и повышенного внимания к новичкам (обеспечением их инструкциями, пособиями и практическими руководствами) должен удостовериться в их необходимой квалификации. Выявленные недостатки или важные наблюдения заносятся в записи об обучении сотрудников.

Аэропорт (авиапредприятие) не должен использовать на работе в пункте досмотра лиц, получивших неудовлетворительную оценку при проверке их подготовленности к данной работе, до тех пор, пока данные лица не пройдут дополнительное обучение, предусмотренное программой обеспечения безопасности.

Аэропорт (авиапредприятие) должен обеспечить ежегодную проверку (аттестацию или тестирование) каждого из своих сотрудников группы досмотра, фиксирование результатов этих проверок и представление результатов проверок для инспекции ГСГА России до 3-х месяцев после увольнения сотрудника.

Аэропорт (авиапредприятие) может продолжать использовать своих работников группы досмотра на их рабочих местах, только убедившись после проверки, что:

1) со времени последний проверки физические способности данного лица, необходимые для выполнения им своих обязанностей, не ухудшились;

2) за прошедший год данное лицо не имело нареканий в работе, и внимательно относилось к своим обязанностям;

3) данное лицо имеет все необходимые навыки для вежливого, бдительного и эффективного осуществления досмотра.

Записи.

Во всех случаях аэропорт (авиапредприятие) на каждого принятого на работу сотрудника САБ должен вести соответствующие записи, в которых указано:

а) что процесс проверки был проведен как положено (в установленном порядке),

б) результаты проверок с заключениями по каждому периоду деятельности кандидата, включая периоды, на которые не удалось собрать данные;

  • в) кто принял решение о соответствии кандидата и приеме его сотрудником САБ.

Общие требования к сотруднику САБ.

Специалист авиационной безопасности Должен знать:

  • основы деятельность и взаимодействие подразделений конкретного аэропорта (авиапредприятия), схему организации и использования различных средств связи в обеспечении АБ;
  • информацию о воздушном терроризме, формы и методы борьбы с ним;
  • Стандарты и Рекомендуемую практику ИКАО по АБ;
  • основы нормативной правовой базы функционирования АБ в ГА РФ;
  • требования нормативных документов ГСГА России по АБ, программу обеспечения безопасности аэропорта (авиапредприятия), действующие в аэропорту (авиакомпании) правила и процедуры обеспечения АБ;
  • структуру и организацию обеспечения АБ в ГА РФ и в конкретном аэропорту (авиапредприятии);
  • структуру, деятельность и взаимодействие подразделений САБ;
  • действия сотрудников САБ при поступлении информации об угрозе взрыва или чрезвычайного происшествия (порядок действии в чрезвычайных обстоятельствах, взаимодействие с правоохранительными органами),
  • диверсионные и методы их обнаружения:
  • опасные предметы и их внешние отличительные признаки, распознавание опасных предметов;
  • действия при обнаружении опасных предметов,
  • технические средства выявления и локализации опасных предметов, свои функциональные обязанности на вверенном участке обеспечения АБ

Должен уметь:

7 стр., 3376 слов

Авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и авиационных работ

... технического обслуживания сооружений и технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения [Электронный ресурс]. – От 1.10.1990 № ... 3. Наставление по службе горюче-смазочных материалов на воздушном транспорте Российской Федерации (НГСМ-РФ-94): утв. ... на работу ТРД 36. Средства для отбора проб ГСМ. Устройство и эксплуатация 37. Обеспечение ... Термины и определения по теме 4. 27. Классификация ТС ...

  • применять государственные нормы и нормативы, законы и подзаконные акты, стандарты и руководства, регламентирующие обеспечение АБ, работу САБ;
  • определять местоположение всех основных зданий и служб, выделять и описывать характерные особенности аэропорта (определять границу между контролируемой и неконтролируемой зонами, установленные правила передвижения в зонах и т.

д.).

  • осуществлять контроль мер АБ в аэропорту (авиакомпании);
  • осуществлять досмотр помещении и ВС в обычных и чрезвычайных ситуациях, выявлять ВУ, ВВ и другие опасные предметы и вещества, грамотно действовать при обнаружении опасных предметов и веществ, особенно в обращении с выявленными ВУ и ВВ;
  • обнаруживать подозрительную деятельность, правильно оценивать ситуацию (обстановку) и предпринимать необходимые меры пресечения в случае возникновения угрозы безопасности ВС, зданиям, средствам и службам аэропорта (авиапредприятия);

— действовать при возникновении чрезвычайных обстоятельств, при пресечении АНВ и ликвидации их последствий. Эффективно применять действующие в аэропорту правила (процедуры) в случае вооруженных нападений, возникновения серьезного авиационного происшествия, угрожающего безопасности.

  • урегулировать инциденты при их возникновении,
  • при необходимости обеспечивать немедленное уведомление руководства САБ,
  • в случае необходимости задерживать лиц (без применения физических мер), не подвергая опасности их самих и находящихся рядом.

Требования к сотруднику САБ по охране.

Специалист авиационной безопасности Должен знать:

  • обеспечение защиты сооружений и наземных средств аэропорта (авиапредприятия) ГА от АНВ,
  • защита контролируемых зон и территорий аэропорта;
  • методы несения охраны;
  • организация пропускного и внутриобъектового режима;
  • обеспечение безопасности воздушных судов:
  • контроль доступа в ВС;
  • процедуры досмотра ВС в обычных и чрезвычайных условиях;
  • технические средства охраны (ИТСО) и их применение.

Должен уметь:

— применять установленные в аэропорту (авиапредприятии) правила и процедуры контроля доступа в контролируемую зону, систему пропусков (проверку документов), досмотр членов экипажей ВС и авиаперсонала. Предотвращать несанкционированный доступ в контролируемую зону

  • выполнять все виды сопровождения и патрулирования (пешком и на автомобиле), осуществлять охрану объектов и ВС, правильно обращаться со служебным оружием, умело действовать в чрезвычайных ситуациях;
  • работать и передвигаться в контролируемых зонах по установленным правилам, осуществлять контроль за движением людей и транспортных средств, соблюдать установленный порядок и правила ведения радиосвязи с различными службами аэропорта;
  • обеспечивать безопасное обращение с обнаруженным оружием или опасными предметами до прибытия специалистов.

Требования к сотруднику САБ по досмотру:

Специалист авиационной безопасности Должен знать:

  • основы психологии человека и поведенческие реакции в стрессовых ситуациях;
  • производство досмотра пассажиров и их ручной клади:
  • организация и оснащение пунктов досмотра;
  • обязанности и ответственность сотрудников групп досмотра:
  • методы досмотра;
  • использование технических средств досмотра;
  • ухищренные способы сокрытия предметов, запрещенных к перевозке ВТ;
  • распознавание особенностей и стереотипов поведения потенциальных преступников;
  • процедуры сопровождения в контролируемой зоне аэропортапассажиров, оружия, боеприпасов, опасных предметов и т.

д. к ВС;

  • производство досмотра багажа, груза, почты и бортовых запасов,
  • правила перевозки опасных грузов;
  • процедуры досмотра;
  • контроль и защита багажа, груза, почты и бортовых запасов;
  • производство досмотра членов экипажей ВС и авиаперсонала;
  • возможности (параметры) применяемых технических средств досмотра, правила безопасной их эксплуатации;

Должен уметь:

  • осуществлять досмотр пассажиров и их ручной клади в соответствии с установленными нормами, правилами и процедурами досмотра, производить изъятие и оформление запрещенных к перевозке предметов и веществ, выполнять установленные процедуры провоза оружия, грамотно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов;
  • слышать на человеческую речь и звуковые сигналы, подаваемые оборудованием пункта досмотра;
  • грамотно эксплуатировать установленные на пункте досмотра технические средства. Обращаться с ручным металлоискателем при осуществлении личного досмотра пассажира (обыск различных участков тела человека).

  • различать все цвета на индикаторах металлоискателей и мониторах применяемых рентгеновских систем, знать, что обозначает каждый цвет.

Различать на экране монитора интроскопа провод 0, 5106 мм.

  • различать на рентгеновском мониторе соответствующие формы оружия, боеприпасов и запрещенных к перевозке предметов и веществ (определять предметы на экране).

  • прочитывать информацию с идентификационных бейджей, удостоверений, этикеток на бутылках, аэрозолях и упаковках.
  • проводить непосредственный осмотр ручной клади;
  • осуществлять досмотр багажа, груза, почты, бортовых запасов,
  • эффективно просматривать и обращаться с предметами багажа и ручной клади.

Открывать и закрывать замки, молнии, винтовые крышки; передвигать и ощупывать содержимое багажа; достигать все полости и перегородки багажа.

  • опознавать и определять в процессе досмотра пассажиров и ручной клади самодельные ВУ, оружие, запрещенные к перевозке предметы и вещества:
  • обеспечивать безопасное обращение с выявленным оружием или опасными предметами до прибытия специалистов.
  • применять в своей деятельности (работе) современные методы распознавания (выявления) потенциальных правонарушителей и преступников;
  • в совершенстве владеть русским языком (письменно и устно), составлять сообщения о происшествии, вести установленную отчетность и документацию.
  • вежливо, предупредительно, квалифицированно и эффективно проводить процедуры досмотра, требуемые программой обеспечения безопасности.
  • обеспечивать сбор, хранение и представление руководству аэропорта требуемой информации для включения в отчет по досмотру.
  • быть корректными, обладать хорошими манерами, рассудительностью, следить за своим внешним видом и быть обходительными с представителями общественности.

Организационные меры по предотвращению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта (авиакомпании).

Предотвращение и пресечение захвата (угона) воздушных судов и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации является одной из главных задач деятельности аэропортов (авиапредприятий) ГА, соответствующих органов и подразделений ФСБ, МВД и других министерств и ведомств РФ, взаимодействующих с ГСГА России по вопросам защиты деятельности ГА от АНВ.

Все действия при проведении ответных мер против АНВ должны осуществляться исходя из принципа приоритетности цели сохранения жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей ВС и других лиц, оказавшихся в зоне происшествия.

В целях предупреждения АНВ в деятельность ГА каждый аэропорт, авиационное предприятие (эксплуатант) должны разрабатывать и обеспечивать выполнение превентивных мер безопасности.

Все мероприятия по предотвращению и пресечению случаев захвата, (угона) ВС, попыток диверсий и других АНВ в рамках Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства осуществляются авиапредприятиями ГА во взаимодействии с органами и учреждениями ФСБ, МВД, воинскими частями МО и ФПС Российской Федерации.

Каждое авиапредприятие, осуществляющее обслуживание воздушного движения судна, подвергшегося АНВ, должно собрать и направить всю необходимую информацию о полете такого ВС всем другим авиационным предприятиям и государствам, в чьем ведении находятся соответствующие органы обслуживания воздушного движения, включая органы УВД в аэропорту предполагаемого назначения полета ВС с целью своевременного принятия необходимых мер защиты на маршруте и в известном или вероятном пункте назначения.

Все организации, учреждения и предприятия независимо от их ведомственной принадлежности обязаны предоставлять все имеющиеся в их распоряжении средства связи для передачи информации об АНВ в деятельность ГА, а также иной информации, которая может способствовать урегулированию указанных чрезвычайных ситуаций.

Все аэропорты РФ независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, должны быть открытыми для приема ВС, подвергшегося АНВ. Такому ВС должен быть обеспечен приоритет в обеспечении полета, в пользовании средствами связи,

светосигнальным оборудованием, взлетно-посадочными полосами и рулежными дорожками аэродрома.

Тема 1.7. Взаимодействие САБ с другими службами аэропорта (авиакомпании) при подготовке ВС к отправлению.

При техническом и коммерческом обеспечении рейсов САБ взаимодействует с другими службами в процессе предполетной подготовки ВС к вылету и по прилету их в аэропорт. В обеспечении авиационной безопасности при обслуживания пассажирских и грузовых потоков на внутренних и международных воздушных линиях огромную роль играет четкое взаимодействие сотрудников службы АБ с персонал других служб аэропорта и авиакомпании.

Авиационная безопасность в лице сотрудников службы авиационной безопасности аэропорта (авиакомпании):

  • осуществляет контроль за сохранностью воздушных судов на стоянке;
  • контроль правильности расчёта коммерческой загрузки, оформления центровочного графика, СЗВ и других перевозочных документов;
  • контролируют правильность загрузки груза, почты багажа;
  • осуществляет досмотр пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, груза и бортового питания на предмет обнаружения веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ГА.

Практика работы гражданской авиации показывает, что наиболее успешно задачи взаимодействия решаются путем внедрения диспетчерской системы управления и контроля, то есть диспетчеризацией. При диспетчеризации каждая группа несет ответственность за выполнение той или иной операции, и диспетчер имеет полномочия требовать выполнение операций в установленные графиком сроки.

Внедрение диспетчеризации позволяет:

  • Улучшить организацию и управление воздушными перевозками в аэропорту;
  • Быстро возникающие в ходе работы неисправности, отказы и промедления;
  • Контролировать ход технологического процесса;
  • Внедрять компьютерные системы с установкой терминалов на рабочем месте диспетчеров.

Диспетчеризация необходима там, где требуется оперативное решение вопросов, возникших неисправностей и отклонений в работе, для обеспечения готовности воздушного судна к вылету.

Диспетчеризация предусматривает организацию четкого взаимодействия служб авиапредприятия в процессе подготовки воздушного судна к отправлению вопросам:

  • По техническому обслуживанию воздушных судов;
  • По заправке воздушных судов;
  • По дополнительным видам обслуживания (уборка салонов, заправка специальными жидкостями и водой, подогрев и охлаждение салонов);
  • Подготовка полетной документации (план полета, штурманский расчет, метеосводка);
  • По обслуживанию пассажиров и по загрузке воздушных судов (багаж, почта, груз);
  • По оформлению сопроводительных документов (багажная ведомость, ведомость центровочный график, почтово-грузовая ведомость, сводно-загрузочная ведомость);
  • По эксплуатации радиотехнического оборудования и связи аэропорта;
  • По обеспечению электросветотехнического обеспечения полетов;
  • По обеспечению АБ в процессе предполетной подготовки ВС к вылету.

Взаимодействием называется процесс оперативной связи структурных подразделений авиапредприятия при подготовке ВС к отправлению и по прилету их в аэропорт.

Процесс оперативной связи между подразделениями и службами (отделами) аэропорта осуществляется с помощью средств связи (ГГС, ДПУ, радиостанции разных модификаций и т.п.).

В настоящее время координация действий всех служб и подразделений аэропорта возложена на Производственно-диспетчерскую службу предприятия (ПДСП), которая:

  • Составляет суточные планы полетов и передает их во все службы аэропорта;
  • Контролирует работу всех служб по технологическому графику, который включает и техническое и коммерческое обслуживание воздушного судна;

Принимает меры по выполнению суточного плана полетов

Осуществляет контроль движения воздушных судов на всю глубину полета, обеспечивает этой информацией пассажиров и персонал;

  • Производит учет и анализ регулярности полетов;
  • При скоплении ВС в аэропорту вследствие «сбойной ситуации» (по метеоусловиям, по техническим причинам) разрабатывает почасовой график приема и выпуска ВС, осуществляет контроль за его выполнением;
  • Указания ПДСП по выполнению СПП и подготовки ВС к вылету обязательно для всех служб, обеспечивающих полеты..

Авиационно-технический комплекс (АТК):

  • Обеспечивает исправность и своевременную подготовку ВС, в том числе резервных, согласно СПП;
  • Принятие мер по устранению неисправностей и дефектов, возникших в полете, о которых было сообщено с борта ВС;
  • Определение отказа авиационной техники и принятие оперативных мер по предотвращению задержек отправления ВС по техническим причинам.

Служба спецтранспорта (ССТ):

  • Выделяет исправные спецмашины с водителями в соответствии с «Табелем выделения машин на подготовку ВС и содержание аэродромов», производит замену неисправной техники;
  • Обеспечивает своевременную подачу к ВС и работу спецмашин согласно технологическим графикам.

Авиационная безопасность

Оперативная схема взаимодействия службы авиационной безопасности с другими службами аэропорта при предполетном обслуживании воздушного судна

Служба горюче-смазочных материалов (С ГСМ):

  • Обеспечивает бесперебойное снабжение техники ГСМ;
  • Производит своевременную заправку ВС кондиционными ГСМ.

Летная служба (ЛО):

  • Выделяет экипажи, в том числе, резервные для выполнения СПП;
  • Готовят экипажи для полетов по сниженным метеоминимумам;
  • Обеспечивают передачу информации для АТК о возникших в полете неисправностях;
  • Обеспечивают проведения экипажами анализа метеообстановки перед вылетом, исключая возвраты и посадки ВС на запасной аэродром по метеоусловиям.

Служба управления воздушным движением (С УВД):

Управление воздушным движением в гражданской авиации осуществляется центрами ЕС УВД, органами службы движения и включает:

  • планирование и координирование воздушного движения;
  • непосредственное УВД;
  • контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка использования воздушного

Главными задачами УВД являются:

  • обеспечение безопасности полетов при выполнении экипажами ВС задании на полет;
  • обеспечение регулярности и экономичности полетов при эффективном использовании воздушного

Каждое воздушное судно с момента запуска двигателей и до момента их выключения в конечном пункте установленного маршрута находится в системе УВД (под наблюдением и постоянной связью).

Аэродромная служба (АС):

  • Обеспечивает постоянную готовность аэродрома к полету, правильное содержание и ремонт летного поля, аэродромных покрытий, водоотводно-дренажных систем и других аэродромных сооружений;
  • Осуществляет организационно-технические мероприятия по надзору и уходу, для обеспечения сохранности и долговечности аэродромных сооружений.

Работа АС ведется по двум направлениям:

  • А) текущая подготовка аэродрома к полетам;
  • Б) текущий ремонт покрытий и сооружений.

Текущая подготовка аэродрома к полетам включает:

  • Текущую аэродромную очистку от снега, гололеда, посторонних предметов, пыли и грязи;

Грейдеровку грунтовых