В последние годы роль энергетики в функционировании и росте экономики страны была и остается доминирующей. Доля продукции ТЭК в ВВП России составляет почти 30%, в налоговых поступлениях в бюджет страны около 50%, в валютной выручке от экспорта — более 60%. Энергетика является важнейшим инфраструктурным фундаментом обеспечения жизнедеятельности общества, формирования трудовой, социальной и бытовой среды обитания человека.
С одной стороны, современное российское общество и экономика страны несут большую нагрузку, связанную с формированием и использованием энергетической составляющей инфраструктуры. Удельные затраты энергоресурсов на производство ВВП в разы превышают среднемировой уровень и тем более уровень развитых стран Запада. При относительно низких ценах на энергоресурсы по сравнению с ценами мирового рынка, затраты на топливо и энергию в производстве промышленной продукции и услуг транспорта составляют в среднем почти шестую часть суммарной себестоимости, что негативно влияет на конкурентоспособность производства. Несмотря на то, что конечное удельное потребление энергии в России на душу населения на 20-25% превышает эти показатели на Западе и в Японии, комфортные энергетические условия для населения в России существенно уступают соответствующим условиям в этих регионах.
С другой стороны, более высокая удельная энергоемкость экономики России обусловлена некоторыми объективными факторами, такими как более холодный климат, особенно в северных территориях страны, сложившаяся «тяжелая» энергоемкая структура экономики, обусловленная в определенной степени природным потенциалом России, протяженные транспортные коммуникации. При более высокой удельной энергоемкости экономики удельные расходы энергоресурсов на душу населения в России, однако, ненамного превышают показатели развитых стран мира, а по потреблению электроэнергии даже отстают. Это является следствием более низкого уровня удельного производства ВВП на человека в России.
Построение энергоэффективного общества является необходимым этапом в достижении целей его развития. Более рациональное, эффективное и экономичное производство и использование энергии, обновление инфраструктуры производственных сил и социального сектора, инновационное развитие являются важнейшими средствами роста экономики и построения совершенного общества. Энергоэффективность сама по себе становится важнейшим ресурсом и гарантом формирования необходимого потенциала для дальнейшего развития государства и общества. Наконец, построение энергоэффективного общества — это не самоцель, а средство решения Концепции долгосрочного социально-экономического развития. Постановка вопроса о построении энергоэффективного общества не ориентирована на дальнейшее повышение доли производства энергоресурсов в производстве ВВП. Скорее наоборот, имеется в виду переход уже в среднесрочной перспективе от энерго-сырьевого сценария развития с опорой на масштабное участие ТЭК в экономике к инновационному развитию, где энергетический сектор призван играть роль стимулирующей, энергообеспечивающей и сырьевой базы в формировании новых направлений структурного высокодоходного развития экономики, основанных на прогрессивных технологиях в промышленности, транспорте, сфере услуг, сельском хозяйстве, с одновременным совершенствованием социальных условий жизни населения.
Экономика — социальное развитие региона Белгородской области
... населения растет. Административно- территориальное В состав области входят 19 муниципальных районов, 3 городских округа, 25 городских и 260 сельских поселений. Промышленность Белгородской области Белгородчина — высокоразвитый индустриально-аграрный регион, экономика ... России. Транспорт Через Белгородскую область ... области сосредоточено более 40 процентов разведанных запасов железных руд страны. ...
Решение такой задачи — прежде всего, компетенция государства, которое должно посредством механизмов адекватных рыночных методов хозяйствования стимулировать инновационные направления развития во всех сферах экономики и промышленности, в том числе в ТЭК и в области использования топливно-энергетических ресурсов.
Можно утверждать, что в России создан потенциал производительных сил и социальной базы, которые позволяют ставить задачу не только экономического развития, но и построения энергоэффективного общества. Основными направлениями деятельности государства по построению энергоэффективного общества должны быть меры, направленные на снижение удельной энергоемкости экономики России, обеспечение энергетической безопасности страны, развитие энергосервисных услуг и формирование адекватной ментальности общества.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
1 Сущность инновации и ее роль в повышении энергоэффективности и энергосбережения
В популярном в западных странах словаре издательства Коллинз приводится следующее определение: «Инновации — практическое усовершенствование и разработка изобретений в области технологий (инновация производственных процессов) или в области изделий (инновация изделий)».
В одном из наиболее известных в настоящее время российских словарей: «Инновации — нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта». Однако вместо пояснения термина «нововведения» приводится ссылка на инновации, т.е. возникает логический круг, исключающий существование более широкого понятия.
Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами.
Поэтому за базовое методологическое положение для дальнейшего анализа, содержащее основные признаки и отличающее общее понятие «нововведение» от экономического — «инновация», примем следующее определение: «Нововведение (инновация) — это изменение (экономического) объекта с какой-то (экономической) целью заданным способом». Т.о. инновацией будем считать нововведение в сфере экономики. Как известно, Й.А.Шумпетер выделял 5 основных типов инноваций: 1) производство нового товара, или придание ему нового качества; 2) освоение нового сегмента рынка, позволяющего продавать товар по цене, превышающей издержки; 3) внедрение новой технологии, снижение себестоимости производства товара; 4) получение нового источника сырья; 5) организационно-управленческие нововведения.
Технологические инновации на предприятии
... Кляйн-кнехт и Р. Кумбс классифицируют инновации по отраслевому признаку: нововведения в отраслях, производящих потребительские товары; нововведения в медицине; нововведения в отраслях, производящих инвестиционные товары; нововведения в отраслях, производящих промежуточные товары (использование которых ...
В предлагаемой схеме состава объектов инноваций (рис.1) получение нового источника сырья не выделяется отдельно, а отнесено к 3 или 5 типу по Шумпетеру. При этом показанные у Шумпетера организационно-управленческие нововведения считаются технологиями управления и поэтому относятся к этапу производства.
Рис 1. Состав объектов инноваций
Внедрение инноваций — задача экономическая, а экономической цели в известных определениях фактически нет, т.к. просто упоминание средств однозначно определить ее не может. А в связи с многообразием средств, вообще возникает вопрос о необходимости упоминания средств в определении инноваций, т.к. это может автоматически исключать из состава инноваций воздействия на объект средствами, не упомянутыми в определении.
Цель капиталистического применения инноваций — максимизация прибыли.
С учетом уточнения состава объектов инноваций (рис.1), а также удаления упоминаний о средствах и добавления пояснения цели, определение будет звучать следующим образом: Инновация — совершенствование товара, его производства и реализации (вывода на рынок), повышающее (их общую) экономическую эффективность. Упоминание общей экономической эффективности подчеркивает комплексность подхода к оценке выгодности инноваций для работы предприятия в целом.
Относительно более общего понятия нововведение можно уточнить, что инновация — это производственно-экономическое нововведение.
Теперь перейдем к роли инновации в повышении энергоэффективности и энергосбережения.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) — это сложная система, включающая совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. В него входят:
- нефтяная промышленность <#»585772.files/image002.gif»>
Рисунок 2- Энергоэффективность стран мира
Что касается того, в каких секторах в стране происходил прирост энергопотребления за 2002-2007 годы, то в последние годы активно увеличивалось потребление энергии в двух секторах — в промышленности и на транспорте (рисунок №3).
Рисунок 3 — Прирост энергопотребления в 2002-2007 годах в России
Возникает вопрос: можно ли вообще снизить энергоемкость страны? Во многих публикациях утверждается, что Россия — не Америка, потому что у нас холоднее. А раз у нас холодно и большая территория, то высокая энергоемкость — это естественный результат. Отсюда делается вывод, что Россия обречена на низкий уровень развития, и поставленная задача снижения энергоемкости на 40% становится невыполнимой. На рисунке №4 приведено сопоставление энергоемкости пар стран, которые находятся в очень близких климатических и культурных условиях, с примерно одинаковой плотностью населения, территорией и т. д. Можно видеть, что страны, которые шли по пути административного управления, централизованного планирования, всегда, как правило, в два раза менее энергоэффективны, чем страны с аналогичным климатом, но с рыночной экономикой. И причиной того, что энергоемкость в России значительно выше, оказалась не «цена холода», а «цена неволи».
Аддитивные технологии – динамично развивающееся производство
... авиастроения, промышленной отрасли, медицины и энергетики. Преимущества аддитивных технологий заключается в разнообразии процессов, позволяющих применять их в различных областях производства. Существенным ограничением ... (EFF) По принципу формирования детали выделяют два направления развития аддитивных технологий: 1. Формирование детали происходит за счет объединения материала, находящегося ...
Рисунок 4 — Сопоставление энергоемкости стран
Для определения потенциала снижения потребления энергии, которым располагает Россия, был проведен анализ различных секторов экономики, на основании которого выявлены необходимые действия для его реализации. ЦЭНЭФ рассмотрел 38 секторов потребления энергии, включая производство многих промышленных продуктов. И если посмотреть на суммарную кумулятивную оценку потенциала энергосбережения (рисунок №5), то золотистая зона — это потенциал энергосбережения, которым страна располагает. Поскольку работа выполнялась совместно со Всемирным банком, за единицу измерения была принята тонна нефтяного эквивалента (тнэ), а не привычная нам тонна условного топлива.
Приростные капиталовложения, т. е. дополнительные, которые страна должна была бы вложить в повышение энергоэффективности, составляют 324-357 млрд. долл. США. По сравнению с триллионом долларов, которые необходимо вложить в обеспечение наращивания производства различного рода энергетических ресурсов, увеличение добычи нефти, газа, производство электроэнергии на тепловых, атомных, гидроэлектростанциях и возобновляемых источниках и т. п., это не так много.
Как распределен данный потенциал? Существует мнение, что он находится в топливно-энергетическом комплексе и в промышленности. Однако исследование показало, что главный потенциал находится в зданиях, включая жилые, общественные, коммерческие и другие строения, кроме промышленных (рисунок №6).
За ними уже следуют промышленность, электротранспорт, электростанции, производство топлива, здания сферы услуг, котельные и т. п.
Рисунок 6 — Распределение потенциала энергоэффективности по секторам экономики
3 Анализ инноваций в энергетике Российской Федерации
В силу своего стратегического значения и уникальности электроэнергетика долгое время существовала в условиях государственной монополии. И вопросы научно-изобретательской деятельности и применения новых технологий также решались централизованно. В результате реструктуризации отрасли, изменился и характер взаимоотношений ее участников. Сегодня инновационными разработками занимаются отдельные энергокомпании.
Вместе с тем, последние десятилетия — время интенсивного научно-технического прогресса, когда появилось множество новых и улучшенных технологий, прорывных решений, также возросли и потребности самого общества. Электроэнергетика, оказывающая непосредственное влияние на уровень и качество жизни человека, рост промышленности и экономики в целом, выступает движущей силой в развитии государства и общества. Именно поэтому так актуален вопрос инноваций в отрасли: интеграции новых идей, проведения исследований, разработок с их
Стратегические интересы России на мировых рынках нефти и газа
... % мировых энергоресурсов с устойчивой ежегодной тенденцией увеличения доли углеводородного (УВ) сырья в структуре ТЭКа. В условиях широкомасштабного спроса на эффективные энергоносители и ограниченности ресурсной базы рынок сырой нефти и природного газа ...
Энергокомпании сталкиваются с необходимостью повышения надежности энергоснабжения, обеспечения энергетической и экономической эффективности в условиях высокого износа оборудования, ограниченности инвестиционных ресурсов и высокой зависимости от импортных технологий и зарубежных производителей. Это, в свою очередь, заставляет собственников и менеджмент компаний искать оптимальные пути развития, повышать конкурентоспособность бизнеса, в том числе активно используя передовой опыт. Однако здесь важно не просто перенимать лучшие знания, подходы и технологии, а создавать свою уникальную платформу для опережающего развития.
Тормозит развитие ряд нерешенных проблем. Прежде всего, отсутствие общесистемных нормативно-правовых и инфраструктурных условий. Чтобы инновационный процесс сделать последовательным, их предстоит создать.
В России отсутствует единая политика в области нормативно-технического регулирования электроэнергетики. В настоящее время одновременно существуют документы, созданные на разных этапах: с одной стороны ГОСТы, ОСТы, с другой — технические регламенты, национальные стандарты, стандарты организаций. Дублирование, действие устаревших норм и правил, отсутствие гармонизации с регулированием внешних рынков, увеличивает технологические, инвестиционные, проектные риски, затрудняет процесс внедрения и использования инноваций.
Выход из ситуации — реформирование системы технического регулирования и обеспечение единства стандартов посредством создания единого центра стандартизации, действующего в интересах всех участников отрасли на принципах саморегулирования.
Другая серьезнейшая проблема российской энергетики — отсутствие инфраструктуры инноваций. Изначально появление инноваций было результатом работы научно-исследовательских институтов и центров. И сейчас многие энергокомпании пытаются идти по пути исследований, научных и опытно-конструкторских разработок, которые требуют значительных временных и финансовых затрат. Во всем мире скорость «превращения» идей в готовые технологии растет. Российской энергетике нужна своя современная инфраструктура инноваций, которая, предоставляя ресурсы коллективного использования, будет работать для всех компаний отрасли.
В энергетике начало процессу формирования инновационной инфраструктуры положено. Один из ее элементов — созданные технологические платформы. Они являются коммуникационными площадками, и их основное назначение заключается в формировании долгосрочного вектора развития, согласовании общественных и государственных интересов, планов и программ исследований.
Одна из четырех техплатформ была создана при участии НП «ИНВЭЛ». Выступая за развитие отечественной энергетики на основе Smart Grid, произошло создание технологической платформы для разработки этого направления как концептуальной модели будущей энергетики. Результатом этой инициативы стало создание платформы «Интеллектуальная энергетическая система».
Россия на мировом рынке нефти и нефтепродуктов
... В данной работе мы рассмотрим, какое место занимает Россия на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Цель - проанализировать место России на мировом рынке нефти и нефтепродуктов. Задачи: Изучить теоретические основы нефтяной ... 2014 году. В общей сложности, только в рамках проекта ВСТО в наши дальневосточные регионы будет инвестировано порядка 700 миллиардов рублей. Нефтяная промышленность России ...
Для достижения практических результатов деятельность техплатформ должна быть дополнена действенным исполнительным механизмом. Для решения этой задачи Партнерство разработало масштабный проект создания Инновационного энергопарка — ключевого звена инфраструктуры инноваций.
Энергопарк станет местом кооперации энергокомпаний, представителей венчурного бизнеса и финансовых организаций, ученых и разработчиков, представителей власти, образовательных учреждений, зарубежных экспертов. Объединяя участников инновационного процесса и предоставляя коллективную ресурсную базу, энергопарк позволит получать технологии и решения для конкретных нужд и задач.
Инновации, как правило, создаются на стыке отраслей, да и возможностей одной компании, даже очень крупной, бывает недостаточно, чтобы создать новую технологию.
Сегодня, когда идет речь об инновациях в электроэнергетике, говорится не просто о модернизации уже известных компонентов энергосистемы, например измерительных приборов или линий электропередач. Инновации связываются с изобретениями нового порядка, имеющими усовершенствованные физико-технические характеристики, способы контроля и управления, возможности по допустимому изменению состояний энергосистемы. Для появления новых технологий нужна консолидация интеллектуальных усилий профессионального сообщества, технологическая база, финансовые ресурсы, которые могут предоставить венчурные фонды, консультации зарубежных экспертов. Также часто полезен свежий взгляд со стороны по принципу Open innovations (открытые инновации), который позволяет привлекать большое количество идей извне и со стороны самих компаний, сокращать сроки и стоимость разработок. При поддержке Российской венчурной компании мы стремимся расширить область применения технологии открытых инноваций в энергокомпаниях и рассчитываем применять этот простой способ решения сложных задач в рамках энергопарка.
Возможность получать работающие технологии, используя лучшие имеющиеся в отрасли средства, вместо самостоятельного финансирования исследований, экспериментов, апробаций, — вот ключевое свойство Инновационного энергопарка, которое становится стимулом для энергокомпаний.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
1 Перспективы развития российской энергетики до 2035 года
В 2011 году Международное энергетическое агентство (МЭА) выпустило очередной энергетический обзор World Energy Outlook 2011, где особое внимание уделило перспективам развития энергетики России и их значению для мировых рынков.
По мнению МЭА, решения российских властей в вопросах энергетической политики в ближайшее время определят не только перспективы для экономического развития страны, но и для обеспечения энергетической безопасности, и экологической устойчивости всего мира.
Основные показатели и тенденции российской энергетики.
В период с 2000 по 2009 год внутренний валовой продукт (ВВП) страны вырос на 50%, а энергопотребление всего лишь на 5%, что говорит о существенном снижении энергоемкости ВВП. Тем не менее, количество энергии на единицу ВВП в России по-прежнему в два раза больше, чем в среднем в европейских странах. Ожидаемый рост ВВП в период 2009 ÷ 2015г.г., согласно прогнозам МЭА, составит 4,3% в год с последующим замедлением до 2035 года, в то время как в Энергетической стратегии России говорится о 5% роста ВВП. При этом, согласно прогнозам МЭА, энергопотребление в России вырастет на 28% к 2035 году (830 млн. тонн нефт. экв).
Альтернативные источники энергии и возможности их применения в России
... Несмотря на такой большой потенциал в новой энергетической программе России вклад возобновляемых источников энергии на 2005 г определен в очень ... Геотермальная энергия по времени использования — наиболее старый источник альтернативной энергии. В 1994 г. в мире работало ... является серьезной альтернативой традиционной энергетике уже в настоящее время. Известно, что каждый год в мире потребляется столько ...
По прогнозам МЭА, на протяжении периода до 2035 года доля нефтегазового сектора в ВВП России уменьшается, но умеренными темпами. Она снижается с предполагаемых 24% в 2011 г. до 20% в 2020 г. и до 15% в 2035 г. Но эти темпы значительно медленнее тех, к которым стремится Россия, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, которая предусматривает сокращение доли нефтегазового сектора в ВВП до 12.7% уже к 2020 г. Население России уменьшилось на 4% и составляет 142 млн. чел, эта тенденция сохранится и в ближайшее время, достигнув 133 млн. человек в 2035 году, по прогнозам МЭА. Согласно прогнозам, ВВП на душу населения будет расти интенсивней (3,9% в год), чем ВВП в целом, что связано с уменьшением численности населения. При этом улучшение условий жизни приведет к росту количества автомобилей с 220 на 1 000 человек (2009г.) до 390 (2035г.), и, как следствие, увеличению спроса на моторное топливо.
В 2010 году Россия была первой по уровню добычи нефти и газа и четвертой по уровню потребления — 2/3 общего экспорта страны составили энергоресурсы: 7.5 млн. баррелей нефти в день, 190 млрд. м3 газа и 82 млн. тонн угля. Основными экспортными рынками являются приграничные государства и Европейский Союз (ЕС), но наблюдается смещение в сторону Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) из-за снижения импорта и диверсификации энергетики в традиционных регионах (США и Европа).
Согласно прогнозам, добыча газа в России увеличится на 35% до 860 млрд. м3 к 2035 году преимущественно за счет месторождений Ямала, Баренцева моря и Восточной Сибири, обеспечив 17% роста мировых поставок газа. А вот добыча нефти, также как и объемы ее экспорта, незначительно сократятся. Но тем не менее, при уровне добычи 9.7 млн. баррелей нефти в день в 2035, Россия останется одной из крупнейших нефтедобывающих стран. Новые трубопроводы в восточном и западном направлении создают более разветвленную и гибкую систему экспорта нефти, а также дают возможность усилить роль России в транзите каспийской нефти. По данным МЭА, в период до 2035 года Россия сохранит свои позиции одного из ключевых игроков на мировой энергетической арене. Соответственно доходы от энергетического сектора вырастут с 255 млрд. долларов США в 2010 году до 420 млрд. долларов США в 2035 году и продолжать оставаться важным фактором роста и национального благосостояния. Также значительным изменением в период до 2020 года является усиление роли внутреннего ранка природного газа по сравнению с экспортными рынками благодаря росту внутренних цен. По прогнозам МЭА, внутреннее потребление газа и нефти будет расти, но их доля в энергобалансе незначительно снизится (с нынешних 54% до 52%).
Однако, основные месторождения нефти и газа в России в настоящее время уже близки к своей выработке, а новые находятся в труднодоступных регионах, что определяет высокую стоимость их разработки. Отсутствие налоговых льгот и снижение спроса на рынках поставят под сомнение возможности инвестирования в новые добывающие и транспортные мощности. При этом на внутреннем рынке России необходимы модернизация устаревшей инфраструктуры и повышение энергоэффективности, поэтому именно эти направления российское правительство рассматривает как приоритетные.
Анализ состояния и перспективы развития нефтяной промышленности России
... падения, триумфы и крахи. Во второй половине 60-х годов XIX столетия среди нефтяных компаний США лидирующие позиции занял «Стандард Ойл» возглавляемая Дж. Рокфеллером. ... стратегию развития нефтяной промышленности Теоретической основой данной работы послужили: учебник «Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности, такие издания периодической печати как Эксперт, Нефть России, ЭКО - ...
По оценкам МЭА, если бы Россия увеличила энергоэффективность каждого сектора экономики до уровня европейских стран, то экономия энергоресурсов могла бы составить 200 млн. тонн нефтяного экв. — это 30% годового потребления энергоресурсов, а по природному газу — объем сопоставимый с нынешним экспортом — около 180 млрд. м3. Достигнув таких показателей энергосбережения, Россия смогла бы приблизиться по уровню энергоемкости к Канаде, которая по таким показателям, как среднегодовые температуры и доля тяжелой промышленности в ВВП, очень близка к России. Стоимость такого объема сэкономленных ресурсов составляет около $70 млрд., что составляет 46% внутренних затрат России на энергоресурсы в 2008 году. Иными словами, текущий уровень энергопотребления в России мог бы обслуживать экономику существенно большего масштаба. Таким образом, будущий экономический рост не обязательно повлечет увеличение спроса на энергоресурсы при условии внедрения эффективным мер энергосбережения.
Среди потребителей основной потенциал энергосбережения приходится на жилые здания, промышленность и транспорт. За счет более эффективной конверсии энергии, ее передачи и распространении возможно существенно повысить экономию топлива при производстве энергии и тепла. Однако, из-за низких цен на энергию, которые определяют долгий период возврата инвестиций, меры по ее эффективному использованию энергии не внедряются повсеместно, хотя для этого есть все технологические возможности. Не менее важным препятствием, по мнению МЭА, является низкий уровень осведомленности населения и компаний о потенциальных выгодах при внедрении энергоэффективных технологий.
В конце 2009 года начал действовать Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», во исполнение положений которого была разработана и утверждена распоряжением Правительства «Государственная Программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности до 2020 года», были разработаны региональные и муниципальные программы по энергосбережению. Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить к 2020 году снижение энергоемкости ВВП на 40% к уровню 2007 года, что сохранит порядка 1 млрд. тонн условного топлива за 10 лет и обеспечит суммарную экономию затрат на энергоресурсы в сумме 9,3 триллиона рублей.
Однако, по мнению МЭА, в России нет систематического подхода к реализации политики по энергосбережению. Те энергосберегающие меры, которые были осуществлены в промышленности и жилищно-коммунальном секторе, по большей части были обоснованы растущими ценам на газ и электричество или необходимостью обновления технологий в связи с окончанием срока их эксплуатации, но не в рамках общей стратегии. При этом нехватка человеческих ресурсов и пробелы в энергетических данных лишь усугубляют ситуацию.
Серьезным препятствием для повышения энергоэффективности в стране является крайне низкий уровень государственного финансирования. Так, например, в государственной программе энергосбережения стоимостью около 10 трлн. руб. до 2020 года доля федерального бюджета составляет менее 1% — 70 млрд. руб. Для сравнения, в сопоставимой программе (проект) по разведке континентального шельфа из всей стоимости программы свыше 7 трлн. руб. (один из вариантов) государственное участие составляет 1,3 трлн. руб. или свыше 18%.
Энергосбережение в системе газоснабжения
... различных методов энергосбережения в системе газоснабжения. 1. Актуальность энергосбережения в газовой отрасли В последние годы в топливно-энергетическом комплексе и в газовой промышленности сложилась ситуация, выдвинувшая проблему энергосбережения на первый ... ОАО «Газпром» составляют 370 млн м3 /год. В общем по России потери газа по этой статье могут составлять более 1 млрд м3 /год. Кризисная ...
Согласно прогнозам МЭА, введение более жестких стандартов энергоэффективности в строительстве и промышленности, повышение цен на энергоносители и более эффективное государственное регулирование позволят сэкономить 715 млн. тонн нефтяного экв., что равноценно годовому энергопотреблению в стране. Но даже в этом случае потенциал энергосбережения по прежнему будет оставаться значительным — до 18% от общего уровня энергопотребления. Это частично объясняется прогнозируемым темпом роста ВВП, который не позволяет быстро осуществить модернизацию производственных фондов в России.
При этом некоторые меры, необходимые для снижения энергоемкости ВВП, еще даже не определены. Например, в активно растущем транспортном секторе до сих пор еще не введены стандарты эффективности использования топлива. Только реформа рынка и повышение уровня цен на энергоносители позволят в большей мере освоить потенциал по энергосбережению. По данным МЭА, цель России по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году может быть достигнута не раньше 2028 года. Реально Россия может сократить энергоемкость ВВП на 50% к 2035 году, а страны БРИКС достигнут к этому времени сокращения в 56%.
2 Рекомендации по внедрению инноваций, способствующих повышению энергоэффективности и энергосбережения в России
инновация экономика энергоэффективность
Несмотря на рыночные преобразования, к использованию ресурсов в России по целому ряду причин относятся по-прежнему так, как это было 10, 20 и 30 лет назад, т.е. по-варварски. Судите сами: расход электроэнергии на 1 доллар ВВП в развитых странах — 0,46 кВт/ч, в США-0,52, а в России — 4,7. Стало быть, российские удельные затраты электроэнергии в десять раз превышают мировые, а с учетом больших транспортных, технологических потерь — почти в 15 раз. Доля электроэнергии в структуре себестоимости валового продукта в России доходит до 50 процентов, в развитых странах — до 5. Не случайно импортная продукция по сравнению с российской для оптовиков, закупщиков, перепродавцов обходится значительно дешевле, она более конкурентоспособна.
И государственные, и частные производители в России говорят о росте тарифов на газ и электроэнергию, но ничего не делают, чтобы хотя бы что-то предпринять конкретное для снижения их потребления. Кстати, показатель интереса российского государства и бизнеса к проблемам ресурсосбережения — полки книжных магазинов. На них десятки книг различных авторов, в том числе переводные, о фондовом рынке, бизнес-планировании, маркетинге, логистике, бухгалтерском учете… Попробуйте отыскать среди этого книжного моря хотя бы одну работу по ресурсосбережению. Таких работ нет. Эксперты Консультационно-исследовательской фирмы ЭКОТРАНС как раритет хранят переведенную с немецкого и изданную в 1982г. книгу западногерманских специалистов »Экономия энергии — новый энергетический источник». Они у себя на Западе принялись очень конкретно и целеустремленно осваивать этот новый энергетический источник сразу после первого удара тревожного энергетического колокола, прозвучавшего на рубеже 1973-1974гг. А мы в это время осваивали добычу нефти в Западной Сибири и строили гигантские ГЭС.
В свете всего вышесказанного представляется очевидным, что комплекс проблем, связанный с формированием Инновационной Энергетики в России, может быть осуществлен только в рамках масштабной государственной макропрограммы. Только грамотное государственное регулирование стихийных процессов в сфере Инновационной Энергетики может эффективно ускорить их, повысить их КПД, как для самого государства, общества, так и для конечных потребителей энергии. В любом случае, в нашем понимании, становление рынка ИЭ процесс объективный, неизбежный, поэтому скорейшая актуализация этой тематики позволит извлечь наибольшие выгоды. Таким образом направления деятельности государства должны осуществляться по следующим направлениям:
- Разработка непосредственно самой макропрограммы, включающей в себя подготовку стратегии перехода на новый технологический уклад в экономике, оптимизирующей его социально-политические последствия.
— Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реальной государственной поддержкой весь спектр разработок возобновляемых источников энергии и детально регулирующей этот рынок. Причем в виду специфичности данной темы в законодательную базу должен закладываться мощный ресурс модернизации.
- Определение приоритетов по отношению к видам нетрадиционной энергетики. Соотнесение этих приоритетов с особенностями субъектов федерации.
- Преодоление ментальных барьеров общества, мешающих разворачиванию комплекса мер макропрограммы.
- Определение приоритетов внутри и вне ИЭ
- инвентаризация инженерных разработок средств преобразования традиционного энергетического материала первого, второго и последующих поколений
- инвентаризация исследований в области преобразования энергетического материала
- инвентаризация и определение приоритетных программ приложения энергии
- Разворачивания макропрограммы
- Развернутые технологические платформы
- Активность незаинтересованных агентов
- инвентаризация агентов и определение их целей, средств, ресурсов
- Ментальные барьеры
Структура макропрограммы:
- Устранение неопределенности приоритетов внутри и вне ИЭ:
- создание экспертного сообщества в области ИЭ
- создание и реализация Концепции соотношения Национальной Инновационной Системы и Инновационной Энергетики и их региональных аспектов.
- Создание системы управления государственной Макропрограммой
- обеспечение высокой степени доступности информации о Макропрограмме
- ресурсное обеспечение Макропрограммы
- Обеспечение совместимости ИЭ с существующей Технологической Платформой
- Создание условий, прекращающих активность агентов, незаинтересованных в становлении ИЭ
- нейтрализация противодействия иностранных агентов, акторов (США, Европы, ТНК, стран АТР)
- привлечение собственников существующей Технологической Платформы в качестве исполнителей Макрограммы
- переориентация государственных дотаций и инвестиций из ТЭК в ИЭ
- Ментальные барьеры
- развитие инновационной культуры
- развитие культуры потребления и энергосберегающего образа жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И государственные, и частные производители в России говорят о росте тарифов на газ и электроэнергию, но ничего не делают, чтобы хотя бы что-то предпринять конкретное для снижения их потребления. Кстати, показатель интереса российского государства и бизнеса к проблемам ресурсосбережения — полки книжных магазинов. На них десятки книг различных авторов, в том числе переводные, о фондовом рынке, бизнес-планировании, маркетинге, логистике, бухгалтерском учете… Попробуйте отыскать среди этого книжного моря хотя бы одну работу по ресурсосбережению. Таких работ нет.
Эффективность рекомендаций — разработка непосредственно самой макропрограммы, включающей в себя подготовку стратегии перехода на новый технологический уклад в экономике, оптимизирующей его социально-политические последствия; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реальной государственной поддержкой весь спектр разработок возобновляемых источников энергии и детально регулирующей этот рынок. Причем в виду специфичности данной темы в законодательную базу должен закладываться мощный ресурс модернизации; определение приоритетов по отношению к видам нетрадиционной энергетики. Соотнесение этих приоритетов с особенностями субъектов федерации; преодоление ментальных барьеров общества, мешающих разворачиванию комплекса мер макропрограммы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://drprom.ru/kursovaya/upravlenie-innovatsionnyim-razvitiem-energeticheskoy-otrasli-rf/
Нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти
1. Федеральный Закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» <http://www.vce34.ru/attachments/postanovlenie_20.rtf>.
- Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» <http://www.vce34.ru/attachments/postanovlenie_1225.doc>.
- Официальный сайт Минэнерго РФ/ fold13/index.php?ELEMENT_ID=12365.
5. Информационно-правовое обеспечение «Гарант», электронная версия.
6. Официальный сайт Роспотребнадзора/ http://rospotrebnadzor.ru/ documen;jsessionid=29F2C46E41000338CEFFF18BBB8062ED.
- Официальный сайт Минэкономразвития России/ http://www.economy.gov.ru/minec/main.
8. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (материал подготовлен Минэнерго России)/Официальный сайт Минэнерго РФ/ minenergo.gov.ru <http://minenergo.gov.ru/>.
Монографии, статьи
9. Лозина Л.А. Роль государства в реализации программы энергоэффективности. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — Апрель, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/04/715
10. Научная статья авторов: Косяков С.А., Литвак В.В., Пронин В.А., Силич В.А., Концепция энергосбережения в АО-ЭНЕРГО <http://www.rosteplo.ru/Tech_stat/stat_shablon.php?id=241>/ Библиотека научных статей/Опубликовано в журнале Энергосбережение №1/2009 <http://www.abok.ru/avok_press/content.php?1+1+2009>/Рубрика: Энергосбережение <http://www.abok.ru/for_spec/bibl.php>
11. Статья «КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» /авторы В.В.Литвак, В.А.Силич, М.Й.Яворский/Электронный ресурс
- Журнал «Инновации»/ Из выступления Константина Симонова на Уральской международной выставке и форуме «ИННОПРОМ-2010».
13. Научная статья из журнала «Проблемы современной экономики», N 3 (39), 2011/ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ/автор Хогоева Т. В. <http://www.m-economy.ru/author.php?nAuthorId=2610> аспирант кафедры менеджмента, маркетинга и коммерции Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г. Улан-Удэ) Томский Региональный Центр управления энергосбережением/www.es.tomsk.ru/ Научная статья «Энергосбережение <http://www.rosteplo.ru/stat1.php?id=12>»
15. Информационный электронный журнал по энергосбережению Координационного совета Президиума Генерального совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности/статья «Анализ инноваций в энергетике РФ»
16. Федеральный справочник /Статья «Топливно-энергетический комплекс России» /2008
- Проблемная статья группы Энергосбережение: «Инновационная Энергетика как ресурс развития»