Предметом данного исследования служат процессы образования системы варн у арийских племён и её интеграция на уже существовавшую кастовую сеть. Объект- генезис варно-кастового строя в древней Индии.
Данное исследование затрагивает процессы, относящиеся к периоду от II тысячелетия до нашей эры, продолжающиеся на протяжении всей истории Индии и не закончившиеся по сей день. Цель данной работы определить причины и процесс формирования касто-варновой системы в Индии. Главная задача изучить литературу по истории Древней Индии, ее социальному делению. Выявить причины расслоения общества на касты и варны, определить особенности каждой варны и их иерархию.
Социальная структура Индии является наиболее специфической и не имеющей аналогов. Ни одно общественное явление в Индии не вызывало такого интереса как касты. В той или иной мере элементы кастовости имелись у многих народов и в разные исторические эпохи. Вместе с тем касты иногда рассматриваются как явление чисто индийское. Это верно, так как нигде кастовая система ни приобрела столь законченной формы и не продержалась так долго.
Слово «каста», вошедшее во многие языки, португальского происхождения и первоначально означало «род», «порода». Наиболее распространенное индийское название данного института- jati (джати).
Под ним подразумевают разнородные общественные объединения (профессиональные, религиозные, секты, племена).
Мнения учёных о возникновении и роли каст в Южной Азии различны. По этим вопросам нет согласия между советскими и западными исследователями. Роль кастового строя, как в древности, так и в процессе современного развития нередко недооценивалась, хотя и заслуживает пристального внимания.
Целостную картину генезиса кастового строя можно составить, только изучая все этапы её развития, вместе с эволюцией социально-экономического строя, а не какого-то одного этапа.
Результатом взаимодействия цивилизации Ариев и первобытной периферии
Варны и касты древней Индии
... Варны, касты, их взаимоотношения внутри данной системы. Варново-кастовое деление имеет глубокие исторические корни, без выяснения которых трудно понять роль каст в Индии, а также развитие всей системы индусского права. Класс - варна - каста, ... Главное в «Законах Ману» - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается ...
Для Индии характерно наличие большого количества племён окружавших очаги цивилизации. Эти племена постепенно включились в классовое общество, знать одних племён осознавала своё сходство со знатью других. Но эти племена удерживали старые позиции, сохраняли традиции свойственные первобытному обществу. Это содействовало консервации общественных явлений. Происходило совмещение варварских порядков с социальной структурой развитых областей, в результате завоевания, и превращения варваров в господствующий слой этих областей, т.е. наблюдался своеобразный баланс сил, который приводил к «замораживанию» общественных норм.
Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, по своему характеру являвшимися этическими, и закреплёнными моралью. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций — дхармасутр и дхармашастр. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману» (они носят имя мифического бога Ману).
Точное время составления этих Законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.
Главными источниками по данной теме служат «Веды», «Законы Ману», «Вишну-Смрити» и «Дхармасутры»
«Законы Ману»- обширный сборник, приписываемый Ману, по брахманской традиции считавшемуся прародителем людей. На самом же деле они являются результатом работы одной из брахманских научных школ. Сборник составлялся в течение нескольких веков, поэтому в нём наряду со сравнительно поздними статьями отражаются отношения более раннего времени.
«Законы Ману» состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).
Главное в «Законах Ману» — закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью «Законов Ману» является религиозная окраска всех его положений.
В «Законах Ману» обожествляется царская власть, а не царь-человек, который может быть «глупым, жадным, необразованным», «приверженным к порокам». Лишь свободная воля индийских царей давала им, возможность реализовать заключенные в них божественные начала, и тогда все подданные процветали, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы, следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его самого, и управляемый им народ.
«Вишну-Смрити» является собранием афоризмов, посвящённых драхме. Данный текст был создан неизвестным автором, предположительно в первые века новой эры. Он представляет собой популярное изложение основного содержания «Законов Ману», «Яджнавалкьи» и других аналогичных памятников. Большая часть текста написана в виде лаконичных фраз-сутр. Построен текст в виде назидательной беседы, где один из наиболее уважаемых богов индуизма- Вишну даёт наставления богине Земли.
Сущность и содержание закона Об обеспечении единства измерений
... Федерации об обеспечении единства измерений Глава 9 – Финансирование в области обеспечения единства измерений Глава 10 – Заключительные положения Цель реферата – изучение структуры и содержания Федерального закона от 26 июня 2008 г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». 1. ...
Принципиально новый этап в развитии социальной дифференциации в Древней Индии нашел отражение в дхармасутрах. В них говориться о четырех варнах — брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах, подчеркивается, что среди этих варн каждая предшествующая превосходит по рождению ту, которая следует за ней. Брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры отделены друг от друга четкими религиозно-правовыми границами. Сами дхармасутры были призваны к тому, чтобы узаконить эти границы, внушить людям их необходимость и святость. Те же цели преследовали и многочисленные религиозно-ритуальные ограничения, запреты, предписания.
«Шатапатха— брахмана» повествует, что Праджапати, создатель людей, породил несколько триад: первая — Бху, Бхувах, Свах; вторая — земля, небо и заключенная между ними атмосфера; третья — брахма, кшатра и виша, т. е. три варны; четвертая — он сам или Атман (душа), нраджа (народ) и скот. Триада вед не упоминается. «Тайттирийя— брахмана» следует другой схеме и сообщает, что сначала был лишь Брахман, из которого появилось все. Далее в тексте говорится, что каждая веда породила варну: наиболее древняя из них, «Ригведа», — вайшьев, «Самаведа» — брахманов и «Яджурведа» — кшатриев. Эти сочинения не упоминают шудр в качестве четвертой варны.
Рассказ, содержащийся в «Тайттирийя— самхите» «Яджурведы», дает более детализированное описание. Согласно ему Праджапати возымел желание творить, и тогда из его уст, груди и рук, чресл и ног образовались четыре варны. Особенность этого рассказа заключается в упоминании того, что каждая варна появилась с собственным божеством, с особым правилам составления гимнов, ритмом произнесения (чхандас) их и своим животным. Здесь следует подчеркнуть, что три первые варны получили божество, варна же шудр его ее имела. Остальное, а именно: чхандас, животное и штому — она, получила наравне с другими. Животным брахманов была коза (аджа), кшатрииев — овца (ави), вайшьев — корова, шудр — лошадь.
Великий Брахман создал шудру специально для того, чтобы он был дасья (подчинённым слоем) трех варн — свободных ариев. После этого, говорили они, община начала процветать и расти. Но то уже не была прежняя счастливая община. Возникновение рабства, трех высших варн и варны шудр, деление на классы и возникновение классовой борьбы было последним актом великого древнего Брахмана, первотворца — Яджни— Пуруши. Открытие огня и приручение животных как бы воскресили умирающего Брахмана — Праджапати.
Среди дошедших до нас произведений древнеиндийской литературы особое место занимает «Артхашастра» — трактат об искусстве политики и управления государством. Традиция приписывает его составление Каутилье — советнику царя Чандрагупты, основателя династии Маурьев, о внуке которого — Ашоке — упоминалось выше. В противоположность произведениям ведийской литературы и дхармашастрам Каутилья представляет «чистое», ортодоксальное общество состоящим не из трех, а из четырех варн. Члены последней, очевидно, совершали священные обряды и руководствовались предписаниями индуизма.
Храмовое строительство в древней Индии
... знаем, в частности из вед, что в северной Индии велось интенсивное строительство. В ... В это время уже оформилось деление общества на четыре сословно-кастовые группы (варны): жрецов-брахманов, воинов-кшатриев, земледельцев, ремесленников и торговцев – вайшиев, а также низшую варну – шудр ... воспроизведенным в своде архитектурных правил “Манасара”, входящим в состав санскритских религиозно-канонических ...
До сих пор понимание отдельных частей текста остается спорным или предположительным, поэтому в данной работе приведены наравне все найденные интерпретации «Артхашастры» различными авторами, занимавшимися данной проблемой расшифровки, перевода и толкования текстов, равно как и других памятников древней индийской литературы. Сохранившиеся от далекого прошлого литературные тексты имеют большей частью религиозно-философское или ритуальное содержание, источников документального характера от древности почти не осталось. Сведения «Артхашастры» о конкретных кастах не представляют большого интереса. Здесь приводятся лишь те их наименования, которые принято было перечислять при описании «процесса смешения варн». Обычно это древнейшие названия, встречающиеся в ведийской литературе. На их примере воссоздается самая общая модель касты древней Индии">касты и кастового порядка в целом.